ЗВОННИЦА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ

«Сысой» ( весит две тысячи пудов (32 тонны) , —
первый, самый большой колокол звонницы ростовского Успенского собора.

10 историй русских колоколов

Назван так в честь отца митрополита Ионы, схимонаха Сысоя, вылит в Ростове в 1688 году.
Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря.

Андрей Мыслитель (6892) 5 лет назад
«Сысой» ( весит две тысячи пудов (32 тонны) , —
первый, самый большой колокол звонницы ростовского Успенского собора. Назван так в честь отца митрополита Ионы, схимонаха Сысоя, вылит в Ростове в 1688 году.
Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря.

Тон этого колокола соответствует ноте "До". Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона "До", дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте "Ми", находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон — большая терция "Ми" становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. При совместном звучании с двумя менее крупными колоколами ростовской звонницы — "Лебедем" (500 пудов) и "Полиелейным" (1000 пудов) , отлитыми знаменитым мастером Филиппом Андреевым соответственно в 1682 и 1683 годах, звон их образует до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. Низший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелейного".

Диаметр отверстия, или поперечник основания, сего колокола — 5 аршин и 3/4 вершка. Диаметр его вершины внутри 2 аршина 7 1/4 вершка. Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13 1/2 вершка. Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, у сего колокола 7 вершков. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 130,92. Колокол имеет скромное убранство. Около его головы и краев проходит рельефная надпись, выполненная вязью на церковно-славянском языке. Из текста надписи мы знаем, что отливал "Сысой" мастер Флор Терентьев.

Вверху, вокруг головы написано: "Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев", а внизу, вокруг краев написано: "и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов".

Звонница Успенского собора расположена между северным входом в Ростовский кремль и Успенским собором. Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314).

На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро.

Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»).

Как называется самый большой колокол на звоннице ростовского кремля?

Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

Колокола звонницы Ростовского кремля

«Сысой» — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы.

«Полиелейный». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы. Основной тон — нота «ми» малой октавы.

«Лебедь». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы.

«Голодарь». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля».

«Баран». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми».

«Красный». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы.

«Козел». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова.

«Набатный» или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы.

На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма.

Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг XX века звоны постепенно начали возвращаться.

Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль. Поэтому касса для посещения звонницы расположена на ее первом этаже.

Колокола Ростова Великого

Главный храм Ростова Великого — Успенский собор. Первая церковь на этом месте была построена в 991 году, а нынешний храм сооружен в начале XVI века. Здесь был крещен отрок Варфоломей — будущий Сергий Радонежский, много позже служил Иоанн Кронштадский. А удивительно красивый Ростовский кремль — это вовсе не кремль, а резиденция местных архиереев. Очень многое здесь построил митрополит Иона III Сысоевич, возглавлявший епархию почти 39 лет (с 1652 по 1690 годы). Одна постройка была особенной и делалась по оригинальному плану владыки Ионы: это колокольня (звонница) Успенского собора. Построить ее он велел в один ярус и необыкновенно длинной — 15 сажен при высоте 10 (1 сажень = 2,1336 м), и приказал лить колокола.

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году — "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер.

А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени "Сысой". Диаметр его основания 363 см, только вес языка 75 пудов (1,2 т), раскачивают его два (!) человека, до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию.

"Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам.

Колокола Ростова Великого

Самый "старый" колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. По-видимому, "Баран" отливался не специально для Успенской звонницы, а попал туда уже при подборе колоколов.

Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел", остальные без названия, только два небольших зазвонных имеют нумерацию: первый и второй… Эти колокола отлиты в разное время, но датируются в основном XVII веком.

Фото Н. Пастушенко
Фото Н. Пастушенко

Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших — поперек (сейчас на звоннице 15 колоколов). Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России, здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны. Звонница Успенского собора, которой более 300 лет, является уникальным инструментом-сооружением: "Сысой", "Полиелейный" и "Лебедь" образуют до-мажорное трезвучие и слаженность, необходимая для этого, поразительна. "Частоты основных тонов согласуются с погрешностью не более процента по правилам хроматического строя и не более трети процента — по правилам натурального: сверх того высший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелея". (Ю. Пухначев "Колокол".)

Ростовскими звонами восхищались композитор Берлиоз и певец Шаляпин… Советская власть запретила в Ростове колокольные звоны. Но даже во времена гонения они звучали на грампластинках и в кинофильмах. В виде "концертов колокольной музыки" звоны были возобновлены в 1987 году, а с 1991г. сопровождают церковную службу. Довольно часто под звонницей Успенского собора раздаются восхищенные аплодисменты: звонари за деньги дают для туристов короткие концерты. Средства необходимы, чтобы обновить один из 15 колоколов звонницы — он треснул.

Ростовские колокола чудом уцелели во время гонения на церковь: "была попытка уничтожить и их, а заодно "разобраться" со всем Ростовским кремлем. А.В. Луначарский, оказавшийся тогда в Ростове, спас исторические памятники: "Рубите руки тому, кто посягнет на целость их", — приказал он работникам укома". (Ю. Пухначев "Колокол".)

Справедливости ради, стоит заметить, что кроме времени послереволюционных гонений на церковь, угроза уничтожения Успенской звонницы и ее колоколов возникала и раньше. Во время войны со шведами после неудачи под Нарвой в 1700 году, когда была потеряна большая часть русской артилерии, Петр I издал указ об изъятии колоколов в различных городах. "Ростовские храмы и звонница избежали этой участи благодаря тому, что в 1691 году Петр из митрополичьих кладовых взял 15 пудов серебряной утвари и перечеканил ее на монеты, а с 1692 по 1700 гг. ростовская метрополия выплатила в государственную казну 15000 рублей — сумму по тому времени огромную. Это подорвало экономическую мощь метрополии, и она уже не могла вести сколько-нибудь значительного строительства, но зато звонница и колокола остались в целости" (М.Н. Тюнина "Ростовские колокола и звоны").

В начале XX века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более. Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол, Большой Успенский, "Реут" (Москва, Кремль) и "Полиелейный", "Сысой" из соборной звонницы Ростова Великого…

В 1999г. состояние колоколов звонницы Успенского собора Ростовского Кремля было исследовано специалистами

Самой мне довелось побывать в Ростове Великом только виртуально: на сайте

Светлана НАРОЖНАЯ

Основные источники:

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *