ВЫСОТКА В ОРУЖЕЙНОМ ПЕРЕУЛКЕ

Содержание

Что не так с высоткой в Оружейном переулке?

Юрий Болотов

Летом 2016 года над офисным зданием на Садовом кольце возвели шпиль, и так завершилась история строительства одного из главных московских долгостроев и последнего крупного символа лужковской архитектуры. Здание введено в эксплуатацию, и на его примере прекрасно видны характерные особенности архитектуры 1990-2000-х годов. Давайте их разберем.

Что это за башня?

Сперва о самом здании. Неплохой материал о высотке в самом начале декабря выпустила «Афиша Daily», но в целом надо знать следующее.

💡 «Дон-строй» (среди прочего на счету застройщика «Триумф-Палас») начал строительство еще в 2006 году, но из-за кризиса в 2008 году работы заморозили.

Через три года «Сбербанк» включился в проект и выделил средства на достройку здания, и в 2015 году башню ввели в эксплуатацию. Этим летом по просьбе заммэра по строительству Марата Хуснуллина на высотку водрузили шпиль.

💡 Архитектурный проект башни разработали в «Моспроекте-2». Автором здания является Михаил Плеханов, а самим бюро руководит Михаил Посохин. Посохин — Зураб Церетели от архитектуры, а «Моспроект-2» — придворное бюро Юрия Лужкова, ответственное за подавляющее большинство скандальных проектов его эпохи. «Охотный ряд», «Новинский пассаж» и башня на Павелецкой — это Посохин. Реконструкция Гостиного двора и усадьбы «Царицыно» — это Посохин. Уничтожение «Военторга», «Детского мира» и гостиницы «Москва» — это Посохин. Кстати, храм Христа Спасителя тоже строил «Моспроект-2».

"Разухабистый алкаш" в центре Москвы. 10 архитектурных уродцев столицы

В общем, в чистоте стиля сомневаться не приходится.

(Нужно внести одно уточнение, чтобы избежать путаницы: Посохин является сыном другого Михаила Посохина, и если сын — бездарность и делец, то его отец — классик совмода и главный архитектор брежневской эпохи, хотя тоже не без вопросов. По иронии судьбы сын плюнул и в наследие отца, впихнув башню «Лотте Плаза» в ансамбль Нового Арбата.)

💡 В башне 28 этажей и подземная парковка на 1200 машин, уходящая вниз на 6 уровней. Высота со шпилем — 165 метров. Для сравнения: сталинская высотка на «Баррикадной», первый значительный проект Посохина-отца, скромнее на 10 метров.

💡 Сейчас внутри здания идет отделка, и комплекс заселяют арендаторы: ожидается, что в 2017 году в башне разместятся офисы «Сбербанка», «Мегафона» и структур Алишера Усманова.

О чем нам говорит это здание?

Забавно, что этой высотки могло бы и не быть: во время заморозки строительства московские власти высказывались в том духе, что железобетонный каркас нужно снести, потому что башня добавит транспортной нагрузки и без того переполненному Садовом кольцу. Однако до сноса не дошло: собянинская мэрия пожалела 3 миллиарда рублей, которые пришлось бы возместить «Дон-строю».

Подобно открытому в прошлом году Центральному детскому магазину на Лубянке, высотка в Оружейном — привет из эпохи Лужкова. Лужковский стиль считается синонимом дурновкусия, но за ним стоит определенная логика, которую можно последить на примере этого здания благодаря дистанции. Вот она.

0.

Говоря о лужковской архитектуре, сперва нужно вспомнить, что ее делали бывшие советские архитекторы. Например, прекрасный модернист Андрей Меерсон, автор микрорайона «Лебедь», дома авиаторов на Беговой и абсолютно гениального кирпичного корпуса Министерства оборонной промышленности СССР на 1-й Брестской улице, в середине 2000-х построил беспомощный эклектичный «Ритц-Карлтон» в самом начале Тверской. А знаете, кто архитектор «Европейского»? Юрий Платонов, автор Института биоорганической химии в виде огромной молекулы ДНК и башни РАН с «золотыми мозгами».

Понятно, что эпоха Лужкова — это время диктата заказчика, но эмпирическое правило гласит, что чем более утонченным модернистом был архитектор в эпоху СССР, тем убийственнее получался у него результат при переходе к другому языку, тем ниже было архитектурное качество. (При этом первые модернисты вообще-то были людьми с классическим образованием и могли построить все: тот же Мис ван дер Роэ, придумавший интернациональный стиль и слоган «less is more», перед Первой мировой войной руководил строительством посольства Германской империи на Исаакиевской площади Петербурга.)

Архитектор Михаил Плеханов, начинавший еще в конце 1970-х на строительстве здания Генштаба на Арбатской площади (привет Посохину-старшему), утверждал, что его башня решена в стиле ар-деко. Так вот, это такая же рекламная ложь, как обвешанные колоннами панельные многоэтажки, которые продают как «сталинский ампир».

1.

Все становится на свои места, если посмотреть с иронией на этот проект. Возьмем сталинскую высотку, сожмем ее в сто раз, чтобы получить объемную модель, а потом эту модель снова растянем. В процессе преобразований детали сотрутся, а какие-то пропорции нарушатся, и мы получим «Триумф-Палас» или эту башню в Оружейном переулке. Вообще это характерно для многих построек лужковской эпохи: условный памятник Петру I Зураба Церетели потому и забавен, что это такой непроизвольный поп-арт — оловянный солдатик, увеличенный до циклопических размеров.

Среди московской архитектуры последних 25 лет можно встретить и честную неоклассику («Римский дом» Михаила Филиппова), и ар-деко («Галс-Тауэр» Павла Андреева), но вообще-то лужковский стиль — это то, что можно условно назвать средовым постмодернизмом. У появления этой стилистики три причины:

— западная мода на архитектурный постмодернизм в 1970-1980-е годы. Отрицая советскую идеологию и модернизм как официальный стиль Советского Союза, российские архитекторы с опозданием берутся за постмодернизм (кстати, происхождение некоторых московских проектов станет понятнее, если посмотреть работы Филиппа Джонсона 1980-х годов и представить, как бы они выглядели в керамограните);

— идея средового подхода, появившаяся в советской архитектуре в 1970-1980-е годы. Грубо говоря, это тоже следствие усталости от модернизма, только не на уровне отдельного здания, а на уровне всего города. Если Ле Корбюзье предлагал все снести и застроить многоэтажками, то последователи средового подхода говорили, что нельзя прокладывать еще один Новый Арбат через центр города; новое строительство должно вписываться в существую среду, дополнять ее, а архитектору стоит сохранять случайности исторической застройки;

— личные вкусы Юрия Лужкова. Эти вкусы не имели бы настолько решающего значения, если бы не развитой московский госкапитализм. Знаковые городские проекты — например, ТРК «Охотный ряд» — зачастую были следствием не рыночной необходимости, а госзаказа, который исполняли государственные же проектные институты (отсюда и феномен «Моспроекта-2», воплощавшего в реальность фантазии московского мэра).

В итоге идеология лужковской архитектуры строится на представлении, что существует некая исконная «историческая» среда Москвы и присущий ей «правильный» стиль (я намеренно включаю слова в кавычки, потому что все это, конечно, неправда). Причем среда должна быть более-менее однородной и неизменной, незыблемой. В результате новые постройки не привносят чего-то нового, а как бы являются средним арифметическим окружающего контекста.

2.

А теперь самое прикольное. Здание в Оружейном переулке легко охарактеризовать как грубую и топорную копию сталинских высоток, подделку, но ирония заключается в том, что во внутренней парадигме лужковского стиля нет разницы между оригиналом и фейком.

Мы привыкли к тому, что предметный мир обновляется так часто и быстро, что категория подлинности вещей стирается. Например, ты пользуешься iPhone N, через пару лет он начинает тормозить, и ты просто делаешь апгрейд до iPhone N+2, — с точки зрения интерфейсов ничего не изменилось, ты все так и остаешься пользователем айфона. Но как обстоят дела с объектами, которые куда массивнее в размерах, а жизненный цикл которых дольше пары лет?

Казалось бы, к архитектуре радикальный апгрейд неприменим: во-первых, строить банально сложно, дорого и муторно; во-вторых, одна из главных ценностей архитектуры — ее незыблемость, недвижимость. Но Юрий Михайлович Лужков оказался большим художником, который дал свой простой ответ на этот непростой вопрос: новая копия всегда лучше устаревшего оригинала. Нет ничего зазорного в том, чтобы снести здание, а на его месте возвести версию 2.0 с добавленной стоимостью — например, подземной парковкой.

(Можно вспомнить и апокрифические слова бывшего руководителя стройкомплекса Москвы Владимира Ресина о Венеции: «Все гнилое, штукатурка отваливается. Позвать бы нас, мы бы все это снесли и сделали, была бы конфетка».)

Говоря о московских фейках, в первую очередь вспоминают сносы «Военторга» и гостиницы «Москва», но вообще-то возведение храма Христа Спасителя следует той же логике, а ее апогеем и вовсе стали работы по «реставрации» дворцово-паркового ансамбля «Царицыно».

«Царицыно» — это фейк без оригинала: строительство Большого Царицынского дворца было брошено на полпути еще в XVIII веке, а спустя две сотни лет Юрий Лужков решил восстановить историческую справедливость в своем понимании.

«Восстановить историческую справедливость» — внутреннее оправдание лужковского стиля. И нужно понимать: люди, которые работали над башней в Оружейном переулке, скорее всего искренне думали, что они не только зарабатывают деньги, но и приближают Москву к ее утерянному идеальному образу (не имеющего никакого отношения к реальности). В советские годы на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы планировалось высотное здание; в глазах создателей башни ее строительство — лишь утверждение исторической правды.

Ну и потом, сталинские высотки — парадная витрина Москвы, так почему бы не построить еще одну? В идеальной Москве у каждого есть своя сталинская высотка.

3.

В прекрасной монографии «Грибы, мутанты и другие: Архитектура эры Лужкова» архитектор Даша Парамонова дает определение зданиям, подобным МФК «Оружейный»:

«Уникаты — это объекты, спроектированные, чтобы быть уникальными.

Они не решают градостроительных и социальных задач и взаимодействуют с городом через восторженную или негативную реакцию зрителя. Их нельзя оценивать как обычную архитектуру — с точки зрения пропорций элементов, тектоники, общей гармонии. Задача уникатов – не создание гармоничных композиций, а провозглашение принципов индивидуалистического общества. Они призваны как можно громче заявить о своем авторе или заказчике».

А потом добавляет:

«Особенность уникатов состоит в том, что они могут в любой момент — не через десятилетия, как это было в предыдущие эпохи, а сразу по завершении строительства — выйти из моды».

Именно это и случилось с башней в Оружейном переулке. Эта высотка — со всех сторон выдающийся образец лужковского стиля, но в 2016 году она просто неактуальна и потому скучна.

Оружейный, МФК
  • Раздел: Город
  • Дата съёмки: неизвестно
  • Дата загрузки фото: 16.07.2016 21:02
  • Оригинальная фотография: 3338 x 4246 (2,0 Мб)
  • Технические характеристики:
  • Фотоаппарат: Canon IXUS 105
  • Выдержка: 1/125
  • Гиперфокальное расстояние: inf m
  • Диафрагма: 8,0
  • Светочувствительность: 80
  • Фокусное расстояние: 5,0 mm (35 mm equivalent: 30,0 mm)
  • Полный EXIF
  • Canon
  • AEBBracketValue: 0
  • AESetting: Normal AE
  • AFAreaHeights: 18 18 18 18 18 18 18 18 18
  • AFAreaMode: Multi-point AF or AI AF
  • AFAreaWidths: 18 18 18 18 18 18 18 18 18
  • AFAreaXPositions: -18 0 18 -18 0 18 -18 0 18
  • AFAreaYPositions: -18 -18 -18 0 0 0 18 18 18
  • AFImageHeight: 100
  • AFImageWidth: 100
  • AFPoint: Face Detect
  • AFPointsInFocus: 3,4,5,7
  • AutoExposureBracketing: Off
  • AutoISO: 75
  • AutoRotate: Rotate 90 CW
  • BaseISO: 100
  • BulbDuration: 0
  • CameraISO: Auto
  • CameraTemperature: 31 C
  • CameraType: Compact
  • CanonExposureMode: Easy
  • CanonFirmwareVersion: Firmware Version 1.00
  • CanonFlashMode: Off
  • CanonImageHeight: 3000
  • CanonImageType: IMG:IXUS 105 JPEG
  • CanonImageWidth: 4000
  • CanonModelID: PowerShot SD1300 IS / IXUS 105 / IXY 200F
  • Categories: (none)
  • ContinuousDrive: Single
  • Contrast: Normal
  • ControlMode: Camera Local Control
  • DateStampMode: Off
  • DigitalZoom: None
  • EasyMode: Full auto
  • ExposureCompensation: 0
  • ExposureTime: 1/124
  • FNumber: 7,9
  • FacesDetected: 65535
  • FileNumber: 774-3203
  • FirmwareRevision: 1.00 rev 4.00
  • FlashBits: (none)
  • FlashExposureComp: 0
  • FlashGuideNumber: 0
  • FlashOutput: 0
  • FocalLength: 5 mm
  • FocalPlaneXSize: 6,30 mm
  • FocalPlaneYSize: 4,72 mm
  • FocalType: Zoom
  • FocalUnits: 1000/mm
  • FocusContinuous: Continuous
  • FocusDistanceLower: 0 m
  • FocusDistanceUpper: 65,53 m
  • FocusMode: Single
  • FocusRange: Auto
  • ISO: 74
  • ImageStabilization: On
  • ImageUniqueID: 97a21a1a84eb91e8dcadaa9f020ac51d
  • IntelligentContrast: Off
  • LensType: Unknown (-1)
  • MacroMode: Normal
  • ManualFlashOutput: n/a
  • MaxAperture: 2,8
  • MaxFocalLength: 20 mm
  • MeasuredEV: 14,06
  • MeteringMode: Evaluative
  • MinAperture: 8
  • MinFocalLength: 5 mm
  • MyColorMode: Off
  • NDFilter: Off
  • NumAFPoints: 9
  • OpticalZoomCode: 0
  • OwnerName:
  • PrimaryAFPoint: 4
  • Quality: Fine
  • RecordMode: JPEG
  • Rotation: 90
  • Saturation: Normal
  • SelfTimer: Off
  • SelfTimer2: 0
  • SequenceNumber: 0
  • Sharpness: 0
  • SlowShutter: Off
  • SpotMeteringMode: Center
  • TargetAperture: 8
  • TargetExposureTime: 1/125
  • ThumbnailImageValidArea: 0 0 0 0
  • VRDOffset: 0
  • ValidAFPoints: 9
  • WhiteBalance: Auto
  • ZoomSourceWidth: 4000
  • ZoomTargetWidth: 4000
  • Composite
    • Aperture: 8,0
    • CircleOfConfusion: 0,005 mm
    • DriveMode: Single-frame Shooting
    • FOV: 61,0 deg
    • FocalLength35efl: 5,0 mm (35 mm equivalent: 30,0 mm)
    • HyperfocalDistance: inf m
    • ISO: 75
    • Lens: 5,0 — 20,0 mm
    • Lens35efl: 5,0 — 20,0 mm (35 mm equivalent: 30,0 — 120,0 mm)
    • LensID: Unknown 5-20mm
    • ScaleFactor35efl: 6,0
    • ShootingMode: Full auto
    • ShutterSpeed: 1/125
    • SubSecCreateDate: 2016:07:16 16:27:08.00
    • SubSecDateTimeOriginal: 2016:07:16 16:27:08.00
    • ExifIFD
      • ApertureValue: 8,0
      • ColorSpace: sRGB
      • ComponentsConfiguration: Y, Cb, Cr, —
      • CompressedBitsPerPixel: 3
      • CreateDate: 2016:07:16 16:27:08
      • CustomRendered: Normal
      • DateTimeOriginal: 2016:07:16 16:27:08
      • DigitalZoomRatio: 1
      • ExifImageHeight: 3000
      • ExifImageWidth: 4000
      • ExifVersion: 0221
      • ExposureCompensation: 0
      • ExposureMode: Auto
      • ExposureTime: 1/125
      • FNumber: 8,0
      • FileSource: Digital Camera
      • Flash: Off, Did not fire
      • FlashpixVersion: 0100
      • FocalLength: 5,0 mm
      • FocalPlaneResolutionUnit: inches
      • FocalPlaneXResolution: 16460,90535
      • FocalPlaneYResolution: 16483,51648
      • ISO: 80
      • MaxApertureValue: 2,8
      • MeteringMode: Multi-segment
      • OffsetSchema: 4124
      • SceneCaptureType: Standard
      • SensingMethod: One-chip color area
      • ShutterSpeedValue: 1/125
      • SubSecTimeDigitized: 00
      • SubSecTimeOriginal: 00
      • UserComment:
      • WhiteBalance: Auto
      • IFD0
        • ImageDescription:
        • Make: Canon
        • Model: Canon IXUS 105
        • ModifyDate: 2016:07:16 16:27:08
        • Orientation: Rotate 90 CW
        • RelatedImageHeight: 3000
        • RelatedImageWidth: 4000
        • XPSubject:
        • XPTitle:
        • YCbCrPositioning: Co-sited
        • InteropIFD
        • System
        • XMP-dc
        • XMP-rdf
          • About: uuid:faf5bdd5-ba3d-11da-ad31-d33d75182f1b
          • XMP-xmp
            • CreateDate: 2016:07:16 16:27:08
              • Просмотров: 397
              • Рейтинг: голосов еще нет
              • Отзывов: 2
              • Получить код для блога
              Вставка фотографии в текущем разрешении Вставка миниатюры
              HTML (для вставки в блог):
              BBCode (для вставки в форум):
              Ссылка на фото:
              HTML (для вставки в блог):
              BBCode (для вставки в форум):
              Ссылка на миниатюру:
            • Послать ссылку другу
            • Комментарии к фотографии
              Тематики галереи
              • Природа
              • Пейзаж
              • Натюрморт
              • Цветы
              • Животные
              • Портрет
              • Живопись
              • Город
              • Архитектура
              • Интерьер, дизайн
              • Макро
              • Путешествия
              • Отдых, развлечения
              • Активный отдых, туризм
              • Спорт
              • Автомобили
              • Друзья, встречи
              • Клубы, концерты
              • Репортаж
              • Компьютеры, железо
              • Компьютерная графика
              • Заставки, обои
              • Фотомонтаж
              • Работа
              • Хобби
              • Я, любимый(ая)
              • Семья, личное
              • Юмор
              • Тесты фототехники
              • Аудио-видео техника
              • Другое, разное

              Многофункциональные торговые и офисные комплексы

              Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс "Мануфактура"

              Московская обл. г. Балашиха.
              110000 кв.м.

              Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс "Мануфактура"
              Московская обл.

              Сбербанк открыл в Москве знаменитый долгострой

              г. Балашиха.
              110000 кв.м.

              Многофункциональный административно-торговый комплекс "Оружейный"

              Москва, Оружейный переулок.
              166700 кв.м.

              Многофункциональный административно-торговый комплекс "Оружейный"
              Москва, Оружейный переулок.
              166700 кв.м.

              «Сущевка», гостинично-офисный комплекс

              Москва, ул. Сущевский вал.
              44420 кв.м.

              «Сущевка», гостинично-офисный комплекс
              Москва, ул. Сущевский вал.
              44420 кв.м.

              Спортивно-оздоровительный, гостинично-деловой международный конгресс-центр "Пионеры"

              Москва, Ленинградский проспект.
              420000 кв.м.

              Спортивно-оздоровительный, гостинично-деловой международный конгресс-центр "Пионеры"
              Москва, Ленинградский проспект.
              420000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Искра"

              Москва, Ленинградский проспект.
              200000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Искра"
              Москва, Ленинградский проспект.
              200000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Шаболовка"

              Москва, ул. Серпуховский вал.
              350000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Шаболовка"
              Москва, ул. Серпуховский вал.
              350000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Белые сады"

              Москва, ул. Лесная.
              95000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Белые сады"
              Москва, ул. Лесная.
              95000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Белая Площадь"

              Москва, ул. Лесная, ул.Бутырский вал.
              100000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Белая Площадь"
              Москва, ул. Лесная, ул.Бутырский вал.
              100000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Ходынка"

              Москва, ул. Ходынская.
              230000 кв.м.

              Офисный комплекс класса "А" "Ходынка"
              Москва, ул. Ходынская.
              230000 кв.м.

              Многофункциональный комплекс "Метрополис"

              Москва, Ленинградское шоссе.
              300000 кв.м.

              Многофункциональный комплекс "Метрополис"
              Москва, Ленинградское шоссе.
              300000 кв.м.

              Гипермаркет "Мосмарт"

              Москва, Ярославское ш.
              17000 кв.м.

              Гипермаркет "Мосмарт"
              Москва, Ярославское ш.
              17000 кв.м.

              Торговый комплекс "ИКЕА"

              Москва, Кутузовский проспект.
              180000 кв.м.

              Торговый комплекс "ИКЕА"
              Москва, Кутузовский проспект.
              180000 кв.м.

              Торгово-офисный комплекс "Тверь"

              Тверь.
              22000кв.м.

              Торгово-офисный комплекс "Тверь"
              Тверь.
              22000кв.м.

              Торгово-офисный комплекс "Бибирево"

              Москва, ул. Бибиревская.
              25000 кв.м.

              Торгово-офисный комплекс "Бибирево"
              Москва, ул. Бибиревская.
              25000 кв.м.

              Торговый комплекс "Пятая Авеню"

              Москва, ул. Маршала Бирюзова.
              50000 кв.м.

              Торговый комплекс "Пятая Авеню"
              Москва, ул. Маршала Бирюзова.
              50000 кв.м.

              Торговый комплекс "Ярославль"

              Ярославль.
              40000 кв.м.

              Торговый комплекс "Ярославль"
              Ярославль.
              40000 кв.м.

               

              E-mail: info@dcgroup.ru

               

              Добавить комментарий

              Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *