ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР НОВОИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ

Адрес: 143500, Московская обл., г.Истра, ул. Советская, 2

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Истра — 58 км, далее автобусом 2 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Истры — около 40 км, далее по центральным улицам Истры, следуя всем поворотам (фактически по шоссе) около 5 км. Монастырь — прямо у шоссе на возвышении на выезде из Истры в сторону Волоколамска.

Воскресенский соборНовоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г.

 работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой. Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же  изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова. Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.

Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму. Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»). В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.

Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания. По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.

Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром. Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича. Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние. Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени.

Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра. Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в барочном стиле, с резными деревянными украшениями и изразцами.

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах. При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.

После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами. В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре

Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации.  Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…

Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора. Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

Входит в проекты: шатровые храмы, Новоиерусалимский монастырь

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ



 

       В XVII веке небольшое село, расположенное в каких-то пятидесяти километрах от Москвы, неожиданно стало плацдармом духовной и географической революции: здесь планировалось воссоздать Святую Землю христиан с точным подобием храма Гроба Господня, его топографией и реликвиями. Так местные возвышенности получили название «Сион», «Фавор» и «Елеонский холм», а река Истра была переименована в Иордан. На этом сходство с Землей Обетованной, в принципе, закончилось: климат оставался по-прежнему типично российским, а село в Подмосковье, названное «Новым Иерусалимом» с претензией на центр православного мира, занять эту позицию так и не смогло.

    Гефсиманская башня. Через нее осуществляется вход в монастырь. Новодел. Как и все остальные башни, была почти полностью разрушена фашистами.

     Инициатором всех этих новшеств был знаменитый патриарх Никон: одиозная личность, сыгравшая огромную роль в истории России и до конца не понятая своим временем. Достаточно сказать, что именно реформы Никона надолго раскололи страну, породив движение старообрядцев.

      Патриарх активно участвовал не только в духовной, но и в светской жизни, пытаясь вмешиваться в государственное управление, но «перегнул палку» и тут. В результате он был удален из Москвы и поселился в Новом Иерусалиме, лично руководя строительством главного, Воскресенского собора.

   Воскресенский собор — главный собор монастыря. На переднем плане подземная церковь Константина и Елены.

    Отказать этому замыслу в размахе нельзя.

Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Собор должен был зримо воплощать в себе первенство Русского государства в Православном мире. Патриарх поставил перед мастерами задачу скопировать палестинский храм, но в то же время не ограничивал свободы воображения архитекторов. Чего стоит идея о храме с 356 приделами — по числу дней в году! Но от этой мысли в ходе строительства пришлось отказаться. Тем не менее, храм, украшенный изразцами и белокаменной резьбой, получился весьма замысловатым. Главы подземной церкви вырастали почти из-под земли. За ними виднелась основная часть — храм Воскресения, завершенный могучей главой на крестчатом основании. Далее высился огромный каменный шатер, устроенный над часовней Гроба Господня. Размер шатра был настолько велик, что зодчие не сумели его достаточно прочно построить, и он рухнул в 1723 году.

Новый Иерусалим, Воскресенский собор, часовня Гроба Господня

   После произошедших затем двух пожаров восстановлением храма занялся архитектор К.Бланк, работая по проекту В.Растрелли. К XX веку на территории монастыря появилось множество дополнительных построек, но в 1941 году здания обители сильно пострадали в результате военных действий, и многие архитектурные памятники были полностью уничтожены. Часть из них впоследствии была восстановлена, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской семиярусной звонницы.

    Сейчас с монастырем «Новый Иерусалим» на его территории уживается художественный музей. А окружающий его город Истра (в прошлом – Воскресенск) всегда оставался в тени, безмолвно развиваясь вокруг обители. В Великую Отечественную войну город был оккупирован и, как и монастырь, полностью разрушен при отступлении вражеских войск. После войны архитектором А.В. Щусевым был разработал проект превращения Истры в крупный центр отдыха, но вместо этого здесь начала развиваться промышленность и научно-исследовательская деятельность. По этой причине основными «достопримечательностями» Истры, кроме Ново-Иерусалимского монастыря, являются комбинат по производству детского питания; мебельная и швейная фабрики, а также керамический, кирпичный и другие заводы. Этот контраст старины и современности можно рассмотреть на наших панорамах, снятых зимой 2009 года в двадцатиградусный мороз.

 


Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *