ВЯЖИЩСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы. Спокойствие и величие Времени влечет сюда туристов и паломников.

Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году. В этом году на месте явления образа Николая Чудотворца был построен храм в его честь.

Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством. Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство.

У Новгорода. Николо-Вяжищский монастырь.

Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.

За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.

Из святыней в монастыре находятся мощи святого Евфимия под спудом в храме его имени; чтимые иконы преподобного Антония Римлянина Новгородского и блаженной Матроны Московской с частицами мощей. В монастыре также находятся частицы мощей Николая Чудотворца.

Никольский собор несколько суров и с архитектурной точки зрения по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу. Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгородских храмов. В ее здании удачно сочетаются московская пышность с северной новгородской строгостью. Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бурей была сорвана кровля и разрушены главы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были украшены многие сооружения города, построенные или перестроенные в XVII веке.

В Вяжищском монастыре изразцы использованы как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав. Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хорошо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте. На печных изразцах чаще всего изображены цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные ловли совместно с Соловецким монастырем на реке Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегодно «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение обители резко ухудшилось. В XVIII-XIX веках на ее территории располагалась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под трапезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году – реставрационно-восстановительные работы.

В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.

В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепископа Новгородского (здесь покоятся его мощи), и собор в честь святого Николая, архиепископа Мир Ликийских (восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся в стадии реставрации.

Действующий женский Николо-Вяжищский монастырь расположен в ближайших окрестностях Великого Новгорода.  Он носит статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархиальной власти, подчиняющегося непосредственно патриарху или синоду. Архитектурные сооружения обители являются бесценным памятником культуры Новгородской земли. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса.

Николо-Вяжищский монастырь был основан в XIV веке тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В грамоте, датируемой 25 августа 1391 года, Вяжищский монастырь упоминается наряду с Юрьевым, Палеостровским и Муромским. Новгородские летописи упоминают монастырь лишь в 1411 году.

В "Житии новгородского архиепископа Евфимия", который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но, как это обычно случалось в то время, проиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода, как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения русских земель с Великим Московским княжеством. Евфимий проводил в городе и окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую палату), возвел Часозвонню, перестроил "на старой основе" несколько церквей.

С пребыванием Евфимия архиепископом Новгородским начался расцвет монастыря: постройка первых каменных храмов (не сохранились до наших дней), расширение владений монастыря вплоть до земель в нынешней Карелии.

В 1458 году покровитель Вяжищского монастыря новгородский архиепископ Евфимий II умер. Монахи пышно обставили захоронение архиепископа здесь же, в монастыре, чтобы сделать его местом поклонения многочисленных паломников. Пошли разговоры о том, что камень на могиле Евфимия приносит исцеление от болезней, как и вериги его.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. К этому периоду истории монастыря относятся сохранившиеся до наших дней постройки: Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

Особую красоту, яркую отличительную черту среди других монастырей новгородской земли, ансамблю Вяжищского монастыря придают изразцы. Они используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.

Исследователи разделяют вяжищские изразцы на 3 группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников. Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте.

На небольших изразцах чаще всего изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел ( в верхней фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на ц. Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйственные помещения, свободен от изразцов, второй же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.

В 1989 году Вяжищский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь св. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, в последствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.

Как добраться

Николо-Вяжищский монастырь расположен в 16 км от Великого Новгорода.

Николо-Вяжищский монастырь под Новгородом

Из города нужно выехать по Лужскому шоссе. Через 3 км необходимо повернуть направо на перекрестке с круговым движением в сторону площадки АО «Акрон». Еще через 3 км свернуть налево по указателю на Вяжищи.

Смотрите также

Николо-Вяжищский монастырь 

(снимки  2005 года)

фото Вячеслава Барышникова

В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль сооружений  Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы.

Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он  иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Уже в межевой грамоте 1391 года упоминаются вотчины Вяжищской обители.

Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году: «В лето 6919 поставиша церковь деревяну святаго Николы на Вяжищах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, честне монастырь устроиша при архиепископе Иоанне Великого Новограда и Пскова». В 1419 году над воротами монастыря, по записям тех же летописей, сооружается деревянная Антониевская церковь «в монастыре на Вяжищах».

Храм святого Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа, а в 1419 году сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого.

 Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.

В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, нопроиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством.

Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.

Соборная Никольская церковь Вяжищского монастыря — трехапсидная, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами, опирающимися внешними сторонами на столбы и арки, а противоположными — на   стены    здания.   Внутреннее пространство храма разделено на два этажа. В нижнем — уже после смерти Евфимия — создается церковь его имени. С западной стороны здания на столбах и арках со сводами было сделано крыльцо, примыкаю­щее к паперти. Ступени крыльца и лестнич­ные площадки сложены из красного кирпича. Западную сторону постройки украшают две каменные башенки с шатровыми тесовы­ми покрытиями и небольшими окнами.

В полукруглых впадинах по самому верху фасада сохранилась роспись XIX века. .

Вскоре рядом с Никольским храмом вы­росла в Вяжищах и церковь Иоанна Бого­слова с теплой трапезной «со многими монастырскими потребами и хлебню под трапезою устроиша и подписанием подписаша». Монастырь обзаводится колоколами и доро­гой церковной утварью.

Никольский собор несколько суров и с точки зрения архитектурной по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу.

В процессе строительства церкви с тра­пезной и колокольней был сделан ароч­ный переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца.

Крылечко с западной стороны переделы­валось в XVIII веке: добавили еще по обе стороны по одному столбу и несколько изме­нили форму. Крыльцо с восточной стороны восстановлено реставраторами в первона­чальных формах.

Трапезная представляет собой вытяну­тое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого предназначались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на первом и втором эта­жах) располагались церкви, где отправля­лись службы. В центральной части находил­ся громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возвышалась восьмигранная колокольня, по­беленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов. Надпись на самом большом колоколе сооб­щала, что его отлил «лета 1627, месяца мая, в 22 день, мастер Дмитрий Матвеев». Вес этого колокола неизвестен, но второй, мень­ший по размерам, весил свыше 62 пудов.

Третий колокол, в 28 пудов, тоже имел надпись: «1748 года, месяца сентября, слит сей колокол в Новгородский Вяжищский мо­настырь при архимандрите Виссарионе из прежнего   разбитого   колокола».   Остальные 7 колоколов были весом от 10 пудов и менее.

Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгород­ских храмов. В ее здании удачно сочетают­ся московская пышность с северной новго­родской строгостью.  Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бу­рей была сорвана кровля и разрушены гла­вы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую   красоту   возведенному   зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были укра­шены многие сооружения города, построен­ные или перестроенные в XVII веке.

В Вяжищском монастыре изразцы ис­пользованы как вставки па галереях, введе­ны в декор   крылец,   применены   в   нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестнич­ных всходов, барабанов глав.

Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хоро­шо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте.

На печных изразцах чаще всего изобра­жены цветочные букеты в вазоне и геомет­рические фигуры. Средние и большие израз­цы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе вто­рого яруса трапезной), крест, ваза с круп­ным цветком-плодом и т. д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйствен­ные помещения, свободен от майолики, вто­рой же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхних этажей.

Вот распространенный в изразцовом ис­кусстве вазон. На печных изразцах он миниа­тюрный, но с очень увеличенными фигурны­ми ручками. Над вазоном раскинулись три листочка без стеблей. На изразцах покруп­нее изображена большая желтая или коричневая ваза, из которой словно выраста­ют три сочных зеленых побега, заканчиваю­щихся круглыми выпуклыми ягодами или большими цветами. Такие рисунки часто со­четаются с изображением короны с крестом и вьющимися растениями.

На изразцах Богословского храма пока­заны животные — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзо­вый, тело желтое, грива, хвост, копыта окра­шены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям еди­норога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой. Крупное панно образуют изразцы с изо­бражением двуглавого орла. Фигуры очень стилизованы и настолько декоративны, что мастера не побоялись их разделить: в одном ряду нижнего фриза южного фасада храма мы видим либо только головы орлов с крыль­ями, либо их туловища с яркими хвостами и конечностями, в когтях которых зажаты держава и скипетр.

Менее декоративны изразцы с изображе­нием креста. Смысловое значение тех, кото­рые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, под­черкивается надписями «Иисус Христос». Изразцы же с крестами из нижнего фриза на южном фасаде, а также из окантовки цифер­блата на колокольне потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты четырехконечные. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми конца­ми на бирюзовом фоне.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окон­чании иноземной оккупации, пользуясь осо­бым покровительством царя Михаила Федо­ровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные лов­ли совместно с Соловецким монастырем на реже Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегод­но «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.

Еще раньше, в 1618 году, получив жало­бу архимандрита Хутынского монастыря Киприяна и игумена Вяжищского монасты­ря Геннадия, царь выражает недовольство по поводу   того,   что  воевода  Исак  Байков  и подьячий Михаил Максимов в «Заонежских погостах… чинили монастырским крестьянам всякое насильство» и «во всяких делах мо­настырских». Он запрещает воеводе без ве­дома монастыря посылать в Толвуйскую во­лость стрельцов и своих людей, а также су­дить монастырских крестьян, так как это право принадлежит самому монастырю по жалованным грамотам.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение оби­тели резко ухудшилось. В XVIII—XIX веках на ее территории распола­галась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под тра­пезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году — реставрационно-восстановительные работы.

В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви.

Николо-Вяжищский монастырь описание и фото. Россия — Северо-Запад: Великий Новгород

Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение ниж­него храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленин­градский и Новгородский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было опре­делено быть женским.

В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепи­скопа Новгородского, (здесь покоятся его мощи)  и собор в честь святого Николая, ар­хиепископа Мир Ликийских, ( восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангели­ста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся  в стадии реставрации.

          

Николо-Вяжищский монастырь 

(снимки 2 мая 2008 года)

фото Натальи Барышниковой

 

 

Монастыри

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *