ВЪЕЗДНОЙ ЗНАК В ГОРОД

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЪЕЗДНЫХ ЗНАКОВ

Е.Н. Поляков, И.В. Куликова

Въездной знак

Методические указания к курсовому проекту

Томск – 2010

Въездной знак : методические указания / Сост. Е.Н. Поляков, И.В. Куликова. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010. – 42 с.

Рецензент: канд. арх., доцент В.Г. Залесов

Редактор: Е.Ю. Глотова

Методические указания представляют собой задание на курсовой проект, посвященный одной из разновидностей малых архитектурных форм (МАФ). Рассмотрены варианты размещения въездных знаков вблизи загородной автострады, на границе города. Проанализированы архитектурно-композиционные особенности подобных сооружений, их конструктивные решения, строительные материалы.

Предназначены для студентов 2-го курса архитектурного факультета по специальностям: 270301 «Архитектура», 270302 «Дизайн архитектурной среды», 270303 «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».

Печатаются по решению методического семинара кафедры теории и истории архитектуры № 7 от 28 декабря 2009 года.

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.В. Дзюбо

с 01.09.2010

до 01.09.2015

Оригинал-макет подготовлен авторами.

Подписано в печать

Формат 60´90 / 16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч.-изд. л. 3,76. Тираж 100 экз. Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

1. Общие положения………………………………………………………………………………………………………… 4

2. История строительства въездных знаков………………………………………………………………………. 4

3. Генеральный план……………………………………………………………………………….. 7

4. Основные разновидности въездных знаков и их архитектурное решение……………………… 8

5. Строительные конструкции и материалы……………………………………………………………………. 15

6. Особенности цветового решения въездного знака………………………………………………………. 15

7. Возможности искусственного освещения въездных знаков…………………………………………. 16

8. Состав проекта…………………………………………………………………………………………………………… 16

9. График выполнения проекта………………………………………………………………………………………. 17

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………………………….. 17

Иллюстративное приложение………………………………………………………………………………………… 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Въездной знак относится к разряду малых архитектурных форм (МАФ). Эта разновидность сооружений обычно наделена простейшей функцией, масштабными человеку размерами и несложным конструктивным решением.

Настоящий проект является первой самостоятельной работой студента-архитектора, в которой он должен реализовать теоретические знания и практические навыки, обретенные на курсах «Основы архитектурной графики», «Объемно-пространственная композиция», «Материаловедение», «Строительные конструкции».

Цель проекта – разработка объемно-пространственного и конструктивного решения въездного знака в город, село, музейный, научно-производственный или культурно-исторический комплекс. Этот знак предназначен для первичного ознакомления пассажиров личного и общественного транспорта, иногородних и зарубежных гостей, туристов с историей, спецификой хозяйственной деятельности и с культурными достопримечательностями посещаемого ими населенного пункта, комплекса.

Основные задачи:

– создать оригинальный вариант композиционного решения въездного знака; раскрыть его наиболее интересные видовые точки со стороны трассы, подчеркивающие его композиционные достоинства;

– отобразить миниатюрные пропорции и масштаб сооружения;

– учесть специфику рельефа местности; обеспечить визуальную взаимосвязь сооружения с окружающим лан­дшафтом;

– использовать в проекте такие строительные конструкции и материалы, которые помогут достичь гармоничного единства постройки с природным окружением;

– выбрать и реализовать в проекте наиболее приемлемый вариант объемно-простран­ственной композиции:

а) фронтальную (одно- или двухсторонняя стела, скульптурный барельеф, шрифтовая композиция);

б) объемную (круглая скульптура, обозреваемая, как минимум, с трех сторон);

в) глубинно-пространственную (знак, оборудованный площадкой со скамьями, теневым навесом, тротуаром, клумбой и т. п.).

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЪЕЗДНЫХ ЗНАКОВ

Въездной знак – своего рода «визитная карточка» любого населенного пункта, культурно-исторического, музейного, туристического или промышленного комплекса, зоны отдыха.

Традиция установки подобных монументальных сооружений возникла в середине прошлого столетия. Причиной тому послужила политическая и экономическая стабильность развитых государств Западной Европы, США и России, развитие их транспортной системы и международного туризма. До этого обходились, в лучшем случае, примитивными дорожными указателями, милевыми столбами и триумфальными арками, на которых указывалось название населенного пункта, здания или сооружения (рис. 1).

При закладке города или храма нередко использовали посвятительные плиты и камни с упоминанием строящегося объекта. Такие камни археологи находили в основаниях крупнейших городских храмов и общественных зданий, в стенах акрополей и цитаделей.

Рис. 1. Современная версия триумфальной арки, устанавливаемой на въезде в город или на территорию священного участка

Рис. 2. Памятная стела Аргишти I и фигурка воина на месте закладки города Эребуни

Примером такой надписи можно считать Хорхорскую клинопись, обнаруженную в цитадели Эребуни, построенной царем Аргишти I в 782 году до н. э. Эта дата считается временем основания города Еревана. Текст гласил: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту величественную крепость построил, установил имя – Эребуни. для могущества страны Биайнили для усмирения вражеской страны…» (рис. 2).

В СССР, в ходе бурного строительства железных и автомобильных дорог, въездные знаки стали изготавливать в массовом порядке из железобетонных и металлических конструкций, местных строительных материалов. Композиция их, как правило, отличалась лаконичностью, в надписях применялся удобочитаемый шрифт.

Рис. 3.Въездной знак «Ленинград» – пример стиля «ретро»

Подобные монументы устанавливались возле шоссе и железнодорожных платформ и отмечали границы города. Например, въездной знак в бывший Ленинград (рис. 3).

Рис. 4. Композиция въезда в село или поселок

Это сооружение внесено в категорию «ретро», в которую попадают не только символы переименованных городов (областей, республик) СССР, но и утраченные конструкции.

Ярким примером стиля «ретро» может служить проект въездного знака, опубликованный в книге «Малые архитектурные формы…» (Киев, 1968) .

Он состоит из декоративного щита, совмещенного с названием пункта и местом отдыха, устроенного у большого дерева. Щит и буквы деревянные, покрытые масляными красками. Для большей выразительности панно выполняется в яркой красочной гамме с крупным масштабом рисунка. Скамья – распиленный и расколотый ствол дерева. Для оборудования питьевого источника использованы труба и каменная чаша (рис. 4).

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Въездной знак обычно размещают не ближе 10 км от посещаемого объекта – города или иного населенного пункта, уникального промышленного предприятия, храмового или музейного комплекса, природного заповедника, курортной зоны и пр. Устанавливают его в придорожной зоне, фоном служит природный ландшафт (лесной массив, река, горная гряда и т. п.).

«Исследования показывают, что со времен Древней Греции и Рима до наших дней величина подобных монументов находится в пределах 2–3,5 высоты натуральной человеческой фигуры, а следовательно, составляет 3,5–6 метров. В соответствии с предельными расстояниями четкой видимости максимальный радиус удаления зрителя от сооружения равен 45–80 метров…» .

Неудачно выбранные места для размещения въездных знаков, а также неправильное определение их размеров, не учитывающих оптимальные и предельные расстояния осмотра, нередко обесценивают работу архитектора, дизайнера, скульптора.

Рис. 5. Пространственная композиция въездного знака (проектное предложение)

Ансамбль знака может дополнить мощеная площадка, оборудованная фонарями и скамейками.

Въездные знаки моногородов как вид искусства

Рядом с площадкой могут быть посажены низкорослые деревья или кустарник, не заслоняющие сам знак со стороны дороги. В любом случае знак должен быть хорошо виден и легко читаем в любую погоду и в любое время суток. Площадку тщательно выравнивают, знак устанавливают на массивную платформу, ленточный или столбчатый фундамент из камня, кирпича или железобетона (рис. 5).

Если уклон участка превышает 10 % , рекомендуется использовать лестницы или пандусы. По ним можно спуститься либо подняться на площадку. Они служат активным фоном, подчеркивающим композиционные особенности въездного знака.

Герб города Несвиж.

Герб города Несвиж. Герб зарегистрирован в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 21 марта 2001 г. № 51. Герб: барочный щит рассечён «в столб»: в правом золотом поле выходящий черный орел, в левом десять врубов – голубых, красных и золотых. Несвиж вошел в историю Беларуси как главная резиденция одного из знатных магнатских родов Великого княжества Литовского – князей Радзивиллов. Первое упоминание о Несвиже встречается в «Повести временных лет» и связано с именем Юрия Несвижского, который со своей дружиной принимал участие в битве на реке Калка в 1223 г. Эту дату считают годом основания города. С начала XIV в. Несвиж находится в составе Великого княжества Литовского. В 1492 г. великий князь литовский и король польский Александр передал город во владение магнату Петру Кишко. В 1513 г. Анна Кишко вышла замуж за Яна Радзивилла по прозвищу Бородатый, которому в приданое достался город Несвиж. В 1547 г. сын Яна Радзивилла Николай Радзивилл Черный получил титул князя Священной Римской империи и вместе с титулом – черного орла в родовой герб. На рубеже XV–XVI вв. Радзивиллы начинают строительство нового замка на месте прежнего деревянного. Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Джованни Бернардони. Он же построил и родовую усыпальницу Радзивиллов – Несвижский фарный костел (1593). Новая резиденция князей по красоте архитектуры, роскоши убранства внутренних покоев и прилегающего парка ничем не уступала знаменитым дворцовым ансамблям Европы. Многие называли Радзивиллов «некоронованными королями Литвы и Польши». В городе были построены также Городская ратуша (1598), монастырь бенедиктинок (1589), Слуцкие въездные ворота (1610). Свой герб Несвиж получил от короля польского и великого князя литовского Стефана Батория 24 июня 1586 г. Литовский историк Э. Римша в своем труде публикует несколько печатей Несвижа, относящихся к XVI–XIX вв. В правой, наиболее почетной части герба присутствует так называемый «выходящий» черный орел. В левой – 10 узких перевязей (эти первостепенные, или почетные, геральдические фигуры в белорусской геральдике принято называть «врубы»). Использование чередующихся перевязей можно встретить и в современной городской геральдике.

Добро пожаловать. Проект въездного знака

В гербе Солигорска серебряные и красные перевязи символизируют залегание пластов полезных ископаемых. Перевязи в гербе Комарина отражают наземные богатства края – многочисленные водоемы и засеянные поля. Герб Несвижа относится к историко-геральдическим памятникам Беларуси. С использованием цветов гербового изображения был спроектирован флаг города, который имеет весьма редкую форму, не характерную для современной белорусской вексиллологии, но достаточно распространенную в Западной Европе, – форму средневековых стягов. Среди флажной «коллекции» в эту серию можно включить, помимо несвижского, флаг Радошковичей, имеющий также три косицы, и флаг Новобелицы и Рогачева с вырезом «ласточкин хвост». Автор реконструкции герба и автор флага А.А. Шпунт.

Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *