УСАДЬБА ГОЛИЦЫНЫХ В ДУБРОВИЦАХ

Много занимался украшением своих усадеб. В 1690 году князь заложил в Дубровицах неслыханный, необыкновенный храм Знамения, на века ставший одним из самых прославленных храмов России. В день освещения храма, 11 февраля 1704 года, в Дубровицы приехал Петр I с сыном, царевичем Алексеем Петровичем.

Через несколько лет навсегда покинув Дубровицы, Б. А. Голицын ушел в затерянную в приклязьменских лесах Флорищеву пустынь под Гороховцем и там принял постриг под именем Боголепа. В 1714 году инок Боголеп, в миру князь Борис Алексеевич Голицын, скончался.

После смерти Бориса Алексеевича поместье Дубровицы достались старшему сыну, Алексею, а потом его вдове и сыну, князю С. А. Голицыну. При нем в Дубровицах был выстроен каменный усадебный дворец в стиле барокко, который при последующих владельцах многократно перестраивался и в таком сильно измененном виде сохранился до наших дней. В ансамбль усадьбы входили четыре флигеля (сохранились три), конный двор, служебные постройки и обширный регулярный французский парк. Главный дом вначале был двухэтажным. Со стороны двора у центральной части фасада расположены по бокам крылья, разделенные пилястрами, заканчивающимися ионическими капителями, которые обрамляют два ряда окон. Над окнами — ампирная орнаментация веночками и изгибающимися лентами, сливающимися вместе с капителями в какую-то сплошную декоративную гирлянду. Основная часть дворца выстроена из кирпича, высокий цокольный этаж — белокаменный. К дворцу примыкали четыре диагонально расположенных флигеля.

Усадьба Дубровицы: отзывы

Фасады флигелей украшены пилястрами и белокаменными карнизами с раскреповками. Флигели держали чугунную решетку, замыкая дворец в кольцо, и придавали ему доминирующее положение.

В середине XVIII века, одновременно с возведением дворцового комплекса по центральной оси усадьбы в южной ее части был сооружен П — образный в плане конный двор. Его корпуса стоят на каменном цоколе. В юго — восточной части здания, в связи с большими перепадом высот, устроена белокаменная двустолпная палата явление весьма редкое для архитектуры середины XVIII столетия.

Это уникальное сооружение в стиле барокко — своего рода архитектурная загадка, кусочек Европы в сердце России. Орнаментальный «прикладной» характер архитектуры форм Дубровицкого храма близок к XVIII веку. Он построен из белого местного камня и представляет в плане равноконечный крест с закругленными концами, из которых каждый разделен на три грани. Нижнюю часть завершает восьмерик с ажурной короной и крестом.

Французский оттенок храму придает, особыми приемами, обработанный, рустованный, монументальный низ в совокупности с игривой обработкой «люкарн», включенных во фронтон украшений. Достигнутая монументальность храма довершена четырьмя торжественными выходами, объединенными низкой круговой и чрезвычайно узкой ходовой террасой. При всей своей вытянутости кверху постройка все же имеет ряд подчеркнутых горизонтальных линий. На них обращено особое внимание зодчего: скульптурные фризы, разнообразные профили карнизов, пояса орнаментальных резных украшений — все это назначено удержать глаз зрителя на главнейших членениях архитектуры. В четырех входящих углах цоколя были установлены на специальных постаментах фигуры евангелистов. Они сохранились до наших дней. Около западных дверей (центральный вход в храм) помещены фигуры двух святителей: Григории Богослова (справа) и Иоанна Златоуста (слева). Фигуры тоже сохранились только частично, но куда лучше, чем евангелисты.

Достопримечательности Дубровицы

Костел Иоанна Крестителя

Первый храм построен из дерева в 1684 году для ордена на средства Яна Дольского. В 1709 году его сожгли шведы, возвращавшиеся после Полтавской битвы. В 1695-1742 годах при поддержке ректора польского Университета искусств Казимира Пневського отстроен в стиле рококо уже каменный римско-католический костел с алтарем на восток. Открыт храм был в 1702 году. В 1742 году костел консекрировал епископ Франциск Кобельский.

После Ноябрьского восстания 1830-1831 годов начался период репрессий со стороны российских властей. После собрания коллегиума в 1832 году костел изменен на приходской. В том же 1832 году монастырь и школа ордена пиаров ликвидированы царской властью, храм перешел к диецезийному духовенству.

В советский период уничтожен витраж храма, орган разобрали и вывезли в неизвестном направлении, а ценные иконы и церковную утварь разворовали. Сам костел был закрыт в 1945 году и перекрашен из белого в красный цвет. В нем был создан промышленный склад.

В 1990-1991 годах храм отремонтировали, было намерение создать в нем дом культуры. В 1992 году был вновь зарегистрирован приход, тогда же му был передан в пользование и костел. Еще одна реставрация была проведена в сентябре-ноябре 1999 года по инициативе Центра Польского Культурного Наследия за пределами страны.

Костел построен в стиле рококо. В прошлом пол храма был украшен керамическими изразцами, которые были положены с помощью технологии фиксации известковым раствором, гашеном сырыми яйцами. Ценным объектом интерьера являются венец и витраж, которые были изготовлены в Венеции на заказ.

г.Дубровица

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1865 году на средства Дубровицкого графа Игнатия Где-Броель Плятер. В советский период в церкви был склад соли. Были тогда планы и взорвать здание. Из Луцка уже были вызваны минеры, привезена взрывчатка, однако в последний момент тогдашний начальник райотдела милиции Дмитрий Башинский отменил приказ. После провозглашения независимости Украины храм был отреставрирован.

Это трехкупольный каменный храм в стиле позднего барокко. Церковь объединяет в себе русскую и деревянную Украинскую архитектуру. Кирпичная, трьохмастна, в основу композиции положена осевая схема компоновки объемов, дополненная размещением колокольни на западном фасаде. Состоит из квадратной в плане, больших размеров нефа, прямоугольных апсиды и нартекса. Опорными для системы подпружные арок является поставленые по квадрату четыре столба пятигранный сечения. Прямоугольный в плане объем двух нижних ярусов колокольни, ориентированный перпендикулярно оси основного объема, равновысокие с накидки. Восьмерик колокольни декорирован щипцами. Южный и северный фасады нефа, западный фасад колокольни и восточный фасад апсиды имеют идентичное оформление, которое имеет в основе мотив портика.

У церкви в 2005 году установлен памятник Деве Улянии Гольшанской-Дубровицкой.

г.Дубровица

Дубровицкий историко-этнографический музей

Музей расположен в центре города Дубровица. Подчиняется отдела культы и туризма Дубровицкой РГА. Самому музею подчиняется отдел в с. Крупово Дубровицкого района.

Создан в 1957 году на общественных началах как историко-краеведческий музей. В 1957-2005 годах действовал как «Музей вооруженного восстания 1917 года». С 1999 г. На базе экспонатов предыдущего музея создан Дубровицкий краеведческий музей. В 2005 году к 1000-летию города Дубровица реформирован в КЗ «Дубровицкий историко-этнографический музей».

Общее количество экспонатов основного фонда — более 300 единиц, научно-вспомогательного 160 единиц и 500 единиц временного пользования.

Экспозиция музея построена по хронологическому принципу и размещается в 4-х залах: «Археологические памятники города и района», «История древнего города», «Быт и орудия труда», «Тех дней не смолкнет слава …» (последняя посвящена ветеранам Второй мировой войны, участникам войны на востоке Украины, Героям Небесноq сотни, участникам войны в Афганистане). 5-й зал — выставочный. Среди экспонатов — художественные произведения гончара Е. Кулика, мастера народного творчества Ульяны Кот; фотоматериалы о графов Плятер, картина Евгения Безниско, копии страниц Пересопницкого Евангелия, оригиналы и копии документов, материалов бойцов 397-й Сарненской стрелковой дивизии, письма, переписка.

г.Дубровица

Музей истории села Высоцкое

Народный музей истории села, созданный в 1986 году. Организатор музея — Яцута Григорий Васильевич. Народный музей размещен в отдельном помещении площадью 172 кв.м. Включает в себя три экспозиционных подразделения и насчитывает 2500 музейных экспонатов, из которых 1768 экспонируется в трех залах площадью 108кв.м.

Интересны материалы, рассказывающие о жизни человека в IV в. до н. э. на территории Высоцкая (по археологическим исследованиям академика Свешникова, осуществленными в 1 963 p.). Это кремниевые наконечники для стрел и копий, скребки, ножеподобные пластинки, фрагменты каменного молотка, гончарной посуды, шиферные прясло, фотографии женских украшений и монетных гривен, найденных на древнерусском городище IХ-XIII вв., Расположенном в восточной части Высоцкая.

Материалы музея рассказывают о выдающихся деятелях образования, культуры, религии, имена которых связаны с Высоцким (Мелетий Смотрицкий, Иван и Федор Соломарецьки, Эдвард Руликовский, Вацлав Борейко). Отдельной важной группой экспонатов в музее есть материалы времен гетманов Украины Богдана Хмельницкого, Юрия Хмельницкого, Павла Тюри.

Музей хранит письменные источники, датируемые 1709 годом (Книги регистрации браков, Исповедные книги, отдельные листы и документы церковные и светские). Большая коллекция предметов материальной культуры хранится в музее, а именно с полеводства, рыболовства, гончарства, пчеловодства, ткачества. Наиболее интересными и редкими являются лодки-долбленки, поднятые со дна р. Горынь, которым уже более 200 лет, и ткацкий станок, используемые для изготовления полотна. Среди экспонатов есть материалы, рассказывающие о крестьянские волнения суток Северина Наливайко, Ричицкого бунта 1910 и др. Большая часть музейных экспонатов свидетельствует о борьбе местных жителей с иноземными поработителями во времена Российской империи и панской Польши, особенно в начале XX в.

Церковь Знамения в Дубровицах: старинная, необычная и красивая

и в годы Второй мировой войны, за независимость Украины.

Есть материалы, которые раскрывают трагическую судьбу евреев-Высочан, которые за один день были полностью уничтожены в Высоцке 9 сентября 1942 (1864 чел.). Музей в своих фондах материалы, рассказывающие о жизни Высочан в послевоенные годы и в годы независимости Украины.

с.Высоцкое

Новости и общество

Дубровицы — усадьба. Усадьба Голицыных. Дубровицы (усадьба) — фото

1 августа 2014

Усадьба Дубровицы (Подольский район Московской области) располагается на живописном берегу р. Пахры. Первые упоминания об этом историческом месте датированы 1627 г. В то далекое время усадьбу называли вотчиной боярина И.В. Морозова, благодаря которому границы земельного участка были значительно расширены. После его смерти вотчину унаследовала Аксинья Ивановна – дочь Морозова, она же – жена князя И.А. Голицына. Он был первым из своего рода владельцем поместья.

Усадьба Голицыных

О том, как развивалась усадьба Голицыных в последующие годы, какие изменения в ней происходили, узнаем далее.

Важные этапы в развитии

В конце XVII в. при жизни Бориса Алексеевича Голицына – сподвижника и воспитателя Петра I – в усадьбе развернулось крупное строительство. В 1689 г. хозяин имения, несмотря на то, что раннем периоде петровского царствования был одним из самых влиятельных вельмож, подвергся опале со стороны царя. В связи с этим Голицын был вынужден уехать из столицы и поселиться в деревне. Свое предпочтение он отдавал подмосковным вотчинам. А в первую очередь это были Дубровицы, усадьба Марфин, Большие Вяземы. В 1690 г. в первом имении князем был заложен необычайно красивый православный храм, ставший истинным шедевром архитектурного искусства.

Описание поместья

Сегодня, посетив былую помещичью усадьбу, можно увидеть хорошо сохранившиеся старинные постройки на ее территории. Среди них церковь Знамения Пресвятой Богородицы 1609-1704 гг., сам дворец 1750 г., конный двор, курган. Также сохранилось три флигеля из четырех, постройки хозяйственного назначения и французский липовый парк. Исторический комплекс находится в 6 км от железнодорожной станции, на востоке современного села Дубровицы. Усадьба возведена неподалеку от участка, где сливаются реки Пахра и Десна. Позднее, во времена, когда поместьем владели Морозовы, на его территории были возведены дом и деревянный храм во имя Ильи Пророка.

Видео по теме

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Важный период в развитии усадьбы начался в 1688 г., когда вотчина перешла во владение Бориса Алексеевича Голицына (1641-1714 гг.). Летом 1690 г. на территории имения была разобрана старая церковь из дерева. Ее перенесли в соседнюю деревню Лемешово. На месте прежнего храма князь заложил новую церковь из белого камня в стиле барокко. Строительством занималось большое количество иностранных и русских искусных мастеров. Архитектурное убранство храма неизменно поражает обилием высокохудожественных, изящных скульптур. Что довольно редко встречается в русском православном зодчестве. Благодаря профессиональной работе мастеров и высокому качеству используемых в работе материалов здесь можно увидеть лепные рельефы евангельской тематики. Хорошо сохранились четырехъярусный иконостас и двухъярусные хоры с ажурной резьбой.

Перестройка имения

В 1750-1753 гг. при поручике Голицыне – внуке Бориса Алексеевича – на территории усадьбы были построены помещичий дом, четыре флигеля, конный двор. Возведены были и хозяйственные постройки. В 1781 г., в связи с крупным долгом, поручик был вынужден продать имение Дубровицы. Усадьба перешла во владение Григория Александровича Потемкина (1739-1791 гг.). Однако хозяином вотчины он был недолго. Летом 1787 г. Екатерина II побывала в селе Дубровицы. Усадьба ей так приглянулась, что императрица захотела приобрести имение своему новому фавориту – флигель-адъютанту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову (1758-1803 гг.). Таким образом, в декабре 1788 г. поместье обрело нового владельца в лице Дмитриева-Мамонова. Вскоре граф ушел в отставку и посвятил свое время воспитанию сына Матвея. Семья жила то в Москве, то в селе Дубровицы. Усадьба, фото которой представлено в статье, при новом хозяине претерпела значительные изменения. В соответствии с последними тенденциями моды на усадебное строительство была осуществлена капитальная перестройка фасадов и внутреннего убранства главного дома. И если раньше храм занимал центральное положение, то с XVIII в. он отступил на второй план перед художественным и композиционным оформлением главного строения. В то время на пике популярности находились дворцы в стиле классицизма, оставляя позади себя барокко. Поскольку перестроить весь дом оказалось тяжело, было принято решение заменить только оформление внешнего фасада. В центральной части южной стороны здания оборудовали красивый шестиколонный портик. Главный вход дома был дополнен широкой белокаменной лестницей с перилами в стиле ампир. Такое же декоративное оформление получили решетки всех лоджий в здании. Высокие каменные тумбы были украшены двумя мраморными львами. Очередным изумительным дополнением главного помещичьего дома стали открытые белокаменные террасы с циркулярными лестницами. Их крыльца расположились с торцевых сторон здания. У центрального входа в усадьбу появился фонтан и яркий цветник. Главной примечательностью дома стала терраса-полуротонда с десятью колоннами в стиле коринфского ордера, расположенная со стороны реки Десна. В конце XVIII в. на территории усадьбы появилось еще одно знаковое дополнение – французский липовый парк. Его разбили в западной части вотчины, чтобы дворцовая зона оказалась отделена от комплекса хозяйственных построек.

Внутренние перемены

Интерьер дворца также претерпел значительные изменения. Маленькие комнаты были объединены в анфилады больших помещений, которые ведут к центральному залу. Последний имел вытянутую форму, а его общая площадь составляла примерно 200 кв. м. Архитекторы постарались придать залу овальную форму. Для этого его стены от пола до потолка расписали перспективной живописью архитектурного пейзажа. Здесь были повторяющиеся изображения элементов, например лоджий, аркад, композиций декора. Нежно-розовые тона дальней перспективы плавно перетекают в коричневые оттенки, которыми окрашены колонны на ближнем плане. На них мастера изобразили повторяющийся образ гербов, среди которых присутствует символ рода Дмитриевых-Мамоновых. Со временем роспись стала требовать реставрации. В 1968-1970 гг. она была восстановлена.

История поместья во времена владения Мамонова

После смерти старшего хозяина его сын Матвей стал наследником имения Дубровицы. Усадьба (как доехать до вотчины, будет рассказано ниже) перешла к нему, когда мальчику было всего 13 лет, его воспитанием занимался дед – Матвей Васильевич. В 1812 г., с началом войны, граф поступил на военную службу. Во время Тарутинского боя в селе Дубровицы остановился небольшой отряд русских войск. Следом за ними здесь побывали и французские солдаты. 10 октября 1812 г. небольшой отряд французской конницы И. Мюрата покинул село Дубровицы, при этом ограбив и спалив соседние деревни. 21 декабря 1812 г. Матвей Александрович – владелец поместья – удостоился награды "За храбрость" в виде золотой сабли. В марте 1813 г. его назначили на должность шефа своего полка и произвели в генерал-майоры. В 1816 г. М.А. Дмтриев-Мамонов вышел в отставку, а со следующего года он окончательно поселился в усадьбе Дубровицы. В этот период времени начинает зарождаться тайная организация, основанная Матвеем Александровичем, — "Ордена русских рыцарей". Он лично написал ее Устав, который назывался "Краткое наставление". В документе предлагалось упразднить рабство в России и пожаловать "русским рыцарям" поместья, крепости и земли. Идея обустройства резиденции в качестве крепости серьезно занимала графа. Её отражением стало строительство вокруг всей усадьбы Дубровицы каменной ограды с зубьями в средневековом стиле. Благодаря чему поместье приобрело вид замка. Ореол тайны, которым окутал себя граф, серьезно беспокоил правительство. Подходящим поводом для ареста Мамонова стало избиение камердинера, в котором граф заподозрил секретного агента. Летом 1825 г. связанный Матвей Александрович был доставлен в Москву, где он оказал полиции бурное сопротивление. Последней каплей стал отказ от присяги императору Николаю I. После этого графа официально объявили невменяемым, и над ним была установлена опека. В 1848-1850 гг., в период, когда М.А. Мамонов находился под арестом, была организована первая реставрация церкви в усадьбе Дубровицы под началом академика архитектуры Ф.Ф. Рихтера.

Дальнейшая история поместья

В 1864 г. владельцем стал Сергей Михайлович Голицын – выходец из старинного княжеского рода. Новым хозяином была приложена масса усилий, чтобы благоустроить имение. Была частично разобрана стена, флигель на северо-востоке заменил птичник. В 1919 г. в усадьбе был открыт Музей дворянского быта. Однако просуществовал он недолго. В 1927 г. все экспонаты перевезли в Москву, Царицыно, Серпухов. А усадьба Дубровицы (карта, где расположено имение, представлена в статье) приняла в свои стены детский дом. В 1923 г. в поместье разместился переведенный из г. Богородицк сельскохозяйственный техникум. В 1961 г. в имении обосновался Всероссийский (а тогда Всесоюзный) научно-исследовательский институт животноводства. Большое количество оборудования, возможно, перегрузка электрических сетей или недосмотр стали причиной большого пожара. Усадебный дом сгорел ночью с 3 на 4 июня в 1964 г.

Реставрация

В 1966-1970 гг. шли активные восстановительные работы. Удалось вернуть фасаду его прежнее убранство, отреставрировать вестибюль. Гербовому залу, сняв несколько слоев краски, вернули фресковую роспись. В 1966-1990 г. велась реставрация в церкви.

Министерство культуры СССР планировало ее использовать в качестве музея культового зодчества. Но осенью 1990 г. храм был возвращен прихожанам. Сюда стекается множество людей. Добраться до поместья можно от м. Царицыно или Курского вокзала на электричке до Подольска. Чтобы попасть в само село, где расположено поместье, следует сесть на маршрутку или автобус 65. На личном автомобиле следует ехать по Симферопольскому шоссе в Подольск. Там на пл. Ленина нужно свернуть направо – на ул. Кирова, затем на Октябрьский пр-т. Затем ехать нужно по указателям до поселка.

Современный вид поместья

Начиная с лета 2003 г. и по сей день территория меняет свой облик не в лучшую сторону: безжалостно уничтожен реликтовый парк; вместо исторической дороги, описанной в архивных документах 1915 г., зияет огромный котлован. Вокруг храма строится кирпичная стена. Таков современный вид поместья Дубровицы. Усадьба (как добраться до имения, рассказано выше), тем не менее, и сегодня притягивает множество туристов.

Дом и семья
Усадьба Деда Мороза в Кузьминках: схема проезда, фото, отзывы

Дети всегда живут в сказке. Они верят и не хотят прощаться с ней. С годами, правда, сюжеты сказок меняются, но только одна история остается неизменной – это вера каждого малыша в Деда Мороза. Косматый седой стар…

Еда и напитки
Казань, "Татарская усадьба" (ресторан): отзывы, адрес, фото

В каждом городе найдется список мест, которые запомнятся яркими и незабываемыми впечатлениями. Не отходит от этого правила и Казань. «Татарская усадьба» — ресторан, где хочется проводить каждую свободную м…

Еда и напитки
Ресторан "Усадьба Ваньковичей" на Филимонова: отзывы и фото

Ресторан "Усадьба" — это достаточно уникальное место, которое включает в себя изысканность отдыха в сочетании с высоким уровнем кухни.Что было раньшеЕщё в далёком XVII веке имение, называвшееся Большой…

Новости и общество
Усадьба Захарово. История музея. Фото и отзывы туристов

Усадьба Захарово является историческим местом, где свое детство провел русский поэт А. С. Пушкин. Расположена она на одноименной станции в Одинцовском районе.Немного историиУсадьба Захарово (Москва) вп…

Новости и общество
Как добраться в музей-усадьбу "Царицыно"? "Царицыно" (музей-усадьба): цены, фото и режим работы

На юге Москвы расположен уникальный старинный дворцово-парковый комплекс, являющийся величайшим памятником архитектуры, истории и культуры. «Царицыно» — музей под открытым небом.

Путешествия
"Усадьба Пешково": отзывы и фото

«Усадьба Пешково» как комплекс для отдыха приняла первых гостей более пяти лет назад. За последние годы в усадьбе закончилось строительство гостиницы, в которой открылась общественная баня, появились уютны…

Путешествия
Марьино — усадьба Строгановых в Тосненском районе Ленинградской области. Родовое имение Строгановых-Голицыных

Интересные места Ленинградской области всегда вызывали большой интерес туристов со всего мира. Это великолепные дворцы и усадьбы, неразрывно связанные с историей нашей страны. В Ленинградской области (Тосненский район…

Путешествия
Усадьба "Тригорское" — музей-заповедник. Описание, фото и отзывы

В Пушкинском ансамбле особое место занимает усадьба «Тригорское» — музей-заповедник. В ансамбле также есть усадьба-музей «Михайловское» (Ганнибалов-Пушкиных) и усадьба «Петровское» …

Путешествия
Усадьба Строгановых в Марьино: экскурсии и фото туристов

Ленинградская область может похвастаться невероятным количеством дворцово-парковых ансамблей и старинных имений, многие из которых сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Достойный тому пример — усадьба Строган…

Путешествия
Заброшенные усадьбы Ленинградской области: описание и фото

Власть времени – вот что можно почувствовать, оказавшись в старинной заброшенной усадьбе. На территории России и других государств существует множество замков и дворцов, навеки сохранивших в своей памяти счастье…

К западу и к юго-западу от Знаменского храма располагается усадьба. Здесь на первом плане находится большой каменный барский дом, в три этажа, с бельведером, балконами, террасами вдоль южной и северной стен и крытыми галереями, выходящими на восток и на запад. Передний фасад здания обращен к югу. По углам дворцовой площади, в прошлом ограниченной изящной кованой решеткой, находятся два одноэтажных флигеля. Еще две подобные постройки расположены к северу от усадебного дома (северо-восточный флигель не сохранился и сейчас восстанавливается). Эти четыре флигеля предназначались для управляющего, прислуги, священно- и церковнослужителей.

Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. В то время усадьбой владел боярин И. В. Морозов. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств.

Усадебный дворец, скорее всего, был построен в первой половине XVIII в. в стиле барокко. В следующем столетии дом был капитально перестроен в духе классицизма. Усадьба также претерпела значительные изменения в ХХ в.: сделаны надстройки второго этажа, а затем и третьего (позже разобраны). Анфилады больших комнат были перегорожены.

Самостоятельная поездка в Дубровицы и усадьбу Ивановское

Помещения северной и южной сторон здания разделили узким коридором, ведущим с запада на восток. Планировка и архитектура здания заметно пострадали.

Сегодня внутри дома поражает роскошью художественной отделки лишь Гербовый зал. Все его стены украшены фресковой живописью, изображающей ряды портиков, выполненных с замечательной перспективой. На переднем плане нарисованы два герба.

Некогда в этот зал вела роскошная лестница с расходящимися на две стороны маршами. Прежде и лестница завораживала своей живописью: на стене было расположено панно с изображением въезда Императрицы Екатерины II в Дубровицы. Эта восхитительная живопись полностью утеряна, и мы можем судить о ней только по сохранившимся фотографиям. Обстановка дворца была великолепна. В 1889 г. князь С.М. Голицын обогатил ее роскошной деревянной итальянской мебелью ХVII в., вывезенной им из старинного родового дворца в Риме. Все убранство дома полностью исчезло из Дубровиц в ХХ в. В настоящее время в усадебном дворце располагаются ВНИИ животноводства Россельхозакадемии, Подольский районный ОЗАГС и Совет ветеранов Подольского района.

К западу от дома высится вековой липовый парк, через центральную аллею которого в ХIХ в. был переброшен мостик, сейчас о нем напоминают лишь почти сравнявшиеся с землей насыпи под опоры. По преданию, здесь есть липы, посаженные самим Петром I… За парком сохранились еще три усадебных здания, два из них в настоящее время – жилые дома, а третье используется ОАО «Дубровицы».

Неподалеку от дома стоял деревянный Кукольный домик. Этот маленький сказочный теремок был сделан для игр младшей дочери владельца усадьбы – князя С.М. Голицына. В 1983-1984 гг. домик сгорел. Около дворца располагался прелестный цветник, разбитый в 1889 г., в котором росли редкие декоративные цветы.

В центре этого цветника в 1890 г. был устроен фонтан, состоявший из двух чугунных чаш, сегодня вместо него можно видеть современный фонтан. Далее, за главными воротами, которые не сохранились, и сторожевыми домиками, находится Конный двор. Особенностью этого здания являются готические ворота, выходящие к реке Пахре. В настоящее время в помещении Конного двора размещаются различные промышленные предприятия, причиняющие зданию немалый вред.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *