УНИВЕРСИТЕТ В БОЛОНЬЕ

Город Болонья

Болонский университет


Герб Болонского университета

Болонский университет — старейший непрерывно существующий университет Европы (основан в 1088 году). Уже в средние века это был важный интеллектуальный центр Европы. Сюда стекались ученые мужи со всего христианского мира.


Болонские студенты немецкой нации (землячества). Миниатюра XV века.

Основание университета

На самом деле, точная дата основания университета неизвестна. Ещё с X-го века в Болонье существовала школа «свободных искусств», где ученики в виде дополнительных занятий к курсу риторики изучали римское право.


Лекция в Болонском университете

С 1088 года Ирнерий (он же Вернерий, Варнерий, Гарнерий) начинает свои публичные лекции о Римском праве. Именно этот момент и принято считать основанием университета.

Ирнерий одним из первых заинтересовался изучением римского права.

University of Bologna Болонский университет

Он начал не только расшифрововать труды римских юристов, но и толковать их. Это самое толкование вошло в науку как глоссирование текста, то есть написание на полях текста нового текста-толкования.

В XII веке болонская школа права преобретает мировую известность. Студенты приезжают со всей Европы. Среди них и молодёжь, и зрелые, семейные люди, и дети коронованных особ.


Центральная площадь Болонского университета. 1663 год.

Особенности Болонского университета

Необычным для того времени было то, что в университет было невозможно поступить благодаря только своему положению (знание требовалось равно и с сына ремесленника, и с сына короля), а также то, что в его недра допускались женщины, и как студентки, и как преподавательницы.

Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар. Таким образом, находясь по статуcу в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Болонский университет был юридическим, в противоположность другим университетам, в которых, в первую очередь, преподавалась теология. Следовательно, он не был подчинён церкви, так как не было нужды в специальном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией.

Влияние университета

За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов.

Выпускники Болонского университета растекались по всей Европе, распространяя полученные знания. Ими были основаны многие юридические факультеты в разных странах.

Среди самых известных студентов Болонского университета – Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский, папа Николай V, Альбрехт Дюрер, Парацельс, Карло Гольдони, Луиджи Гальвани, Гульельмо Маркони, Николай Коперник и многие другие.


Страница из книги Николая Коперника О вращении небесных сфер.

Университет и фехтование

В унивеститете не преподавали фехтование. Исторически подтверждена связь университета только с Филиппо Дарди, который был в нём профессором и занимался математикой, геометрией, астрономией и астрологией. Однако, влияние столь крупного учебного заведения проследить нетрудно.

С самого основания университета в Болонью стекались студенты со всей Европы. В основном это были неглупые люди, которые не только получали знания, но и делились своими, в том числе и по фехтованию. "Обмен фехтовальными знаниями" не мог происходить в тиши университетских кабинетов. Подобными знаниями обменивались в тёмных переулках, трактирах, и, конечно же на войне. Так, или иначе, но мастера Болоньи имели доступ к фехтовальным традициям разных стран Европы.

Высокие требования предъявлялись к качеству преподавания. Чтение лекций "с листа" не приветствовалось. От преподавателей требовали, чтобы речь их была живой и свободной, "словно у проповедника". Совершенно невозможно представить, чтобы какой-то человек, прослушав лекцию мирового (по меркам того времени) уровня, удовлетворился бы скучным, бессистемным маханием мечом.

Так же следует упомянуть относительно большое количество публикаций по фехтованию, методы подачи информации в них, попытки систематизации знаний. Такой подход более характерен для людей, проводящих значительное время не только с мечом, но и с книгой в руках.

Уникальная городская инфраструктура, уклад жизни студенческого города, наличие большого количества образованных людей, — всё это никак не могло не отразиться на всех сторонах жизни, в том числе и на фехтовании.

Учитывая вышесказанное, можно смело предположить значительное влияние университета на формирование и развитие фехтования в Болонье.

Наши дни


Болонский университет. Наши дни.

Сегодня в Болонье учатся тысячи талантливых студентов. Относительно их одаренности никаких сомнений быть не может — при конкурсе шесть человек на место есть возможность отобрать лучших. Да и тот факт, что ректорат Болонского университета поддерживает отношения с десятками высших учебных заведений по всему миру, тоже способствует притоку способной молодежи в этот итальянский город.

Как и в большинстве других вузов Европы, система обучения в Болонском университете трехступенчатая, соответствует международной классификации «бакалавр – магистр – доктор». Учебные планы состоят в основном из лекций – итальянское образование рассчитано в первую очередь на самостоятельную работу студентов. Всякая инициатива по проверке и уточнению знаний исходит от самого учащегося; задача преподавателя – посоветовать необходимую литературу и прояснить сложные вопросы на собеседованиях по определенным дням.


Центральная площадь Болонского университета. Наши дни.

The University of Bologna (Italian: Università di Bologna, UNIBO), founded in 1088, is the oldest university in continuous operation, as well as one of the leading academic institutions in Italy and Europe. It is one of the most prestigious Italian universities, commonly ranking in the first places of national rankings.

It was the first place of study to use the term universitas for the corporations of students and masters, which came to define the institution located in Bologna, Italy. The University’s crest carries the motto Alma mater studiorum and the date A.D. 1088, and it has about 85,500 students in its 11 schools. It has campuses in Ravenna, Forlì, Cesena and Rimini and a branch center abroad in Buenos Aires. It also has a school of excellence named Collegio Superiore di Bologna.

Первый европейский университет в Болонье

An associate publisher of the University of Bologna is Bononia University Press S.p.A. (BUP).

The date of its founding is uncertain, but believed by most accounts to have been 1088. The university received a charter from Frederick I Barbarossa in 1158, but in the 19th century, a committee of historians led by Giosuè Carducci traced the founding of the University back to 1088, which would make it the oldest continuously-operating university in the world.

One of the earliest texts produced by the University and used by the rest of Europe in the Middle Ages was the "Chirurgia" of Roger Frugard, published in 1180.

The University arose around mutual aid societies of foreign students called "nations" (as they were grouped by nationality) for protection against city laws which imposed collective punishment on foreigners for the crimes and debts of their countrymen. These students then hired scholars from the city to teach them. In time the various "nations" decided to form a larger association, or universitas—thus, the university. The university grew to have a strong position of collective bargaining with the city, since by then it derived significant revenue through visiting foreign students, who would depart if they were not well treated. The foreign students in Bologna received greater rights, and collective punishment was ended. There was also collective bargaining with the scholars who served as professors at the university. By the initiation or threat of a student strike, the students could enforce their demands as to the content of courses and the pay professors would receive. University professors were hired, fired, and had their pay determined by an elected council of two representatives from every student "nation" which governed the institution, with the most important decisions requiring a majority vote from all the students to ratify. The professors could also be fined if they failed to finish classes on time, or complete course material by the end of the semester. A student committee, the "Denouncers of Professors", kept tabs on them and reported any misbehavior. Professors themselves were not powerless, however, forming a College of Teachers, and securing the rights to set examination fees and degree requirements. Eventually, the city ended this arrangement, paying professors from tax revenues and making it a chartered public university.

The university is historically notable for its teaching of canon and civil law; indeed, it was set up in large part with the aim of studying the Digest, a central text in Roman law, which had been rediscovered in Italy in 1070, and the university was central in the development of medieval Roman law. Until modern times, the only degree granted at that university was the doctorate.

Higher education processes are being harmonised across the European Community. Nowadays the University offers 101 different "Laurea" or "Laurea breve" first-level degrees (three years of courses), followed by 108 "Laurea specialistica" or "Laurea magistrale" second-level degrees (two years). However, other 11 courses have maintained preceding rules of "Laurea specialistica a ciclo unico" or "Laurea magistrale a ciclo unico", with only one cycle of study of five years, except for medicine and dentistry which requires six years of courses. After the "Laurea" one may attain 1st level Master (one-year diploma, similar to a Postgraduate diploma). After second-level degrees are attained, one may proceed to 2nd level Master, specialisation schools (residency), or doctorates of research (PhD).

The University is structured in 33 departments (there were 66 until 2012), organized by homogeneous research domains that integrate activities related to one or more Faculty. A new department of Latin History was added in 2015.

In the early 1950s, some students of the University of Bologna were among the founders of the review "il Mulino". On 25 April 1951 the first issue of the review was published in Bologna. In a short time, "il Mulino" became one of the most interesting reference points in Italy for the political and cultural debate, and established important editorial relationships in Italy and abroad. Editorial activities evolved along with the review. In 1954, the il Mulino publishing house (Società editrice il Mulino) was founded, which today represents one of the most relevant Italian publishers. In addition to this were initiated research projects (focusing mostly on the educational institutions and the political system in Italy), that eventually led, in 1964, to the establishment of the Istituto Carlo Cattaneo.

See: Serafino Mazzetti, (Bologna 1848).

Repertorio di tutti I professori antichi e moderni della famosa Università…di Bologna

The 2019 QS World University Rankings ranked the University of Bologna 180th in the world, as well as 77th (1st in Italy) with reference to "academic reputation". In the 2019 THE World University Rankings, the University of Bologna was ranked among the world’s top 200 universities.

In 2018, the Italian newspaper La Repubblica, in collaboration with CENSIS, has awarded the University of Bologna the 1st place in its academic ranking of Italian mega-universities (>40,000 students) for the ninth year in a row, recording its primacy in the fields of internationalization and academic structures.

Своему появлению Болонский Университет был обязан Великой Тосканской маркграфине Матильде, возле замка которой простоял целый день на коленях одетый во власяницу император Генрих Четвертый.

Болонский Университет

История университета

В 1088 году Матильда повелела ученому глоссатору Ирнерию прочитать в Болонье публичную лекцию о римском кодексе права императора Юстиниана. Именно это событие считается основанием Болонского Университета.

Вид на университет

В то время в западной Европе быть “ученым” было уже очень престижно.

Болонский университет

Совсем не случайно, что когда император Генрих Пятый в 1118 году собирался в Рим он взял с собой не огромную армию, а ученого Ирнерию, который должен был своим словом “убедить своенравный римский народ” в неправильности избрания папы Гелассия Второго. Вот так вот в самом начале 12 века Европой стал управлять Закон. А закон нужно было знать, именно поэтому одной публичной лекцией дело на ограничилось, а был открыт постоянный “Студиум”. (Само слово “Университет” в средние века обозначало содружество ученых мужей)

Архитектура университета

Болонья совсем не случайно стала родиной Болонского Университета. Еще в 433 году один из последних римских императоров Феодосий Второй учредил в Болонье высшую школу для изучения право. Базируясь на этот факт можно утверждать, что в 1088 году Университет в Болонье был лишь восстановлен после эпохи темных веков в Италии.

Стены университета

Средневековые правители всячески поощряли получение образования среди своих подданных. Так, например, император Фридрих Барбаросса, даровал всем своим подданным, которые изучали в Болонском Университете закон право свободного передвижения по территории его империи. Но и этого было мало. Со студентов не брали налог, освобождали от военной службы, а некоторые преподаватели университета посвящались в рыцарский сан с правом ношения меча.

Внутренний двор

Болонский Университет был одним из самых демократичных учреждений средневековой Европы. В нем могли получить образование и женщины, а некоторые из них даже становились преподавателями.

Продолжительность обучения в Болонском Университете составляла шесть лет. При этом учили на четырех основных факультетах – “свободного искусства”, “гражданского и канонического права”, “богословском” и “медицинском”.

Коридоры университета

В разные времена в Болонский Университет входили такие люди как Данте Алигьери и Петрарка, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Торквато Тассо и многие другие.

Интерьер университета

Болонский Университет на карте

Образование Болонского университета 1158 г

Предпосылки к образованию университета в Италии

В 476 году под ударами варварских племен германцев пала Западная Римская империя – центр не только политической, но и интеллектуальной жизни мира в эпоху античности. Собственно, этим событием история античности и заканчивается – начинается новая эпоха, получившая в исторической литературе название «Средневековья». Англичане называют Средневековье не иначе как dark ages, то есть, «темные века». Действительно, как писал великий советский историк Евгений Тарле, «700-800 лет, отделяющих Западную Римскую империю от эпохи Возрождения весьма скудны светящимися точками, маяками и центрами Просвещения». Эти слова в полной мере относятся и ко всей Европе, и к Италии.

Неправильно думать, что Италия полностью растеряла традиции Цицерона и Вергилия. Из деятелей VI-X веков можно вспомнить Кассидора, Боэция, папу Сильвестра, до принятия столь высокого сана являвшегося блестящим математиком Гербертом. Определенный подъем культурной жизни вызвало так называемое «каролингское Возрождение». Тем не менее, от былой славы науки и изящной словесности не осталось практически ничего.

Начало XI столетия радикально изменило такое положение дел. Объясняется это тем фактом, что в это время Италия стала ареной непримиримой борьбы между партиями гвельфов и гибеллинов – партиями Римского папы и императора Священной римской империи. Для подтверждения своих позиций обе стороны активно использовали произведения публицистических жанров. Такая полемика привела к оживлению интеллектуальной деятельности страны. Это, а также позиция церкви (клерикалы обнаружили нехватку в своих рядах мощных интеллектуалов и также поспособствовали университетскому буму) привело к появлению в Италии целого ряда высших учебных заведений.

Болонский университет

Болонский университет, официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе. Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще с давних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатных и богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование. Согласно древней легенде, уже в 433 году император Феодосий основал в Болонье высшую юридическую школу. Правда, эта легенда не пользуется доверием у ученых: скорее всего она была придумана в XIII веке теми юристами, которые хотели того, чтобы часть основанного к тому времени университета принадлежала императорам Священной римской империи.

Поэтому по-настоящему первым, кто занялся в Болонье преподаванием, считается доктор права Пепо, известный в летописях как legis doctor. Его лекции, однако, не пользовались особой популярностью. Зато больших высот добился его последователь Ирнерий, открывший в 1088 году специальную Болонскую юридическую школу.

Лекции Ирнерия не замедлили принести школе скорую популярность. У него появилось множество учеников, среди которых особенно выделяются четыре доктора права: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Очень скоро болонские профессора приобрели широкую известность и приобрели преимущество над другими учеными городами. Есть несколько причин такого успеха. Во-первых, научные преимущества метода преподавания. Болонские юристы совершили переворот в изучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток к риторике, а как самостоятельный предмет, и притом не отрывочно, а в полном объеме. И во-вторых, покровительство германского императора Фридриха І, бывшего в то же время королем Ломбардии. Император был весьма заинтересован в поощрении занятий римским правом, на авторитет которого всегда можно было опереться в случае различных домогательств короны.

В 1158 г. Фридрих І торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующие льготы:

1. Свободно путешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимости поэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами;

2. Подлежать в городе исключительно суду профессоров или епископа.

Местоположение Болоньи, ее здоровый климат, богатство города, сам его статус благодаря недавно полученной автономии – все это объясняет причины чрезвычайной популярности юридической школы. Наряду с молодежью, люди уже зрелого возраста, часто оставив на родине семью, занятие, почетное положение стремятся в Болонью, чтобы сделаться scolarii. Дети коронованных особ, и те посылались в этот город для изучения права и изящных искусств. Популярность школы объясняется также тем, что в недра "фельзинского храма премудрости", как величали Болонский университет во времена Ирнерия и Аккурсия, допускались и женщины и, что самое главное, не только к слушанию лекций, но и в качестве преподавательниц (лектрисс).

Наметилась также основная черта, отличающая всю средневековую университетскую историю: корпоративное, цеховое начало было так сильно в те времена, что и университет, в сущности, являлся двумя объединенными цехами. Оба этих цеха, "учащихся" и "учащих", в зависимости от нации и специальности входящих в них лиц, подразделялись на более мелкие категории. В Болонье, в частности, было четыре нации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ века университет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским, основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со дня своего образования имел две особенные черты, вытекающие из самих условий его образования:

1. Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь, подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора; обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались нигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободными лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

2. В противоположность Парижскому, который был вначале посвящен единственно теологии, Болонский был юридическим. Изучение римского права, положившего начало университету, а также канонического, введенного в программу с ХІІ века, остались главными, если не исключительными, предметами университетского преподавания.

Город Болонья

Медицина и свободные искусства преподавались в нем, действительно, в течение ХІІІ в. знаменитыми профессорами, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими к юридическому факультету, и только в ХІV в. наряду с ними образовались два других факультета: медицины и философии, а также теологии.

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом ХІІ ст. и второй половиной ХІІ ст., охватывающий собой лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворное применение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов, новый метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов, после упомянутых ранее четырех докторов, были: Плацентин, работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу в Монпелье; Бургундио – один из немногих глоссаторов, знавших греческий язык; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо (работы которого пользовались такой популярностью, что даже сложилась поговорка: “Chi non ha Azo, non vado a palazzo"; и, наконец, Аккурсий, самый знаменитый из глоссаторов.

Свою любовь к занятию юриспруденцией Аккурсий передал и своим детям, а дочь его Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой из женщин, упоминаемых в летописях университета.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки. Так, к тривиуму, комплексу наук раннего Средневековья, который состоял из грамматики, риторики и диалектики, прибавился в эту эпоху позднего Средневековья квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка плюс (чуть позднее) логика и математика. Процветают здесь и другие науки: философия, латинская и греческая литературы и медицина.

Однако за взлетом вскоре приходит и падение. Многое поспособствовало этому: борьба гвельфов и гибеллинов и, как следствие, участие самих профессоров университета в партийных распрях; постепенное подпадание профессоров под влияние городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателя и с интересами науки. Таким образом, университет Болоньи постепенно утрачивал свое первенство в преподавании права. В довершение всего самые знаменитые легисты мало-помалу стали преподавать право уже в Пизе, Перузе, Падуе и Павии.

За время своего существования Болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на Западную Европу. Благодаря своим методам и доктрине, она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на сами идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков.

Болонский университет стал прообразом многих других подобных заведений в Европе. Даже более того, он стал "инициатором" образования многих юридических факультетов (университетов), как в Италии, так и за ее пределами. Профессора и студенты Болоньи рассеивались по Европе, распространяя науку, которую они сами получили там. Так, в Италии были образованы университеты в: Виченце (1203), Ареццо (1215), Падуе (1222). Во Франции же был основан университет в Монпелье (1137).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *