ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ КИРОВ

Просмотров: 8280

Содержание

Успенский Трифонов монастырь

Успенский Трифонов монастырь был основан Трифоном Вятским (пришедшим на Вятку с архангельских земель) в 1580 году.

Он создал в ансамбле монастыря четыре храма: Успенский, Благовещенский, Иоанно-Предтеченский, надвратный Никольский. Самым красивым был выполнен Успенский собор, построенный с 6-ю шатрами. Тогда отмечали, что подобных храмов больше нет нигде.

Успенский Трифонов монастырь

Древесину для постройки этого храма сплавляли по Вятке из Слободского.

К нач. XVII столетия кроме храмов появились колокольня, монашеские кельи и различные хозпостройки. В 1689 году вместо деревянного построен каменный Успенский собор. Этот храм – один из древнейших на Вятке, который сохранился до сегодняшнего времени.

В XVIII столетии для монастыря настают сложные времена. При Петре I число монахов сокращается (так как действует запрет царя на постриг), а монастырь воспринимается как место отбывания церковного наказания. Несмотря на запрет царя возводить здания из камня, из этого материала построены ворота и надвратная Никольская церковь, возведены Благовещенская и Трехсвятительская церкви, братский и настоятельский корпуса.

С 1744 года здесь начала действовать славяно-латинская школа, впоследствии преобразованная в духовную семинарию.

К нач. XX столетия Трифонов монастырь являлся благоустроенной обителью, в которой кипела духовная жизнь. Однако Октябрьская революция прервала его многовековую историю. Советская власть ликвидировала Трифонов монастырь. Монастырские колокола переплавили, в храмах уничтожили иконостасы, было уничтожено кладбище при монастыре, разобрали колокольню, южную стену и угловые башни Успенского собора. Тогда в церквях располагались и столовая, и прачечная, и общежитие, и планетарий, и заводские цеха.

В к. 80-х гг. население озаботилось судьбой монастыря, и к 1991 году восстановили Успенский собор, который стал кафедральным, так как Трифонов монастырь передали епархии. В 1994 году восстановили иконостас собора. Восстановили и Никольскую церковь, братский корпус, создали новую колокольню, и всю территорию монастыря облагородили.

Сегодня Трифонов монастырь, состоящий из Успенского собора, Трехсвятительской, надвратной Никольской, Благовещенской церквей, часовни над святым источником, колокольни, настоятельских палат, братского корпуса, – это прекрасная жемчужина Вятки, которая радует глаз и позволяет верующим обретать надежду на лучшее будущее.

Трифонов монастырь — кафедральный собор

Трифонов монастырь — входные врата и надвратная церковь

Иконы над вратами в Трифонов монастырь

Купола Трифонова монастыря

Схема проезда к достопримечательности Трифонов монастырь в Кирове

От железнодорожного вокзала до остановки "Трифонов монастырь"

  •  троллейбус № 4
  • автобусы № 3, 37, 68, 67
  • или недорого на такси Кирова

Месторасположение Трифонов монастырь в Кирове

Просмотров: 8280

Адрес сайта:  http://www.trifonovmonastyr.ru
Адрес организации:  г. Киров ул. Горбачева,4
Телефоны:  (8332) 64-15-87

Возврат к списку

jj-15

 (23-06-2018)

Красивый, тихий, спокойный монастырь. Людей почти никого не было, так чтоьужалось спокойно прогуляться и все и везде посмотреть. Но больше всего понравилась колокольня. Хотя храм внутри и внешне так же понравился.

purs

 (12-10-2014)

Главная достопримечательность монастыря — в Успенском соборе прекрасно сохранившаяся роспись 18 века, палехская живопись 19 века, и конечно резной пятиярусный иконостас.

Karpen

 (21-07-2014)

Основательно смотрится с набережной! Красиво. Внутрь не ходили, но и так понятно — хорош!

Константин

 (29-07-2013)

Монастырь очень хорош собой, хотя не всй ещё востановлено.

Свято-Успенский Трифонов монастырь в Кирове: история, фотографии

Успенский собор великолепен, были на вечерней службе. Внизу за собором часовня с мощным вкусным источником. Минусы — запрещено фото на территории и наличествуют попрошайки.

Istdus

 (17-07-2013)

Монастырь радует глаз. Внутрь правда попасть не удалось ибо было уже поздно. Но виды которые открываются с высот Кирова и от стен монастыря очень радуют.

Father

 (19-08-2012)

Впечатлен! Очень приятный, тихий и красивый уголок города. Святой источник и купель — мало где есть подобная достопримечательность. И церковь очень красива! Остатки древнего кладбища с надгробиями. И есть перспективы развития — территория монастыря вдвое больше той, которая сегодня отреставрирована и посещаема.

Сам_по_себе

 (12-05-2012)

Замечательный тихий уголок в исторической части города. На территории монастыря приятно просто погулять, посидеть на скамейках, спуститься к святому источнику. В отличие от многих подобных мест здесь нет (или просто за этим не так ревностно следят) строгих правил правил поведения, но тем не менее порядок и покой обеспечиваются как-будто сами собой.

Василий П

 (16-07-2011)

В мае 2011 на фоне голубого неба монастырь был прекрасен. И попрошаек там не было, и грязи. Это второй объект, кроме дома Булычева, который стоит посмотреть в Кирове.

Бетховен

 (1-07-2010)

Ну уж совсем не понятно, где все отзывы

Конечно, это "не совсем пять". НО!!!

Вся "Вятка" — это сплошное нищенство, как попрошайки у его стен. И денег на этот, в принципе, шикарный монастырь у города нет. Но если проникнуться духом этого городка — то почувствуешь всю его красоту, и простишь его неопрятность…

Я люблю Киров. Да, он грязен, неопрятен, нищ. НО ОН — по-русски красив!!! со своей набережной, двухэтажными разноцветными домиками, со своей красивой рекой, наконец.
продолжение

И, конечно, со своим белокаменным монастырем. Давайте поставим ему пятерку — уж слишком неожиданно встретить такую красоту в потерянном городе…

Описание Успенского Трифонов монастырь в г. Киров

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря — известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки — «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».

Труды настоятеля не прошли даром — сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль.

Вятский Успенский Трифонов монастырь

Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь, и работы по его реконструкции продолжаются с учётом потребностей современного владельца.

Паломнические поездки к Успенскому Трифонов монастырь в г. Киров

УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ — ЖЕМЧУЖИНА АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ВЯТКИ

 

Автор: Михаил Васильевич Супотницкий.

Об авторе : Михаил Васильевич Супотницкий — кандидат биологических наук.

Мое первое знакомство с Успенским Трифоновым монастырем состоялось в 1986 г. Тогда это был просто комплекс разоренных зданий. На захламленной территории в кучах мусора еще можно было увидеть разбитые древние надгробия, здесь же почему-то слонялись худые дворняги. Было тихо и удивительно спокойно. Однако со мной, человеком не религиозным, происходила странная метаморфоза. Душа, опустошенная повседневной суетой, наполнялась чем-то непостижимым и светлым.

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА МОНАСТЫРЯ

К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. В крае расширялись посевные площади, росло поголовье скота. Вятка поставляла хлеб для служилых и ратных людей на присоединенных к Московскому государству новых землях. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводника своих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновым) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря, Трифон (в миру Трофим).

Сам Трифон никакого отношения к Вятскому краю не имел. Он родился в 1546 г. в городке Мезень (недалеко от Архангельска) в семье зажиточного крестьянина и в молодости вел юродствующий образ жизни. Со Строгановыми Трифон познакомился в городке Орлове Пермского края. По их же рекомендации постригся в монахи Спасского Пырского монастыря, созданного Строгановыми в верховьях реки Камы.

В 1680 г. Трифон прибывает в Вятку и предлагает местным жителям устроить «святую обитель». Почему никому не известный ранее инок так «показался» местным богатеям, неизвестно. Из летописей следует только лишь то, что решением Земского Собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил… к созданию монастыря и о устроении его». В челобитной вятчяне писали, что «города местные от московских удалены и негде вятским людям постригаться, и не от кого принять перед смертью иночества», и просили великого государя дать для нового монастыря место, «…а излюбили есте в строителя Пыскорского монастыря постриженного старца Трифона…».

В Москве у Трифона нашлись весьма влиятельные покровители – бояре Бельские, Романовы и Черкасские, они обеспечили ему «прохождение бумаг» и милость государя. Уже 21 июня 1580 г. царь Иван IV (1530-1584) торжественно вручил 34-х летнему «старцу Трифону» грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища с двумя ветхими церквами во имя Успения Пресвятой Богородицы и Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Вместе с грамотой царя старцу была вручена патриашия, гарантирующая ему неприкосновенность от действий местных властей (в «монастырь к ним въездати никому и до крестьян монастырских дела нет никому же и под суд ходите, а судимы они в Москве»). Сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.

Теперь пришло время старца показать аборигенам, на что он способен. Не прошло и года, как на местности, известной под названием «Балясково поле», поднялась деревянная Благовещенская церковь – храм состоял из двух срубов: высокая клеть основного помещения и низкая широкая трапезная с притвором. Трифон попросту перевез в Вятку на плотах заброшенную церковь из города Слободского, разобрав ее за сутки нанятой им артелью (в 1728 г. на том же месте построена каменная Благовещенская церковь).

Икона «Трифон Вятский перед Богоматерью». 1692-1695 гг.

Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае. В 1586 г. он решил выстроить на новый обширный собор в честь Успения Богоматери. Заручившись поддержкой местного воеводы Василия Овцина, старец без особого труда собрал с Вятских богатеев необходимые пожертвования и в 1588 г. местные зодчие срубили в монастыре деревянную церковь, поразившую современников причудливостью своих форм. Для непритязательного  (и по сей день!)  населения Вятки его архитектурный замысел стал откровением. Свои деревни с угодьями в Специнском стану пожертвовал монастырю Василий Овцин, он же покрыл главу Успенского собора белым железом. Засвидетельствовали свое уважение монастырю и многие другие влиятельные люди края и России. Иван Грозный «безданно и безоброчно жалует селами, деревнями с людьми, озерами и пашнями, лугами и денежными средствами. В знак особого благоволения 12 подвод с книгами, иконами, ризами и разной церковной утварью, отправил в дар монастырю царь Федор Иоанович (1557-1598). Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный… 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный».

С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец. В центре монастырской территории возвышалась на 4 столбах колокольня с 8 колоколами, крытая шатром. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, из которых один назывался Святыми вратами. В глубине монастыря размещались настоятельские и братские кельи, погреба, житницы, поварня с хлебнею и квасовария с двумя большими медными котлами.

На рубеже XVII столетия за монастырем числилось 24 тыс. крестьян, выплачивающих оброк монастырю. Ризницы хранили весьма дорогие вещи: золотых окладах и усыпанные жемчугами и каменьями, богато оформленные рукописные книги, церковная утварь. Однако звезда самого Трифона закатилась. Источники, освещающие это событие, очень скупы на подробности, но, несомненно, что «старец» втянулся в политические игры того времени и оказался в числе проигравших.

Прострогановская политика Трифона была сразу разгадана местной посадской верхушкой, однако пользовавшийся поддержкой  весьма влиятельных в Москве княжеских родов и местного воеводы, Трифон почти 20 лет был им «не по зубам». Серьезные неприятности у Трифона начались только после прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. Род Романовых был заподозрен в попытке «извести царский род», репрессирован и сослан в Вятский край. В числе сосланных бояр был даже отец будущего царя, Михаила Федоровича. Попали опалу и другие покровители старца – бояре Бельские и Черкасские. Подозрительный Годунов (1552-1605) заподозрил Трифона в связи с Романовыми и назначил полную ревизию всего монастырского хозяйства под началом усердного Федора Рязанцева. Трифон не стал дожидаться ее результатов (они, как он и ожидал, оказались для него очень неблагоприятными) и поспешил уехать из Хлынова в Сольвычегорск под защиту своего другого могущественного покровителя, Никиты Григорьевича Строганова. Его дальнейшим гонениям способствовали слухи о каких-то неясных связях с самозванцем – «вором Гришкой Отрепьевым» (убит в 1606 г.). По одной из версий, Трифон познакомился с ним в московском Чудовом монастыре, по другой – будущий самозванец был послушником Успенского монастыря. На освободившуюся вакансию архимандрита Хлыновского Успенского монастыря был назначен Иона Мамин, выходец из московских дворян.

Власть в России вновь поменялась, Романовы из изгнанников стали правящей династией. Тот же Иона Мамин был в числе участников земского собора 1613 г. и подписал «список избрания на царство» Михаила Романова. Однако Трифон не воспользовался поражением своих врагов и возвышением друзей, он уже был стар и болен, через год старец умер. После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.

МОНАСТЫРЬ ПОСЛЕ ТРИФОНА

Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

Сложные времена начались у монастыря с воцарением Петра Первого. По его указам монастырские мельницы и рыбные ловли были определены в Государственную казну, «остаточные» же деньги предписывалось отсылать в Сибирский приказ. В 40-е годы XVIII столетия монастырь обязывают выплачивать большие налоги в Коллегию Экономии. По монастырским вотчинам прокатилась волна восстаний. Что уменьшило поступление в казну оброка. Большой урон монастырю нанесли реформы Екатерины II в области церковного управления и пожары 1700, 1752 и 1770 гг. Большая часть угодий монастыря была объявлена государственной собственностью, монастырь был зачислен в 5-й штат второго класса с точно определенным числом служащих и угодий. Его материальное положение во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при вратах монастыря и в церквах во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

С воцарением императора Павла Петровича (1796), указом Синода монастырю были возвращены его лучшие земли и дарованы льготы. Особенно поспособствовал возрождению и процветанию монастыря деятельный и энергичный архимандрит Амвросий (средина XIX столетия). Значительные доходы, полученные в этот период, позволили монастырю проводить работы по реконструкции зданий, благоустройству территорий и ремонту монастырских построек. В 1912 г. историк К. Селивановский так описывал Успенский ансамбль: «Кто бывал в Монастыре, тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом. Монастырский двор своею чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление».

Общий вид монастыря, конец XIX столетия

После революции 1917 г. монастырь был разорен. Восстановительные работы начались в средине 1950-х гг. и с перерывами продолжаются до настоящего времени. С 90-х гг. ХХ столетия, после его передачи во введение Вятской епархии, реставрационные работы значительно активизировались и ведутся с привлечением известных мастеров. К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

План Вятского Успенского Трифонова монастыря

1. Успенский собор (1684-1689); 2. Никольская надвратная церковь (1690-1695); 3. Колокольня (1714); 4. Трехсвятительская церковь (1714); 5. Благовещенская церковь (1728); 6. Настоятельский корпус (1719); 7. Братский корпус (1742); 8. Северо-восточная башня (1742); 9. Северо-западная башня (1742); 10. Монастырская караульня (1740); 11. Братские кельи, в которых располагалась семинария (1764); 12. Юго-западная башня (1774-1775); 14. Монастырская поварня (1769); 15. Часовня (1684); 16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856); 17. Летний дом настоятеля (1849).

Успенский собор возводился под руководством московских зодчих по примеру Успенского собора Московского кремля (1684-1689) и в соответствии с указом патриарха Никона о регламентации церковной архитектуры.

План Успенского собора

Назначение храма — быть главным монастырским зданием, определило его тип: пятиглавый, четырехстолпный. С тремя полукружиями апсид – тип, освященный традицией. Весь внешний облик собора с трехчастным членением стен легкими лопатками, дугами полуциркульных закомар и пышным пятиглавьем создает впечатление спокойного и величавого массива. Контуры которого привлекают внимание верующих выразительной простотой своих лаконичных линий. Боковые главы, несколько сдвинутые от углов к центру храма, равномерно группируются вокруг массивного центрального купола на широком барабане, грузно венчая монументальный четверик. Окна расположены симметрично и строго, гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных плоскостей стен. О принадлежности храма XVII столетию свидетельствуют: характерное завершение наличников трехлопастными кокошниками изящного профиля; мелкий декор, набранный из лекального кирпича; нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, ряда поребрика.

Никольская надвратная церковь (1690-1695) построена московскими мастерами. Отмечается стилевая общность с Успенским собором, но Надвратная церковь более нарядна. Над средней частью храма был устроен зал для монастырской библиотеки. Над проезжими вратами располагались образы преподобного Трифона, со стороны двора – Архистратига Михаила. Храм фланкируется корпусами настоятельской и братской келий, что придает торжественность главному въезду в монастырь. Широкая арка подклетного этажа ведет во внутренний парадный двор монастыря.

Во дворе Успенского Трифонова монастыря. На переднем плане Никольская надвратная церковь (фотография автора, 2004)

Трехсвятительская церковь построена местным мастером в 1718 г.

Ансамбль Трифонова монастыря

после пожара 1700 г., уничтожившего почти все деревянные постройки монастыря. По архитектурному замыслу – бесстолпный, двусветный четверик, перекрытый четырехгранным сомкнутым содом, с востока дополнен полукружием аспид. С запада к храму примыкали высокие больничные кельи (разобраны по причине обветшания в конце XVIII столетия). Многообломный карниз отсекает от стен четверика круглые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею». Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены. С начала XIX столетия, церковь была отведена для церковных служб по воскресным и праздничным дням. 

Трехсвятительская церковь в 1999 г. (фотография автора)

Благовещенская церковь располагается к юго-западу от главного собора монастыря. Выстроенная за центральной площадью ансамбля, она придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками. Архитектура частично была заимствована с древнего, деревянного храма, привезенного Трифоном из Слободского (эффектная «курма» с главкой в завершении, украшавшая деревянную церковь, была воспроизведена на каменном храме с незначительными изменениями). Церковь, по первоначальному замыслу ее строителей, представляла собой массивный двухсветный четверик, перерытый четырехгранным куполом. Кубоватая форма храмовых завершений заимствована с северных регионов страны. Криволинейная форма подобного венчания усиливала выразительность храма, вносила сказочность в трактовку его силуэта. На фасадах храма сохранилась широкая лента богатого карниза, однако в целом Благовещенская церковь является памятником переходного периода, совместившего в себе причудливое «узорочье» допетровской эпохи и скромные элементы петровской архитектуры.

Башни монастыря всего их четыре, строились в качестве композиционного приема, который позволял бы усилить живописность монастыря, шатры башен зрительно притягивали горизонтали монастырских стен к некому высотному центру.

Рисунок северо-западной башни начала ХХ столетия, построена в 1742 г.

Монастырский сад располагался вдоль западной стены, когда посажен, неизвестно. В 1774 г. его огородили решетчатой оградой с двумя калитками, позднее он разросся в великолепный парк. В начале XIX столетия парк получил регулярную планировку (три параллельные аллеи пересекали продольные линии зеленых насаждений). Никодим Казанский вспоминал: «От Настоятельского корпуса далее по той же линии сад, шириною 17 саженей, длиною более 60. Он прислонился к стене. Сад старинный. Тут две беседки, из коих одну можно назвать хорошеньким домиком». В настоящее время на территории монастыря нет ни малейших следов существования здесь когда-то в прошлом сада.

Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. В емкость, в которую вытекает из под часовни вода, местные жители бросают монеты. Считается, что если при этом загадать желание, то оно обязательно исполниться.

Святой источник в 1986 г. — до восстановления часовни (фотография автора)

Святой источник в 2004 г. (фотография автора)

Однажды я увидел, что на двери Успенского собора нет замка, я толкнул ее и сделал несколько шагов, глаза постепенно привыкли полумраку. Вдоль стен стояли строительные леса, среди них толпились бедно одетые люди, в основном женщины и дети, на небольшой площадке в центре храма шла служба. У меня возникло ощущение того, что это все уже было и не один раз и не только здесь. Что именно с этого и  восстанавливалась всегда Великая Русь .

Вид на Успенский Трифонов монастырь. В центре – Братский корпус, на заднем плане – Успенский собор, справа – Надвратная церковь (фотография автора, 1995)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авдеева В. Г. с соавт. Очерки истории Кировской области. — Киров, 1972.

Берова И. В. Прогулки по старой Вятке. — Киров, 1995.

Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонового монастыря. История, архитектура, живопись в свете последних исследований. – Киров, 1989 (наиболее обстоятельное исследование по данной теме: 16 рисунков и схем, 16 фотографий, библиография – 55 источников; Берова Ирина Валентиновна – искусствоведческая специализация – вятское каменное зодчество XVII — XVIII веков)

Житие преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев (составил монах Стефан). — Киров, 2002 (с издания 1893 г.).

Любимов В. В. Вглядываясь в лица домов. — Киров, 1995.

Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. — М., 2001.

Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. — Киров, 1993.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ СТРОИТЕЛЕЙ МОНАСТЫРЕЙ

Апсида — полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма (для алтаря)

Бочка —  килевидная форма кровли.

Восьмерик —  часть здания, имеющая в плане восьмиугольник.

Закомара — полукруглое завершение наружных стен церковного здания (обычно соответствует форме внутреннего свода).

Курма — кубовая форма завершения храма.

Лемех —деревянная черепица. По форме напоминает лемех плуга.

Лопатка — вертикальный  выступ на каменной стене.

Луковица — покрытие церковной главы, по форме напоминает луковицу.

Подклет — нижний этаж, обычно хозяйственного назначения.

Портал — архитектурно обработанный вход в здание.

Придел — малый храм, «приделанный» к основному зданию или устроенный внутри него.

Палатка — вспомогательное помещение храма.

Ризалит — часть здания, выступающая залинию фасада.

Розетка — лепное или вытесанное в кирпиче украшение в виде расходящихся из центра листьев.

Рундук — крытая площадка наружной лестницы.

Сандрик — архитектурное украшение над оконным проемом на фасаде здания.

Свод — перекрытие, имеющее в разрезе криволинейное очертание.

Различают своды цилиндрические, коробовые, крестовые и т.д.

Тимпан — внутреннее поле стены, закомары.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви.

Четверик — прямоугольная или квадратная в плане часть здания.

Супотницкий М. В. Жемчужина древней Вятки // VITA. Традиции.. Медицина. Здоровье. — 2003. — № 6. — С. 4 — 7.

Православные путешествия — Успенский Трифонов монастырь, г. Киров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *