ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН

Тибетский автономный район, район на юго-западе Китай. Площадь 1221600 кв. км.

Столица Лхаса.

1. География Тибета

Особенности: плато, окруженное с юга и юго-запада Гималаями, с севера горами Кунь-Лунь, пересекается с севера на юг несколькими горными хребтами.

Средний уровень над уровнем моря 4-4,5 тыс. м.

В Тибете находятся истоки рек Брахмапутра, Инд и Сутлей. Есть много озер, часть из которых — соленые.

2. Политика Тибета

Тибет — т. н. "Автономный район" Китая с собственным Народным правительством и Народным конгрессом. Контролирующей силой остается Коммунистическая партия Китая, представлена ​​Первым секретарем Ву Цзинхуа с 1985. Считается, что район находится под колониальным правлением.

3. Хозяйство

Товары: шерсть, соль, мускат, травы, мех, продукты животноводства, химикаты, сельскохозяйственные машины. Добывается: золото, пирит, лазурит, ртуть.

Основной домашним животным является как.

4. Населения

Население: 2 млн. тибетцев и 73 тыс. китайцев хань (1988). Религия: ламаизм (Махаяна — форма буддизма).

5. История

Тибет был независимым государством с 5 века.

Во номинальное правления Китая перешел около 1700.

Независимость была получена после революции 1912.

Тибетский вопрос Китая: есть ли решение?

Китай восстановил свое правление в 1951, когда исторический правитель и религиозный лидер Далай-лама был изгнан из страны, а монахи, составляющие 25% населения, из своих монастырей. Между 1951-59 китайский Народная армия контролировала Тибет, хотя Далай-лама вернулся как номинальный духовный лидер и временный глава государства.

В 1959 тибетское восстание началось в прилегающих к Лхаса районах, его поддержал Тибетский местные власти. Восстание было подавлено армией, Далай-лама и 9 тыс. человек выехали в Индию. Китайцы распустили местные власти, запретили ведение общего хозяйства, стали подавлять ламаизм.

В 1965 Тибет стал автономным районом Китая, однако продолжаются выступления против китайского правления, экономика чахнет.

Новые столкновения между тибетским населением и китайскими властями начались 10 марта 2008. В ходе боевых действий отряды китайской армии оставили убитыми около 100 человек, преимущественно — тибетцев. Большинство ведущих стран мира осудили жестокость центральной (пекинской) власти относительно своих "оккупированных территорий" накануне проведения очередных Олимпийских игр в Пекине (лето 2008).

См.. также

п ? в ? р Восточная Азия
Суверенные государства
Несуверенных территории
Спорные территории

Остров Такэсима ( Япония, Северная Корея, Южная Корея) ? Курильские острова и Южный Сахалин ( Япония, Россия) ? Острова Сенкаку ( Япония, КНР, Республика Китай) ? Внешняя Монголия и Внутренняя Монголия ( Монголия, КНР, Республика Китай) ? Республика Китай ( КНР, Республика Китай) ? КНР ( КНР, Республика Китай) ? Южная Корея ( Северная Корея, Южная Корея) ? Северная Корея ( Северная Корея, Южная Корея)

Административное деление Китая, автономный регион Тибет на юго-западе

Тибетский автономный район, Тибет (кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в пределах Тибетского нагорья. Площадь 1221 тысяч км2. Население около 1,6 млн. чел. (1975). Административный центр — г. Лхаса.

  Основная часть населения составляют тибетцы и близкие к ним цян, ну, дулун, абор, мишми, дафла. Говорят на языках тибето-бирманской группы; исповедуют буддизм-ламаизм.

  Хозяйство. Ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство. Свыше 60% его валовой продукции даёт земледелие. В долинах рек и на горных склонах — посевы голозёрного ячменя, овса, гороха, гречихи, на Ю.-В.

— пшеницы и риса. Выращивают картофель, репу, брюкву, лук, яблоню, грушу. Отгонное скотоводство (яки, овцы, козы, лошади, ослы, мулы); важнейшая животноводческая продукция — овечья шерсть. В земледельческих хозяйствах разводят свиней и коров.

  На территории района в небольших количествах добывают каменный уголь (районы Лхасы, Шигацзе, Джангдзе), соль, оуру, золото. Несколько ГЭС. Мелкая (местная) обрабатывающая промышленность (в г. Лхаса — производство энергетического оборудования и чугунного литья, кожное и ковровое производство; в Чамдо — кожное производство, Шигацзе и Джангдзе — ковровое производство). Имеются лесопиление, кирпичное, фармацевтическое производство; текстильная промышленность (Линьчжи). Шоссе связывают Т. а. р. с др. частями Китая.

  И. М. Федоров.

  Исторический очерк. Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившиеся из района Кукунора на территорию Тибета около 6—5 вв. до н. э. и смешавшиеся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть цянов перешла к земледелию. Разложение первобытнообщинного строя привело в начале 7 в. к объединению всех основных тибетских племён во главе с Намри — правителем Ярлунга (в юго-восточной части Тибета). Его сын и преемник Сронцзангамбо (умер 649) считается основателем Тибетской империи 7—9 вв. В 1-й половине 7 в. в Тибете появилась письменность. Период расцвета империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755—791). В 7—9 вв. в Тибете сложились феодальные производственные отношения. В 787 государственной религией стал буддизм. В правление Лангдармы (836—842) начались преследования буддистов, а после его убийства Тибет распался на самостоятельные феодальные княжества. В 11—12 вв. в Тибете возник ряд буддийских сект, основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими государствами. В 13 в. Тибет попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань. В 14—17 вв. в Тибете происходила борьба за власть между феодальными родами, опиравшимися на различные религиозные секты. В конце 14— начале 15 вв. монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту Гэлугба (так называемые желтошапочники), глава которой с 16 в. стал носить титул далай-ламы. В 17 в. 5-й далай-лама Агвант-лобсанг-джамцо обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы — царя области Цанг. Секта Гэлугба стала господствующей в Тибете, а далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. о. был завершен процесс объединения Тибета и сложилась теократическая форма правления. В середине 17 в. в Тибете возник институт панчен-лам — вторых (после далай-лам) иерархов ламаистской церкви.

  К середине 18 в. восточные и северо-восточные области Тибета (на территории современных провинций Цинхай, Сычуань, Ганьсу) были включены в состав Цинской империи и подчинены непосредственно маньчжуро-цинским властям. К 1792 в состав Цинской империи были включены (окончательно) и др., основные, районы Тибета (примерно территория Т. а. р.). Власть на этой территории сохранялась в руках правительства далай-ламы. Но Цинский двор посылал в Лхасу своих резидентов (амбаней), которые осуществляли верховный контроль над деятельностью правительства. В конце 19 в. Тибет становится объектом экспансии Великобритании. В 1903—04 Великобритания осуществила вооруженную интервенцию. 3 августа 1904 английские войска вступили в Лхасу, а 7 сентября 1904 тибетские власти подписали договор, предоставлявший Великобритании значительные привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Т. вызвало противодействие российского правительства. В англо-русском соглашении от 31 августа 1907 обе стороны обязались уважать территориальную целостность Тибета, не вмешиваться в его внутреннее управление. В период Синьхайской революции (1911—13) все цинские войска и чиновники были изгнаны из Тибета, 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Тибета разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Тибет войсками Юань Ши-кая. Напряжённое положение на тибето-китайской границе сохранялось вплоть до середины 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками. С середины 30-х гг. отношения между гоминьдановским правительством, занятым отражением японской агрессии, и Тибетом несколько нормализовались. Одновременно в Тибете сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны 1939—45 в Тибете усиливается активность США. Накануне победы народной революции в Китае тибетские власти порвали все контакты с гоминьдановским правительством, а 4 ноября 1949 так называемое Великое собрание, состоявшее из представителей правительства, монастырей и чиновников, официально провозгласило независимость Тибета. 20 января 1950 правительство КНР сделало заявление по тибетскому вопросу, в котором охарактеризовало действия тибетских властей как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров. В октябре 1950 части Народно-освободительной армии Китая начали продвижение к центральным районам Тибета. Тибетское правительство приняло предложение правительства КНР и 23 мая 1951 в Пекине между представителями правительства КНР и властей Тибета было подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Т. право на осуществление национальной автономии в составе КНР.

  Во 2-й половине 50-х гг. обстановка в Тибете обострилась. В марте 1959 вспыхнуло восстание в Лхасе, 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. После подавления восстания в Тибете была организована система военно-контрольных комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный район.

Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas. Lpz., 1958; ShakabpaTsepon W. D., Tibet. A political history, New Haven — L., 1967.

  В. А. Богословский.

  Литература. Древнее устное поэтическое творчество тибетцев представлено мифами, эпосом («Гэсэриада»), легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. С распространением буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период возникновения и раннего развития письменной литературы (7—10 вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем первоначального распространения буддизма. Литература взаимодействовала с литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на неё большое влияние. В то же время тибетская литература испытывала воздействие фольклора и включала погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические памятники, переводы буддийских канонических произв., а также тибетскую версию «Рамаяны». В 11—14 вв. устанавливался традиционный состав литературы: переводные произв. (буддийский канон); оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма), агиографические произведения (жития и биографии), повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные сочинения Позднее (15—19 вв.) литература активно служила целям систематизации, канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты Гэлуг-ба.

Тибетский автономный район

Чувства человека, пейзаж занимали в литературе мало места. Главное в ней — создание нормы, образца поведения для верующих. Но в начале 18 в. на фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далай-ламы Цанджан-джамцо (1683—1706). Традиция эта не была продолжена. Литература последующего времени интересна грамматическими, астрологическими, астрономическими и медицинскими произведениями.

  В 50-е гг. 20 в. началось издание газет, журналов, книг, которые содержали в основном переводные китайские материалы.

Лит.: Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Савицкий Л. С., Тибетская литература 18 в., в сборнике: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; Тибетская литература, в кн.: Кычанов Е. И., Савицкий Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975; Stein R. A., Civilisation tibetaine, P., 1962.

  Л. С. Савицкий.

Архитектура и изобразительное искусство. Важнейшие памятники искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая тибетская архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным лаконизмом образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой страны. На вершинах гор строились крепости-замки (цзонги). К характерным культовым постройкам на территории Т. относятся чортены (субурганы) и монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих горные долины, окруженные несколькими кольцами стен, с главным храмом, обращенным на С., и мощёной площадью перед ним; жилища монахов располагались амфитеатром по склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества средневекового Тибета сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе.

  Преобладающий тип тибетского жилого дома — 4-угольное в плане сооружение крепостного характера со скошенными, суживающимися кверху стенами и плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью, двойные карнизы и обрамление окон выделяются чёрной краской; ведущую роль в декоре играют расписной фриз и пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде.

  Средневековое изобразительное искусство Тибета, строго подчинённое буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преимущественно в монастырях, где создавались настенные росписи и иконы «тан-ка», отличающиеся иератическим симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими контрастными красками, усиленными введением золота и серебра. Скульптура средневекового Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми рельефами, храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и металла.

  Вплоть до 20 в. в Тибете сохранились традиционные виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, изготовление бронзовой культовой и бытовой утвари, музыкальных инструментов, ворсовых ковров и изделий из шиферного сланца.

Лит.: Всеобщая история искусств, т 2 кн. 2, М., 1961, с. 415—20; , Тибетская мелкая пластика, Рига, 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 9, М 1971, с. 489—99; Hummel S., Geschichte der tibetischen Kunst. Lpz., 1953.

Апостол буддизма («архат»). Глиняная статуя в монастыре Цзянцзы-баньгэн. 15 в. Фрагмент.

Бодхисатва Самантабхадра. Бронза. 16—17 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.

Дворец Потала в Лхасе. 16—17 вв.

Реликварий для ношения на груди. Медь. 18—19 вв.

Зелёная Тара. Живопись минеральнми красками на полотне. 2-я пол. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

Икона на холсте — «тан-ка».

Тибетский автономный район (ТАР) расположен на юго-западной окраине Китая, на юго-западе Цинхай-Тибетского нагорья. На севере граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай, на востоке — с провинцией Сычуань, на юго-востоке — с провинцией Юньнань, на юге и западе — с Мьянмой, Индией, Бутаном, Сиккимом и Непалом.

В настоящее время сформированы 4 туристические зоны — зона Лхасы, западная, юго-западная и южная зоны.

Туристическая зона Лхасы: включает Лхасу, Замсан, Тангсюн, Джангдзе, Дзэтанг, Шигадзе, озеро Ямдок-цо. Лхаса — политический, экономический, культурный и транспортный центр, это мекка традиционного тибетского буддизма. Храм Джоканг, храм Рамочэ, дворец Потала, известная улица Балкхор ~ второй священный круг вокруг храма Джоканг, летняя резиденция Норбулинка, а также монастыри Галдан, Драспунг и Сэра — главные достопримечательности туристической зоны Лхасы. Храм Джоканг, дворец Потала, Норбулинка и три названных монастыря взяты под охрану государства как важные памятники культуры.

Западная туристическая зона: на западе Тибета находится район Нгари, его называют "крышей на крыше мира". Эта туристическая зона примечательна посещением культовых мест. Через важнейший пограничный КПП Пураг туристы из Непала и Индии приезжают к священным горам и озерам, верующие и паломники из Китая и из-за рубежа приходят сюда поклониться святыням.

Юго-западная туристическая зона: у этого района сложилась своя специфика, связанная с восхождением туристов в горы. В основном здесь принимают гостей из Непала через пограничный КПП Цзанму, откуда они организованно отправляются любоваться горами и другими панорамами, совершать восхождения на вершины.

Южная туристическая зона; ее центр —- город Линьчжи, здесь за день можно увидеть все четыре времени года, здесь изумительные снежные вершины гор, величественные реликтовые леса, горные склоны усыпаны азалией, у подножья —- немыслимо стремительные реки. Здесь царит полное умиротворение и гармония человека с природой.

В последние годы в Тибете освоены новые туристические маршруты:

Лхаса-Линьчжи-Лхока-Лхаса , это восточный кольцевой маршрут, и Лхаса-Шигадзе-Нгари-Шигадзе, это западный кольцевой маршрут, Открыты специфические туры по интересам — автомобильный, пеший, с элементами научного познания, с посещением в Лхасе праздника "Сюедунь" и праздника искусства верховой езды "Цянтан", праздника культуры и искусства "Ялун" в Лхоке.

Красная гора Хуншань простирается на северо-западе города Лхаса, на ней возвышается великолепный дворец Потала . В сердцах тибетских буддистов Хуншань неотделима от горы Путошань, по преданию, места жизни Бодисатвы Гуаньинь.

Согласно преданию, дворец Потала возвел в 7 веке туфаньскй царь Сронцзангамбо для своей будущей жены – танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы Хуншань, с ее подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.

Дворец Потала делится на две части – Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам, Почжанмабо в центре вмещает буддийские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.

Дворец Потала – священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон, На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м., где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям, с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.

Главное сооружение части Почжанмабо образуют 8 усыпальниц – погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что его был израсходован 3721 килограмм, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальная доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси.

Провинции Китая

По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье пошел целый год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца – павильон Сногял, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и лоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление танской принцессы Вэньчэн в Тибет, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру.

Древний архитектурный ансамбль дворец Потала – это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами и нерушимый символ Тибета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *