ТЕАТР ПУШКИНА ПСКОВ

Новости по теме

Опубликована сводная афиша XXIV Пушкинского театрального фестиваля, который пройдет на базе Театрально-концертной дирекции Псковской области с 3 по 12 февраля.

3 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Пиковая дама» «Коляда-театр» (Екатеринбург)

Купить билет

4 февраля / 16:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Фальшивый купон» «Коляда-театр» (Екатеринбург)

Купить билет

4 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Пиковая дама» Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Псков)

Купить билет

5 февраля / 16:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Пушкин-Пушкин» или «кинПушкинПушкинПуш» Независимый театральный проект ББТ (Санкт-Петербург)

Купить билет

5 февраля / 18:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Братья Карамазовы» Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург)

Купить билет

6 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Пиковая дама» Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Псков)

Купить билет

7 февраля / 10:00, 12.00 / Псковский областной театр кукол

«Аленький цветочек» Театр «Кукольный формат» (Санкт-Петербург)

7 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Снегурочка» Театр «Старый дом» (Новосибирск)

Купить билет

8 февраля / 14:00, 18.00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Пиковая дама» Театр «Кукольный формат» (Санкт-Петербург)

Купить билет: на 14.00, на 18.00

8 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Пушкин… Сказки для взрослых» Центр драматургии и режиссуры (Москва)

Купить билет

10 февраля / 12:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Сказка о рыбаке и рыбке» Музей-театр «Булгаковский дом» (Москва)

Купить билет

10 февраля / 15:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Сказка о рыбаке и рыбке» Театр-цирк «Монгольфьери» (Санкт-Петербург)

Купить билет

10 февраля / 19:00 / Большой концертный зал филармонии

Благотворительный концерт Концертный хор Санкт-Петербурга

Купить билет

10 февраля / 19:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«А.С. Пушкин. Сцены из супружеской жизни»

Купить билет

11 февраля / 18:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Смерть Тарелкина» Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)

Купить билет

11 февраля / 20:00 / Псковский драмтеатр, Малая сцена

«Пушкин-Пушкин» или «кинПушкинПушкинПуш» Независимый театральный проект ББТ (Санкт-Петербург)

Купить билет

 

12 февраля / 18:00 / Псковский драмтеатр, Большая сцена

«Записки юного врача» Театр «Мастерская» (Санкт-Петербург)

Купить билет

Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина
180000, г. Псков, ул. Пушкина, дом 13

Касса: +7 (8112) 72-80-22 с 11.30 до 19.30 ежедневно (обед с 15.00 до 16.00)

www.drampush.ru

www.tkdpskov.ru

Псковское театральное искусство имеет богатые традиции. Первые сведения о театральной жизни Псковской области относятся к началу ХIХ века.

Диск «Театры Псковской области» содержит сведения по истории возникновения театральной жизни Псковской области, о профессиональных и самодеятельных театрах Псковской области, театральных фестивалях, проходящих на территории региона. Один из разделов посвящен деятельности Псковского регионального отделения «Союза театральных деятелей Российской Федерации» во главе с Ю.М. Новохижиным.

В разделе «Профессиональные театры» содержится информация о Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина, Псковском областном театре кукол, Великолукском драматическом театре.

Информация о каждом театре включает его историю, сведения о режиссерах, художниках, актерах, как современных, работающих в настоящее время (раздел «Труппа»), так и прошлых лет (раздел «История театра в лицах»). Творчество каждой персоны раскрывается биографической справкой и библиографическими материалами.

В издании приводится информация о библиотеке режиссера Б.М.

Псковский театр драмы имени А.С. Пушкина

Филиппова (1907-1976), которая находится в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Немаловажное значение уделяется в издании и самодеятельному театральному искусству районов. Театральное творчество играет важную роль на селе, именно театр порой становится настоящим центром культурной жизни района. В издании приводится информация о театральных самодеятельных коллективах Пскова и области, которые действуют в настоящее время. О каждом театре приводится отдельная статья и библиография.

На Псковской земле проходят театральные фестивали: Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, Фестиваль любительских театров и фольклорных программ «Затея сельской остроты», Фестиваль особых театров «Великая сила искусства», Областной фестиваль детских и юношеских коллективов «Театральная мозаика». Их работе посвящен раздел «Театральные фестивали». Информация о каждом фестивале включает статью и библиографические материалы. В подразделе «Фестиваль «Затея сельской остроты» размещены видео отрывки спектаклей.

Библиографические сведения, размещенные в издании, подготовлены на основе каталогов и картотек Псковской областной универсальной научной библиотеки и включают материалы за 1920-2013 года.

Электронное издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся театральным искусством Псковской области, а также театроведов, студентов театральных ВУЗов и колледжей.

Кр91.9:85.334
К 906

Театры Псковской области / Псков. обл. универс. науч. б-ка, Отд. лит. по культуре и искусству ; сост. С. В. Смирнова. — Электрон. текст. дан. (700 МБ). — Псков : ПОУНБ, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. — (Культура земли Псковской ; вып. 8).

Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина

Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина

Псков, ул. Пушкина, 13
Касса: (8112) 72-80-22
Приемная: (8112) 72-74-02 

Официальный сайт: http://drampush.ru 
Facebook: https://www.facebook.com/drampush 
Vkontakte: http://vk.com/drampush 
Instagram: https://instagram.com/drampush/

Основан в 1906 году. В разное время на сцене театра выступали Вера Комиссаржевская, Федор Шаляпин, Айседора Дункан. После Октябрьской революции большая часть актеров эмигрировала в Эстонию, составив костяк театра русской драмы в Таллине.

За время своего существования театр сменил несколько названий: Коммунальный с 1917 года, Псковский городской драматический театр им. А.С.Пушкина с 1920 года, Ленинградский областной драматический театр с 1939 года, после Великой Отечественной войны — Псковский областной драматический театр им. Пушкина.

С 1988 при театре начал работу единственный в России репертуарный театр под открытым небом в исторических памятниках «Карусель». В 2000 году спектакль «Король Лир», сыгранный у Гремячьей башни на реке Пскове, выдвигался на «Золотую Маску» в номинации «Новация» и отмечен премией «Петрополь» («За верность пушкинской теме» в 2003 году). В этом же году театр в исторических памятниках «Карусель» был награжден призом Вологодского театрального фестиваля «Голоса истории».

В 1996 году Псковскому драмтеатру за заслуги в развитии театрального искусства присвоено почетное звание «академический». Спустя два года коллектив был удостоен приза «Золотая пальма» в рамках международной программы «Сотрудничество ради прогресса», в числе 35 лучших учреждений культуры российской провинции, а в 1999 году награжден специальным призом «Гран-при» и вновь вошел в рейтинг лучших провинциальных театров. 
В 2002 году Псковский драмтеатр стал лауреатом конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года», который проводился газетой «Культура». В 2003 году активно участвовал в подготовке празднования 1250-летия Старой Ладоги и 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.

Сегодня Псковский драмтеатр — одно из наиболее современных и технически оснащенных театральных пространств страны, а близость к столицам и границам с Евросоюзом делает его чрезвычайно привлекательным и удобным местом для проведения фестивалей и приглашения лучших русских и мировых театральных проектов.

Возможность такого подхода и готовность к нему театральной публики показали прошедшие с огромным успехом выступления Liquid-театра (Москва), Московского театра на Таганке, Театра АХЕ и драмтеатра им. В. Волкова (Ярославль), Театра «Красный факел» (Новосибирск), Лиможской театральной академии, «Школы драматического искусства» (Москва), Пип Аттона (Англия), театра «А.Р.Т.О.» (Москва), Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и многих других. Ежегодно на площадке Псковского драмтеатра проходит Пушкинский фестиваль — один из самых значимых театральных фестивалей России, неизменно привлекающий к себе повышенное внимание как со стороны профессионалов, так и публики. 

В 2014 году Международный фестиваль имени Чехова впервые открыл свою региональную программу в Пскове постановкой британского режиссера Деклана Доннеллана «Двенадцатая ночь». В определенном смысле это заявка художественного направления, в котором коллектив театра будет работать и дальше — совмещать классические постановки с экспериментальными направлениями и формами.

Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции. Перепечатка материалов разрешается с обязательным указанием доступной для индексирования гиперссылки на перепечатываемый материал, указанием автора и даты публикации.

© 2018 Театрально-концертная дирекция Псков, ул. Пушкина, д.13, Tел.: +7 8112 728022, direkpskov@gmail.com

Назад

Народный дом им. А. С. Пушкина

От "воксала" до драмтеатра

г.

Театр Пушкина

Псков, ул. Пушкина, д. 13

Историческая справка

В Пскове, в Кутузовском саду, на перекрёстке улиц Садовой (после 1900 года Пушкина) и Архангельской (Ленина) в 70-х годах XIX века находилось деревянное здание "воксала" (1876 год), используемое для концертов и спектаклей.

Под названием "театр" здание появляется в раскладочных ведомостях оценки недвижимого имущества в 1877 году. В 1880 постройка сгорела.

После пожара псковские мастера восстановили деревянное здание с резьбой и затем неоднократно его подновляли. Псковское музыкально-драматическое общество в 80-х годах XIX века не один раз обращалось к Псковской городской думе с просьбой предоставить здание или место для театра.

На фото: Драматический театр имени Пушкина в XX и XXI веке

Наконец 3 февраля 1888 года Дума приняла решение о выделении Псковскому музыкально-драматическому обществу места в Кутузовском саду для постройки театра, однако средств для нового здания не хватило.

Вопрос затянулся ещё на 10 лет, и лишь 26 мая 1898-го Городская дума приняла окончательное решение о постройке в Пскове "Дома А.С. Пушкина".

Народные дома существовали в России с 1896 года, их численность достигала 8-9 тысяч. Это были общественные объединения граждан, которые на бесплатной основе занимались вопросами просвещения, образования, культуры самых беднейших слоев населения. Дома организовывались по инициативе земства, меценатов, интеллигенции, дворянства, купцов и промышленников.

Попечителями этих учреждений были сами великие князья. На сценах народных домов выступали известнейшие русские артисты. Здесь собиралась самая демократическая аудитория — студенты, рабочие, разночинная интеллигенция.

НародныЙ дом А.С. Пушкина

22 ноября 1901 года принято заключение Общего присутствия Псковской городской Управы и особой комиссии по вопросу о Народном доме, о выделении из Пушкинского фонда* средств на строительство здания на 600 кв. саженях городской земли в Кутузовском саду.

*Возможно, речь идёт о пожертвованиях псковичей и жителей других городов России, сбор которых объявили в 1899 году в связи со 100-летним юбилеем Пушкина.

С высоты дома Викенгейзера открывалась прекрасная панорама Архангельской улицы до Кадетского корпуса. Густая зелень Кутузовского сада на левой стороне улицы свидетельствует, что снимок сделан до постройки Народного дома имени Пушкина (ныне драмтеатр на улице Пушкина).

На фото: панорамный снимок с «небоскрёба»

Дом должен был иметь зал на 1 200 зрителей, из них партер на 500 человек, чайную, библиотеку с отдельным входом.

В 1902 году с городским архитектором Эдуардом Гермейером заключили договор. Все расходы на строительство и эксплуатацию взяла на себя городская дума.

23 мая 1903 года на углу Кутузовского сада состоялась торжественная закладка народного дома, на которой присутствовали великий князь Владимир Александрович.

К январю 1904 года здание было готово вчерне, оставались внутренние и внешние отделки. По смете стоимость "Народного дома А.С. Пушкина" составляла 73 тысячи 600 рублей, не считая расходов на устройство отопления и вентиляции.

На фото: Эдуард Гермейер с женой в год окончания постройки театра

Первоначально на строительство дома выделили сумму в размере 61 тысячи рублей (31 тысяча – деньги Пушкинского фонда, 30 тысяч — казённая субсидия). Для окончания строительства денег не хватало, оставалось только 16 тысяч рублей, а на государственную субсидию рассчитывать не приходилось.

Дума намеревалась заложить Кутузовский сад. Однако в 1905 году необходимые деньги (25 тысяч рублей) пожертвовал псковский купец Василий Сафьянщиков. Достройку, отделку, оборудование отопления и вентиляции сумели завершить к марту 1906 года. Народный дом им. А.С. Пушкина открылся спектаклем "Скупой рыцарь" по произведению Александра Пушкина.

Псков был одним из ближайших от Петербурга городов и столичные артисты до революции часто и охотно гастролировали на псковской сцене.

В революционные годы театр стал политическим центром губернии. Здесь проходили съезды, конференции, собрания. В 1920-1930 годах на псковской сцене выступали знаменитости: оперные певцы Фёдор Шаляпин и Александр Пирогов, актриса Екатерина Корчагина-Александровская, балерина Айседора Дункан.

После 1917 года Народный дом был переименован в Коммунальный театр. С 1920 года стал называться Псковским городским драматическим театром им. А.С. Пушкина, с 1939 – Ленинградским областным драматическим театром им. А.С. Пушкина.

В годы Великой Отечественной войны использовался немецко-фашистскими захватчиками для культмассовых мероприятий для солдат и офицеров, проката концертов и спектаклей заезжих артистов. В 1944 году здание театра пострадало от бомбёжек и было разграблено фашистами, оборудование и имущество вывезли в Германию. Уже осенью 1946 года здание Народного дома капитально отремонтировали, и театр начал работать.

На фото: Драматический театр имени Пушкина в годы войны

Плеяда замечательных актеров-фронтовиков пришла в театр в конце сороковых — начале пятидесятых годов. Они подняли здание из руин, создали спектакли, которые старожилы-псковичи помнят до сих пор. Они практически жили в театре. Псковская сцена дала путевку в большую кинотеатральную жизнь Эмануилу Виторгану, Анатолию Азо, Сергею Мученикову, Виталию Зикоре, Валерию Порошину, Ивану Криворучко, Юрию Новохижину.

В марте 2006 года исполнилось 100 лет Народному дому им. А.С. Пушкина (ныне Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина), который внес весомый вклад в развитие театрального искусства России, имеет славные традиции и богатую историю.

На фото: современная карта Пскова с обозначением театра

Торжественный вечер, посвященный 100-летию Народного дома им. А.С. Пушкина был приурочен к Международному дню театра и состоялся 31 марта 2006 года. Торжество по случаю юбилея собрало под сводами театра творческую театральную элиту России, нашего города, ветеранов и любителей театрального искусства.

В настоящее время в Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина работает большой творческий коллектив, в составе которого Народные артисты Российской Федерации, Заслуженные артисты Российской Федерации и молодые талантливые актеры.

Основные архитектурные особенности

Имеет сложное карнизное венчание, а по крыше фигурный парапет со столбиками и изящными коваными решетками (частично утрачен). Узкие стройные окна украшены барельефными сандриками со сложной орнаментикой.

Такие же декоративно-пластические приемы использованы для решения ризалитов, соотвествующих боковым входам на северном и южном фасадах двухэтажной части, решенных одинаково. Остальная плоскость этих фасадов решена скромно, применен лишь несложный рельеф лицевой кладки (частично забелена).

Народный дом им. А.С. Пушкина. Фото 1916 г. г. Псков, ул. Пушкина, д. 13.

В одноэтажных боковых крыльях фойе доминируют большие проемы окон, объединенные по верху рельефной штукатурной тягой с барельефными композициями в простенках. Композиция плана также подчинена центрально-осевой симметрии (ныне незначительно искажена поздними пристройками).

Пространство первого этажа начинается с аванвестибюля с помещениями касс и администрации по сторонам. Вестибюль с небольшими гардеробами и лестницей в фойе 2-го этажа обеспечивает доступ в зрительный зал и два фойе. В центре расположен двухсветный зрительный зал с ложами в первом ярусе и балконом с ложами во втором. По сторонам сценической коробки в первом уровне карманы сцены, во втором — артистические (ныне перепланированы).

Народный дом им. А.С. Пушкина. 1903-1905 гг. Генплан. г. Псков, ул. Пушкина, д. 13

Под сценической коробкой — несколько подвальных технических помещений с входом по боковым лестницам. В интерьере пространство вестибюля затеснено мощными рустованными столбами, поддерживающими крестовые своды. В центре вестибюля одно пространство перекрыто вспарушенным сводом, другое имеет плоский потолок с падугами.

Гардеробы расположены между столбами и отделены коваными ажурными решетками в стиле модерн.

В вестибюле и фойе сохранились первоначальные оконные заполнения и дверные полотна с резным рельефом в стиле модерн. На полу аванвестибюля и вестибюля сохранилось покрытие из орнаментированной керамической плитки.

Декоративно-пластическое оформление зрительного зала выполнено с большим количеством лепных деталей и тематических барельефов в стиле модерн. Балкон и ложи второго яруса поддерживаются каннелированными чугунными колонками. Плафон потолка украшен лепным орнаментом из профилированных штукатурных тяг. Лестницы боковых входов сохранили первоначальные кованые перила в стиле модерн и лепную отделку нижних поверхностей маршей Первоначальные габариты здания в плане — 52.3 х 67.6 м.

Реставрация

28 марта 2012 года на сайте Министерства культуры Российской Федерации была размещена информация о конкурсных торгах на проведение ремонтно-реставрационных работ в Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина на сумму 509,2 млн рублей.

Реконструкция и реставрация Псковского академического театра драмы осуществлялась в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 1150-летия основания Изборска. Проектом предусматривалось не только реконструкция основного здания, но и строительство нового на месте снесенных подсобных построек на заднем дворе.

Пушкинский театр после реконструкции

После реконструкции здание театра существенно преобразилось, проделан огромный объём работ, сохранен классический интерьер, восстановлено большое количество элементов изначального декора: уникальная лепнина, исторический цвет стен, бюсты классиков.

Воссоздана первоначальная световая гамма зрительного зала (серо-голубой тон в сочетании с авторским лепным декором, который имитирует позолоту), вестибюлей холла 2-го этажа и пятиугольных пристроек.

Актовый зал

Для каждого помещения на основании анализа исторических аналогов подобраны осветительные приборы, мебель и оконные занавеси. При их подборе были проанализированы исторические интерьеры конца ХIХ-начала ХХ вв.

Рядом с историческим зданием, построено качественное новое здание мастерских Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина.

Театральный комплекс теперь состоит из двух зданий: отремонтированного здания народного дома и новой пристройки площадью почти 3 000 квадратных метров, где размещены мастерские, технические цеха по изготовлению костюмов и декораций, просторный медиа холл, репетиционные залы, выставочный зал, балкон.

Технико-административный корпус

В результате Псковский драмтеатр стал единственным на Северо-Западе, где все подсобные технические службы удалось вывести в отдельное здание, предоставив артистам большое творческое пространство.

Сегодня театр может вместить более 600 зрителей — в основном зале 446 мест и 112 мест в малом зале. Количество кресел в главном зале уменьшилось на 60, согласно первоначальному плану, в связи с тем, что в рамках программы «Доступная среда» были оборудованы места для маломобильных групп населения.

Общая площадь театрального комплекса 5500 кв. м (ранее – 2600 кв. м). Около театра предусмотрена парковка для автомобилей на 55 машино-мест, включая 6 — для маломобильных групп населения.

Фрагмент фасада отреставрированного театра

Полностью отреставрирована историческая часть фасада. Выполнены работы по укреплению фундаментов, замене кровельного покрытия, устройству перекрытий, восстановлению исторической планировки, интерьеров, исторических лестниц, реставрации оконных заполнений, восстановлению штукатурного слоя, расчистке и реставрации лепного декора, установке нового инженерного оборудования. Первозданный вид обрели скульптуры на фасаде здания, прежде имевшие вид потемневший и полуразрушенный.

По периметру здания театра установлены светильники, которые создают подсветку в вечернее время. Это демонстрирует парадный облик здания, занимающего центральное положение в городском ландшафте.

По оснащению звуковым оборудованием псковский театр является одним из лучших на Северо-Западе России. Полностью обновлено звуковое оборудование на основной и камерной сцене, создана звуковая студия. Установлена современная система, которая позволяет сделать акустику зала ровной, без перепадов и «ям», с деликатным и мягким «чисто театральным» звуком.

Фойе театра

Основу составляет акустическая система голландской компании Alcons, известной своими уникальными инновационными технологиями в сфере звукоусиления. Десятки прожекторов и шикарный световой пульт, великолепная акустика и высококлассный звукорежиссерский пульт – таких не то что в России, на всем континенте-то немного. Широкие возможности оборудования позволяют удовлетворять требования самых сложных райдеров гастролирующих театров и музыкантов.

За кулисами – тоже все компьютеризировано: даже лебедки, поднимающие многотонное оборудование или декорации над сценой.

Главный зрительный зал театра венчает новая хрустальная люстра, выполненная по эскизам специалистов-реставраторов и стилизованная под эпоху модерн. Люстра была изготовлена в Канаде из 19 500 хрустальных элементов, освещение обеспечивают 54 лампы мощностью 60 Вт.

Люстра в главном зрительном зале. Светильники в фойе тетра

Люстра крепится к потолочной чашке с помощью подвижного механизма, состоящего из лебедки и трехметровой цепи, что позволяет сделать ее обслуживание удобным.

В стиле модерн сделаны на заказ и хрустальные светильники, в фойе тетра.

В холлах, на сохранившейся напольной мозаике с квази-греческими орнаментами теперь стоят инфоматы – они показывают и программки, и анонсы спектаклей.

Сохраненный реставраторами исторический интерьер соседствует с современным световым и видео — оборудованием.

В правом крыле – знакомая скульптура Александра Сергеевича, который будто бы протягивает зрителю руку. За это гипсовый Пушкин в свое время поплатился – растопыренные пальцы ему пообломали. Пришлось реставрировать.

Скульптура Александра Сергеевича Пушкина

На большой и малой сценах установлены системы от мировых брэндов в области световых технологий, таких как ROBE, ETC, UNIVERSAL EFFECTS, которые позволяют выполнять самые сложные и изысканные требования, как театральных постановок, так и музыкальных шоу.

В театре стало применяться проекционное оборудование, не только как средство показа кино-видео материалов, но и для создания декораций и антуража.

Малый зал театра был возведен после войны и не входил в перечень охраны, как объект исторического и культурного наследия.До 2010 года, начала разработки проекта реконструкции. Малый зал не соответствовал современным требованиям и нормам.

Малый зал театра

Не было доступа для людей с ограниченными возможностями, отсутствовало фойе, гардероб и зрительские туалеты. До начала разработки проекта он был рассчитан на 60 мест, сейчас после реконструкции количество посадочных мест увеличилось до 112, из них 4 – для маломобильных групп населения.

Появилась кованая винтовая лестница, на задворках малой сцены. Для того, чтобы она появилась, Народный дом немного вырос в длину – с восточной части.

Было проведено благоустройство и озеленение прилегающей территории, обустройство парковочной зоны.

Псковский ордена «Знак Почёта» академический театр драмы имени А. С. Пушкина

Территория, прилегающая к театру

Общие сведения

Здание имеет большое значение как памятник, посвященный памяти А.С. Пушкина. Является самым значительным в Пскове хорошо сохранившимся общественным зданием начала XX в., имеющим большое градообразующее значение, редким для Пскова зданием эпохи модерна.

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Режиссер Варвара ФАЭР: «Мне рекомендовали подобру-поздорову побыстрее убираться в Москву»

Режиссер знаменитого спектакля «БерлусПутин» репетировала в Псковском драматическом театре им. А.С. Пушкина документальную пьесу «Банщик». Бенефис был назначен на 16 апреля


Фото из архива Варвары Фаэр

Незадолго до премьерного показа группа актеров театра направила министру культуры России Владимиру Мединскому письмо с обеспокоенностью: «Обращаются к вам актеры Псковкого театра, задействованные в подготовке очередной премьеры, между прочим, по госзаданию, между прочим, в государственном учреждении. Премьеры еще не было, но, по крайней мере, уже понятно, что нас, или вас, или, главное, зрителей-псковичей ожидает. <…> Конечно же, типичными представителями нашего города в «документальной пьесе» будут две проститутки, сирота с трагическим детством, женщина-следователь, прапорщик, понятно без просмотра опять же, какие у нас прапорщики. Обязательно будет жадный примитивный начальник бани, и над всем этим легким этюдом, конечно же, будет «первопричина зла и виновник страданий» — царь-карлик».

Челобитная возымела действие. 15 апреля приехал Мединский, встретился с актерами и их начальниками. 17 апреля и.о. директора театра Мартынова издала приказ о приостановке работы над спектаклем «Банщик».

— Варя, почему именно в Псковском драматическом театре ты решила ставить спектакль «Банщик»?

— Меня пригласил сюда бывший художественный руководитель этого театра Василий Сенин, почитаемый мною режиссер и мой хороший приятель. У него была идея сделать документальную пьесу, рожденную в недрах Пскова, про псковичей. И, учитывая то, что я старый специалист по вербатиму, который со дня основания используется в Театре.doc., он решил мне это дело поручить.

— Чт Почетный, Что такое "дословно".

— Verbatim — это технология создания документальных пьес, переводится это как «дословно». Вербатим основывается на том, что актеры берут интервью у своих прототипов, они общаются с реальными, ныне живущими людьми, записывают их на диктофон, расшифровывают эти интервью. Драматург-документалист вырабатывает стратегию поиска героев, наблюдения за ситуациями, которые могут сложиться, и в конечном счете за драматургом остается право монтажа сцен из этих расшифровок.

— То есть «БерлусПутин» — это не совсем Verbatim? Все-таки Путина ты не интервьюировала.

— «БерлусПутин» — это осовремененная техника площадного комедийного театра. Хотя в «БерлусПутин» и входили документальные эффекты, например интервью Людмилы Путиной из биографической книги Владимира Путина. Но все-таки это не документальная история, это обобщение молвы, это художественный спектакль. А «Банщик» — это сугубо документальная история.

История вопроса

— Псковский театр заказал мне пьесу, и с конца ноября я работала над ней. А к постановке приступила в начале марта, когда пьеса была сдана.

— На момент сдачи пьесы в театр к тексту пьесы были претензии?

— Нет, потому что некому было предъявлять претензии. Директор театра Сергей Дамберг, который заключал со мной договор, к тому моменту был уволен, формально — по собственному желанию.

Спектакли Псковского драмтеатра

На самом деле он стал неугоден господину Месхиеву Дмитрию Дмитриевичу, пришедшему руководить культурным холдингом во Пскове. Месхиев — режиссер, он руководил Союзом кинематографистов в Петербурге, он все развалил там, и теперь его спустили во Псков.

(В декабре прошлого года губернатор Псковской области Андрей Турчак назначил Дмитрия Месхиева своим советником по культуре и руководителем концертно-театральной дирекции, куда вошли: Псковский драматический театр им. А.С. Пушкина, Псковский театр кукол, Псковская областная филармония и Псковский областной центр народного творчества. —Е. М.)

— Связано ли давление на твой спектакль со сменой культурного руководства во Пскове?

— Конечно, я попала в слом. Директор, который заключал со мной договор, уволен. Акт приемки подписывала и.о. директора Татьяна Мартынова, которая, по ее собственному признанию, ничего не понимает в театре и недавно в нем работает. А в середине марта был уволен художественный руководитель Василий Сенин, по концепции которого я и делала этот спектакль. В итоге театр оказался без директора и без художественного руководителя, но вместе с тем в свои права начал вступать Дмитрий Месхиев, человек прямо противоположных мне взглядов на жизнь.

(Дмитрий Месхиев в марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры РФ в поддержку позиции президента В.В. Путина по Украине и Крыму. —Е. М.)

— Актеры, которые написали письмо Мединскому, были заняты в твоем спектакле в качестве главных героев?

— Нет, они были заняты в эпизодических ролях.

— В заявлении артистов на имя Мединского сказано: «Мы не хотим быть заложниками амбиций и политических предпочтений режиссера, не хотим быть невольными сторонниками похабщины ради высоких эффектов».

— Мне эта фраза кажется безграмотной. Тем людям, которые писали эту петицию, неплохо было бы еще раз пройти ЕГЭ в средней школе по русскому языку. Дело в том, что никто из актеров не признается в авторстве петиции. Все говорят, что им был предложен уже готовый текст. Это фактически анонимка, подписанная частью людей, готовых выслужиться перед новой администрацией. Причем в этой петиции стоит подпись: «Актеры Псковского театра» и дальше от руки росписи. Среди актеров Псковского театра оказался мой художник-постановщик, но он же художник Месхиева — Александр Стройло, и зав. постановочной частью Игорь Быковский, который обязан был изготовить мне декорации и не изготовил их, и зав. труппой, которая организовывала мне репетиции, Гертруда Авдюкова. Они все тоже подписались как актеры театра. Всего 15 подписей. Из тех, которые задействованы у меня в спектакле, подписали четыре человека.



— Тебя приглашали на эту встречу с Мединским?

— Меня пригласили, Лена, но я не пошла. Я не нахожу в себе моральных сил и не считаю нужным встречаться с человеком, которого я совсем не уважаю.

— Ситуация с приездом Мединского кажется странной: актеры периферийного театра написали письмо министру культуру, и вдруг Мединский срочно едет в этот город и проводит собрание с труппой…

— Конечно, странно. В Новосибирске тысячи людей подписываются в поддержку «Тангейзера» и требуют отставки Мединского, но он на это не реагирует, у него нет времени с этим разбираться. А тут петицию подписали 15 человек, и он уже через два дня был во Пскове. Ну смешно же.

Дело в том, что поездка Мединского во Псков планировалась по другим делам, в монастырь он собирался, и тут быстро состряпали это письмо и слили его в интернет.

(«Говорят, вы собираетесь во Псков на совещание по реставрации Святогорского монастыря, если так, то точно прочитаете небольшой текст», — так начинается петиция сотрудников Псковского драматического театра министру культуры России Владимиру Мединскому. — Е. М.)

Накануне приезда Мединского меня заставили сделать прогон, обхамили на прогоне… Создали повод. И разгорелся дикий скандал на голом месте.

— А как ты узнала о письме Мединс­кому?

— О, это было вообще изумительно. И.о. директора сказала, что будет беседовать с каждым актером на предмет отношения к моему спектаклю. Она меня по телефону заверила, что все нормально, все продолжают работать, она почти со всеми побеседовала. А ночью в Facebook я вижу очень печальный пост одной своей актрисы, что в жизни побеждает гнусь, что свет не побеждает.

Я ее начинаю утешать, и в переписке выясняется, что их по одному заводили в кабинет, и вот эта и.о. директора Мартынова подкладывала им эту петицию и путем уговоров, давления, шантажа, намеков заставляла ее подписать и отказаться от проекта.

Им сказали, что у них в театре все будет хорошо, если они не поддержат этот проект. Им пообещали какие-то дополнительные роли, привилегии, деньги в театре.

— Исполнитель главной роли банщика актер Максим Плеханов на встрече с Мединским сказал, что никакого реального банщика он не интервьюировал, а свои реплики он придумал сам…

— Наверно, он сделал это для того, чтобы внести еще большую интригу. Плеханов меня заверяет, что он готовил свои реплики так: он попросил свою супругу задать ему те вопросы, которые я говорила задавать людям, и он как актер импровизировал. Сам же наговорил, сам расшифровал и сам же свой текст играл. Но я об этом узнала только на днях.

(Из монолога банщика: «Сколько можно уповать, надеяться на эту самую власть?! Все заняли позицию бабок на скамейке, которые сплетни разводят. Правительство обещало, правительство не выполнило. Ах они суки! И никакой ответственности. Хоть бы раз кто-нибудь признался, что, мол, я живу в говне, потому что сам говно и размазня, что я боюсь работы, ответственности, волевых решений». — Е. М.)

Голые и матерные

— Подписанты в обращении к Мединскому возмущались голыми женщинами и словами мата. В спектакле действительно много мата и голых женщин?

— В аутентичных интервью мат, естественно, был, но в финальном варианте текста я адаптировала это под федеральный закон. То есть четыре слова, запрещенные Роскомнадзором, заменены на аналоги: на «хер», «манда», «твою мать», «блин». «Хер», между прочим, это буква древнего русского алфавита.

— А голые женщины были?

— Что должно было быть по замыслу? Основное действие происходит в раздевалке, где все женщины находятся в простынях. Там есть моменты, когда они должны перейти в парилку и после парилки мыться в душевой. Парилки на сцене нет. Там есть как бы дверь, куда они входят. И душевая за полупрозрачным стеклом, там льется вода. Да, актриса стоит там голая, но мы видим только ее размытую тень, которая моется в душе.

Дело в том, что обнаженная натура у нас на сцене не запрещена. Если необходимо, то актеры раздеваются. У нас мат запрещен федеральным законом, но обнаженная натура не запрещена, это же художественный прием. Но актеры, которые возмущаются тем, что им надо играть, — это не актеры. Их дело играть. А если актер боится того, стесняется сего, то он не актер.

(На встрече с Мединским одна из актрис театра хотела прочитать министру диалог двух проституток из спектакля «Банщик», но застеснялась : «Ну, мне сложно, вы поймете, я все-таки женщина!» Коллеги по труппе ее поправили: «Ты актриса!» И тогда она стала читать:

— Какой бы он ни был! Бухой! Хоть так вот, блин! Время пошло! И надо выйти ни минутой позже! У меня был один такой случай… Прихожу к мужику…

— Тихо!

— Вот все, раздевайся! Время пошло! Ну, ладно! Пошло и пошло. Он меня… драл 57 минут. Р-ровно! Ровно 57!

— Да! Есть такие!

— Все, кончил, я встаю. Одеваюсь. Он такой: «А ты куда собралась? У нас еще 4 минуты!» Я… У меня уже ноги, ну вот так вот! Ну, я реально, ну, это пипец! У него еще, простите меня, ни хрена не маленький. Я говорю: «Ээ… Так а толку-то? Ты за 57 минут один раз кончил. Че с тобой будет дальше?» Он: «Меня не колышет. Ложись!» И он за три минуты кончил второй раз. Р-ровно через три минуты». —Е. М.)

— Но если актера что-то не устраивает, то в самом начале он может отказаться от роли.

— Может, да. Но по трудовому договору работодатель имеет право уволить за отказ от роли. Если ты пришел в театр играть, ты должен соглашаться на роль. В этот проект изначально никого не заталкивали. Кто хотел участвовать, под того я и выписывала роли. Это было абсолютно добровольно.

— А до момента появления письма Мединскому кто-нибудь тебе высказывал слова недовольства сценарием, что там мат, там голые, там, в конце концов, диалоги проституток…

— Нет. Все работали послушно. Были какие-то творческие вопросы, мы их решали. Вот девушка, которая сейчас в итоге отказалась от роли проститутки, мне жаловалась, что у нее не получается, что она не наполняет образ, что у нее идет психологическая ломка, но она работала над образом.

Актриса, которая сказала по поводу меня, что «я пойду с вилами на Кремль», противоположных со мной политических взглядов, но мы этот разговор прекращали и продолжали работать. Для работы не имеет значения, кто каких политических взглядов, мы тут собрались играть.

(На встрече с министром Мединским актриса Ирина Смирнова сказала: «Она либерал, ей не нравится эта власть, она хочет пойти с вилами на Кремль, на что я ей сказала: вас же посодют в психушку!». —Е. М.)

— А откуда этой актрисе известно о твоих политических взглядах?

— Они все знают, что я режиссер «БерлусПутина».

Царь-карлик

— Может быть, истинная причина гонений на спектакль — это образ царя-карлика?

— Царь-карлик во Пскове всех прикалывает.

— А как «царь-карлик» писал свой текст? У кого актер брал интервью?

— Царь-карлик — это пластический этюд. По сцене идет человек на коленках, в длинной рубахе и в темных очечках. Выходит под стилизованную музыку английской группы The Tiger Lillies, песня называется Masturbating Jimmy («Мастурбирующий Джимми»). Это такая маршевая, ироничная музыка.

Он выходит, за ним, как марионеточки, идет народ со скипетром и державой. Скипетр — вантуз (в данном контексте имеется в виду вантуз, используемый для удаления засоров в сантехнических трубах. —Е. М.), держава — мочалка и корона из шапки-ушанки. Народ подносит ему скипетр, державу и корону. Он берет скипетр, державу и сам себя коронует. А потом начинает (это все под музыку происходит) плевать им в лицо за то, что они его короновали.

Кто хиппует, тот поймет, что власть — мастурбатор: сама себя коронует, сама себя избирает, сама себя назначает и сама управляет, все делает сама. Все самостоятельно. Вот такой смешной, сатирический этюд должен был быть в спектакле.

(Актер театра Сергей Попков на встрече с Мединским поделился с министром своими опасениями: «И вдруг совершенно немотивированно, совершенно в гротескном плане вылезает персонаж карлика, которого наряжают и делают королем. С намеком на нашего президента,… которого целуют во все места, подобострастно. <…> Я вижу в этом политику. Нас не могут взять военным путем, нас не могут экономически задавить — нас хотят взорвать изнутри, культуру нашу, язык!». —Е. М.)

— Как ты сама вообще представляла себе выход такого спектакля в нынешних российских реалиях?

— Ну Лена, а что тут такого?! Идет ритуал целования в зад. В чем дело? В театре костюмерам, ассистентам всем очень нравится этот момент в спектакле. Они говорят: «Ну а что, в жизни не так, что ли? Это же жизнь».

— Когда за танец «пчелок» закрывают танцевальную школу в Оренбурге, а Следственный комитет находит состав преступления в этом танце, то за спектакль, в котором происходит целование царя-карлика в попу, могут и посадить. Ты не боишься, Варя?

— Нет. Лена, я же бесстрашная. Понимаешь, у меня чувство страха не в те минуты просыпается. У меня со страхом какой-то непорядок. Я в стрессовых, опасных ситуациях ни хрена не боюсь, а начинаю бояться тогда, когда повода нет. Я боюсь какого-то космоса… Я боюсь не того, чего надо бояться.

— А исполняющий роль царя тоже подписал эту петицию?

— Он подписал петицию, но отказался выходить из проекта, он хочет участвовать в спектакле как актер. Он написал мне об этом в Facebook. Вот такой парадокс.

— То есть он официально подписал петицию, что он не хочет участвовать, а приватно он тебе сообщает, что хочет играть его?

— Он подписал петицию, что он против этого спектакля. Там же петиция не про то, что «мы выходим из спектакля», а просто — «мы обеспокоены… общественность выражает обеспокоенность».

— Как думаешь, что теперь будет со спектаклем?

— Спектакль развалили. Развалили на очень нежной стадии. Это как аборт на седьмом месяце беременности. Это была очень грязная, подлая очень жестокая процедура по отношению к спектаклю. Когда меня обязали устроить прогон, то на него позвали людей, мнение которых юридически ничего не значит, но тем не менее они его высказали и настроили часть артистов против спектакля.

— А кто был на этом прогоне?

— На этом прогоне был народный артист Новохижин, заслуженный артист Попков, и.о. директора Мартынова и некая девочка Лиза, которая была секретаршей художественного руководителя, а сейчас ее сделали замом художественного руководителя.

— Варя, я так понимаю, что в Псковском драматическом театре «Банщику» не быть. А возможно перенести спектакль в тот же Театр.doc?

— Лена Гремина (директор Театра.doc. —Е. М.) очень хочет видеть этот спектакль у себя в театре. Но надо будет юридически решать вопросы с Псковским театром, потому что у них эксклюзивные права на пьесу, которую я им написала, которая им не нравится и которая им не нужна.

«А если я не уберусь, то что?»

— Ситуация со спектаклем «Банщик» напоминает произошедшее с оперой «Тангейзер» в Новосибирске.

— В Новосибирске люди видели спектакль. Здесь никто ничего не видел. Конечно, у меня во Пскове уже есть друзья, которые меня поддерживают и всячески мне пытаются помочь. Но на людей, которые поддерживают меня здесь, оказывается конкретное давление и поступают угрозы в их адрес.

— А тебе угроз не было?

— Не знаю, можно ли это расценивать как угрозу… Когда проходил так называемый худсовет с людьми, которые юридически не являются худсоветом, а худсовета в театре нет, а есть некие старые члены труппы, то один из них орал, что «это антитеатр», и мне два часа объясняли, что я говно и «вы меня оскорбили этим своим прогоном, и этого быть на сцене не должно, зритель не должен этого видеть». А другой член труппы мне сказал: «Я вам рекомендую побыстрее, подобру-поздорову убираться в Москву». Это сказал народный артист Новохижин. Он сказал это таким тихим голосом… Вот он мне желает поскорее убираться. А если я не уберусь, то что?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *