ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ЕРЕВАН

Местонахождение: Ереван (Армения) Создание: 1926 — 1939 гг.Стиль: Сталинское бароккоАрхитектор(ы): А.И. Таманян
При эксплуатации оказалось, что давать представления на двух сценах одновременно невозможно, по причине недостаточной звукоизоляция.

Архитектура театра

Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ”
издательство Академии архитектуры СССР,
Москва, 1948 год

В Ереване по проекту академика А. И. Таманяна сооружен оперный театр, запроектированный с двумя зрительными залами: закрытым на 1500 мест и открытым на 2200 мест. В центре, между двумя амфитеатрами, расположена огромная сцена, открытая трехпролетными порталами. Постановки на сцене, таким образом, могут быть ориентированы на каждый амфитеатр отдельно, либо на оба одновременно. По сторонам сцены — ее подсобные помещения и рабочие дворики. Полукруглые амфитеатры спроектированы в традициях античности, но дополнены балконом и видоизменены применительно к условиям закрытого сооружения и постановкам на глубокой сцене. Амфитеатры окружены широкими полукольцами вестибюлей, фойе и открытых галерей. Театр поставлен на высоком холме, живописный объем здания главенствует не только на просторной площади, но и над всем городом.

Превосходный мастер и энтузиаст архитектуры своего народа А. И. Таманян создал театр, изумительный по цельности и выразительности образа. В этом сооружении А. И. Таманян сочетал глубокое знание богатого наследия прошлого и свободное распоряжение этим наследием с большим новаторством в замысле внутренней организации и образа социалистического театра. Пластическая разработка мужественных форм и сдержанных деталей достигает в здании большой силы. Энергичный рельеф наполненных воздухом аркад и галерей, капителей, карнизов, высеченных в красивом лиловатом камне, придает большое своеобразие облику театра. Эти черты роднят здание с архитектурным пейзажем города, с большими традициями прекрасной архитектуры Армении.

Здание театра закончено в 1946 году (кроме открытого амфитеатра).

Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Несколько особняком по характеру архитектуры для своего времени стоит проект здания театра для города Еревана. Театр этот, называвшийся в первых вариантах Народным домом, был запроектирован еще в конце 1926 г., т. е. в период увлечения конструктивизмом; однако и по плановому решению цельным симметричным замкнутым сооружением, и еще в большей степени по своему архитектурному оформлению с широким использованием национальных архитектурных мотивов Армении этот проект резко отличался от того, как  проектировались театры в то время, и потому этой работе академика Таманяна не было тогда уделено того внимания, какого она заслуживает по своим высоким качествам.

Основной идеей проекта является объединение двух театров — зимнего и летнего — в одно здание.

Армянский театр оперы и балета

Оба зрительных зала — зимний закрытый и летний более открытый — связаны общей сценой, решенной хотя и с обычной сценической коробкой, но в духе новейших театров. Сцена обращена и в тот, и в другой зал двумя по-новому решенными трехмастными порталами, раскрытыми во всю ширину зала, с возможностью обыгрывания боковых площадок и прохода извне непосредственно на сцену демонстраций. Полукруглые в плане зрительные залы (зимний на 1 500 чел. и летний на 2 000 чел.) решены в виде античных амфитеатров, без ярусов и лож. Красиво решено главное фойе, обращенное на передний фасад.

Удачно размещены артистические и вспомогательные помещения. Архитектура театра хорошо задумана по сочетанию основных масс объема сцены, значительно возвышающегося и интересного по очертанию в плане, к которому спереди и сзади примыкают двухярусные колоннадные объемы зрительных зал. Вся композиция построена на основе классических принципов с использованием в деталях мотивов национальной армянской архитектуры, интерпретированных с большим вкусом.

Несколько суровое общее впечатление от этого монументального сооружения смягчается очень удачными пропорциям

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

Armenian Opera Theater

Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова.

13 мая 1932 Совнарком Армянской ССР принял решение об организации в Ереване первого стационарного оперного театра, который был создан на базе оперного класса Ереванской консерватории. Открытие состоялось 20 января 1933 постановкой оперы «Алмаст» Спендиарова.

Здание театра построено в 1940 (архитектор А. И. Таманян, 1120 мест). Особую роль в создании театра и осуществлении спектаклей первых лет сыграли видные деятели армянского искусства: дирижёры — Г. Е.

Национальный академический театр оперы и балета имени А. Спендиаряна

Будагян, К. С. Сараджев, Р. Г. Степанян, М. А. Тавризиан (в 1938-57 гл. дирижёр), С. Г. Чарекян; режиссёры — А. С. Бурджалян, А. К. Гулакян, Л. А. Калантар; балетмейстер И. И. Арбатов (Ягубян); хормейстер В. А. Никольский; художники — М. С. Сарьян, М. А. Арутчян, С. И. Аладжалов; певцы — А. Б. Даниэлян, Ш. М. Тальян, Л. Н. Исецкий (Иоаннисян), А. Д. Каратов, П. К. Лисициан, Т. Т. Сазандарян; артисты балета — Л. П. Войнова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, С. Т. Саркисян, Г. Г. Георгиан, З. М. Мурадян и др.

С первых лет существования театр уделял первостепенное внимание созданию национального репертуара. Были поставлены народная лирико-бытовая опера «Ануш» Тиграняна (1935) и первая армянская опера на современную тему «На рассвете» («Лусабацин») Степаняна (1938, посвящена борьбе народа за установление Советской власти в Армении), его же сатирич. опера «Храбрый Назар» (1935) и комическая опера «Тапарникос» Айвазяна (1938).

Одновременно на сцене театра шли оперы русской и западно-европейской классики: «Евгений Онегин», «Фауст» (1933), «Риголетто», «Кармен», «Паяцы» (1934), «Тоска» (1937), «Царская невеста», «Пиковая дама» (1940). В 1937 театр осуществил постановку оперы «Тихий Дон».

В эти же годы в театре сформировалась балетная труппа. Первым был поставлен балет «Лебединое озеро» (1935), затем «Арлекинада» Дриго и «Бахчисарайский фонтан» (1939). В 1939 театр поставил первый армянский балет на современную тему — «Счастье» Хачатуряна.

В 1935 театр получил современное название (с 1939 — им. А. А. Спендиарова, с 1957 — академический). В 1939, на Декаде армянского искусства в Москве, театр награждён орденом Ленина. В 40-е гг. были поставлены значительные спектакли: оперы — «Иван Сусанин», «Отелло» (1942), «Гугеноты» (1943); «Аршак II» Чухаджяна (1945, Сталинская премия, 1946), «Намус» («Честь») Ходжа-Эйнатова (1945), «Мазепа» (1949); балеты — «Анаит» Тер-Гевондяна (1940), «Хандут» на музыку Спендиарова (1945), «Гаянэ» (1947). В 50-е гг. осуществлены постановки ряда национальных опер — «Давид-бек» Тиграняна (1950), «Героиня» Степаняна (1950, Сталинская премия, 1951), «Арцваберд» Бабаева (1957), «Сос и Вардитер» В. Тиграняна (1957), и балетов — «Севан» Егиазаряна (1956), «Мармар» Оганесяна (1957), «Сона» Хагагортяна (1957).

С 1960 в репертуаре театра ведущее место занимают произведения современных советских и зарубежных авторов, в т. ч. оперы — «Господин Минтоев в Париже» Айвазяна (1963), «Огненное кольцо» Тертеряна (1967), «Крушение» Арменяна (1968), «Саят-Нова» А. Г. Арутюняна (1969), «Сказка для взрослых» Э. Е. Арутюняна (1970), «Человек из легенды» Ахиняна (1971), и балеты — «Спартак» (1961), «Золушка» (1963); «Три пальмы» на музыку Спендиарова, «Героическая баллада» на музыку Бабаджаняна, «Голубой ноктюрн» (1964), «Вечный идол» (1966, Гос. пр. Арм. ССР, 1967) и «Антуни» (1969) Оганесяна, «Прометей» Аристакесяна (1967), «Озеро грёз» Егиазаряна (1968), «Бессмертие» Орбеляна (1969) и др.

Театр впервые в СССР поставил музыкальную драму «Вест-Сайдская история» Бернстайна (1963), оперы «Царь Эдип» Стравинского (1963) и «Консул» Менотти (1966).

Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

Словарные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *