ТЕАТР МУСЫ ДЖАЛИЛЯ

К списку проектов

Содержание

Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля, г.Казань

Оснащение учреждения культуры билетно-пропускной системой “Лента-Театр”.

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – один из крупнейших музыкальных театров России, носитель традиций российской, мировой и татарской национальной музыкальной культуры. Фасады и внутренние интерьеры театра выдержаны в стиле современного неоклассицизма и сочетают классические формы с татарскими национальными орнаментами и элементами декоративно-прикладного искусства. В 2005 г. театр перенес капитальную реконструкцию.

Схема зала

Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.Автоматизация процессов продажи билетов на представления и контроля доступа посетителей в театр. Увеличение каналов продажи билетов. Возможность продажи билетов онлайн по всем каналам продаж без использования механизма квот. Исключение человеческого фактора при продаже и проверке билетов. Получение достоверной финансовой и статистической отчетности.

Решения

  • Установлена БПС АСУ «Лента -Театр» (АРМ кассира, АРМ менеджера-администратора);
  • Разработан интернет-магазин продажи билетов;
  • Контроль доступа зрителей осуществляется с помощью мобильных терминалов U2013.

Установка билетно-пропускной системы "Лента-театр" позволила вывести всю билетную массу на продажу через все возможные каналы продаж онлайн без использования механизма квот:

  • собственные кассы театра;
  • портал государственных услуг Республики Татарстан;
  • инфоматы предоставления государственных услуг, расположенные на территории Республики Татарстан;
  • мобильное приложение портала государственных услуг Республики Татарстан.

Аналогичные проекты

Казанский цирк, г.Казань

Кинотеатр «Родина», г.Казань

Парк аттракционов «Кырлай», г.Казань

Елабужский государственный музей заповедник, г. Елабуга

Государственный музей изобразительных искусств, г. Казань

Национальный музей Республики Татарстан, г. Казань

Альметьевский татарский государственный драматический театр, г.Альметьевск

Казанский государственный театр юного зрителя, г.Казань

Бугульминский драматический театр им. А.В.Баталова, г.Бугульма

Государственный большой концертный зал им.С.Сайдашева, г.Казань

Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала, г.Казань

Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля, г.Казань

Татарский государственный театр кукол «Экият», г. Казань

Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина, г.Казань

Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И.Качалова, г.Казань

Билетный проект Республики Татарстан

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 30 мая 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 30 мая 2017; проверки требуют .

(ТАГТОиБ им. М.Джалиля, тат.Муса Җәлил исемендәге Татар Дәүләт Опера һәм Балет театры) — один из крупнейших театров России. Расположен в столице Татарстана — городе Казани.

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 г. (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.

Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 г. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.

Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 г. 26 августа 1874 г. впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся оперой Назиба Жиганова «Качкын». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова (по другим данным, главным архитектором был репрессированный в 1937 г. Николай Круглов). В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч». В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в нацистском плену, заведовал в театре литературной частью.

10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.

В июне 1957 г. Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 г. Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

По разные стороны от здания театра установлены памятники — Пушкину (по улице Пушкина) и Тукаю (по Театральной улице). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2005 год

Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С 2001 г. художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.

С 1994 года театр ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.

Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» (режиссёр, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.

Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с её жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.

Согласно исследованиям журнала «FORBES» (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля — второй по показателю заполняемости зала в России (93 %), он уступает пальму первенства лишь Мариинскому театру Санкт-Петербурга.

ТАГТОиБ им. М. Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982), классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987, с 1993 носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.

Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А. Масленников, В.Верестников, В. Пьявко, И. Архипова, Ю. Мазурок, Т. Ерастова, Т. Синявская, А. Ломоносов, В. Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И. Богачёва, Л. Филатова, В. Ванеев, Ю. Шкляр, В. Черноморцев, А. Агади, А. Шагимуратова, зарубежные певцы Рене Папе, Мельба Рамос и др., дирижёры Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Гинтарас Ринкявичус, Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.

Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В. Васильев, Е.Максимова, Г. Комлева, Н. Долгушин, Н. Грачёва, К. Кырб, Л. Кунакова, Н. Павлова, Т. Чернобровкина, Н. Ледовская, Илзе Лиепа, П. Скирмантас, И.Валекайте, Э. Шпокайте, Т. Кладничкина, В.Григорьев, А. Дорош, Л. Шипулина, Е. Князькова, И. Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т. Голякова, С. Захарова, Н. Цискаридзе и др.

У театра проводятся ежегодные литературные праздники на открытом воздухе: у памятника Тукаю — в день рождения поэта, у памятника Пушкину — в день славянской письменности.

Представьте себе мое удивление, когда я узнал, что Казанской опере 175 лет! Я-то всегда думал, что опера в Казани ведет свое летоисчисление с 1939 года, когда был основан театр оперы и балета. Первый оперный спектакль в Казани, оказывается, состоялся осенью 1804 года и был осуществлен труппой известного казанского помещика, театрального мецената Есипова. Ему же принадлежало большое здание театра, которое располагалось на месте нынешней площади Свободы. В те времена ставились оперы Глюка, Перголези, русских композиторов Верстовского, Бортнянского. До 1874 года постоянной оперной труппы в Казани не было и оперные спектакли давались эпизодически. В 1874 году известный русский антрепренер Петр Медведев организовал две труппы, одна из которых было оперной, и взял антрепризу в Казани и Саратове. В течение сезона эти труппы менялись, и казанцы имели возможность посещать оперные спектакли каждый год. Так продолжалось 20 лет, пока Медведев не переехал в Москву.

После Медведева антрепризу взял также известный театральный деятель Бородай. Это при нем расцвел талант В. И. Качалова, артиста драматической труппы. Им была создана постоянная оперная труппа в Казани, просуществовавшая до 1919 года. Дирижером был В. И. Сук, впоследствии работавший в Большом театре. В труппе был известный, русский певец Тартаков. В 1919 году здание театра сгорело, погибла и редчайшая нотная библиотека.

После Октябрьской революции начинается новый, советский этап оперы в Казани, зарождается татарская опера. Первая татарская опера «Сания» была написана Газизом Альмухаметовым и Султаном Габяши в 1925 году. Интересно отметить, что на постановку этой оперы откликнулись газеты Германии, Франции, Японии. Отзывы были в целом положительные. Эти же композиторы написали в 1930 году оперу «Эшче», имевшую неменьший успех. В 1934 году при Московской консерватории была создана татарская оперная студня, куда набирали наиболее одаренных музыкантов и певцов. В этой студии занимались Фахри Насретдинов, Марьям Рахманкулова, Асия Измайлова, Халида Забирова, Нияз Даутов, Сара Садыкова. Теперь это заслуженные и народные артисты республики, а в то время артистическая молодежь. В 1939 году был создан нынешний театр оперы и балета на основе татарской оперной студии. Заведующим литературной частью был Муса Джалиль, большой энтузиаст оперного искусства. В 1957 году театр переехал в свое теперешнее здание и получил имя Мусы Джалиля.

Обо всем этом и многих других интересных вещах поведал мне Фуат Тимурович Салави, большой знаток музыки вообще и оперы в частности. Он был одним из тех, кто преподавал в татарской оперной студии, то сеть стоял у истоков татарской оперы. Личный друг и земляк Мусы Джалиля (они оба из Оренбуржья), он видит свой долг в пропаганде оперного искусства, в привлечении молодежи в театр.

Внимательный читатель, наверное, уже отметил про себя, что казанской опере столько же лет, сколько университету — 175. Мне кажется символичным такое совпадение. Каких-нибудь сто лет назад нередко почтенные профессора закапчивали лекцию словами: «А не пора ли, господа, в театр?»

Зарождение оперы в Казани, безусловно, было вызвано теми же причинами, что способствовали возникновению Казанского университета: общий подъем русской культуры„ становление Казани как важного культурного центра страны. Нам казанцам, землякам Ф. И.

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань: отзывы

Шаляпина, что называется «по штату» положено любить оперу. И право же, бывает щемяще грустно видеть полупустой зрительный зал нашего великолепного театра оперы и балета. Жаль не оперу, а тех людей, которые могли бы прийти, но не пришли на оперный спектакль. Вспоминается известная реплика Фаины Раневской, сказанная в Дрезденской галерее по другому поводу. Когда одни из ее спутников, глядя па «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, сказал, что эта картина не производит на него впечатления, она ответила: «Эта дама уже столько лет производит сильное впечатление на людей, что теперь сама может выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет». Не мешает это помнить и тем, кто заявляет, что не любит оперу. Еще не известно, кто от этого больше теряет: вы или опера. Если вы еще не полюбили оперу, спешите это сделать. Вы не пожалеете, она ответит вам взаимностью.

Достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *