ТЕАТР ЛА ФЕНИЧЕ

Самый большой и прославленный театр Венеции — Ла Фениче (Феникс), построенный по заказу правительства Венецианской республики, расположен в сестьере (районе) ди Сан-Марко. Молодой архитектор Джанантонио Сельва, победивший в конкурсе на лучший проект для будущего театра, умело использовал тесный и сложный участок, с трех сторон омываемый каналами. В плане здание театра состоит как бы из двух неравных частей. В меньшей — вход для зрителей, вестибюль, лестница и фойе, которые располагаются со стороны небольшой площади Сан-Фантин. Главная часть театра — это зрительный зал, большая наклонная сцена, репетиционные и артистические помещения. За относительно скромным неоклассическим фасадом разместился роскошный пятиярусный оперный зал на полторы тысячи мест, украшенный в стиле барокко позолотой, росписями, хрустальными люстрами и обивкой густо-красного цвета.

Театр был торжественно открыт за несколько лет до падения Венецианской республики в конце XVIII века. В декабре 1836 года театр сгорел, но братья Медуна в короткий срок восстановили его, почти в точности сохранив его первоначальный архитектурный стиль. Великолепный зрительный зал театра украшают роскошная лепнина, позолота и живопись.

Театр Ла Фениче всегда играл и важную общественную роль в жизни Венеции. Он был очагом национальной итальянской культуры, особенно во времена французской и австрийской оккупации в первой половине XIX века. В 1848 году здание театра стало центром восстания, которое поднял Даниэле Манин, избранный первым президентом новой Венецианской республики (просуществовала всего один год).

В XIX веке с Ла Фениче было связано творчество многих великих европейских музыкантов, певцов и композиторов.

Оперный театр «Ла Фениче»

Специально для него три оперы написал Джоаккино Россини, свои премьеры в нем показывали Винченцо Беллини и Доменико Чимароза; здесь неоднократно выступал со своими произведениями Рихард Вагнер.

С театром Ла Фениче связан большой период творчества Джузеппе Верди. В этом театре готовилась постановка его оперы «Ломбардцы». Действие в опере происходило во времена крестовых походов, и слово «освобождение» звучало в ней от начала до конца. В Милане духовенство и полиция сделали все возможное, чтобы помешать премьере оперы, но 11 февраля 1843 года она была там поставлена и восторженно встречена публикой. А вот в венецианском театре Ла Фениче «Ломбардцы» с треском провалились. В письме к графине Аппиани композитор писал: «Это был классический провал. Не понравилось ничего, кроме кабалетты. Что ж, бывает и такое, и я рассказываю об этом ни с удовольствием, ни с болью».

Конечно же, провалом «Ломбардцев» Верди был очень огорчен, к тому же композитора беспокоило будущее его новой оперы — «Эрнани», которую он считал своим лучшим детищем. К либретто оперы со стороны цензуры было много придирок. Самому Дж. Верди опера нравится, как никогда прежде не нравилась собственная работа, и музыка «Эрнани» — это портрет души композитора, отражение тайных черт его характера.

Целые дни Верди проводил в Ла-Фениче, выходил оттуда с воспаленными глазами, больной головой и охрипшим от крика голосом. 9 марта 1844 года зал театра был переполнен до отказа. И хотя на премьере оперы триумфа не было, но с каждым спектаклем ее успех возрастал. Люди часами стояли у театральной кассы, чтобы купить билет. А когда сезон в Ла Фениче заканчивался, «Эрнани» не замедлили поставить в другом венецианском театре — Сан-Бенедетго, после чего опера начала свой победный путь по всей Италии.

Для театраЛа Фениче Верди написал и оперу «Симон Бокканегро», но венецианцы отвергли ее: они не могли понять, почему у героя нет ни одной арии, ни одного романса, в которых он мог бы излить свою душу, показать силу своего голоса. Зрители не одобрили оперу, в которой традиционная любовная история отодвинута на второй план, а на первый вышла политическая борьба. Опере «Симон Бокканегро» потребовалось много времени, чтобы впоследствии утвердиться на сцене.

16 марта 1846 года в Ла-Фениче прошла премьера еще одной оперы Верди — «Аттила». За несколько месяцев до этого вспыхнули волнения в Римини. Хотя их быстро подавили, но идеи национальной независимости и национального единства продолжали пробивать себе дорогу. Опера «Аттила» вполне отвечала стремлениям итальянского народа к свободе. И хотя успех оперы поначалу был не таким громким, а в некоторых местах публика даже выражала недовольство, однако в целом прием был хорошим. Особенное одобрение у зрителей вызвал Пролог («Основание Венеции»),

Из русских композиторов с театром Ла Фениче связано имя Игоря Стравинского, который много раз посещал крупнейшие столицы и города мира. Он подолгу жил в Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, но ни к одному из этих городов — даже к Парижу — особой привязанности не испытывал. Правда, Венеции он оказывал в старости некоторое предпочтение: здесь он дирижировал премьерами оперы «Похождения повесы» (1951), через пять лет — кантаты «Canticum sacrum», а еще через пять лет показал «Плач пророка Иеремии» — самое крупное свое произведение последних лет.

Оперный театр Ла Фениче

Знаменитый «город на воде» известен не только своими многочисленными каналами, но также и потрясающей архитектурой, впитавшей атмосферу нескольких исторических эпох. Какой бы ни был повод для вашего путешествия в Венецию, посещение оперного театра Ла Фениче и последующая прогулка по улице Сан-Марко подарят незабываемые впечатления на всю жизнь. Если вы ищете, где провести приятный романтический вечер, то лучшего способа, чем просмотр итальянской оперы или балета в театре Ла Фениче, придумать просто невозможно.

Лучшие мероприятия в Венеции

Главное – заранее позаботиться о билетах. Однако обо всем по порядку.

Венеция – это один из старейших исторических и культурных центров Италии. Она подарила миру множество величайших композиторов и музыкантов, среди которых:

  • Антонио Вивальди;
  • Клаудио Монтеверди;
  • Томазо Джованни Альбинони;
  • Андреа Габлиелли.

Именно благодаря этому Ла Фениче заслужил репутацию одного из самых престижных театров не только в самой Венеции, но и в Европе.

История театра Ла Фениче: восстающий из пепла

Венецианский театр Ла Фениче был построен в конце XVIII века. С тех пор на его сцене работали одни из лучших вокалистов, музыкантов, величайшие композиторы, считавшие за честь писать свои произведения специально для этой известной оперы, а некоторые и дебютировали на его сцене.

История венецианской оперы удивительна и преисполнена различных событий, определивших происхождение её названия. Ла Фениче в переводе с итальянского языка означает «феникс» – олицетворение бессмертия и постоянного обновления. Многим известно, что феникс – мифологическая птица, сжигающая себя для того, чтобы возродиться вновь. Такова и судьба первого в Венеции оперного театра. За более чем двести лет своего существования зданию довелось пережить несколько серьезных пожаров, и каждый раз он в буквальном смысле восставал из пепла.

К концу восемнадцатого века в Венеции насчитывалось два драматических и пять музыкальных театров. Одним из самых роскошных считался театр Сан-Бенедетто, который сгорел дотла в 1774 году. Ему на смену решили возвести новое здание, не уступающее предшественнику ни в роскоши убранства, ни в акустических характеристиках.

Торжественное открытие нового оперного театра «La Fenice» состоялось в мае 1792 года и ознаменовалось премьерой оперы «Агригентские игры» Джованни Паизиело. Однако зданию пришлось пережить еще два серьезных пожара: первый произошел в 1837 году, а второй, который нанес наибольший ущерб, – в 1996 году.

Деньги на восстановление театра Ла Фениче поступали со всего мира. Многие меценаты, спонсоры, власти Италии, а также просто неравнодушные граждане перечисляли различные суммы, и новое возрождение оперы началось в 1997 году. Строительство велось на протяжении долгих семи лет, а уникальную роспись интерьеров, потолков и балконов пришлось восстанавливать по сохранившимся чертежам и эскизам. Благодаря стараниям огромного количества людей, оперный театр Ла Фениче вновь восстал из пепла в 2003 году, распахнув свои двери для многочисленной публики.

Современный период

XIX век ознаменовался сотрудничеством с такими гениальными композиторами, как Джоаккино Россини, Винченцо Беллини и Джузеппе Верди. Специально для театра Ла Фениче были написаны три знаменитые оперы Россини «Сизизмондо», «Танкред» и «Семирамида», а Беллини создал «Капулетти и Монтекки». Однако наиболее известными операми, которым впервые рукоплескали венецианцы, стали гениальные произведения Верди, а именно: «Риголетто», «Травиата», «Атилла», а также «Симон Бокканегра».

В ХХ веке, наряду с классическими постановками, на сцену первого венецианского оперного тетра выходят произведения современных композиторов: Джорджио Федерико Гедини, Пьетро Маскааньи, Марио Кастельнуво-Тедеско, а также Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

В наши дни, благодаря появлению радио, телевидения и интернета, зрительская аудитория оперы Ла Фениче значительно расширилась. Ежегодно в новогоднюю ночь поклонники классической музыки из Франции, Швейцарии, Германии, Австрии или даже Японии имеют возможность смотреть прямую трансляцию с праздничного концерта, подготовленного в Ла Фениче. В программе звучат как известные классические произведения из полюбившихся опер, так и более современные постановки.

Информация для туристов

Безусловно, театр Ла Фениче стоит того, чтобы включить его в программу вашего венецианского путешествия, независимо от того, едете ли вы самостоятельно или являетесь участником экскурсионного тура. Подсчитано, что ежегодный поток туристов, посещающих оперу, достигает 350 тысяч человек.

Экскурсионный тур предоставляет прекрасную возможность совершить прогулку по зрительному залу, ознакомиться с уникальной росписью стен и потолков, а также посетить закулисные помещения. Кроме того, в здании находится постоянно действующая экспозиция, посвященная известной греческой оперной певице Марии Калласс, которую восторженная публика еще при жизни наградила титулом La Divina, что означает «божественная».

ЛА ФЕНИЧЕ

"Ла Фениче" (Фениче — Феникс) — итальянский оперный театр в Венеции. Наряду с миланским "Ла Скала" и неаполитанским "Сан-Карло" — это один из крупнейших оперных театров Италии. Он построен по проекту архитектора Дж. Сельва. Открыт 16 мая 1792 года оперой "Агриджентские игры" Дж. Паизиелло. Характерной особенностью этого театра (как и других итальянских театров, созидаемых в XVIII веке) является принцип учета удобства мест для зрителей. Внешне он не был ни пышным, ни эффектным, как это было принято в придворных театрах. Одним из архитектурных новшеств являлась изобретенная. архитектором Сегецци новая система расположения лож, при которой каждая ложа располагалась на двадцать сантиметров выше предыдущей, в то же время несколько выступая вперед. Система Сигецци была применена при постройке театров в Болонье, Вероне, Мантуе и ряде других итальянских городов. В конце XVIII — начале XIX века на сцене театра "Ла Фениче" шли оперы С. Майра, Д. Чимарозы, Россини, Дж. Мейербера, В. Беллини, Г. Доницетти.

В 1836 году прославленный театр стал жертвой пожара, случившегося незадолго до открытия традиционного Карнавала. Недаром, говорили современники, ему дали название "Феникс". И феникс, действительно, меньше чем через 6 месяцев возродился из пепла. В мае 1837 года он вновь открыл свой занавес перед публикой. Вот что писал русский путешественник и музыкальный обозреватель о своем посещении этого вновь открытого театра "Ла Фениче": "Зала, ярко освещенная, отделана с большим вкусом. По белому полю очень удачно рассыпаны золотые арабески. Легкая живопись не вредит общему впечатлению. Императорская ложа богато убрана… все ложи с зеркалами и диванами, очень удобны. Декорации прекрасны, они не могут идти в сравнение с петербургскими". Но в то же время русский любитель оперы говорит, что и "Ла Фени-че" не избежал общей участи театров Италии, в которых театральная зала является одновременно и гостиной.

Театр «Ла Фениче»

Публика весь вечер делает визиты из ложи в ложу, ведется оживленный разговор. На оперу же, за исключением самых первых представлений, обращают мало внимания. Публика внимательно, собственно, только к тем местам оперы, которые у нее "любимые". Их-то и оценивают по достоинству. В дни первых представлений, то есть премьерных спектаклей, цены на билеты в театр баснословно велики. В эти дни публика со вкусом и знанием дела прослушивает исполняемое произведение. Конечно, одни оперы пользовались большим успехом, другие — меньшим. В сезон, о котором говорит наш петербургский наблюдатель, давали оперу "Анну Болен" Доницетти. Опера была принята довольно холодно, но все же отдельные исполнители были хороши.

В первой половине XIX века в нем выступали знаменитые певцы — И. Кольбран, Дж. Гризи, Дж. Паста, М. Малибран, А. Тамбурини, Д. Донцелли. В репертуаре театра были и балетные спектакли. Их ставили балетмейстеры О. и С. Вигано, Ф. Клерико, К. Блазис, А. Кортези, Ф. Тальони. В середине XIX века на сцене театра "Ла Фениче" были впервые поставлены многие оперы С. Меркаданте, Д. Паччини и Дж. Верди. В эти годы здесь выступали знаменитые певцы: К. Унгер, Дж. Стреппони, Э. Френццолини, Варези, Кореи и др. В конце XIX — начале XX века в театре "Ла Фениче" были представлены публике оперы Р. Леонкавалло ("Богема", 1897), П. Масканьи ("Маски", 1901), М. Кастельнуово-Тедеско ("Мандрагора", 1926). На сцене театра пела прославленная и блистательная Мария Каллас, оставившая о театре свои воспоминания. Но в конце ушедшего XX столетия знаменитый театр постигло огромное несчастье. В ночь с 29 на 30 января в театре начался страшный пожар, в результате которого здание "Ла Фениче" было почти полностью уничтожено. Труппа театра в это время находилась на гастролях в Польше. По инициативе ЮНЕСКО был создан Международный фонд помощи для восстановления театра. Во всем мире пресса писала статьи на тему — возродится ли венецианский Феникс, восстанет ли вновь из пепла? Во всем мире коллеги-профессионалы и благотворительные фонды стремились оказать театру посильную помощь. Финансовую помощь театру оказал и наш Большой театр — средства, собранные от благотворительного спектакля "Травиата" Д. Верди, были переданы в фонд помощи театру "Ла Фениче".
     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *