ТЕАТР ИМ КОМИССАРЖЕВСКОЙ

ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ, Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской создан в 1942.

Несколько раз менял свое название: 1942–1943 – Городской театр («Блокадный театр»); 1943–1959 – Ленинградский государственный драматический театр; 1959–1991 – Ленинградский государственный драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской; c 1992 – Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.

Создание этого театра не имеет аналогов в мировой истории: он возник в блокадном Ленинграде. Существование театра в осажденном городе, вымирающем от невыносимого голода, холода, бомбежек, артиллерийских обстрелов представляется в послевоенное время невероятным. Феномену выстоявшего Ленинграда посвящено неисчислимое количество исследований – аналитических и творческих. И, чем дальше уходит этот период в прошлое, тем более необъяснимым, иррациональным он кажется. В настоящее время жизнь блокадников воспринимается как миф, могучий, несовместимый с простой логикой: чем меньше оставалось условий для физического выживания, тем больше обострялась потребность в искусстве, «питающем» силу духа ленинградцев.

В 1942 в Ленинграде работали коллективы военных театров и стационарный театр Музыкальной комедии; все остальные театральные коллективы были эвакуированы. Новый театр возник из радиоспектакля Русские люди по пьесе К.Симонова. Его постановку осуществил И.Горин с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного академического театра им. Пушкина. Спектакль пользовался таким успехом, что было принято решение перенести его на драматическую сцену. 18 сентября 1942 в здании театра Комедии состоялась первая премьера театра, которому дали скромное имя Городского. Постановщиками были участники радиоспектакля И.Горин и И.Зонне. Постановочный коллектив спектакля Русские люди был пополнен актерами из Агитвзвода Дома Красной Армии, большая группа артистов пришла из ранее ликвидированного Нового ТЮЗа. Уже через две недели после первой премьеры театр показал новый спектакль – Фронт А.Корнейчука, немного позже – Нашествие Л.Леонова. В 1943–1944 театр работал в помещении Малого Оперного театра; в 1944 получил здание, в котором продолжает работать до сих пор – театр, где в 1904–1906 играла со своей труппой В.Ф.Комиссаржевская.

Играли в нетопленных залах; спектакли прерывались воздушными тревогами, когда актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежища и возвращались в зал после отмены тревоги. Зрители были готовы и к постоянным перебоям с электричеством: сцену освещали ручные фонарики, направленные из зрительного зала. Параллельно со спектаклями изготавливали декорации, ремонтировали здание. Показывали спектакли не только военно-патриотической тематики, но и классику: свой второй сезон театр открыл спектаклем Женитьба Белугина по пьесе А.Н.Островского.

Театр сыграл существенную роль в духовной жизни ленинградцев. В истории он больше известен под своим неофициальным названием Блокадного театра.

В послевоенные годы в репертуаре театра были спектакли самых разных жанров и направлений. Из русской классики – Островский, Горький; из зарубежной – Шекспир, Мольер, Гоцци, Шоу; из современной драматургии – Н.Хикмет, П.Павленко, Э.Хемингуэй. В разные годы в театре ставили спектакли режиссеры А.Соколов, Е.Гаккель, П.Вейсбрем, В.Кожич, В.Честноков, Н.Галин, В.Адрушкевич, Р.Сирота, И.Ольшвангер и др.

В 1959 наступил новый этап в развитии театра: ему присвоили имя В.Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М.Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля Дети солнца по пьесе М.Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).

Однако самый длительный период истории театра связан с именем Р.Агамирзяна. Он возглавил театр в 1966 и проработал в нем до своей кончины в 1991. Это был период стабильности, возмужания театра, обретения им собственного лица – пусть и не самого яркого в театральной жизни города, но имевшего своего зрителя, своих поклонников. Р.Агамирзян, до своего прихода в Театр им. Комиссаржевской работал в БДТ, стажировался у признанного театрального лидера Ленинграда Г.Товстоногова. Был приверженцем реалистической театральной школы и последовательно воплощал ее принципы в своих спектаклях.

В труппе театра работали опытные актеры: И.Дмитриев, Г.Короткевич, А.Костричкин, М.Самойлов. Вливались молодые силы и становились опытными мастерами сцены: Т.Абросимова, Н.Боярский, И.Краско, С.Ландграф, Ю.Овсянко, В.Особик и др. Труппа пополнялась и учениками Р.Агамирзяна, который преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

После смерти Р.Агамирзяна, в 1992 театр возглавил В.Новиков, проработавший в театре им. Комиссаржевской около двадцати лет в качестве заведующего литературной частью. 1990-е – период резкой трансформации театральной жизни города. Изменились основные акценты, на смену стабильности и некоторому однообразию спектаклей пришла пора творческого эксперимента. Новиков делает ставку на творческое разнообразие, на широкую палитру режиссерских имен. Такая политика руководства театральным процессом очень скоро принесла свои плоды – в 1995 спектакль театра Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей (режиссер В.Пази) удостоен премии «Золотой софит» сразу в трех номинациях: за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшее художественное оформление.

"Театр драмы им.В.Ф. Комиссаржевской" г.Уссурийск

В репертуаре театра им. Комиссаржевской соседствуют спектакли таких разных режиссеров, как А.Морфов, Ю.Панич, Т.Насиров, А.Горенштейн, А.Горбатый, В.Гришко, В.Исаков, Г.Корольчук и др.

Татьяна Шабалина

Литература:

Алексеева Е. Петербургский сезон. – Театральная жизнь, 1998, № 8
Заболотняя М. Credo или диагноз? Режиссура Петербурга. – Театральная жизнь. 1998, № 11–12
Попов Л. Посттовстоноговское десятилетие петербургского театра. Краткий курс. «Московский наблюдатель». 1998, № 1

Хотя театр рожден в ленинградскую блокаду, история его сцены куда длиннее. Когда-то театр назывался "Пассаж". В 1846 году по уникальному проекту архитектора К. Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом галереей, где разместились магазины, кондитерские, кабинет восковых фигур, анатомический музей и концертный зал. С той поры петербуржцы не зависели от скверной балтийской погоды и любовно назвали Пассаж "гостиной, где сходятся знакомые". С начала XX века история театрального зала связана с именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув сцену Александрийского театра, она открыла в 1904 году собственный Новый драматический театр, на сцене которого сыграла современных героинь из пьес Г. Ибсена, М.

Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской

Горького. 15 сентября 1904 года театра открылся спектаклем "Уриэль Акоста" К. Гуцкова. Через два дня состоялась премьера "Норы" Г. Ибсена.

Вот почему рожденный 18 октября 1942 года новый Городской театр получил в 1959 г. имя Веры Комиссаржевской. В его кулисах смешались разные театральные времена и события, а память о работавших на этой сцене актерах и режиссерах бережно хранится и поныне. Это режиссеры Леонид Вивьен и Сергей Радлов, Владимир Кожич и Борис Зон. Актеры Елена Грановская, Владимир Честноков, Мария Бабанова, Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, братья С. И Н. Боярские, Иван Дмитриев, Игорь Дмитриев…

С 1966 года и на протяжение 25 лет театром руководил ученик Л. Вивьена Рубен Сергеевич Агамирзян, народный артист СССР. Знаменитая постановка трилогии А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Борис" стала таким же символом театра, как "Чайка" МХАТа Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве. Театр "гремел" по стране своими новаторскими, остро публицистическими постановками современных пьес.

Театр хранит актерскую преемственность, и, приходя в труппу театра, молодежь оказывается в атмосфере доброжелательности, творческой активности и юмора. Многие актеры театра хорошо известны российскому зрителю. Это народные артисты России Галина Короткевич, Иван Краско, Борис Соколов, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Георгий Корольчук, Наталья Данилова, Наталья Орлова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин и др. Очень много молодых актеров зритель знает по работам в популярных киносериалах.

С 1991 года театром руководит Виктор Новиков. Театровед по образованию, при Агамирзяне работавший завлитом, он, как никто другой, знает и чувствует свой театр, стараясь в новых координатах жизни оберегать уникальную атмосферу театра-дома, что отнюдь не делает его закрытым для новых художественных идей. Сегодня Комиссаржевка — театр, приглашающий на постановки самых интересных режиссеров. Здесь поставил "Бурю" по Шекспиру молодой, но уже знаменитый болгарский режиссер А. Морфов, и его спектакль, лауреат высшей Национальной премии "Золотая маска" за 2000 год, стал культовым для нового поколения зрителя. В репертуаре 20 названий, большинство которых составляет современная драма. Это — в традиции театра, всегда говорящего с современником на его языке. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской — театр для зрителя, который приемлет все жанры, кроме скучного, в палитре которого все краски, кроме черной.

Как добраться:

191186, Итальянская улица, д. 19
Станции метро "Гостиный двор" и "Невский проспект", магазин "Пассаж".
Факс: (812) 571 08 53

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Удивительна история здания театра, в котором он живет 70 лет. Счастливая идея построить крытую торговую галерею – пассаж – каких было множество в Лондоне и Париже, пришла в голову коллежскому советнику графу Якову Эссен-Стенбок-Фермору. Высочайшим указом разрешение на строительство Пассажа было получено. Так, в мае 1848 года по уникальному проекту архитектора Рудольфа Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом трехъярусной галереей, где разместились магазины и кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, ресторан в подвале и большой зрительный зал. С той поры петербуржцы не зависели от скверной балтийской погоды и любовно называли Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые». Здесь, в 1860-х годах в театральном зале устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А.

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург, Россия)

Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли. В одной из постановок комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» принимал участие сам автор.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна. Его Театр открыт новым идеям, поэтому здесь ставят спектакли молодые режиссеры. Приглашение на постановки разных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Театр выпускает за сезон четыре спектакля. Очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от соприкосновения с литературным материалом. Одно из ярких подтверждений тому — спектакли Александра Морфова «Дон Жуан», «Ваал», «Сон в летнюю ночь». Притягательная карнавальная легкость этих спектаклей сродни магическому языку театра, в котором также возможно взаимопроникновение реального и выдуманного, комического и трагического. Многообразен жанровый диапазон театра. На афише — лирические комедии, драмы и трагикомедии — каждое поколение может выбрать свой спектакль. Гастроли, бесспорно, расширяют художественный кругозор творческого коллектива. За последние годы театр побывал в Македонии, Албании, Монголии, Израиле, Польше, Словении, Словакии, Японии, Германии и т.д. Санкт-Петербургский театр им. В.Ф. Комиссаржевской находится в активном сотрудничестве с театральными коллективами Балканских стран с 1991г. Его связывает творческая дружба с Битолским драматическим театром, а также Международным фестивалем искусств «Охридское лето»

Схема Зала:

Театр2ТочкиЗрения — IV серия из 11 театров

Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской является одним из лучших драматических театров в Санкт-Петербурге. Он расположен на Итальянской улице в удивительном здании, которое имеет интересную историю. В середине XIX века Невский проспект был соединен с итальянской улицей великолепной крытой галереей «Пассаж», где расположились небольшие магазины, кондитерские, небольшой музей восковых фигур, ресторан, а также зрительный зал для представлений. В этом зале проводились лекции, и литературные вечера, а также устраивались любительские театральные постановки. Затем галерея была перестроена, теперь войти в театральный зал можно было с улицы.

В 1904 году в Петербурге открылся драматический театр Веры Федоровны Комиссаржевской, которая ушла из труппы Александринского театра и решила создать свой. С сентября 1904 года в новом театре «Пассажа» начали проходить постановки с участием самой Комиссаржевской и знаменитым актером Павлом Самойловым. Затем театр Комиссаржевской переехал на Офицерскую улицу, а в театральном зале «Пассажа» продолжали проходить гастрольные спектакли различных театров.

После революции театр стал филиалом Госдрамы, а затем Театром имени Ленинградского Совета. Здесь проходили постановки по классическим пьесам зарубежных и отечественных драматургов. Театр работал до января 1942 года, затем был эвакуирован.

В октябре 1942 года театр получил новое рождение. В самое беспощадное время блокады здесь прошла премьера спектакля «Русские люди», так открылся новый театр «Городской». Актеры театра и все сотрудники старались укрепить дух горожан, помогали выживать за счет проявления самых важных чувств человека, показывали на сцене те ценности, ради которых стоило жить. Осенью 1944 года театр переименовали в Ленинградский драматический.

После войны перед новым театром были поставлены уже другие задачи, репертуар еще не был сформирован, режиссеры постоянно менялись, происходили взлеты и падения. В 1959 году театру присвоили имя великой актрисы начала XX века В. Ф. Комиссаржевской. С тех пор здесь работали многие выдающиеся режиссеры, которые сделали этот театр узнаваемым во всем мире.

Сейчас – это одно из уникальных мест, где можно увидеть как классические постановки, так и спектакли современных режиссеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *