ТБИЛИСИ ПАМЯТНИК ВАХТАНГУ ГОРГАСАЛИ

Один день в Тбилиси

Легенда рассказывает, что царь Вахтанг Горгасали охотился в лесах, он пошел по направлению полета своего сокола и набрел на горячий источник, в котором ошпарилась его птица. Пораженный случившимся и покоренный красотой местности, царь приказал заложить здесь город, и в честь горячих минеральных вод, назвать его «Теплый город», т.е. Тбилиси (по-грузински «тбили» означает «теплый»).
Красивая история является всего лишь легендой, город существовал и раньше, а царь Вахтанг Горгасали решил перенести столицу из древней Мцхета в Тбилиси, и развернул бурное строительство.

В наше время старый Тбилиси обладает неповторимым очарованием, с легкими налетом богемности, декаданса и восточного колорита, выцветшего на ярком солнце.
Своеобразная планировка Тбилиси обусловлена рельефом местности – невысокими хребтами, которые окружают город с трех сторон, склоном гор и основной водной артерией – рекой Курой (по-грузински Мтквари), которая делит Тбилиси на две части. Город строился на террасах, дома подпирали друг друга, плотно прижимаясь, создавая причудливые пейзажи. В начале XIX века говорили, что по Тбилиси можно перемещаться «не касаясь мостовой, а поднимаясь только и опускаясь с одной крыши на другую». Сейчас забавно представлять прыгающих по крышам грузин за бокалом янтарного вина на одной из центральных улиц города или выпуская дымные кольца в многочисленных заведениях, предлагающих кальян.


Тбилиси

Начнем наш маршрут от площади Свободы, где в центре размашистого круга установлена колонна со святым Георгием, пронзающим дракона. Грандиозный монумент создан Зурабом Церетели. На площади расположены органы городского управления, центральное отделение банка Грузии и отель Mariott.


Площадь Свободы

В сквере Пушкина сразу за площадью находится информационный центр, где можно взять карту Тбилиси и получить нужную информацию.
От площади начинаются пять улиц, пройдем по улице Котэ Абхази (хотя местные жители всегда ее называют старым названием — улица Леселидзе). Улица была переименована в 2006 году в честь грузинского военного и политического деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения Грузии в 1920-е гг., генерала русской императорской армии Котэ Абхази (1867—1923). До середины XIX века улица называлась Шуа базари («Средний базар») из-за большого числа лавок, ремесленных мастерских и магазинов, где продавали вино, фрукты, сыр, ковры и другие товары. Она делила старую часть города на две – нижнюю и верхнюю. Верхняя часть была Крепостным кварталом, в котором селилась городская аристократия. В нижней жили ремесленники и торговцы. Сейчас вдоль улицы расположены сувенирные магазины, кафе и многочисленные винотеки, которые открылись в последние годы, благодаря случившемуся буму на грузинские вина.


Улица Коте Абхази (бывшая Леселидзе)

В XIII-XIV вв., когда сельджуки стали завоевывать Армению, началось массовое переселение армян в Грузию, так в Тбилиси и его окрестностях сформировалась одна из крупнейших этнических групп. В XIX веке существовало несколько армянских храмов, но далеко не все сохранились до наших дней.
В 1467 году была заложена армянская церковь Норашен, официальное название которой церковь Благовещения Богородицы. Церковь расположена на улице Котэ Абхази. Ее неоднократно реставрировали, достраивали и переделывали, в советский период ее пытались снести, долгие годы храм был закрыт, затем растянулись распри с грузинским православием.


Церковь Норашен

В 1876 году улица Котэ Абхази была переименована в Армянскую, но в советский период сменила название на Промкооперацию. В 1920-е гг. ее расширили и реконструировали, а в 1944 году переименовали в улицу Леселидзе, в честь советского генерала, чей памятник до сих пор смотрит на прохожих.

Рядом с церковью Норашен находится маленький грузинский храм Джварис Мама, т.е. «Крест Отца».

Напротив церкви Норашен расположен Сионский собор Успения Богоматери, к которому ведет небольшая улица. Он был заложен в V-VI вв., возможно царем Вахтангом I Горгасали, но неоднократно перестраивался. Назван собор в честь Сионской горы, его восточный фасад смотрит на реку Куру. В советские годы богослужения не прекращались. На некотором расстоянии от собора построены две колокольни. Внутри собор покрыт фресками, среди реликвий главное место занимает древний крест святой Нино.


Церковь Святого Креста (Сиони)

Мы не будем возвращаться на улицу Котэ Абхази, а пройдем дальше по живописной Сионской улице.

Хотя, если время позволяет, сначала можно совершить короткую, но приятную прогулку в другую сторону, по Анчисхатскому проходу, чтобы полюбоваться на грузинские дома с резными балкончиками.
Ажурные деревянные балконы были обязательным элементом старых тбилисских домов. В первой половине XIX века местные традиции стали сливаться с классицизмом, пришедшим из России.
Заглянем в самую старую церковь Тбилиси – Анчисхатскую церковь или храм Рождества Девы Марии, который датируется VI веком. В церкви сохранились следы древних фресок, но о богатстве внутреннего убранства можно судить только по описаниям в книгах. Свое название храм получил по Анчийской иконе, которая в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии. Это икона Спаса Нерукотворного, выполненная в конце XII века.
Сразу за храмом возвышается кривая башенка Габриадзе – творение советского грузинского сценариста Резо Габриадзе. Каждый час открывается дверка под крышей, ангел отстукивает время, а марионетки показывают сценки на тему круговорота жизни.


Башня Габриадзе и тбилисские дома

Итак, пройдем от Сионского храма по одноименной улице. Друг напротив друга расположены два караван-сарая, в одном из них обустроен музей истории имени Гришашвили. Трехэтажное здание было построено богатым купцом Геворком Арцруни в 1818 году. На верхнем этаже располагались 33 жилых комнаты, на втором находились лавки и магазины, на первом — подвалы для хранения товаров. Караван-сараи были важными элементами общественной жизни Тбилиси в XIX веке, они играли роль гостиниц и постоялых дворов, в них устраивались встречи и заключались сделки. По плану 1828 года в Тбилиси существовало шесть караван-сараев, к 1864 году их количество выросло до 14. Но со временем их стали вытеснять обычные гостиницы, магазины и рестораны.
Через несколько метров мы увидим бронзовую скульптуру тамады с рогом, у которой любят фотографироваться туристы, а также тереть правую коленку, загадывая желание. Это копия статуи VII до н. э., найденной во время раскопок в Западной Грузии.


Скульптура тамады с рогом

Отсюда начинаются две пешеходные улицы, одна из них названа в честь французского путешественника Жана Шардени, другая – Ватные ряды. Улицы заполнены кафе, ресторанами, винотеками и кальян-барами.


Шардени. Тбилиси

Ватные ряды заканчиваются небольшой площадью, на которой установлен памятник советскому режиссеру Сергею Параджанову, который родился в Тбилиси. Его культовыми фильмами считаются «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Параджанов открыто критиковал советскую власть, особенно ее взгляды на культуру. Он был бисексуалом и был осужден на 4 года за гомосексуальные отношения, хотя, возможно, арест носил и политическую подоплеку. Период заключения был очень тяжелым для режиссера, он подвергался пыткам и унижениям, даже пытался совершить самоубийство. Параджанова освободили благодаря широкой кампании в его поддержку, организованную известными людьми искусства. После этого Сергей Параджанов долгие годы жил в Тбилиси, гостями его дома были Марчелло Мастрояни, Ив Сен-Лоран и другие известные люди.
Памятник был установлен в 2004 году, Параджанов изображен в полете, расправив руки-крылья, с доброй улыбкой на лице.


Памятник Сергею Параджанову

Сюда в гастрономический квартал лучше вернуться вечером или в обеденное время, чтобы насладиться вкусной и обильной грузинской кухней с бокалом вина.

В небольшом Сионском сквере (он же сквер Шардени) установлен памятник знаменитой актрисе Софико Чиаурели, в профессиональной биографии которой числятся такие замечательные фильмы, как «Ищите женщину», «Миллион в брачной корзине» и многие другие.

Пересечем сквер и выйдем на улицу Котэ Абхази, в красном кирпичном здании расположена синагога. Пройдя еще немного, попадем на оживленную площадь Горгасали, называемую в народе просто «площадь», т.е. Майдан.


Майдан. Тбилиси

Стоя на площади можно любоваться видом на реку Куру, канатную дорогу, парк Рике, церковь Метехи, крепость Нарикалу, отреставрированные грузинские домики с резными балконами.
Майдан был центром торговой жизни Тбилиси в XIX веке. Через него проходили несколько городских улиц, почтовый тракт, дорога в серные бани, располагалось множество лавок, съестных рядов и магазинов, где можно было купить практически все.

Пройдя дальше, не пересекая моста, и попадем в район Абанотубани, он же банный квартал, где расположены серные источники. Перед банным комплексом разбит симпатичный сквер имени Гейдара Алиева.

Памятник Вахтангу Горгасали — достопримечательность Тбилиси

Бани находятся под землей, а сверху видны только купола.
Работают бани с 7:00 до 21:00.


Бани Абанотубани

За банным комплексом на Ботанической улице расположена Джума-мечеть, а в конце улицы — ботанический сад с водопадом.

Вернемся на Майдан и перейдем реку Куру по Метехскому мосту.

Справа на крутой скале возвышается церковь Метехской Божьей Матери, построенная в 1278-84 гг. Название храма происходит от почитаемой иконы, которая здесь хранилась, но была утеряна. Церковь сохранила свой внешний вид, но была сильно переделана внутри. Здесь находится художественное полотно, изображающее 100 тысяч мучеников Тбилисских. В 1226 году хорезмшах Джелал ад-Дин захватил и разорил грузинскую столицу, он разрушил все церкви и пытался обратить в ислам местных жителей, а после их отказа, всех казнил на мосту…более ста тысяч человек.


Церковь Метехи

Перед храмом в 1967 году установили бронзовый памятник царю Вахтангу Горгасали, восседающему на коне. Рядом раскинулась смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид: крепость Нарикала на другом берегу Куры, парк Рике, хайтековский мост Мира, стеклобетонная резиденция президента, дворец Дареджан на скале.


Вид на крепость Нарикала

Внизу у подножия скалы располагается маленькая церковь Або Тбилисского, небесного покровителя города. Або жил в Багдаде и изготовлял благовонные масла, будучи в Тбилиси он почувствовал склонность к христианству, крестился и стал проповедовать. В то время Тбилиси находился под властью Арабского халифата. В 785 году Або схватили и отправили в тюрьму, позже он был обезглавлен, его тело сожгли, а пепел бросили в Куру.

Круглая площадь, лежащая у подножия скалы, называется площадью Европы. Рядом с ней находится парк Рике, где приятно погулять по дорожкам или посидеть на многочисленных скамейках, потягивая гранатовый сок.


Площадь Европы

На площади также расположена станция канатной дороги, которая поднимает на Салалакский хребет к крепости Нарикала. Часы работы: с 11 до 23.


Вид на Тбилиси

Из кабинок канатки открываются прекрасные виды на город. Цитадель существовала уже в IV веке. В IV-V вв. в ней размещалась резиденция иранского ставленника, а затем жили грузинские правители. Сейчас крепость пребывает в полуразрушенном состоянии. Недалеко от нее возвышается грандиозный монумент Мать Грузии, который является одним из символов Тбилиси. Гигантская женщина с мечом в одной руке и чашей вина в другой символизирует грузинский национальный характер: приветствие для тех, кто пришел с миром, и война для тех, кто пришел с враждой.


Вид на Тбилиси

Подняться к крепости сейчас или отложить это на потом и продолжить маршрут, остается на ваш выбор. А мы направляемся по крутому подъему, который называется Винный или Метехский. Он огибает дворец Дареджан, расположенный на обрывистой скале. Дворец был построен в конце XVIII века женой царя Ираклия Дареджан. Его возвели на руинах крепости. Он привлекает внимание резным полукруглым балконом, с которого открывает прекрасный вид. Сейчас во дворце размещается монастырь.


Дворец Дареджан

Вниз со скалы стекают сотни ручейков, пробивая путь сквозь мох, покрывающий камни, оглушительными каплями падает в ручей. В некоторых источниках пишут, что вода насыщена серебром и лечит многие болезни глаз.

Продолжим путь по Винному подъему. Через некоторое время с левой стороны увидим армянский храм Нор-Эчмиадзин или храм Святого Знамения.
Дальше выходим на Авлабарскую площадь, где в принципе ничего примечательного нет. У метро установлено огромное панно с вертикальным садом из живых растений, но оно представляет печальное зрелище. Может просто забыли во время полить?
С правой стороны от входа метро разбит маленький сквер, в котором установлен памятник героям фильма Данелия «Мимино», созданный Зурабом Церетели.


Памятник героям фильма Данелия «Мимино»

От площади лучами разбегаются улицы, пройдем по улице Месхишвили, проложенной позади станции метро. Эта часть города напоминает восточный квартал, наполненный маленькими лавками и крохотными магазинами. Чуть дальше вдоль улицы расположен рынок.
Но мы возьмем курс на виднеющийся Троицкий собор. Громадное сооружение возвели в 2009 году в классическом стиле.
Собор Святой, Троицы или Цминда Самеба является главным храмом Тбилиси. Он расположен на высоком холме и поражает своей монументальностью.


Собор Святой Троицы, или Цминда Самеба

В Википедии есть статьи о других людях с именем Вахтанг.

Вахтанг I Горгасали (ок. 440—502)— царь Иберии во второй половине V века, один из основоположников грузинской государственности, святой. Принадлежал к династии Хосроидов. Сын царя Митридата VI и царицы Сандухты. Его прозвище «Горгасал» переводится с персидского12 как «волчья голова» (намёк на форму его шлема).

Прозвище Горгасал (Горгасали) (букв. Волчеголовый) было дано ему персами. Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади— лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: «Дур аз горгасар» (берегись волчьей головы).

Биография

Занял престол в семилетнем возрасте после смерти своего отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать Сандухта.

Ко времени его правления Картлийское царство в середине V— начале VI века являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения грузинских источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников», который занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли.

Вахтанг был женат на принцессе Балендухте, дочери персидского царя Ормизда, наставником которой был Ражден Перс, ставший в 457 году первомучеником Грузинской Церкви.

Основная деятельность Вахтанга была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. Царь старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией грузинскую провинцию Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногрузинское государствово Эгриси. Выступив против северокавказских кочевников-аланов (460-е годы), занял крепость Дарьял— опорный пункт Картли на северной границе. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.

Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений.

В 470-е годы отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то, что в результате переговоров Вахтангу вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) Вахтанг назначил эриставов (в том числе и на вновь присоединенных территориях), которые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время Вахтанг начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви католикоса и попросил Восточного Римского императора прислать в Картли католикосом знакомого Вахтангу священника Петра и 12 епископов. Разгневанный архиепископ Картли Михаил I, у которого и до этого были разногласия с Вахтангом в связи с борьбой между халкидонитами и антихалкидонитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта Вахтанг отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Михаил пнул царя ногой и выбил ему зуб. Царь выслал архиепископа из страны в Константинополь, к патриарху. Архиепископа Михаила определили иноком в монастырь Акимитов близ Константинополя. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из Константинополя, были отправлены к Антиохийскому патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Получив благословение, они вернулись в Константинополь. По преданию, император Лев I Великий передал им дары для грузинского царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены Вахтангу. Некоторые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а другие сменили епископов— сторонников архиепископа Михаила. К концу V века в Картли уже существовало 24 епархии и страна была форпостом Христианства на Кавказе.

Укрепив положение страны, Вахтанг возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 году он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим.

В 502 году Вахтанг был смертельно ранен стрелой в сражении с персами на берегах реки Иори. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить вечную славу.

Памятник Царю Вахтангу Горгасали

Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.

Вахтанг собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четверть VI века), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве монастыря Святого Креста в Иерусалиме, где на стене до XIX века существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, которого идентифицируют с Вахтангом Горгасали.

Ему наследовал его сын Дачи.

Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Вскоре после кончины царя было создано недошедшее до настоящего времени краткое историческое сочинение, в XIв. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также другие исторические источники называют Вахтанга «мучеником за веру Христову».

Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 ноября.

По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел во имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.

См. также

Площадь Вахтанга Горгасали

Примечания

Ссылки

  1. ↑Donald Rayfield. The Literature of Georgia: A History. 2nd ed. Routledge, 2000. ISBN 0700711635. Page 61.
  2. Studies in Medieval Georgian Historiography: Early Texts and Eurasian Contexts. Vol. 113. Peeters Publishers, 2003. ISBN 9789042913189. P. 208.

, царь Картли (сер. V — кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» — прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб.

Картлийское царство в сер. V — нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял — опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов — сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.

Памятник Вахтангу Горгасали

В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

В. Г. почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Ист.: ДжуаншерДжуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали / Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1986; მოჟცევა(?)ბულლეტ ჟართლისა(?)ბულლეტ: მველი აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. Т. 1. Лит.: ТакаишвилиЕ. Источники грузинских летописей: Три хроники // Сб. мат-лов для описания и местностей племен Кавказа. 1900. Вып. 28; ГоргадзеС. Автокефальность Грузинской церкви // ДВГЭ. 1905. № 21-24; МеликишвилиГ. А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959; ჯანაშიას. საჟართველო ადრინდელი ფეოდალიზაციის გზაზე // შრომები. თბილისი, 1949. Т. 1; АмиранашвилиШ. Я. К вопросу об определении портретов изображения на гемме Британского музея с пехлевийской надписью // ВДИ. 1960. № 2; ჯანაშიალ. ლაზარ ფარპეცის ცნობები საჟართველოს შესახებ. თბილისი, 1962; ჯავახიშვილიი. მველი ჟართული საისტორიო მწერლობა // Сб. соч. თბილისი, 1977. Т. 8; ჯავახიშვილიი. ჟართველი ერის ისტორია // Сб. соч. თბილისი, 1979. Т. 1; დ. მუსხელიშვილი, საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1977. Т. 1; ლორთჟიფანიმემ. ჟართლი V საუკუნის მეორე ნახევარში. თბილისი, 1979; გოილამევ. ჟართული ეკლესიის სათავეებთან. თბილისი, 1991; მგალობლიშვილით. კლარჯული მრავალთავი. თბილისი(?) 1991; ლომინამებ. საჟართველოს საპატ რიარჟო და მისი ავტოკეფალია // რელიგია. თბილისი, 1992. № 1-2; კაკაბამეს. ვახტანგ გორგასალი და მისი ხანა. თბილისი, 1994; საჟართველო ვახტანგ გორგასლის ეპოჟაში. თბილისი, 1999; მამულიაგ. ჟართლის ეკლესია V-VI საუკუნეებში. თბილისი, 1999.

М.Лордкипанидзе

Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в.

Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *