ТАНАИС РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

    Археологический музей-заповедник "Танаис" — первый из археологических заповедников на территории России. Он создан на базе раскопок памятника федерального значения, городища и некрополя Танаиса — крайнего северо-восточного пункта античной цивилизации. Сегодня музей-заповедник является одним из ведущих научно-исследовательских, просветительных и музейно-педагогических центров на юге России.

Археологический музей-заповедник «Танаис»

Открытые раскопками участки древнего города составляют экспозицию под открытым небом. Наиболее яркие находки археологов демонстрируются в исторической экспозиции музея. В музее-заповеднике создан уникальный "Зал амфорных эталонов", где собрано множество амфор IV в. до н.э. — IX в. н.э., происходящих из Танаиса и его округи. Кроме того, большой интерес для посетителей представляют "Музей исторического костюма" и Выставочный комплекс, где демонстрируются как постоянные, так и временные экспозиции и выставки.

    Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов — серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до начала ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

    В черте охранных территорий музея-заповедника находится уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы, охватывающий хронологический диапазон с эпохи верхнего палеолита (древнекаменный век) по начало XX в.

    Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2007 г. — проект "Музей детства" (историческое пространство детства)

Танаис – раскопанный 150 лет назад древний греческий город в 30 км от Ростова на Дону.

Места силы земли

Фотоальбом: Танаис – раскопанный 150 лет

Танаис – раскопанный 150 лет назад древний греческий город в 30 км от Ростова на Дону.

Танаис — это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленый угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия — на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира — в устье Днестра, Херсонес — в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем — на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город. Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения вглубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис — самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225_240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200_150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры. Вдоль берега Донца на западе от стен городища располагались хозяйственные пригороды с верфями, мастерскими и складами. На востоке от стен городища пригородные скифские поселения.

Напротив Танаиса, на берегу реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, где хоронили жителей-греков, а к северу — курганный, где покоились скифско-сарматские жители.

В Центре города находился комплекс общественных зданий и храмов: Аполлона, Артемиды, и других греческих божеств. В северо-восточной части города был комплекс национального храма для жителей-скифов. Их верования были по-видимому близки к зороастрийским. Танаис в древности был единственным мощным культовым центром на сотни километров. По мощности своей энергетики Танаис является древним и активным Местом духовной Силы. По системе Владык Кармы Мощность его +30, то есть максимум для поверхности Земли. То есть здесь очень эффективно проводить медитации, семинары, занятия по духовным практикам, работу контактёров.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри дома обмазаны глиной. В каждом доме имелся алтарь с богами, сделанными обычно из глины, иногда из камня и бронзы. По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах — колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп — эллинов и скифов. Во II-I вв. до н.э. в городе жили греки и танаиты-скифы. Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв.

Заповедник Танаис

до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э. До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эгейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы. Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разграблен боспорским царем Полемоном за неповиновение. Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей. История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище. Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей. В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.

При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица. Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города. Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа. В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью. Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота — овец и коз. Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников — все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами. В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции. Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот. В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок. В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки. О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы — курительницы. В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» — кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами. Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города — на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям. В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских. Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскими центрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы — броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры. Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.

В надписях II-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты — это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции. В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы. В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы — фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов. В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена — Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения — Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа — Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи. Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров.
От Танаиса древние географы и историки проводили границу между двумя частями света.
Выдающийся энциклопедист античного времени Плиний писал:
"Для входящего сюда по левую сторону находится Европа, по правую — Азия".
Строки древних авторов о городе скупы и отрывочны. История Танаиса в большей части того, что известно сейчас, открыта исследованиями археологов.
Впервые руины этого города (расположенного в 35км от города Ростова-на-Дону у хутора Недвиговка) были обследованы археологом И.А.Стемпковским в 1823г. А в 1853г. П.М.Леонтьев начал проводить раскопки древнего Танаиса, которые повторялись потом неоднократно. После длительного перерыва они были вновь возобновлены в 1955г. Нижне-Донской археологической экспедицией под руководством Д.Б.Шелова и продолжаются в настоящий период.
Танаис был основан греками Боспорского царства. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вел борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237г.н.э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале 5в.н.э. разрушился.

Полученные при раскопках данные позволяют осветить различные стороны этнической, политической и экономической истории Танаиса, возникшего в начале 3в. до н.э. и просуществовавшего вплоть до 4в.н.э.

Заповедник Танаис — крупнейший в России археологический музей-заповедник. Его территория (более 3тыс.га) объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIXв.
(Адрес: 346723, хутор Недвиговка, Мясниковский район, Ростовская обл., Музей-заповедник "Танаис", тел.:(863-49) 2-02-49, 2-02-48 )
Основной частью экспозиции заповедника являются открытые раскопками участки древнего города.

Здание музея включает 5 залов общей площадью 200,5кв.м.

Танаис — археологический музей — экскурсии, как добраться, режим работы и официальный сайт

Экспозиция отражает историю Танаиса и подчиненных ему окрестных селений.

Первый залВ первом зале — Елизаветинское городище (предтеча Танаиса, крупный торговый скифо-греческий пункт начала V-IIIвв. до н.э.), возникновение Танаиса и его развитие в III-Iвв. до н.э. Второй залВторой зал — история экономической, культурной и политической жизни Танаиса I-III вв. н.э. — времен расцвета города. Третий залТретий зал дает представление об этническом составе населения города и активном процессе смешения культур — вероисповеданий, традиций, обрядов, одежды, собственных имен. Четвертый зал — выставочный. В вестибюле музея (условно 5-й зал) можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей об истории открытия Танаиса и его исследовании. Исследования городища и некрополя ведутся уже много лет, и заповедник располагает к настоящему времени многочисленной коллекцией скифо-сарматских и греческих материалов.
В раскопках много лет участвует профессор Германского археологического института Буркхардт Беттгер.В 1993г. им организована совместная российско-германская экспедиция и получены интересные результаты с применением новейших методов исследований.

Мы будем рады установить творческие контакты со всеми археологическими музеями мира.
В сфере общих интересов могут быть следующие проблемы:

  • методика исследования памятников античного времени;
  • проблемы реставрации и консервации открытых участков культурного слоя;
  • организация хранения и создание банка данных коллекционных материалов;
  • генеральные проекты музеефикации античных памятников;
  • организация туристского бизнеса;
  • выпуск сувенирных изделий, рекламной и популярной литературы, организация выставок;
  • проведение совместных конференций по проблемам античной Ойкумены.

По решению этих проблем у нас накоплен определенный опыт. Хотелось бы поделиться этим опытом со своими коллегами и познакомиться с их знаниями.

В связи с совместными с Германским археологическим институтом исследованиями памятников античного времени подготовлены материалы к организации передвижных выставок.

Археологический музей-заповедник "Танаис" располагает обширными коллекциями уникальных материалов в хронологических рамках IIIв. до н.э. — V в.н.э.

Этот переломный момент в истории цивилизации отмечен началом христианства.

В связи с приближением знаменательной для всего мира даты — 2000-летия христианства — мы предлагаем активизировать диалог представителей различных конфессий.

Мы открыты для диалога и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Возможно, мы могли бы объединить усилия в разрабатываемых заповедником перспективных программах, имеющих общеевропейское значение:

  • Античная периферия Европы.
  • Новый Завет — диалог культур (к 2000-летию христианства).
  • Круг народов донских.

У этого термина есть и другие значения, смотри Дон (значения) .

Держава Наша Отчизна
Координаты Координаты : 47°1614 с.ш. 39°2029 в.д. / 47.270556° с.ш. 39.341389° в.д. (G) (O) (Я) 47.270556 , 39.341389 47°1614 с.ш. 39°2029 в.д. / 47.270556° с.ш. 39.341389° в.д. (G) (O) (Я)
Код ОКАТО


Заповедник «Танаис». Усадьбы раскопа. 2007

Танаис(греч. )— старинный город (IIIв. дон.э.— Vв. н.э.) в устье р. Дон. В 1-ые века н.э. входил в Боспорское царство . Расположен примерно в 30км к западу от Ростова-на-Дону , у хутора Недвиговка .

Заповедник Танаис— один из огромнейших в Русской Федерации археологических музеев-Заповедников. Территория Заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры всевозможных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века . Это самый северный пункт античной цивилизации.

Еще Танаис— древнегреческое название рек Дон и Северский Донец .

  • 1 История Танаиса
  • 1.1 Танаис— греческая колония
  • 1.2 Танаис— итальянская колония
  • 1.3 Колония Тан на месте города Азов
  • 1.4 Танаис— река
  • 2 Археологические раскопки
  • 3 Памятники истории, культуры и природы заповедника «Танаис»
    • 3.1 Археологические
    • 3.2 Строй
    • 3.3 Мемориальные
    • 3.4 Памятники природы
    • 4 Знаменитые обитатели Танаиса
    • 5 Сантим.. еще
    • 6 Примечания
    • 7 Ссылки
    • История Танаиса


      Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

      Танаис— греческая колония

      Танаис основан в IIIв. дон.э. греками, выходцами из Боспорского царства , на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (в данный момент Дон )— Мёртвого Донца . В течение практически всех веков Танаис был немалым экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья . Греческий географ Страбон называет его самым большим в последствии Пантикапея (столица Боспорского царства, на местности нынешней Керчи ),торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу меж Европой и Азией . Город постепенно приобретал черты, характерные для вида жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237г. н.э. он был разрушен готами . Восстановленный через 140 лет сарматами , Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н.э. пришёл в запустение.

      Танаис— итальянская колония

      Основная статья:Тана (средневековый город)

      В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте— на изменившемся первую очередь рукаве устья Дона , в данный момент называющемся Старый Дон . Позднее контроль над городом перешёл к Генуе , построившей здесь генуэзскую крепость . В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан . В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, практически полностью разрушив стены.

      Колония Тан на месте города Азов

      В XV веке колонияТан(средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова .

      Древний Танаис (Ростовская область)

      Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года . Турки-османы, захватив до нападения на Тан в том же году все генуэзские крепости Крыма (капитанство Готия ) и православное крымское княжество Феодоро , высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, бесповоротно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637 —1643 и 1696 —1711 годах ) с 1475 по 1736 г. , когда он в итоге многочисленных войн города Азов перешёл к Российской империи .

      Танаис— река

      Античные создатели часто попеременно окрестили Танаисом (Гиргисом ) то реку Дон , то Северский Донец .

      Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по коим это точно Северский Донец , доведённый по нижнему течению теперешнего Дона до Азовского моря ; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося вокруг ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца)

      В устье реки Танаис (Северский Донец ), недалеко от его впадения в Азовское море , на тогдашнем первую очередь русле реки, 2-мя тысячелетиями позднее названном Мёртвый Донец , и была базирована греческая колония Танаис.

      Археологические раскопки

      Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А.Стемпковским . По личному указанию Николая I , интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе в последствии что проводил доктор Столичного ВУЗа по кафедре римской словесности и древности П. Мтр.Леонтьев , а с 1867 г.— В. Г.Тизенгаузен . Исследование Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии .

      В конце 1860-х гг. при строительстве участка металлической дороги Ростов На Дону На Дону-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г.Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского Мтр. И.Чертковым . Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

      С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся вокруг под охраной российского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.

      В 1955г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая сообща с Ростовским институтом и Ростовским музеем краеведения под управлением Д. Б.Шелова приступила к научному исследованию Недвиговского городища . Спустя 4 года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в Русской Федерации археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В.Ф.Чеснок . В Последствии Что директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов . В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

      Памятники истории, культуры и природы заповедника «Танаис»


      Реконструкция хижины сельской округи Танаиса (I—IIвв. н.э.). 2007.

      Археологические

      • Городище Танаис
      • Некрополь Танаис
      • Каменная Опора (эпоха палеолита)
      • Крепость Лютик (XVII—XVIIIвв.)

      Строй

      • Храм Успения Богородицы (начало XXв.)
      • Жилые дома традиционной казачьей и украинской архитектуры
      • Усадебные ансамбли: музей-усадьба художника; филиал заповедника в поселке Чкалово
      • Производственная усадьба с/х (конец XIXв.)
      • Астрономическая обсерватория

      Мемориальные

      • Старинная часть кладбища хутора (XIXв.)
      • Памятник погибшим в Гражданской и Великой Отечественной войнах
      • Мемориальная доска с портретом И.Д.Ченцова (родился и жил в хуторе Недвиговка)

      Памятники природы

      • Участок степной равнины «Степь Приазовская» (26 га)
      • Урочище «Чулекская Балка» (100 га)
      • Родники «Танаис» и «Центральный»
      • Полуостров Терновой

      Знаменитые обитатели Танаиса

      • Жуков, Геннадий Викторович (1955 —2008 )— российский поэт , бард , один из основателей поэтической группы «Заозёрная школа ».

      Сантим.. еще

      Примечания

      1. ^Б.А.Рыбаков . Геродотова Скифия .— Мтр: «Наука», 1979.
      2. ^Литературная газета, 20 августа 2002

      Танаис в справочнике 24map
      • Археологический музей-заповедник «Танаис» .
      • Виртуальный тур по музею-заповеднику «Танаис» на сайте PanGorod.ru .
      • Танаис на сайте Администрации Ростовской области .
      • Танаис на historic.ru .
      • Танаис на «Открытом портале Юга России» .
      • Новости и статьи о Танаисе на сайте Чеснока В. Ф. .
      Для улучшения данной статьи желательно :

      • Поставить правильное ударение

      Категории :

      • Населённые пункты по алфавиту
      • Боспорское держава
      • Города Старенькой Греции
      • Ростовская область
      • Музеи-заповедники Русской Федерации
      • Исчезнувшие города Русской Федерации

      Скрытые категории:

      • Википедия:Статьи о населённых пт Русской Федерации без указания кода ОКАТО
      • Населённые пункты без почтового индекса
      • Населённые пункты без указания населения
      • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
      • Википедия:Статьи без ударений

      Картографические Материалы соседних городов и населенных пунктов (спутниковые карты):
      Танаис
      Танаис
      Обратите внимание: танаис, танаис ростовская область, Боспорское держава и населенные пункты, Танаис карта, Подробная Танаис спутниковая карта, фото со спутника

      ТАНАИС. У ИСТОКОВ ДОНСКОЙ ИСТОРИИ

      Знакомство с памятниками истории и культуры Нижнего Дона мы завершаем Танаисом, добраться до которого проще всего опять-таки из Ростова электропоездом. Сойдя на остановке «Танаис», там, где Мертвый Донец близко подходит к холмистому плато, вы окажетесь перед входом на территорию музея-заповедника. Отлогая дорога приводит к раскопкам городища, расположенного в западной стороне нынешнего хутора Недвиговка. Захватывающая панорама степного простора, необозримая дельта Дона с синеющими далями открывается отсюда.

      Только вначале путнику может показаться, что руины безмолвны и груды известняка, возвышающиеся то там, то здесь, уже ничего не могут рассказать нам о Танаисе — древнейшем городе, который несколько раз возникал и разрушался, а потом и совсем закончил свое существование. Вскоре мы начинаем ясно различать кривые улочки, по которым ходили танаисцы, прямоугольные основания их скученных жилищ, грубо сложенных из неотесанного камня, остатки оборонительных башен, стен, рва. Призвав на помощь воображение и исторические источники, мы погружаемся в далекое прошлое этого удивительного уголка донской земли. Теперь, когда проведены многолетние археологические изыскания, создан уникальный музей-заповедник под открытым небом, сделать это не так уж и трудно. Не то было в начале прошлого века.


      Танаис. Каменная баба

      «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором», «самое большое после Пантикапея торжище варваров», — писал античный географ и путешественник Страбон, живший в I веке до н. э. И еще, он же: «Недавно его (Танаис. — В. К.) разгромил царь Полемон за неповиновение» () . Вот те скупые отрывки сведений очевидца, которые попали в руки первых исследователей, заинтересовавшихся историей Танаиса.

      Заповедник Танаис. История у ног

      Конечно, это не «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а сообщение одного из самых достоверных авторов того времени. И тем не менее подтвердить все это могли только археологические раскопки, так как даже точное местонахождение города тогда еще установлено не было.

      Первым такую попытку найти Танаис предпринял страстный археолог, в ту пору полковник русской армии, И. А. Стемпковский, который, побывав в 1823 году в устье Дона и увидев на берегу Мертвого Донца следы древнего поселения, пришел к выводу, что «сей город не может быть иной, как Танаис» (). Однако к раскопкам Недвиговского городища приступили спустя тридцать лет, когда были организованы археологические работы под руководством П. М. Леонтьева (1853). Обнаруженные им мраморные плиты с надписями на древнегреческом языке с упоминанием Танаиса и его жителей неоспоримо свидетельствовали о том, что это и есть искомый город. Но, разочарованный тем, что раскопанные им сооружения никак не походили на греческие, Леонтьев усомнился в первоначальном существовании города на этом месте. Так возникает гипотеза о втором, «раннем Танаисе», который будто бы находился до его разрушения боспорским правителем Полемоном в районе Елизаветинского городища.

      Развеять легенду о двух Танаисах удалось только в 1954 — 1955 годах, когда в Приазовье началась планомерная научно-исследовательская работа Нижне-Донской археологической экспедиции Академии наук СССР, Ростовского музея краеведения и Ростовского университета под руководством Д. Б. Шелова. В результате раскопок доказано, что Танаис основан в III веке до н. э. греками Боспорского царства на высоком берегу Мертвого Донца и никуда с этого места не переносился.

      Смешанное население Танаиса состояло из греков, скифов, сарматов, меотов, которые совместно управляли городом во главе с выборными архонтами с той и другой стороны. Верховная власть принадлежала наместнику Боспорского царя — пресбевту. Меотийское озеро (Азовское море), куда впадает рукав Дона — Мертвый Донец, — тогда было совсем близко от города, и это, естественно, создавало благоприятные условия для развития торговли не только с Боспором, но и другими городами материковой Греции и Малой Азии. Многочисленные обломки керамических изделий заморского и местного производства, найденные при раскопках, говорят о расцвете Танаиса уже в дополемоновское время. Но и после разрушения Полемоном город продолжал жить и развиваться. По мнению археологов, внезапная катастрофа обрушилась на Танаис в III веке н. э. Вторгшиеся в Причерноморье орды кочевников разрушили крепостные стены, сожгли все городские постройки. И хотя позже жизнь на пепелище возобновлялась, Танаис вскоре был оставлен жителями и перестал существовать. Подробнее обо всем этом, как и о буднях и праздниках увлекательной профессии археолога, читатель может узнать из книги Д. Б. Шелова «Танаис — потерянный и найденный город».

      Испытав радость первой встречи с древним городом, побродив по раскопкам, мы по деревянному мосту, который, как предполагают, существовал на этом месте еще в I — III веках н.э., направимся к музею «Танаис». Он создан сравнительно недавно — в 1960 году. В уютных залах музея любовно собраны и показаны многочисленные свидетельства жизни той отдаленной эпохи. От витрины к витрине мы получаем все новые и новые сведения о занятии и повседневном быте танаисцев. Особенно много в экспозиции амфор разных типов. Помимо земледелия, скотоводства и рыболовства жители города широко занимались ремеслом и торговлей. В III — I веках до н.э. в Танаис ввозились главным образом амфоры с острова Родос. Позднее, в I — III веках н.э., преобладают амфоры южно-понтийского и боспорского производства, поступавшие сюда через центральные области Боспора. На ручках амфор уцелели клейма, надписи имен владельцев мастерских, указано время их изготовления. Представлены также образцы лепной керамики местного производства, изготовленной без применения гончарного круга: тарелки, кружки, кан-фары, светильники. В жилых помещениях, подвалах и при раскопках некрополя найдены стеклянные сосуды западно-римского (Рейнская область, Галлия) и восточносредизем-номорского происхождения, бусы, фиалы, бальзамарии, которые производились на месте и привозились из отдаленных областей.


      Танаис. Деревянный мост. I — III вв. до н. э. Реконструкция

      О развитии меднолитейного и ювелирного дела в городе говорят находки бракованных изделий, фибул, браслетов, пряжек, серег, заготовок к ним и форм для отливки. С интересом зрители рассматривают остатки железного меча, наконечники стрел, топор, колокольцы, ножницы. Удивительное в том, что, например, ножницы мало чем отличаются от современных, а железные, прокованные медью колокольца уже тогда использовались точно так же, как и много лет спустя. Они вешались на шею животным, помогая хозяину отыскивать их в вечернее время на пастбище.

      Каждый экспонат, бережно извлеченный из руин города и приведенный в порядок археологами, несет неповторимые черты своего времени и многое рассказывает об их владельцах. Каменные зернотерки, жернова, множество пронумерованных амфор с надписями и рисунками, открытых в «доме крупного торгового посредника», весы, свинцовые гири. В витринах — серолощеная и краснолаковая керамика, сосуды, кубки, чашки, медная боспорская монета.


      Музей ‘Танаис’. Амфоры

      Жители Танаиса постоянно заботились об укреплении города. Расположенный в окружении воинственных кочевых соседей, он в любой момент мог подвергнуться нападению врага. Уже в III веке до н. э. были выстроены первые оборонительные стены вокруг города. Толстые стены (до 3 м) возводились из каменных глыб и необработанных плит известняка на глиняном растворе. Углы и башни стен выкладывались более тщательно из отесанных прямоугольных блоков. Каждый метр ограниченного пространства внутри города экономно использовался жителями для размещения небольших домиков и хозяйственных построек. Они отделялись друг от друга лишь узким проходом. Глухая каменная стена тянулась вдоль этих кривых переулков, так как помещения почти не имели дверей и окон, выходящих на улицу. В планировке жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг внутреннего дворика, танаисцы следовали эллинистическим традициям.

      После нашествия Полемона в I веке н. э. и позже в городе ведутся большие строительные работы, связанные с восстановлением и ремонтом общественных сооружений, жилых построек. Об этом гласят надписи на мраморных и известняковых плитах, найденных в различных концах крепостных стен и башен. Вот небольшая плита с высеченным на ней рельефным замысловатым знаком в виде трезубца. Это знак боспорского царя Римиталка, по приказанию которого, видимо, был отремонтирован этот участок оборонительной стены. А вот — посвятительный рельеф Трифона, сына Андромена, который одет в костюм сарматского воина и изображен скачущим на коне. В руках он держит наготове длинное копье, за его плечами развевается накинутый поверх панциря плащ. Трифон был, вероятно, пресбевтом, послом (легатом) боспорского царя Бвпатора, при котором велись восстановительные работы юго-западной башни и примыкающей к ней городской стены. Плита найдена П. М. Леонтьевым при раскопках Недвиговского городища еще в 1853 году и находится теперь в Эрмитаже. В экспозиции же мы видим ее копию.

      В помещениях, расположенных вблизи этой же башни, археологи обнаружили склад амфор со следами нефти. Единственное объяснение столь редкой находки — это то, что наверху башни некогда существовал маяк. Он зажигался в ночное время и служил ориентиром для судов, пробирающихся к Танаису в лабиринте дельты Дона.

      При раскопках установлено, что в Танаисе имелись и святилища, в одном из помещений находился ритуальный очаг, а в другом был установлен каменный алтарь. Здесь же были открыты и пинтадеры — штампы для нанесения рельефных рисунков на ритуальные хлебцы или лепешки. Возможно, что для украшения этих и других общественных сооружений применялись колонны. Об этом свидетельствуют сохранившаяся капитель и база с углублением для крепления деревянной стойки.

      Религия танаитов сочетала в себе различные культы греческих и варварских богов. В посвятительных плитках упоминаются верховные божества греческого пантеона — Зевс, Аполлон, Афродита. Танаиты негреческого происхождения поклонялись богине плодородия Кибеле и «богу высочайшему» — верховному божеству варварских племен. Археологами найдены женские терракотовые головки и фигурки, бронзовая статуэтка Гермеса, рельефное изображение богини случая и судьбы Тихе на фронтоне мраморной стелы, амулеты и другие произведения искусства, выполненные в античных традициях. Из надписей на одной из каменных плит ученые узнали, что танаисцы ежегодно праздновали «день Танаиса». Немало удивительного увидит и узнает путник в этом зале, где собраны экспонаты «мертвого города».


      Музей ‘Танаис’. Посвятительный рельеф трифона сына Андромена. I — III вв. до н. э.

      Обогащенные впечатлениями от посещения музея, мы еще раз вернемся на развалины Танаиса, чтобы посмотреть на него новыми глазами. Он не будет теперь казаться нам таким безжизненным и молчаливым. А изваяние греческой триеры с туго надутыми парусами, вознесенной на высокий пьедестал у самой железнодорожной остановки, еще долго будет манить нас романтикой дальних странствий и путешествий.

      Несмотря на то, что мы теперь уже многое знаем и д Танаисе, и о скифских курганах в долине Дона, древняя приазовская земля, которую А. П. Чехов называл «фантастическим краем», не скуднеет легендами и преданиями. Сама природа здесь — благодатная основа для рождения поэтического вымысла и чудесной сказки. С высоты городища виднеется серая гладь Азовского моря, берега которого напоминают очертания изогнутого лука. Издавна это место — Таганрогский залив — называли в народе лукоморьем. Вдоль берегов Азовского моря пролегал большой почтовый тракт, соединяющий Таганрог с Ростовом. Как мы уже говорили в начале нашего путешествия, по этой дороге на Кавказ следовал А. С. Пушкин, любуясь искрящимися в лучах южного солнца водами Таганрогского залива, степным простором и голубой далью. Донской писатель Владимир Моложавенко даже высказал мысль, что именно здесь под впечатлением увиденного, зародились у поэта строки:

      «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…»

      Как этому не поверить, если природа действительно настраивает путешественника на такой поэтический лад! Конечно, ни того сказочного дуба, который описывает Пушкин, ни вообще лесов в низовьях Дона нет.

      Но ведь в некрополе Недвиговского городища археологи не раз вскрывали дубовые гробы, в которых танаиты хоронили своих умерших. Значит, леса здесь все же когда-то были и мог на самом деле существовать прообраз знаменитого дуба. А загадочные амазонки? Так называли греки сарматских женщин, которые участвовали в войнах наравне с мужчинами. Геродот, Гиппократ и другие античные авторы оставили о жизни и быте этих женщин-воительниц красочные описания, которые породили немало легенд с известной долей вымысла.

      Но не только запоминающимися картинами природы, историческими памятниками, вобравшими в себя наследие разных эпох и разных народов, поэтическими легендами богата донская земля. Исконно она славилась храбрыми и талантливыми людьми, для которых не было дороже слова, чем слово «Родина».

      Посетите Дон, пройдите по дорогам его истории, и вам трудно будет расстаться с этим чудесным краем.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *