ТАЧАНКА РОСТОВ НА ДОНУ

Тачанка, памятник

1984-1985. Ростов-на-Дону. Памятник Тачанка-ростовчанка. Фото В.

Памятник "Тачанка-ростовчанка"

Полякова

Тачанка — памятник, установленный в 1977 году в Ростове-на-Дону.

Автор скульптуры заслуженный художник России Анатолий Скнарин. Архитектор памятника Петр Ибалаков.

Памятник расположен возле широкой магистрали между Ростовом и Батайском на не высоком холме (южный въезд в город).Именно здесь на Левобережье по линии Маныч-Батайск-Азов в январе 1920 года шли упорные бои Первой Конной армии Буденного с отступающими частями Добровольческой армии генерала Деникина.
Сегодня со всех сторон Задонья хорошо видна неудержимо несущаяся четверка лошадей, слившаяся в едином движении с тачанкой, ездовым и пулеметным расчетом, готовым при крутом развороте послать свинцовый ливень по врагам.
Конная группа состоит не из тройки лошадей, соответствующей исторической правде, а из четверки; своеобразной квадриги, которую можно увидеть на известных театральных зданиях.
Колеса изображены без спиц: именно так смотрятся они при быстром передвижении тачанки, а вожжи во время той же быстрой езды просто не видны.
Название «тачанка-ростовчанка» дошло до нас из далекого 1920 года и оказалось самым устойчивым из других существовавших тогда сочетаний.
Памятник изготовлен из железобетона.
Надпись на памятной доске гласит: «1918.

Посвящается легендарной 1 · Конной Армии. Памятник сооружён в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции».
Общая высота сооружения — 15 м.
В 2009 году памятник был отреставрирован.
Интереснейшим фактом является то, что скульптура "ростовской тачанки" сделана из гипса, а внутри она полая, в связи с чем забираться на памятник для более эффектных фото категорически запрещено.

"Ростовская тачанка" является одним из любимейших мест для фотографирования среди молодоженов и гостей Ростова-на-Дону. Практически в каждом семейном альбоме найдется хоть одно фото на фоне широкоизвестного монумента "ростовская тачанка".

Тачанка – это рессорная повозка с открытым лёгким кузовом для парной упряжки; применялась во время Гражданской войны 1918—20 в кавалерии в качестве подвижной боевой площадки под станковый пулемёт. На тачанке помещались пулемётный расчёт из 2 человек (наводчик с помощником) и ездовой, являвшийся одновременно запасным наводчиком. Использовались также тачанки с усиленной упряжкой (тройка или четвёрка лошадей). Пулемётные тачанки были эффективным боевым средством в условиях манёвренных действий в Гражданской войне.
Reply Follow

«Памятник «»Тачанка-ростовчанка»»», Россия, Ростов-на-Дону: фото, описание адрес

Тачанка стала грозным оружием времен Гражданской войны. Доподлинно неизвестно, кто первым изобрел тачанку и откуда пошел данный термин. Существует несколько версий данного события.

Авторство тачанки многие приписывают Нестору Махно. Это действительно было излюбленное транспортное средство махновской армии. Но в боевом применении оно лучше использовалось именно Красной Армией, которая вкладывала в тачанку немного другой смысл. Возможно, тачанку изобрели и махновцы, а красноармейцы лишь воспользовались идеей.

По одной из версий слово «тачанка» произошло от украинского слова «нэтычанка». Так называли по-украински легкую рессорную повозку, оси колес которой не касались (на украинском «не тыкались») самого кузова благодаря подвеске. По другой версии, название пошло от слова «тавричанка». Так называлась повозка уже на юге Украины. В любом случае, обе версии названия более доказывают именно махновское происхождение боевой колесницы.

По другой версии прообраз тачанки придумали англичане. Они ссылаются на то, что подобный вид оружия использовался еще для подавлений восстаний в Индии и Родезии в конце XIX века. Хотя в английском языке нет собственного термина для обозначения подобного типа оружия и также используется слово tachanka.

Грозным оружием тачанку сделала все же Красная Армия. Англичане использовали прообраз тачанки, как обычное транспортное средство для перевозки станкового пулемета. Красная Армия применяла тачанку в качестве боевой мобильной единицы, сравнимой с современной САУ или танком.

Во время гражданской войны линия фронта была очень растянута и армия была маломобильна.

Памятник «Тачанка-Ростовчанка»

Мобильной была лишь кавалерия. Но она не могла вести автоматический огонь. Тяжелые артиллеристские лафеты, на которых перевозились пулеметы, не могли ездить по бездорожью и тем более поспевать за молниеносными ударами кавалерии.

Вот тогда-то в Красной Армии и решили применить легкую рессорную повозку. Тачанка могла не только быстро доставить автоматическое оружие к полю боя, но и самостоятельно вести огонь даже в движении. Правда, при этом был большой риск попасть по собственным лошадям, но в крайнем случае шли и на такой шаг. Тачанки чаще мгновенно разворачивали по флангам предстоящего поля боя и просто выкашивали конницу противника, которая не успевала толком приблизиться на расстояние сабельной атаки.

Основным типом пулемета, который ставили на тачанки, был «Максим». Это был достаточно тяжелый, но весьма эффективный станковый тип автоматического оружия. У Белой Армии не было в достаточном количестве подобных пулеметов, так как ее снабжение велось не централизованно. Лошадей также не хватало. Население не поддерживало Белую Армию, и не давало ни повозок, ни гужевого транспорта, поэтому и тачанок у белых не было. Это стало тактической ошибкой, зачастую приводившей к поражению.

С появлением танков и другой бронетехники роль тачанок существенно уменьшилась, и к началу Великой отечественной тачанок в войсках практически не осталось. Те, что были, использовались лишь для перевозки оружия и пехоты. Последние тачанки официально были сняты с вооружения в 1950-х, когда кавалерия как род войск была расформирована.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *