СВЯТО ЕЛИСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 7 февраля 2017; проверки требует .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 7 февраля 2017; проверки требует .

Свято-Елисеевский Ла́вришевский мужской монастырь (белор.Свята-Елісееўскі Ла́ўрышаўскі мужчынскі манастыр) — монастырь в Новогрудской и Лидской епархии Белорусской православной церкви, самый ранний по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси. Расположен близ д. Гнесичи (Щорсовский сельсоветНовогрудского районаГродненской области), справа от р. Нёман. Был одним из важнейших духовных центров на белорусских землях со времени основания Великого Княжества Литовского. Первый из белорусских манастырей, который, по историко-документальным сведениям, называли лаврой (XVI век).

По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князяВКЛМиндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в 1264 — 1267 гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.

От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.

Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в 1270 — 1281. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.

Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.

Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.

В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.

Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь.

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь

5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обителипреподобномуЕлисею Лавришевскому.

На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.

Отдохнуть при… монастыре — возможность побыть одному

Пятница, 10 февраля 2012 г.
Просмотров: 5872
Подписаться накомментарии по RSS

Такая возможность создана в деревне Гнесичи на Новогрудчине, и она пользуется все большей популярностью.

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь — один из самых древних и одновременно самых молодых в Беларуси. Он был основан в начале XIII века сыном литовского князя Тройната преподобным Елисеем, позже стал Лаврой — духовным и летописным центром ВКЛ. Согласно одним источникам, первый раз он был уничтожен татарами в XVI веке, согласно другим — шведами в первой половине XVII века. Дважды после этого монастырь возрождался и дважды прекращал свое существование. Последнее, третье возрождение святыни происходит в наше время. В 1993 году было освящено место, на котором стоял когда-то монастырский храм, в 1997-м — буквально за год новый храм был построен, в 2001 году зарегистрирована православная община, а в 2007-м община преобразована в монастырь. Таким образом, в этом году монастырю исполнится 5 и… 787 лет! Здесь, на правом берегу Немана, который во время весеннего разлива превращается в остров, встретились две православных Беларуси — древняя и молодая. Причем это не метафора. Тот, кто попадает сюда, почувствует необычный эффект такой встречи, имя которой — Бесконечность.

Песок, сосны, вода и голубое небо. Мягкая желтая тропа к храму и вокруг монастырской территории; столетние сосны в облаках, среди которых стоит церковь и трапезная и постепенно растут новые здания, широкая, красивая река, образующая нерукотворную границу между монастырем и деревней, монахами и миром, молитвой и суетой … В какой-то момент понимаешь, что это и есть — Дом Бога.

Будущий игумен Евсевий (Тюхлов) тоже сразу полюбил это место, почти пять лет назад он приехал сюда вместе со своим другом — немецкой овчаркой Бароном. Вдвоём они обошли здесь все окрестности, отец Евсевий нашел в лесу место — настоящую пустыню в духовном смысле этого слова, куда он придет жить, когда все построит. И начал строить.

Он начал с моста через Неман, который сделал связь с монастырем надежной в любое время года — "Звязда" писала об этом этапе в 2008 году. Одновременно о. Евсевий реконструировал здание бывшего сельского клуба и библиотеки под комфортабельную гостиницу. В прошлом году активно шло строительство Дома милосердия на территории монастыря и вместе — реконструкция дома под агроусадьбу в деревне, на другом берегу Немана. Со второй половины лета и до половины октября усадьба, как и гостиница, не пустовала. В нынешнем году к началу сезона завершится строительство еще одного деревенского дома — для отдельного проживания семьей, а также — бани.

— Мы даем возможность православным семьям культурно проводить время, чтобы они могли уединиться здесь, словно на острове, — говорит отец Евсевий. — Если отпуск приходится на период поста, православный христианин может оказаться в затруднительном положении: пост с курортом сложно совмещать. Вот мы и предлагаем такой удобный вариант для православного человека, чтобы он мог отдохнуть и пост не нарушить.

Однако с самого начала монастырь решил, что его гостиница и усадьба будут открыты для людей любого вероисповедания и любых взглядов (само собой, имеются в виду уважительное отношение к святому месту и соблюдение моральных норм). Например, если человек не придерживается поста, монастырская кухня готова готовить такому гостю отдельные блюда — по его желанию.

Здесь очень хорошо отдыхать с детьми — удобно, безопасно и тихо. Хорошие места для купания и рыбалки. Для желающих монастырь предлагает катание на конях, сплав по реке на каноэ, катание на катамаране, велосипеды. Разработаны "зеленые тропы" на озеро Неман в Налибокской пуще и на 200-летние жилые хутора, где не во всех домах даже есть электричество, но еще живут люди, пекут хлеб… По договоренности с лесничеством монастырь имеет возможность арендовать для своих туристов охотничий домик с камином и бильярдным столом — для празднования семейного торжества.

Можно посетить исторические места в окрестностях — монастырь обеспечит транспортом.

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, д. Гнесичи

Недалеко Мирский замок, Новогрудок, Щорсовский дворцово-парковый ансамбль и мурованка Хрептовичей, Любчанский замковый комплекс… Почти все это стоит посмотреть каждому белорусу хотя бы однажды обязательно. Не только потому, что это — наша история, но и потому, что некоторые из памятников могут быть потеряны навсегда.

Часто именно с маленькими детьми или многодетными семьями сюда и приезжают, причем, некоторые успели по несколько раз. Живут, как правило, неделю-две. Однако приезжают и молодые люди, и одинокие.

— Некоторое время жил здесь мужчина, который после развода, после очень тяжелой обстановки в семье искал возможности отдохнуть, — рассказал игумен. — После разговора со священником он уехал отсюда с твердым намерением вернуть семью — понял свои ошибки.

Да, разговоры по вечерам со священником у костра, о самом сложном и наболевшем — еще одна возможность этого уникального места. Сюда приезжают разные люди: и те, кому важно ежедневно посещать монастырские богослужения, и далекие от Церкви. Но все уезжают отсюда не просто довольными, с ощущением, что отдых удался, но – по-другому. Что-то меняется внутри во время проживания в монастырских стенах, приходит понимание чего-то нового о себе и о мире, равновесие. Люди словно возвращаются к себе, находят мир в душе. Восстанавливают физические и душевные силы.

Сейчас в Свято-Елисеевском Лавришевском монастыре проживает 3 монаха, 4 кандидата в послушники и около 15 "тружеников". С монастырем связано много тайн. Например, до сих пор не найдены мощи святого Елисея, основателя монастыря, которые сотни лет здесь находились открыто, были известны своими чудесами, но перед очередным нашествием врагов были спрятаны вместе с другими монастырскими ценностями в землю. До сих пор считается, что монастырь оказывает особую помощь зависимым и духовно больным людям. Перед иконой преподобного Елисея Лавришевского горит неугасимая лампада, ежедневно читается акафист, а вокруг монастыря совершается крестный ход.

Предание гласит, что чудотворные мощи святого будут найдены как раз во время третьего и последнего возрождения монастыря, которое будет связано и с возрождением этой земли вообще.

Еще существуют слухи о подземном храме и подвале, которые составляют чуть ли не еще один подземный монастырь здесь… Что ж, все возможно. Что-то из этих слухов в прошлом году подтвердили археологи, свидетелями остального может стать каждый из нас…

Ольга Медведева, 10 февраля 2012 года.

Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=93102&idate=2012-02-10

Лавришевский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *