СТЕЛЛА ЕВРОПА АЗИЯ

Vorchun

 (15-08-2016)

Поскольку "знаков" пересечения "виртуальной" линии Европа-Азия несколько,говорить об "исключительности" каждого знака не приходиться(исключение,простите за тавтологию -знак в Екатеринбурге, который просто притянут за уши!).Здесь скорее вопрос понимание значимости его в данном "районе", финансовый вопрос и "фантазия" местных властей!Нужно относиться к этому("знаку"),как к "верстовому столбу"-никак! Есть-хорошо,а какой-дело-десятое!Просто аттракцион-две ноги, и обе разные(на границе)!

Мила

 (27-07-2016)

Ошибка. Стела между Миассом и Златоустом

oyster

 (6-02-2016)

Ну палка и палка, их в этих краях в совершенно неприличных количествах

костя АСТ

 (31-07-2015)

Не между Златоустом и Саткой, а между Златоустом и Миассом. Расположен почти на заправке, не сильно большой, но ничего.

Istdus

 (17-08-2014)

Достаточно не плохой экземпляр среди себе подобных

Marya

 (16-04-2014)

Обелиск, обозначающий границу континентов.

ефик

 (1-10-2013)

Изгаженный, исписанный, окружён торгашами.

Василий П

 (13-05-2013)

Будете мимо проезжать — обязательно увидите. Красивых видов от него нет, обелиск современный.

Стела «Европа-Азия»

Свое назначение (обозначить конец континента) полностью оправдывает.

Сергей

 (13-09-2012)

Интересно, но вандалы испортили постамент, особенно со стороны Европы.

purs

 (20-08-2012)

Находится рядом с дорогой, тут-же АЗС "Лукойл". Не заметить трудно, поэтому оправдывает свое назначение привлечь внимание, что здесь закончился один континент и начался другой, оправдывает на 100 %. Тут-же торговцы с уральскими сувенирами от златоустовских ножей до малахитовых шкатулок.

Александра

 (30-12-2011)

Стелла находится между Златоустом и Миассом,если ехать в сторону Челябинска. А вид у нее еще не очень из-за дурацких ленточек навязываемых нашими соотечественниками везде, сразу мусорку напоминает (((

nut50

 (17-08-2011)

Стела не особо интересна, общее впечатление еще портят торговцы, продающие различные китайские сувениры. От стелы не открывается интересных видов.

One of us

 (17-08-2011)

Потрепанный уже, увы не соответствует всей значимости момента, нужна реставрация или хотя бы обустройство прилегающей территории

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

Главная » Урал » Достопримечательности Урала » Европа-Азия

Европа-Азия.

Граница между Европой и Азией.

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира — на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света — понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом.

Стела Европа-Азия (Оренбург)

Первый — монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» — со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года — перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича — будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

На границе Европы и Азии

    Нижний Тагил расположен в долине реки Тагил, на восточном склоне Уральских гор, в 15 километрах от географической границы Европы и Азии, которая проходит по водоразделу европейских и сибирских рек.

В связи с передачей в 2008 году западной части территории Горноуральского городского округа Нижнему Тагилу граница Европы и Азии условно делит наше муниципальное образование на две части. Тагильчане проживают как в Европе, так и в Азии.

Обелиск у города Качканар

    На пересечении с дорогами граница обозначена столбами, обелисками, стелами и монументами. Среди первых, кто предложил проводить границу по водоразделу Уральских гор, — горный деятель Василий Никитич Татищев и пленный швед Филипп-Иоганн Страленберг. В 1745 году в "Лексиконе Российском" В.Н. Татищев записал: "Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач, по Великому поясу и Яику (река Урал) вниз через море Каспийское…" Картографы договорились проводить границу по восточной подошве Уральских гор, чтобы было удобно изучать геологическое строение Урала. Поэтому условно его территория отнесена к Европе.

    В 9 км от поселка Промысла Пермского края в 2003 году на перевале установлен новый обелиск высотой 16 метров по проекту Алексея Залазаева. Наверху стелы двуглавый орел, с двух сторон под прямым углом — композиция с надписями "Европа" с фигурой грифона и "Азия" с фигурой льва. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света.

    Обелиск на перроне остановочного пункта "Хребет Уральский" появился в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак находится в 4 км восточнее линии водораздела, в верховье реки Туры. Имеет форму кубка, облицован мраморной плиткой, вверху установлен шар, и в двух направлениях к нему прикреплены указатели "Европа" и "Азия".

    Мысленно перенесемся по Уральскому хребту на Гороблагодатский тракт. В 1868 году великий князь Владимир Александрович сделал остановку на перевале между деревней Кедровкой и Верхне-Баранчинским заводом. В честь этого события золотопромышленники Северного Урала установили часовню (ее отлили из чугуна на Нижне-Баранчинском заводе). Этот знак, разрушенный в гражданскую войну, был восстановлен туристами в 1970-х г г.

    Южнее горы Кедровка на дороге из поселка Баранчинского в сторону рек Кокуй и Клыктан установлен еще один чугунный знак, отлитый на Баранчинском электромеханическом заводе в 1996 г. Дальше граница выходит к перевалу Большой Урал на Серебрянском тракте, где в 1967 году установлен обелиск "Европа и Азия". Эта сварная прямоугольная колонна высотой 9 м, со ступенчатым основанием, увенчана знаком "Серп и молот". На противоположных сторонах обелиска надписи: "Европа" и "Азия".

    Дорога к Синегорскому каналу идет вдоль реки Межевая Утка. Длина его до реки Зырянки 1 800 м. С пуском канала через горную часть водораздельной линии Урала часть воды из Межевой Утки по урочищу Першинские покосы самотеком устремилась в Зырянку, пополняя Верхне-Выйский пруд. Так вода из Европы пришла в Азию, и ее стали пить жители Нижнего Тагила.

    Пролегая через Синегорский канал, граница пересекает верховья притоков реки Выя и входит в пределы МО Нижний Тагил. Здесь граница идет через вершины гор Ольховая, Герман, Урал, Красный Столб, Пученя и Соловьева.

    Водораздельную линию пересекает Старо-Висимский тракт, протянувшийся от бывшего Лисьегорского угольного склада до Висимо-Уткинского завода. Эта дорога, труднопроходимая местами, завалена деревьями. Здесь в 1977 году на седловине между горами Урал и Красный Столб лесорубы установили деревянный столб с обтесанными прямоугольными гранями, на котором высекли обозначение границы "Европа-Азия".

    В верховье реки Бобровки граница "Европа и Азия" условно пересекает бывшую узкоколейную железную дорогу. В 1940-х годах тагильский краевед С.Н. Панкратов, путешествуя по маршруту Нижний Тагил — Висимо-Уткинск, написал: "Поезд непрерывно забирается в гору к критической точке перевала Азия-Европа. Если внимательно… наблюдать за полосой уходящего вдаль рельсового пути, можно заметить и довольно точно определить момент перевала, когда паровоз движется уже по европейской земле и вытягивает свой хвост из Азии".

    Выходя к северной части Веселых гор, на седловину Белой и Голой, граница пересекает Уральский тракт. Д.Н.

Обелиски и знаки Европа – Азия

Мамин-Сибиряк в конце XIX века в очерке "Дорога" писал о нем так: "От Висима до Захаровой было всего восемь верст, а на четырнадцатой версте стоял столб, обозначавший границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминавший трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком". Много лет границу здесь обозначала деревянная тренога. В 1957-м постановлением Нижнетагильского горкома КПСС была предписана установка трех обелисков на рубеже Европы и Азии в Висимском районе и на Серебрянской трассе.

    В 1960 году в честь ознаменования успехов нашего народа в освоении космоса на Уральском тракте был установлен обелиск "Европа и Азия" по проекту В.П. Красавченко. Вокруг модели земного шара прикреплены на стальных орбитах три первых спутника, имеющих форму шара, конуса и цилиндрической ракеты. Обелиск — плод коллективного творчества рабочих и инженеров автомобильно-агрегатного завода поселка Уралец. На побеленной стеле красными печатными буквами было написано "Европа", а на противоположной — "Азия".

Знак на Серебрянском тракте

    Когда обелиск перестроили, на "земном шаре" появились три одинаковых спутника. Высота знака со шпилем составила семь метров. Первоначально он был обнесен чугунными стойками с цепной изгородью. В 1970-е гг. квадратную стелу одели в нержавеющую сталь и вокруг установили изгородь из стальных прутьев. Глобус покрасили в синий цвет, потом в белый и обозначили красной краской границу СССР. На противоположной стороне Уральского тракта установили металлический "грибок". Позже около него был сооружен остановочный комплекс с надписью "Европа-Азия".

    В 2002 году силами ОАО "НТМК" и ООО "Механический завод "Уралец" обелиск был реконструирован. На макете "земного шара" спутники были заменены меридианами и параллелями. По экватору нанесли надпись — "ЕВРАЗ Холдинг", "НТМК" и "Горноуральский городской округ". Во многих источниках отмечается, что обелиск установлен в 1961 году в честь полета в космос Ю.А. Гагарина, но это не так: знак установили еще в 1960-м в честь успешного освоения Советским Союзом космического пространства.

    От этого обелиска граница простирается через вершины и седловины Веселых гор: Белой, Поперечной, Осиновой, Кирюшкина Камня, Мохнатенькой, Широкой, Билимбая, Дикой, Оборотной, Голой, Старик-Камня. Гора Голая в XIX веке называлась Шайтан. Горы Дикая, Оборотная и Старик-Камень имеют и общее название -Большая Кедровая гора.

Знак на Уральском тракте, 2007 год.

    Знак на границе Европы и Азии мы с друзьями и моим однофамильцем Александром Пичугиным установили в 2013 году на седловине между горами Белой и Поперечной, где лесная дорога из поселка Уралец через перевал выходит на лесовозную дорогу Черноисточинск – Большие Галашки. Не доходя до седловины, дорога ответвляется в направлении к вершине Белой. Пройдя несколько метров от своротки, мы определили расположение седловины и на обочине дороги выбрали место, свободное от леса, для установки знака. К столбу приковали таблички с надписью "Европа-Азия" и "Веселые горы" и установили знак.

    У меня всегда была мечта о памятном знаке между горами Билимбай и Дикая, где граница тянется на дороге Черноисточинск – Большие Галашки. Но только в 2011 году идея осуществилась. Утром мы с другом и одноклассником Валерием Рогожиным выехали к границе Европы и Азии. Место, где дорога в направлении Веселых гор пересекает водораздельную линию, называют вторым перевалом. После часовой езды по грунтовой дороге мы остановились на склоне горы Билимбай и выбрали место на обочине. Доски с надписями "Европа-Азия" и "Веселые горы" привезли с собой. Обоюдное решение привело к месту, немного отличавшемуся от основной плоскости с мало заметным бугром. Здесь и начали копать яму для установки знака. К столбу прибили таблички с обозначением сторон света, установили его на краю дороги и соорудили возвышение из камней. Сверху прикрепили два синих треугольника – символ Уральских гор. Территория с этим знаком с 2008 года относится к МО Нижний Тагил.

    Скромный знак установлен на грунтовой дороге от поселка Карпушиха к горе Старик-Камень и в деревню Большие Галашки. Эта территория относится к Кировградскому городскому округу. У березы невысокий столб, к нему прибита деревянная табличка "Европа-Азия". Здесь граница пролегает по седловине между двумя горными высотами, разделяющими реки Полуденную, Шайтанку с Каменкой и Росьей. В июле мы с Игорем Павлюковым прибили к столбу еще три таблички с названиями "Европа", "Азия" и "Веселые горы".

    10 июня 2008 года около Екатеринбурга на вершине горы Березовой был открыт новый обелиск "Европа-Азия", представляющий собой колонну с гербом.

    Было бы хорошо в будущем проложить маркированную тропу по условной границе между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор, чтобы люди, бывая у знаков, установленных на географической границе, могли познавать природу родного края, активно и культурно отдыхать.

Андрей ПИЧУГИН, краевед.

    ФОТО АВТОРА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.07.2013.

Главная страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *