СОФИЙСКИЙ СОБОР НОВГОРОД

Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, Кремль.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки реставраторами.

До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989г. Он стоял не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.

Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.

Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано шестью массивными куполами – центральным пятиглавием и отдельной главой над четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.

Снаружи храм смотрится настоящим исполином. Внутри же его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок – современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска «Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.

Центральный собор Великого Новгорода исполнял не только богослужебные функции.

Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)

В соборе, в его огромных подземельях, хранилась городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к сожалению, очень мало – соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и «новые хозяева» — большевики, — и фашисты во время оккупации.

Собор с самого момента постройки использовался также и как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят раки с мощами святых – новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

Отдельный большой интерес представляют собой знаменитые Магдебургские врата (иначе называемые Корсунскими), привезенные новгородцами из Швеции. Это высокие искусно сделанные створки с 48 литыми бронзовыми пластинками, подогнанными друг к другу. На каждой пластинке изображены фигуры или сюжеты. Собраны огромные ворота были уже в Новгороде.

В советское время в соборе некоторое время еще велись службы, при этом не прекращался вывоз ценностей из хранилищ собора. Множество ценных вещей было утрачено, похищено или просто превращено в цветной лом. В 1920-х годах в соборе открыли музей атеизма. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, был разрушен и разграблен фашистами. После войны на его восстановление ушли десятилетия, но после реставрации собор едва не стал своеобразным «Дворцом культуры», далеким от духовной музыки и религии вообще. В 1991г. собор был передан верующим, в нем снова ведутся богослужения.

Входит в проекты: домонгольские храмы

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Новгородский Софийский собор – главный православный храм Великого Новгорода. Значение собора Святой Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром в 1045 — 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись на многие столетия в духовный центр Новгородской вечевой республики. Софийский собор вплоть до последних лет новгородской самостоятельности был как бы символом Новгорода. Образ градохранительницы Софии у новгородцев ассоциировался с самим городом: «где святая София, ту Новгород», – утверждает летописец. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

Начало строительства в 1045 году сыном Ярослава Мудрого – Владимиром, Софийского собора в Новгороде –  втором по значению городе Древнерусского государства – было в русле политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя.

Каменный храм был заложен в Детинце, вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Софийский собор в Великом Новгороде закладывался как княжеский и одновременно общегородской собор. На закладку собора приехали из Киева великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда). По-видимому, он закладывался при участии княжеских зодчих из Киева.

Собор возводился по образцу Софии Киевской.

Собор Святой Софии Новгородской в Великом Новгороде

Во многом схож с планом Софии Киевской план Софии Новгородской. Это тоже пятинефный крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей, но, как бы подчиняясь принципам иерархии, эта схема упрощена. Собор имеет одну галерею и одну башню-лестницу, ведущую на хоры (в Киеве две галереи и две башни-лестницы),  вместо пяти апсид здесь три, ветви «креста» заканчиваются двухпролетной аркадой, а не трехпролетной, как в Киеве. И пожалуй, самым характерным примером соблюдения принципа иерархии храма второго города государства по отношению к столичному  является увенчание Софии Новгородской всего пятью главами, а не тринадцатью. Последнее особенно показательно, ибо, согласно летописи, деревянная предшественница имела тринадцать глав.

В самом Софийском соборе  ярко отразилась главная архитектурная идея эпохи – уподобление храма вселенной. Центром этой системы был алтарь. К нему примыкают пять нефов, последние окружены поясом галерей. Подобно этому мощная центральная глава окружена ещё четырьмя меньшими главами. Далее идет глава угловой башни, которая  венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.

Создана грандиозная иерархическая система соподчиненных друг другу объемов, которой внутри отвечает такая же иерархическая система соподчиненных пространственных ячеек и фресковых росписей.

Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Кровля собора имеет посводное, двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. Свинцовый голубь покоится на золоченом кресте центрального золоченого купола. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверье: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец».

Без галерей основной объём собора имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, который находится на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м.

У храма имеется три апсиды – центральная пятигранная, и боковые – округлые.

В Софии Новгородской основной объем воспринимается как единое целое, а не механическое объединение отдельных соподчиненных пространственных ячеек, как в Софии Киевской. Компактное расположение глав способствует впечатлению единой массы. Большие плоскости стен, расчлененные сильно выступающими лопатками, напоминающими контрфорсы, замкнутость галерей, маленькие проемы без обрамления вызывают ощущение необычной его мощи, придают зданию особую монументальность.

И это не случайно: как и песни, архитектура в камне запечатлевает эстетические идеалы народа. Зодчество Новгорода столь же непосредственно и выразительно, как и чистые яркие краски его иконописи,  так же лаконично, как и язык его летописей.

Несмотря на использование в качестве образца Софии Киевской, София Новгородская, в результате воздействия местных эстетических традиций и природных условий приобрела образную индивидуальность и самобытность.

Природа дала новгородским строителям удобный для обработки камень – известняк. Своеобразна кладка стен храма Софии, в которой как бы сочетается техника чисто каменной и смешанной кладки.

Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из волховского известняка разных оттенков и  различных пород и булыжников. Камни не отделаны (подтёсана лишь сторона, выходящая на поверхность стен) и скреплены так называемой цемянкой – звестковым раствором с примесями толчёного кирпича.

Реставратор Г. М. Штендер писал, что «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».

Простые орнаментальные узоры из кирпича сосредоточены в наиболее композиционно важных местах: барабанах, апсидах и частично в лопатках. Декоративная кладка центральной апсиды, как бы сохранившая «почерк» киевских мастеров-каменщиков, дополнялась на южной и северной апсидах рисованными по обмазке красной краской «квадрами».

Интерьер Софии в Новгороде лишен тематических мозаичных изображений, они заменены фресками.

Современный вид собора – с надстроенной еще в XII веке галереей, растесанными окнами, полностью побеленного – все же дает некоторое представление о его первоначальном облике.

Торжественным входом в собор в течение нескольких веков служили Магдебургские врата. Они открываются в настоящее время только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Собор был впервые расписан в 1109 году, однако остались от этой росписи лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, между которыми в центре до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, от этих росписей сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

Свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа находится на кресте центрального купола. По легенде, когда Иван Грозный в 1570 году жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав страшное побоище оттуда, голубь окаменел от ужаса. После одному из монахов Богородица открыла, что этот голубь послан в утешение городу – и пока он не слетит с креста, Великий Новгород будет им храним.

Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и затем воссозданном куполе, пострадали и другие росписи.

Главный крест собора, повисший на цепях, был снят по приказу коменданта города. В то время в Новгороде располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Как трофей, крест, был вывезен ими в Испанию. Позднее было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде.

Получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. Испанская сторона, в результате переговоров российского президента и короля Испании, приняла решение передать крест Софийского собора России.

Это произошло в 2004 году. Сейчас крест  размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста, которая взамен оригинального была передана испанской стороне. Тот крест, который сейчас находится на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

 

Реферат на тему:

Софийский собор (Новгород)

План:

    Введение

  • 1История
  • 2Архитектурные особенности
  • 3Росписи и иконы Софийского собора
  • 4Мощи
  • 5Крест главного купола и легенда о голубе
  • 6Другие достопримечательности
  • Примечания
    Литература

Введение

Координаты: 58°31′20″ с.ш.31°16′36″ в.д. / 58.522222° с.ш.31.276667° в.д.(G)(O)58.522222, 31.276667

Собо́р Свято́й Софи́и— главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

1. История

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика— фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей.

Софийский собор — великая обитель Бога на Новгородской земле

В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице собора— как пример «баснословных богатств церкви» . Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

2. Архитектурные особенности

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые— округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27м и ширину 24,8м; вместе с галереями длина составляет 34,5м, ширина 39,3м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы— 38м. Стены храма, имеющие толщину 1,2м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т.н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

3. Росписи и иконы Софийского собора

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы— XIX век, икона "Спас на престоле" XIV века). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

4. Мощи

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIXвв.

5. Крест главного купола и легенда о голубе

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя— символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу— и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года во время массированного артобстрела советскими войсками было почти полностью уничтожено изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, во многих местах были пробиты своды и стены. По свидетельству В. С. Пономарёва , который до лета 1942 года находился в Новгороде, огонь был направлен специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.

Во время обстрела было выпущено более ста снарядов, примерно 20 из которых попали в Софию. После этого, по приказу немецкого командования из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, был вывезен в Испанию.

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В.В.Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

6. Другие достопримечательности

  • Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Примечания

  1. древнее Софии только аланские храмы Х в., сохранившиеся в пос. Нижний Архыз Карачаево-Черкессии
  2. Новгородская София— антирелигиозный музей\С.М.Смирнов. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее\\Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997г. — annals.xlegio.ru/rus/novgorod/smirnov.htm#_Toc186906121
  3. Г. М. Штендер. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., «Наука», 1977, с. 30-54
  4. Архитектура Софии — sofia.home.nov.ru/aryitektura.htm
  5. Пономарёв В. В. Судьбы монументальных памятников Великого Новгорода. Великий Новгород, 2006. С. 309
  6. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С.212. — 390с. — ISBN 978-5-94431-299-0

Литература

  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41 — www.russiancity.ru/books/b31.htm
  • Никитина Ю.И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси.— Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986 — www.russiancity.ru/books/b57.htm
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб7 памятни Н.Н.Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74–84.
  • статьи из журнала «София»:
  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\"София" №1 за 1999г. — web.archive.org/web/20080716195204/http://www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/19991/stranicy.htm
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\"София" №2 за 1999г. — www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/19992/nadpisi.htm
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\"София" №4 за 2001г. — www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/20014/sobor.htm
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\"София" №1 за 2004г. — www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/20041/biblioteka.htm
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\"София" №4 за 2004г. — www.sophia.orthodoxy.ru/magazine/20044/krest.htm

Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

План собора в конце XIX века

«Магдебургские врата»

Древняя фреска в барабане храма

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России

Монета из серия: "Древние города России" — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *