СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО КРАТКО

Главная  /  Москва  /  Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Этот собор узнаётся сразу, мгновенно, с какого бы ракурса его не рассматривать. Каких только эпитетов и сравнений не использовали при описании храма Василия Блаженного — всё мало. Человеческая речь не может выразить состояние, возникающее при осмотре этого шедевра. Не рациональное материалистическое восприятие совершенства, а эмоциональное состояние, называемое «чувством прекрасного» ставит это творение на вершину зодчества. В этом строении всё гармонично — форма и цвет, материя и дух.

История строительства

В средневековье на Руси принято было вместо знаменующих победу триумфальных арок или колонн возводить храмы. Избавление от ордынского ига, общее ослабление власти восточных владык создало предпосылки для значительного расширения границ Московского царства. Эпоха правления Ивана IV характеризуется мощной русской экспансией в сторону Сибири. Единственным серьёзным соперником в осуществлении этих планов было Казанское ханство. В период с 1545 по 1552 годы Иван Грозный предпринял четыре военных похода против Казанского ханства. Значительные победы русского оружия отмечались строительством на Взлобье Красной площади «походных» храмов. Наконец, после взятия «волжской твердыни» — Казани, царь указал «походные» храмы снести, а престолы из них перенести в одну новую церковь — Покровскую.

Деревянный храм построили быстро, но простоял он всего год. Уже в 1555 году началось строительство на его месте каменной церкви. Поскольку Покровский собор являл собой единую композицию нескольких церквей, то освящали их по мере готовности. Последней в этой очереди построили и освятили центральную часть — церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Событие произошло в конце июня 1561 года — дата считается днём окончания строительства.

Кто автор?

Как ни странно, точных сведений об авторах и руководителях работ не имеется. Существует несколько вполне правдоподобных версий на этот счёт. По одной из них, к строительству будущего собора Василия Блаженного привлекли уже известного к тому времени псковского зодчего Постника Яковлева, ему же приписывается прозвище — Барма. Однако обнаруженный в архивах летописный источник XVI века утверждает, что Барма и Постник — это два разных человека, которых царь выбрал для исполнения своего замысла. Другие исследователи придерживаются той точки зрения, что строителем был Барма без участия Яковлева. Как видим, разночтения существуют даже в принадлежности имён и прозвищ авторов.

Некоторые историки придерживаются западной, итальянской версии авторства проекта собора. Никаких документальных подтверждений на этот счёт не имеется. Свою приверженность данной теории её сторонники основывают лишь на том, что во внешнем облике собора прослеживаются черты и веяния западноевропейской архитектуры. Но изначально были известны имена итальянцев — строителей каждой башни Московского кремля. Маловероятно, что иностранное авторство столь значительного сооружения, как Покровский собор «замолчали». Безусловно, русские мастера перенимали у своих заморских коллег передовые приёмы и методы, итальянская школа оказала мощное влияние на формирование русской градостроительной традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в архитектуре собора прослеживаются западные мотивы, но это совершенно не означает, что русским мастерам было не дано построить столь необычный, замечательный объект.

Мифы вокруг собора Василия Блаженного

Интересно, что большинству выдающихся сооружений, особенно средневековых, сопутствуют охотно воспринимаемые людьми легенды. Так и здесь. По широко распространённому поверью, царь приказал ослепить авторов проекта, дабы они не построили что-нибудь лучшее. Но здесь непонятны мотивы царя. С чего бы Ивану Грозному не хотеть лучшего? А главное — Постник Яковлев участвовал в восстановлении Казанского кремля уже после возведения Покровского собора.

Более реальной и жизненной кажется история посадки зодчего в узилище после того, как он «перебрав спиртного» хвалился создать ещё лучшее здание. Впрочем, сидел «в холодной» он видимо недолго, потому что вскоре руководил работами в Казани.

Следующая легенда касается знаменитого юродивого — Василия Блаженного. Она гласит, что собор в большой степени построен на деньги блаженного, собранные в виде милостыни.

Собор Василия Блаженного краткая информация

Но здесь наблюдается расхождение дат. Блаженный Василий скончался за три года до начала строительства.

Почему собор более известен под именем Василия Блаженного

По сути, первоначальный вариант собора представлял собой храмовый мемориал воинской славы. Первоначальный вариант собора отличала строгая планировка, где к центральному, осевому шатровому храму симметрично примыкают восемь церквей. О мемориальном характере здания говорит тот факт, что строители особо не стремились создать удобные условия для множества прихожан, собор вмещает очень мало людей. В царские времена во время больших праздников службы проводились вообще вне храма, поскольку он не мог вместить всех желающих. К тому же, церкви не отапливались. Блаженный Василий пользовался большим авторитетом у русского народа, недаром сам Иван Грозный участвовал в его похоронах. Царь Фёдор повелел перезахоронить останки святого возле Покровского собора. По преданию, на могиле блаженного начали происходить чудеса исцеления. В 1588 году над ракой Василия Блаженного возвели храм, десятый по счёту в соборе. На сей раз помещение сделали тёплым, сюда потянулись паломники со всей страны. Люди стали ходить к «Василию Блаженному», чтобы помолиться о заступничестве и помощи почитаемого святого. Так появились народное название храма, которым, в большинстве, мы пользуемся сегодня.

Храм Василия Блаженного на карте Москвы

Собор василия блаженного на английский

Для наиболее точного перевода слова Собор василия блаженного мы подключили специализированные словари. Вы так же можете воспользоваться переводчиком от Google или Яндекса.

Собор Василия Блаженного

Если вам нужен не дословный перевод, а художественый, то вы нужном месте. Мы сделали выборку словосочетаний из популярных переводов субтитров фильмов и песен. И наш бесплатный нейронный переводчик перевел Собор василия блаженного

Как пишется: Собор василия блаженного

Слово Собор василия блаженного пишется как Bless you, how happy I am!

Примеры в диалогах к фильмам

# ru en Популярность
#1 Блаженны вы, какое счастье! Bless you, how happy I am! 1
#2 … был реконструирован в 1993 году Блаженой Ургожиковой и Ингрид Тетковой. Народный… This film was renovated in 1993 by 1
#3 — Василий Журавлев Vasiliy Zhuravlev 1
#4 … Альберта Шпеера: "Море Флагов"… И "Собор Света" на Поле Цеппелин. Architect Albert Speer’s "Sea of Flags"… and "Cathedral of Lights" on Zeppelin Field. 1
#5 -… и смотрел на собор… Looking down, passing the cathedral. 1
#6 В 120 километрах находилась её цель — собор Парижской Богоматери. 75 miles away was her target: the cathedral of Notre-Dame, 1
#7 потом в собор святого луиса потом к мадам Беке на завтрак Then the saint louis cathedral, then madame begue’s for breakfast. 1
#8 … Техаса мы должны идти в собор это то что должно тебя… I’m not a child. I’ll go when i please. I see him, that big lug leaning there, that texas. 1
#9 Ну, теперь идем в собор We’ll now go to the cathedral. 1
#10 … ни к Беке даже в собор люди уже начали говорить я… We can’t step foot out of our house for fear of meeting her face-to-face. At the market, at begue’s, even at the … 1
#11 Это Василий. That’s Vassily. 1
#12 Уж не влюблена ли ты в этого блаженного? You couldn’t possibly be in love with that simpleton? 1
#13 …, тем не менее, таким вот блаженным чудакам как ты, они не… They prefer delicate attentions, but still they aren’t above showing off their little treasures to pure spirits of your … 1
#14 Путеводитель в руке, неутомимое перемещение от собора к собору. Guide book in hand, walking ruthlessly from cathedral to cathedral. 1
#15 Мне надо забежать в Собор Парижской Богоматери забронировать места для … l want to get 2 seats for midnight mass at Notre Dame for my kids. 1

Переводчик

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова на Рву

Дата создания: 1555 г. — 1561 г.

Автор: Барма, Постник

Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика

Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма). У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.

Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т.д.), а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа — входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.

Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании — высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду). Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела.

Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в.) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с разделкой белыми швами "под кирпич" и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, "поднимающих" главу, также оказываются похожими на башни. Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника.

Собор Василия Блаженного — главное чудо русского зодчества

Поставленные "вперебежку" кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника.

В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные "кирпичные" арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных "под кирпич" и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку).

В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляе

s

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *