СОБОР СВЯТОГО ЯНУАРИЯ

Исторический центр Неаполя — Neapolis. Часть I

Кафедральный собор, via dei Tribunali, Подземный Неаполь

Исторический центр Неаполя является древним ядром города, в котором смешалось множество столетий существования поселения. Его площадь очень обширна и составляет 1700 га, из которых 981 га внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (кварталы Avvocata, Montecalvario, San Giuseppe, Porto, Pendino, Mercato, Stella, San Carlo all’Arena, Chiaia, San Ferdinando, San Lorenzo, Vicaria и часть Vomero и Posillipo). Неаполь помнит о греках, которые ступили на эти земли в VIII веке до н.э. и о последующих завоевателях, которые оставили свой след в культуре, архитектуре и гастрономии.
Неаполь разделен на два городских ядра: холм Пиццофальконе, где был образован древний Partenope и зона неаполитанских декуманов, где заложили Neapolis.

Существует три декумана Неаполя, т.е. три древние дороги, разбитые в конце VI века до н.э.
Три параллельные улицы пронизывают город с востока на запад, задавая динамику исторического центра Неаполя.
Главным декуманом является via dei Tribunali, которая начинается от замка Капуано и ведет до входных ворот Альба.
Нижним декуманом считается Спакканаполи (Spaccanapoli). Несмотря на то, что это абсолютно ровная магистраль, она складывается из трех разных улиц: via Vicaria Vecchia, via S.Biagio dei Librai, via Benedetto.
Спакканаполи пересекает город почти от ж/д вокзала до площади piazza del Gesu Nuovo, уходя дальше в Испанские кварталы.
Верхний декуман образовывают via della Sapienza, Pisanelli, dell’Anticaglia и degli Apostoli.
Все три магистрали соединены переулками, образуя слегка запутанный, но вместе с тем, достаточно логический урбанистический план Неаполя.

Пройдем по via dei Tribunali от замка Капуано, который считается самым древним замком Неаполя. Он был возведен в XII веке. Сначала его использовали в качестве оборонительного сооружения, а позже сделали королевской резиденцией. В XVI веке в станах замка разместился городской суд.


Замок Капуано

На первом большом перекрестке, свернем направо. Via Duomo приведет к Кафедральному собору.


Кафедральный собор. Неаполь.

Собор был построен в XIII века, в нем хранятся легендарные мощи Святого Януария (San Gennaro), святого покровителя Неаполя: глава мученика и его несвертывающаяся кровь в двух сосудах.
Три раза в год совершается чудо, во время которого кровь разжижается и даже иногда вскипает. Происходит это в субботу перед первым воскресеньем мая.

Неаполь, Декуманы. Прогулка по историческому центру

Голову святого и ампулы с кровью переносят крестным ходом в собор Санта Кьяра, там мощи находятся 8 дней; 19 сентября мощи выставляются в соборе на 8 дней; 16 декабря – на 1 день.
В соборе хранятся многочисленные предметы искусства, самые ценные из которых собраны в сокровищнице Святого Януария, вход в которую находится рядом с собором. Здесь выставлены серебро, ювелирные изделия, картины, дарившиеся святому на протяжении веков. Музей был основан в 2003 году. Любопытно, что во время второй мировой войны музейную коллекцию направили на хранение в Ватикан, и потом долго не могли вернуть назад. Лишь в 1947 году неаполитанцу Джузеппе Наварра удалось доставить сокровища в Неаполь.
Расписание: со вторника по субботу 9.00-18.30, праздники – 9.30 –19.00.


Кафедральный собор. Неаполь.

Вернемся на via dei Tribunali. Чуть дальше расположен один из самых больших храмов Неаполя — церковь Джироламини (Chiesa dei Girolamini).


Церковь Джироламини. Неаполь.

Важный религиозный, исторический и художественный комплекс включает в себя картинную галерею (первую публичную галерею Неаполя), богатую библиотеку, монастырь, два дворика и две великолепных часовни.
Среди живописных работ стоит отметить произведения Гуидо Рени и Лука Джордано, до 1907 года здесь хранилась полотно Корреджио, сейчас полюбоваться на него можно в галерее Каподимонте.
В церкви Джироламини есть подземная крипта, которая слывет таинственным местом. Первая комната крипты служила местом погребения священников, а во второй хранятся кости и черепа, которые были объектами поклонения. Согласно легенде, это подземелье служило лабораторией для Раймондо де Сангро – известного эзотериста, алхимика, масона, образованного и влиятельного человека, о котором мы поговорим позже. К сожалению, подземелья практически всегда закрыты. Церковь тоже.

В доме № 94 находится историческая пиццерия Pizzeria di Matteo. Ее легко узнать по очереди на входе. Снаружи пиццерия кажется крохотной, но на втором этаже оборудованы три зала. Pizzeria di Matteo входит в ТОП-50 лучших пиццерий Неаполя.


Пиццерия Di Matteo. Неаполь.

Дальше по улице находится небольшая площадь Гаетано (piazza Gaetano), на которой расположена базилика Сан Паоло Маджоре (Basilica San Paolo Maggiore), во времена Древнего Рима здесь располагался форум, а еще раньше греческая Агора – рыночная площадь.
Базилику возвели на руинах храма Диоскуров, от которого сохранились две колонны, вписанные в фасад здания.
В базилики хранятся великолепные художественные работы, среди них «Ангел-хранитель» работы Доменико Антонио Ваккаро (XVIII в.).
При осмотре базилики не забудьте заглянуть в дворик, где находится колодец с самой холодной водой во всем Неаполя. По крайней мере, так говорит людская молва.


Базилика Сан Паоло Маджоре. Неаполь.

С левой стороны от базилики на площади Гаетано за неприметной оградой находится вход в «Подземный Неаполь».
Это совсем другой таинственный мир, настоящий подземный город, ядро которого образовалось 5 000 лет назад, когда греки пробили первые пещеры, чтобы добывать туф для жилищ и храмов.


Подземный Неаполь.

Позже вырытые пещеры греки использовали в качестве катакомб для захоронений.
Во времена римской эпохи стали появляться подземные галереи, соединяющие между собой разные точки города, грандиозный акведук и цистерны для сбора воды. К одной из таких цистерн ведет узкий и длинный туннель, где в полный рост может уместиться только очень худенький гном, а людям приходит продираться по каменному коридору боков и согнувшись в три погибели.


Подземный Неаполь.

В качестве награды – одно из самых зловещих и мрачных мест подземного Неаполя, сырое, мокрое и холодное, где слышны лишь звуки капающей воды.


Подземный Неаполь.

В начале 1600-х гг. старый акведук и цистерны уже не могли удовлетворять потребностям разросшегося города, и была построена новая система акведуков, которая использовалась до 1885 года, она снабжала водой дома и предприятия Неаполя, используя колодцы, соединявшиеся с подземными резервуарами. Многие трубы, проложенные в древних туннелях, все еще используются и в наши дни.
Во время второй мировой войны подземелья использовали как бомбоубежище. Здесь прятались десятки тысяч людей, многие их них провели под землей несколько недель.


Подземный Неаполь.

Самая низкая точка этой части подземелья находится на глубине 40 метров. Здесь держится постоянная температура. В средние века это был монастырский погреб, где хранили вино и продукты.


Подземный Неаполь.

Ботанический эксперимент: эти растения живут без воды, освещенные искусственным светом, их постоянно навещают ученные.


Подземный Неаполь.

Посетить можно далеко не ко всем подземельям. Многие из них недоступны и находятся в ужасном состоянии, к некоторым нет доступа, потому что жители используют их в качестве подвалов.


Подземный Неаполь.


Подземный Неаполь.

Адрес: Piazza San Gaetano, 68
www.napolisotterranea.org

От площади San Gaetano отходит улица via San Gregorio Armeno, вдоль которой расположены мастерские по изготовлению фигурок для рождественских вертепов. Эта традиция сложилась в те времена, когда-то здесь находился храм, посвященный Церере, и местные жители приносили в дар богине маленькие фигурки из терракоты, которые изготавливались в мастерских по соседству. Но традиция собирать рождественский вертеп сложилась позже в конце XVIII в.


Via San Gregorio Armeno. Неаполь.

На улице находится церковь Сан Грегорио-Армено (San Gregorio Armeno).


Церковь Сан Грегорио-Армено. Неаполь.

Церковь возвели на руинах храма, посвященного Церере в 930 году. Святой Георгий Армянский, в честь которого названа церковь, был патриархом Армении с 257 по 331 гг.
В народе храм называют церковью святой Патриции, которая после смерти святого Георгия, сохранила его реликвии. Похоронена святая Патриция в этой же церкви.
В XII веке заметили, что тело святой выделяет манну, которая собирается на внутренних стенках надгробия, особенно благоприятный день для этого чуда понедельник, а также день святой Патриции 25 августа.

Вернемся на via Tribunali. В доме № 39 находится церковь Санта Мария-делле-Аниме-делль-Пургаторио-ад-Арко (Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad Arco).
Длинное название переводится как церковь Святой Марии, покровительницы душ в Чистилище и Арка.
Церковь является примером неаполитанского барокко. Ее возвели в 1616 году по проекту Джованни Кола ди Франко и Джован Джакомо Ди Конфорто.
Храм был основан группой богатых синьор, имеющие цель освободить из тюрьмы бедняков, которые не могли расплатиться со своими долгами, хоронить нищих и одевать нуждающихся из близлежащих кварталов.
Иногда церковь называют просто «Чистилище и Арка». Арка является географическим определением, недалеко возвышалась средневековая башня на перекрестке via Tribunali и vie Nilo с Atri. Башня была снесена, но название сохранилось.
На фасаде церкви изображены похоронные мотивы, черепа и кости.
Под церковью находится подземелье, где делали захоронения. В нишах располагались надгробия, а в землю закапывали самых бедных. Подземную часть можно посетить, но она редко открыта и только для групп. Эта крипта засветилась в фильме «Слишком неаполитанец» (Troppo napoletano), когда пухлый мальчик Чиро пригласил свою любимую девочку Людовику из благополучного района Вомеро на свидание в подземелье с черепами.


Церковь Санта Мария-делле-Аниме-делль-Пургаторио-ад-Арко.

Дальше по via dei Tribunali находится еще одна историческая пиццерия Sorbillo с традиционной очередью при входе.


Пиццерия Sorbillo.

Вдоль улицы расположено множество сувенирных магазинов, где можно купить талисман в виде красного рога, который притягивает удачу и помогает от сглаза, различные украшения, фигурки, местные сладости и уличную еду.
В конце via dei Tribunali всегда звучит музыка, из открытых окон музыкального учебного заведения доносят мелодии. Зайти внутрь, к сожалению, нельзя, но иногда устраивают дни открытых дверей, когда любой желающий может посетить школу и послушать музыку.
Улица заканчивается входными воротами Альба, под сводами которых расположен букинистический рынок. До ворот с правой стороны разбита площадь piazza Bellini, где тусуется местная молодежь, спрятавшись под сенью густых деревьев. Здесь можно купить «травку», которая по вечерам покрывает площадь легкой дымкой.
Сразу за воротами Альба растянулась масштабная площадь Данте (Piazza Dante), которая до 1871 года называлась Foro Carolino, в честь короля Карла Бурбонского.

Исторический центр Неаполя — Neapolis. Часть II: Спакканаполи, алтарь Марадоны, капелла Сансеверо

Собор Святого Януария и его реликвии. Неаполь

Алина Алексеева-Маркезин

Мощи Святого Януария ,крипта собора в Неаполе.

          Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.Не обошло это правило стороной и такую известнейшую  достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

      При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария-мученика, почитаемого Католической и Православной Церквами, покровителя Неаполя. Имя Святого Януария связано с регулярно  происходящим чудом.

  Мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя.После их переносили в разные Места6 Беневенто, монастырь Монте-Верджине.

    Только после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

          Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

            Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 – 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.

           В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.
 С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем, под которым расположена урна с мощами святого Януария.

         Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

      Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария, к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.

     Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

         Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

         Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

       16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

       Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.
В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,
— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,
— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,
— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий
Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

      Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?
Прочла такое заключение итальянских учёных.

 "Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

           Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют
Текст с моими снимками внутреннего убранства собора и капеллы Святого Януария.
http://maxpark.com/community/6782/content/2251230

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2015
Свидетельство о публикации №215053000859

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алина Алексеева-Маркезин

Рецензии

Написать рецензию

Но, самое яркое, ИМХО, — это мозаики в крипте Сан-Дженнаро, оставшиеся от раннехристианской базилики, стоявшей на этом месте.

Норберто Норберто   23.10.2015 12:18     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Оказывается мы путешествуем с вами по одним и тем же местам.

Церковь Святого Януария в 2018 — 2019

Нужно будет обратить на мозаики внимание. А как вам Капелла Сан Северо?http://www.proza.ru/2015/03/19/1301

Алина Алексеева-Маркезин   23.10.2015 12:31   Заявить о нарушении

Мы с Вами действительно часто путешествуем по одним и тем же местам; но не всегда по одним и тем же. Италия — наша с Вами общая любовь. А вот в Германии я не был, и, боюсь, уже и не буду.
Но вот например, в разделе "Кафедральные соборы и церкви", ИМХО, можно было бы поместить несколько великолепных соборов Испании — и в Бургосе, и в Леоне, и в Севилье, и, разумеется, в Саламанке — а также архитектурные шедевры le Midi: Сент-Сесиль в Альби и другие.
Прошу прощения, что отвечаю редко и коротко: лежу с дикой ангиной.

Норберто Норберто   24.10.2015 09:21   Заявить о нарушении

Понимаю.Выздоравливайте,загляните в МП.Мы обсуждаем Гогена.Я давно путешествовала по Испании ,свои снимки в компьютере не сохранились. Я чаще всего рассказываю о том,что сама видела.Мы ездили по Испании 2 недели,не все названные соборы я видела.Моя любовь- Барселона и Гауди. Была там трижды.И хочется вновь.Ещё вернулась бы во Флоренцию. Подумываю об этом,это два часа езды на поезде.Хотелось бы вновь побродить по УФФици.Это планы на ближайшее время.

Алина Алексеева-Маркезин   24.10.2015 09:55   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Алина Алексеева-Маркезин

Duomo di Napoli, Неаполь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *