СОБОР СВЯТОГО ХРИСТА ВСЕСПАСИТЕЛЯ

Реферат на тему:

Собор Святого Христа Всеспасителя (Шуша)

План:

    Введение

  • 1История
  • 2Описание
  • 2.1Церковь
  • 2.2Колокольня
  • 3Интересные факты
  • Примечания

    Введение

    Координаты: 39°45′31.75″ с.ш.46°44′52.28″ в.д. / 39.758819° с.ш.46.747856° в.д.(G)(O)39.758819, 46.747856

    Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (арм. Սուրբ Ամենափրկիչ Ղազանչեցոց) (собор Св. Христа Спасителя)— армянский собор в городе Шуша в Нагорном Карабахе. Архитектурный комплекс состоит из церкви (1868—1887 годы) и колокольни (1858 год).

    1. История

    Церковь Казанчецоц упоминается в книге «Путешествие в Армению» Месропа Тахиадяна (1820). По мнению Шагена Мкртчяна, это обстоятельство, а также то, что колокольня была построена раньше церкви, является свидетельством того, что собор был построен на месте менее примечательной с архитектурной точки зрения церкви XVIII века.

    Колокольня была построена шушинцем Абраамом Хандамирянцем. Строительная надпись колокольни, выполненная на восточной её стене, гласит:

    (Построена) колокольня в память о покойном Габриеле Овсепян-Батирянце, что родом из Казанчи и о паломнике Мкртиче Маргаряне-Хандамирянце, о супруге его Баласан и сыновьях Арупе и Степане и всех казанчийцах. Да воспомянем Бога во славу его и ради спасения душ всех живых и покойных. В лето 1858

    Согласно из надписи на торце алтаря церкви, ее строителем был Аветис Ерамишянц, зодчим— Симеон Тер-Акобянц. Даты строительства собора указаны в строительной надписи в верхней части южного портала:

    Благодатью и милостью всемогущего бога построен чудотворный святой собор на средства и пожертвования прихожан церкви Аменапркич Казанчецоц города Шуши, строительство которой было начато в 1868 г.

    Собор Святого Христа Всеспасителя (Шуша)

    при царствовании всемогущего самодержца императора всея Руси Александра II и при патриаршестве Георга IV, завершено в 1887 г. во время коронования сына Его Величества благословенного императора Александра III при католикосе Маркаре I. 20 сентября 1888 г.»

    После Шушинской резни 1920 года собор перестал функционировать. В советский период собор использовался в качестве амбара и, позже, гаража. В это время он находился в полуразрушенном состоянии, отсутствовал купол церкви. Во время Карабахской войны здесь находился азербайджанский склад ракет системы «Град».

    В настоящее время собор полностью восстановлен и с 1998 года является действующим храмом.

    2. Описание

    Собор расположен в центре города, находящегося на вершине плато. По архитектуре Казанчецоц напоминает Кафедральный собор Эчмиадзина.

    2.1. Церковь

    Церковь представляет собой залу размерами 34,7×23×35 м. Фасадные части ее облицованы отесанными плитами из местного известняка светло-кремового оттенка.

    В центре сооружения расположен купол, опирающийся на четыре пилона. В зале имеются окна размером 1×5 м.

    Имеет три одинаковых входа с красивыми трехарочными полукруглыми в плане портиками: с запада, юга и севера. Над серединными арками портиков открывается по одному крестообразному окну. Парадные входы завершаются круглыми вставками-монолитами, покрытыми рельефами.

    В церкви имеется множество надписей в память о горожанах, жертвовавших на ее постройку.

    2.2. Колокольня

    Колокольня расположена в нескольких метрах к западу от церкви, представляет собой трехэтажное сооружение. В верхних углах первого этажа были установлены четыре скульптуры, изображающие людей, «…которые с грозным видом дуют в трубы». Однако, эти статуи были разрушены во время Карабахской войны, когда город находился под контролем азербайджанцев, и в настоящее время на их месте находятся воссозданные копии. Одна из этих скульптур изображена на гербе Шуши.

    Прекрасным образцом каменной резьбы является орнаментированный пояс колокольни.

    3. Интересные факты

    • 16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные— в монастыре Гандзасар.

    Примечания

    1. 12 Согласно конституции Азербайджанской Республики, территория, контролируемая непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, является частью территории Азербайджанской Республики. Де-факто Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством, бо́льшая часть которого Азербайджаном не контролируется.
    2. 123Мкртчян Ш.М. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха (перевод с армянского) = Լեռնային Ղարաբաղի պատմա-ճարտարապետական հուշարձանները / Арутюнян В.М., Улубабян Б.А.. — Ереван: Айастан, 1988. — 360с. — 25000 экз. — ISBN 5-540-00402-7
    3. В Нагорном Карабахе состоялась коллективная свадьба — karabakh-news.com/people/2512-v-nagornom-karabakhe-provedena.html

        В этих сооружениях "нового типа" мусульманской архитектуры удачно применены также классические формы армянского строительного искусства, причем эти заимствования так очевидны, что, если бы не минареты, то трудно было бы определить функциональное значение сооружения. Оно больше всего оставляет впечатление армянского притвора. Примечательно, что первые архитекторы мусульмане, в том числе и тушинский зодчий Сефи хан, в своем творчестве исходили из принципов и художественных приемов армянской архитектуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы раз увидеть трехарочный зал Хтудрэ (VI в.), или трсхарочные притворы монастыря Сурб Акопаванка, Котик анапата. Чарекванка (XII-XIII вв.), трехарочный зал Иджеванатуна (XVI в.) у дороги в Гадрут, парадный портал Степанакертского гостеатра (XX в.), тогда станет очевидным, что как эти перечисленные сооружения, так и трехарочные портики мечети Шуши имеют один общий стиль.
        Между прочим, сходство отнюдь не локального характера, как полагают некоторые авторы. Архитектура жилых домов мусульманского квартала Шуши, как и весь облик застройки "Турканц тага", не имели принципиальных отличий от архитектуры армянской части города. По всему городу, как справедливо заметил архитектор М. Саркисян, наблюдались единые объемно-планировочные и декоративные решения зданий. Столь явную закономерность отмечали все исследователи города Шуши.

    Ghazanchetsots Cathedral, Шуша

    И не только они, поскольку объясняется это очень просто.
        Общеизвестно, что до последнего времени татары-азербайджанцы не овладели еще собственным архитектурно-строительным опытом, т. е не умели даже ставить камня на камне, и поэтому заказывали себе жилые и общественные постройки армянскнм мастерам, которые были монопольными строителями во всем Азербайджане. Привожу конкретные цифры из официального документа. Еще в конце 30-х годов председатель облисполкома НКАО Каркарян сетовал, что "правительство из года в год сокращает финансирование на капитальное строительство и, не находя на месте работу, из области массово уходят строители4. По расчету нархозучета, в городах и районах Аэерб, ССР работают свыше 52 тысяч карабахских строителей армян" (см. Облархив, ф.2, оп, 15, д.101, л.75).
        Вот почему появились здания мусульманского культа с характерными чертами архитектуры армянских жилых домов и монументальных памятников. И сегодня нетрудно наблюдать множество аналогов не только в соседних к Нагорному Карабаху азербайджанских районах, но и по всему Азербайджану, "где сохранились многие образцы первых мечетей, н жилых домов переходивших на оседлость татар.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *