СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ ФОТО

Достопримечательности Парижа

Собор Парижской Богоматери

Рубрика: Париж

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари – главный католический храм столицы Франции. Его нередко называют духовным «сердцем» Парижа и одной из главных достопримечательностей города, соприкоснуться с которой стремятся тысячи туристов. Стоит он на острове Сите, в том самом месте, где некогда находилась первая в столице церковь, базилика св. Стефана. А до этого, еще в I веке н.э., здесь был алтарь, посвященный древнеримскому божеству Юпитеру.

Величие, красота и гармония

Своим появлением собор обязан двум архитектурным гениям того времени Жану де Шелю (он работал на строительстве с 1250 по 1265 годы) и Пьеру де Монтрею. Последний трудился здесь вплоть до самой смерти (с 1250 по 1267 гг.). Добро же на строительство дал Людовик VII из династии Капетингов. Только вот остается загадкой, кем был заложен первый камень в фундамент. Одни историки уверены, что это был епископ Морис де Сюлли. Другие придерживаются мнения, что им был сам Папа Римский Александр III.

Нотр Дам де Пари подкупает своей величественной красотой и гармоничностью архитектурного ансамбля. Высота храма составляет 35 метров, колоколен – 69 м, и кажется, будто его стрельчатые своды взметаются куда-то далеко в небо. В длину он раскинулся на 130 м. Располагает массивными колоколами: один только «Эммануэль», что в восточной башне, имеет язык весом 500 кг, а сам он тянет на 13 тонн. Глядя на пропорциональность собора, его безукоризненный стиль и законченность даже сразу не верится, что он, ставший образцовым воплощением готического искусства, строился почти два столетия (с 1163 по 1345 гг.), и что впоследствии его многократно реставрировали и основательно перестраивали.

Уже в мае 1182 года прошла церемония освящения главного алтаря собора. Через четырнадцать лет почти закончили неф здания. Западный фронтон с его узнаваемыми двумя башнями начали строить около 1200 года и закончили к 1245 году. В целом же возведение храма было практически завершено уже к 1250 году. Внутренняя отделка растянулась до 1315 года. Еще через тридцать лет Нотр дам де Пари был окончательно готов. Кстати, башни храма имеют разную высоту и отличающийся друг от друга стиль, что подтверждает участие в строительстве самых разных архитекторов.

Уникальный архитектурный облик

Исследователи отмечают, что архитектура собора заключает в себе некую двойственность. В его облике можно увидеть как воплощение классического романско-нормандского стиля, таки и новые веяния готического стиля. Именно им Собор Парижской Богоматери обязан некоей своей легкостью в облике и даже простотой конструкции. Но отдельные его части смотрятся весьма мощно. Например, фасад.

По вертикали он разделен пилястрами на три части. По горизонтали же он разделен галереями на три яруса. Самый нижний тоже не монолитен, в нем есть три портала, каждый из которых имеет собственное наименование. Слева мы видим портал Богородицы, справа – Святой Анны, а посередине портал, олицетворяющий Страшный суд. Их объединяет общая смысловая составляющая: показать путь грехопадения человечества (и, соответственно, историю христианства), начиная от непослушания Богу в Эдемском саду и заканчивая Апокалипсисом.

Скульптурные изваяния порталов признаны одними из лучших произведений эпохи Средневековья. Над ними находится Галерея королей. Эта уникальная аркада включает в себя 28 статуй правителей древней Иудеи. Однако, как ни печально, значительная часть скульптур собора не являются оригиналами. В том числе и все статуи вышеназванной аркады. Мы можем видеть только копии, которые были изготовлены в XIX веке. Подлинники же постигла незавидная участь: во время буржуазной революции во Франции они были разбиты.

Неизменный интерес представляют украшающие фасад Нотр Дам де Пари химеры. Точнее их статуи, которые можно увидеть у подножия башен (это на верхней площадке собора). Правда, время их не пощадило и они несколько столетий назад были разрушены. Однако скульптор Виоле ле Дюк взялся их восстановить, и за десять лет (1850-1860 гг.) это ему удалось. Химеры, эти страшные существа, словно сошедшие из фильмов ужасов, наделены каким-то внутренним жутковатым магнетизмом, который словно вырывается наружу и производит на зрителей неизменно леденящее кровь впечатление. От этого собор иногда кажется излишне мрачноватым, даже холодным.

Однако таким впечатлением о себе главный храм французской столицы обязан не только фантастическим изваяниям. Свою лепту в это вносит и серый цвет, доминирующий в его интерьере.

Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам де Пари ), описание, фото!

Но как могло быть по-другому, если такого цвета сам камень, использовавшийся при возведении стен и сводов. Но были в истории собора и более «темные» времена, когда центральный неф освещался из ряда вон плохо. Чтобы исправить ситуацию, было решено сделать дополнительные окна в боковых стенах. Но зато в Нотр Дам де Пари совсем нет настенной живописи, что ставит собор в один ряд с другими храмами готического стиля, и в то же время придает ему дополнительную «серость». Положение спасают многочисленные витражи, которые можно видеть в переплетах высоких храмовых окон. Когда через них проникают солнечные лучи, они преломляются и разливаются по церкви множественными цветовыми оттенками, заметно оживляя ее.

Терновый венец Иисуса Христа

Эта великая реликвия христианства хранится именно здесь, в Соборе Парижской Богоматери. Но так было не всегда. Когда святыню в 1239 году доставили в Париж, Людовик IX Святой из династии Капетингов приказал поместить ее в часовню, которую построили специально с этой целью. Там он благополучно и простоял до великой революции, во время которой толпы по-революционному непримиримо настроенных парижан камня на камне не оставили от этой часовни. Однако с Терновым венцом ничего не случилось, будто сам Христос спас его. И вот в 1809 году реликвию передали в Собор Парижской Богоматери, где он продолжает находиться по настоящий день.

Но как вообще Терновый венец Господа оказался во Франции? Это уже отдельная история. Если коротко, то король выкупил у одного из константинопольских князей, которые стали править в городе после распада Византийской империи, случившегося под натиском крестоносцев. Звали его Балдуин II, и чтобы как-то управиться с долгами, он начал распродавать священные христианские реликвии. Вот таким путем Терновый венец оказался у Людовика IX. Вообще же, до 1063 года святыня находилась в Иерусалиме (непосредственно на горе Сион). Тогда же ее и перевезли в Константинополь, столицу Византии.

Интересные и малоизвестные факты

  • В соборе на протяжении многих веков проходили бракосочетания королей, коронации французских императоров и даже национального масштаба похороны.
  • Первый французский парламент – Генеральные штаты – на свое первое заседание в 1302 году собрался именно здесь, в Нотр Дам де Пари.
  • В конце XVII столетия, во времена правления Людовика XIV, собор претерпел серьезные изменения – здесь разрушили могилы и все витражи.
  • Приказ о разрушении «украшающих храмы «каменных» королей», что относилось и к аркаде собора, отдал Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции.
  • В 1802 году, уже при Наполеоне I, собор Нотр Дам де Пари был возвращен в собственность католической церкви.
  • «Собор Парижской Богоматери» – именно так назывался роман Виктора Гюго, который он опубликовал в 1831 году. В предисловии писатель подчеркнул, что одна из его главных задач – побудить французов полюбить отечественную архитектуру.
  • В 1841 году в главном храме Парижа стартовали реставрационные работы, которыми руководил архитектор Виоль ле Дюк. На восстановление здания ушло целых 23 года.
  • Знаменитые химеры, за образец которых были взяты средневековые гаргулии, изготавливали пятнадцать скульпторов. Их работой руководил Жоффруа Дешоме.
  • Крыша собора изготовлена из свинцовых плит, имеющих всего 5-миллиметровую толщину, и которые уложены внахлест. Общий вес крыши – 210 тонн.
  • Нынешний дубовый шпиль храма, покрытый сверху свинцом, появился в ходе реставрации и заменил собой прежний, который был разобран в 1786 году. Его основание окружают четыре группы статуй апостолов Христа из бронзы. Все изваяния повернуты лицом к Парижу. И только покровительствовавший архитекторам Фома обращен своим ликом к шпилю собора.
  • В соборе, вернее в его правой части, расположены часовни, в которых находятся произведения живописи и скульптуры самых разных мастеров. Эти работы представляют собой дары, ежегодно преподносимые собору первого мая.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; Notre Dame de Paris)
6 Parvis Notre-Dame, Place Jean-Paul II, 75004 Paris
cathedraledeparis.com

Похожие публикации:

Пирамида» Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские» Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров» Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…

Опера» Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река» Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

 

Описание Собора Парижского Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.

Экскурсия по собору Парижской Богоматери (29 фото)

До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Паломнические поездки к Собору Парижскому Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Святого Этьена, которая была построена на месте галло-римского храма Юпитеру в западной части острова Сите. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет и многократно переделывался и капитально реставрировался.

Высота Нотр Дам де Пари – 35м., длина – 130м., ширина – 48 м., высота колоколен 69 м., а вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне, составляет 13 тонн. Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделœен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали – галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восьмью статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи.

Скульптуры всœех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Οʜᴎ объединœены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая всœе двадцать восœемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции.

В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачности и холодности.

Верхняя часть Нотр Дам де Пари украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи). В Средние века химер на соборе не было. Поставить их придумал реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк, а выполнили работы пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора Парижской Богоматери, также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году, имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Скульптурное изображение Парижской Богоматери, которой посвящен собор, находится у правой колонны, отделяющей алтарную часть от обхода хора. Симметрично ей у левой колонны помещена статуя св. Дионисия. Справа за алтарем расположен вход в сокровищницу, где среди прочих реликвий хранятся Терновый венец Иисуса Христа и другие священные предметы. Слева за алтарем – макет недостроенного собора, раскрывающий приемы строительной техники Средних веков.

Как и в других готических храмах, в Нотр Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен – фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти всœе они представляют из себяпозднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.

Нотр Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон:

‣‣‣ 1304ᴦ. – Филипп Красивый благословил здесь свою армию;
‣‣‣ 1430ᴦ. – коронация английского короля Генриха IV;
‣‣‣ 1588ᴦ.

Фотографии Собора Парижской Богоматери

– бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа;
‣‣‣ 1660ᴦ. – бракосочетание Людовика XIV и Марии-Терезы;
‣‣‣ 1804ᴦ. – коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины;
‣‣‣ 1944ᴦ. – торжественная месса в честь освобождения Парижа от фашисткой Германии;
‣‣‣ 1970ᴦ. – траурная месса в честь покойного президента Шарля де Голля.

Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный алтарь был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в Нотр Дам де Пари торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В результате французской Революции, в конце XVIII века, многие из сокровищ Нотр Дам де Пари были украдены, однако большие колокола избежали участи быть переплавленными, а сам собор использовался как продовольственный склад. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация, в эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.

В 1998 году в Париже дебютировал французско-канадский мюзикл по мотивам романа Виктора Гюго ʼʼСобор Парижской Богоматериʼʼ о любви горбатого и кривого звонаря Квазимодо к прекрасной цыганке Эсмеральде. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы.

Читайте также

  • — Собор парижской богоматери

    В любой исторической эпохе, сквозь все ее разнообразные противоречия Гюго различает борьбу двух главных нравственных начал. Его герои—и в “Соборе Парижской богоматери” и еще больше в поздних романах. Это не только яркие, живые характеры, социально и исторически… .

  • Нотр Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) или Собор Парижской Богоматери — собор в стиле готики в центре Парижа на берегу Сены неподалеку от Лувра. 

    История собора

    Построен на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Святого Стефана, которая была построена на месте Галло-римского храма Юпитеру.

    Строительство Нотр Дам де Пари началось в 1163, при правлении Людовика VII Французского. Смешение стилей при строительстве объясняется различными несколькими архитекторами, принимавшими участие в строительстве. Строительство собора закончилось в 1345.

    Во время французской революции часть Собора Парижской Богоматери была разрушена, сокровища разграблены, а внутри был организован склад.

    Собор Парижской Богоматери внутри

    Однако в 1841 году собор прошел реставрацию, продолжавшуюся 23 года.

    Современное состояние

    Собор является географическим центром Парижа и одной из узнаваемых его достопримечательностей. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Собора Парижской Богоматери. 

    Высота — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

    Колокола

    Самый большой колокол Emmanuel, звучащий в тоне фа-диез звонит очень редко и по особым случаям, остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов:

    • Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез)
    • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез)
    • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа)
    • Denise David, весом 670 кг (фа-диез)

    Святыни собора

    • Терновый венец
    • Гвоздь, которым был прибит к кресту Иисус Христос
    • Часть самого креста, на котором казнили Ииисуса Христа

    Интересные факты о Нотр-Дам

    • Собор построен на месте четырёх разных церквей: Христианского прихода, базилики Меровингов, Каролингского храма и романского Кафедрального собор, фундамент которого использовался для постройки.
    • Строительство собора длилось 182 года, западный фасад и две башни строились 45 лет.
    • При строительстве, не предусматривались стены: вместо них здесь были колонны и арки.
    • Реставрация Нотр-Дама была начата благодаря известному роману Виктора Гюго «Собор парижской богоматери», написанному в 1831 году.

    Посещение Собора Парижской Богоматери

    Вход в собор бесплатный, в среду в 14:00 и субботу в 14:30 проводятся экскурсии на русском языке.

    Посещение сокровищницы платное (9:30-18:00): для взрослых 3 евро, для детей — 2 евро.

    Посещение археологической крипты (будни, 10:00-18:30) — 3,5 евро.

     Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris

     Как доехать: Станции метро станция Chtelet, Cite или St-Michel, Htel de Ville или автобусы № 21, 38, 47 или 85.

     Телефон:+(33) 1 42 34 56 10

     Время работы:будни с 8:00 до 18:45, выходные с 7:00 до 15:00

     Сайт:www.notredamedeparis.fr

    Нотр Дам де Пари в Париже на карте

     GPS координаты:48.852903, 2.350351

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *