СЛАВЯНСКАЯ ДЕРЕВНЯ ЛЮБЫТИНО

Славянская деревня X века — музей под открытым небом в поселке Любытино. Музей воссоздает славянское сельское поселение IX-X веков. Сейчас на его территории стоят копия воймерицкого креста, четыре жилых дома, амбар, клеть, гумно, кузница и пекарня, в точности повторяющие строения X века.

Славянская деревня X века в Поселке Любытино.

Вот уже полторы тысячи лет на северных отрогах Валдайской возвышенности стоят огромные сопки и курганы. Культовые сооружения в поселке Любытино и ближайших окрестностях – это следы древних славянских и финно-угорских племен, которые предпочитали селиться недалеко от воды.

В районе поселка таких насыпей более 200. Некоторые сопки достигают в высоту 10 метров, а их диаметр – около 20. Здесь же находится самый длинный курган из сохранившихся до наших дней в Восточной Европе. Его протяженность – 156 метров. Оставленные древними жителями курганы и сопки всегда привлекали внимание. Здесь искали клады и слагали легенды. Местные жители стали раскапывать курганы задолго до того, как начались официальные археологические исследования. Дело в том, что раньше ходила легенда, будто в одном из холмов спрятана целая лодка с золотом – лодка княгини Ольги. Но пока тому подтверждения не нашли, все это остается легендой.

Летописные сведения о ранней истории этих мест весьма скудны.

Новости о: Славянская деревня X века

Известно только, что в 947 году княгиня Ольга действительно побывала здесь, отправившись с военным походом на Мсту и Лугу. Она собиралась установить здесь великокняжескую власть, а главный удар был нанесен по основному центру — району современного поселка Любытино. В последствие, здесь был основан княжеский погост, вошедший в состав Великого Новгорода.

Учитывая особую значимость этих территорий, история которых насчитывает более десяти веков, решением Новгородского облисполкома № 177 от 21 апреля 1986 года здесь был организован археологический заповедник. Ученые изучают быт древних поселений и многочисленные курганы и сопки.

В IX-X веках славянское поселение в районе современного поселка Любытино было центром большой округи. В древних летописях оно называлось поместьем. В нем находилась резиденция местных славянских князей и их дружин. Именно сюда свозилась дань с подвластных территорий. За господство за этой земле поместье могло соперничать даже с самим Великим Новгородом.

В рамках реализации проекта «Русь глубинная » на берегу реки Мста в мае 2006 года была заложена экспозиция музея живой истории. Сейчас на его территории стоят четыре жилых дома, амбар, клеть, гумно, кузница и пекарня, в точности повторяющие строения X века.

Чтобы создать эту славянскую деревню ученым потребовалось несколько лет, зато теперь туристы, приезжающие в Любытино, могут увидеть подлинную историческую реконструкцию жизни наших предков.

В основу создания проекта легли материалы археологических исследований на территории Северо-запада, особенно на территории Любытинского района. Планировка, расположение, конфигурация, размеры построек – воспроизведены основываясь на археологических источниках. Ученые попытались как можно более достоверно воссоздать деревню наших далеких предков, начиная с проекта до самого последнего венца.

В славянской деревне X века было несколько домов. В самом большом жил глава рода, в остальных – родственники, дети и внуки, около 30 человек в 4-5 избах, по сегодняшним меркам не самых больших.

Технология постройки домов отличалась от современной. Даже выемки на бревнах для сруба делались не снизу, как сейчас, а сверху. Срок службы таких домов сокращался, но стоить их было проще, ведь для обработки дерева 1000 лет назад использовали самые примитивные инструменты и приспособления. Крыши наши предки крыли дерном, причем использовали его в двух целях: в качестве утеплителя и гидроизоляции. Его укладывали травой наружу и травой внутрь. Чтобы крыша не протекала, использовали бересту. Ее укладывали в несколько слоев, а сверху уже стелили покрытие из дерна. Такая крыша выдерживала даже самые сильные ливни. Щели между бревнами традиционно заделывали мхом. Окон в домах X века не было. Для вентиляции делали лишь маленькие отдушины.

Войти в дом X века можно было только согнувшись. Двери делались низкими, чтобы сохранять тепло, ведь теплый воздух скапливается наверху.

В домах строили традиционную печь – каменку. При ее постройке не использовалось никаких цементирующих материалов. Камни подбирались по форме и размеру, для того чтобы кладка была устойчивая. Топили печь по-черному.

Амбар, хранилище для зерна, строили специально на столбиках над землей, чтобы грызуны не могли добраться до запасов.

Дом главы семейства был своеобразным колледжем. Детей учили здесь плести бересту, вышивать, ткать, и другим повседневным домашним обязанностям, нужным им в будущем.

Быт славян был очень скромным. В домах находились только самые необходимые вещи: несколько лавок и обеденный стол. На полках около печки стояли горшки и корзинки. Думать об уюте крестьянам было некогда, основную часть времени наши предки работали в поле. В помещении много времени не проводили, в основном ели, потом уходили на работу и спали.

При строительстве музейной деревни использовали только те инструменты, которые были у наших предков. Обращаться со скобелем и тислом в славянской деревне могут научить и туристов, также как и другим славянским ремеслам, например, лепить горшки без гончарного круга.

На территории музейной деревни и сейчас продолжаются археологические раскопки. Так как в советское время на этой земле располагался льнозавод, археологам пришлось сначала убирать распаханный слой земли, пробиваться через остатки поздних заводских построек. В итоге появилось пятно рва с углистым слоем, с жжеными камнями, с фрагментами керамики, с костями, остатками поминальных действий. Это памятник синхронный сопкам X-XI века.

Следует отметить, что насыпи курганов – это не просто холмы из песка и земли, а сложные конструкции. Сначала на ровной поляне устраивали ров. Его делали плугом, тем же самым, которым пахали земли для посевов. Потом этот круг выкладывали камнями, а в центре помещали прах умерших. Останки самых уважаемых жителей укладывали в глиняный горшок и только после этого сопку засыпали несколькими слоями земли.

Самый новый экспонат музейной деревни – памятник славянской письменности «Воймерицкий крест». Это копия креста, подлинник которого является частью экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Посетители живого музея могут познакомиться с бытом славян 10 века, окунуться в историю наших предков и прожить день так, как жили 1000 лет назад.

Рекомендуем ознакомится: http://www.novgorod.ru

Как помещик деревню выиграл и что из этого вышло.
В последнюю поездку в село Васильевское Юринского района я с грустью узнал, что нет больше Куржама – деревни, которой я был по-настоящему очарован, когда впервые в ней оказался лет пятнадцать назад. А история появления и жизни Куржама удивительна…
ПРОИГРАЛ ДЕРЕВНЮ.
Мы знаем, как российские помещики любили играть в карты. За игорным столиком часто просаживались целые состояния: деревни с крепостными, лесные угодья и даже жены. Известна скандальная история, нашумевшая в 1802 году в Москве, когда картежник и мот Александр Голицын проиграл свою супругу графу Льву Разумовскому. Так вот Куржам – это не что иное, как часть богатого выигрыша, который около двухсот лет назад получил помещик, владевший приветлужскими землями. Один тульский барин за ночь проиграл ему несколько деревень. Эта грустная история передавалась куржамцами из поколения в поколение.
Деревни из центра империи были переселены в глухие приветлужские леса. Случилось это в самом начале XIX века. Говорят, что новый барин самолично указал место будущих поселений. На месте Куржама тогда шумел могучий ельник. Первое время туляки жили в землянках. Под пашню корчевали лес, деревья шли на строительство изб. На речке Куржамке поставили плотину, посреди новой деревни появился пруд, в котором барин пожелал разводить карасей.
Жизнь на новом месте не особо радовала переселенцев. Местные жители сторонились их. Редко кто из куржамцев отваживался выбраться в Козловец или Головино. Головинские даже не пускали чужаков в свой лес и если ловили на чернишнике, то отбирали ягоды и прогоняли домой ни с чем.
«ТУЛЯКИ».
Нелюбовь к пришлым объяснялась просто: туляки привезли в этот край табак.

До них в приветлужских деревнях не курили. Туляки прослыли «нехристями». Доходило до смешного. Через Куржам пролегал ямской тракт на Нижний Новгород, но окрестные жители съезжали с дороги и делали изрядный крюк, лишь бы не заезжать в деревню. Постоялый двор даже свой в стороне построили, только бы не ночевать у туляков и не нюхать мерзкого дыма.
Что еще могли привезти с собой переселенцы? Конечно, самовары. Именно отсюда привычка пить чай разошлась по округе. И гораздо быстрее, чем табак. С туляками появился здесь и особый «акающий» говор, за него их тоже недолюбливали. Куржамец никогда не говорил «портянки», а только «партянки», «карова», «драва», «ва мху». Удивительно, но это «аканье» дожило до наших дней.
Название «туляки» закрепилось за куржамцами на долгие годы. Еще не так давно можно было услышать в обиходе это необидное слово. Изоляция от соседних деревень сохранялась не менее века. Женились и выходили замуж только за своих. Не зря куржамцы говорили «мы друг другу по десять раз родня». Невест выбирали по своим деревням, появившимся вместе с Куржамом.
С годами деревня разрослась на две улицы. Число жителей доходило до шестисот. Туляки – народ трудолюбивый и мастеровой. Сеяли, что и все в округе: рожь, овес, горох, просо. Избы строили так, что стояли одна к одной – на загляденье, до наличника с земли можно было достать только вытянув руку. Дома ставили пятистенные, как здесь говорили, «двухжилые». А были и «трехжилые». В каждом доме – резное крылечко, ажурные наличники. А уж как талантливы и артистичны были жители деревни! Старожилы вспоминают, что в деревне каждая девчонка умела бить чечетку. Славился Куржам и гармонистами. Помимо всего прочего, куржамцев отличала особая стать, поэтому в царское время многие из них служили в гвардии.
ОСОБОЕ ИСКУССТВО.
В старину жизнь вынуждала крестьянина быть мастером на все руки. Каждое селение выделялось каким-то своим ремеслом. Одно – кожевенным, другое – гончарным, в третьем жили такие плотники, что их везде рады были нанять.
Куржамцы тоже умели все, однако удивительной особенностью деревни стал промысел, который у нас в таком виде больше не встречался нигде. Здешние мужики специализировались на копке канав и котлованов. Из Тулы они привезли не только табак и самовары, но и особенные деревянные лопаты – заступы. Низ у них был скруглен и окован железом, а на черенке для удобства сделана рукоятка. Такой составной инструмент легче в деле, к нему не приставала земля.
Выделка лопат – особое искусство. Зимой мужики заготавливали для них лес. Волокна заготовки мастера старались не пересекать, поэтому черень никогда не ломался. Для сушки лопат на речке Куржамке стояли бани с земляным полом. Будущий инструмент складывали на настилы валетом, на полу зажигали костерок. Надо было следить, чтобы и горело хорошо, и в то же время не «пыхнуло». Лопаты подсыхали и как бы «коптились», набирали шоколадный оттенок, приобретали особую прочность. Это был верх искусства в изготовлении инструмента. Конечно, куржамцы продавали и белые лопаты, но сами использовали только «копченые».
Работали на стороне практически круглый год. Нанимались по всему центру России, копали и под Тулой, и под Москвой. В юринском крае все придорожные канавы прокопаны куржамцами. Вдоль старого юринского тракта до сих пор сохранился глубокий кювет.

Славянская деревня 10 века

Не обошлось без их участия строительство Шереметевского замка и стеклозавода в Ленинском. Многокилометровая канава, разделяющая владения помещиков Шереметева и Матвеева, – тоже их рук дело. Трудились всегда артельно. Домой приходили только на страду, посеют – и за лопаты, урожай уберут – и опять заступы на плечо.
ДЕРЕВНЯ КАНУЛА В ЛЕТУ.
Относительно соседних деревень Куржам жил неплохо. Видимо, пришлые люди оказались более предприимчивыми и изворотливыми, чем местные. Удивительно, но хорошие гены передались и последующим поколениям туляков. Педагоги Васильевской школы всегда отмечали, что куржамские дети учились лучше других.
Земскую школу в Куржаме построили в 1905 году. Школу обогревали «хитрые» печи. Колодцы внутри кирпичной кладки для прочности были обделаны железом. Их устроили так, чтобы нагретый воздух шел и в подпол, вентилировал и высушивал его. Бревна для сруба заготавливались в «казенном» лесу, без подсочки, поэтому грибок на них не заводился. Школа в деревне простояла почти век.
Единственную «живую» куржамскую лопату мы нашли в Васильевском музее. Не знаменитый «копченый» экземпляр, а белый, сделанный на продажу. Инструментом давно не пользовались, но на железной окантовке ни пятнышка ржавчины, будто только вчера из кузницы. Куржамские мастера не халтурили ни в чем. И эта деревня с удивительной историей канула в Лету. Еще одно-два поколения – и Куржам останется только в преданиях. 

Этим летом мне посчастливилось оказаться на северо-востоке Новгородской области в посёлке Любытино.

Путь из областного центра составляет ни много ни мало 180 км. Но самый сложный участок начинается при подъезде к самому поселку — 30 километров абсолютного бездорожья.

Москвичи и питерцы едут на малую родину к престарелым родителям и везут туда своих детей на лето. Прошаренные дачники знают – без хорошего джипа в этих местах не обойтись. Дорога к поселку в усмерть ушатывает авто. Поэтому, наверное, и не любят Любытино туристы.

Да и как признаются местные жители, сам губернатор Новгородской области не ездит туда, а летает на вертолетике.

Но жизнь в глубинке еще теплится.

– Здесь живут преимущественно старики и школьники. Любытинцы от 19 до 50 лет разъехались, кто поступать, кто работатm в соседние города, а также Питер и Москву. Не все у нас живут хорошо. Если пройдетесь по поселку, увидите двухэтажные ветхие бараки, брошенные дома.

«Славянская деревня X века» в Любытино

А нового жилья не строят. Не нужны мы никому. Бельмо на глазах у чиновников, — сетует местный сторожил Петр.

По словам Петра, с деньгами в Любытино сложно, как и с работами.

— Вот вам жустик напоследок про кладбище. Когда утром на работу приходят работники кладбища, они натыкаются на новые захоронения. Местные жители за неимением средств на покупку места на кладбище самостоятельно прихоранивают своих родственников.

P.S.

Природа в Любытинском крае невероятная. Холмы и сосновые рощи раскинулись по всему району. У москвичей, которые переезжают на пмж начинается любытинский синдром – люди целый день хотят спать и от свежего воздуха у них кружится голова. В этих случаях врачи рекомендуют своим пациентам (в шутку, конечно) дышать выхлопными газами своих авто и все симптомы должно как рукой снять. По-другому организм человека, который прожил всю свою жизнь в мегаполисе, реагировать не может. Токсины и грязный воздух стали неотъемлемой потребностью организма.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы кон.XIX-нач. XX века. Ныне в нем располагается Любытинский городской Дом культуры.

Заброшенный дом в центер поселка.

Вечная память героям

Здание автошколы

В кустах виднеется заброшенный мост. Вместо него был построен новый.

Памятник трактору

Тем, кто не был в Любытинском крае собакевич показывает язык )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *