СФИНКСЫ НА ЕГИПЕТСКОМ МОСТУ

Кризисная сенсация: во всем виноваты… сфинксы

Кризис – явление мировое. У него тысячи причин. Но все чаще ими являются весьма сенсационные. Одна из таких: петербургская. В самом деле, какой город у нас наиболее «мировой»? Ясно, Петербург. Ну а из какого города все идет в Россию? Опять же, из Петербурга. Вспомним хотя бы революции 1905 или 1917 года. И что характерно, 1905-й в Северной столице начался не с одного только Кровавого воскресенья, но и с еще одного кровавого события.

Один из сфинксов на Египетском мосту

20 января 1905 года к Египетскому мосту, что соединяет Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанка, подходил конногренадерский полк. Военные были тут частыми гостями – неподалеку располагались армейские казармы. День выдался пасмурным. Солдаты, ведущие под уздцы лошадей, рассеянно смотрели на металлические конструкции, тройные нити цепей (отчего мост называли еще и Цепным). Когда мост строился в 1825–1826 годах известными инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем, то слыл новым словом в технике: длина пролета 55 метров, ширина – почти 12 метров. Украшали его фигуры четырех сфинксов, словно охраняющих мост с обеих сторон. Говорят, 80 лет назад, когда сфинксов, созданных по моделям академика скульптуры П.П. Соколова, только устанавливали, их головы блистали позолотой, так же как и восточные орнаменты и египетские иероглифы, украшавшие мост. Вся эта роскошь так впечатлила горожан, что официальное название моста – Новый Цепной быстро заменилось на Египетский.

Но с тех пор время и едкие петербургские туманы согнали позолоту, и зимой 1905 года сфинксы выглядели безнадежно и уныло.

Полк вступил на мост. Навстречу ему ехали городские извозчики, шли пешеходы. И в этот момент пролеты моста рухнули на лед Фонтанки. Крики и стоны людей смешались с хрипом и ржанием упавших лошадей. Началась паника…

Уже к вечеру петербургские газеты так описали катастрофу: «Сегодня в 12 с половиной часа дня при следовании лейб-гвардии конногренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Однако мост уже не подлежал восстановлению. Вся его настилка вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломив лед, оказалась на дне реки. И только четыре загадочных и неподвижных сфинкса остались сидеть на гранитных плитах по обоим концам своего Египетского моста.

Естественно, началось расследование. «Причинами несчастья» были признаны две версии: «раскачка моста кавалерией» или «непрочность конструкции». Против «непрочности» восстали инженеры. Они напомнили, что Египетский мост годом ранее был отремонтирован и признан «находящимся в хорошем состоянии». Что до «раскачки моста», то, действительно, ритмичные колебания слаженного шага военных могут вызвать эффект резонанса. Именно эта версия и показалась тогда наиболее верной. Она так поразила общество, что ученые сочли нужным включить обрушение Египетского моста во все учебники истории, физики и военного дела. Именно тогда и появилась команда: «Идти не в ногу!», которая дается любому строю перед вступлением на мост.

Казалось бы, «причина несчастья» найдена. Однако появилось множество свидетельств очевидцев, наблюдавших катастрофу со стороны. Они-то и подвергли сомнению версию резонанса, ибо утверждали: солдаты шли не в ногу, да и лошади идти в ногу никак не могли. К тому же навстречу ехали извозчики, по тротуару брели прохожие. Словом, никакого слаженного хода не было, а значит, и резонанс не мог возникнуть. Но ведь мост упал – что за мистика такая?..

Горожане выдвигали свои версии. Молва вспомнила, что в одном из домов на Фонтанке проживала дочь скромного почтмейстера Мария. И, как на грех, влюбилась она в бравого вояку-красавца. Да только офицер обманул девицу: пообещал жениться, но слова не сдержал, польстившись на богатенькую. Ну а брошенную девушку его приятели по полку подняли на смех, прозвав Марией Египетской – то ли потому, что жила она у Египетского моста, то ли потому, что так звалась в Библии девица весьма легкого поведения.

И вот однажды обманутая Мария выглянула в окно и увидела: идет по мосту полк ее обидчика. И так у нее сердце разобрало, что выкрикнула она в гневе: «Чтоб вам, военным, провалиться!» И Бог услышал ее молитвы – в ту же секунду мост рухнул.

Возникла и иная версия обрушения. Вспомнили петербуржцы, что Египетский мост облицован блоками черного гранита, вынутыми из стенок рва Михайловского замка. Почему уж так вышло, за давностью лет не понять: может, нужного камня не нашли, а может, в строительной спешке что-то напутали, но только за пару недель до надвигавшейся церемонии официального открытия моста гранит для облицовки его был спешно доставлен из Михайловского замка, пользовавшегося в Петербурге дурной славой. Мало того что именно там был убит император Павел I, сами мрачные стены этого сооружения навевали на горожан ужас уже с первого дня его возведения. Поговаривали, что замок был построен по мистическому плану, насыщен мальтийской символикой. Шептались и о том, что гранит на постройку брали с мест древних капищ и потревожили прах старинных богов, которые и прокляли строительство. Вот и навлек черный гранит новую беду на Петербург.

Но была и самая таинственная версия обрушения Египетского моста – зловещее влияние сфинксов. Историки и оккультисты давно заметили, что мистическая культура Древнего Египта с ее культом загробного мира неожиданно, но властно прижилась в северном городе, традиционно именуемом городом-призраком. Мало того, что его Эрмитаж хранил множество древних артефактов, но прямо на пристани, напротив Академии художеств, стояли в петербургском тумане привезенные в 1832 году из Египта настоящие сфинксы, созданные еще во времена Аменхотепа III. Сразу же со времени их установки петербуржцы перестали прогуливаться в тех местах, замечая, что фигуры загадочно-мрачных существ смотрятся в вязком туманном петербургском воздухе мистически и даже как-то глумливо, будто зная нечто, им одним ведомое. Сфинксы глядят на окружающих свысока, презрительно и неприятно. Мистически настроенные горожане говорили, что негоже привозить в город-призрак еще и призрачные статуи, связанные с темными верованиями Древнего Египта и его мрачными тайнами. Неизвестно ведь, как они себя поведут! Может, вывезенные с привычных мест загадочные сфинксы станут мстить за то, что их лишили родины? Но реальность оказалась еще более непредсказуемой. Сфинксы сами организовали себе время. В 1834 году в Пулкове под Санкт-Петербургом началось строительство Пулковской обсерватории, и столица… поменяла часовой пояс. Так египетские сфинксы, совершив путешествие чуть не через половину земного шара, вновь оказались в привычном для них часовом поясе.

Однако по городу поползли слухи, что установка мрачных чудовищ не пройдет так просто, и в первую очередь грозно аукнется императору Николаю I, по чьему личному повелению сфинксы оказались в далеком заснеженном Петербурге. И когда Николай умер, горожане, крестясь, стали шептаться, что на самом-то деле император покончил с собой – не вынес позора за поражение в Крымской войне, презрения подданных и… злобы сфинксов, кои по его милости стали сиротами, прозябая в холодном туманном городе вместо их родной жаркой страны.

Когда же сына Николая, императора Александра II, настигла бомба народовольцев, горожане заметили, что египетские сфинксы торжествующе ухмылялись весь кровавый день. И стало понятно, что хоть каменные изваяния чудовищ и «украшали» город, но ненавидели его и крови были рады. Так что и в 1905 году никто особо не удивился очередной мести сфинксов. Правда, фигуры Египетского моста не могли похвастать древней «родословной» из самого Египта и были всего лишь «новоделами», созданными уже в петербургских мастерских, но все равно: сфинкс есть сфинкс – чудовище, загадывающее мистические загадки и даже, говорят, поющее в египетской пустыне песни ужаса.

И надо сказать, что Египетский мост тоже не молчал. Его даже называли Поющим. Поразительно охарактеризовала его «Петербургская газета» от 18 января 1901 года: «Поющий мост. Оказывается, и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки и пение». Ну а за месяц до катастрофы, в рождественские дни 1904 года, петербуржцы стали замечать, что «заунывное пение» слышится все громче. Поэты и мистики тут же заявили, что «под звон цепей моста поют четыре сфинкса». И песня эта предвещает «ужасные событья». И вот сначала случилось Кровавое воскресенье, потом рухнул сам Египетский мост. Однако в начале 1905 года никто и не подозревал, что скоро события 9 и 20 января покажутся цветочками. И не рухнувший мост станет падать в пропасть, а вся страна, объятая революционным вихрем.

Впрочем, все обрушения когда-нибудь да заканчиваются. Закончились революции, отгремели войны. Между прочим, сфинксы пережили блокаду вместе со всем городом на Неве. После Великой Отечественной войны было разработано целых 17 вариантов возрождения Египетского моста. Победил проект инженера В. Демченко, архитекторов П. Арешева и В. Васильковского.

И вот мост возник заново – в своем классическом виде, но в новом инженерном решении и современных материалах. Строительство длилось два года (1954–1956). Старинных сфинксов отреставрировали, добавив к ним фонари-обелиски. Возродили иероглифы, орнаменты, цветы лотоса. Казалось бы, все устои – и моста, и окружающей его жизни – стали незыблемыми. Но в 1989 году на одного из сфинксов налетел автомобиль. На его капоте почему-то красовалась алая ленточка с серпом и молотом – гербом СССР. Люди не пострадали, но чугунный сфинкс от сильного удара рухнул в воду Фонтанки. Когда беднягу вытащили, он оказался сильно разбит. Мистики восприняли новую катастрофу как новый знак, предвещающий нечто зловещее. Долго ждать не пришлось – страна с серпом и молотом развалилась на части.

Конечно, в «лихие девяностые» было не до скульптур, хоть и самых значимых. Но в начале XXI века на постаревшем Египетском мосту выявилось множество трещин, сколов и других дефектов. Разошлись даже гранитные блоки, на которых сидят злополучные сфинксы, и образовалась щель в 2 сантиметра. От любого толчка сфинксы могли бы рухнуть в воду! И в 2004 году власти Петербурга срочно взялись за реставрацию. Вот тут-то и вспомнилось, что головы сфинксов изначально были позолочены. Реставраторы тщательно вызолотили их вновь. Старые петербуржцы вздохнули поспокойнее: кто знает, может, сфинксы и бедокурили оттого, что их головы оказались не в порядке?.. Словом, теперь мистические создания начали взирать на мир, словно не сфинксы, а золотые тельцы. И под их золотым взором в город потянулось богатство.

Следует вспомнить, что и древним сфинксам Аменхотепа, некогда привезенным в Петербург, досталась их доля ремонта. Несколько месяцев и они находились в архитектурных лесах, став куда чище и краше, если можно так сказать о существах, чей лик одновременно прекрасен и ужасен, чьи взгляды гипнотизируют и притягивают. Возможно, они тоже сыграли свою роль в притяжении потока богатства – не забудем, они были созданы когда-то в Фивах, самом богатом и пышном городе Древнего Египта. Только вот денежный поток был недолгим.

В июне 2008 года на Университетской набережной появился большой плакат, изображающий древнеегипетского бога Ра. Наверное, кто-то из студентов-художников решил так отблагодарить сфинксов, которых просил об удачной сдаче экзаменов. Жест явно положительный. Благодарить надо. Но вышло по-иному. На закате плакат сорвало ветром, а сфинксы, лишившиеся его, в лучах угасающего солнца оскалились просто ужасно. Наверное, обиделись. А может, они вспомнили давнюю историю. Когда их установили в 1834 году, архитектор Огюст Монферран (тогда самый влиятельный в Петербурге, создатель Исаакиевского собора) предложил «усилить связь сфинксов с их родиной» – установить на набережной Академии художеств огромную статую бога Осириса, которую сам же и обещал выполнить. Но император Николай I счел это предложение уж слишком одиозным.

5 сфинксов Петербурга

Говорят, оттого сфинксы и озлились на монарха еще сильнее. И вот спустя почти 175 лет египетские чудовища вновь смогли увидеть изображение одного из своих богов, но ненадолго. Видно, с того дня они и затаили новую злобу на людей, не позволивших им жить на родине.

А через пару месяцев случилось престранное происшествие на Египетском мосту. Там в конце лета 2008 года (как было отмечено в интернет-блогах петербуржцев) прямо на лапах одного из сфинксов обнаружилась табличка «РАСПРОДАЖА». То ли ветер занес, то ли шутник нашелся. Но сфинксам это явно не понравилось, да и кому охота быть пущенным на продажу?! И вот результат: бурный рост капитала сначала остановился, а потом и вовсе пошел на попятную. В страну пожаловал кризис.

Однако история на этом не закончилась. Недавно я получила письмо от петербургского приятеля. Пишет, что на Египетском мосту около сфинкса нашел бухгалтерскую печать: «ОПЛАЧЕНО». Кто-то потерял или… Уж больно знаковое слово. Может, и правда, что все уже ОПЛАЧЕНО и наша жизнь наконец-то пойдет на поправку, несмотря ни на каких сфинксов истории?..

Как известно, интересных мест в Питере огромное множество, и каждое – со своей историей. Некоторые уже успели обрасти мифами и городскими легендами, стали своего рода «визитками» города. Снимки, изображающие Египетский мост в Санкт-Петербурге и фото его бронзовых фигур можно найти во многих путеводителях. А вот «вживую» туристы сюда ходят не так уж часто. Но поверьте, это место стоит того, чтобы выкроить время и познакомиться с его историей.

Египетский мост в Санкт-Петербурге: как добраться?

Где же находится Египетский мост в Санкт-Петербурге и как туда добраться? Самый простой путь – это доехать на метро до станции «Балтийская», перейти через Обводный канал, а затем идти по Лермонтовскому проспекту. Примерно через 15 минут вы увидите зеленые обелиски с фонарями, а рядом с ними – необычные скульптуры в виде львов с человеческими лицами. Эти фигуры как бы «стерегут» переход через реку.

Впрочем, я могу рекомендовать и другой маршрут – от станции «Технологический Институт» по 1-й Красноармейской, а затем по Троицкому проспекту. Это чуть-чуть дольше, но по дороге можно заглянуть в знаменитый Троицкий собор.>

Мост со сфинксами в Санкт-Петербурге: факты и мифы

Если вы введете в поисковик «Египетский мост в санкт петербурге фото», вы, возможно, будете слегка разочарованы. Выглядит все довольно обычно, без экзотики и архитектурных изысков. Но я напомню, что до 1955 года вид был совсем иной.

Сфинкс с лицом императрицы. Как Египетский мост попал в учебники по физике

Первоначально вся конструкция была подвесной и держалась на трех стальных цепях, а на въезде стояла большая арка, оформленная в древнеегипетском стиле. Натянутые цепи гудели на ветру, издавая жутковатые заунывные звуки. По этой причине, а может, из-за стоящих на страже моста сфинксов в Санкт-Петербурге пошел слух о том, что это место проклято.

Так или иначе, мрачные пророчества сбылись – в 1905 году вся конструкция обрушилась при загадочных обстоятельствах. Наверняка в школе на уроке физики вам рассказывали про то, что это произошло из-за резонанса, когда через реку переходил полк солдат. Да-да, эта история произошла именно здесь. Есть и другие версии падения – от самых банальных (дефект металла) до мистических, связанных с проклятием обманутой женщины или с местью древних языческих богов…

Тень древнего Египта на набережной Фонтанки

Как бы то ни было, но сейчас от первоначального проекта остались только литые скульптуры, которые до сих пор привлекают туристов. Кстати, украшающие мост сфинксы в Санкт-Петербурге не уникальны. Похожие фигуры можно увидеть на Университетской набережной, возле дворца Строгановых и в других местах.

Все они появились в XIX веке, когда по всей Европе вспыхнул интерес к загадкам Древнего Египта. Именно в это время мост со сфинксами появился в Санкт-Петербурге.

Кстати, с этими статуями связана еще одна легенда, на этот раз хорошая. Говорят, что если девушка потрет львиную лапу, то ее ждет удача в любви. Еще будучи студенткой, я решила проверить, и примета сработала! Попробуйте, может быть, вам тоже повезет.

Водная экскурсия

Неподалеку на набережной находится стоянка прогулочных катеров. В хорошую погоду рядом с ней всегда крутятся зазывалы, предлагающие недорогие экскурсии по рекам и каналам города. Билеты можно купить прямо на месте, это обойдется примерно в 600 рублей за часовую прогулку по воде. Если катер вот-вот отправится, а свободные места еще остались, билет могут уступить со скидкой.

Отели поблизости

Буквально в двух шагах от моста со сфинксами в Санкт Петербурге расположено огромное здание отеля «Азимут». Если вы еще не определились, где остановиться, советую рассмотреть этот вариант – хороший сервис и вполне адекватная цена. Если предпочитаете экономить, можно выбрать гостиницу поскромнее – их здесь довольно много, и свободные номера есть почти всегда. Стоимость номера может варьироваться от трех до шести тысяч рублей за ночь.

Найти дешевые билеты на самолет в Санкт-Петербург

Легенды Петербурга — загадка обрушения Египетского моста и погребальные песни сфинксов

Два прекрасных сфинкса из древнего Египта украшают Университетскую набережную.

Как и когда они попали сюда?..

Первым русским, который увидел их, был писатель и офицер, участник турецкой кампании 1828-1829 годов Андрей Муравьев.

После заключения мира он, собирался в большое путешествие, в том числе унего было желание посетить Иерусалим.

В Константинополе, однако, не оказалось попутного корабля.

И, чтобы не скучать, Муравьев отправился в Египет. Здесь, в Александрии, и поразил его «колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами».

Оба сфинкса обнаружены были незадолго до того британской археологической экспедицией в Фивах.

В 1829 году Франсуа Шампольон, посетив Фивы, восхитился ими, но, несмотря на оценку знаменитого египтолога, покупателя на месте не нашлось. Тогда один из сфинксов был отправлен вниз по Нилу в Александрию, на более бойкое место.

Узнав мнение Шампольона о сфинксах, Муравьев решил приобрести их для России.

Письмо с его предложением довольно быстро достигло русского двора. Николай 1 передал его на рассмотрение совета Академии художеств. Совет ни секунды не клоебался (деньги все равно казенные), и высказался в пользу покупки сфинксов.

Оставалось получить согласие императора…

Но он тем временем выехал из Петербурга. И пока письмо совета Академии догоняло его по всей Европе, сфинксов приобрело французское правительство.

Русские почти потеряли их навсегда, но… помог случай.

Во Франции одни «просвещенные граждане» не поделились местом у государственной кормушки с другими, не менее демократично настроенными субъектами.

В итоге, в Париже случился приступ революции.

Широкая французская археологическая общественность от греха подальше разбежалась по провинциям, о сфинксах забыли.

Русское правительство не упустило теперь удобный случай и поспешило приобрести их за 64 000 рублей ассигнациями.

Кому достались эти деньги история умалчивает…

Вот так июльская революция 1830 года во Франции стала причиной появления сфинксов в Санкт-Петербурге.

Сфинксов доставили в Россию морем в конце мая 1832 года.

Неизвестно, был ли капитан зафрахтованного в Александрии судна любителем древностей, но он потребовал за доставку огромную сумму — 28 000 рублей.

К тому времени уже было решено, как использовать покупку.

В годы царствования Николая 1 в столице велось оживленное строительство. В 1831 году был задуман проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе».

Предполагалось, что на пристани против Академии художеств поставлены будут две бронзовые фигуры — кони со всадниками, и между ними две бронзовые колонны. Оказалось, однако, что проект слишком дорог: одна отливка стоила бы 425 000 рублей.

Тут весьма кстати пришло известие о покупке сфинксов.

Пристань решили переделать «в египетскогреческом вкусе» (бронзовые колонны были оставлены). Проект оказался удачным и скоро был принят.

Почти два года дожидались доставленные сфинксы своего часа во дворе Академии. Наконец, в последних числах апреля 1834 года их поставили на набережной. Несколько недель спустя на головы их водрузили короны, снятые перед отправкой из Египта.

Последним штрихом стала сделаная в 1843 году на пьедесталах сфинксов надпись, которая и поныне привлекает внимание:

«Сфинксъ из древних Фивъ въ Египтъе. Перевезёнъ въ градъ Святаго Петра въ 1832 году»…

Какая же эпоха создала этих загадочных чудовищ?

Чьи черты повторяют гранитные лики?

Волей случая эти изваяния — единственный под небом России древнеегипетский памятник. Но замечательны они не только этим.

Тот, кого изображают сфинксы, не оставил значительного следа в истории, но, без преувеличения, самые знаменитые изваяния древнего Египта своим появлением обязаны ему.

В образе человекоголового льва запечатлен здесь фараон Аменхотеп 3.

Этот царь 18 династии правил примерно 3400 лет назад.

Он не вел больших войн: его предшественники уже захватили все, что было можно. Тридцать с лишним лет правления Аменхотепа Третьего отмечены строительством грандиозных, утопающих в роскоши дворцов и храмов.

Сфинксы, установленные на Петербургской набережной, украшали поминальный храм Аменхотепа Третьего… Но совсем скоро произошла катастрофа: вечные боги египтян в одночасье были отвергнуты и преданы забвению.

Истинным был признан единый бог, солнечный диск Атон, и фараон стал его первым жрецом. Фараон покинул Фивы, столицу древнего бога Амона.

Сфинксы в Санкт-Петербурге (48 фото)

Переворот царя-солнцепоклонника остался самым удивительным событием во всей трехтысячелетней истории египетского царства. Царем этим был преемник Аменхотепа Третьего, сын его Аменхотеп, назвавшийся Эхнатоном. Этому человеку, помимо страшной славы богоотступника, принадлежала еще и красивейшая женщина древнего Египта — царица Нефертити.

Два ее дивных портрета, ныне известных всему человечеству, созданы лишь немногим позднее наших сфинксов.

Имя другого потомка Аменхотепа Третьего -Тутанхамона при обрело не менее громкую известность. Он умер совсем молодым и не успел прославиться при жизни, но его неразграбленная гробница, найденная в 1922 году, стала сенсацией.

Глядя на сфинксов, мы всегда ищем какую-то загадку и особую, высшую мудрость.

Но в древнем Египте сфинксов никогда не наделяли этими свойствами! Заблуждение навеяно… греческой мифологией.

Слово «сфинкс» греческого происхождения, оно означает «душительница».

Так по преданиям звали злого демона в женском образе. Подстерегая странников в пустыне, он задавал им непостижимые для человеческого ума загадки, а потом пожирал несчастных.

У египетских сфинксов нет ничего общего с греческими.

Греческие сфинксы — женские, египетские — почти всегда мужские. И если первые изображают фантастическое существо, то вторые всегда — конкретное лицо, чаще всего — правящего фараона.

Египетские сфинксы служили символом силы и ума, а также необыкновенной мощи фараона. Их ставили возле храмов и пирамид для устрашения и охраны.

В связи с этим уместно вспомнить о сфинксах у Египетского моста в Санкт-Петербурге.

Они отлиты в 1826 году по модели академика Соколова, который выполнил также фигуры львов и грифонов для Львиного и Банковского мостиков.

Эти сфинксы имеют несомненную художественную ценность, но совсем не отвечают египетской традиции, а их головные уборы вообще выдуманы автором скульптур.

Автор: Ольга Алексеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *