СЕВЕРО КРЫМСКИЙ КАНАЛ КАРТА

Первым автором идеи использования днепровской воды для орошения крымских земель в 1833 г. был действительный статский советник, инспектор южнороссийского сельского хозяйства Х. Х. Стевен, основатель и директор Никитского ботанического сада. Рождение этого замысла было связано с необычной засухой 1933 г., приведшей к голоду во многих регионах южной России, и существованием в Крыму обширной долины за Гнилым озером (озером Сиваш), которая, по описанию путешественника П. И. Сумарокова,  на протяжении 132 верст представляла собой гладкую равнину, покрытую тощей засохшей травой и солончаками, без единого кустарника и признака жизни.

В 1846 г. идею Стевена поддержал академик Кеплен, указавший, что эта идея высокозамечательна  в экономическом и общественном отношении. Но лишь после смерти Стевена с 1864 г. по 1875 г.г. экспедиция профессора Козловского собирала материалы и издала многотомное исследование для составления проекта строительства канала, которое Александр II сжег в камине, решив, что «этого не будет никогда».

Идея Стевена и исследования Козловского не могли умереть навсегда, т.к. они выявили, что население степного Крыма живет в условиях, непригодных для жизни, только в 155 поселениях из 926 имеется питьевая вода, в остальных, в лучшем случае, употребляют горькую и соленую воду.

Поэтому в 1916 г. было решено приступить к строительству каналу, но этот план был сорван первой мировой войной, октябрьской революцией, Гражданской и Отечественной войнами.

В мирное время началась разработка проектов водоснабжения Крыма, первым из которых был подводный трубопровод из Кубани через Керченский пролив, затем опреснения Азовского моря, и лишь в 1950 г. СМ СССР утвердил проект CКК, как составную часть сталинского стратегического плана преобразования природы.

В общей сложности строительство всех очередей канала с ответвлениями от него длилось в Крыму 36 лет (1961-1997 г.г.), а первый участок канала на территории континентальной Украины был заполнен водой в 1958 г. 17 октября 2013 г в Крыму было отмечено 50-летие поступления днепровской воды в Крым. Именно в этот день 1963 года Хрущев и Шелест перерезали ленточку, и после взрыва перемычки днепровская вода поступила в Красноперекопск. 1-я очередь канала была сдана в эксплуатацию в 1978 г., 2-я в 1990 г, 3-я в 1997 г.

В настоящее время в связи с присоединением Крыма к РФ подача днепровской воды в канал прекращена. Крымчане уверены, что это не конец истории легендарного канала-кормильца.

Карты и схема канала

Канал начинается в г. Таврийске Новокаховского р-на Херсонской обл. и оканчивается в с. Зеленый Яр Ленинского р-на Крыма. Продолжительность движения воды с начальной до конечной точки канала составляет 33 дня. На протяжении канала, которое составляет 402,6 км и его ответвлений и разводящих сетей общей длиной более 11 тыс. км расположено 23 водохранилища суммарным объемом 200 млн. м3 и 4 насосные станции в Таврийске, Победном, Советском и Зеленом Яре, поднимающие воду Днепра суммарно на 82 м. По протяженности СКК – самый длинный в Европе и третий в мире, уступая двум азиатским каналам – Великому Китайскому, строившемуся 2 тыс. лет, и Каракумскому в Туркмении. Русло СКК шириной 150 м, соединяющее Каховку с Керчью, пересекает безводное Присивашье.

Карта Cеверо-Крымского канала, увеличить

Среди ответвлений наиболее значимые Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Соединительные каналы, соединяющие Раздольненский рисовый канал с ответвлениями на орошаемые участки 143 хозяйств в 10 районах Крыма и Сакский канал с водохранилищем Межгоное.

Канал обеспечивает питьевой водой Армянск, Джанкой, Керчь, Красногвардейск, Красноперекопск, Ленино, Саки, Севастополь, Симферополь, Старый Крым, Судак, Феодосию и другие населенные пункты, покрывая 85% потребности Крыма в пресной воде.

Видео о Cеверо-Крымском канале:

Строительство канала, объемы работ

На строительство канала было привлечено 10 тыс. молодых строителей по комсомольским путевкам из всех республик СССР, не считая военных строителей, и 3 тыс. строительных механизмов. Работы производились в 2-3 смены. Оборудование поставлялось из Архангельска, Таллинна, Биробиджана, Югославии, ГДР, Чехословакии, Болгарии. Ежегодно вводилось в эксплуатацию от 25 до 30 км канала. Кроме русла канала, возводились тысячи гидротехнических сооружений, мосты и дороги для автомобильного и железнодорожного транспорта, сотни насосных станций, водовыпуски и распределительная сеть.

В первые годы строительства условия труда были очень тяжелые: устаревшая строительная техника, нехватка запчастей, плохое обеспечение продуктами питания, отсутствие дорог. Перед изыскателями и строителями шли саперы, которые извлекли из грунта более 5 тыс. неразорвавшихся во время войны снарядов. Постепенно условия жизни строителей налаживались, поступили современные строительные машины, строители получали высокую зарплату от 500 до 1000 руб. в месяц (для сравнения такую зарплату учитель или бухгалтер колхоза получал в год).

Северо-Крымский канал

Вода, которую провели строители в Крым, позволила преобразить крымские поселения, многие строители поселились в них и остались навсегда.

Строители выкопали 1440 млн. м3 земли, уложили в конструкции 2942 тыс. м3 бетона. Сметная стоимость строительства составила 1,6 млрд. руб.

Значение и особенности канала

Оросительно-обводнительный СКК ежесекундно перебрасывает из Днепра 294 м3 воды, ежегодно 1,3 млрд. м3, перекачав в Крым за 50 лет объем воды, равный 1/2 объема Азовского моря.

Это позволило уже после сдачи в эксплуатацию 1-ой очереди канала оросить 180 га засушливых земель на полуострове, а в 1986 г. эта площадь увеличилась до 380 га, в начале 90-х годов более 400 га. 20% площади сельскохозяйственных угодий полуострова начали составлять орошаемые с помощью канала участки, при этом на них вырабатывается свыше 60% продукции растениеводства и животноводства Крыма. На потрескавшейся от недостатка влаги земле, на которой росла только верблюжья колючка, с помощью днепровской воды начали выращивать фрукты, виноград, пшеницу, рис и другие культуры. Урожайность пшеницы повысилась в 8-9 раз, а всей продукции аграрного комплекса почти в 5 раз.

На орошаемых участках задействованы тысячи дождевальных машин, что позволило в 1990 г. по сравнению с 1963 годом в  2-5 раз увеличить  производство фруктов и овощей, зерна, кормов и мяса. Крым выращивает 38% винограда, 15%  фруктов и ягод, 6% овощей от общего объема производства черноземной Украины, покрывает 90% потребности населения страны в рисе.

Решение вопроса обеспечения полуострова питьевой водой позволило создать благоприятные условия для проживания местного населения и развить мощную туристическую и курортно-оздоровительную инфраструктуру.

Полуостров, обеспечивающий своими природными ресурсами только 10% потребности в воде, получил ее в необходимом объеме из Днепра.

Рыбалка в Cеверо-Крымском канале

Обеспечение населения Крыма рыбой не планировалось, как одна из функций канала. Но на бетонных плитах, обрамляющих склоны канала, всегда можно увидеть множество любителей рыбной ловли. Излюбленными местами рыбаков являются Краснознаменский, Красноперекопский, Каланчацкий, Чаплинский, Красногвардейский, Джанкойский ответвительные каналы, мосты, акведуки, шлюзы, аварийные сбросы. При сбросах воды удачливые рыбаки собирают раков мешками.

Но перед рыбалкой необходимо ознакомиться с правилами рыбалки, установленные органами рыбоохраны, которые, например, запрещают вылов рыбы с помощью жаберной лесковой сетки. В селе Текущем Краснопресненского р-на госинспектор рыбоохраны задержал рыбака, выловившего с помощью такой сетки суммарно 6 кг плотвы, щуки, карася и окуня, за что был оштрафован на 10 336 грн. Именно в такую сумму оценил ущерб, причиненный рыбным запасам страны, госинспектор, т.е. 1 кг выловленной незаконным образом рыбы был оценен в 1722,7 грн.

Глубина канала

Глубина канала составляет 7-8 м. От Таврийского водохранилища до Джанкойской насосной станции (начальный участок канала) вода перемещается по руслу самотеком, для чего его ложе устроено на протяжении 208 км с уклоном 2 см на каждые 100 м, далее вода после подъема на 9,2 м продолжает двигаться самотеком еще 79 км и после второго подъема на 25,6 м – 82 км. Концевой участок канала представляет собой напорный трубопровод. Некоторые участки СКК являются подземными, например, 700 м  под селом Фронтовое и 1800-метровый дюкер, проложенный на 10 м глубже дна реки Салгир. На других участках для пересечения глубоких рельефных впадин русло канала проходит по акведукам высотой 4-7 м.

Управление каналом

Наиболее проблемным вопросом в настоящее время является управление каналом, которое до момента не признанного миром легитимным присоединения Крыма к Российской Федерации, осуществлялось следующими структурными подразделениями управления СКК: Госкомитетом по водному транспорту Херсонской области, Джанкойским межрайонным отделением  Госслужбы охраны, Красногвардейским межрайонным и Красноперекопским управлениями водного хозяйства.

Начальником управления СКК является А. Романенко, который не без основания считает, что такой  сложный гидротехнический комплекс может нормально функционировать при едином диспетчерском управлении, которое трудно осуществлять в условиях конфронтации 2-х стран, претендующих на собственность основной части канала на территории Крыма.

Не признаваемое Украиной правительство Крыма и правительство РФ понимают, что в сложившихся условиях решить вопрос нормального функционирования канала не представляется возможным, тем более, что первым шагом управления каналом было прекращение подачи днепровской воды в Крым, несмотря на то, что Украина считает полуостров своей временно оккупированной Россией территорией, а население Крыма своими гражданами. Такой шаг, подрывающий экономику Крыма, и  создающий резкое ухудшение доступности жизненно необходимых благ (питьевой воды и продуктов питания) для его населения вряд ли является адекватным.

Правительство РФ и Крыма принимают меры, чтобы не ввергнуть Крым в состояние гуманитарной катастрофы. Прекращается на полуострове выращивание риса и создаются условия для возможности рисоводам переформатировать бизнес. Половину потребности в питьевой воде планируется удовлетворить с помощью бурения в ближайшее время 36 скважин, способных подавать 200 тыс. м3  в  сутки доброкачественной воды. Минприроды РФ разработала план включающий десятки мероприятий, которые до 2017 г. полностью обеспечат потребности Республики Крым в питьевой и поливной воде. В настоящее время уже переброшена в СКК вода из реки Биюк-Карасу, что дает возможность спасти часть урожая на участках орошаемого земледелия.

Необходимо отметить, что в постсоветские годы управление каналом осуществлялось неэффективно. В 1997 г. было прекращено предусмотренное планом строительство канала до Евпатории, хотя до его окончания требовалось всего 23 млн. грн.

При рассмотрении вопроса в Верховной Раде о праздновании 50-летия подачи днепровской воды в Крым, один из депутатов счел возможным назвать этот легендарный канал канализацией. С ним можно согласиться, т.к. за годы рыночных реформ уничтожены и сданы в утиль дорогостоящая система лотков, 400 км труб орошения  и оборудование ряда насосных станций, что привело к сокращению площади полива на 35%. Прекращение полива на солончаковых участках приводит к вторичному засолению грунта, что превращает его в непригодный для дальнейшего использования в земледелии.

Такая же судьба постигла построенные 2 очереди из 3-х запланированных Краснознаменского канала в Херсонской обл., строительство которого и обслуживание было прекращено, оборудование разворовано, степень износа в 2013 г. составила 80%.

Оптимизация управления каналом задолго до присоединения Крыма к РФ стала насущной задачей Украины.

Северо-Крымский канал (СКК) – это оросительно-обводнительное сооружение, по протяженности не имеющее аналогов в Европе. А в мире только 2 искусственных водотока могут конкурировать с ним по длине.

С самого начала строительства это была идея оживления степных районов Крыма, озеленения, обогащения. И, осознавая всю значимость этой питьевой и оросительной артерии, еще более горько взирать на ее современное состояние: пересыхающее русло, оголенные бетонные стены и надписи, словно насмешка из прошлого: «Купаться запрещено», «Вылов рыбы запрещен», «С моста не прыгать».

История

В далеком 1833 году создатель Никитского ботанического сада Христиан Стевен предлагает провести канал по северо-восточной части полуострова, который бы через Перекопский перешеек соединялся с Днепром. Тогда даже были проведены изыскательно-исследовательские работы, результат которых в виде многотомного сочинения Александр II бросил в огонь со словами: «Такого не случится никогда».

Что ж, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. К проекту вернулись в 1916 году, но снова отложили из-за войн, и он стал обсуждаться только в 1950. План выбрали как наиболее подходящий, отбросив идеи опреснения Азова и прокладки водопровода из Кубани. После 11 лет подготовки страна приступила к «стройке века». 10 тысяч рабочих со всего Союза по комсомольским путевкам примчались на объект.

Немало трудностей пришлось преодолеть до 1975 года, когда долгожданная вода прибыла в конечный пункт на Керченском полуострове. После распада СССР дела обстояли еще хуже: многое пришло в запустение, профилактическое обслуживание не велось в должном объеме. Но все это было лишь малыми проблемами, ведь СКК работал.

Трудно стало в 2014 году, когда Украина прекратила поставку воды, не признавая присоединение республики к России. Обсуждать гуманность принятого решения – дело неблагодарное. Как бы то ни было, сейчас полным ходом разрабатываются проекты заполнения канала водой из внутренних ресурсов Крыма. Часть уже воплощена в жизнь. Многие надеются, что когда-нибудь стороны договорятся.

Особенности

СКК берет начало в Каховском водохранилище. Длина крымской части составляет 294 километра. Глубина колеблется в пределах 7–8 метров. Полный водоток сейчас можно лицезреть только ближе к Керчи. Это удалось за счет соединения с руслом реки Биюк-Карасу. В верховьях же картина более удручающая.

Дно канала выстлано бетоном.

Северо-Крымский канал — самый большой в Европе

Это было сделано для сокращения потерь влаги за счет поглощения грунтом. Вспоминая дни минувшие: вдоль искусственной реки образовывались новые поселения, появлялись рыбохозяйственные предприятия, в больших объемах выращивался рис. Основная часть из этого сейчас бездействует, сельскохозяйственникам пришлось срочно переквалифицироваться в возделывателей более засухостойких культур.

Берега канала нередко использовались туристами как места для пикника и рыбалки. На них частенько встречаются лесопосадки, создающие естественную тень.

Как добраться

Посетить СКК можно в любом его месте, ориентируясь на карту или населенные пункты, в которые он заглядывает. Самые крупные: Красноперекопск, Джанкой, Советское, Керчь и т.д.

Природа

ВодохранилищеВодоемыДостопримечательности

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку(0)

Комментарии(0)

Крым покончил с водным шантажом Украины

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *