СЕВАСТОПОЛЬ МУЗЕЙ КРОШИЦКОГО

Музей расположен в большом четырехэтажном здании, построенном в 1899 году и чудом уцелевшем во время войны. Его фасад украшен многочисленным декором разных эпох и стилей: здесь и атланты, и колонны всех ордеров, и маскароны, и элементы барокко. По четвертому этажу идут мансарды, здание нарочито асимметричное: с одной стороны помещен фонарь, с другой — балконы. Нужно было иметь бездну фантазии, чтобы создать столь живописное сооружение (к сожалению, автор неизвестен).

До революции в этом здании размещался доходный дом — здесь сдавались внаем квартиры. После войны его художественные достоинства долго не признавали, считая, что сия эклектика в классический архитектурный стиль воссоздаваемого центра не вписывается. Хорошо, что восстановили, а не снесли. Слава богу, разум восторжествовал и сказочный дом дожил до наших дней.

Художественный музей был открыт в Севастополе в 1927 году (тогда он назывался картинной галереей). Первоначально его коллекция насчитывала около 500 произведений. Ее основу составили картины и произведения прикладного искусства из частных дворцовых коллекций Николая II, князей Барятинских и Голицыных, дворян Демидовых, которые были национализированы после установления Советской власти в Крыму, произведений русских художников из государственных музеев Москвы и Ленинграда.

В 1931 году начал комплектоваться отдел искусства советского периода, был создан кабинет гравюры. К началу Великой Отечественной войны севастопольское собрание насчитывало почти две с половиной тысячи произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

К огромному счастью, в суровые военные годы замечательную коллекцию удалось сохранить. Преодолевая сопротивление чиновников и военных, тогдашний директор музея М.П. Крошицкий (1894-1972) сумел вывезти из осажденного Севастополя наиболее ценные экспонаты в Поти, а затем — в Томск. В 1945 году коллекция была перевезена из Сибири в Симферополь, а в 1956 году вернулась в Севастополь. С апреля 1958 года музей размещается в здании на пр. Нахимова.

В 1965 году галерею переименовали в Севастопольский художественный музей. С 1991 года он носит имя своего спасителя — Михаила Павловича Крошицкого.

На сегодняшний день собрание произведений искусств музея входит в число лучших в Украине. Сейчас в фондах музея хранится более 8000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, рисунки и гравюры разных стран и эпох. В трех залах развернуты экспозиции отделов западноевропейского, русского и украинского дореволюционного искусства.

Ряд художественных произведений из фондов музея

Коллекция западноевропейского искусства привлекает внимание выдающимися произведениями художников Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии 16-19 веков. Основу этой коллекции составляют 13 прекрасных произведений из новосветского имения князя Л.С. Голицына.

В постоянной экспозиции музея представлены полотна И. Шишкина, И. Левитана, А. Васнецова, И. Репина, И. Крамского, В. Верещагина, В. Поленова, А. Куинджи, Н. Касаткина, И. Айвазовского, В. Маковского, К.

Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого

Коровина, К. Богаевского, Б. Кустодиева, В. Тропинина и других выдающихся художников.

В других трех залах музея располагаются постоянно меняющиеся выставки работ художников Севастополя, Крыма, Украины, а также передвижные выставки из других музеев.

Ежегодно музей принимает 100-150 тысяч посетителей, проводит более 1000 экскурсий и лекций, около 100 массовых мероприятий.

Адрес: проспект Нахимова, 9 (через дорогу от театра им. Луначарского). Проезд до остановки "пл. Лазарева".

Время работы: с 11 до 18 часов, без перерывов. Октябрь-май — с 10 до 17 часов без перерывов, выходной — вторник.

Телефоны: (0692) 54-03-67, 54-31-25.

Сайт Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого: http://sevmuzey.narod.ru

При составлении статьи были использованы следующие источники:

Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводиль. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.

Золотарев М.И., Хапаев В.В. Легендарный Севастополь: увлекательный путеводитель. — Севастополь, 2002.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь, "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Все о Крыме: Справочно-информационное издание. — Харьков: Каравелла, 1999.

Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. — М.: "Искусство", 1986.

3 ноября в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого открылась выставка «Спасенные шедевры».

На выставке представлены русская и западноевропейская живопись XVII — XIX веков , коллекция фарфора и скульптуры из фондов музея. Эти произведения удалось спасти и бережно сохранить во время революции 1917 года, а также во время Великой Отечественной войны. Сейчас они являются жемчужиной музейной коллекции.

Судьбы картин, как и судьбы людей складываются по-разному: порой счастливо, а порой драматично… Произведения Л. Джордано, Д.Б. Кьяри, С. Розы (?), Д. Тенирса Младшего, Ф. Ваувермана, К. Лефевра, Ж. Куртуа…, а также В.А. Тропинина, А.К. Беггрова, И.И. Шишкина, В.Е. и К.Е. Маковских, И.И. Левитана, И.И. Ендогурова и других итальянских, нидерландских, русских и французских мастеров XVI-XIX веков, представленные на выставке «Спасенные шедевры», имеют свои уникальные «биографии». Первоначально многие из них украшали известные аристократические салоны и купеческие особняки Москвы и Петербурга: Д.В. Высоцкого, И.А. Морозова, П.М. Третьякова, И.С.Исаджанова, А.А. Коровина, М.П. Гренстранда и др., а также крымские усадьбы княгини Н.А. Барятинской, военного историка А.Н. Витмера, знаменитого винодела князя Л.С. Голицына… и летней царской резиденции Ливадийского дворца, для украшения которого по специальному указу императора произведения западноевропейского искусства были переданы из Эрмитажа, а полотна русских художников приобретались коронованными особами на академических и передвижных выставках. После Октябрьской революции, на сломе исторических эпох, они были национализированы молодым советским государством для создания музеев, «доступных для широких народных масс» – популярнейшей идее того времени.

Особенно сложно национализация произведений искусства происходила в Крыму в разгар гражданской войны, когда власть попеременно переходила то к «белым», то к «красным». И все-таки, многие поместья и частные коллекции удалось сохранить от разорения и даже уничтожения благодаря энтузиазму, а также преданности стране и искусству, умных, талантливых музейщиков, художников и знатоков искусства, таких как Я.А. Тугенхольд, А.Г. Коренев, А.И.Полканов…Спасенные ими произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства знаменитых мастеров разных эпох были объединены с коллекцией русского искусства, переданной из Москвы и Ленинграда и созданной специально для Севастополя. В комиссию Государственного музейного фонда, комплектовавшую провинциальные музеи, входили выдающиеся советские искусствоведы А.М. Эфрос и Н.Г.Машковцев… Именно эти работы стали ценнейшей основой собрания Севастопольской картинной галереи, открытой 6 ноября 1927 года к 10-й годовщине революции.

Некоторые произведения, экспонирующиеся на выставке, благодаря эрудиции и исследовательскому таланту А.Г. Коренева уже в 1930-е обрели «авторство», были уточнены даты их создания и принадлежность к определенным художественным школам. В 1939 году директором галереи стал потомственный севастополец, художник и музейщик Михаил Павлович Крошицкий.

В годы Великой Отечественной войны М.П. Крошицким была спасена почти вся коллекция — более 1 300 экспонатов!!! — живопись, графика, малая пластика (бронза, фарфор, фаянс…), наиболее ценная часть научной библиотеки. В декабре 1941 года на свой страх и риск без документов, без знания конечного пункта, без материальных средств, не успев забрать семью, он вывез ценнейшие произведения из осажденного Севастополя. За 13 месяцев был проделан путь в 11 тыс. км через Кавказ, Среднюю Азию до Томска, включая 43 перегрузки вручную (более 100 ящиков).

В 1945 году севастопольское собрание было возвращено в Крым, но … в Симферопольский художественный музей, так как в Севастополе здание музея было полностью разрушено, а симферопольскую коллекцию почти всю уничтожила, затопила немецкая авиация в Керченском проливе во время эвакуации.

11 лет М.П. Крошицкий был директором объединенной Севастопольской и Симферопольской картинной галереи. И только в 1956 году после длительной борьбы Крошицкого и всей интеллигенции города с областными властями произошло долгожданное возвращение музейной коллекции в Севастополь. Поэтому первая статья о героическом спасении музейных шедевров, написанная М.И.

Музей «Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого»

Белкиной и опубликованная в 1959 году в журнале «Огонек», называлась «Галерея принадлежит Севастополю»! А уже в 1991 по инициативе благодарных севастопольцев музею было присвоено имя М.П. Крошицкого.

На выставке представлено около 100 произведений. Все они имеют самостоятельную эстетическую ценность, рассказывают об искусстве разных стран и эпох, и, вместе с тем, достойно дополняют небольшую, но довольно цельную и качественную по своим художественным достоинствам постоянную экспозицию музея; помогают вспомнить важные, порой драматические события, связанные с историей создания, а затем героического спасения музейного собрания. Многим работам «экспозиционная жизнь» была продлена благодаря профессионализму и «добрым рукам» музейных реставраторов – Т.В. Рыжовой и О.В. Гертман, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, Реставрационных мастерских в Киеве, а также преданности музейному делу хранителей и научных сотрудников музея. Данная выставка – своеобразный поклон севастопольцев коллекционерам, художникам, реставраторам, краеведам и, конечно, музейщикам, которые в течение 90 лет жизни музея бережно хранили все эти ценности для будущих поколений.

Л. Смирнова, искусствовед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *