САВВИНО СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ КАРТА

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

Будучи как-то летом на даче в Одинцовском районе, решили мы обследовать окрестности. И выбрали мы в качестве пункта осмотра Саввино-Сторожевский монастырь.
Он находится недалеко от Звенигорода. Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой. Монастырь расположен в очень красивом месте, на высоком холме Стороже (ранее на этом холме был наблюдательный пункт — сторож,-от него холм и получил своё название), над Москвой- рекой. Инициатором создания этой обители был сын Дмитрия Донского- звенигородский князь Юрий Дмитриевич.
Первые постройки — деревянная церковь и кельи — были обнесены простым тыном. Князь предоставил монастырю землю, даровал ряд привилегий.

В 1405 году в монастыре был построен белокаменный храм Рождества пресвятой Богородицы. Расписывали этот храм ученики Андрея Рублева. Вплоть до середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь был слабо укреплен. Все его защитные сооружения были деревянные. Но он всё равно был военным форпостом на западе Московского государства. Стены и башни монастыря по типу крепостных стен были построены в середине 17 века. Стены возводили на широком белокаменном основании. Высота стен — до 8,5 м. Толщина стен -до 2,7 м. Общая протяженность стен — 760 м. Было изначально 7 башен, осталось 6.
Вот план монастыря:

На плане:
1- Собор Рождества Богородицы
2- Дворец царя Алексея Михайловича
3- Малый келейный корпус
4- Большой братский корпус
5- Царицыны палаты
6- Троицкая церковь
7- Трапезная церковь Иконы Казанской Богоматери
8- Колокольня- звонница
9- Церковь Преображения Господня
10- Трапезная
11- Казначейский корпус
12- Стрелецкие палаты

Мы подошли к монастырю со стороны Красной башни. В башне — Святые ворота. Они были закрыты. Открывают их только по торжественным случаям, по большим праздникам.

Над воротами — фреска с изображением Богоматери и преподобными Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским.

Полюбовавшись на эту красоту, пошли вдоль стены.

Саввино-Сторожевский монастырь на снимках Ивана Барщевского, фотосравнение

Не просто пошли, а взбирались вверх по узкой тропинке. Перед нами новая башня — Северная.

В монастырь мы вошли через северные проездные ворота

Т.к. монастырь мужской действующий, при входе на территорию необходимо соблюдать определенные правила — женщины должны быть с покрытой головой и в юбке. Мы-то поехали в монастырь незапланированно, поэтому пришлось мне приобрести платок, а юбки с запахом при входе выдавали. Видон, конечно, ещё тот — цветастая юбка, из-под неё — брюки выглядывают. Но правила есть правила, правда, на территории встречались дамы, которые плевать на них хотели. Очень неприятно — в святом месте можно было бы и прислушаться.
И вот мы на территории. Очень красиво! Взгяд притягивают не только храмы, но и клумбы с ромашками и маками.

Пройдя мимо цветов, подходим к трапезной.

Напротив — беседка.

За беседкой хорошо просматриваются боевые ходы крепости.

По-моему, именно сейчас уместно будет рассказать, что в начале 17 века, в годы Смуты, монастырь осаждался поляками, и был полностью разорен. Заново отстроен в 1650-1654 гг царем Алексеем Михайловичем Романовым. Этот государь очень благоволил обители. Он хотел противопоставить этот монастырь Троице-Сергиевой Лавре, хотел сделать его местом личного богомолья. Вместе с семьей и прислугой царь Алексей Михайлович жил здесь часто и подолгу. Для государя и государыни в монастыре построили Царский дворец и Царицыны палаты. О них немного попозже. А пока мы рядом с трапезной видим Преображенскую церковь. Она была построена в 1693 г на пожертвования царевны Софьи (дочери Алексея Михайловича).

К этой церкви примыкает четырехярусная колокольня, построенная тоже в середине 17 века.

На колокольне раньше находился колокол весом 35 тонн и часы, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В 1941 г пытались снять со звонницы этот самый благозвучный колокол и он разбился. Сохранилась часть языка колокола, которая весит 700 кг.

Часы, подарок царя, были сломаны французами в 1812году, но колокол 17 века, отбивавший часы, сохранился и до сих пор "занимается" своим делом.

И вот перед нами храм Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг).Храм стоит на самой высокой точке холма. Строили его из местного белого камня.

В конце 16- начале 17 вв к храму пристроили придел Саввы Сторожевского, в середине 17 века собор с двух сторон обстроили папертью, в середине 19 века пристроили парадное крыльцо. Получается, что только северный фасад остался незастроенным. Вот он на фото слева

Царский дворец и Царицыны палаты расположены по обе стороны Рождественского собора. Царицыны палаты очень красивы. Построили их для первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской.

особенно красиво крыльцо этих палат (крыльцо подлинное!!!)

Смотришь на него и такое ощущение, что ты перенесена в средние века, что ещё мгновение и на крыльцо в своих роскошных одеждах выйдет царица.

Царский дворец гораздо больше по размерам.

Из-за неровности холма дворец с одной стороны двухэтажный, с другой- трехэтажный.

Изначально он был одно-и двухэтажный, надстраивали уже во времена царицы Софьи. Были наружные лестницы на верхние этажи, они сгорели в 1729 г. Крылечки деревянные — новодел.

Что сказать про Царский дворец — внутри мы не были (честно говоря, даже не знаю открыт ли туда вход), мы были вместе с детьми и наш младшенький в силу возраста не оценил этой красоты и рвался на свободу. Вот что о нем нашла в Интернете — в 1742 году второй этаж сгорел и только через 33 года его заново отстроили. Богатое внутреннее убранство было частично утрачено во время этого пожара, а то, что сохранилось, разграбили французы в 1812 году.
А вот в Царицыных палатах мы были. Залы небольшие, со сводчатыми потолками, расположены анфиладой. В части помещений проведена реставрация и можно увидеть, как жила здесь царица и её прислуга. В остальных помещениях размещена экспозиция "Древний Звенигород", выставлены иконы, археологические находки, монеты, старинные книги , предметы обихода, утварь…

Рядом с Царицыными палатами очень красивая Троицкая церковь, построенная над Святыми воротами

Под церковью- парадная лестница, которая выходит на Соборную площадь. Посмотрите, как расписан свод прохода под Троицкой церковью

А вот фрагменты росписи стен

Надеюсь, что роспись в итоге будет восстановлена полностью.

Очень жалею, что я не сделала такой кадр. Фото с сайта mochaloff.ru

Вот что про это написано в Интернете:
Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

Практически напротив этой лестницы мы увидели фундаменты старой трапезной и Святых ворот (начало 16 в.)

В зарешеченное окно мои мальчики, конечно же, заглянули. И чуть ли не в один голос: "Это подземный ход???" Не знаю, не знаю….Может быть, хотя думается мне, что это просто подвальное окно.

И снова прошли мы мимо Царицыных палат, любуясь великолепным крыльцом. Перед нами братские корпуса.

и малый келейный корпус

В семнадцатом веке в монастыре был один большой одноэтажный Братский корпус . В девятнадцатом столетии всю западную половину здания разобрали и построили Малый келейный корпус , а над восточной частью возвели второй этаж, где, кроме помещений для братии, находились больница, аптека и братская богодельня.

Вот и посмотрели всю территорию и постройки монастыря. Но не забыли мы, что это ещё и крепость. Вот такую бойницу мне удалось сфотографировать.

А выйдя из ворот, мы решили обойти весь монастырь кругом, рассмотреть все башни и стены.
Красную и Северную башни я вам уже показывала.
Выходим из ворот, и слева от нас Водовзводная башня.

Рядом с ней смотровая площадка. Вид на окрестности изумительный!

Здесь, на смотровой площадке, растет огромное дерево, рядом скамейка. Близость монастыря, природная красота располагают к приобщению к духовному .

Идем по тропинке вдоль западной стены монастыря

Над стеной виднеется крыша Царского дворца. Справа от нас — резкий склон холма, заросший деревьями и кустарниками.
И вот перед нами Житная башня.

и малый келейный корпус

Архангел на крыше

Следующая башня — Прямоугольная.

а за ней- Восточная.

По узкой тропинке,ведущей от Восточной башни,

мы снова вышли к Красной башне, от которой мы и начали осмотр монастыря.

Ещё хочу вам показать памятник князю Юрию Звенигородскому и Преподобному Савве Сторожевскому. Установлен он в самом Звенигороде.

А напоследок — Саввино-Сторожевский монастырь с высоты птичего полета. Классно, не правда ли???

Фото не моё, летать я ещё не научилась

Звенигород – один из живописнейших уголков Подмосковья. Юрий Долгорукий основал его в 14 веке с целью охраны подступов к столице. По одной из версий, свое название Звенигород получил из-за того, что колокольный звон оттуда предупреждал москвичей о надвигающейся опасности. Город славится прекрасными природными ландшафтами, чистым воздухом и сохраняет уникальную древнюю архитектуру. И москвичи, и гости столицы с удовольствием проводят в Звенигороде выходные и просто ездят на экскурсии автобусом. Главной достопримечательностью этого славного города является, безусловно, Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь.

Как и все монастыри Подмосковья, Саввино-Сторожевский имеет древнюю историю и является священным местом для всех православных христиан. Основал обитель блаженный Савва в конце 14 века по благословению преподобного Сергия Радонежского, в обители которого он жил.

Колокольчики о легендах, загадках и тайнах Саввино-Сторожевского монастыря

Савва славился искренней любовью к Богу, стремился к полному смирению плоти и торжеству духа, за что был очень уважаем собратьями по духовной жизни. О преподобном Савве прослышал князь Георгий (Юрий) Дмитриевич. Он попросил Савву стать его личным духовником и организовать особенную обитель в каком-нибудь тихом месте, подходящем для молитв и духовных бесед. Савва покинул обитель Сергия Радонежского и уединился на горе Сторожи, в пустынном месте, недалеко от будущего города Звенигорода. Там преподобный жил в одиночестве и молитвах, но стало известно о его смиренной жизни и душевной мудрости, и к преподобному Савве с разных волостей стали являться люди, желающие получить благословение и духовный совет доброго старца, многие хотели остаться с ним и служить Богу под наставничеством Саввы.

Князь Юрий Дмитриевич часто прибегал к советам мудрого старца. Однажды Савва благословил князя на битву против болгар, предсказав ему победу. Все сражения удались князю, он вышел победителем и в благодарность выделил средства на постройку каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписан храм был учениками прославленного мастера Андрея Рублева.

Карта-схема Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Монастырь существовал долгие годы, пережив и смутное время, и многих правителей. Все цари и великие князья Русской земли оказывали Саввино-Сторожевской обители всяческое почтение, она считалась своего рода духовной резиденцией российских монархов. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и считался комнатным государевым монастырем. Позднее, во время стрелецкого, или Хованского, бунта именно в стенах обители скрывалась царевна Софья и ее братья Иван и Петр (будущий царь Петр Первый).
На протяжении долгого времени мощи святого Саввы хранились в стенах монастыря, и этому приписывали немало чудесных исцелений, обретения душевного покоя страждущими, и даже то, что монастырь выстоял во время Отечественной войны 1812 года, хотя и был сильно поврежден.

Но в 1918 году, после спровоцированного местными властями конфликта, ставшего причиной гибели людей, мощи преподобного Саввы были кощунственным образом вскрыты, а монастырь закрыт. В советское время в помещении обители располагались разные государственные учреждения, в том числе музей. В 1995 году монастырь возродили, а мощи святого Саввы были перевезены туда лично Патриархом Алексием II.
Сегодня монастырь продолжает развиваться, восстанавливаются отдельные приделы, дворец царя Алексея Михайловича. В обители служат около 30 монахов и послушников, богослужения совершаются также в других храмах и монастырях Москвы и Московской области, приписанных к Саввино-Сторожевской обители.

Монастырь расположен в очень живописном месте, с горы открывается прекрасный вид на город, все располагает к благостному настрою и душевному покою. Все здания обители, хоть и отреставрированы, сохранили древний колорит и являются прекрасными образчиками белокаменного зодчества, настоящие «палаты белокаменные». Недалеко от монастыря имеется источник с целебной водой – известно, что преподобный Савва всегда сам ходил за водой, на своих плечах неся ее в гору, тем самым демонстрируя смирение, трудолюбие и поучая братию, что в праздности процветают все пороки. Также возле обители устроена купель, где можно искупаться, считается, что святая вода купели очищает от грехов и благоприятно влияет на здоровье и душевное равновесие.

В монастыре работает музей, где можно увидеть древние иконы, церковную утварь, живопись и другие старинные святыни, посетить богатую монастырскую библиотеку. Саввино-сторожевский монастырь занимается призрением сирот – на территории находится детский приют для мальчиков. Также ведется просветительская деятельность – Саввинские богословские курсы для взрослых принимают всех желающих старше 17 лет,  основной критерий – искреннее желание приобщиться к церковной жизни и повысить уровень своего духовного образования. Занятия ведут лица духовного звания, профессора богословия, ученые и просто люди незаурядной судьбы, проводят лекции, беседы, круглые столы, в будущем предполагается организовывать совместные паломничества по святым местам.

Звенигород – прекрасное место недалеко от Москвы, где можно отлично и с пользой провести время, насладиться красотой природы и расширить свой кругозор, побывав в столь значимом для духовной жизни России месте, как Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Подробнее про экскурсию по Звенигороду. Возможно, для кого-то это станет новым этапом в духовном и нравственном развитии, а кто-то просто пополнит багаж знаний об истории и культуре родной страны.

Легенды и мифы в колокольчиках



Колокольчики о легендах, загадках и тайнах Саввино-Сторожевского монастыря

Город Звенигород – замечательно колокольное во всех смыслах место: на гербе города – колокол, и он же встречает всех прибывших на вокзал, в монастыре многое тоже связано с колоколами и колокольней и, наконец, в сувенирной лавке – большой выбор колокольчиков.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского, в 1398 году. В нем бывали Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов. Историк К. Ковалев-Случевский в одном из интервью говорил так: "…кто хоть когда-нибудь бывал рядом или внутри Саввино-Сторожевского монастыря, понимает, что что-то вокруг этого места есть неповторимое совершенно, уникальное".

Первая легенда связана с именем Алексея Михайловича Романова. Она, собственно, и объясняет выбор монастыря в качестве царской резиденции. В декабре 1652 года ко дню памяти Саввы Сторожевского царь приехал сюда на богомолье и в один из дней пошел на охоту. Когда свита стала искать логово медведя, царь остался один, и в это время появился медведь, готовый наброситься на Алексея Михайловича. Вдруг рядом с животным оказался старец, и медведь убежал. На вопрос царя об имени, старец ответил, что зовут его Савва и что он один из иноков монастыря Сторожевского.

Вокзал

Вернувшись в монастырь, Алексей Михайлович, естественно, спросил о Савве, на что ему ответили, что ни одного монаха с таким именем в обители нет. Взглянув же на икону, царь узнал в образе спасшего его старца. Был отслужен молебен, а через месяц открыли мощи преподобного Саввы, причем царь и царица присутствовали лично. Первый из колоколов был отлит именно в честь этого события – обретения мощей. Главный пушечный и колокольный мастер Москвы, немец по происхождению, – Ганс (в крещении Иоанн) Фальк, сделал колокол весом 21,5 тонн. На нем была составленная Алексеем Михайловичем надпись, содержавшая некое тайное письмо. Дальнейшая судьба колокола неизвестна.

Саввино-Сторожевский монастырь. Коллекция Л.Францек

Собор Рождества Богородицы. Коллекция Л.Францек

Преподобный Савва Сторожевский. Коллекция Л.Францек

Кстати, мне было удивительно узнать, что сама легенда о встрече Алексея Михайловича с медведем явилась темой целого научного исследования. В нем обстоятельно объясняется, почему именно царь пошел на охоту, почему именно в тот день, почему ему повстречался медведь, а не другой зверь, почему исчезла, а потом быстро появилась царская свита, почему медведь не набросился на царя и т.д. Статья написана строгим научным языком, ничего развлекательного в ней нет, но с познавательной точки зрения она интересна.

Символом Звенигорода, что изображен на его гербе, стал другой колокол. Он назывался Благовестник, был отлит не в Москве, как первый и не немцем, а русскими мастерами в самом монастыре. Весил он 35 тонн. Нижние три строки надписи на нем тоже являли собой тайное письмо Алексея Михайловича, которое было расшифровано в 1822 году. Из текста следовало, что колокол отлит в знак особого царского расположения к монастырю.

Колокольчик с изображением собора Рождества Богородицы рассказывает о легенде, связанной с 1812 годом. Собор Рождества Богородицы — один из стариннейших на московской земле, возведенный еще при жизни Саввы Сторожевского в 1405 году. Там находилась богатейшая ризница, фрески расписывались учениками Андрея Рублева, в иконостасе были бесценные иконы 17 века.

Звенигород и монастырь расположены в 50 км на запад от Москвы, и они, естественно, оказались на пути следования французской армии от Бородино. Монастырь был занят войсками под командованием маршала Евгения Богарне, пасынком Наполеона.

Собор Рождества Богородицы

Французы вели себя в России ну, чисто дикари, грабили и жгли всё варварски. Быть богатейшему Саввинскому монастырю опустошенным. Но.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород: отзывы

Легенда гласит, что в первую же ночь Евгению Богарне, заночевавшему в одной из келий, явился старец и попросил не грабить монастырь. Взамен он пообещал французу, что "…Бог тебя помилует, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым".

2012 год юбилейный – 200-летие Бородинской битвы. Хочется, чтобы упоминание здесь об этом событии стало только началом, и славная дата нашла бы свое отражение и в других рассказах "Галереи" и блога.

Другая монастырская загадка – исчезнувшие сокровища. 1919 год, идет Гражданская война. Не дожидаясь прихода красных, монахи решили спрятать самые дорогие предметы. Но куда? По церковным канонам, закапывать имущество в землю – грех, устраивать тайник – нет времени. Решили – в пруд, что был рядом. Как именно чекисты дознались или догадались, что ценности в пруду – неизвестно. Но немедленно были организованы поисковые работы, самих монахов заставили лезть в воду, прощупывалось дно, но ничего не было найдено. И в 1930-е годы продолжали искать, с тем же результатом. Тайна исчезнувших сокровищ монастыря так до сих пор и не раскрыта.

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря. Коллекция Л.Францек

Коллекция Н.Краснопёровой

А вот Рождественский собор открыл еще одну свою тайну. Случилось это в 2011 году во время проведения плановой реставрации. При устранении просадки пола был найден склеп. Когда до него добрались и стали исследовать, то выяснилось, что там находились фонды и экспозиции Звенигородского музея, основанного в 1920 году. В спешке и неразберихе начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, они были оставлены без присмотра и не эвакуированы. Наши солдаты, обосновавшиеся в соборе, вскрыли склеп и "изъяли" оттуда самые ценные предметы, не имея при этом представления об их художественной и исторической значимости. Удивительно, что кое-что археологи, тем не менее, тоже нашли. Кроме артефактов из музея, было обнаружено хорошо сохранившееся погребение. За 600-летнюю историю Рождественского собора чести быть погребенным в нем удостоились только четыре человека. Это основатель обители Савва, архиепископ Смоленский и два епископа – Дмитровский и Можайский.

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря

Также к 1941 году относится попытка снять большой благовестный колокол. Она закончилась неудачно. Колокол упал, застрял в пролетах звонницы, разбился, а по другим данным, был взорван прямо на звоннице. Куски металла потом спустили вниз и переплавили.

Рассказывая о своей работе над книгой о Савве Сторожевском (серия ЖЗЛ, 2007 год), К. Ковалев-Случевский говорит, что когда он начал изучать материал о Савве, то понял, что о нем почти ничего не известно. Автору пришлось перевести "Житие" Саввы, написанное в 16 веке, на современный русский язык. И всё равно он был в некотором отчаянии, что взялся писать о нем, так сложен оказался материал. А потом "вокруг этого человека для меня стали происходить такие невероятные события, ключевые в русской истории, что я просто сам этим увлекся. Увлекся так, что потом постарался все это в жанре исторического расследования передать читателю".

Мощи преподобного Саввы хранились в раке Рождественского собора. Первый раз они были вскрыты и осквернены в мае 1918 года, а в феврале 1919 было опубликовано постановление о повсеместном организованном вскрытии мощей. В марте они были вскрыты во второй раз и увезены на Лубянку.

По древнему монастырскому преданию, якобы незадолго до своей кончины преподобный Савва "в одно время заплакал и сказал своей братии: "Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света". Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.

Однако так, как предсказывал Савва, всё и произошло. Поистине детективную историю о сохранении его мощей можно прочитать на разных сайтах, в том числе тут.

Лариса Францек

На следующее утро в соборе Богарне увидел икону, на которой он и признал приснившегося старца. То был преподобный Савва. Пораженный Богарне тут же приказал своим солдатам убраться из обители и поставить стражу к дверям собора, чтобы не допустить вандализма. Случай этот стал известен благодаря дневниковым записям самого Богарне.

Обещание свое Савва сдержал: Евгений Богарне вернулся во Францию, не будучи ни разу раненным и оставшись уважаемым и после смерти Наполеона. В отличие, например, от других французских командующих, разорявших русскую землю. Маршалы Ней и Мюрат были расстреляны, маршал Понятовский был ранен и утонул, маршал Ожеро был исключён из списка маршалов Франции и умер от болезни легких.

В 1837 году на празднование годовщины 1812 года в Россию приехал сын Евгения Богарне – герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Следуя просьбе своего отца, он захотел посетить Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Саввы. Более того, Максимилиан вскоре женился на дочери императора Николая I и навсегда остался в России.

Шурыгин Александр: другие произведения.

Саввино-Сторожевский монастырь (фотоочерк)

Журнал "Самиздат":

САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЛИЗ ЗВЕНИГОРОДА
(фотоочерк)
     Желание побывать в Саввино-Сторожевском монастыре возникло у меня давно. Основывалось оно на рассказах об этой жемчужине Звенигородчины, на интересной и поучительной истории обители, основанной в местности, которая находилась в то время на стыке национальных культур, обычаев и политических интересов удельных земель, окружавших на западе молодое русское государство. Несомненный интерес вызывали и рассказы о величии, красе, а в некоторой степени и уникальности монастырских зданий и сооружений, а также неповторимая прелесть окрестностей Звенигорода, этого чудесного уголка Подмосковья.   И вот я уже на вершине холма СторОжа, у входа на территорию обители, основанной в далёком 1398 году преподобным Саввой, одним из первых учеников Сергия Радонежского и духовным наставником звенигородского князя Юрия Дмитриевича (младшего сына Дмитрия Донского).   Создавался монастырь как духовная обитель, но в дальнейшем, по мере своего укрепления и обустройства он стал и форпостом на западной границе Московии.   Сюда, поклониться мощам преподобного Саввы, приезжали Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович. А при богомольном царе Алексее Михайловиче монастырь стал одной из загородных резиденций московских царей. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты, а территория обители обнесена каменными стенами и бойницами. Не раз приезжал сюда с отцом и малолетний Пётр I. Приходил он сюда и пешком из Москвы с братом Иваном, а в 1682 году вместе с матерью, братом и сестрой Софьей он укрывался здесь во время стрелецкого бунта   Я не хочу сколько-нибудь подробно вдаваться в историю обители — она весьма и весьма богата, насыщена интересными событиями и фактами, и неплохо изложена в литературе и в Интернет-изданиях, в том числе на официальном сайте монастыря http://www.n-profi.ru/savva/   Как и в других фотоочерках я помещу здесь лишь отдельные снимки, которые удалось сделать при посещении монастыря, а также небольшие комментарии к ним, основанные на увиденном и прочувствованном в этот день, дополняя фото некоторыми известными фактами.   
****
   Миновав современный монастырский вход и направляясь вперёд по дорожке вдоль здания монастырской трапезной (к ней мы ещё вернёмся), мы вскоре попадаем на Соборную площадь, и сразу же перед нами открывается великолепный вид на главную святыню обители — находящийся в центре площади собор Рождества Пресвятой Богородицы. Этот вид — на первом снимке. Здесь же запечатлены находящееся справа от собора двухэтажное здание царского дворца, а слева — красивое, в древнерусском стиле одноэтажное здание Царицыных палат.   
     Собор в Саввино-Сторожевском монастыре — один из немногих сохранившихся до наших дней храмов раннемосковского архитектурного стиля. Построен он в 1404-1407г.г., достраивался в XVI-XVII и в XIX веках. Внутренние стены собора богато украшены фресками, среди которых есть фрагменты росписей, исполненных мастерами круга Андрея Рублёва. Здесь же, в соборе, мощи преподобного Саввы — прикоснуться к ним в наши дни сюда приезжает много паломников, туристов, жителей Звенигорода, его ближайших и отдалённых окрестностей.   Царские хоромы (дворец Алексея Михайловича) были возведены в 1650-х годах и неоднократно перестраивались. Для своего времени они были крупным зданием — до 100 метров длиной. Ведь царь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой. Дворец ранее на уровне второго этажа соединялся с собором крытым переходом, который вел в царскую соборную молельню. Впоследствии переход был разобран.   Вид, открывающийся при входе на Соборную площадь, не сразу позволяет обратить внимание на оставшуюся слева и несколько позади нас монастырскую колокольню-звонницу во всей её красе (издали, от входных ворот, видны были только её верхние ярусы и башни), а также на Красные ворота и Троицкую церковь. И лишь спустя минуту-другую и оглядевшись вокруг, обращаешь внимание и на эти замечательные и по-своему уникальные постройки и, прежде всего, конечно, на звонницу.   
   Звонница — самое монументальное сооружение в обители и второй по значимости (после собора) композиционный центр Соборной площади, да и, пожалуй, всего монастыря. Архитектура её весьма оригинальна. Она построена в виде башни-стены с проёмами для колоколов и надстроенными над ней башенками (такие звонницы часто можно увидеть в Греции). Тыльной своей стороной она вплотную примыкает к зданию трапезной, оставшейся позади нас. Вид звонницы со стороны фасада, т.е. с Соборной площади, напоминает большой старинный европейский замок.   Как и собор, она начала строиться в 50-х годах XVII века. На втором её ярусе — церковь во имя Сергия Радонежского.   Особых слов заслуживает история колокола в центральном проеме звонницы. Оригинал его был отлит здесь же в 1667г., и весил около 34 тонн. Отличался он большой мелодичностью звучания, чем и был известен далеко за пределами Звенигорода. Его звоном интересовался Ф.И.Шаляпин во время своего пребывания в обители, а мелодию перезвона записал на ноты А.К.Глазунов. Летом 1941 года его попытались снять, но не удержали, колокол пробил все перекрытия, упал и раскололся. В 2003 году специально для этой звонницы в Воронеже был вновь отлит 35-тонный (2125 пудов) колокол. Зазвучал он впервые в апреле 2004 года.   С Соборной площади открывается вид и на другие обрамляющие и украшающие её монастырские здания и сооружения, интересные по своим архитектурным особенностям и исторической значимости. На очередном фото, справа от звонницы — Красные ворота, надвратная Троицкая церковь и левое крыло Царицыных палат.   
     Троицкая церковь (храм Живоначальной Троицы), построенная в 1652 году — одна из последних сооружённых в России с шатровым куполом, строительство таких куполов вскоре было запрещено патриархом Никоном.   Красные ворота открывают выход на Соборную площадь из нижней части обители. Ведь в былые годы главным входом в монастырь служили ворота в Красной башне монастырской стены, через которые все въезжавшие и входившие в обитель попадали в нижнюю монастырскую часть, расположенную на склоне холма. Отсюда к Красным воротам, которые мы видим на снимке, в подклете Троицкой церкви ведёт двухмаршевая лестница, позволяющая тем, кто впервые попал в обитель и поднимается по ней, постепенно воспринять зрительный образ собора, находящегося на самой вершине холма.   Царицыны палаты (1650-1652г.г.) были построены для Марии Милославской, жены Алексея Михайловича. Красный цвет кирпича хорошо контрастирует с белизной отделочного камня. Контраст можно увидеть и в красоте и изящности палат, построенных в старорусском стиле, в сравнении с находящимся напротив них холодноватым царским дворцом.   Следующий снимок — более детальный вид Троицкой церкви, Красных ворот и левого крыла Царицыных палат.   
     На снимке за палатами на втором плане виден тесовый шатёр уже упоминавшейся Красной башни, красивейшей из башен, возвышающихся над стенами монастыря. Сейчас их шесть из семи, существовавших в XVII веке. И поныне существующие в Красной башне ворота (большие и малые) — это бывшие главные въездные ворота обители, потому-то башня и называется Красной.

Саввино-Сторожевский монастырь — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — часть 1

  И ещё один снимок — это общий вид на Царицыны палаты со стороны звонницы и Красных ворот. На заднем плане снимка, справа, просматривается небольшая часть одного из братских корпусов.   

   Сами братские корпуса, о которых было только что упомянуто — на очередном снимке. Они замыкают ансамбль Соборной площади со стороны, противоположной звоннице и Красным воротам.
И ещё несколько фотографий, сделанных в монастыре. Среди них вид на Трапезный корпус со стороны современного входа на территорию обители, а также ещё один снимок Троицкой церкви, поволяющий взглянуть на неё в ином ракурсе со стороны паперти с красивой колоннадой. Здесь же вид на соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, открывающийся со стороны братских корпусов, и взгляд на звонницу от паперти храма.
   Прежде чем перейти к следующей части фотоочерка, я хочу показать обзорное фото Саввино-Сторожевского монастыря, сделанное с высоты птичьего полёта. Снимок этот не мой (он взят на официальном сайте монастыря), но я решил воспользоваться им для того, чтобы у любознательных читателей сложилось более полное представление об архитектуре этой, в общем-то, небольшой по своим размерам, но весьма значимой и богатой по своей истории и современной духовной жизни обители.   
     Приводя этот снимок, нельзя не сказать несколько слов о стенах монастыря. Общая протяженность их — около 750 м, высота до 8,5 м, толщина — до 2,5 м. Поверх стен устроена галерея (крытый ход) с бойницами, направленными вниз, к подножию стен. На галерею ведут лестницы, выбитые прямо в стенах. В нижней части стен — полукруглые арки, в которых тоже устроены бойницы нижнего боя.   
***
  Недалеко от монастыря, у подножия холма, в живописной местности на берегу небольшой речушки можно познакомиться с мужским скитом Саввино-Сторожевского монастыря (его часто называют скитом Саввы) и находящейся рядом с ним купальней. Этот красивый, недавно отреставрированный скит был основан в 1862 году над пещерой, в которой по преданию, преподобный Савва Звенигородский вёл уединённое отроческое бытие в последние годы своей жизни. Восстановленный вход в скит-пещеру Саввы сейчас находится вблизи одного из зданий скита современного. Невдалеке от скита, у родника построена добротная купальня, прообраз которой тоже связан с именем Саввы. В прохладной родниковой проточной воде купальни в наши дни может совершить омовение любой желающий. Доступна купальня и мужчинам, и женщинам, для этого в ней есть два изолированных отделения. Вот как выглядят скит и купальня на фотографиях, сделанных в июле 2009 года.
  Ну вот и закончен этот небольшой фотоэкскурс по Саввино-Сторожевской обители.   В заключение остаётся лишь сказать, что монастырь — мужской, действующий. На его территории находится историко-краеведческий музей.      Доехать до обители можно от ж.д. станции "Звенигород" (Белорусского направления) автобусами 23 или 51.    P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки "Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Давидова пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии.", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",       Июнь, 2008 г.
Связаться с программистом сайта.

Сайт — "Художники" .. || .. Доска об’явлений "Книги"

Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8.

Адрес Социально-реабилитационного центра «Детский приют при Саввино-Сторожевском монастыре»: 

143180, Московская область, гор. Звенигород, Верхний Посад, пер. Лапинский, д. 27.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время  с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Контактные телефоны:

Приемная наместника

+7 495 933 79 78;

savvazven@gmail.com

Благочинный

+7 495 992 55 33

Бухгалтерия

+7 495 992 94 50

Имущественно-правовой отдел

+7 495 992 49 66

Паломническая служба

+7 903 274 01 21 (с 10:00 до 17:00, кроме понедельника);

palomnik-ssm@mail.ru

Детский приют

+7 495 992 55 26
+7 498 697 44 44

Издательский отдел монастыря

+7 495 926-59-91

Торговый отдел +7 906 799 37 29

Факс

+7 495 933 79 78

 

Гостиница при Саввино-Сторожевском монастыре: 8 (963) 640 37 00.

С подробной информацией о гостинице, порядке заселения и стоимости проживания можно ознакомитьсяЗДЕСЬ.

E-mail :         savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru

Facebook:     http://www.facebook.com/ssmsite

 
Проезд:
— электропоездом:  от Белорусского вокзала до станции "Звенигород", далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
— автобусом — от станции метро "Кунцевская" до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

— автомобильным транспортом:  по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по "бетонному кольцу" еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса "Звезда", свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя "Саввино-Сторожевский монастырь".

Для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт Саввинская слобода.

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

В этом случае, монастырь будет находиться справа, на берегу Москвы-реки, за 3 километра до конечного пункта пути.

Банковские реквизиты:
Саввино-Сторожевский
ставропигиальный мужской монастырь
ИНН 5015001687
Адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород
КПП 501501001
Р/С 40703810940290107235
в ОСБ 9040 / 01621
К/С 30101810400000000225
БИК 044525225
«Сбербанк России ОАО»
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *