РЕСТОРАН ДОМ СПБ

Особняк, принадлежавший раньше председателю Российского Исторического Общества сенатору Половцеву, находится в самом центре нашего города недалеко от Исаакиевского собора. За неброским в стиле классицизма фасадом, таится настоящая жемчужина архитектурного искусства — подлинные интерьеры, поражающие роскошью и великолепием. В залах особняка сохранилась богатейшая отделка залов из ценных пород древесины и мрамора, лепка, изумительный наборный паркет, уникальный камин.

История особняка начинается с самых первых лет основания Петербурга. Сначала участок, на котором стоит здание, и первая усадьба, построенная на нем, принадлежали сподвижнику Петра I канцлеру и дипломату графу Гавриилу Ивановичу Головкину. Потом усадьба несколько раз меняла своих владельцев. В царствование императрицы Екатерины II домом владели близкие ко двору императрицы братья Левашевы. Братья много путешествовали и во время поездок за границу собрали большую библиотеку. В то время по высочайшему повелению императрицы дом дважды послужил приютом для политических эмигрантов. В 1787 году Екатерина приняла известного венесуэльского революционера Франсиско Миранду, руководителя борцов за независимость испанских колоний в Южной Америке. А во второй раз здесь был принят граф Д’Артуа, брат казненного короля Людовика XVI, будущий король Франции Карл Х.

В 1835 году участок с постройками купили князья Гагарины, которые пригласили для перестройки особняка молодого архитектора Александра Христофоровича Пеля, помогавшего О. Монферану в постройке Исаакиевского собора. Архитектор представил проект, полностью изменивший облик дома. Таким мы и видим его сегодня: нижний этаж над полуподвалом рустован,  окна верхнего, второго этажа обрамлены наличниками с карнизами. По этому проекту главный вход в особняк был проделан со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь над входом. Начались работы, которые растянулись на многие годы. Князья Гагарины не скупились на украшение особняка: в Италии закупались белый мрамор для ступеней и балюстрады лестницы, готовые мраморные камины и дубовые резные шкафы XVI века.

После смерти князя Гагарина-старшего, его сын, тоже Сергей Сергеевич Гагарин продал особняк придворному банкиру А. Л. Штиглицу.

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Супруги Штиглицы были бездетны, но у них была приемная дочь, которая была подброшена им с запиской: «крещена Надеждой Михайловной, июнь 1843 года». Девочке дали фамилию Юнина (или Июнина) — «рожденная в июне». Предполагали, что это была внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича. В пору активного хождения слухов о происхождении девочки-подкидыша ходили слухи и о том, что своей племянницей интересовался император Николай Павлович. Есть, правда, и другая версия: Надежда Михайловна была незаконнорожденной дочерью самого барона. Так или иначе, но в 1861 году Александр Людвигович купил особняк у князя Гагарина в качестве приданого для своей приемной дочери ко дню ее свадьбы. Сохранился портрет Надежды Михайловны, его можно увидеть в Эрмитаже в отделе французской живописи. Женихом был молодой преуспевающий чиновник при Сенате — Александр Александрович Половцов.

И Штиглиц, и Гагарин были меценатами-коллекционерами, оба отличались широкой благотворительностью. Контакты по сделке купли-продажи особняка сблизили двух меценатов, дружбе которых мы обязаны появлением в Петербурге училища технического рисования. Мысль о его создании была подана барону Штиглицу князем Гагариным. Училище появилось в 1876 году и долго носило имя своего основателя, до переименования его после революции в училище Мухиной. Князь Гагарин также участвовал в работе училища. Он возглавлял Художественный совет, отмечавший премиями наиболее интересные работы учеников, и Совет по подбору коллекции редкостных изделий декоративно-прикладного искусства.

Также совместным было их участие в реконструкции особняка на Большой Морской. Руководить работами был приглашен академик Н. Ф. Брюллов, который за 25 лет работы в особняке Половцева существенно изменил внутреннюю планировку дома и полностью модернизировал отопительную, водопроводную и канализационную системы. Им был создан единый интерьерный ансамбль Дубового зала, который служил тогда библиотекой. Четыре года работал архитектор над созданием Дубового зала, выполнив его в стиле эпохи Возрождения. Резные панели встроенных книжных шкафов были выписаны из Италии. Из Италии же был выписан уникальный камин XVI века, выполненный флорентийскими мастерами эпохи Возрождения. Камин был выполнен из различных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Архитектор поместил его посредине западной стены. Балконы, ажурная винтовая лестница, ярко горящий камин, рассеивающий царивший в зале полумрак, в сочетании с мягкими креслами и мягким ковром создавали в Зале особую атмосферу тишины и уюта.

В гостях у Гагарина А. А. Половцов познакомился и с архитектором М. Е. Месмахером и очень скоро оценил, какой большой талант отпущен этому молодому архитектору-новатору. Впоследствии Гагарин и Половцов  рекомендовали Штиглицу назначить Месмахера на должность директора Училища технического рисования. Максимилиан Егорович Месмахер руководил работами по реконструкции особняка после смерти Н. Брюллова. Он окончательно завершил парадную лестницу и Белый зал, где создал необыкновенной красоты паркет, сохранившийся до наших дней. Бронзовый зал — целиком его создание. В 1887 году архитектор разработал проект реконструкции дворовых фасадов. Проект объединял их в едином стиле необарокко.

 У Александра Александровича и Надежды Михайловны были дети — сын Александр и дочь Анна. Старший Александр Александрович Половцов до конца жизни оставался членом Государственного Совета и, одновременно возглавлял «Русское историческое общество», чьи заседания часто проходили в Дубовом зале. Деятельность «Общества» трудно переоценить. Им были выпущены в свет десятки сборников трудов, а также начато издание «Русского библиографического словаря» (в свет вышли 25 из 120 запланированных томов). Этот «Словарь» актуален и сегодня. Александр Александрович скончался в 1909 году в возрасте 77 лет, через год скончалась его супруга — Надежда Михайловна Юнина. Супруги Половцевы похоронены в фамильном склепе Штиглицев под Нарвой.

Александр Александрович Половцов-младший — был офицером, членом Академии наук Юридического общества при университете. Ко дню его свадьбы с Софьей Владимировной Паниной в 1890 году, был открыт Белый зал особняка. Посажёным отцом на торжестве был император Александр III.

После смерти родителей их сын Александр Александрович, не любивший «помпезной роскоши», в 1913 году передал дом своей родной сестре Анне Александровне, по мужу Оболенской, а сам поселился на бывшей даче Штиглицев на Каменном острове. В доме Оболенских часто устраивались музыкальные вечера.

После революции в 1934 здание бывшего особняка Половцева было передано Союзу архитекторов. Перед этим из дома были вывезены ковры, гарнитуры мебели, картины. В период  Отечественной войны сильно пострадал Дубовый зал. Но все же ущерб, причиненный революционным разорением и войной не отняли у здания его несомненной художественной ценности. Залы и гостиные особняка, выполненные по проектам и под руководством выдающихся архитекторов прошлого — А. Х. Пеля, Н. Ф. Брюллова, М. Е. Месмахера и других —  украшены панелями и шкафами XVI и XVIII веков, мраморным камином времен Итальянского Ренессанса и другими подлинными шедеврами прикладного искусства различных эпох и стилей.

Сегодня в особняке располагается Санкт-Петербургское Общество Архитекторов России. Великолепные интерьеры особняка, приобретшего статус музея, доступны для обозрения. В здании располагается ресторан «Особняк Половцева», которому придает особый аромат сохранившийся дворцовый интерьер 18 века. В ресторане предлагается русская дворцовая кухня.

«РЕСТОРАНЪ» – ресторан русской кухни в центре Санкт-Петербурга

Авторитетный журнал «Traveller» (издательство «Conde Nast»), включивший «РесторанЪ» в число сотни лучших ресторанов планеты, назвал его заведением, поддерживающим традиции национальной кухни и застолья. «РесторанЪ» любят посещать искушенные знатоки гастрономии, видевшие множество стран, и не понаслышке знакомые с самыми экзотическими и модными блюдами. Но здесь, в ресторане с домашней атмосферой и традиционной русской кухней, они по-настоящему чувствуют себя вновь вернувшимися на родину.

Несмотря на отсутствие хохломы и матрешек, ресторан очень любим приезжими иностранными гостями Петербурга, для которых он – русская, почти фольклорная экзотика.

Интерьер зала оформлен в строгом стиле и изысканной минималистической манере. Эффектный образ дополняют покрашенные серой штукатуркой стены и потолок, объемные, легковесные люстры, украшенные лишь тонкой блестящей ниткой со стразами, а главным дополнением является отсутствие перегруженных деталей в интерьере.

Дом архитектора, Санкт-Петербург: отзывы

В зале заметен дух современности, выраженный в иронично обыгранном декоре: классический стиль сервировки оттенен увеличенными в несколько раз фрагментами картин фламандцев.

Интересные факты

Интерьер «РесторанЪ» напоминает своим оформлением дворянские усадьбы и старинные пригородные особняки: здесь неожиданно вольготно для современного человека, не привыкшего к такому простору. В большом камине уютно потрескивают дрова, а деревянные столы, сервированы холщовыми салфетками и простой посудой. Украшением просторного интерьера служат старинные буфеты и резные зеркала, которые, несмотря на свою массивность, не утяжеляют анфилады светлых залов с огромными арочными окнами.

ресторан русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле

Побывать тут, несомненно, стоит, особенно если Вы хотите по-домашнему сытно покушать и забыть про шум и пестроту современных заведений. Ресторан уютно расположился в окружении шедевров архитектуры на Васильевском острове, историческом и культурном центре Санкт-Петербурга.

Интерьер и кухня ресторана одинаково хорошо подходят для совершенно разных мероприятий: здесь можно провести дружеский ужин, деловой обед, романтический завтрак, семейное или корпоративное торжество, банкет на 220 гостей или фуршет для 600 человек. В просторных залах можно найти уютный столик на двоих недалеко от камина, а неожиданно нагрянувшая компания из 20-30 человек легко устроится за длинными столами, на которые практически одновременно подадут заказанные блюда и напитки.

русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле русской кухни в центре Санкт-Петербурга в русском стиле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *