РЕКА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Спортивный сплав по рекам слабо развит в данном регионе. Поэтому в сети почти нет описаний рек и отчётов о походах. Имеется только небольшое количество материалов по организованным коммерческим маршрутам. Местное население сплавляется для рыбалки, сбора грибов и ягод, и т.п.

Реки области принадлежат двум бассейнам: Охотского Моря и Северного Ледовитого океана. Первые текут преимущественно на юг и впадают непосредственно в море, не образуя больших речных сетей. Вторые впадают в главную реку — Колыму, стремящуюся на северо-восток.

Характер рек обеих бассейнов сходен. Главное отличие от рек европейской части России — наличие широких долин, засыпанных галькой. В паводок они заполняются водой. В межень реки текут несколькими протоками, образуют много островов. Острова низкие, их форма может изменяться после паводков. Острова бывают галечные или покрытые лесом.

Течение рек обычно быстрое, но ровное. Препятствия встречаются редко. От рулевого требуется только выбирать протоку с наибольшим расходом воды и держать судно на главной струе. Поэтому категория сложности маршрутов обычно не больше второй. (Исключение составляет река Бахапча — 3-4 категория сложности в зависимости от уровня воды.) При сплаве возможно быстрое прохождение больших расстояний. Коммерческие сплавные группы проходят 30-40 километров в день без напряжения, с перерывами на рыбалку, обед и т.п.

В паводок характер рек резко меняется. При затоплении долины образуются прижимы к коренным берегам и завалы. Мощное течение несёт вывернутые с корнем деревья, катит крупные камни. Реки становятся опасными.

Физически, сплав по таким рекам возможен, начиная с мест, где большая часть камней в русле покрыта достаточным слоем воды. Выше таких мест реки текут между многочисленными камнями различного размера и совершенно не пригодны для сплава. Но слабая населённость и неразвитая дорожная сеть делает сплав реально возможным только от мест, куда имеется достаточно удобный подъезд. Низкая населённость области и гористый рельеф делает проблематичной сотовую связь на маршруте.

Магаданская область — золотоносный регион. Долины некоторых рек сильно изменены драгами и являются режимными объектами.

Многие реки образуют многолетние наледи, не таящие круглый год. Это очень красивое природное явление. Солнце окрашивает их в небесно синий цвет, а вокруг зелёная тайга. Кроме того, около наледей гораздо меньше гнуса. В начале лета наледи перекрывают русла рек. Будьте внимательны! Течение может затянуть лодку под наледь, это очень опасно. Завалы на реках с мощным течением тоже очень опасны. Так же, как под наледь, под завал может затянуть судно или плывущего человека.


Наледь на реке Ола. Сразу за мостом на 133 км Колымской Трассы.

Реки бассейна Охотского моря богаты заходящей красной рыбой. В течение тёплого сезона на нерест в них заходят различные виды рыбы. На пике хода она идёт вверх против течения в большом количестве. В это время реки привлекают бурых медведей, которые кормятся рыбой. В такое время сплав опасен.

Рыбалка на красную рыбу в Магаданской области лицензируется. Подробности можно узнать у местных жителей, но лучше у служащих лицензионных участков.

К сожалению, в ходе нашей колымской экспедиции нам не удалось сплавиться не по одной реке. Все, приведённые здесь описания составлены на основе просмотра участков рек по ходу пеших и автомобильных маршрутов. Наблюдения проводились в августе 2007 года при низкой воде. Дополнительно использованы материалы из книги Р.В.Седова. Туристские маршруты по Магаданской области. Ценные дополнения внёс магаданский водник Сергей Гаринин. Большое ему спасибо!

Река Колыма
Синегорье — 180 км. — Усть-Среднекан.

Главная река, давшая почти официальное название всему региону.

Река Колыма образована слиянием рек Кулу и Аян-Юрях.

Самая северная точка, куда можно относительно просто заброситься: мост через Аян-Юрях на Тенькинской Трассе между перевалами Гаврюцка (Гаврюшка) и Лошхалах (Лошкалах). Здесь река уже большая.

Примеро в 100 километрах южнее по Тенькинской Трассе находится посёлок Кулу. Отсюда удобно сплавляться по реке Кулу. Сплав по Кулу длиннее, чем по Аян-Юрях. Ниже моста на притяжении нескольких десятков километров трасса проходит долиной Кулу, по левому берегу, затем река резко поворачивает на восток, а трасса продолжает свой путь на север.

Ниже трассы реки текут по незаселённой местности. Вначале образуют много островов и проток. Перед водохранилищем — одно русло в коренных высоких берегах.

Примерно через 100 километров после слияния Кулу и Аян-Юрях начинается водохранилище Колымской ГЭС. Это большой живописный водоём, образованный перекрытием Колымы в 1980-м году.

В 15 километрах к северу от водохранилища находится высокогорное Озеро Джека Лондона — одно из самых больших красивых в области. Озеро имеет статус природного парка. Здесь отличная рыбалка. На острове расположена метеостанция, а на берегу летний детский лагерь.

На запад-юго-запад от озера находится пик Абориген (2286 м.) К северу от озера, в цепи Бол. Ангачаг находится пик Северный (2292 м). Это высочайшие точки Магаданской области. На эти пики возможны восхождения (категория сложности мне не известна).

Гидроузел является режимным объектом. Ниже него расположен посёлок энергетиков Синегорье. От северного берега водохранилища до посёлка имеется просёлочная дорога. На водохранилище есть маломерные суда ГЭС и других организаций. Наличие частных моторок не известно.

Синегорье связано с Магаданом рейсовыми автобусами. Отсюда начинается маршрут коммерческого сплава по Колыме. Здесь активно передвигаются моторные лодки. Препятствий нет.

Посёлок Дебин у моста Колымской Трассы (448 км от Магадана) — удобное место начала или окончание маршрута. Здесь имеется автостанция и магазин.

Посёлок Усть-Таскан связан с Трассой зимником. Скорее всего, он уже не жилой.

Следующий посёлок на маршруте Усть-Среднекан. Выше него очень живописный участок реки "Змейка", здесь Колыма несколько раз круто изгибается. В посёлке строится новая гидроэлектростанция и скоро "Змейка" исчезнет под водой водохранилища.

Ниже Усть-Среднекана по левому берегу Колымы проходит автотрасса. Здесь расположены посёлки Верхний и Нижний Сеймчан. После них населённых пунктов и дорог в пределах Магаданской области на Колыме нет.


р. Колыма ниже плотины Колымской ГЭС.

Бассейн Охотского моря

Река Ола

Стоянка "Каменщиков" — 15-20 км. — Колымская Трасса — 90 км.- Пос. Клёпка — 30 км. — Пос. Ола.

В верховьях Ола размывает породы, содержащие агаты. Их можно найти на всём протяжении реки и на прилегающем морском побережье. Ола — одна из крупнейших рек области.

При высокой воде начать сплав можно почти от истока. Для этого необходимо доехать до 150 километра Колымской Трассы, где на запад от неё отходит старая нитка трассы. Почти сразу она переходит по бетонному мосту через ручей Татынгычан. Мост обслуживается дорожными службами не регулярно. Нам пришлось самостоятельно засыпать промоину перед его началом, что бы проехать на машине. За мостом надо ехать по просёлку километров 5-6. Здесь имеются съезды к реке и рыбацкие стоянки, удобные для организации стапеля и ночёвки. Дорога упирается в брод. Воды достаточно для сплава даже в низкую воду. (Но в русле много камней.

Категория:Реки Магаданской области

На перекатах, а они часты, придётся перетаскиваться.) Ширина реки не меньше 10 метров.

Если Вы всё же решили начинать сплав выше по течению, вам придётся ехать на грузовике высокой проходимости или идти пешком. После брода автомобильная колея идёт по галечной долине, местами просто по руслу реки. Встречаются наледи. Поскольку река будет всё время у Вас перед глазами — Вы сможете определить оптимальное место старта при данном уровне воды визуально. Самых упорных дорога приведёт на стоянку "Каменщиков", добывающих агаты частным образом вблизи истока реки. (Но отсюда сплав уже точно не возможен.)

Обычно сплав начинают от моста Колымской Трассы (133 км). Ниже Ола течёт по ненаселённым местам. Заброска — выброска на этом участке проблематична. На правом берегу Хасынский хребет, на левом — гряда Билибина.

На Оле есть место, в котором река постоянно пробивает новое русло в лесу, при этом основное русло мелеет, порой до суха. Новое русло упирается в кусты и непроходимо. В ягодный сезон здесь обычно хороша заметна тропа обноса.

Следующий населённый пункт на пути — посёлок Клёпка. Сюда несколько раз в день ходит рейсовый автобус из Магадана. Имеется магазин.

Ещё ниже реку пересекает шоссе Магадан — пос. Ола. У моста удобно закончить сплав. Отсюда можно легко выехать в Магадан рейсовым автобусом. Невдалеке, на левом берегу находится посёлок Ола — самое старое русское поселение Магаданской области. Ола — большой посёлок, райцентр. Здесь имеются магазины, краеведческий музей, работает сотовая связь.

Ниже моста находится лицензионный участок. Ола впадает в Ольский лиман — залив отделённый от моря узкими косами и островами.


р. Ола в районе 150 км Колымской Трассы.


р. Ола.


р. Ола у моста в пос. Ола.


р. Ола. Устье. Фотография старая — главная струя реки уже промыла в косе прямой выход в море.

Река Армань
(старт на реке Игандя)
Мост р. Игандя — 60 км. — Мост р. Армань — 100 км. — Устье реки.

Наиболее популярная сплавная река области. Ударение в названии надо делать на первый слог. Сплав начинают вблизи посёлка Мадаун от моста на Тенькинской Трассе, или с 89-го километра трассы, где находится мост через реку Игандя — приток Армани.

На Иганде в русле встречаются коряги. Будьте внимательны на прижимах. Перед устьем реки мощный слив.

Вверх по ручью Светлый (примерно 15 км) находятся заброшенный посёлок и рудник. Некоторые дома ещё пригодны для стоянки зимой — есть печки, стёкла, крыша и стены. Один из бараков построен без единого гвоздя. Видны остатки лагерной вышки. За посёлком оловянный рудник — заваленные шахты, остатки вагонеток и прочие артефакты. В устье Светлого была обогатительная фабрика, теперь там руины и много жимолости. Здесь можно найти горный хрусталь, марионит, касситерит (оловянную руду).

В низкую воду на Армани и особенно на Иганде может потребоваться проводка судов через перекаты. Перед мостом Тенькинской Трассы образуется наледь.

В месте впадения ручьёв Рябинка (справа) и Утёсный (слева) Армань прорезает острые сланцевые плиты и образует порожек с высотой валов до 0,7 метра. Ниже небольшие пороги образуются ещё несколько раз. Их характер зависит от уровня воды, а категория сложности не превышает вторую.

От устье ручья Хилгалин имеется просёлочная дорога до пос. Сплавная, через Новую Армань и броды через реки Армань и Хасын.

Сплав заканчивается у моста. На правом берегу расположен пос. Армань (1,5 км от воды). В посёлке имеются магазины, работает сотовая связь, до Магадана можно доехать рейсовым автобусом. Выше моста на реке спиннинговый лицензионный участок. Ниже моста река образует обширный Арманский лиман, отделённый от моря узкой косой.


Игандя — приток Армани. Мост на 89 км Тенкинской Трассы.


р. Армань с моста в пос. Армань.


р. Армань.


р. Армань.

Река Хасын
Посёлок Палатка — Посёлок Хасын — Посёлок Сплавная — 39 км. — Мост (р. Армань)

В высокую воду можно сплавляться от посёлка Палатка. В районе посёлка Хасын в низкую воду река имела вполне проходимый вид. От пос. Сплавная имеется организованный коммерческий маршрут. Сплав на этом участке не сложен. Финиш у моста через реку Армань в районе посёлка Армань.


р. Хасын с моста в пос. Хасын.

Магадан — этимология

Сергей Колибаба

                «И благословил их Бог, и сказал им Бог:   
                плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
                землю, и обладайте ею, и владычествуйте
                над РЫБАМИ МОРСКИМИ…»
                Бог, Бытие 1:28               
               

Город Магадан основан в 1929 г. как рабочий посёлок для разработки полезных ископаемых, расположен на побережье Охотского моря, на перешейке полуострова Старицкого, с одной стороны бухта Нагаева, с другой бухта Гертнера, в которую впадает река Магаданка, давшее имя городу. Здесь же расположен РЫБЗАВОД (карта), вторая по значимости отрасль региона — рыбодобывающая: сельдь, мойва, палтус, камбала, треска, навага, корюшка, горбуша, кета, кижуч, нерка и чавыча; ранее в Магаданку на нерест заходили ценные породы лососевых рыб. 

Исследователи считают, что название «Монгодан» впервые нанес на карту в 1928 г. В. А. Цареградский, помощник начальника Первой Колымской экспедиции Ю. А. Билибина, позже название речки Монгодан трансформировалось в Магадан. Происхождение топонима неизвестно, до революции окрестности Магадана были пустынны, только в устье реки Магаданки стояли временные жилища эвенов, которые занимались – ЗАГОТОВКОЙ РЫБЫ на зиму.
Эвены
В настоящее время в Магаданской обл. проживает 2527 (всего около 20000) эвенов (ламуты), до 1932 года эвенский язык не имел письменности, отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите, в 1932-1936 г. была создана письменность сначала на латинице, затем на основе русского языка.

1) Освоение территорий 
а) Русские землепроходцы
В первой половине XVII века русские начали прямое продвижение на восток, от местных жителей были получены сведения  о «Теплом» море и весной 1639 года на разведку пути к «морю-океану» из Бутальского зимовья на р. Алдан вышла группа из 39 служивых людей, под руководством И.Ю. Москвитина.  Основная цель экспедиции — «приискания новых неясачных землиц», сбор пушнины и розыск легендарной горы Чиркол, где по слухам были залежи серебряной руды.
Через два месяца тяжелого пути Москвитин первым  вышел на побережье Охотского моря в районе современного поселения Улья, затем поднялся примерно на 500 км к северу и открыл Тауйскую бухту; эта большая бухта имеет несколько более мелких бухт, на берегах двух из них (Нагаево и Гертнер) и расположен  город Магадан. По результатам этой экспедиции был составлен чертеж рек впадающих в Охотское море на исследованной казаками территории, где указывалось наличие в устьях на мелких реках песчаных кос (кошек), намываемых морем, а также  больших рыбных запасов. Казаки «до Ламы (Охотское море) идучи, кормились деревом, травой и кореньем, на Ламе же по рекам можно РЫБЫ много добыть и можно сытым быть» (И.П. Магидович. Очерки по ист. географ. открытий. М., 1983, т.2, с. 285).   

В июне 1648 г. отряд из 26 казаков под начальством Е. Васильева и А. Филиппова из устья реки Охоты на двух кочах  направились на северо-восток и добрались до реки Мотыклеи, у западного берега Тауйской губы, на берегу которой сейчас расположен г. Магадан. Здесь казаки прожили три года, эвены отказались платить дань и мешали ловить рыбу (единственный продовольственный ресурс),  начались вооруженные стычки, и в 1651 г. казаки вернулись в Охту. А. Филипповым была составлена и представлена власти «Роспись от Охоты реки морем итти подле землю до Ини и до Мотыхлея реки и каковы где места, и сколько где ходу, и где каковы реки и ручьи пали в море, и где морской зверь ложится и на которых островах». Это первая лоция северного побережья Охотского моря, в которой были описаны берега на протяжении 500 км— от р. Охоты до Тауйской губы, в ней было указано, богата или бедна река рыбой, есть ли на реке туземные становища, и расположение моржовых лежбищ. 
В 1651 году из Анадыря отправился отряд М. В. Стадухина, который в 1653 г. с зимовками и боями вышел  к реке Тауи, где поставил острожек, здесь казаки задержались на 4 года, собирая ясак и воюя с эвенами, в 1657 г. отряд направился в Охоту, а затем в Якутск. Надо отметить, что численность местного населения была незначительной, отряды казаков в 30-50 человек, имевших на вооружении немного огнестрельного оружия с ограниченным пороховым запасом и холодное оружие, без значительных потерь выходили из стычек с эвенами. В то время эвены не умели обрабатывать железо, железные инструменты были редкостью, их получали в обмен на меха, пользовались каменным и костяным оружием и инструментом.

Казаки исследовали территорию с целью «государю ПРИБЫЛЬ учинить», первые  изыскания на местности сводились к топографии, добыче информации о драгоценных металлах  и определения качества и количества животного мира (много рыбы и морского зверя) — указан природный ресурс, используя который человек может ВЫЖИТЬ в суровых условиях побережья Охотского моря.

б) Освоение территории в Советское время
До начала XX века эта территория была БЕЛЫМ ПЯТНОМ, куда очень редко заворачивали экспедиции, постоянных поселений не было, в советский период в 1929 г. у бухты Нагаева была построена Восточно-Эвенская кулътбаза (больница, школа, интернат, баня, склад), первое оседлое поселение (75 чел.) на этой местности; в  1931 г. началось строительство  поселка.
В этот период, для промышленного освоения края в Магадан прибывают рабочие разных специальностей, в ОСНОВНОМ заключенные, рабочая сила треста «Дальстрой» (ГУЛАГ) по разработке колымских золотых приисков. К 1932 г. небольшой поселок становится центром Охотско-Эвенского национального округа, здесь находились партийные и советские органы, ряд хозяйственных организаций, выходила газета; в 1939 г.  поселок был преобразован в город Магадан.

2) Комментарии исследователей к топониму Магадан;  evcppk.ru/files/pdf/111.pdf
Указанный сайт опубликовал работу О. Н. Евсюковой «К вопросу о происхождения топонима Магадан», Северный международный университет,  г. Магадан; так как работа очень интересна и выполнена мастерски мы приведем несколько выдержек из неё.

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Автор описывает состояние территории до возникновения г. Магадана; «Лоция Б. В. Давыдова. Гидрографическая экспедиция Восточного океана, 1913 г. «В самой бухте Нагаева нет ни домов, ни селений, ни отдельных юрт; только на другой стороне перешейка, на берегу бухты Гертнера находится несколько летних тунгусских юрт; сюда на лето из глухой тайги переселяются несколько семейств тунгусов  для ловли РЫБЫ и заготовки ея на зиму»». 

Далее О. Н. Евсюкова сообщает, что с 1932 г. здесь велось строительство одновременно двух поселков (в 2,5 км друг от друга) Нагаево и Магадана, в документах тех лет их часто обозначали как НАГАЕВО-МАГАДАН или МАГАДАН-НАГАЕВО.  В Государственном архиве Магаданской области есть документ-ходатайство администрации Дальстроя с просьбой об изменении статуса поселений и присвоении поселкам одного имени МОНГОДАН (тунгусское – «Наносы моря»), в дальнейшем эта  версия происхождения  топонима, зарегистрированная в говоре ПРИЕЗЖИХ людей (местного населения не было) закрепилась во всех топонимических изданий.

Исследователь О. Н. Евсюкова приводит анализ попыток истолкования термина с эвенкского языка, которые предпринимались с 1970 года, из представленных ей убедительных фактов ясно, что конкретного термина МАГАДАН или МОНГОДАН в эвенкийском языке – не было, а все комментарии к термину сводились в отыскивании СОЗВУЧНЫХ ПОНЯТИЙ.
Версии:
1. Эвенкская писательница М.Н. Амамич – «принесенное прибоями, паводками сухое дерево, палка» (монг, монгали – искаженное эвенкское слово); также «Слово «монгодан» существует в эвенкийском языке и означает две продольные палки, используемых при изготовлении оленьих нарт (для прочности и удобства сидения)».
2. А. А. Бурыкин – «мон’адан, мон’али» — плавник, морские наносы: «Слово монадан редкое, в современном эвенкийском языке оно почти не употребляется, однако остаётся понятным  коренным жителем – эвенам».
О. Н. Евсюкова считает эти и другие подобные комментарии  «логичными и убедительными», итак МАГАДАН – «валежник, плавники, сор, грязь, деревья (в совокупности) плывущие по реке в половодье».
3. М. А. Бех – образное видение физико-географических реалий речки Магаданки: «сходство местности с оленьей нартой».
4. З.И. Бабцева, Старейшина Ассоциации народов Севера: заклинание — «Мо гадан – Чтоб вода взяла капельку, а вернула богатую добычу».
5. И.И. Гальченко, «Геологи продолжают путь», М., 1963: бедный эвен Магда (также Магдыга, Магдага, Магадан), живший в устье речки Магаданки – «Семья его питалась РЫБОЙ, морским зверем…».
Сюда же: «камчадал А.А. Кочеров … называет другие имена эвенов: «В устье реки Магаданки … стояли две летние юрты эвенов Данила Абрамова и Кирика Трифонова. Во время хода КЕТЫ и ГОРБУШИ  они заготовляли себе на зиму юколу и порсу (рыбью муку).

Итак – из Магаданки «выплыла» БИБЛИЯ, еврейские имена эвенов — Даниил, Абрам, Трифон (св. Трифан – мученик, 248 г.; автор Юстин Мученик ок. 165 г. написал работу "Беседа с Трифоном иудеем"; св. Кирика мальчик, 305 г.). Как это – эвены, жившие на реке Магаданка, НОСИЛИ еврейские и христианские ИМЕНА, может, мы чего-то недопонимаем в процессах развития общества? Светское восприятие действительности свойственное современникам, вычеркнуло из истории миссионерскую деятельность иудеохристианства в  освоении края; известно о существовании в регионе нескольких церквей в XVIII-XIX вв.

Заканчивая своё очевидно ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ исследование (таких тщательно выписанных и проанализированных краеведческих ДОКУМЕНТОВ очень мало) О. Н. Евсюкова приводит цитату В.А. Никонова: «Надо ли приводить ошибочные этимологии? Обязательно. Одни из них, будучи неверными, ценны как творчество народа, стремящегося осмыслить непонятное название. Другие – плод кабинетных измышлений. Но во всех случаях необходимо разъяснять ложность их, как и всяких антинаучных взглядов. Иначе они будут снова возникать, и распространяться» (Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 9.).

3) Комментарий В. Важенина, кандидата геолого-минералогических наук, СВКНИИ ДВО РАН г. Магадан;   http://www.kolyma.ru/

«Из анализа опубликованных документов периода возникновения г. Магадана следует, что с 1929 по 1932 гг. в документах Ольского РИКа, Нагаевского поссовета и Дальстроя отмечаются названия: р. Магадан, Могодан и Магаданка, пос. Магадан (четырежды) и Магдаган (трижды в одном документе). А форма Монгадан появилась лишь в 1933 г. в качестве якобы исходной к варианту Магадан. Значит, документально НЕ ПОДВЕРЖДАЕТСЯ версия о том, что прежде возникло название Монгадан, которое преобразовалось в Магадан».

«По атласам и картам разных регионов мира максимально крупных и доступных масштабов выявлено более 350 топонимов на основах: майд-, мейд-, мегд-, маг-, магд-, мад-, maid- meid-, majd-, mejd-, mehd- и др.».
«Выделяются и другие ареалы с иными формами топонимов: Палестинский, Сирийский, Аравийский, Абиссинский, Приднепровский, Индийский, Китайский, Индонезийский, Монгольский и огромный Тунгусский. В последнем 31 из 60 топонимов имеют основы: магд-, магад-, могд-, мукд-, мугд-, мыгд, мэгд-.».

«Причем заимствование слов для обозначения понятия о Магедоне как "месте сбора" могло произойти в почти не искаженном виде, о чем можно судить по большому количеству топонимов в форме Магдон, Магдан, Магдана, Могда, Могды в западной половине Тунгусского ареала, прилегающей к области средневекового проживания курыкан. Транзитный его перенос с Ближнего Востока в Прибайкалье мог реализоваться посредством проповедей и прямой доставки миссионерами экземпляров Священного Писания. Также вероятен и другой путь проникновения понятий об Армагеддоне и Магедоне в Сибирь — через чжурчжэней — соседей и родственников тунгусов по языку».

«Вероятное исходное название полуострова и речки Мэгдын, адаптированное, по-видимому, к началу ХХ в. в диалекте русского языка приохотских камчадалов в Магдан и Магадан, может одновременно означать "мыс", "полуостров", "место сбора" и "полуостров, пригодный для сбора людей". Возможный путь экспансии и изменения слова со смыслом "место сбора": Палестина (Медиддо, Магедон) — Персия (мейдон, мейдан) — монголо-тюркская степь (майдан) — запад Азии и восток Европы (майдан, мейдан), Сибирь (мэгдын, магдан)».

Подведем итоги

а) Итак — ПРОРВАЛО, в системе восприятия ономастического пространства у современных исследователей  появляются термины – ПАЛЕСТИНА, СИРИЯ; ранее подобное мнение напрочь отсутствовало в лингвистике; все, что связано каким-либо образом с еврейством – замалчивалось, еврейский Бог был, а вот его терминологии не было (возможно ли такое явление?). Налицо робкая попытка увязать «национал-народную» этимологию с лексикой территорий, где сформировался «КРАЕУЛЬНЫЙ КАМЕНЬ» нашего сознания и мышления – ИДЕОЛОГИЯ ИУДЕОХРИСТИАНСТВА; дело осталось за малым – приложить к высказыванию ТЕРМИНОЛОГИЮ ИВРИТА, сакрального языка иудеохристианства.

б) Создание поселений в местах впадения рек в моря, всегда связано с рекой как  источником ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, а также  с возможностью использовать рыбные ресурсы, как моря, так и реки; исходя из этого, и был заложен город Магадан – питьевая ВОДА и РЫБА, основа выживания в этом регионе.

в) Исследователи, считают, что на реке в летнее время эвенки ЗАГОТОВЛЯЛИ РЫБУ на зиму, следовательно, именно эта река обеспечивала выживание немногочисленного местного населении, она давала – РЫБУ, она — РЫБНАЯ и это её ГЛАВНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА.   

Выводы
Искать соответствующие термины в сакральном языке иудеохристианства – иврите.

 4) Терминология иврита и идеология иудаизма
Выделим корни в топониме МАГАДАН, очевидно, что термин разбивается на составляющие морфемы (неделимые части слова, с точки зрения содержания) = МА+ГАД+АН.

а) Магадан – приморский город
Известен ряд приморских городов, содержащих в своих именах корень иврита – ГАД берег, край:
Польша — Гдыня, Гданьск — приморские города; ГАДА  берег, край + АИН  источник;
Россия — Гдов, город в Псковской области на реке Гда и на берегу Чудского озера, упомянут под 1431 г. как "Гдовъ на береге" (имя  и объяснение смысла);
Франция – Агд (Agde, Средиземное море).
Однако, город Магадан возник в 30-х годах XX века, к этому времени уже существовал гидроним Магаданка (Магадан), следовательно, в истолковании топонима-гидронима заложен другой смысл и связан он с характеристикой реки, главный ориентир на местности.
 
б) Магадан – характеристика реки
В своём изыскании, опираясь на комментарии других исследователей, мы пришли к выводу, что в реку Магаданка шли на нерест лососевые виды рыб, а местные эвенки летом устраивали здесь временное жильё для заготовки РЫБЫ на зиму, т.е. река —  ПРОМЫСЛОВЫЕ угодья.

МАГАДАНКА =  прочитаем слово наоборот, как в иврите – АКНАДАГАМ = А+КНА+ДАГАМ = КАНА приобретать, доставлять + ДАГ, ДАГА, ДАГИМ (множ.) рыба; т.е. МАГАДАНКА – река ДОСТВЛЯЮЩАЯ МОРСКУЮ РЫБУ, на нересте – бери руками, так плотно идут косяки. 
 
МАГАДАН = НАДАГАМ = НА+ДАГ+АМ = НА движение, передвижение + ДАГ рыба + АМ (ЙАМ) море; т.е. движение МОРСКОЙ РЫБЫ, или движение рыбы из моря.

Еврейской Энциклопедией Брокгауза и Ефрона (ст. Алфавит сравнительный) отмечена особенность при транслитерации (замена алфавитов) еврейских понятий на русский язык: ««йод» (буква) = (j) И: Иаир, Иосия, Иевус; но перед гласным звуком «И» исчезает: Исаак, Иссахар (вместо Иисаак, Ииссахар)».  Следовательно, в еврейском слове ЙАМ (море) буква ЙОД  при транслитерации на русский язык не писалась, и слово ЙАМ принимало форму АМ (море); обычная практика при транслитерации слов с языков имеющих другую письменность – что-то исчезает.
 
5) Библейское заимствование
Термин ДАГИМ (рыба) употребляется в  Библии около 25 раз:
а) 3 Цар. 4:33: «и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о РЫБАХ (ДАГИМ)».
б) 2 Парал. 33:14: «рыбные ворота (ДАГИМ)»; тоже у Немии 3:3: «Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи»; тоже у Софонии 1:10: «вопль у ворот рыбных».
в) Матф.14:17: «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две РЫБЫ (ДАГИМ).
Много упоминаний РЫБЫ (Дагим) в Евангелиях: Иоанн — 8; Лука — 4; Матфей — 4; Марк — 4; до сих пор неизвестно, на каком языке писались новозаветные произведения, греческие варианты некоторые исследователи считают переводом с иврита или арамейского языка.

В христианской традиции РЫБА — известный, распространенный и важный первохристанский СИМВОЛ, на артефактах первых веков христианства мы встречаем РЫБУ повсюду: на саркофагах и в катакомбах; изображения рыб первые христиане носили на шее, как носят нательный крест.

Таким образом, значение топонима МАГАДАН иудеохристианское, это идеологический  СИМВОЛ, неизвестные нам миссионеры, побывавшие на этой территории вероятно в XVIII-XIX вв. – ОСВЯТИЛИ её, ввели в культ Бога, дали САКРАЛЬНОЕ ИМЯ. Скорее всего, по этой причине МАГАДАН и существует до сих пор (перестройка привела регион в упадок) – город-символ не может исчезнуть, пока существует иудеохристианство, ПРЕДКИ ТВОРИЛИ, работали по-Божески – НА ВЕКА.

«Ибо человек не знает своего времени.   
Как РЫБЫ (ДАГИМ) попадаются в
пагубную сеть, и как птицы запутываются
в силках, так сыны человеческие уловляются
в бедственное   время, когда оно неожиданно
 находит  на них»
              Екклесиаст 9:12

© Copyright: Сергей Колибаба, 2013
Свидетельство о публикации №213041500615

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Карта рек Магаданской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *