РДЕЙСКОЕ ОЗЕРО РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мечта посетить знаменитейший на всю страну Рдейский монастырь, расположенный в Холмском районе, на юге Новгородской области, в бескрайних Рдейских болотах, появилась давно – и вот в конце сентября 2007 года она обрела реальность.

Первые впечатления

…Заканчивается долгое и мучительное трехчасовое блуждание по клюквенным болотам и малорослым соснякам, поросшим багульником и перед глазами возникает колоссального размера, удивительной красоты храм, возносящийся в небо своими куполами среди бескрайних верховых болот.

Увиденное поражает сознание и разум отказывается понимать, каким образом сюда, в это безлюдье и абсолютное бездорожье завозились кирпичи и прочие стройматериалы? И удивительно, что в таких болотных топях удалось найти возвышенный кусок сухой суши, способный вместить подобную махину и выдержать ее вес.

История монастыря

Монастырь основан как мужской во второй половине 17-го века. В то время все строения были деревянными. Первой каменной постройкой стала церковь Успения, законченная в 1710-м. В 1764 году монастырь упразднили, а к концу 18-го века местный приход был переведен из бывших монастырских построек в дер. Наволок.

Альтернативный взгляд

Возрождение обители (уже в качестве женской) произошло в конце 19-го века благодаря стараниям купца А.Н. Мамонтова. В это время были построены деревянная часовня, различные хозпостройки и ограда (с восточной стороны — каменная). В 1898-1902 гг. вместо прежнего возведен новый Успенский собор. Храм закрыли в 1932-м, хотя по рассказам местных, последняя монашка жила при нем до начала Второй Мировой.

Отшельник Юра

Рядом с храмом вижу палатку. Странно, что ее поставили в нескольких метрах от церковной стены. Хлопаю в ладони, чтобы предупредить хозяина о своем визите… Никого нет. Захожу внутрь храма. Вижу заготовленные дрова, топор пилы, различный строительный материал. Обращаю внимание на новую дверь, очевидно в келью. Никого…

Обхожу храм. Алтарь. Мраморный иконостас. Множество икон. Свечи. Вижу журнал для посетителей. Записи, записи. Люди со всей страны. Пожелание одно – восстановить храм. Оставляю свою запись: «Уму непостижимо, как все это удалось построить?».

Выхожу на крыльцо. На нем – трехлитровые банки маринованных огурцов и помидор. Иду к озеру. Беседка, большой дощатый туалет, оборудованное кострище и – люди! Трое человек!

Подхожу, здороваюсь. Молодые ребята. Двое из них — рыбаки, третий резко отличается внешним видом, чувствуется — не местный и какой-то особый говор. На голове — повязка, худощавый, немногословен. Начинаем разговор.

-Юра, живу здесь с начала лета. Приехал издалека, ухаживаю за храмом, сохраняю, что есть, кое-что ремонтирую.
-Так ты на церковной службе?
-Нет, по душе.
-А на что живешь?
-А что бог подаст. Много людей сюда ходит, особенно летом. Я для них хорошо делаю, убираю мусор, ухаживаю, слежу за порядком — и меня не забывают. Кто что может, то и подает. А много ли мне надо? Помолюсь — и покой в душе, а остальное – житейское.
-Вот и замечательно, сейчас сварим рис с тушенкой, будем обедать.
-А нельзя, ведь сегодня пятница.
-Ну и что?
-Нельзя принимать пищу. Пятница!

-Бери на завтра банку, раз сегодня нельзя.
Быстро берет банк тушенки в руки, читает наклейку и сразу возвращает.
-Мясо не употребляю, спасибо.
-А сушки и макароны можно?
-Сушки, это так замечательно.
Отдаю сушки и макароны. Сразу бережно их убирает.
-Мне пора. Надо идти работать. Я ведь живу в палатке, а сейчас вот отремонтировал келью, перебираюсь в нее. Холодно скоро будет. Надо печку делать.
Уходит, вдруг останавливается.
-А ведь правда, что храм восстановят? Денег-то уж больно много на это доброе дело надо, а где их взять? Но надо восстановить, обязательно надо

Рдейское озеро

Договариваюсь с одним из рыбаков, Алексеем, работником пожарной охраны из Поддорье – и на резиновой лодке выезжаем на озеро, чтобы с воды увидеть храм и сделать нужный фотоснимок. Вот и купола над вершинами деревьев. Вид- чарующий: черная вода, синее небо и купола над желто-зеленой листвой.

Долго стоим на месте, молчим, каждый думает о чем-то своем. Едем к берегу, расспрашиваю об озере.

-Озеро огромное, но не глубокое, не более пяти метров. Странная особенность озера – в нем нет белой рыбы, только щука, окунь и ерш. Больше ничего. Пробовали запускать, но не принимает озеро чуждую рыбу, не приживается она. А почему? Непонятно. По берегам озера – пять избушек, было больше — но одну сожгли.

Кому надо? Кто-то, видно, злой приходил. Бог ему судья.

Рдейские болота

Вид Рдейских болот поражает любого человека – мхи, малорослые сосняки, снова мхи – до самого горизонта. Это самый большой в Европе болотный массив, занимающий площадь 37 тыс. га. Здесь живет 122 вида птиц. Здесь гнездится крупнейшая в Европе популяция большого кроншнепа (несколько сот пар), имеются гнезда черного аиста. В болотах растет более пятидесяти видов различных видов мхов, а толщина торфяников достигает 8 метров.

Рдейские болота — накопитель и резервуар чистой пресной воды для значительной территории юго-запада Новгородской области.
На закате и восходе солнца моховое безграничье плавно переходит линию горизонта и сливается с желтовато-голубыми небесами.

Часть сосняков состоит из больших массивов уродливых, засохших деревьев. И некая тревога охватывает любого, кто идет по такому мертвому лесу, особенно в сумерках – как в каком-то фантастическом фильме, на неизвестной планете, вот-вот тебя ждет встреча с чем-то загадочным и неизвестным – и ощущение нарастающей опасности заставляет ускорять ход, переходить на бег и как можно быстрее выйти на чистое место. Автор строк в полной мере испытал на себе эти ощущения, когда плутал в болотах и старался в потемках выйти к месту назначения.

Болота практически не тронуты жизнедеятельностью человека. Здесь организован Рдейский государственнй природный заповедник и только следы гусеничных тягачей от ближайших деревень Наволок и Каменка до монастыря разрезают болотную топь и ранят девственную природу, образуя две дороги и указывая путникам направление пути.

© Владимир Соколов

Бывший Рдейский монастырь расположен на восточном берегу озера Рдейское. Само озеро имеет вид восьмёрки, лежащей с юга на север, — северное кольцо восьмёрки примерно три километра в диаметре, южное же около полутора. Эти два кольца очень чётко разделены двумя выраженными мысами — западным и восточным, — а соеденены проливом шириной порядка двухсот метров.

Рдейский монастырь возвышается на сухом восточном мысу, поросшем могучим лиственным лесом. Очень красиво монастырь смотрится с противоположного (западного) мыса. Низкий заболоченный западный мыс покрыт вечнозелёными хвойными породами — в основном, соснами, которые, на болотистой местности не только никогда не достигают естественной величины, а засыхают будучи молодыми.

Таким образом, монастрырь, сам находясь в сухом высоком месте, омывается с трёх сторон водами Рдейского озера, а с четвёртой окружён, примыкающим к нему топким мхом. Когда стоишь на западном берегу, противополжный восточный мыс вместе с монастырём, возвышаясь над Рдейским озером, и, отражаясь в нём, в летнее и осеннее время, при глубокой тишине, представляет картину поразительного величия.

История Монастыря

М. И. Полянский в конце XIX века в своём "очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда" пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»

Когда и кем именно основана эта пустынь среди "непроходимых" болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась "обителью Преображения Господня". Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя.

Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой — в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени. До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.

Храм в Рдейской пустыни, длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем — 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов.

Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были Строители игумены по временам — Архимандриты.

По издании штатов в 1764 г.

Легенды про Рдейский монастырь

и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом; сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.

Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.

Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:

  1. Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
  2. Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
  3. Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Премвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: Св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы.»
  4. Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два — от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
  5. Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
  6. Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая — крашенинная, набойчатая.

Достаточно подробная Информация по дальнейшей по истории Рдейского монастыря имеется на сайте И.Гуревича и А.Тилипмана "Малые города России".

Рдейский монастырь. Успенский собор.
Фото Е.Миньковский, 1998.

В кратце можно сказать, что в дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь пришедшая в аварионое состояние была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.

Современное состояние

Местные жители говорят, что ещё в 70-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой. Ныне, когда подходишь к монастырю с запада, со стороны Рдейского болота, то верхушка храма становится видна над лесом с расстояния примерно пяти-семи километров. Только, к сожалению, не блестит. А ведь когда можно было слышать колокольный звон…

Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами.

Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным — штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна — иконостас сделан из мрамора (см. раздел фото). Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии — в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились. На крыше собора растут деревья.

Обломок мраморной ограды или отделки.
Фото Е.Миньковский.

К сожалению "труд­но­про­хо­ди­мые" болота находятся только с западной стороны от монастыря. К сожалению, — потому что почти ничего не предохраняет монастырь от разграбления.

И, хотя, ближайшая трасса находится в 12 километрах, да и от трассы доберёшься далеко не на любом транспортном средстве, но, не смотря на все "препятствия", монастрырь подвергается разрушению не без помощи человека. Кругом валяются обломки мраморного иконостаса, почти разрушенные росписи на стенах имеют на себе следы целенаправленного бросания в них твёрдых тяжёлых предметов, множество выцарапанных надписей типа "здесь был …, — знайте все!" (только паспортных данных почему-то не оставляют). Нам удалось заметить, что самые ранние датированные "граффити" относятся к 1951-52 годам, причём сделаны они не на русском языке, а латиницей. Но этого мало — какие-то умники умудрились выцарапать буквы под сводом(!!) купола храма. А ведь это невозможно без специального альпинистского снаряжения…

1337

Время московское.

Рдейское болото. Фото: Марина Егорова

Проезд. Монастырь расположен на стыке двух областей Новгородской и Псковской, на берегу Рдейского озера, в 84 км от Старой Руссы. Дорога к нему идет через обширное Рдейское болото. Зимой в монастырь можно попасть на лыжах (3.5 часа чистого хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно сыро и много комаров. Оптимальный (12 км) маршрут начинается от деревни Наволок, от нее на юг идет полевая дорога (зимой накатанная снегокатами трасса), идя по которой, вы попадете в небольшой лес (на входе табличка "Государственный природный заповедник Рдейский"). Лесом идти не более получаса в сторону юго-востока, затем вы выходите на просторы Рдейского болота.

Поход к Рдейскому монастырю

Зимой ориентиром служат колеи снегокатов, летом трассы вездеходов. В хорошую погоду издалека можно увидеть купола Успенского Собора, идти до них остается около 7 км. В непосредственной близости от монастыря видны остатки старой монастырской дороги, которая выведет вас прямо к стенам бывшей пустыни. Есть обратный вариант через деревни Каменка и Высокое (последняя, по-видимому, уже опустела), где можно переночевать у местных жителей. Не забывайте, что Рдейское болото уникальный биологический объект, в нем представлена флора и фауна, входящая в Красную Книгу. Не ездите по нему на машинах и вездеходах это убивает нетронутую природу, колеи от них не зарастут еще много лет!!! Не бросайте мусор его никто, кроме вас, убирать не будет, и Рдейское болото превратится в помойку.

Автобус из Старой Руссы на Холм (несколько отправлений в день, первое в 7 утра), до деревни Наволок. Расписание здесь.

До Старой Руссы можно добраться, например, поездом: один в день из Москвы (в пути 8 часов, прибытие в пол-четвертого утра, летом обычно добавляют второй), один из Пскова (в пути 4 часа, прибытие вечером) и два пригородных со станции Бологое (в пути 4 часа, прибытие около 10 утра). Расписания поездов ищите здесь.

На автомобиле : Из Москвы быстрее (но не короче) всего по М10 до Новгорода, затем через Шимск и Старую Руссу до Наволока, 710 км. Из Петербурга через Новгород и далее так же, 380 км.

Питание. Желательно захватить с собой сухой паек, воду можно набрать в болоте либо в озере. Осенью на болоте много клюквы и морошки.

Размещение. Переночевать можно у местных жителей, в городе Холм (гостиница "Ловать", Октябрьская улица, телефон (81654) 5-14-33), или в Старой Руссе (гостиница "Полисть", улица Фридриха Энгельса, 20, телефон (81652) 2-19-47, стоимость одноместного номера на февраль 2006 680р.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *