ПРОЛИВ ДРЕЙКА НА КАРТЕ

Образование

Пролив Дрейка: описание, фото

10 мая 2016

Пролив Дрейка находится в Южном полушарии. Назван в честь британского капера и путешественника Френсиса Дрейка. Он в XVI веке одним из первых прошел эти воды на своем корабле «Золотая Лань», совершая кругосветное путешествие. Продлилось оно три года — с 1577 по 1580 гг. Через пролив фрегата Дрейка прошла в 1578 г.

Данная акватория уникальна. Здесь бывают самые сильные штормы. Это единственное место на планете, где волны поднимаются выше 15 метров.

Географические особенности

Особого внимания со стороны ученых заслуживает пролив Дрейка. Где находится данная акватория? Пролив располагается между двух материков: Южной Америкой и Антарктидой. Он соединяет Тихий и Атлантический океаны. С севера границы пролива очерчены архипелагом Огненная Земля, а с юга – Землей Грейама (часть Антарктического полуострова). Здесь расположен знаменитый мыс Горн – это участок суши, который огибает всякий путешественник, совершающий кругосветное мореплавание. Это единственный вариант, когда его можно обойти стороной, если прокладывать путь через Панамский канал. Мыс Горн является крайней точкой архипелага.

Характеристика

Пролив Дрейка является широчайшим проливом на Земле. В своей самой широкой части он достигает протяженности примерно 800-900 километров. Средняя глубина пролива составляет 4000 м, но есть некоторые участки морского дна, уходящие на глубину до 5000 м и более.

Через пролив проходит Антарктическое циркумполярное течение, также называемое течением Западных Ветров. Это единственный циркулирующий поток воды, проходящий через все меридианы Земли. Данное течение среди океанических считается самым мощным. Вследствие этого сильные штормы в проливе Дрейка — не редкость. Волны в непогоду при порывах ветра 35 м/c могут возвышаться до 15 м, а порой даже еще выше.

В связи с соседством с Антарктидой (пролив Дрейка на карте смотрите ниже) в данной акватории часто встречаются айсберги. Среднегодовая температура воздуха в этих местах составляет примерно +5 °C. Температура воды пролива колеблется примерно от –2 до +10 °C. Хотя климат в этих местах довольно суров, пролив практически никогда полностью не замерзает и круглогодично остается судоходным.

Видео по теме

Растительный и животный мир

Пролив Дрейка и прилегающие к нему районы изобилуют жизнью, хотя местный климат не очень благоприятен в этом отношении. На берегах Антарктиды и Южной Америки, омываемых проливом, и на айсбергах обитает множество видов семейства пингвиновых, в том числе магелланов, антарктический, папуанский и золотоволосый. Также здесь обитают пингвины Адели.

Из птиц в здешних местах встречаются виды из семейств буревестниковые и поморниковые. В самой воде пролива широко распространен фитопланктон, представленный диатомовыми сине-зелеными водорослями, и зоопланктон, особенно копеподы (веслоногие ракообразные).

Пролив Дрейка является отличным местом для обитания и других видов животных. Например, здесь можно встретить некоторых крупнейших представителей океанских просторов из отряда китообразные, например, синего кита. Здесь обитают некоторые виды семейства настоящие тюлени. Это хищники, питаются преимущественно рыбой, моллюсками, крилем, а также ракообразными. Представители данного подвида, называющиеся морским леопардом, часто нападают на пингвинов и даже на других тюленей.

Образование
Пролив Торресов: описание, фото

Пролив Торресов – один из самых мелководных, занимающий второе место в перечне себе подобных. Он разделяет между собой остров Папуа Новая Гвинея и Австралию. С двух сторон (юг и север) он соединяет самый большой…

Новости и общество
Датский пролив: описание, фото. Водопад на дне Датского пролива

Где находится Датский пролив? Он разделяет юго-восточное побережье острова Гренландия и северо-западное побережье государства Исландия. Находится в северном полушарии, максимальная его ширина достигает 280 километров….

Автомобили
Трехколесный грузовой мотоцикл: характеристики, описание, фото

Грузовой мотоцикл представляет собой трехколесное транспортное средство, предназначенное для эксплуатации в качестве транспортера грузов малой массы. Эти агрегаты требуют регистрации в органах ГИБДД и наличия водитель…

Автомобили
Покраска "Раптором": отзывы, описание, фото

Современное лакокрасочное покрытие кузова автомобиля весьма прочное и долговечное. Ему не страшны перепады температуры, дождь и снег. Глянец долгое время не тускнеет и не царапается. К сожалению, условия эксплуатации …

Пролив Дрейка: где находится пролив Дрейка на карте мира

Автомобили
Китайский кроссовер FAW Besturn X80: описание, фото

Новые китайские авто уже давно заняли отдельную нишу не только на отечественном рынке, но и во всём мире. Это и неудивительно, поскольку автомобильная промышленность Поднебесной постоянно развивается и ра…

Автомобили
Виды коробок передач: описание, фото

Современные производители устанавливают на автомобили самые разные коробки передач, и речь здесь не только об автоматических системах трансмиссии. Даже конструктивно простые механические коробки разделяются на различн…

Автомобили
"Урал М-63": технические характеристики, описание, фото

Стальной тяжеловес под названием «Урал М-63» считается одним из мощнейших мотоциклов советского периода. Подобная техника довольно «прожорлива», но обладает большой мощностью. Данное транспортн…

Автомобили
"Альфа Ромео Джулия": характеристики, описание, фото

«Альфа Ромео Джулия» — это престижный автомобиль, который выпускается итальянской компанией начиная с февраля текущего, 2016 года. В 2015-м летом он был представлен миру в качестве преемника такой модели, …

Автомобили
ВАЗ-2108: технические характеристики, описание, фото

Автомобиль «Лада Спутник» модели ВАЗ-2108 (технические характеристики будут описаны ниже) представляет собой хэтчбек малого класса. Эта машина изготовлялась с 1984 по 2004 гг. Данные легковые автомобили пр…

Автомобили
ГАЗ-3110 "Волга": технические характеристики, описание, фото

Уже не одно десятилетие покоряет российские дороги ГАЗ-3110 «Волга». Технические характеристики данного автомобиля сложно назвать идеальными и полностью соответствующими современным требования, однако он д…

Пролив Дрейка ( англ.Drake Passage ) — Участок океана между южным концом Южной Америки — мысом Горн, и Южные Шетландские острова у побережья Антарктиды. Пролив получила название в честь известного британского капера Сера Френсиса Дрейка, который открыл ее во время своего кругосветного путешествия в 1578 году, хотя в действительности он проливом не проходил, выбрав маршрут через менее бурную Магелланов пролив. Уже после выхода из Магелланова пролива его корабль был отнесен штормом далеко на юг, где он увидел южный край континента и открытое море дальше на юг.

Первое зарегистрированное плавания проливом Дрейка совершил в 1616 году голландец Виллем Схоутен на корабле "Ендрахт" ( Eendracht ).

Пролив имеет 400 км в длину и 820 км шириной, это наименьшее расстояние, которое отделяет Антарктиду от остальных земной суши. Считается, что через пролив проходит граница между Тихим и Атлантическим океанами. За границу принимают или линию, проведенную от мыса Горн до острова Сноу (за 257 км от континентального побережья Антарктиды), или меридиан, проходящий через мыс Горн. Обе линии деления лежат в пределах пролива Дрейка. Максимальная глубина в проливе 5840 г.

Кроме крошечных островов Диего-Рамирес в 30 км южнее мыса Горн другой суши в проливе нет. Также значительных масс суши нигде на широте пролива Дрейка, и ничего не препятствует бега Антарктической циркумполярного течения, которое несет гигантский объем морской воды (в 600 раз больше, чем Амазонка) через пролив Дрейка и вокруг Антарктиды.

Проливы мира

Пролив Дрейка известна среди моряков своими огромными штормами с волнами высотой более 10 метров, которые бушуют здесь большую часть года. Расположена между 56 и (предположительно) 60 южной широты, пролив лучше соответствует старой моряцкий поговорке: "За сороковой нет закона. По пятидесятой Бога нет".

Во время спокойной погоды пролив Дрейка — прекрасное место для наблюдений за китами, дельфинами и многообразием морских птиц, в частности гигантских буревестников, альбатросов и пингвинов. С этой целью в этих мест приедут многочисленные туристские теплоходы во время круизов.

Окаменевшие находки свидетельствуют, что пролив появилась около 40 млн. лет назад. К этому времени Тихий океан был полностью отделен от Атлантического и Антарктида была значительно теплее и не имела ледников. После объединения двух океанов сформировалась Антарктическая циркумполярного течения, которая создала вокруг Антарктиды область чрезвычайно холодного климата, что и привело ее к ее нынешнего состояния.

Дрейка (пролив)

Текст научной статьи на тему «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОТДЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ОТ ЗАПАДНОЙ АНТАРКТИДЫ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2012, том 82, № 7, с. 615-627

ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Рельеф и геофизические характеристики дна в поясе пролива Дрейка и моря Скоша исследованы сравнительно неплохо и обсуждались во многих публикациях. Однако тектоника и геодинамика этого пояса пока ещё не получают однозначной интерпретации. Дно океана здесь обычно рассматривается в качестве коллажа малых фрагментов континентального моста и молодых океанических плит, образованных в результате спрединга в процессе широкомасштабных движений крупных ли-тосферных плит. Авторы предложили альтернативную гипотезу происхождения литосферного пояса пролива Дрейка и моря Скоша как ареала крупного межконтинентального моста, испытавшего базификацию и деструкцию на крупные фрагменты в условиях умеренного растяжения и недолговечного локального рифтогенеза.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОТДЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ОТ ЗАПАДНОЙ АНТАРКТИДЫ

Г.Б. Удинцев, Н.А. Куренцова , Г.В. Шенке, В.Г. Бахмутов, В.Д. Соловьёв

Область дна Южного океана в проливе Дрейка и в котловине моря Скоша обычно привлекает внимание океанологов и климатологов в связи с вопросом о раскрытии океанских ворот Западной Антарктики. Раскрытием именно этих ворот определяется возникновение Циркум-Антаркти-ческого течения, развитие оледенения Антарктиды и похолодание климата Земли. Однако сама по себе геодинамика данного тектонического пояса представляет большой интерес для оценки поведения структурной системы былого континентального моста между массивами Южной Америки и Западной Антарктиды, ведь этот пояс отмечает западное завершение примечательной и занимавшей огромное пространство Южного полушария палеофлористической области — Гондваны. По определению Э. Зюсса, впервые введшего представление о ней в своём многотомном труде Лик Земли как Gondwana-Ьапё, она охватывала всё пространство современного Индийского океана и прилегавших к нему частей континентов Индостана, Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки.

Авторы работают в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН. УДИНЦЕВ Глеб Борисович — член-корреспондент РАН. КУРЕНЦОВА Наталья Алексеевна — доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник. ШЕНКЕ Ганс Вернер — инженер—доктор геофизических наук, Институт полярных и морских исследований им. А. Вегенера (Германия).

Авторы работают в Институте геофизики НАН Украины. БАХМУТОВ Владимир Георгиевич — доктор геолого-минералогических наук, заведующий отделом. СОЛОВЬЁВ Валерий Дмитриевич — старший научный сотрудник.

Геологическая природа и историческая судьба Гондваны во многом ещё не поняты. Между тем на примере пространственно более ограниченного тектонического пояса пролива Дрейка и моря Скоша можно видеть роль вертикальных движений с обрушением крупных блоков земной коры в истории развития Гондваны и существенно меньшую роль горизонтальных движений. Примечательны здесь линейные аномалии магнитного поля, выявляемые в пределах континентальных блоков. Давно уже было высказано мнение, что эта область — природная лаборатория для изучения тектонических процессов на границе океана и континентов в условиях островной дуги и раздробления части Гондваны.

Сочетание структур пролива Дрейка и моря Скоша рассматривается нами как единый тектонический пояс, в котором континентальный мост между Южной Америкой и Западной Антарктидой испытал в прошлом растрескивание, частично локализованный рифтогенный спрединг и региональные погружения. В структуре дна этого пояса сохранились черты строения палеоземли Южной Патагонии, а динамика его развития определилась разогревом литосферы и обширным воздыманием мантийного материала (плюмажа) в условиях умеренного раздвижения между континентальными массивами Южной Америки и Западной Антарктиды.

Пролив Дрейка: описание, фото

Этому сопутствовали региональный магматизм типа ареальных океанических платобазальтов, локальный магматизм, свойственный рифтовым зонам срединно-океа-нических хребтов в недолговечных локальных рифтах, обрушение коровых блоков в проливе Дрейка и последовательное погружение их в котловине моря Скоша (рис. 1).

Рис. 1. Рельеф дна Южного океана в области пролива Дрейка и моря Скоша 322 и 325 — буровые скважины 35-го рейса Гломар Челленджер

Судя по истории формирования осадочного покрова в южной части Атлантического океана, континентальные мосты в проливе Дрейка и море Скоша были разрушены от 30 до 15 млн. лет назад. Прорыв вод из Тихого океана в Атлантику через открывшиеся ворота положил начало развитию Циркум-Антарктического течения. До сих пор бытует представление о разрушении этих континентальных мостов в результате раздвижения ли-тосферных плит Южной Америки и Западной Антарктиды на расстояние порядка 500—600 миль .

Альтернативные выводы о геодинамике тектонического пояса пролива Дрейка и моря Скоша стали итогом совместных работ периода 1994— 2010 гг. группы сотрудников ГЕОХИ им. В.И. Вернадского РАН, Института геофизики НАН Украины и Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия) .

Наши выводы о происхождении пролива Дрейка существенно отличаются от бытующих до сих пор представлений о формировании ложа пролива в процессе спрединга в рифтах виртуально реконструированных хребтов Феникс-Наска и Феникс-Антарктик . У нас не было возмож-

ности выполнить детальные исследования рельефа ложа пролива севернее Южно-Шетландского жёлоба. Поэтому мы вынуждены ориентироваться на анализ наиболее полного варианта электронного атласа рельефа океанического дна Генеральной батиметрической карты океанов (ГЕБКО) и на результаты глубоководного бурения Гломар Челленджера по скважинам 322 и 325.

Наблюдаемые в рельефе дна этого района невысокие холмы и возвышенности не обладают чётко выраженной конфигурацией. Бросается в глаза выстраивание этих форм рельефа в комплекс, мало сходный с рифтогенными морфо-структурами (рифтовые гряды и трансформные разломы). Скорее, это продолжение раздробленного андийского ороклина южной Патагонии. Дробление ороклина, начавшись примерно в районе 50° ю.ш., сочетается со смещением его западного фланга в область континентального склона и ложа океана вблизи сложной структуры Импакта Элтанин, значительно севернее пролива. Южное продолжение андийского оро-клина предполагается нами в широкой полосе ложа пролива Дрейка от южного выступа окраины Огненной Земли к окраине Антарктического по-

луострова между 62-м и 80-м меридианами западной долготы.

Структуры, несколько сходные с малыми по протяжённости рифтами, исследованы в проливе на трёх малых полигонах южнокорейскими учёными . Однако, судя по опубликованным ими профилям, это, скорее всего, структуры блоковых дислокаций жёсткого фундамента. Системы датированных линейных аномалий магнитного поля, наблюдавшиеся там, служили основой для реконструкций динамики предполагаемого спре-динга в виртуально реконструируемых рифтовых зонах — хребтов Феникс-Антарктик-Наска, Фе-никс-Наска и Феникс-Антарктик с образованием малых плит, поглощавшихся путём субдукции в Южно-Шетландском жёлобе. Фрагментарность используемых при этом линейных аномалий магнитного поля заставляет сомневаться в их генетической связи с рифтогенезом и в правомерности геохронологической идентификации как самих предполагаемых рифтов, так и сформированных ими малых плит, поглощавшихся в процессе суб-дукции. Вполне вероятной представляется связь этих аномалий с трещинами жёсткого фундамента пролива Дрейка. Формирование подобных структур аномального магнитного поля отмечалось ранее во многих областях Мирового океана . Рифтогенному типу рельефа не соответствует, в частности, выявленная многолучевым эхо-лотированием экспедиции АНТ-18/5 на НИС Полярштерн морфология дна в районе Импак-та Элтанин, относимом авторами упомянутых реконструкций к плите Феникс-Наска.

Новые сведения о строении ложа пролива Дрейка были получены с помощью геоэлектрических исследований методами вертикального электрорезонансного зондирования (ВЭРЗ) и становления короткоимпульсного электромагнитного поля (СКИП) по разрезам от Огненной Земли к Антарктическому полуострову в украинских антарктических экспедициях . Опираясь на полученные материалы, мы пришли к выводу о блоковом обрушении континентального моста в проливе Дрейка. Оно особенно резко выражено со стороны Огненной Земли. Со стороны Антарктического полуострова с грядой Южно-Шетландских островов обрушение имеет характер ступенчатого сброса с углублением молодого одностороннего грабена Южно-Шетландского жёлоба. В средней части пролива на этих разрезах нет признаков продолжения Западного рифта ложа котловины моря Скоша, утыкающегося в разлом Шекклтона. Анализ полученных распределений геофизических неоднородностей структур региона в земной коре может указывать на кору переходного типа, с широким развитием ареальных платобазальтов и эклогитизацией нижней части коры .

В южной части пролива очень чёткие очертания имеет Южно-Шетландский жёлоб, в котором многие авторы стремятся видеть отражение процесса субдукции малых океанических литосфер-ных плит под окраину плиты Антарктического полуострова. Новые данные о рельефе дна жёлоба были получены по результатам многолучевой эхолотной съёмки в экспедициях АНТ-15/2 и АНТ-19/5 на НИС Полярштерн. Эти исследования показали, что структура жёлоба, как молодого грабена, проламывает на востоке разлом Шекклтона с его трансверсивным хребтом. Три разреза сейсмического профилирования 29-го рейса НИС Академик Борис Петров свидетельствуют, что до возникновения жёлоба осадки нижней свиты, поступавшие со стороны Южно-Шетландских островов, выносились на ложе пролива. Лишь после образования грабена нынешнего жёлоба началось его действие как ловушки осадочного материала верхней свиты. Слои осадков в этой ловушке не обнаруживают деформаций, которые могли бы свидетельствовать в пользу реальной субдукции в Южно-Шетландском жёлобе .

Разлом Шекклтона и подобные ему по простираниям разломы Геро, Анверс и другие в западной части пролива Дрейка отражают, по нашему мнению, сочетание тенденции дробления южного про

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

  • О ТЕКТОНИКЕ ПОЯСА ПРОЛИВА ДРЕЙКА–МОРЯ СКОША, ЮЖНЫЙ ОКЕАН

    БАХМУТОВ В.Г., БЕРЕСНЕВ А.Ф., ДОМОРАЦКАЯ Л.Г., КОЛЬЦОВА А.В., КУРЕНЦОВА Н.А., СОЛОВЬЕВ В.Д., УДИНЦЕВ Г.Б., ШЕНКЕ Г.В. — 2012 г.

  • ГЕОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЛИВА ДРЕЙКА В ПОСТМИОЦЕНОВСКОЕ ВРЕМЯ, ЗАПАДНАЯ АНТАРКТИКА, ЮЖНЫЙ ОКЕАН

    ТЕТЕРИН Д.Е. — 2011 г.

  • ГЛУБИННОЕ СТРОЕНИЕ И ИЗОСТАЗИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ МОРЯ СКОША

    ДУБИНИН Е.П., ТЕТЕРИН Д.Е., УДИНЦЕВ Г.Б. — 2015 г.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛИТЫ СКОША

    ДОМАРАЦКАЯ Л.Г., ДУБИНИН Е.П., КОЛЬЦОВА А.В., ТЕТЕРИН Д.Е., УДИНЦЕВ Г.Б. — 2015 г.

Где находится пролив дрейка на карте

Проливы – узкие водные пространства, разделяющие участки суши и соединяющие соседние моря или океаны.

Крупнейшие проливы мира

Название

Длина (км)

Что соединяет

Мозамбикский

1670

Воды Индийского океана

Девисов

632

Море Баффина и Атлантический океан

Малаккский

1000

Андаманское и Южно-Китайское моря

Гудзонов

806

Гудзонов залив и Атлантический океан

Макасарский

710

Моря Сулавеси и Яванское

Татарский

663

Охотское и Японское моря

Флоридский

350

Мексиканский залив и Атлантический океан

Ла-Манш

520

Северное море и Атлантический океан

Магелланов

575

Атлантический и Тихий океаны

Дрейка

460

Атлантический и Тихий океаны

Берингов

96

Чукотское и Берингово моря

Гибралтарский

59

Средиземное море и Атлантический океан

Мозамбикский пролив расположен между островом Мадагаскар и континентальной Африкой. Мозамбикский пролив находится на западе Индийского океана и считается одним из самых протяженных на планете. Примерная длина пролива 1670 километров, а ширина до 925 километров.

Мозамбикский пролив на севере и юге имеет глубину более 3 километров, а в средней части примерно 2,4 километра. Минимальная глубина пролива по фарватеру составляет 117 метров.

Для Мозамбикского пролива характерно устойчивое течение скоростью около 1,5 узлов, которое направлено с севера на юг. Высота приливов до 5 метров. В северной части пролива расположены Коморские острова, вдоль береговой линии которых расположено множество маленьких островов и рифов.

Береговая линия очень красива, под ногами нежный морской песок. Берег кое-где изрезан приливами и окаймлен пологими холмами, с которых открываются шикарные панорамы Мозамбикского пролива.

Природа Мозамбикского пролива уникальна, только здесь можно обнаружить уникальные экземпляры рыбы целаканта, которая, как вид, в два раза старше динозавров. Здесь можно встретить самого крупного ската, который носит название манта. Именно эти уникальные виды рыб привлекают сюда большое количество дайверов.

Девисов пролив — расположен между Гренландией и островам Баффинова Земля. Пролив соединяет море Баффина Северного Ледовитого океана с водами Атлантического океана. Длина Девисова пролива составляет 632 мили (1170 км), ширина 194,5-577 миль (360-1070 км), глубина судоходной части 104 — 3730 м. В водах Девисова пролива встречаются дрейфующие льды и айсберги.

Малаккский пролив — разделяет полуостров Малакка и остров Суматра, принадлежащий Индонезии.

Северные и северо-восточные берега Малаккского пролива и находящиеся вблизи них острова относятся к Королевству Таиланд. Все остальные берега принадлежат государству Малайзия, о уже упомянутый остров Суматра и острова, прилегающие к нему, относятся к Индонезии.

Протяженность пролива очень велика, она составляет 1000 км, ширина превышает 40 км, а глубина в судовом ходу не ниже 25 м.

Судоходство в Малаккском проливе затруднено тем, что вблизи берегов находятся мели. Всё усложняется тем, что мели иногда случаются и вдалеке от берегов, а на мелях могут скрываться рифы.

Район Малаккского пролива является вулканически активным. Большинство островов в проливе имеют именно вулканическое происхождение. К наиболее крупным из них относятся Пхукет, Ланкави, Пинанг и прочие.

Гудзонов пролив — расположен между островом Баффинова Земля и полуостровом Лабрадор у северо-восточного берега Канады. Соединяет Гудзонов залив с Атлантическим океаном.

Длина Гудзонова пролива составляет 432 мили (806 км), ширина 62 — 219 миль (115 — 407 км). Глубина судоходной части 141 — 988 м. Поверхностное течение — на Юго-Востоке со скоростью 0,4 уз (0,7 км/ч).

Наибольшая высота прилива достигает 7,7 м.

Макасарский пролив — расположен между островами Калимантан и Сулавеси. Этот пролив соединяет море Сулавеси с Яванским морем. Длина Макасарского пролива составляет 383 мили (710 км), наименьшая ширина 65 миль (120 км), наименьшая глубина судоходной части 930 м. Течения в Макасарском проливе муссоного характера.

Татарский пролив, разделяет Азию и остров Сахалин, а также соединяет Японское море с Охотским. Самая узкая и наиболее мелкая часть пролива, находящаяся у места впадения вод реки Амур, имеет называние пролив Мамио-Ринзо или пролив Невельского.

Татарский пролив имеет длину 633 километра, максимальная ширина пролива 342 километра, а минимальная 7,3 км. Глубина фарватера Татарского пролива в большинстве случаев весьма значительна уже около берега, минимальная глубина на фарватере пролива насчитывает 7,2 метра, вот почему Татарский пролив считается одним из максимально мелких проливов.

Берега Татарского пролива в основном гористые на юге, а севере же они пологие. Средняя температура воды в проливе в летний период колеблется около отметки в 11 градусов Цельсия. В зимние месяцы Татарский пролив сковывают льды на севере, в южной части пролив покрывают дрейфующие льды. В проливе нет крупных островов, кроме острова Монерон.

Берега Татарского пролива украшают изумрудные хвойные леса, в которых произрастает ель, пихта и лиственница, с небольшой примесью березы и ольхи.

Воды Татарского пролива богаты рыбой, здесь в большом количестве обитает сельдь, камбала и палтус.

Флоридский пролив — расположен между полуостровом Флорида и островами Куба и Багамские, соединяет воды Мексиканского залива с Атлантическим океаном.

Длина Флоридского пролива составляет 350 миль (648 км), ширина -43-97 миль (80-180 км), глубина судоходной части 150-2085 м, поверхностное течение (начало Гольфстрима) — на Северо-Востоке со скоростью 2,4-3,8 уз (4,4-7 км/ч). С апреля по октябрь во Флоридском проливе возможны ураганы.

Пролив Ла-Манш  — английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. — 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Магелланов пролив – пролив между архипелагом Огненная Земля и континентом Южная Америка. Оба берега Магелланова пролива находятся на территории государства Чили. Протяженность пролива составляет 575 км, а глубина повсеместно превышает 20 м.

Берега в северо-восточной части Магелланова пролива очень крутые, извилистые, над водами нависают скалы, возможны сходы ледников. Северо-восточные же берега, напротив, более пологие. Воды на северо-западе глубже, чем на северо-востоке.

Мореплавание в Магеллановом проливе не слишком распространено, это связано с опасностями, скрытыми в его глубинах. Посреди пролива случаются мели и подводные скалы. Так же в проливе дуют мощные западные ветры. Скорость течений, создаваемых приливами, достигает 25 км/ч.

Пролив впервые был пройден в 1520 г. Первооткрывателем считается Магеллан, именно он стал историческим первопроходцем. Хотя существуют версии, по которым пролив был открыт значительно раньше. Тогда Огненная земля относилась к Неведомой Южной земле, а Магелланов пролив назывался «проливом всех Святых».

Пролив Дрейка северным берегом которого является архипелаг Огненная Земля,  а южным – Южные Шетландские острова, относящимися к Антарктиде, объединяет Тихий океан и Атлантический океан.

Ширина пролива повсеместно превышает 820 км. Это позволило проливу Дрейка получить званием широчайшего пролива в мире.

Пролив Дрейка является невероятно опасным для мореплавателей по нескольким причинам. Во-первых, в проливе часто встречаются айсберги, особенно на юге. Во-вторых, там случаются шторма небывалой силы, зачастую высота волн превосходит 15 м, а шквальный ветер налетает со скоростью 35 м/с. В-третьих, в проливе Дрейка протекает очень сильное течение – «Течение Западных ветров», которое является циркумполярным.

Самая южная точка Южной Америки с невероятно холодным климатом располагается именно в проливе Дрейка. Это острова Диего-Рамирес. Но, поскольку, до них не так-то просто добраться, туристы обычно посещают мыс Горн.

Первопроходцем пролива был англичанин Фрэнсис Дрейк, в честь этого мореплавателя, покорившего буйные воды в 1578 г, и был назван пролив.

Берингов пролив — расположен между максимально восточной точкой Азии, называемой мыс Дежнёва, и наиболее западной точкой материка Северная Америка – мыс Принца Уэльского, разделяя Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки.

Наверно, сложно обнаружить на Крайнем Севере ландшафт с более жесткими погодными условиями, чем Берингов пролив. В летний период здесь температура практически никогда не поднимается выше нуля градусов. Здесь дуют сильные ветра, которые приносят с океана моросящий дождь, снег, а по проливу движутся льдины.

В самом узком месте ширина Берингова пролива составляет 86 километров, а минимальная глубина фарватера насчитывает 36 метров. Берингов пролив является местом обмена вод между Северным Ледовитым океаном (Чукотское море) и Тихим океаном (Берингово море). В центре Берингова пролива находятся острова Диомида. Именно здесь проходит граница часовых поясов и линия смены дат.

На безжизненных берегах Берингова пролива раскинулась неприветливая тундра и вечная мерзлота. Берега Берингова пролива в основном высокие скалистые, очень сильно изрезаны, здесь большое количество бухточек.

В холодных чистых водах Берингова пролива живут 60 видов рыб, максимально распространены камбала, палтус, горбуша, треска, кета и чавыча. Здесь обитают в большом количестве мидии, баланусы, осьминоги, крабы и креветки. Берингов пролив стал домом для морских котиков, тюленей, серых китов и кашалотов. На скалистых берегах пролива живут птицы, объединяющиеся в птичьи базары.

Гибралтарский пролив — расположен между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки; соединяет Атлантический океан со Средиземным морем. Длина Гибралтарского пролива составляет 32 мили (59 км), ширина 7,5 — 23,7 мили (14 — 44 км), глубина судоходной части — 338 м. В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 км атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 км средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 км обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря.
По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.
Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.



Місця, названі на честь відомих мандрівників

Магелланова протока і протока Дрейка, водоспад Лівінгстона, австралійська Тасманія і затока Гудзона… Redigo розповідає про місця, де багато років тому опинилися кораблі легендарних мандрівників.

Острів Врангеля

Прапор Російської імперії над островом підняла команда криголама "Вайгач" в 1911 році. Однак відкрили його зовсім не російські полярники, а британський дослідник Генрі Келлетт, який у 1849 році проходив на кораблі повз острів, але сходити на берег не став.

Пролив Дрейка: «Форточка Ревущих 40-х Ветров»

Свою назву острів отримав на честь Фердинанда Петровича Врангеля — адмірала, мореплавця, полярного дослідника, який вивчав північно-східне узбережжя Сибіру і західне узбережжя Північної Америки від Берингової протоки до Каліфорнії і активно виступав проти продажу Аляски Сполученим Штатам.

Острів Врангеля з 2004 року перебуває під охороною ЮНЕСКО. Останній льодовиковий період оминув його, тому зараз тут стільки рідкісних тварин і рослин, скільки немає на жодному арктичному острові світу. Тут навіть верби ростуть, щоправда, карликові, не більше метра заввишки. Його справжні господарі — моржі, білі ведмеді і гуси. Вчені стверджують, що саме на цих берегах розквартировано одне з найбільших в Арктиці ліжбищ моржів — до 130 тисяч особин. На самому ж острові Врангеля і сусідньому крихітному Геральді — найбільше у світі кількість "пологових" барлогів білих ведмедів — від 300 до 500.

Магелланова протока

У 1520 році португальський мореплавець Фернан Магеллан зробив відразу кілька географічних відкриттів. Першим і головним з них стало відкриття 575-кілометрового протоки між островами біля південного краю Південної Америки і самим материком. Пошуки протоки зайняли чимало часу: Магеллан вивчив більше двох тисяч кілометрів узбережжя, виглядаючи заповітний морський коридор серед нескінченних бухт і заток. 

Зрештою, флотилія Магеллана опинилася у вузькій протоці, яка вела углиб материка. Кораблі пройшли його за 38 днів і португалець за час цієї важкої подорожі не втратив жодного судна. Дослідивши протоку, Магеллан також відкрив архіпелаг Вогняна земля, а також дав назву океану, в якому опинився, — Тихий (плавання відбувалося при гарній погоді).

Гора Фіцрой

Офіцер британського військово-морського флоту Роберт Фіцрой увійшов в історію як дослідник непривітних південних берегів Латинської Америки, а також як людина, що відкрила світу Чарльза Дарвіна. Саме його, 23-річного випускника Кембриджського університету, Фіцрой взяв із собою у навколосвітню подорож на кораблі "Бігль", дозволивши таким чином зібрати величезний науковий матеріал.

27 грудня 1831 судно вийшло з Портсмута і вирушило в плавання. На борту "Бігля" перебувала команда з 70 осіб, а також три індіанця, яких Фіцрой під час попередньої експедиції привіз до Англії для знайомства з цивілізацією, а тепер хотів повернути на батьківщину. Досягнувши берегів Південної Америки, корабель провів біля її берегів більше трьох років. Фіцрой виконав величезну картографічну роботу, наніс на карту численні острівці біля східного і західного берегів материка, дослідив Магелланову протоку і Патагонію.

Цікаво, що Роберт Фіцрой під час своєї подорожі так і не побачив гору, яку пізніше назвали його ім’ям. Майже через 40 років після його плавання, на південноамериканську вершину в нетрях Патагонії наткнувся аргентинський мандрівник Франсіско Морено. Він вирішив назвати мальовничий пік заввишки 3375 метрів на честь знаменитого британського дослідника.

Мис Дежньова

Семен Іванович Дежнев в 1648 році обігнув Чукотський півострів з півночі і довів, що з Європи до Китаю можна дістатися і через північні моря. Він на 80 років раніше Вітуса Берінга пройшов через протоку, яка відокремлює Америку від Євразії, але так як про російських першопрохідців в Старому Світі тоді мало що знали, слава дісталася Берингу. Однак в 1879 році, відновлюючи справедливість, шведський дослідник Арктики Нільс Норденшельд назвав крайню східну точку Євразії ім’ям російського мореплавця. До цього часу мис називали Східним.

Мис Дежнєва — одне з найбрутальніших місць Чукотського півострова.

Тут скелі нагромаджуються одна на іншу, часто бувають тумани і постійно дме пронизливий вітер. Проте, незважаючи на віддаленість від цивілізації, в цих місцях є пам’ятки: маяк імені Семена Дежньова і старовинний хрест, встановлений поруч з ним, покинуте селище китобоїв XVIII-XX століть — Наукан (його розформували в радянські часи). Але ті, хто забираються в ці краї, їдуть щоб подивитися на унікальну фауну: тут можна подивитися на численні пташині базари, є ліжбища тюленів та моржів, а навесні можна побачити білих ведмедів з ведмежатами. Іноді зовсім поряд з берегом пропливають касатки і сірі кити.

Гора Кука

Найвища вершина Нової Зеландії (3754 метра) знаходиться на Південному острові, в національному парку Аоракі Маунт-Кук. Це край безкрайніх долин, льодовиків, озер і Південних Альп (так називають гірський хребет, який простягається з півдня на північ). Повітря тут таке холодне та свіже, що обпікає легені. Погода мінлива: то яскраво світить сонце, то мрячить дощем. У передгір’ях ростуть десятки видів польових квітів, а кількома метрами вище, на гірських схилах, земля вкрита крижаною кіркою і шаром снігу.

Гору назвали на честь одного з найвідоміших у світі мореплавців — Джеймса Кука. Англійський дослідник побував біля берегів Нової Зеландії під час своєї першої навколосвітньої подорожі в 1768-1771 роках. Він відкрив протоку між Північним і Південним островами (носить його ім’я) і довів, що Нова Зеландія — це два самостійних шматки суші, а не частина невідомого материка.

Острів Ратманова

Острів Ратманова знаходиться у Беринговій протоці і, по суті, є великою скелею з пласкою вершиною, яку вкриває снігова шапка. Це найбільш східна точка Росії — звідти, при гарній погоді, можна розгледіти береги Аляски. Життя тут особливо немає, хіба що прикордонники служать і під час міграції залітають погостювати охристі колібрі, які летять у Каліфорнію.

Назва острова змінювалося декілька разів. Спершу він носив ім’я Імаклік — колись так називали його ескімоси. Інша назва — Великий Діомід ("біг діомейд", як кажуть американці). Існує ще й Малий Діомід (або острів Крузенштерна), він сусід острова Ратманова і належить США. Ім’я Діоміда архіпелагу дав Вітус Берінг, який в серпні 1728 опинився в тутешніх краях на своєму боті "Святий Гавриїл". 90 років потому води Берингової протоки борознив мореплавець Отто Коцебу, який вирішив назвати Великий Діомід ім’ям свого товариша по службі — морського офіцера Макара Ратманова, з яким разом побував у навколосвітній подорожі.

Берінгова протока

Протока, по якій проходить водний кордон між Росією та Сполученими Штатами і яка розділяє континенти Євразія та Північна Америка, названли на честь Вітуса Берінга — офіцера російського флоту данського походження. У XVIII столітті він керував двома експедиціями на Камчатці, відкрив кілька Алеутських островів. Берінг пройшов через цю протоку в 1728 році першим з європейських мореплавців.

Ширина протоки в найвужчому місці — всього 86 кілометрів, і це відстань періодично намагаються подолати на човнах або вплав відчайдушні сміливці. Найчастіше їх плани зриваються через негоду. Влітку 2012 року французький спортсмен-інвалід без рук і ніг Філіп Круазон переплив 4-кілометрову ділянку протоки між островом Крузенштерна і островом Ратманова.

Протока Дрейка

Протока, що з’єднує Атлантику з Тихим океаном, — є найширшою на Землі. Навіть найвужча її частину має понад 800 кілометрів завширшки. На півночі вона омиває архіпелаг Вогняна земля, на півдні межує з Антарктидою, точніше з Південними Шетландськими островами. Протоку відкрив знаменитий англійський пірат Френсіс Дрейк. Саме він вперше пройшов через неї у 1578 році на кораблі "Золота лань", здійснивши таким чином другу, після Магеллана, навколосвітню подорож.

Протока Дрейка — дуже небезпечне для мореплавців місце, вона рясніє вирами, тут часто лютує негода і трапляються сильні шторми. Щоб здолати її, треба мати вдосталь мужності. Десь настільки, наприклад, як має Федір Конюхов. У 2010 році він на чолі навколосвітньої експедиції пройшов через неї вже вшосте.

Затока Гудзона

Цю величезну акваторію на півночі Канади називають внутрішнім канадським морем через те, що затока глибоко вдається в територію країни. Гудзонова затока відноситься як до Північного Льодовитого океану, так і до Атлантики.

Першим тут на початку XVI століття побував Себастьян Кабот. Через сто років, у 1611 році, затока був заново відкрита Генрі Гудзоном. Вирушивши у чергову експедицію в пошуках північного шляху до Азії, Гудзон зіткнувся з бунтом на кораблі. Матроси заволоділи судном і повернули назад, а його з сином та іншими членами екіпажу, які, ймовірно, підтримували Гудзона, посадили на човен, не залишивши їм ні їжі, ні води. Більше про долю легендарного мореплавця нічого не відомо. Вважається, що він зник безвісти на крижаних просторах затоки, заслужено названої його ім’ям.

Водоспад Лівінгстона

Водоспад Лівінгстона — система порогів і водоспадів, які розтягнулася на 350 кілометрів по річці Конго, в її нижній течії. Ця каскадна система вважається найбільшою у світі по витраті води в секунду. Перепад рівня річки тут складає 270 метров.Заканчуються водоспади у головному морському порту Республіки Конго — Матаді, який заснував англійський журналіст, мандрівник, дослідник Африки Генрі Мортон Стенлі. Він же назвав водоспади, знайдені ним на Конго, на честь Давида Лівінгстона — шотландця, видатного дослідника Африки. Провівши на цьому континенті більшу частину свого життя, Лівінгстон пройшов по ньому пішки лизько 50 тисяч кілометрів! Цікаво, що він ніколи не бачив системи порогів, відкритих Стенлі, так як вивчав лише верхню течію Конго.

Найбільш відвідуваним з усієї системи водного каскаду Лівінгстона вважається водоспад "Інга" заввишки 96 метрів. Тут організовуються вертолітні прогулянки, а сміливці проходять пороги на Конго на байдарках, каное і, навіть, плотах. Можна взяти участь і в піших мандрівках з гідами, які відтворюють шлях Генрі Мортона Стенлі, але для цього потрібна хороша фізична підготовка і відповідне спорядження.

Острів Тасманія

Острів Тасманія, розташований недалеко від берегів Австралії, відкрив голландський мореплавець Абель Тасман ще в 1642 році. Щоправда, на берег моряки тоді сходити не стали, а пройшовши кілька миль, повернули на схід і кілька днів потому опинилися біля берегів Нової Зеландії. Тут відбулася їхня перша і кривава зустріч з аборигенами маорі, під час якої загинуло кілька матросів. Експедиція продовжилася і, незабаром, були відкриті острови Фіджі і Тонга. Однак, керівництво Ост-Індської компанії визнало експедицію невдалою, так як нові торгові шляхи не були знайдені. І про Австралію, Нову Зеландію і острів Тасманію забули ще на 100 років. Поки в ці південні землі не дістався знаменитий мореплавець Джеймс Кук. Свою теперішню назву острів отримав майже через 200 років, у 1856 році.

У наш час добра половина острова Тасманія — заповідна зона з національнімі парками и полями, де легально вірощують опіум для фармацевтичної промісловості. Тут ходять сотні байок про дивне птахів и кенгуру, Що Танцюють, альо очевидно Одне — макові поля тут Дуже красиві за будь-якої погоди.

Фото з Flickr (by -jon, Thomas_Shaw, Jesse Estes, Jenny Varley, Airflore, Bering Land Bridge National Preserve, Allergic to Apples), Thinkstock, Vberger / Wikimedia Commons

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *