ПОЖАРНАЯ КАЛАНЧА КОСТРОМА

Пожарная каланча – памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на главной (Сусанинской) площади Костромы, является ее высотной доминантой.

Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И. Баумгартену, в предписании которого от 10 января 1824 года указывалось: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев». Автором проекта здания стал губернский архитектор П.И. Фурсов. Им же осуществлялся контроль за строительными (1824-1825 гг.) и отделочными (1825-1827 гг.) работами.

Здание было выстроено в виде двухэтажного четверика с прекрасным портиком, увенчанного восьмигранной дозорной башней с караульней. Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России.

Музей Пожарного дела

В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Во второй половине XIX века здание каланчи было незначительно перестроено. В 1870-х годах к нему пристроили крылья, в которых разместилось депо, а в 1880 году изменили форму караульни. Уже в середине ХХ века здание отреставрировали, вернув его верхней части прежний вид. Почти все время своего существования памятник находился в распоряжении пожарных служб города. Однако уже в последние десятилетия ХХ века в нем разместилась ведомственная выставка посвященная истории противопожарных служб России и Костромы. В 2005 году было принято решение о передаче здания каланчи Костромскому музею-заповеднику. В настоящее время идет процесс освоения памятника музеем, в нем разместился его экскурсионно-туристический отдел.

Основное здание – двухэтажный четверик с аттиком и прекрасным портиком на фасаде, увенчанный восьмигранной башней с фонарем-«караульней» — построено по проекту архитектора П.И. Фурсова в 1824-1827 годах. значительная часть его помещений была передана под музей Пожарного дела в России и Костроме.

Пожарная Каланча на карте

 

жираф

«каланча» в саванне

Альтернативные описания

• африканское длинношее животное, копытное

• африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами

• животное, которое не может играть в прятки — отовсюду видно

• парнокопытное животное африканских саванн

• после того как этого тропического зверя привезли в 1725 г., чтобы показать парижанам, в моду вошли пятнистые галстуки, рубашки, пояса

• природный вегетарианский кран

• самое высокое животное суши

• созвездие Северного полушария неба

• у какого зверя мозг расположен дальше всего от сердца

• созвездие Северного полушария

• название этого животного происходит от арабского слова «зарафа» и означает «нарядный»

• бродит на озере Чад

• зверь, смотрящий свысока

• это стихотворение Гумилева начинается словами: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд»

• у какого животного существует специальная мышца, которая замедляет кровоток в голову, когда он пьет?

• самое высокое млекопитающее

• это животное в прошлом называли камелопардусом, помесью верблюда и леопарда

• европейский клавишный музыкальный инструмент

• у какого животного мозг дальше всего расположен от сердца?

• дылда среди животных

• какое животное выше всех задирает нос?

• зверь, до которого долго «доходит»

• окапи

• он большой, ему видней

• жвачное животное с длинной шеей

• созвездие

• топ-зверь в зоопарке

• немаленький зверь

• длинношеее животное

• до него долго доходит

• самое длинношеее животное

• сосед слона и зебры в саванне

• африканское животное

• он большой, ему видней (песен.)

• эталон длинношеести

• «гулливер» саванны

• самое высокое животное

• «дядя Степа» среди зверей

• кто выше всех нос задирает

• длинношеее и длинноногое

• влюбился в антилопу у Высоцкого

• длинношеее животное Африки

• живая «каланча» саванн

• единственное животное которое рождается с рожками

• верзила в саванне

• «дылда» в саванне

• «великан» из саванны

• высоченный зверь

• у кого шея самая длинная?

• Созвездие Северного полушария

• Самое длинношеее животное

• Самое высокое животное суши

• Африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами

• Животное, у которого сердце весит 11 кг

• Самый высокий тугодум

• Парнокопытное животное подотряда жвачных, самое высокое животное суши

• Созвездие

• "Гулливер" саванны

• "Дылда" в саванне

• "Дядя Степа" среди зверей

• "Каланча" в саванне

• высочайшее животное

• какое животное выше всех задирает нос

• м.

Пожарная каланча (Кострома): старинный символ современного города

гираф, двукопытное животное Camelopardalis, с низким задом и несообразно долгою шеей

• название этого животного происходит от арабского слова "зарафа" и означает "нарядный"

• у Михалкова дядя Степа, а в Африке

• у какого животного мозг дальше всего расположен от сердца

• у какого животного существует специальная мышца, которая замедляет кровоток в голову, когда он пьет

• у кого шея самая длинная

• зверь с самым высок. кров. давлением

Строительство каланчи было закончено в августе 1915 года

Недавно свое столетие отметило здание, которое можно с полным правом назвать одним из символов Омска – живописная пожарная каланча на улице Интернациональной. Краснокирпичная башня, построенная в стиле поздней эклектики, гармонично сочетает элементы классицизма, модерна и русского стиля. Но в ее облике доминирует именно русский стиль, сочетание краснокирпичных стен с белыми декоративными элементами пришло из русской архитектуры XVII века. На фоне аскетичных построек 60-х пожарная каланча смотрится ярким мажорным аккордом.

Первая омская крепость была полностью деревянной, единственным каменным зданием там была Ильинская церковь. Во второй крепости деревянные постройки тоже преобладали. Деревянными были и форштадты – предместья крепости, из которых потом вырос город. Неудивительно, что Омск часто горел. После двух опустошительных пожаров – 1819-го и 1823 года – создали городскую пожарную команду.

Появилась и пожарная каланча – она возвышалась над зданием городской полиции, которое находилось на нынешней театральной площади. До этого в XVIII веке роль каланчи выполняла башня гауптвахты Омской крепости.

Город рос, и во второй половине XIX века на правом берегу Оми появилась вторая пожарная часть. Она представляла собой целый городок с обязательной вышкой, конюшнями и амбарами, обозными сараями и казармами для пожарных и их семей. Ведь огнеборцы должны были жить на месте службы, чтобы немедленно собраться по сигналу тревоги.

К началу ХХ века деревянная каланча высотой 4,2 метра, построенная при 2-й пожарной управе, обветшала. Необходимость строительства новой каменной каланчи, с которой был бы виден весь город, стала очевидной. 31 июля 1912 года городская Дума приняла соответствующее решение.

Автором проекта новой каланчи был инженер Илиодор Хворинов, который проектировал многие знаковые для города здания – Торговый дом Шаниной, Академический театр драмы, гостиницу «Россия», епархиальное женское училище (ныне главный корпус Института ветеринарной медицины).

Работы были начаты 26 апреля 1914 года, завершились уже 28 августа 1915 года. Высота всего сооружения, вместе с флагштоком и флюгером, составила 15 саженей (это около 32 метров), от основания до смотровой площадки – 26 метров.

На первом этаже каланчи с широкими воротами стоял конный выезд (автомобили заменили лошадей только в 1936 году). На втором – жила семья брандмейстера. Первый городской брандмейстер Осип Иванов приехал в Омск из Москвы, из пожарной службы Хамовнического района.

Далее – винтовая металлическая лестница в 123 ступеньки вела наверх, на смотровую площадку, огороженную коваными перилами. Дежурство на каланче несли дозорный и его помощник. Пока один дежурил, второй отдыхал в застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым, дежурные давали сигнал тревоги.

Дозорные ежедневно несли вахту на смотровой площадке каланчи вплоть до 1967 года – к этому времени город уже был достаточно телефонизирован, чтобы оперативно реагировать на пожар без помощи постового.

Кострома. Пожарная каланча и Сусанинская площадь

Смотровая площадка пустовала почти 40 лет. Но в 2003 там вновь появился дежурный – при полной амуниции на службу заступил бессменный «Васильич».

– Когда в городе появились знаковые фигуры – скульптуры Любы и сантехника, мы решили – а почему бы не поставить дежурного на каланчу? Ведь он тоже символ – олицетворение спокойствия нашего города. Потом в Омск приехал начальник Главного управления пожарной охраны Петербурга, увидел нашего Васильича и тоже загорелся этой идеей. Сейчас в Петербурге на нескольких каланчах стоят такие дежурные, – рассказал руководитель отдела пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области Алексей Пурышев.

Сегодня каланча признана одним из самых ярких памятников омской архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. В 60-е было еще одно покушение на каланчу – в связи со строительством здания Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. И только вмешательство тогдашнего первого секретаря Центрального райкома партии Николая Кукель-Краевского позволило сохранить памятник.

КСТАТИ

Сейчас на первом этаже башни размещена историческая экс­позиция. На втором – работает отдел противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области. Экскурсии на каланчу становятся призом для победителей разнообразных конкурсов среди школьников, которые регулярно проводит Главное управление. А празднование ее юбилея стало настоящим праздником.

P.S. Уважаемый читатель!
А что для Вас является символом Омска? Поделитесь своим мнением с редакцией в четверг с 11 до 13 часов по телефону 21-55-65.

Фото из открытых интернет-источников

Пожарная башня (каланча), Омск, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Пожарная башня (каланча) – одна из достопримечательностей, которыми по праву гордится город Омск в России. Недавно башня отпраздновала столетний юбилей, ведь дата окончания ее строительства – сентябрь 1915 года.
 
На месте современной башни раньше находилась ее деревянная предшественница, построенная еще в 1870 году. После больших пожаров, которые уничтожили многие деревянные здания, городская Дума Омска решила строить каменную пожарную каланчу.

Проект башни разработал инженер И.Г. Хворинов, автор многих выдающихся омских строений. Пожарная каланча – последнее творение Хворинова, ему не суждено было увидеть завершение строительства. Сооружением башни занимался бывший нижегородский крестьянин М.А. Кузнецов.

Высота пожарной башни составила 32 метра, в то время  это было самое высокое здание в городе. Материал каланчи – красный кирпич, декорированный белыми вставками в русском стиле. Поскольку в те годы Омск был преимущественно «деревянным», роль каланчи в защите города от пожаров была очень велика. С обзорной площадки каланчи открывался вид на весь Омск, и в случае пожара дозорный сразу подавал тревожный сигнал. С первого этажа башни к месту возгорания отправлялся конный экипаж.

Начиная с 50-х годов, зданию неоднократно угрожали сносом «в связи с несоответствием интерьеру города», и если бы не заступничество крупного партийного чиновника, неизвестно, чем все могло закончиться для башни.

Пожарная каланча Костромы

В 1980 году омский облисполком постановил считать пожарную каланчу памятником архитектуры – с того времени башне ничего не грозило.

С 2002 года смотровую площадку башни украшает Васильич – манекен, одетый в каску и настоящую униформу пожарного. Этот памятник – символ недремлющего дозорного, день и ночь стоящего на страже города от огня.

Пожарная башня расположена в самом центре Омска. Добраться до нее можно на общественном транспорте или маршрутном такси.

Фото достопримечательности: Пожарная башня (каланча)

 

Пожарная башня (каланча) на карте:

Основная статья: Сусанинская площадь

Пожарная каланча в Костроме— выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади. Архитектор П. И. Фурсов.

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова.»

— Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824—1825годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825—1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции 1.

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 годуколокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

Местонахождение

Сусанинская площадь, официальный адрес здания — 156000, улица Симановского, д. 1/2, тел. +7 (4942) 31-68-372.

Фотография: Пожарная каланча г. Кострома

См. также

Ссылки

Литература

  • Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *