ПОРТ САИДА 11

История города

Порт-Саид — северные ворота Суэцкого канала. Решение о его строительстве было принято в 1859 г. Назван он был по имени Саида-паши, тогдашнего правителя Египта. Через десять с небольшим лет, одновременно с открытием Суэцкого канала, строительство было в основном закончено. Канал был торжественно открыт 17 ноября 1869 г. Между двумя руслами канала, на песчаной косе, в 1920-е гг был построен город-спутник Порт-Саида Порт-Фуад. Несколько раз Порт-Саиду пришлось стать ареной военных действий. Самый трагический такой эпизод произошел в 1956 г., в ходе Суэцкой войны (октябрь 1956 г — март 1957 г.), связанной с национализацией Суэцкого канала правительством Насера. Город сопротивлялся англо-французскому морскому десанту только сутки (56 ноября), но героически: погибло несколько тысяч его граждан. Порт-Саид даже получил сравнение со Сталинградом.

Волгоград, улица Порт-Саида, 11

(Порт-Саид и Волгоград ныне города-побратимы.)
Что касается атмосферы города, то она по-своему уникальна. В первую очередь благодаря архитектуре его зданий конца XIX — начала XX вв. В них можно заметить черты английского викторианского и французского колониальных стилей, но обилие деревянных веранд-балконов добавляет к нему ноту средиземноморского уклада жизни. В некоторых зданиях присутствует смешение европейского и мусульманского стилей, как, например, в здании бывшей администрации Суэцкого канала: оно имеет строгий фасад, но зеленые купола, как у мечетей. Город в целом живет в динамичном рабочем ритме, а что касается его сферы обслуживания, пляжей, то тут все выдержано в стандартах египетских курортов. В 1976 г Порт-Саид стал свободной экономической зоной, постепенно благодаря этому превратился в крупнейший бизнес-центр Северной Африки и продолжает развитие в этом направлении.
У канала есть своя предыстория.
В описаниях Египта Геродотом и другими античными историками есть упоминания о планах фараонов соединить правый рукав Нила с Красным морем. Ко времени правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н. э.) относятся свидетельства того, что канал между Средиземным морем и Красными морями уже существовал. Затем, во времена персидского царя Дария I, завоевавшего Египет в 518 г до н. э., и позже — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н. э.) канал был расширен. В период между завершением эпохи фараонов в 332 г до н. э. и правлением римского императора Траяна (98-117 гг.) канал пребывал в заброшенном состоянии, после распада Римской империи был снова оставлен без внимания, в 642 г., после завоевания Египта Арабским халифатом, новые властители восстановили его, но в 776 г канал был засыпан чтобы не конкурировать с основными торговыми путями государства. Возродить канал в 1569 г намеревался великий визирь Османской империи Мехмед Соколлу, но приведен в исполнение его приказ не был. Хотели восстановить канал и французы во время египетской экспедиции Наполеона в 1798-1801 гг., но удалось это только более чем через полтора века их соотечественнику, дипломату и инженеру Фердинанду Лессепсу. Канал пережил несколько реконструкций. Последняя по времени прошла в 2005-2010 гг. Сегодня длина самого канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика 190,25 км. Глубина фарватера 22,5 м. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м, и теперь по нему могут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. Канал — самая большая статья доходов Египта, значительно превышающая все другие аналогичные показатели, включая доходы от туризма. И Порт-Саид, как важнейший узел канала, имеет также стабильно высокий бюджет.

Общая информация

Город-порт на северо-востоке Египта, на Средиземном море, северный вход в Суэцкий канал, административный центр муфахазы (губернаторства) Порт-Саид. Основан в 1859 г.

Административно-территориальное деление: шесть районов и город-спутник Порт-Фуад.

Язык: арабский.

Этнический состав: арабы берберы.

Религия: ислам.

Денежная единица: египетский фунт.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Порт-Саид.

Цифры

Площадь: 1351,1 км2.

Население: 603 787 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 447 чел/км2.
Расстояние до Каира: 225 км.
Протяженность вдоль берега Средиземного моря: 30 км

Экономика

Обслуживание Суэцкого канала.

Портовая индустрия. Основные товары, вывозимые через торговый порт Порт-Саида, — рис и хлопок.

Промышленность: судостроение, судоремонт, химическая, табачная, пищевая промышленность.

Рыболовство.
Сфера услуг: таможенные и стивидорные услуги, торговля, туризм.

Климат и погода

Субтропический, с сильным влиянием пустынного.

Средняя температура января: +17°С.

Средняя температура июля: +30°С.

Среднегодовое количество осадков: около 2000 мм.

Достопримечательности

■ Главная мечеть (1994 г.).
■ Маяк (1869 г.).
■ Собор Святой Девы (1934 г.), построен как католический, сегодня принадлежит коптской православной церкви.
■ Бывшее здание администрации Суэцкого канала (XIX в.).
■ Обелиск памяти защитников города в 1956 г.
■ Музеи: Национальный, Военный, современного искусства.
■ Байтовый мост через Суэцкий канал высотой 70 м (2001 г.).
■ Сады: Монтаза, Амапь аль-Сада, Аль-сада Фарама, Аль Хорейя.

Любопытные факты

■ Французский скульптор Фредерик Бартольди в 1869 г. предложил установить в Порт-Саиде монументальную статую с факелом в руке размером в два раза больше Сфинкса, с символическим названием -Свет Азии». Желающих финансировать дорогой проект в Египте не нашлось. Позднее скульптор предложил ту же идею Франко-Американскому союзу, и на этот раз нашел понимание. Статуя «Свободы, озаряющей мир» была установлена на острове в гавани Нью-Йорка в 1886 г.

■ По уровню жизни населения Порт-Саид занял первое место среди египетских городов в 2009 и 2010 годах.
■ На греческом православном кладбище Порт-Саида похоронены 30 русских моряков крейсера «Пересвет» (более 100 их товарищей поглотило море), взорвавшегося на выходе из Суэцкого канала 22 декабря 1916 г. Предположительно, взрыв вызвала мина.
■ Джузеппе Верди написал свою «Аиду» за четыре месяца. Опера на египетский сюжет была ему заказана к открытию Суэцкого канала. Несмотря на столь жесткие сроки, Верди создал музыкальный шедевр. Премьера «Аиды» состоялась уже после открытия канала, в канун Рождества, 24 декабря 1871 г. в Каирской опере. На премьеру оперы собралось высшее общество со всего света, и она прошла триумфально.
■ Действие повести для юношества «В пустыне и пуще» польского писателя Генрика Сенкевича о приключениях польского мальчика и английской девочки в Африке вышла в 1912 г. Частично ее действие происходит в Порт-Саиде, и город там описан довольно подробно.
■ В конце XIX в. Порт-Саид имел недобрую славу: здесь процветали торговля наркотиками и контрабанда.
■ Суэцкий канал — самый охраняемый объект в Египте.

Добавлено: 30-09-2012, 21:15

6 629

Волга-Волга

Путешествуя по стране, мы побывали на многих реках: Кама, Урал, Дон, Обь, Ангара… На Волге оказались впервые. Да не где-нибудь, а в Волгограде, бывшем Сталинграде, ранее – Царицыне.

Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись:

«Отстоим!»

А сверху «р» добавлено:

«Отстроим!»

Самуил Маршак

Путешествуя по необъятной территории бывшего СССР, слушая рассказы времен Великой Отечественной – рассказы ветеранов, участников сражений и тех, кто трудился в тылу, мытарился вместе с отступающей армией или находился в эвакуации, на Урале и на Украине, в Сибири и Белоруссии, – мы часто слышали слово «СТАЛИНГРАД». Символичное для всей новейшей истории слово…

Волгоград–Сталинград–Царицын. Сталинградская битва. Этот город и событие, неразрывно с ним связанное, стали значимыми для мировой истории, для истории целого поколения и для сохранения поколений последующих. В том числе для многих еврейских семей, многих еврейских жизней и судеб.

История российского государства стала историей многих родившихся здесь евреев. Это очевидно. И евреи – их радости и горести, их труд и творчество, сама их жизнь – также вошли в историю этого государства. Может быть, не все, но многие понимали, ЧТО станет с оставшимися в живых евреями, если фашистов не остановить. И тогда прозвучало слово: «СТАЛИНГРАД»! И с этой «точки» евреи начали отсчитывать дни жизни…

Конечно, Волгоград – город нееврейский. Это не Одесса, не Бердичев и даже не Биробиджан. Но и в Волгограде, оказывается, есть община, синагога, раввин. Здесь нам рассказали одну историю, которая больше похожа на легенду, хотя давность ее по историческим меркам не столь уж велика – меньше 20 лет.

В 1988 году жительница Волгограда, погостив у своей сестры в Нью-Йорке, собралась возвращаться в родной город. Однако очень боялась лететь в самолете. Сестра посоветовала ей перед дальней дорогой сходить к Любавичскому Ребе – в тот день, когда он принимал посетителей у себя в Бруклине. Что та и сделала.

Позже, рассказывая о встрече с великим человеком, эта скромная женщина, имя которой Зинаида Матвеевна Генкина, вспоминала красоту Ребе, его необыкновенную проникновенность и особенный блеск глаз… Разговор, состоявшийся с Ребе, получился следующий: «Я из Волгограда, очень боюсь лететь», – объяснила Зинаида Матвеевна. И продолжила: «У вас здесь хорошо, а у нас в городе нет общинного центра для евреев». «Не бойтесь. Счастливого пути», – сказал ей Ребе. Немного помолчав, он добавил, протягивая две долларовые купюры: «Этот доллар вам, а еще один – на развитие вашей общины». Этот самый доллар с благословением Ребе через много лет Зинаида Генкина передала общине и новому волгоградскому раввину Залману Йоффе.

В подобной истории для человека верующего вмешательство Провидения очевидно. Он не станет сомневаться в том, что именно благодаря благословению Ребе сегодня в Волгограде возродилась община и налаживается еврейская жизнь, сюда приехал раввин, здесь реконструируется синагога, появились еврейская школа и детский сад…

* * *

Раввина Залмана Йоффе мы нашли на кладбище. В руках у него была бензопила. И орудовал он ею весьма умело. Вместе с другими мужчинами – членами общины – он расчищал еврейское кладбище от зарослей и деревьев. «У нас ограда для кладбища уже готова и только ждет установки», – объяснил рав Залман.

Проблемой благоустройства еврейского кладбища Волгограда он занялся несколько лет назад, вскоре после прибытия в этот город. Тогда, собрав членов общины, пригласив уважаемых в городе людей, он напомнил, что заповедь о проводах человека в мир иной является одной из важнейших, к тому же это самое бескорыстное из человеческих деяний – ведь покойный не может выразить свою благодарность…

Тогда выяснили объем и стоимость работ: уборки и вывоза мусора, возведения ограды, демонтажа старой сторожки. Работы по благоустройству кладбища стали общим делом членов общины, учеников школы «Ор Авнер», спонсоров и состоятельных людей. И, по признанию многих, очень сплотили коллектив еврейской общины Волгограда. «Мы поняли, что создание возможности для евреев похоронить своих близких как положено – дело не одного, это дело всех», – сказал нам один из евреев-волгоградцев.

Обращаем внимание на свежую могилу. Дата рождения – 1924-й. Значит, кто-то из стариков… А дата смерти – 1942-й! «Старику» было 18 лет…

Рав Залман объясняет: здесь лежит Дунаевский Наум Исаакович – солдат, погибший при защите Сталинграда… Его останки обнаружил казачий поисковый отряд, который много лет ищет безымянные могилы воинов, погибших в Сталинградской битве. Обычно их хоронят на Мамаевом кургане, под сенью православного храма. Однако рав Залман принял решение: этого красноармейца нужно и должно похоронить как еврея, на еврейском кладбище города.

Перезахоронение состоялось в июне прошлого года. Пришли в основном молодые волгоградские евреи. Спустя 63 года они прочли по погибшему кадиш, раввин Шимон Животовский провел традиционные еврейские похороны по правилам, установленным много веков назад. И душа молодого солдата наконец-то обрела успокоение…

Синагога «Бейс Довид».

* * *

Раввин Залман Йоффе вместе с семьей приехал в Волгоград 26 мая 1999 года в качестве посланника Любавичского Ребе.

Все признают, что раввину Йоффе удалось заметно оживить еврейскую жизнь в Волгограде. По образному выражению местного чиновника, отнюдь не «влюбленного» в евреев, «еврейская община – одно из национальных объединений Волгограда, фонтанирующее идеями и делами».

Когда раввину Залману Йоффе предложили отправиться в шлихус, существовало три варианта: Самара, Казань, Нижний Новгород. Но судьба распорядилась по-иному. Вскоре после приезда раввина в Волгограде была, наконец, зарегистрирована община, а в 2001 году руководители еврейских организаций обратились к городским властям с просьбой решить вопрос о передаче им помещения синагоги. «Война» за это здание была непростой и долгой. Но важен результат: постановлением от 26 декабря 2002 года Волгоградский горсовет передал «в бессрочное, безвозмездное пользование муниципальное отдельно стоящее здание школы-синагоги по улице Балахнинской, дом 2».

До прихода советской власти в Волгограде существовали две синагоги, которые впоследствии были закрыты. Здания не переоборудовали под склады, как это происходило в других городах: например, здание «новой», центральной Хоральной синагоги на пересечении улиц Смоленской и Курской (сегодня – улица Порт-Саида) использовалось как поликлиника, а другое – старой школы-синагоги на Балахнинской – находилось в ведении муниципальной жилищно-эксплуатационной организации. Провидение распорядилось таким образом, что в Сталинграде, разрушенном в 1942–1943 годах практически до основания, два этих старинных здания не пострадали: бомбы, мины и снаряды «облетали» стороной эти сооружения. Евреи видят в этом особый знак…

Исполнительный директор волгоградского отделения фонда «Хесед Хаим» Елена Галицкая говорит по этому поводу следующее: «Слава Б-гу, община “отбила” здание старой синагоги в Ворошиловском районе. Я даже не знала, что оно сохранилось! Я была удивлена, увидев такое старое и абсолютно не пострадавшее здание на берегу Волги… Ведь там песчаный берег, и многие дома просто оседают. А здесь еще такая красота – магендовиды на стенах из красного кирпича!»

Синагогу на улице Балахнинской назвали «Бейс Довид» – в память о Довиде Колотилине. Благодаря усилиям этого замечательного человека и его семьи еврейская религиозная жизнь в Волгограде-Сталинграде, несмотря на трудности и опасности, которым подвергались религиозные евреи при советской власти, никогда не прекращалась. Возглавляемой им «полулегальной» общиной были сохранены два бесценных свитка Торы. Его отец, Илья Григорьевич Колотилин, был габаем (старостой) Хоральной синагоги, закрытой в 1937 году («малую» синагогу закрыли еще раньше – в 1929-м). Умер Довид Колотилин в мае 2001 года.

Сейчас волгоградская синагога «Бейс Довид» стоит в лесах, там полным ходом идут реставрационно-восстановительные работы. Уже снята крыша и оконные блоки, демонтированы внутренние перегородки. На первых этапах планируется строительство миквы. Возглавляет работы ведущий архитектор и разработчик технической документации Сергей Сена.

Бывшая синагога.

* * *

Ныне в волгоградской общине налажена работа по целому ряду программ. Начало этому было положено сразу после приезда в Волгоград молодого раввина с женой. Тогда еще не работал «Хесед», и перед ними встала первоочередная задача – наладить помощь нуждающимся. Так родилась программа «Милосердие». «Начали с того, что организовали стрижку бабушек и дедушек на дому, продовольственную помощь, покупку лекарств», – вспоминает Яэль Йоффе.

Еврейская школа «Ор Авнер» была открыта в 2000 году, в кратчайшие сроки, – как говорит рав Залман, «с Б-жьей помощью и помощью Ребе». Действует и детсад «Ган Геула», и воскресная школа для еврейских детей «Возрождение». В программе воскресной школы – изучение традиций и истории еврейского народа, иврита, национального фольклора, прикладного искусства. Дети членов общины имеют возможность ежегодно отдыхать в лагере «Ган Исроэл».

Работает клуб «Халом» – для женщин от 25 до 50 лет. Открыт клуб для пожилых людей «Посиделки». При общинном центре действует библиотека, бесплатно распространяется периодическая литература еврейской тематики, в том числе издаваемая общиной газета «Шофар Поволжья», которая пользуется большой популярностью среди читателей. При общине создан также ансамбль традиционной еврейской музыки «Адар».

Особенно радует внимательное отношение к ветеранам и пожилым людям: действует программа «SOS», в рамках которой собираются средства на проведение медицинских операций, происходит сбор одежды, лекарств и продуктов для людей, попавших в беду. С апреля 2003 года в синагоге работает кошерная кухня.

* * *

Можно сказать, что сегодня в Волгограде создана разветвленная «еврейская структура». Председатель общины Эрлих Анатольевич Ааронов родом из Дагестана. Он вырос в религиозной семье и, хотя переехал в Волгоград недавно, оказывает серьезную поддержку реб Залману в организационных вопросах и в решении вороха общинных проблем.

Помимо религиозной общины, возглавляемой Аароновым (в ее ведении благотворительность, воскресная школа и, конечно же, молитвенная жизнь), под руководством супруги раввина Яэль Йоффе действует ВЕОЦ – Волгоградский еврейский общинный центр. Это скорее «светская» организация, занимающаяся вопросами культуры, образования, семьи, молодежи.

Еврейская община и общинный центр успешно интегрируются в жизнь города и области. Безусловно, нельзя разделить работу этого, по сути, формального «размежевания». Всё здесь взаимосвязано, и все работают «в одной упряжке». Явный лидер всех новых начинаний – Яэль Йоффе. Помогает ей в этом и юридическое образование, и хорошие отношения с городской, областной и районной администрацией. Она является как бы «политическим лицом» общины. Однако «по совместительству» Яэль и правовед, и менеджер, и прекрасная мама пяти очаровательных детишек.

Как председатель совета общинного центра, Яэль Йоффе с января 2004 года входит в совет по социальным вопросам при главе администрации Ворошиловского района города. В прошлом году председатель совета ВЕОЦ за активную работу в деле помощи ветеранам войны была награждена памятным знаком «К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Вместе рав Залман и его супруга Яэль составляют удивительный тандем, за короткий срок буквально «свернувший гору» на пути к процветанию идишкайта в Волгограде и области.

Я. Йоффе.

«Люди, жадные до еврейства и еврейских дел» – так говорят о волгоградском раввине и его жене, об их ближайших помощниках и сподвижниках. Они постоянно заняты освоением чего-то нового, они «недовольны» существующим положением дел, они не терпят рядом с собой равнодушных и ленивых.

На прощанье рав Залман рассказал нам майсу: «Один еврей пришел к известному раввину с вопросом: ехать ли ему в Израиль? “Главное – сделать маленький Израиль там, где мы живем”, – ответил ему Ребе. Этим мы здесь, в Волгограде, и занимаемся – делаем маленький Израиль в большом российском городе!»

Акция «Чистый город».

И. Карпенко

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Волгоград (до 1961 года – Сталинград, до 1925 года – Царицын) – крупный промышленный и культурный центр юга России. Датой его основания принято считать 2 июля 1589 года, а имя ему было дано по названию речки Царица, впадающей в Волгу. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, на ее правом берегу. Нижнее Поволжье изначально развивалось как многонациональный регион. Однако еврейская жизнь в Царицыне сколько-нибудь заметной становится не ранее второй половины XIX века, после некоторого послабления ограничений для евреев и их расселения вне черты оседлости.

Первые упоминания о евреях в Царицыне относятся к концу ХIХ века. По данным профессора ВолГУ С. Э. Крапиневского, в 1873 году здесь проживало 410 евреев, среди которых преобладали ремесленники и рабочие из оставшихся после окончания военной службы солдат-кантонистов. Интеллигенцию представляли в основном медики. В конце XIX века здесь возникает еврейская община. Сначала власти разрешают открыть временные молельни, а затем – построить синагогу. Существовала община геров – неевреев, принявших иудаизм.

В конце XIX – начале ХХ века получила распространение культурно-просветительская организация «Еврейский товарищеский союз». 17 октября 1888 года в городе открывается первая синагога, которая в начале 1890-х годов уже не вмещает всех желающих. Неофициально открываются еще две молельни в частных домах Дормана.

В начале ХХ века число евреев, постоянно проживающих в Царицыне, увеличилось до 900 человек и встал вопрос об открытии второй синагоги. На участке, принадлежащем членам еврейской общины, была построена большая Хоральная синагога, открытие которой состоялось 26 августа 1911 года. Существовала в городе и еврейская школа (ешива), где обучение велось на древнееврейском языке. Был организован еврейский любительский театр под руководством Д.

Физиотерапевтическая поликлиника

М. Мильвидского, ставивший спектакли по произведениям Шолом-Алейхема.

Таким образом, к 1917 году в Царицыне, не входящем в черту оседлости, сложилась достаточно сильная еврейская диаспора. Во время революционных событий, в которых евреи Царицына принимали активное участие, представителями городского совета были Я. З. Ерман и Р. Я. Левин. После Октябрьской революции численность еврейской общины выросла, и к середине 1920-х годов насчитывала более 2000 человек. Однако в 1929 году большинство раввинов были подвергнуты арестам и ссылке, а еврейская религиозная школа ушла «в подполье».

Во время Сталинградской битвы город был полностью разрушен, но здания обеих синагог, закрытых в конце 1920-х – 1930-х годах, сохранились. После Великой Отечественной войны из местных евреев уцелели единицы. В 1960–1980-х годах в Волгограде поселилось несколько десятков семей горских, грузинских и бухарских евреев. В 1990 году было основано Волгоградское еврейское культурно-просветительское общество (председатель – Владлен Израилевич Пайкин) с городским лекторием, начала работу воскресная школа.

Все годы советской власти миньян собирался, как правило, на квартирах, а еврейская община Волгограда представляла собой «неформальное религиозное объединение», которым после войны руководил Довид Колотилин, потомок геров в четвертом поколении. Довид – сын габая Хоральной синагоги Ильи Григорьевича Колотилина, которому после закрытия синагог верующие поручили хранить восемь свитков Торы из Израиля, представляющих большую ценность.

Д. И. Колотилин, вернувшись с войны, продолжал хранить две Сейфер Торы, спрятанные вместе со всем домашним скарбом в тайнике на окраине города, – и свитки Торы оказались тем единственным, что сохранилось после разграбления тайника. Остальные свитки сгорели в доме в результате прямого попадания снаряда. Тору доставали раз в месяц, когда религиозные евреи города собирались в доме Колотилиных. Довид Ильич возглавлял миньян, проводил Шабосы и еврейские праздники, помогал хоронить евреев согласно традиции. Долгое время он оставался единственным в Волгограде человеком, кто мог вести службу, читать кадиш и молитву о больном. Он же стал председателем волгоградской еврейской религиозной общины, зарегистрированной в июле 1999 года после приезда в город раввина Залмана Йоффе – посланника Любавичского Ребе.

Раввин Йоффе считает, что еврейское население Волгограда вместе с городами-«спутниками» Волжским и Светлым Яром составляет (по закону о возвращении) не менее 10 тыс. человек, по Алохе – 4–5 тыс., «плюс очень много евреев, корни которых глубоко спрятаны, а также тех, кто просто боится прийти».

 

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru

Бейт Давид (синагога, Волгоград)

POI: 48.696389, 44.508889

wikipedia (Русский):

памятник архитектуры (региональный) Бейт Давид — волгоградская синагога, расположенная по адресу ул. Балахнинская, 2.

Порт-Саид (город)

История

В XIX веке в Царицыне проживало порядка 800 евреев, поэтому 17 октября 1888 года была открыта первая в Царицыне школа-синагога, располагавшаяся на территории сегодняшнего Ворошиловского района. Рост антирелигиозных тенденций в официальном курсе правительства повлёк закрытие последнего оставшегося в Сталинграде молитвенного дома. Как и синагога на Порт-Саида, она должна была быть переоборудована под лечебное заведение. Закрытие синагоги местные власти мотивировали распадом сталинградской еврейской общины, а также невыполнением группой евреев обязательств по договору аренды, несмотря на то, что претензии со стороны рабсовета за время арендного периода отсутствовали. С 1999 года Волгоградская еврейская религиозная община, зарегистрированная Залманом и Яэль Иоффе по приезде в Волгоград, стала делать запросы в городскую администрацию по поводу возврата еврейской общине здания бывшей второй синагоги. Возражений администрация не имела, но условием возврата ставила предоставление полностью оборудованного здания для физиотерапевтической поликлиники. Так как для молодой общины это было бы равносильно постройке новой синагоги, было решено отложить вопрос о возвращении здания. В 2001 году община вновь подала заявление, но на этот раз выразила готовность рассмотреть другой вариант — школу-синагогу на Балахнинской. Так как к этому времени община набрала определённый вес, прошение было удовлетворено. 21 июня 2001 года, в память о заслугах Давида Ильича Колотилина, бывшего лидера религиозной еврейской группы, ставшей основой для создания Волгоградской еврейской религиозной общины, общим собранием ВЕРО было принято решение дать синагога название Бейт Давид (Дом Давида). В 2005 году в здании школы-синагоги начались масштабные ремонтно-восстановительные работы. Авторами проекта стали Волгоградский архитектор-реставратор Сергей Сена и израильский специалист по строительству и убранству синагог Аарон Острайхер. 20 ноября 2007 года состоялось открытие синагоги, на котором присутствовал главный раввин России Берл Лазар, представитель посольства Израиля, представители администраций Волгограда и области. По окончании официальной части церемонии открытия, на первом этаже синагоги были представлены отреставрированные мраморные плиты с текстами заповедей на иврите, найденные в центре города незадолго до открытия. В настоящее время в здании, помимо, собственно, синагоги, расположен образовательный и культурный центры, компьютерный класс кабинеты для работников общинного центра, гостевые комнаты для гостей и посетителей, соблюдающих субботние заповеди, а также большой зал для праздничных мероприятий.

Споры о местоположении царицынской школы-синагоги

Ссылаясь на план Царицына, опубликованный А. Н. Минхом, М. М. Дорина утверждает, что еврейская синагога находилась на пересечении улиц Балашовской и Касимовской. Эта версия подтверждается, также…   … (Русский)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *