ПИРАМИДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Глава 3

РУИНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Свидетели древних цивилизаций

Величественные руины Центральной Америки производят неизгладимое впечатление. Внушительный вид сохранившихся храмов, очень массивные стены; к главному входу, как правило, ведут весьма широкие лестницы. Если сооружение имеет несколько этажей, то каждый последующий этаж меньше, чем предыдущий. Это Придает постройкам вид многоярусных пирамид.

Стены с внешней стороны обыкновенно каменные или оштукатуренные, щедро украшены тщательно вырезанными изображениями, каждое из которых является символом.

Внутренние помещения пирамид делятся на коридоры и темные залы, венчают которые сводчатые потолки. Крыша поддерживается с помощью горизонтальных рядов каменной кладки, заходящих один на другой. Такой порядок кладки образует стрельчатые арки, которые, как считают многие, невероятно похожие на арки ранних построек Старого Света.

В некоторых залах в Паленке были обнаружены дощечки, покрытые рельефными изображениями и иероглифическими надписями очень тонкой работы. В Гондурасе, в Копане, исследователи нашли в старом лесу целый город, состоящий из храмов, домов; огромных монолитов. Стиль памятников архитектуры и искусства в Копане уникален и абсолютно не похож на какой-либо другой. Таинственные иероглифические надписи на алтарях и монолитах никому не удалось расшифровать. Многие из памятников Копана можно по праву считать самыми древними из всех известных в Центральной Америке.

Ничуть не менее интересны остатки памятников в Перу — свидетели различных эпох. Весьма впечатляют руины храма Солнца в Куско, несмотря на то что здесь имел место период испанских завоеваний. Причем, согласно описаниям завоевателей, храм Солнца был поистине сказочным замком. Собственно говоря, и в наше время храм, часовни и здания, обнесенные огромной круговой каменной стеной, расположенные в центральной части города, вызывают восхищение, несмотря на то что сейчас эти сооружения сильно разрушены.

За оградой находились сады и аллеи, украшенные кустарниками и цветами из золота и серебра, имитировавшими творения природы.

Мезоамериканские пирамиды

В храме было 4000 жрецов. На расстоянии 300 м вокруг храма земля считалась священной, и никому не разрешалось ходить по ней в обуви.

Кроме этого храма в Куско было порядка 300 меньшего размера. Следующим по красоте и величественности после храма Солнца считался известный храм

Пачакамака. У подножья Каннарского холма находилось еще одно святилище Солнца, которое, согласно описаниям одного автора, было сотворено самой природой.

В Южной Америке, на пустынных берегах Перу в долине Ламбаеке, находится то, что до недавнего времени не было описано ни в каком издании, не исследовалось археологами и не разорялось грабителями. Речь идет о комплексе пирамид, называемом в современности развалинами Тукуме.

Неописуемое впечатление производит вид, который открывается путникам, случайно забредшим в эту местность. Ландшафт, состоящий из косогоров и зубчатых гребней, явно является делом рук человеческих.

Но кто же задумал и соорудил подобное? Скорее всего, эти люди жили задолго до того, как возникла письменная история.

Предшествует ландшафту крутой холм с площадкой для футбола, расположенной у его подножья. В общем-то ничего особенного в этом холме нет, если не считать того, что он в одиночестве возвышается над обширной равниной. Сразу же за холмом начинается зеленая, искусственно орошаемая равнина. Чуть дальше расположена холмистая местность.

Холмы, как уже упоминалось, не являются результатом деятельности природы. Эти сооружения построены людьми и представляют собой не что иное, как пирамиды. Всего их 26, включая тот холм, у подножья которого расположена футбольная площадка.

Неизвестно, подданные каких правителей воздвигли эти пирамиды, которые по величию и мощи, пожалуй, превосходят все остальные известные. Удивителен и тот факт, что место в Перу, где расположены необычные сооружения, не помечено ни на каких картах.

Высота некоторых пирамид достигает 40 м. Крутые скаты, по которым вниз от гребней тянутся глубокие темные борозды, создают такое впечатление, что какое-то невиданное гигантское животное точило когти о стены построек.

Стены пирамид состоят из многих сотен миллионов блоков, высушенных на солнце и по твердости похожих на кирпич. Скорее всего, их формовали в деревянных ящиках квадратной формы, длина которых составляла около 30 см. В ящики набивали смесь глины с соломой.

Площадь оснований сооружений так огромна, что превышает размеры футбольного поля, а их высота равна высоте двенадцатиэтажного дома.

Несколько десятилетий назад считалось, что, во-первых, мексиканские пирамиды, как и пирамиды Перу, не имеют склепов, а во-вторых, что их схожесть с пирамидами Старого Света случайна. Однако же в конце первой половины XX века в одной из мексиканских пирамид в Паленке был обнаружен склеп с каменным саркофагом, вела в который потайная спиральная лестница. Он был выложен красивыми плитами.

В склепе находилась мумия одного из правителей, лицо которой было покрыто дорогой маской.

Ученые пришли к выводу, что внутри перуанских пирамид находились склепы, в которых вместе с правителями помещались еще и произведения искусства. Так, например, в пирамиде, расположенной в Сипане, был обнаружен самый большой клад за весь XX век. Причем местные жители сумели продать его значительную часть каким-то неизвестным американцам, прежде чем власти смогли остановить их. Но, к счастью, сокровища удалось вернуть.

Среди них оказались потрясающие изделия, по которым можно составить впечатление о мастерстве и прекрасном вкусе древнего народа, а также о его основных занятиях. Например, по небольшим статуэткам, изображающим людей, можно сделать вывод о том, что местные жители занимались деятельностью, связанной с морем.

Но самый большой интерес представляет тот материал, из которого выполнены некоторые изделия. Дело в том, что это не золото, что весьма странно, так как поблизости находятся богатые золотые россыпи. Глаза многочисленных масок выполнены из драгоценного камня лазурита, залежи которого встречаются только в Чили, находящейся примерно в 2000 км от той местности, где был найден клад. В изготовлении масок использовался и такой материал, как раковины особого моллюска, обитающего на севере, в сотнях километров от места обнаружения сокровищ. Кроме того, в украшениях встречается бирюза, которую можно добыть только в далеких областях.

В склепах были обнаружены и очень дорогие предметы одежды; и опять-таки материал, используемый для их изготовления, мог быть привезен из далеких краев.

Все это позволяет сделать вывод о том, что загадочному древнему народу была очень хорошо знакома вся Южная Америка.

Но ведь существовало мнение о том, что многие цивилизации тихоокеанского побережья, предшествующие инкской, существовали обособленно. Как же тогда связать этот факт с находками, свидетельствующими о совсем-таки противоположном? Неизвестно, но получается, что развитие перуанской цивилизации наступило перед приходом инков. Они-то и присвоили богатства и культуру покоренного народа.

Впоследствии в край вторглись испанские завоеватели. Они сошли на берег Перу в XVI веке и, оказавшись внутри страны, обнаружили пирамиды, расположенные вдоль древней дороги в долине Ламбаеке. Величественные руины, простирающиеся на всем пространстве от приморья до Тиауанако, произвели на них неизгладимое впечатление, однако рассказы инков о том, что памятники принадлежат более древней перуанской цивилизации, считались легендами. Развалины пирамид завоеватели признали самыми величественными и впечатляющими из всех видимых ими в Перу.

Среди местных жителей жила легенда о том, кто является строителем пирамид. Согласно ей, было время, когда в Перу правил человек по имени Наимлап. Однажды у берегов в районе долины Ламбаеке появилась целая флотилия парусных плотов, прибывших с севера. Предводителем флотилии был вождь Наимлап. С ним находились его наложницы и придворные.

Путешественники высадились на берег с целью обосноваться в этом краю. На расстоянии, превышающем 3 км, была воздвигнута храмовая пирамида. Наимлап поместил там статую бога, привезенную с собой.

Тукуме основал старший из двенадцати сыновей Наимлапа — Ксюм. Через десять поколений династии пришел конец. Последний из правителей, которого звали Темпеллек, захотел перенести статую бога в другое место.

Но ему не удалось исполнить задуманное, так как на местность обрушился ливень небывалой силы, который продолжался целый месяц. За ним последовала засуха, растянувшаяся на год, и начался голод. Местное население обвинило короля в обрушившихся бедствиях и, связав его по рукам и ногам, отправило в море на плоту.

Впоследствии королевство стало республикой, а еще позже один могущественный правитель ее завоевал. Его потомки правили в краю до тех пор, пока не пришли инки.

Итак, судя по преданию, получается, что в Тукуме был расположен центр одной из главнейших цивилизаций доинкского периода.

Скульптура доколумбовой Америки

Американская доколумбовая культура отличается абсолютной самобытностью и неповторимостью. Произведений искусства, подобных созданным народами, изначально населявшими этот континент, встреть нельзя больше нигде в мире.

Памятники цивилизации ольмеков

Первую цивилизацию в Центральной Америке когда-то создали ольмеки. Произошло это в конце II тыс. до н.э. Скульптура данной народности отличается необыкновенной реалистичностью. Памятники этой древнейшей цивилизации обнаружены учеными в Трес-Сапотес, Ла-Венте и Сан-Лоренсо. Изваяния представляют собой колоссальных размеров человеческие головы. Высота каждой составляет около 2,5 метров, вес – 30 т. Туловища, к сожалению, не удалось обнаружить до сих пор. Черты лица голов очень сильно напоминают африканские. Необыкновенно интересным можно назвать тот факт, что каменные глыбы для таких скульптур доставлялись порой с расстояния до 50-ти километров, учитывая, что тягловой животной силы у индейцев не было.

В поселениях этой же народности были обнаружены оригинальные стелы. Археологам удалось также отыскать многочисленные фигурки богов, жрецов и людей с пастью ягуара. В III в.

Пирамиды в Америке

н. э. ольмеки неожиданно исчезли. Ученые предполагают, что причиной тому могло стать извержение какого-либо из вулканов.

Культура Теотиуакана и тольтеков

Теотиуакан (II–VII вв.) – древний город, расположенный в нескольких километрах от Мехико. В нем построены два великолепнейших храма Луны и Солнца. Внутри этих пирамид когда-то были установлены многочисленные статуи богов. Эти изваяния ярко раскрашивались. В их глазницы вставлялись драгоценные камни. Эта цивилизация классического периода была разрушена при нашествии тольтеков.

Новые племена пришли из пустынь Мексики в VII в.. К X столетию они уже создали на этих территориях свою неповторимую культуру. Основной ее отличительной особенностью была мрачность и выразительность. К примеру, в столице этой народности Толлане найдены четырехметровые статуи воинов, на груди которых изображена бабочка. Этот элемент символизировал у тольтеков планету Венеру. Она, в свою очередь, была отображением божества Кетцалькоатля. В XI веке эти земли захватили другие племена – ацтеки. Они создали здесь поистине могучую цивилизацию.

Скульптура ацтеков

В искусстве создания скульптур ацтеки были просто непревзойденными мастерами. Первым европейцам, увидевшим их, они зачастую внушали непередаваемый ужас. Чего стоит только изображение богини Коатликуэ. Ее выполняют со змеиной головой и ожерельем из человеческих сердец. Основной отличительной чертой скульптуры ацтеков можно назвать необыкновенную реалистичность. Помимо страшных, а порой и отталкивающих изваяний археологами найдены изящные статуэтки, выполненные мастерами этой народности. К примеру, чистый и очень красивый кролик из белого кварца или фигурка женщины, работающей с зерном.

Ацтекская скульптура была самым тесным образом связана с архитектурой. Практически в каждом здании, дошедшем до нашего времени, можно видеть колонны, фризы, большие кариатиды и другие элементы. Ацтекская скульптура, в отличие от европейской, была функциональной составляющей конструкции зданий, а не внешним декоративным элементом. Очень интересен каменный календарь, найденный археологами в Мехико во время мощения одной из площадей. Представляет он собой дискообразный монолит из базальта весом в 25 тонн. Его диаметр – 3,5 метра. Согласно этому календарю, месяц ацтеков составлял всего 20 дней. Другое название каменного календаря ацтеков – «Солнечным камнем».

Скульптура майя

Изваяния цивилизации майя могли носить как религиозный, так и символический или исторический характер. Лаконичность и символизм их скульптуры выражается, прежде всего, в уравновешенности и четких пропорциях и в детальной проработке одежд. В традиции майя была установка статуй на площадях, во дворах культовых сооружений, у входов в дома знати и т.д. Малая пластика цивилизации (II – I вв. до н.э.) была глиняной, и первоначально она были довольно грубой и примитивной. Постепенно искусство развивалось совершенствовалось. Более поздняя скульптура отличается необыкновенным изяществом. Подтверждением тому могут служить фигурки, найденные на острове Ханна в Кампече. Позднее мастера майя начали использовать для изготовления статуй камень и дерево. В период коллапса (IX в.) искусство майя, в том числе и скульптура, пришло в упадок. Попытки возродить его в постклассический период особым успехом не увенчались. Более поздняя культура инков каменную статую практически не использовала.

Многие народы доколумбовой Америки создавали на этом континенте свои могучие цивилизации. Проходили века и падали империи. Одно оставалось вечным – памятники культуры. Скульптура этого периода, сохранившаяся до наших дней, поражает воображение своей неповторимой самобытностью и великолепием исполнения.

СКУЛЬПТУРА > Страны Азии, Африки и Америки > Скульптура доколумбовой Америки

Пирамиды в Америке

Пирамиды, созданные древними народами Центральной Америки, совершенно не похожи на древнеегипетские. Точное назначение ни тех ни других не известно. Вероятнее всего, пирамиды Центральной Америки служили для проведения религиозных обрядов.

Руины Северного акрополя (на первом плане) и пирамида I (в центре слева) в древнем городе майя Тикале (совр. Гватемала).

В Тикале (Гватемала) на площадях перед пирамидами и фасадами храмов было установлено множество стел (каменных плит). На них обычно изображали правителя города-государства во время битвы, религиозного обряда или общения с богами. Археологи пронумеровали все найденные стелы. Например, изображенная наверху стела имеет номер 12.

Примерно в 150-200 гг. на юго-востоке долины Мехико произошло извержение вулкана Шитле, уничтожившее находившийся рядом город Куикуилко. Археологи смогли обнаружить его только в 1922 г. В результате раскопок от застывшей лавы удалось освободить жилые постройки и круглую ступенчатую пирамиду. Она представляла собой усеченный конус из 4 постепенно уменьшающихся ярусов. Основная часть пирамиды была сделана из глины и булыжника и облицована каменными плитами из вулканических пород. Две широкие лестницы с разных сторон пирамиды вели наверх, к плоской платформе с 5 алтарями.

Куикуилко — древнейший город в долине Мехико. Его пирамида была построена в конце 1 тысячелетия до н. э. Такого рода сооружения обычно посвящались Пернатому змею, богу, известному многим народам Центральной Америки. Индейцы майя называли его Кукулькан, а ацтеки — Кецалькоатль.

Традиция возведения пирамид существовала в Центральной Америке с незапамятных времен. Самая древняя из известных пирамид была построена в поселении Ла-Вента (совр. штат Табаско, Мексика) ольмеками, создавшими самую развитую из индейских культур доклассического периода центрально-американской цивилизации (1200 до н. э. — 600 н. э.). Они строили свои поселения вокруг центрального холма, на вершине которого совершались религиозные церемонии. Около 900 г. до н. э. на смену холмам начали приходить пирамиды. Доказательств существования пандуса или лестницы, ведущих к вершине пирамиды, в Ла-Вен-те нет, поэтому некоторые историки считают, что это была скорее скульптура, чем здание. Пирамида олицетворяла собой гору, которая, по представлениям ольмеков, достигала небес и была источником маиса (кукурузы) — основной сельскохозяйственной культуры в здешних местах.

Сменившие ольмеков майя также строили пирамиды, чаще всего из каменных блоков, скрепленных известковым раствором.

Пирамиды Тукуме

К храму на вершине вели крутые лестницы, по которым разрешалось подниматься только жрецам. Возможно, самый крупный и древний из городов майя — Тикаль (Гватемала). Во время расцвета этого города, существовавшего с 800 г. до н. э. по 900 г. н. э., в нем проживало около 100 тыс. жителей. В центре Тикаля находились дворцы, несколько небольших пирамид и 6 очень больших, ступенчатых пирамид с храмами на вершинах. В зависимости от времени создания археологи присвоили им римские номера с I по VI. Пирамиду I, на вершине которой находится храм Великого Ягуара, построили в 698 г., пирамиду VI — в 766 г., а IV, самую высокую, — в 720 г. Ее высота более 70 м, а на вершине, к которой ведет лестница, находится храм Двуглавого змея. Зал храма спроектирован и построен так, чтобы усиливать голос стоявшего в нем жреца, которого должны были слышать люди, собравшиеся внизу на площади.

В основании храмов-пирамид нередко хоронили наиболее уважаемых людей. В 1971 г. под одной из пирамид была обнаружена пещера, от которой шел длинный коридор к помещению в форме четырехлистного клевера. В нем нашли множество предметов, подтверждающих, что это помещение использовалось как святилище. Возможно, оно существовало задолго до того, как построили пирамиду.

Жители Куикуилко, бежавшие из города после разрушительного землетрясения, поселились в Теотиуакане, расположенном в 50 км к северо-востоку от современного Мехико. Эта местность была заселена по крайней мере с 400 г. до н. э., но Теотиуакан долгое время оставался маленьким городом. Вновь прибывшие перестроили и расширили его. В период расцвета площадь Теотиуакана составляла 21 кв. км, а численность населения — от 125 до 200 тыс., что делало его одним из крупнейших городов мира. Около 750 г. Теотиуакан был уничтожен пожаром. Появившиеся здесь несколько веков спустя ацтеки решили, что город построили сверхъестественные существа, и назвали его Теотиуаканом, что означает «место обитания богов».

Центр города пересекает улица Мертвых, имеющая в ширину 40 м, а в длину — 2,4 км. Крупнейшее здание Теотиуакана — пирамида Солнца, высотой более 60 м. Это было пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял небольшой храм. Пирамида сложена из булыжника, глины и земли, а снаружи облицована камнем. Неподалеку от пирамиды Солнца находится пирамида Луны. Ее высота 43 м. В 1998 г. археологи обнаружили внутри пирамиды Луны погребальную камеру со скелетами людей, животных и предметами роскоши. Возможно, все они были принесены в жертву во время некоего ритуального обряда.

Пирамида Солнца, какой она была в период расцвета Теотиуакана. Слева находится меньшая по размерам пирамида Луны, в которой обнаружены следы ритуальных жертвоприношений.

17.10.2018

Пирамиды майя

Немало нашумело в свое время пророчество майя о конце света в 2012 году. Его мы благополучно пережили и теперь можем, не волнуясь, изучать архитектурные шедевры – пирамиды, которые выстроили эти самые майя в Мексике. Каждая из сохранившихся пирамид, несет в себе смысл и показывает нам насколько у этого народа были высоко развиты точные науки. Изучая постройки пирамид майя, можно сломать голову над кучей вопросов, основным из которых будет: «Как так?».

Где находятся пирамиды майя?

«В каком городе искать пирамиды майя?» – наверняка у вас уже появился такой вопрос?

Пирамиды Египта, Японии, Америки и Боснии.

На самом деле городов несколько. Начнем рассказывать с самых значимых и интересных памятников.

  1. В городе Теотиуакане, древней столице ацтеков, расположены две самые большие пирамиды. Это пирамиды майя, посвященные Солнцу и Луне. Высота пирамиды Солнца равна 65 метрам, пирамида Луны немного ниже – всего 42 метра. Примечательными эти пирамиды делает их расположение, которое схоже с расположением звезд в поясе Ориона. Этот факт показывает нам уровень развития астрономии во времена майя.
  2. Самая большая в мире пирамида расположена в Чолула. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что большая часть этой постройки разрушена. Пирамида похожа на обыкновенный холм, покрытый травой, со старой церковью на вершине. Хотя, поднявшись наверх, все же можно увидеть сохранившуюся геометрическую схему пирамиды.
  3. Сохранился также целый город древних майя, в котором имеются жилые постройки, места, некогда отведенные для наблюдения за космосом и прочие необходимые людям строения. Этот город считается самым большим памятником цивилизации и носит название Чичен-Ица. Основой этого города является ступенчатая пирамида майя — Кукулькана. Пирамида Кукулькана – это своего рода древний календарь. К вершине этой пирамиды ведут 4 лестницы, которые символизируют 4 стороны света. Все лестницы поделены на 18 пролетов, майя считали, что в году 18 месяцев. На каждой лестнице имеется по 91 ступени. Проведя несложные расчеты, как раз и получается 365 дней.

Еще одна интересная особенность этой постройки была замечена в XX веке. Дважды в году около пирамиды собираются толпы людей, наблюдающие это чудо. Из-за игры света и тени на ступенях пирамиды можно увидеть огромную извивающуюся змею с открытой злобной пастью, скользящую снизу вверх. Это зрелище длится чуть больше 3 часов. И вот что примечательно, сдвинь древние строители хоть что-то из предметов, создающих эту иллюзию, хоть на пару сантиметров, змеи бы мы не увидели. Представляете, какая колоссальная работа была проделана, и какие великие умы рассчитывали всю эту конструкцию?

Интересным фактом является также и то, что весь комплекс пирамид является огромным резонатором. Идя внутри, вместо своих шагов и голоса, можно услышать голос кацтеля, птицы, которую майя считали священной. В этом мы также видим кропотливый труд древних. Для создания такого эффекта кому-то пришлось тщательно потрудиться над подсчетами толщины стен. Еще одна интересная находка из разряда акустики и звуков была обнаружена на площадке для игры в мяч, расположенной среди пирамид. Люди, находящиеся на этой площадке в разных храмах (а это расстояние около 150 метров), отлично слышат друг друга и могут общаться, но при этом, рядом стоящих соседей слышно не будет совсем.

Обходя территорию города, можно увидеть еще одно чудо – настоящий природный колодец. Размеры его довольно внушительны. В диаметре колодец равен 60 метрам. А вот глубина его самого до сих пор остается неизвестной.

Теперь вы представляете, какое огромное количество тайн и загадок откроется перед вами, если вы решитесь побывать в Мексике. Так что, оформляйте загранпаспорт и визу,вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь в это загадочное путешествие.

В древние времена Мексику населяли предки индейских племен нахуа, принадлежавших к юто-ацтекской группе. О них нам известно немного: они поклонялись богам и воспевали ягуаров. Именно ими в IIIтысячелетии до нашей эры была создана культура, наследием которой стал знаменитый город Теотиуакан.

История и легенда Теотиуакана

Когда в эти земли пришли ацтеки, то на месте Теотиуакана лишь находились заросли и две огромные пирамиды. От местных индейцев нахуа они как раз и узнали, что именно в этом месте родились Солнце и Луна.

Согласно легенде раньше в мире стояла вечная тьма. Чтобы решить эту проблему боги собрались на совет в этом месте. Первым из желающих осветить мир стал Текусицтекатль. Другие же воздерживались от этого права. Вторым богом избрали Нанахуатцина. Боги разожгли огонь, в который нужно было вступить избранным. Текусицтекатль испугался жаркого огня, но хладнокровный Нанахуатцин сделал это. После раздумий Текусицтекатль все смог побороть себя и завершил путь бога. Нанахуатцин переродился в Солнце, а Текусицтекатль в Луну. В честь этого события люди и построили на этом месте храмы-пирамиды.

С языка народа нахуа Теотиуакан переводится как «место превращения богов». Исследования говорят, что город был основан примерно в Iвеке нашей эры, а к пятому столетию он достиг своего расцвета и стал крупнейшим городом Америки. Размеры этого древнего города американского континента до пришествия Колумба могут удивлять — при площади в 20 квадратных километрах он содержал население в 200 тысяч жителей.

Пирамиды и прочие постройки Теотиуакана

Пирамида Луны в Теотиуакане

Памятью из этой эпохи к нам пришли множество построек, разбросанных на огромной территории. Так в центре города находятся две пересекающиеся улицы, ориентированные по сторонам света. В направлении север-юг тянется знаменитая Дорога мертвых Теотиуакана. На ее северном окончании находится храм-пирамида Луны, состоящий из пяти ярусов с плоской вершиной. Основание пирамиды — 150 на 130 метров, высота — 42 метра. 

Пирамида Солнца в Теотиуакане

С востока от улицы находится главная достопримечательность — храм Солнца. Ее основание уже 240 на 255 метров, а общая высота доходит до 72 метров. Святилище, находящееся в прежние времена на вершине храма, до нас не дошло. Пирамида Солнца является третьей в мире пирамидой по высоте.

Самая большая пирамида

Храм Солнца является очень значимым для Мексики, изображается на многих предметах. 

Другие сооружения

Вдоль самой улицы находится множество других менее значимых построек. Здесь и храм бога дождя Тлалока, которому особо поклонялись местные жители, Храм земледелия, особо можно выделить Сьюдаделу.

Сьюдадела — огромная платформа длиной 400 метров. С одной из сторон к ней подведена лестница, а в общем плане к ней примыкают четыре меньших платформы, ориентированных согласно сторонам света, на каждой из которых находится по четыре пирамиды. На центральной площади находится храм Кецалькоатля — шестиярусная пирамида, украшенная змеиными головами, являющимися символом Кецалькоатля или Пернатого змея.

Пернатый змей

На западе от Сьюдаделы расположен Большой комплекс — площадь с платформами и зданиями. Исследователи предположили, что Сьюдадела могла выступать центральным дворцом правителя, а Большой комплекс — рынком.

Улицу мертвых почти идеально пересекают другие проспекты, разделяющие город на ровные кварталы, застроенные зданиями и дворцами. Здесь было найдено множество фресок, изображающих помимо божественных персонажей и обычных воинов. Прочие находки также усиливают версию о важном влиянии воинов на жизнь города и их отношении к знати.

К богатому району дворцов примыкает район торговцев и ремесленников. Теотиуакан являлся крупным торговым центром. Здесь было найдено более 600 мастерских, производящих все, что можно вообразить для того времени. Конечно же, не весь город относился к мастерам и воинам, основную его массу представляли обычные земледельцы.

Гибель города относят к 450-650 годам нашей эры. Предполагается, что смерть его настигла быстрая, возможно она была связана с нашествием тольтеков. После этого завоевания город погружается в полное забвение, и лишь огромные пирамиды храмового ансамбля Теотиуакана навсегда сохраняют тайну места, где взяли свое начало Солнце и Луна.

Видео про Теотиуакан

Теотиуакан на карте Мексики

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Архитектура и скульптура ацтеков

Цивилизация ацтеков, как и другие цивилизации Южной Америки, рассматриваемые в данной работе, наследовала архитектуру пирамид, скульптуру и живопись от более древних цивилизаций. Например, город Теотиукан, являющийся древним религиозным центром ацтеков. Он был не раз достроен ими. Достижением архитектуры ацтеков являются монументальные пирамиды, храмы. Также поражает необычное строение города Теночтитлан.

Города ацтеков имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам – город был построен на острове посреди озеро Тескоко. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, имевшие в нескольких местах проемы с подъемными мостами для прохода лодок. Теночтитлан был прорезан во многих местах каналами, стены которых были выложены изразцами и каменной мозаикой. Теночтитлан был просторным и величественным городом, с широкими площадями, базарами, великолепными храмовыми комплексами и прекрасными пирамидами. Здания нередко украшались бирюзой и драгоценными камнями.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде – примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр с множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм (Темло Майор). Он был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Весь храмовый участок был обнесен стеной, украшенной рельефными изображениями переплетающихся змей. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли – бога солнца и войны и Тлалока – бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалока, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились.

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады – как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские – там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников–специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича. Дома знати строились из адоба и облицовывались камнем или штукатурились; помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой.

Вот каким увидел и описал Теночтитлан в 1519 году испанский конкистадор Эрнандо Кортес: «Провинция, в которой находится этот крупный город, имеет форму почти правильного круга и охвачена кольцом высоких диких гор. Почти вся долина занята двумя крупными озерами. Одно озеро пресное, другое соленое; столица Теночтитлан стоит на соленом озере. Город на воде имеет четыре входа это каменные насыпи шириной в две длины копья. Город так же велик, как, например, Севилья или Кордова. Улицы его широкие и прямые как стрелы; на многих главных магистралях половину улицы образует мостовая, другую половину канал, по которому плавают лодки. Улицы и насыпи во многих местах перерезаны поперечными каналами, через которые переброшены мосты из больших и прочных деревянных балок. В городе много рыночных площадей, где ведется постоянная и оживленная торговля. Одна из таких площадей больше, чем весь город Саламанка; она окружена аркадами, и ежедневно на ней собирается более шестидесяти тысяч людей покупателей и продавцов. Здесь торгуют всевозможными продовольственными товарами, золотыми и серебряными украшениями, свинцом и оловом, ракушками и разноцветными птичьими перьями, балками для строительства домов, строительным камнем, самой разнообразной птицей индейками, дикими утками, курами, попугаями, соколами, голубями, а так же зайцами, оленями, собачьим мясом словом, всем, что можно только себе вообразить в этом мире. В данном огромном городе много великолепно построенных языческих храмов.

В храмах обычно живут жрецы, а в очень красивых святилищах установлены изображения божеств. Жрецы происходят из знатных семейств, одеваются в черные одежды и до заключения брака не стригут и не чешут волосы. Для описания великолепия и деталей главного святилища города человеческий язык слаб. Это такое громадное здание, что на его территории, окруженной высокой стеной, вполне можно было бы построить город на тысячу жителей. Внутри вдоль стены тянутся комнаты, залы, коридоры, удобно обставленные помещения, в которых живут жрецы. В здании сорок хорошо построенных башен, на самую высокую из них ведет лестница из пятидесяти ступеней. Храм богато украшен; работа каменщиков и плотников так хороша, что лучше ее нет на целом свете. Стены расписаны изображениями чудовищ и идолов. В трех самых больших залах храма установлены искусно изваянные скульптуры, поражающие своими размерами. Самый большой, самый почитаемый идол покрыт кровью жертв. Изображения идолов больше человеческих размеров изготовляют из кукурузной муки и фруктов, склеиваемых человеческой кровью; в большие праздники эти изображения съедают.

В городе мы видели множество больших и прекрасных дворцов, в них живут самые важные в стране люди, вассалы правителя Монтесумы, которые часть года проводят в столице. Вокруг дворцов разбиты великолепные цветники. Вдоль ведущих в город насыпей на высоте человеческого роста тянутся два длинных трубопровода; диаметр труб два хороших шага. По глиняным трубам в город поступает пресная вода; вторая труба запасная, чтобы подача воды не останавливалась во время чистки первой трубы. Вода из трубопровода поступает в резервуары, а откуда на лодках развозится по каналам во все концы города. Жители ходят в приличной одежде и отличаются большим усердием, чем в других селениях, поскольку здесь находится резиденция правителя Монтесумы и многих важных господ, порядок в столице царит безупречный…».

Основными монументальными сооружениями у ацтеков были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине. Например, пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико (см. приложение Г). По одной стороне пирамиды шла широкая лестница, как правило, украшенная скульптурными изображениями божеств и священных животных. По представлениям ацтеков, через каждые 52 года начинался новый период в развитии мира. К этому моменту приурочивалось обновление храмов: пирамиду замуровывали в новую каменную оболочку. Пирамида в Тенаюке отражает восемь таких этапов, то есть, фактически она представляет собой 8 вложенных друг в друга пирамид.

Монументальная культовая скульптура – статуи божеств, орнаментированные алтари – поражает грандиозностью, тяжеловесностью, например, статуя богини земли и плодородия Коатликуэ высотой 2,5 м. Статуя располагалась на вершине одного из главных храмов Теночтитлана. Статуя имеет как бы два «фасада», почти зеркально отражающие друг друга, и участники церемониальных процессий всегда видели богиню обращенной к ним одним из своих «ликов». Фигура богини составлена из изображений кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и раскрытых ладоней, перьев, извивающихся змей, связок бобов какао и другого (см. приложение Д). Все это нагромождение символов взято не случайно – каждый элемент статуи был призван подчеркивать те благодетельные или страшные для человека силы, которыми повелевало божество. Знаменит так называемый «Камень Солнца». Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: «Воин-Орел», «Голова мертвого», «Печальный индеец». Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

«Камень Солнца» или «Ацтекский календарь» – один из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. Он находился в одном из храмов Темпло Майор и до обнаружения в 2006 году монолита Тлальтекутли, Камень Солнца считался крупнейшим из найденных в Темпло Майор (диаметр 3,66 м, вес 24 т). После завоевания Мексики испанцами камень оказался погребен под землей, где и оставался сокрытым до 17 декабря 1790 года, когда был найден на площади Сокало в центре Мехико, в тот же год и почти в том же месте, что и статуя Коатликуэ. Первым исследователем камня был ученый Антонио де Леон-и-Гама. В настоящее время камень занимает почетное место в ацтекском зале Национального музея антропологии, его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире. На диске в краткой символической форме представлена ацтекская космология. В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу с двумя руками-лапами в браслетах, с глазами и бровями. В каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде кремневого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для непрерывности движения солнца. Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца – четыре эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу: в верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар, представляет стихию земли; слева находится эра Четыре Ветер, представляет стихию воздуха; под ней изображена эра Четыре Дождь, представляет стихию огня; в нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода, представляет стихию воды. Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон света: север со знаком Один Кремень; юг со знаком Один Дождь; восток с царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна. Указывающий на восток – место рождения солнца – венец и знак кремня символизируют верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли, бога-покровителя ацтеков.

Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского календаря, состоявшего из двух параллельных: священного и гражданского. Против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами формировали ритуальный 260-дневный год (тональпоуалли). Также добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из периодов по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365-дневный гражданский год. Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо, символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в направлении сторон света. На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи Шиукоатль лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину черное, у другой красное, что символизирует дуальность – вечную смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами, повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний цикл. В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат, внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу которого он и был изваян. По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также служил в качестве солнечных часов: в отверстия могли вставляться палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом отмечала время суток.

Тула расположен в 58 милях на север от Мехико Сити. Слово «toltec» означает «искусный мастер», и Тула раскрывает перед нами богатое творческое прошлое ацтеков. Тула был основан ориентировочно в 1000 г. н.э. после падения Теотиуакана и до расцвета Теночтитлана. Тула представляет большую ценность благодаря своим колоннадам, просторным помещениям, воинам – «атлантам» – вырезанным из камня фигурам высотой 15 футов, которые стоят на вершине Пирамиды Утренней Звезды. Эти устрашающие фигуры похожи на тотемные столбы и являются главной достопримечательностью.

Теотиуакан расположен в 31 миле на северо-востоке от Мехико. Это одно из поселений доиспанской Мексики и первый настоящий город страны. В момент наивысшего расцвета население города достигало 200 тысяч. Теотиуакан был не только религиозным, политическим и экономическим центром Мезоамерики, но и самым урбанистическим городом того времени. Главные достопримечательности города – это Пирамида Солнца, Пирамида Луны, Улица Смерти, Храм Пернатого Змея с орнаментом в виде огромных змеиных голов (см. приложение Ж). Теотиукан был населен в период с 100 года до н.э. до 700 года н.э. Его название, в переводе с языка науатль, означает «место богов» и, возможно, было дано городу впоследствии, ведь до сих пор неизвестно, на каком языке разговаривали его жители. В VII веке н.э. начался упадок города и постепенное оставление его жителями. Уже в следующем веке город был полностью покинут. Никто в точности не знает, чем был вызван упадок. Однако уже после своего упадка Теотиукан превратился в место паломничества других народов, в том числе и ацтеков, которые постоянно достраивали город и организовывали в нем свои религиозные церемонии. Ведь, согласно легенде, именно в этом месте родилось Пятое Солнце, освещающее мир, в котором жили наследники теотиуканской культуры. Ацтеки строили свои пирамиды именно по типу теотиуаканских. Вот описание некоторых построек Теотиуакана.

Цитадель. Первые испанцы, посетившие это место, назвали его Цитаделью за его сходство с крепостью, которое придают ансамблю центральная постройка или «замок» и внутренняя площадь. Раскопки начала XX века доказали, что «замок» являлся Храмом Кетсалькоатля и что «стена» состояла из 7 метров, в верхней части которых находились пирамидальные постройки. Как показали исследования, эти строения представляли собой небольшие храмы, в которых проводились церемонии и празднества.

Пирамида Солнца первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. Высота пирамиды 66 м. В древности на ее вершине располагался храм, в котором находился каменный идол, уничтоженный во время Конкисты.

Тепантитла. Этот жилой комплекс на протяжении времени неоднократно перестраивался. В 40-е годы во внутренних помещениях были обнаружены настенные фрески, которые ученые идентифицировали с так называемым Тлалоканом или Раем Тлалока, поскольку на них изображены празднества, игры, развлечения, а кроме того, симметричным образом повторяется изображение божества в головном уборе из перьев хищных птиц с широко разведенными руками, с которых крупными каплями стекает вода.

Дорога, длина которой составляет 2 км на участке от Пирамиды Луны до цитадели и далее на юг еще примерно 3 км называется «Дорога мертвых». По всей своей протяженности она не раз прерывается: сначала Цитаделью, затем Большим Ансамблем (местом, где располагался городской рынок).

Интересные факты

В результате такого рода пересечений, а также строительства параллельных Дороге Мертвых улиц, город оказался поделенным на районы и пригородные зоны, ориентированные строго по частям света. Здания, расположенные вдоль Дороги Мертвых на протяжении 2 км, имеют очень похожий и типичный для Теотиуакана архитектурный стиль, несмотря на то, что каждое из них имеет свои особенности.

Пирамида Луны. Возвышаясь в северной части города, она повторяет очертаниями силуэт горы «Толстая», название которой на языке науатль означает «каменная мать или защитник из камня». Пирамида луны заключает в себе другое, более древнее сооружение (I-II в. н.э.) точно такой же формы. В верхней части этого сооружения находилась платформа, на которой проводились ритуалы в честь Чальчиутликуэ, богини Воды. Жители Теотиуакана считали, что она находится в зависимости от Луны. Именно этой богине был посвящен храм на вершине Пирамиды, а ее статуя находилась у подножья. Город был заложен по точной прямоугольно сетчатой планировке, ориентированной по оси север-юг

Считается, что Теотиуакан – город богов, или город, построенный богами. Что бы это значило? По сути, ацтеки были обычным индейским племенем, большинство построек которого были хижины из пальмовых веток, смешанных с глиной. Исследователи архитектуры древней Мезоамерики, изучая Теотиуакан, обнаружили, что самые нижние камни строили гораздо более древние племена, чем знаменитые ольмеки. А ольмеки на несколько веков древнее ацтеков! Эти нижние камни намного лучше обработаны, чем остальные. Они настолько хорошо отполированы, что не видно даже следов полировки. У некоторых исследователей есть мнение, что они скорее отпилены от целого куска, нежели так хорошо отполированы.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *