ПИНАКОТЕКА БРЕРА В МИЛАНЕ

1. Пинакотека Брера — Милан — справка

Евгений Говсиевич

1. ПИНАКОТЕКА БРЕРА – МИЛАН — СПРАВКА

Краткая история ПИНАКОТЕКИ БРЕРА (галереи, описание экспозиции)
2000 произведений искусств (400 полотен): Тициан, Рубенс, Рафаэль, Караваджо, Рембрандт, Модильяни (38 ЗАЛОВ).

Пинакотека Брера – одна из самых крупных картинных галерей Милана. Она находится в одноимённом палаццо конца XVI – начала XVII вв, построенном в стиле барокко, в котором ранее размещалась иезуитская коллегия. В 1773 г., после распада ордена иезуитов, императрица Мария Тереза Австрийская решила открыть в нем Академию художеств, которая работает на первом этаже Палаццо Брера по сей день. Сбором и размещением библиотеки Академии занимался Джузеппе Пьермарини, знаменитый итальянский архитектор.

Картинная галерея была основана в 1809 г. качестве обучающего центра для начинающих художников, обучавшихся в Академии. Однако за свою более чем двухсотлетнюю историю она преодолела дидактические рамки и стала полноценным собранием ценных произведений искусства, одной из крупнейших пинакотек города.

В картинной галерее Брера хранятся ценнейшие полотна итальянских мастеров прошлых веков и современных живописцев Италии. В ней представлены работы Рафаэля, Тинторетто, Карпаччо, Фабриано, Пьеро делла Франческа, Джентиле да Фабиано, Караваджо, Эль Греко, Рембрандта, Ван Дейка, Гойи других художников. Галерея была сильно повреждена во время авиационных налетов в 1943 году, и вновь открылась лишь в 1950 г. В музее постоянно проводятся реставрационные работы, в связи с чем некоторые полотна оказываются недоступными для осмотра.

Картины в 38 залах музея расположены в хронологическом порядке либо согласно их принадлежности к той или иной живописной школе (тосканской, венецианской, ломбардской и т.д.). В зале Sala della Passione часто проводятся тематические выставки. В зале Х находятся живописные произведения художников ХХ века. Здесь размещено собрание Джези – свыше 70 полотен, подаренных Галерее Марией и Эмилио Джези в 1976 и 1984 годах.

Среди них – картина Модильяни «Портрет Моиса Кислинга». Очередное пополнение коллекции музея состоялось в 2001 г.

В первом зале галереи находятся изображения Иисуса Христа художников и скульпторов ХХ века. Здесь представлены работы Медарро Россо, Марини Марино, Амедео Модильяни и других мастеров.

Во втором, третьем и четвертом залах выставлена итальянская живопись ХIII-ХVI веков, представленная полотнами Джованни де Милано, Андреа де Партоло и других художников.

Пятый и шестой зал открывает посетителю прекрасный мир венецианской живописи ХV-ХVI веков (художники – Джованни Беллини, Андреа Монтенья и др.). Одна из самых известных работ здесь – «Оплакивание Христа с Марией и Иоанном» Джованни Беллини, написанная около 1470 г. В ней художнику удивительным образом удалось передать неповторимое сочетание реализма и благочестивого благоговения. Интересна также работа «Спор святого Стефана» (1514 г.) кисти Витторе Карпаччо с ее тщательно прорисованными деталями и четкими архитектурными контурами. Ранее она входила в цикл полотен, изображающих эпизоды из житий святых.

Работы венецианцев демонстрируются также в седьмом, восьмом, девятом и четырнадцатом залах: это портреты кисти Лотто, Морони, Тинторетто, Тициана, Якопо Бассано, Паоло Веронезе. В восьмом зале находится известная картина «Проповедь Святого Марка в Венеции» Джентиле Беллини (завершена Джованни Беллини, его братом). Сюжет разворачивается на переднем плане полотна, здесь сосредоточены все человеческие фигуры, над которыми «нависает» величественный восточный архитектурный ансамбль заднего плана.               

Залы с пятнадцатого по девятнадцатый посвящены живописи Ломбардии. Здесь демонстрируются полотна и фрески ХV-ХVI веков работы Бартоломео Суарди, Гауденцио Феррари, Ламаццо, Кампи, а также живописные портреты и иконы Чезаре да Сесто и других мастеров. Изображения святых были перенесены в галерею из различных монастырей. В двадцатом, двадцать втором и двадцать третьем залах представлена живопись итальянской провинции Эмилия-Романья – региона в северной части страны, центром которого является Болонья. Здесь выставлены работы Ортолано, Антонио да Корреджо и других мастеров.       

Двадцать первый зал отведен под полиптихи ХV века кисти Джироламо ди Джованни, Николо Соджи и других художников.               
В двадцать четвертом зале работами Рафаэля, Пьеро делла Франческа и Браманте представлено Высокое Возрождение (ХV-ХVI век). Самые известные работы в этом зале – «Бичевание Христа» кисти Луки Синьорелли с ее четко прорисованными, реалистичными персонажами и величественным Иродом на троне; «Венчание Марии» Рафаэля Санти (1504 г.), в которой прослеживается манера письма его учителя Перуджино; «Алтарь Брера», изображающий Мадонну с младенцем, ангелами и святыми.               
В залах № 27 и 28 выставлена живопись центральной Италии ХV-ХVI века.               
Двадцать девятый зал полностью отведен под работы Караваджо (Микеланджело Меризи) и учеников его школы, тридцатый – под ломбардскую живопись ХVII века.               
Полотна нидерландских мастеров экспонируются в залах № 31, 32 и 33 (Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Питер Брейгель старший и др.).               
В зале № 34 разместились иконы ХVIII века.               
В залах №№ 35 и 36 находится венецианская живопись ХVIII века, итальянские жанровые картины и портреты (Бернардо Беллотт, Франческо Гуарди и др).               
Наконец, залы №№ 37 и 38 посвящены итальянской живописи ХIХ века. Находящаяся в тридцать седьмом зале картина «Поцелуй» кисти Франческо Гайеза (1859 г.) хорошо передает нежное и сентиментальное настроение и считается одним из ключевых полотен романтизма в итальянской живописи.

Кроме пинакотеки, в здании Палаццо Брера расположены залы Национальной библиотеки Брайденсе, крупнейшей в Милане, и городская обсерватория. В музее имеется также большая коллекция слепков с античных скульптур. С 1863 года здесь размещается еще и археологический музей.               
В центре двора в 1859 г.

1. Пинакотека Брера — Милан — справка

установлена бронзовая статуя Наполеона Бонапарта, стоящего в древнеримском одеянии на великолепном мраморном пьедестале (скульптор Антонио Канова). Рядом с галереей расположен ботанический сад.

Во дворце *Палаццо Брера (Palazzo Brera), здании в стиле позднего барокко, содержится одна из крупнейших в мире коллекций картин – **Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera) (23) (Galleria Nazionale).

С 1809 года она открыта для широкой публики. Наряду с картинами Рембрандта, Ван Дейка или Эль Греко, здесь можно увидеть прекрасные шедевры итальянской живописи XIV–XX вв. Большинство из них попало в Пинакотеку Брера в XIX веке в результате секуляризации, когда закрывались монастырь и церкви. В зале Сала делла Пассионе (Sala della Passione) часто проходят тематические выставки. Из-за постоянно идущих реставрационных работ каждый раз удаётся осмотреть только часть коллекции. Но даже при самом коротком посещении рекомендуем обязательно посмотреть главные экспонаты:

Зал 6 (1):

*«Оплакивание Христа с Марией и Иоанном» (Piet;) Джованни Беллини (ок. 1470 г.). Беллини, который наряду со своим братом Джентиле был одним из ведущих венецианских художников эпохи раннего Возрождения, находит здесь неповторимое сочетание благочестия и реализма.

*«Умерший Христос», или «Оплакивание Христа» Андреа Мантенья (ок. 1490 г.). Для этой картины характерны рассеянный свет и крайне укороченная перспектива.

*«Спор святого Стефана» Витторе Карпаччо (1514 г.). Когда-то картина входила в цикл из нескольких произведений, изображающих жития святых. Особенно хороши в ней высокая лоджия и тщательно прорисованные детали на заднем плане.

Зал 8 (2):

**«Проповедь святого Марка в Александрии» Джентиле Беллини (ок. 1504 г., завершена Джованни Беллини). Основной сюжет этой панорамной картины размером 7,70 x 3,47 м разворачивается внизу на переднем плане, однако гораздо большее внимание зрителей привлекает фантастическая архитектура, которая высится над ним. Восточные элементы – кафтаны, тюрбаны, минареты, обелиски и верблюды – напоминают о пребывании художника при дворе османского султана Мехмета II.

Зал 9 (3):

**«Нахождение тела св. Марка» Тинторетто (1562–1566 гг.). Театральность действия, довольно смелая перспектива и эффектный контраст в распределении света и тени характерны для многих произведений этого венецианца.

Зал 24 (4):

*«Алтарь Брера» (Мадонна с младенцем и святыми, ангелами и герцогом Федериго да Монтефельтро) Пьеро делла Франческа (1472–1474 гг.). В правом нижнем углу этой иконы, изначально предназначавшейся для церкви в Урбино, мы видим самого заказчика, благоговейно стоящего на коленях. Примечательна сложная и детально выписанная архитектура с кессонным сводом в сумеречном свете.

*«Бичевание Христа» Луки Синьорелли (ок. 1480 г.). Реалистично прорисованные жесты и интерьер в духе античных римских образцов с сидящим на высоком троне Иродом позволяют считать эту картину одной из лучших в творчестве умбрийского художника.

**«Венчание Марии» Рафаэля Санти (1504 г.). В тонких чертах лиц и маленьких, овальной формы головах этого раннего произведения ещё можно узнать изобразительную манеру Перуджино, учителя Рафаэля. Картина появилась ещё до переезда Рафаэля во Флоренцию, где он позже познакомился с творениями великих мастеров (Гиберти, Донателло, Леонардо, Микеланджело и др.). На tempietto (ротонде) можно разглядеть подпись художника.

Зал 29 (5):

**«Ужин в Эммаусе» Караваджо (1606 г.). Игра светотени (ит. chiaroscuro) в живописи художника из Бергамо оказала влияние на многих других художников эпохи барокко, в том числе на Рембрандта и Жоржа де ла Тура.

Зал 37 (6) :*«Поцелуй» Франческо Гайеза (1859 г.): Благодаря своему нежному колориту и сентиментальному настроению, эта картина считается одним из ключевых произведений итальянского романтизма.

Фото из интернета

© Copyright: Евгений Говсиевич, 2016
Свидетельство о публикации №216121501249

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Евгений Говсиевич

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Евгений Говсиевич

ПИНАКОТЕКА БРЕРА — му­зей в Ми­ла­не.

Рас­по­ла­га­ет­ся в Па­лац­цо Бре­ра (на мес­те мо­на­сты­ря уми­лиа­тов XIV века, пе­ре­шед­ше­го в 1572 году к ие­зуи­там), по­стро­ен­ном по про­ек­ту 1627-1628 годов (архитектор Ф.М. Ри­ки­ни), рас­ши­ре­но и пе­ре­строе­но в сти­ле клас­си­циз­ма по про­ек­ту Дж. Пьер­ма­ри­ни (на­чи­ная с 1774 года).

Во дво­ре у главного вхо­да — брон­зо­вая ста­туя «На­по­ле­он в об­ра­зе Мар­са» (1859 год, по мо­де­ли А. Ка­но­вы около 1811 года).

Пинакотека Брера воз­ник­ла как кол­лек­ция ми­лан­ской Академии Художеств (ос­но­ва­на Ма­ри­ей Те­ре­зи­ей Ав­ст­рий­ской в 1776 году), вклю­ча­ла в се­бя ко­пии зна­ме­ни­тых про­из­ве­де­ний стан­ко­вой и мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, гип­со­вые слеп­ки скульп­тур, а так­же кар­ти­ны из се­ку­ля­ри­зо­ван­ных цер­ков­ных со­б­ра­ний.

В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ско­го за­вое­ва­ния Ита­лии по ини­циа­ти­ве Э. де Бо­гар­не и под руководством Дж. Бос­си со­б­ра­ние по­пол­ни­лось мн. про­из­ве­де­ния­ми из хра­мов и мо­на­сты­рей со всей Ита­лии, пре­ж­де все­го из Пап­ско­го государства, Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки, Ми­ла­на и Лом­бар­дии. К концу 1812 года кол­лек­ция ака­де­мии на­счи­ты­ва­ла свыше 800 кар­тин, из ко­то­рых лишь часть бы­ла воз­вра­ще­на по­сле Рес­тав­ра­ции их за­кон­ным вла­дель­цам, за­тем она по­пол­ня­лась за счёт да­ре­ний и при­об­ре­те­ний; сре­ди не­дав­них по­пол­не­ний — кол­лек­ции современного искусства Э. и М. Йе­зи и Л. и А. Ви­та­ли.

В 1882 году Пинакотека Брера от­де­ле­на от ака­де­мии и об­ре­ла са­мо­стоя­тель­ность.

Пинакотека Брера — од­но из круп­ней­ших со­б­ра­ний итальянской жи­во­пи­си XIII-XX веков и од­но из не­мно­гих в Ита­лии, с дос­та­точ­ной пол­но­той пред­став­ляю­щих все ло­каль­ные шко­лы: лом­бард­скую (Джо­ван­ни да Ми­ла­но, Бра­ман­ти­но, Д. Бра­ман­те, Б. Луи­ни), си­ен­скую (А. Ло­рен­цет­ти), па­ду­ан­скую (А. Ман­те­нья), ве­не­ци­ан­скую (се­мья Бел­ли­ни, Джен­ти­ле да Фаб­риа­но, Чи­ма да Ко­нель­я­но, К. Кри­вел­ли, Ти­ци­ан, Тин­то­рет­то, П. Ве­ро­не­зе, Дж.Б. Тье­по­ло, Б. Бел­лот­то, Ка­на­лет­то, Ф. Гвар­ди, П. Лон­ги и другие), ве­не­ци­ан­ской Тер­ра­фер­мы (Ро­ма­ни­но, Дж.Дж.

Пинакотека Брера в Милане

Са­воль­до, Дж. Б. Мо­ро­ни, Мо­рет­то), ум­брий­скую (Пье­ро дел­ла Фран­че­ска, Л. Синь­о­рел­ли), фер­рар­скую (К. Ту­ра, Ф.дель Кос­са, Э.де Ро­бер­ти, Д. Дос­си, Га­ро­фа­ло), рим­скую (Ра­фа­эль, Ка­ра­вад­жо), бо­лон­скую (Г. Ре­ни, Гвер­чи­но, Дж.М. Крес­пи), парм­скую (Кор­ред­жо), не­апо­ли­тан­скую (М. Пре­ти), шко­лу Ри­ми­ни (Дж. Ба­рон­цио), а так­же итальянских мас­те­ров начала XX века (А. Ап­пиа­ни, С. Ле­га, Дж. Фат­то­ри, Ф. Дзан­до­ме­не­ги, У. Боч­чо­ни, К. Кар­ра, Дж. Мо­ран­ди, Ф. де Пи­зис, М. Ма­ри­ни и другие).

В со­б­ра­ние Пинакотеки Брера так­же во­шли про­из­ве­де­ния ни­дер­ланд­ской, фла­манд­ской (П.П. Ру­бенс, А. ван Дейк, Я. Йор­данс), гол­ланд­ской (Рем­брандт, А. Го­вартс, Ян ван Гой­ен), не­мец­кой (А.Р. Менгс), ис­пан­ской (Эль Гре­ко), анг­лий­ской (Дж. Рей­нолдс) и фран­цуз­ской (П.П. Прю­дон, Ж. Брак и другие) школ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Pinacoteca di Brera / A cura di F. Ze­ri. Mil., 1988–1996. Vol. 1–7
  • Дзуф­фи С. Пи­на­ко­те­ка Бре­ра – Ми­лан. Ми­лан, 2006
  • Pina­co­teca di Brera. I dipinti / A cura di L. Arrigoni. Mil., 2010

Статью разместил(а)

Чесноков Алексей Николаевич

редактор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *