ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА КОСТРОМА

Музей «Петровской игрушки»

05.09.2016

Музей «Петровской игрушки»

Кострома — далеко не самый известный город, в котором мечтает побывать каждый второй человек планеты, соответственно возникает вопрос, почему мы пишем о Костроме, а не к примеру славно известном Париже?! Однако, богатая туристическим потенциалом Кострома, входит в маршрут Золотого кольца России. Город славится разнообразием и обильностью музеев, монастырей и церквей (более 2,5 тысяч архитектурных памятников). Кроме насыщенного историко-культурного достояния Костромская область имеет хороший эколого-природный потенциал. Имеется широкий круг выбора уютных и не дорогих гостиниц, хостелов и санаториев.

Музей «Петровская игрушка» в Костроме — частный, сотворили его народные мастера Михаил Шмаров и Светлана Пиманова. Одноименная деревня Петровское (Сусанинский район) легла в основу названия Петровской (Сусанинской) игрушки. Геологические особенности Костромской области способствовали процветанию гончарного мастерства, и начиная с XIX века, в Костроме широко развивалось гончарство. Кирпичные заводы числили около двух тысяч работников-гончаров. Былые ремесла давали названия именам улиц (Кирпичная, Горшечная). Местные мастера экспонировали свои изделия в столице и далеко за ее границами.

В начале ХХ века глиняная промышленность стала меркнуть, лишь два поселения Петровское и Сергеево сохранили несколько своих мастеров П.А. Иванова (1908-1984 г.г.) и А.В. Зайчикова (1902-1979 г.г.). Они пользовались двумя типами кругов: «легкий» и «весомый», обжигали в традиционной русской печи и изготовляли посуду налепом. Мастера известны своими звонкими и озорными свистульками. С советских времён держава перестала интересоваться этим промыслом и даже начала запрещать это занятие. Итогом послужило обеднение экономики Сусанинского района и полным переселением жителей в другие места.

Музей «Петровской игрушки» в Костроме сегодня

Нельзя сказать, что современность оставила заметный отпечаток на музее, ведь смысл его существования заключается в донесении до нового поколения истории и традиций родной земли. Уют и теплота присутствуют в каждом уголке российского  музея народных промыслов «Петровская игрушка» в Костроме так как предпочтительно он направлен на маленьких посетителей, выставляя напоказ разнообразные детские игрушки.

Музей Петровская игрушка славится известными произведениями мастеров-виртуозов Павла Иванова, Михаила Шмарова, Светланы Пимановой и так же авторскими работами остальных мастеров с российских областей, и всего мира. Числится близко 1000 работ. Вышло потрясающее собрание – традиционное, необычное и неповторимое, такое — какого не найти в другом месте. Различные животные на любой вкус – домашние или лесные, куча людских статуэток, отображающих все древнерусские профессии и увлечения, — есть всё,- от важного барина до простого деревенского мужика с гармонью.

Всмотревшись в любое изделие с прошедших времен по внимательней, почти везде заметны символы или знаки означающие Солнце. Они говорят нам о том, что такая промышленность зародилась давно (не позже IXвека) и что живущие тогда люди почитали и обожествляли Солнце, считая его важной частью своей жизни. Руководство Петровской игрушки в Костроме сообщило, что чиновники совсем не хотят и отказываются спонсировать археологические раскопки в селе Петровское, которые могут пролить свет на истинные годы зарождения гончарного искусства в этой местности, получить еще новых экспонатов и сведений о древнерусской культуре наших предков.

Мастер-классы в музее народного промысла «Петровская глиняная игрушка» в Костроме

Самое занимательное и особенное в Петровской игрушке это мастер-классы, которые смогут увидеть любые желающие посетители. За 10 минут с небольшой груды глины и без использования каких-нибудь инструментов или хитроумных орудий в руках мастера выходит подлинное произведение искусства – славно известная Окарина (свистулька другими словами).

Глина – очень нежный, мягкий и живой материал. Возникает отличная возможность попробовать и научится не только вашему ребенку, но и вам самим азам гончарного мастерства. На выбор предоставляется лепка горшочка на гончарном кругу или попробовать выделать детские игрушки: куколки, свистульки или еще что-нибудь несложное. Мастера окажут вам грамотную помощь и откроют новые возможности и полет вашей фантазии.

Музей «Петровская  игрушка» — замечательное место для посещения его всей семьей. Вы необычно и весело проведете время в тесном кругу дорогих вам людей, наполните день красочными моментами и воспоминаниями, а мастера приложат все усилия для этого. Так же на территории музея действует магазин, в котором вы можете приобрести любые понравившиеся товары на память из их ассортимента по доступным ценам, а также материалы для изготовления новых поделок.

Петровская (сусанинская) игрушка

Музей не известен широкому спектру туристов и даже обычных горожан, но посетить его определенно стоит. В настоящее время официальный сайт музея Петровской игрушки в Костроме находиться в режиме ремонта. Традиционно именно там располагаются отзывы и фото объекта.

Практическая информация и указания, как добраться до музея

Время работы музея: ежедневно, с 9:00 до 18:00, без выходных. Адрес и расположение на карте: Россия, г. Кострома,улица 1 мая, дом 24. Телефон: +7 (49-42) 47-20-66.

Стоимость билетов: дети до 5 лет включительно — бесплатно, для детей по старше — 30 RUB, для взрослых — 70 RUB. Стоимость мастер-классов — от 50 до 200 RUB.
Цены указаны на 2016 год.

Возврат к списку

Колокольчики и народные промыслы

Петровская (сусанинская) игрушка

Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области.

Свистулька "Гармонист"
Автор Шмаров Михаил Александрович
1992 год, ВМДПНИ

Свистулька "Гусь"
Автор Иванов Павел Алексеевич
1970-е годы, ВМДПНИ

Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились две тысячи гончаров. Название былых ремесел сохранилось в именах улиц — Кирпичная, Горшечная и т.д. Благодаря геологическим особенностям данной местности гончарное мастерство здесь процветало во всей красе. Изделия местных гончаров экспонировались на выставках в Москве и за рубежом.

Колокольчик в традициях петровской игрушки, автор М.Шмаров
Коллекция О.Поповой

Колокольчик в традициях петровской игрушки, автор С.Пиманова
Коллекция О.Поповой

Колокольчик в традициях петровской игрушки, автор С.Пиманова
Коллекция О.Поповой

Сусанинская земля особенно славилась своими гончарами. Лучшие мастера жили в деревне Петровское. В конце XIX  века все дворы этой деревни занимались гончарным промыслом. Однако впоследствии промысел стал угасать. Только в двух деревнях Петровское и Сергеево мастера П.А. Иванов (1908-1984 г.г.) и А.В. Зайчиков (1902-1979 г.г.) продолжили заниматься традиционным ремеслом. Они использовали два типа кругов: "лёгкий" и "тяжёлый", обжиг в русской печи и изготовление посуды налепом. Помимо горшков и посуды они лепили весёлые пронзительные свистульки.

"Ефим Васильевич Честняков (Евфимий Самойлов) (1874, д. Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии — 1961, д. Шаблово Кологривского района Костромской области) — русский (мерянский) художник (портреты и сказочные сюжеты в русле псевдонаивного искусства), писатель (сказки, сказания, роман в стихах, стихи, размышления), скульптор (мелкая глиняная пластика), создатель детского театра в Шаблово. Пик творчества пришёлся на первую четверть XX века", — ru.wikipedia.org.

Сейчас промысел восстанавливают стараниями студии керамики "Весна". Основателем студии является Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике в целом. На базе студии был открыт Культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова.

Совместными усилиями учеников и педагогов Центра создается музей глиняной игрушки КПЦ им. Е.В. Честнякова. Наряду с обучением изобразительному искусству и росписи по дереву, детей обучают изготовлению костромской петровской глиняной игрушки. Студия выпустила 11 юных мастеров по петровской народной игрушке (8-10 лет обучения).

Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики.

Музей Петровской игрушки

Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке – это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.

Музей "Петровская игрушка"
Игрушка д. Петровское Костромской обл.
"Петровская народная игрушка сегодня". Составитель статьи Гладких Л.Н. 2009 год. (*.doc, ~9M)

Анна Горбунова
Фото О. Поповой

С. Пиманова. Колокольчики — герои сказок Ефима Васильевича Честнякова. Коллекция О. Поповой

Полное название проектаПетровская игрушка. Возрождение традицийРуководительТатьяна СкляроваЗаявлен30 января 2015, 11:20Категории проекта

  • Проект Ярмарки идей
  • Природоведение, окружающий мир
  • Исследование

Закрыт30 января 2015, 13:45

Решаемая проблема / Замысел / Гипотеза

Русская народная игрушка, как и русская народная сказка – особый вид русского народного творчества. Наша русская культура настолько богата, что русскому человеку просто нельзя не проявлять к ней интерес. Но знаем мы очень мало. Многие народные игрушки остаются забытыми. Не всем из них удается сохраниться в народной памяти. Петровская игрушка так и могла остаться среди неизвестных для многих людей.
У каждого народа — свои народные игрушки.

Travel with Jozhikc

В них отражается быт, нравы и обычаи народа. Через русскую народную игрушку мы знакомимся с русской культурой и русским народным творчеством.
В разных районах России существовали свои уникальные центры народных промыслов.
У народной игрушки есть свой язык: знаков, символов и цветов.
Народная игрушка привлекает внимание детей не меньше, чем современная.
Петровская глиняная игрушка, с одной стороны, следует традициям русских народных игрушек, а с другой стороны, является уникальной. И поэтому является ценным звеном нашего культурного наследия.

Презентация

Петровская игрушка.pptx

Галерея проекта

Приложенных файлов нет

План проекта

1

изучить историю русской народной игрушки

Описание и инструкции

— определить роль игрушки в жизни народа;
— дать характеристику наиболее известным промыслам глиняных игрушек;
— описать символы и образы, используемые в народных игрушках;

Компетенции

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
  2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
  6. овладение научным подходом к решению различных задач

Приложенных файлов нет 2

изучить петровскую игрушку как элемент русской культуры

Описание и инструкции

— изучить, какое место занимает народная игрушка в современном мире, провести анкетирование
— раскрыть уникальные особенности петровской глиняной игрушки;
— познакомить учеников своего класса с петровской игрушкой и тем, как ее изготавливать, провести ознакомительное занятие

Компетенции

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  3. овладение научным подходом к решению различных задач

Приложенных файлов нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *