ПЕТР И ФЕВРОНИЯ ФОТО

Достопримечательности Ярославля

Памятник Святым Петру и Февронии в Ярославле

Рубрика: Ярославль

Открытый 8.07.2009 г. памятник Петру и Февронии Муромским – православным святым, символизирующим превосходство семейных ценностей, – ныне является одной из основных достопримечательностей Ярославля. Величественный бронзовый монумент трехметровой высоты расположен в самом центре города, вблизи от монастыря Казанской Божьей Матери. Авторство скульптурной композиции принадлежит современному российскому мастеру Константину Чернявскому.

Петр и Феврония канонизированы Российской Православной церковью как символ семейного счастья. Изображающие их иконы традиционно преподносят в подарок как молодоженам, так и супружеским парам, отмечающим ту или иную юбилейную годовщину своего бракосочетания. Считаются, что святые Петр и Феврония покровительствуют семье, оберегая ее от различных невзгод.

Согласно преданию, муромский князь Пётр, одержав победу над огненным змием, обагрился его ядовитой кровью и заразился проказой. Исцелить его оказалось не под силу даже известным лекарям.

Памятники Петру и Февронии

И вот, как-то во время сна, Петру было видение, будто излечить страшный недуг способна молодая крестьянка Феврония, являющаяся дочерью бортника и проживающая на Рязанщине, в деревне с названием Ласковая. Князь обратился к девушке, пообещав в благодарность за исцеление взять ее в жены. Однако после чудесного выздоровления Петр не сдержал своего слова – ведь Феврония принадлежала к сословию простолюдинов. Тогда болезнь возобновилась в еще более тяжкой форме, и вновь Феврония вылечила Петра, после чего он выполнил обещание и обвенчался со своей спасительницей.

Однако боярам из окружения Петра пришлось не по душе, что простолюдинка вдруг стала княгиней. Они выразили Петру свое негодование, и князь с молодой женой вынуждены были оставить Муром. Отсутствие князя посеяло в Муроме смуту: бояре, каждый из которых стремился завладеть освободившимся княжеским престолом, стали враждовать между собой и даже убивать друг друга. В конце концов им пришлось обратиться к Петру и Февронии с покаянием и молить их о возвращении. Вернувшись, супруги прожили в любви и согласии много лет, и уже в преклонном возрасте решили принять в различных монастырях монашеский сан: Петр – под именем Давида, Феврония – Ефросиньи. Оба просили Господа лишь об одном – дать им возможность умереть в один и тот же день, с тем, чтобы их тела были погребены вместе, в заранее подготовленной гробнице из монолитной каменной глыбы. Бог снизошел к просьбе праведников – Петр и Феврония скончались в один день, однако совместное погребение противоречило монашеским канонам, и их отпели порознь, в разных монастырских храмах. На следующий день свершилось чудо: оказалось, что тела супругов непостижимым образом оказались рядом друг с другом! Не решившись противоречить воле Всевышнего, монахи погребли Петра и Февронию в единой гробнице.

Памятник в честь святых Петра и Февронии призван олицетворять семейное счастье. Торжественное открытие монумента состоялось в присутствии множества горожан и гостей города, в числе которых были высокопоставленные государственные служащие и представители духовенства. На церемонию также были приглашены супружеские пары, чей семейный стаж превысил четверть века. Эти семьи были удостоены специальной губернаторской награды «За любовь и верность».

Памятник воздвигнут в рамках принятой по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II всероссийской программы «В кругу семьи», согласно которой подобные монументы устанавливаются в каждом городе, принявшем в ней участие. Основной целью программы явилась пропаганда заботы членов семьи друг о друге.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский» собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь» Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь» Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь» Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие.

Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня» Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

 

Православные верующие знакомы с такой святыней, как икона Петра и Февронии Муромских. Что это за образ и почему он известен? Его главная отличительная черта в том, что на нем изображено сразу два святых — Петр и Феврония, в то время как большинство святых Православной Церкви встречаются поодиночке.

Святые Муромские — это семейная пара, которая была известна при жизни своими добрыми деяниями и именно поэтому иконописец запечатлел их вместе. Икона Петра и Февронии Муромских известна своими чудесами, ей молятся семейные пары о благополучии, молятся жены за своих мужей, родителей за детей. Чествуют святых в День семьи и любви.

История образа

Святые Петр и Феврония известны всему миру из многочисленных летописей.

Петр до пострига в монахи был князем Давидом Юрьевичем и правил он в городе Муроме в XIII веке. Постригшись в монахи, он взял другое имя, поскольку это символизирует полное отречение от всего, что было в его жизни до монастыря и Господа.

Несмотря на то, что на образе святые изображены уже пожилыми людьми, они встретились в то время, когда им было не более 30 лет, а история их знакомства заслуживает внимательного изучения.

Князь заболел проказой и искал по селам и деревням лекаря, который смог бы его исцелить, а Феврония жила в одной из деревень и была дочерью обычного кожемяки, т.е. обычной крестьянкой. Девушка увлекалась травами и могла лечить болезни, когда князь пришел к ней и просил исцелить его она поставила ему условие: исцеление за женитьбу.

Молодой князь с жаром пообещал жениться, ведь он хотел быть здоровым, но когда девушка на самом деле его вылечила он покинул то местность и уехал. Жениться он не мог на простолюдинке. Однако Господь так устроил, что как только он выехал за пределы деревни болезнь немедленно вернулась.

Петр вернулся к Февронии и женился на ней. Когда он привез ее к себе в хоромы, то его бояре подняли бунт — ведь они не хотели ходить под рукой какой-то крестьянки. Начала зреть война и Петр решил покинуть престол. Они с женой сели в лодку и поплыли по реке Ока вниз по течению, которое уносило их от Мурома.

Сегодня есть несколько икон, изображающих этот момент.

Когда князь покинул город, за престол его началась битва и люди страдали от того, что бояре не могли определиться с правителем. Простые люди нашли Петра и упросили его вернуться. Он вернулся в город, занял престол и правил еще много лет, делая все для своих подданных.

На заре жизни, в 90 лет, Петр и Феврония приняли монашеский постриг и умерли спустя некоторое время в один день.

Значение и смысл иконы

Значение семьи сегодня сильно нивелировано. Многие молодые люди предпочитают жить в грехе, не расписываясь и не венчаясь. Семья как институт уже утратила свою привлекательность. Общество учит людей, что жить можно с двумя или более людьми за всю жизнь, что искать одного суженного не стоит, а лучше провести время весело, меняя партнеров как перчатки.

Это все убивает бессмертную душу человека, люди страдают от одиночества и боли, отсутствия детей, потерей смысла жизни. Они видят себя ущербными и пустыми внутри.

Икона Петра и Февронии Муромских олицетворяют брачный союз, который благословил Сам Господь. Волосы их уже поседевшие, что означает их долгую жизнь и мудрость, приобретенную за долгие годы. Петр держит в руках свиток — это символ той мудрости, что князь передает людям. А руки княгини открыты и подняты к небу — это символ чистоты ее мыслей и желаний. Святые изображены держащимися за руки, их любовь иконописец изобразил в жестах и взгляде, которым одаривает молодая жена своего мужа.

Церковь воспитывает свою паству на примере этих святых — жена должна любить мужа, а он — заботится о своей жене.

Святые чтили брачный союз, так и верующие должны со всей серьезностью относиться к нему и беречь свои семьи.

Чудеса

Существует множество чудесных свидетельств того, как чудесная доска помогала справиться с проблемами и как Господь отвечал на горячие молитвы, которые были перед ней произнесены.

Вот некоторые из них.

В одной семье произошла такая история, которую поведала внучка: «Образ святых был подарен на свадьбу бабушке ее крестной. Это был предсвадебный подарок бабушке как невесте, и она в ночь перед свадьбой молилась святым. Ночью ей приснился сам Петр Муромский и сказал не торопиться с замужеством, поскольку она выбрала не того мужчину себе в мужья.

Бабушка утром рассказала все своему суженному, который работал в то время председателем комсомольской ячейке. Его сон разозлил настолько, что он накричал на девушку и начал заставлять снимать с себя крестик, а также кричал, что она должна отречься от всех икон и церкви. Бабушка решила, что жить с таким человеком она не сможет и отказалась выходить замуж. Спустя некоторое время она встретила дедушку, и они прожили вместе счастливо более 60 лет».

Другой молодой человек также поделился своей семейной историей: «Его мама не могла никак забеременеть. Они с мужем долго обследовались, и врачи им поставили диагноз бесплодие. Мощи святых Муромских в то время хранились в Москве, куда родители и поехали.

Памятник Петру и Февронии (Ярославль)

Долго они искали мощи, но в тот день так и не нашли, к тому же были проблемы с жильем — гостиницы были переполнены.

Их на квартиру взяла какая-то женщина, а наутро отвела в музей, где в то время находились мощи. Они помолились и поехали домой, а там уже узнали, что мама вернулась в положении».

В чем помогает образ

Лик имеет свой праздник — День семьи, любви и верности. Именно тогда служиться служба в храмах по святым Петру и Февронии, а православные совершают молитвы перед их иконой.

Совсем необязательно ждать праздника, чтобы помолиться у образа, ведь он и мощи святых находятся в Свято-Троицком монастыре в городе Муроме, что во Владимирской области и не все могут туда попасть. Именно тут 8 июля с 6 утра служится литургия по святым. Однако попасть внутрь храма нелегко — очередь выстраивается задолго до стен и ворот.

Если есть нужда молиться именно этим святым, можно приобрести образ для домашнего иконостаса. Обычно просят у святых следующее:

  • о рождении здоровых детей в семье;
  • о счастливом браке;
  • о легкой беременности и родах;
  • о счастливом замужестве или женитьбе;
  • об укреплении семейных уз.

Господь слышит горячие и искренние молитвы и отвечает на них. Чудесные истории, связанные с образом, были описаны выше, так что верующим не стоит терять веру, а лишь укрепившись в ней просить у Господа милости.

Администратор

Житие Петра и Февронии Муромских

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – "предобрая и пречистая двоица". В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества. В Муроме в Свято-Троицким женском монастыре стоит рака с мощами муромских святых Петра и Февронии.

Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. "Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую.

Памятник Петру и Февронии, Ярославль, Россия

Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5:26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня.

— Одинакова вода или одна слаще другой?" — "Одинакова", — отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

"Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). "Пусть подождет, мне надо закончить…", — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и "затихла навеки". Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе".

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.

Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.

***

Молитва благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским:

  • Молитва Петру и Февронии Муромским. Благочестивые супруги, в искушении ради сохранения семьи отказавшиеся от княжеской власти. Святым Петру и Февронии молятся о верности и любви между мужем и женой, о благословении на брак, в поисках своей "половины"

***

Акафист благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским:

Каноны благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским:

Житийная и научно-историческая литература о благоверных князе Петре и княгине Февронии Муромским:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *