ПАРК ЦВЕТНИК В ПЯТИГОРСКЕ

Парк "Цветник" в Пятигорске

Цветник в Пятигорске один — это знает всякий. Не только человек приезжий, но и местный житель скажет: да-да, один, другого не ищите. Ну а всегда ли так было? Тут "всякий" задумается, а знаток пятигорской старины ответит: нет, не всегда. А сколько и какие именно?

Цветников в Пятигорске было два. Но судьба у них складывалась по-разному. У того, что и сегодня так зовется, она была вполне благополучной: за ним ухаживали, его украшали фонтанами, бюветами, павильонами, галереями. Он все время рос вширь, прихватывая соседние земли, пока не достиг сегодняшних своих размеров из-за чего и "Цветником"-то его называть неловко — приходится брать это слово в кавычки и писать с большой буквы, как название довольно большого курортного парка.

А вот у другого зеленого уголка старого Пятигорска, что тоже когда-то числился цветником, судьба оказалась туда печальнее. Взять хотя бы названия, данные обоим для различения. Сохранившийся доныне именовался раньше "Николаевским цветником", поскольку был разбит у здания Николаевских (сейчас Лермонтовских) ванн. Так как второй назвали "Елизаветинским", можно предположить, что находился он у знаменитого Елизаветинского источника, того самого "кисло-серного колодца", который описан М.

Парк Цветник в Пятигорске. Тихий маленький сквер в старой части города

Ю. Лермонтовым в романе "Герой нашего времени". Но любой, даже начинающий краевед знает, что зеленая зона вокруг Елизаветинского источника называлась Емануелевским парком. А Елизаветинский цветник находился ниже, близ дорожки, ведущей к нему.

В чем тут дело? Может быть, в том, что невезучий цветник попросту опоздал к номинации окультуренной местности вокруг источника? Доктор Ф. П. Конради, главный "хроникер" изменений, происходивших в Пятигорске на рубеже 20 — 30-х годов XIX века, подтверждает, что так и было. Парк у источника начал создаваться в 1828 году, а первые посадки виноградной лозы вдоль дорожки к нему были сделаны год спустя. И, конечно, прошло какое-то время, прежде чем этот уголок могли назвать "Цветником". Могли, но не назвали — ведь первоначально он именовался "Казенным садом".

Позвольте, — скажет старожил Пятигорска, — бывший Казенный сад — теперь Парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова!" Верно. Но обратимся к книге "Садоводство и виноградарство на Кавказских Минеральных Водах", выпущенной в начале XX столетия. Комментируя приведенный в ней "Реестр фруктовым деревьям и кустарникам для посадки в разные места в Казенном саду при водах разводимом", датированным 1828 годом, автор книги Я. Верховец разъясняет: "Все вышеупомянутые деревья и кустарники, а равно и виноградные лозы были посажены… в Елизаветинском цветнике, занимавшем и всю площадь нынешних Ново-Сабанеевских ванн, именовавшимся также и Казенным садом, пока не было отведено в 1830 году на конце города место для огорода и питомника, где затем постепенно образовался существующий и поныне Казенный сад".

Надо полагать, что условия для питомника, заложенного в верхней части Горячеводской долины, оказались неблагоприятными для растений — жар, источаемый близкими скалами, серные испарения свободно текущих минеральных вод, почва, насыщенная их солями, — все это заставило перенести питомник в более подходящее место. И только после этого — да и то, видимо, не сразу оставшиеся зеленые насаждения, дополненные цветочными клумбами, назвали Елизаветинским цветником.

Документы, приведенные в книге Верховца, позволяют узнать, как он выглядел. Кроме фруктовых, там росли и декоративные деревья и кустарники — акация, тополь, жасмин, розы, а также виноград распространенных тогда сортов — "давигоса", "гулебный", "алый гимринский", "белый толстокожий", "козьи титьки". На цветочных клумбах высаживали как привычные гвоздики, пионы, гладиолусы, крокусы, лилии, так и растения, сегодня в декоративном садоводстве не используемые, — тимьян, шалфей, адонис, бораг (огуречная трава) и даже совершенно нам неизвестные "аврикули голландские", "лах", "левондею", "манитру" и т. д.

Должно быть, очень красочное зрелище представлял Елизаветинский цветник в те годы. Увы, таким он оставался недолго — в начале 40-х годов зеленую зону почему-то пришлось создавать заново, о чем свидетельствует приведенный тем же Верховцом отчет Строительной Комиссии за 1845 год. В нем говорится, что от бульвара к Елизаветинскому источнику ведет "кривая (то есть зигзагообразная) с акациями, розами и жеоржинами (георгинами) аллея, устроенная в 1843 году по предписанию генерала Гурко. По правую сторону сделан в 1844 году цветник, окруженный двумя аллеями, а по левую посажены деревья…"

Не прошло и трех лет с той поры, как в Елизаветинском цветнике начались перемены — вместо "кривой" аллеи проложили лестницу к построенной С. Уптоном Елизаветинской (сейчас Академической) галерее. Конечно, она была не столь широка, как нынешняя, но вид цветника все же изменила. Еще большие пертурбации принесло ему создание Музея под открытым небом. С конца 40-х годов сюда стали свозить памятники древности, найденные в окрестностях Кавминвод: каменные бабы, снятые с курганов, христианские и мусульманские надгробья, могильные плиты, кресты и т. д. В 1881 году эти древности для лучшей сохранности собрали в компактную группу и окружили решеткой. Спустя еще десятилетие основные экспонаты этого уникального собрания древностей передали в Москву в Исторический музей.

Принеся заслуженную славу Пятигорску, музей-"лапидарий" оказал дурную услугу Елизаветинскому цветнику, который ввиду обилия каменных надгробий и изваяний стал восприниматься как… кладбище. Так, в сатирическом произведении князя Ф. Туркестанова о приключениях господина Незабудки в Пятигорске музей каменных фигур описывался, как кладбище курортников, злоупотреблявших питьем минеральной воды. Это, конечно, написано в шутку. Но вот совершенно серьезная книга — путеводитель С. Анисимова, изданный в 1927 году. В его разделе, посвященном минеральным источникам Пятигорска, я с удивлением прочел: "близ магометанского кладбища найдены воды ессентукского типа". Долго ломал голову, где же у нас такое кладбище. Потом сообразил: ведь бювет и, соответственно, буровая близкого по составу к водам Ессентуков источника № 14 расположены у Пушкинских ванн, как раз там, где был когда-то музей под открытым небом. Анисимов уже не застал его, но принял это место за кладбище на основании рассказов старожилов о стоявших здесь когда-то надгробьях и памятниках. Из-за подобной "смены амплуа" это место на какое-то время даже перестали считать цветником — путеводители конца XIX — начала XX века указывая, что в Пятигорске имеется два цветника, вторым, после Николаевского, называли Городской, позже именовавшийся не цветником, а сквером (сейчас Пушкинский) — там, где находится фонтан "Гномы", а до 1910 года был фонтан иного вида, называвшийся "Великан".

Свой фонтан появился в 1890 году и у Елизаветинского цветника — его можно видеть на старинных фотографиях: восьмиугольный бассейн, посредине — каменная горка, из которой взлетают искрящиеся струи. Тот период был для цветника поистине "звездным". Рядом с ним построили роскошную лечебницу — Ново-Сабанеевские (сейчас Пушкинские) ванны. Они сразу же ощутили наплыв лечащихся, чему способствовала и трамвайная линия, проложенная, что называется, к самому порогу здания. В домах напротив, по некоторым данным, был открыт санаторий Владикавказской железной дороги. Причем поначалу зелени у стен зданий не было и вся лечащаяся публика в поисках тени устремлялась в Елизаветинский цветник, делая его многолюдным и оживленным.

Подобную роль этот цветник продолжал играть и в 20-е годы нового века. Правда, трамвайную линию к ваннам уже демонтировали, но сами ванны исправно действовали, как и санаторий "Провал" в домах напротив (позже санаторий "Восход"). Невезучая судьба зеленого уголка дала о себе знать в 30-е годы. Архитектор П. Еськов по заданию городских властей спроектировал лестничный ансамбль для подъема к Академической галерее. Ради него пожертвовали и фонтаном и самим цветником, который попросту перестал существовать. То есть деревья и кустарники продолжали расти по бокам лестничного каскада, но совершенно потеряли цивилизованный вид — в основном это дички или, как говорят лесоводы, самосев. Следов ухода за ними не видно давно. И это очень грустно.

Заканчивая рассказ о злополучном цветнике, хочу еще раз подчеркнуть упорное нежелание людей оценить ту пользу, которую способен был приносить этот зеленый уголок, — при каждом удобном случае его портили, коверкали, старались уничтожить и сам цветник и память о нем. Но он, как говорится, не помня зла, продолжал служить людям — не так давно ровная площадка в его центре позволила гидрогеологам поставить буровую вышку и с ее помощью добраться до водоносных пластов на разной глубине. Сейчас на этой площадке можно видеть оголовки нескольких скважин, способных дать минеральную воду основных пятигорских типов.

И все же, думается, бывший цветник мог бы с большей пользой служить курорту, как важная составляющая зеленой рекреационной зоны. Сегодня, конечно, у работников благоустройства курорта до него вряд ли дойдут руки. А вот завтра, когда начнется — во что очень хочется верить — возрождение Горячеводской долины, надо обязательно привести в порядок этот романтический уголок старого Пятигорска — не только в знак уважения к его многострадальному прошлому, но и в надежде на более благоприятное будущее. Да и название Елизаветинский цветник стоит восстановить, чтобы жила в нем память о знаменитом кисло-серном колодце, составлявшем когда-то гордость и славу Пятигорского курорта.

Заслуженный работник культуры РФ Вадим Хачиков

В центре Пятигорска находится небольшой Парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова.
В 1835 году, ещё на территории Горячих вод, началось устройство Казённого сада. К 1912 году Казённый Сад стал напоминать старинный усадебный парк. На пруду можно было кататься на лодках. Тополевые и каштановые деревья обрамляли тенистые аллеи.
После 1917 года Казенный Сад был переименован в «Курортный парк Карла Либкнехта». В 1949 году на его территории было создано искусственное озеро. В апреле 1952 года он переименован в Парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова. В этом же году П.П. Еськов победил в конкурсе на лучший проект оформления входа в парк. Полукруглые пилоны, украшающие вход в парк, и по сей день являются образцом провинциальной сталинской архитектуры.
В 1953 году по проекту архитектора Б.П. Светлицкого, на естественном склоне началось строительство Зелёного театра на 2200 мест. В 80-х годах ХХ века Зеленый театр был реконструирован – над зрительскими рядами появилась крыша, а вместо деревянных скамеек – пластиковые кресла. После реконструкции Зеленый театр получил название «летний киноконцертный зал Камертон».
В настоящее время площадь парка 22,8 гектара, на которых расположены свой Зеленый театр «Камертон», кинолекторий, шахматно–шашечный и читальный залы, кафе, танцевальная площадка, стадион «Центральный» («Труд»), теннисные корты, планетарий (ещё недавно функционирующий), различные аттракционы и озеро с лодочной станцией.

В непосредственной близости к городской курортной зоне, у подножия горы Горячей, находится исторически сложившийся небольшой парк «Цветник», утопающий в зелени и цветах.
Обустройство знаменитого парка, в котором сейчас так любят отдыхать жители и гости Пятигорска, началось еще в 1828 году, когда генерал Г. Емануель и знаменитые архитекторы братья Бернардацци решили облагородить территорию перед зданием Николаевских ванн. Одним из первых его посетителей был А.С. Пушкин. Вероятно, здесь состоялась его беседа с братьями Бернардацци. Большой пустырь был очищен и распланирован, естественный бассейн, в котором собиралась минеральная вода, был выровнен и вычищен. На территории между бассейном и ваннами обустроили партер с газонами и клумбами, на которых высадили более сорока сортов разнообразных цветов. Центром партера стали солнечные часы, по которым проверяли точность церковных часов, отмеряющих каждые полчаса времени. Партер стали называть Николаевским цветником, поскольку он располагался рядом с Николаевскими ваннами. Несколько позже вблизи был возведен грот Дианы и обустроена Ермоловская аллея из акаций и роз, по которой любила по вечерам прогуливаться местная публика.
Грот Дианы, созданный в 1830 году в честь первого покорения Эльбруса – искусственная пещера, свод которой опирается на две каменные колонны, назывался в то время «Грот Эльборус». Название, однако, не прижилось и гроту вскоре дали имя древнеримской богини охоты Дианы, под которым он известен и теперь. Здесь нередко устраивались шумные праздники, в том числе и Михаил Лермонтов, за неделю до своей смерти, с друзьями устроили в гроте бал, после которого он признался одному из своих товарищей: «Чувствую – мне мало осталось жить».
В 1831 году в парке открываются Николаевские ванны, построенные все теми же братьями Бернардацци – Иосифом и Джованни в стиле классической курортной архитектуры. В июне 1837 года здесь проходил курс лечения Михаил Лермонтов, и этому мы обязаны современным названием ванн – Лермонтовские. В 1870-80-х годах на вершине горы Горячей появляется Китайская беседка с восемью колоннами, поддерживающими крышу в стиле крыш китайских пагод, откуда отрываются панорамы Пятигорска и Главного Кавказского хребта. Последний, правда, виден лишь в очень ясную погоду.
В 1880 году неподалеку от Лермонтовских открываются Ермоловские ванны в эклектичном стиле. Названы они так в честь наместника на Кавказе с 1816 по 1827 годы генерала А.П. Ермолова, сделавшего очень много для становления курортов Кавказских Минеральных Вод.
Новый виток развития получил парк «Цветник» в начале ХХ века.
После решения о его расширении – в 1901 году на одном из уступов на горе Горячей появилась скульптура Орла.
Скульптурная композиция, изображающая орла в схватке со змеей – официальный символ Кавказских Минеральных Вод. Эта композиция была изготовлена скульптором Л.К. Шодким по рисунку художника И.И. Крылова, который нарисовал орла, терзающего змею, для обложки журнала, изданного по случаю 100-летия Кавказских Минеральных Вод. Открыта композиция 1 мая 1901 года. По мысли автора орел олицетворяет целебную силу минеральных источников, побеждающих болезни, которые символизирует змея в когтях у могучей птицы. Скульптура не раз меняла облик. Первоначально она была изготовлена из цемента, но за прошедшие десятилетия цементная фигура не раз приходила в негодность, и её приходилось реставрировать. В 1973 году композиция была заново отлита из бронзы на Ленинградском заводе монументальной скульптуры, и установлена на прежнем месте. Открыта 15 октября 1973 года. С этого времени такой символ украшает все курортные города этого региона.
Летом того же 1901 года, в 60-ю годовщину гибели М.Ю. Лермонтова, открывается Лермонтовская галерея – ажурный павильон из металлических конструкций странной смеси стилей модерн и готики. Использовалась эта галерея и как летний театр, и как место для лечения больных.
В 1909 году у входа в парк появляется кофейня Гукасова, а в 1914 году на краю парка открывает свои двери Музыкальный театр (ныне Ставропольский Государственный краевой театр оперетты) – одна из самых больших дореволюционных построек Пятигорска.
Революция и гражданская война мало затронули этот уголок города, а известность в конце 20-х годов ему вернули Илья Ильф и Евгений Петров.
«…прочитав свеженаклеенную афишу о гастролях в Пятигорске театра Колумба и выпив два пятикопеечных стакана нарзана, путешественники проникли в город на трамвае линии Вокзал – «Цветник». За вход в «Цветник» взяли десять копеек.
В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. Симфонический оркестр исполнял в белой раковине «Пляску комаров».

Парк "Цветник"

В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и вразнос. Никому не было дела до двух грязных искателей бриллиантов.
– Эх, Киса, – сказал Остап, – мы чужие на этом празднике жизни».
После этого, как Вы помните, Остап превратил бедного Кису в грязного оборванца и заставил вспоминать гимназические курсы иностранных языков.
«– Зачем мне это все? – воскликнул Ипполит Матвеевич.
– Затем, – сказал Остап веско, – что вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции…
… Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученных ему фразы:
– Мсье, же не манж па… Гебен зи мир битте… Подайте что-нибудь депутату Государственной думы…
Подавали не то чтобы мало, но как-то невесело. Однако, играя на чистом парижском произношении слова «манж» и волнуя уши бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три…
… Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника»».
Вот такой экскурс в литературу, навеянный этим романтическим названием – «Парк «Цветник»» и фильмами Марка Захарова и Леонида Гайдая (последний режиссер, кстати, снимал свой фильм непосредственно на вышеописанной натуре)…

В городе также имеется Комсомольский парк (Белая Ромашка) и Парк Победы (у Новопятигорского озера), а также Ореховая роща с Поляной песен (возле Студенческого городка).


Достопримечательности Кавминвод

Главная

Используются технологии uCoz

Парки Пятигорска

 

Парк "Цветник"

"Цветник" был заложен 1823 году в самом центре тогдашнего Пятигорска у подножия горы Горячей (ее высота — 557 метров). Он сразу стал излюбленным местом прогулок и времяпрепровождения романтически настроенных отдыхающих. Благоустройство и придание ему аристократического вида продолжалось более ста лет — вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1830 году в честь первого покорения Эльбруса в одном из уголков парка братьями Бернардацци был устроен "Грот Эльбрус" — искусственная пещера, свод которой опирается на две каменные колонны. Название, однако, не прижилось и гроту вскоре дали имя древнеримской богини охоты Дианы, под которым он известен и теперь. Здесь нередко устраивались шумные праздники, в том числе и Михаил Лермонтов, за неделю до своей смерти, с друзьями устроили в гроте бал, после которого он признался одному из своих товарищей: "Чувствую — мне мало осталось жить".

 

В 1831 году в парке открываются Николаевские ванны, построенные все теми же братьями Бернардацци — Иосифом и Джованни в стиле классической курортной архитектуры. В июне 1837 года здесь проходил курс лечения Михаил Лермонтов, и этому мы обязаны современному названию ванн — Лермонтовские.
В 1870-80-х годах на вершине горы Горячей появляется Китайская беседка с восемью колоннами, поддерживающими крышу в стиле крыш китайских пагод, откуда отрываются панорамы Пятигорска и Главного Кавказского хребта. Последний, правда, виден лишь в очень ясную погоду.
В 1880 году неподалеку от Лермонтовских открываются Ермоловские ванны в эклектичном стиле. Названы они так в честь наместника на Кавказе с 1816 по 1827 годы генерала А.П. Ермолова, сделавшего очень много для становления курортов Кавказских Минеральных Вод.

 

Новый виток развития получил парк "Цветник" в начале ХХ века, после решения о его расширении — в 1901 году на одном из уступов на горе Горячей появилась скульптура Орла, символа Кавказских Минеральных Вод. С этого времени такой символ украшает все курортные города этого региона. Правда, первая скульптура не сохранилась до наших дней, сегодня можно посмотреть на Орла, установленного здесь 15 октября 1973 года.
Летом того же 1901 года, в 60-ю годовщину гибели М.Ю. Лермонтова, открывается Лермонтовская галерея — ажурный павильон из металлических конструкций странной смеси стилей модерн и готики. Использовалась эта галерея и как летний театр, и как место для лечения больных.
В 1914 году на краю парка открывает свои двери Музыкальный театр (ныне — Ставропольский Государственный краевой театр оперетты) — одна из самых больших дореволюционных построек Пятигорска.

 

Парк культуры и отдыха им. Кирова

В 1835 г., еще на территории Горячих вод, началось устройство Казенного сада. К 1912 Казенный Сад стал напоминать старинный усадебный парк. На пруду можно было кататься на лодках. Тополевые и каштановые деревья обрамляли тенистые аллеи. После 1917 года Казенный Сад был переименован в «Курортный парк Карла Либкнехта». В 1949 году на его территории было создано искусственное озеро. В апреле 1952 года он переименован в Парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова. В 1952 г.

Парк «Цветник»

П. П. Еськов победил в конкурсе на лучший проект оформления входа в парк. Полукруглые пилоны, украшающие вход в парк и по сей день, являются образцом провинциальной сталинской архитектуры. В 1953 году по проекту архитектора Б. П. Светлицкого, на естественном склоне началось строительство Зеленого театра на 2200 мест. Со временем он был переименован в летний концертный театр «Камертон». В настоящее время площадь парка 22,8 гектара, на которых расположены стадион «Центральный», кафе, театр «Камертон», озеро, теннисные корты и различные аттракционы.

 

Главная | Фотогалерея | Новости | Форум | История города | Минеральные источники | Санатории | Экскурсии | Турфирмы | Реклама на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *