ПАМЯТНИКИ ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 12 июля 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 12 июля 2017; проверки требуют .

Па́мятники Петру́ и Февро́нии — памятники святым благовернымкнязю Петру и княгине Февронии Муромским, считающимся покровителями семьи, любви и верности.

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливают в городах Российской Федерации с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году и при поддержке государственной корпорации Ростех.

Памятники Петру и Февронии в городах России

Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что молодожёны будут возлагать цветы к подножию памятников. Открытие памятников, как правило, приурочивается к празднованию установленного в 2008 году Дня семьи, любви и верности (8 июля).

Памятники Петру и Февронии установлены уже в 60 городах России и продолжают воздвигаться. Таким образом, эти святые являются самыми популярными личностями, которым устанавливаются памятники в России начала XXI века. Кроме того, им установлено наибольшее количество памятников среди святых Русской православной церкви, ближайшие конкуренты — Николай II, Сергий Радонежский и Александр Невский, которым установлено около пары десятков скульптур.

В то же время прокуратура Пермского края при проверке законности установки памятника Петру и Февронии в Перми осенью 2013 года пришла к выводу, что скульптурная композиция «не может быть отнесена к объектам религиозного назначения» и установлена она «с целью формирования светских традиций, направленных на укрепление института семьи и брака».

Загадки святой Февронии Муромской

Повесть о муромских святых начала XIII века Петре и Февронии, записанная в XV-XVI столетиях, является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Исследования подчеркивают связь "Повести о святых Петре и Февронии Муромских" с фольклорными традициями . При этом сказочные мотивы повести подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.

В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание "языка мудрости". Первое иносказание Февронии "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" содержало сообщение о том, что Феврония — незамужняя девушка, не имеющая ребенка ; у нее есть заяц, но нет собаки: "Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок (текстовые варианты "отроча", "детище"), то, увидев, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома" .

Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю.М.Смирнов пишет: "Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром" . Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: "Пес в доме слышание и уши, а очи в доме — кошка" .

Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Иконография святой Мелангеллы Уэльской (VI век, память 17/30 мая) включает изображение спасенного от охотников зайца. В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" — экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). Сходство зайца с агнцем отмечено и в русском фольклоре, где заяц именуется "лесным барашком". Правда, в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота.

Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: "Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры" . "В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца".

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: "Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: "Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!" И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал" . Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами .

Памятник Петру и Февронии

Церковь прославляет Петра и Февронию как "обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей" .

Возвращаясь к беседам Февронии со слугой князя, отметим, что вторая загадка мудрой девы связана с темой памяти смертной: "Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть". Интуитивно предугадывая состояние князя Петра, православная целительница заговорила о грани между жизнью и смертью: "А то, что я сказала про отца и мать, что они пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это — плач взаймы. Про брата же так сказала потому, что отец мой и брат — древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть" .

Ю.М. Смирнов указывает на факт, приведенный в "Повести о водворении христианства в Муроме": "И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии". Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи — эти "плетения" нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа" .

История исцеления Петра содержит муромские и рязанские параллели к стихам Великого канона святого Андрея Критского (VII век). В покаянном "Андреевом стоянии" упоминаются и "яд змея", и "раны", и даже "целительная баня": "Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий… Приложих язвам струпы себе… Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег" .

Снег, в церковной традиции символизирующий очищение и преображение (Пс 50. 9; Ис 1. 18; Мк 9. 3), на Руси издревле считался полезным для здоровья. В рязанских легендах о святой Февронии исцеление Петра завершается снегопадом в летнее время.

В этом символическом контексте представляется обоснованным предложенное А.Л. Бегловым истолкование болезни князя Петра: "Змей повержен, но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, — и является завязкой "Повести о Петре и Февронии". Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для Петра невозможна сама жизнь. Условием исцеления Петра оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Господень замысел о нем" .

При встрече с посланцем князя юная Феврония ткала холст. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг, Феврония вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы. Знаменательно, что покрытый язвами и струпьями от "крови змея" Петр попросил Февронию "учинить" ему новую одежду: "Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: "Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане" .

Смена одежд, "отравленных змеем", на ризы спасения — общепринятый в христианстве знак духовного исцеления. Тело Петра, во время болезни покрытое язвами и струпьями, было полностью исцелено при жизни, а во гробе — обретено нетленным и благоуханным. В Акафисте святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, говорится: "Радуйтеся, багряницу княжескую на власяницу иноческую пременившии; радуйтеся, восприявшие святую схиму в броню спасения; радуйтеся, облеченные в ризу благодатного нетления" .

Пучок льна, в шутку посланный Февронии князем Петром, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух подвижников, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: "В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии" .

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Возненсение"). Храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы находятся в Уэльсе в поселке Pennant Melangell, где нередко можно услышать молитвы православных паломников.

Житие преподобных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, с акафистом. Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь, Муром, 2004

Великий канон. Творение святого Андрея Критского

Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой, Л., 1979

Ю. М. Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии, христианском и языческом менталитете и о реабилитации Муромских "святогонов", "Уваровские чтения — IV. Богатырский мир, эпос, миф, история" Муром, 14-16 апреля 1999 г., Муром, 2003.

А.Л Беглов, Святые Петр и Феврония Муромские, Альфа и Омега, № 1(15) 1998

Karl Christian Felmy, Die Erzдhlung von den Heiligen Pлtr und Fevronija von Murom, Ostkirchliche Studien, 46 (1997)

G.L. Kittredge, Witchcraft in Old and New England, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1929

Юрий Клиценко

23 / 03 / 2005

Смотри также:

Встреча с Православием

Памятник Петру и Февронии в Екатеринбурге

Karpen

 (26-09-2018)

Памятник к месту и смысл в нем заложенный — правильный. Исполнение вполне себе удобоваримое. Праздник семьи и верности в городе — позиционируется как один из главных в году.

AVTODOR

 (5-07-2017)

Есть такой, в выходные летом стоит очередь из желающих сфоткаться.

HaZaRd

 (15-09-2016)

В Муроме памятник Петру и Февронии должен был быть, удивительно что появился он так поздно. Сам памятник выполнен на хорошем уровне.

OlegPop

 (1-09-2016)

Памятник очень хорош.

grymzik

 (24-07-2015)

Смотрятся отлично, но только без подсветки. Вечером включают разноцветную подсветку. Прямо светомузыка

Liebe

 (11-07-2015)

Хорошее исполнение, отлично смотрится на фоне Благовещенского монастыря.

Climat

 (31-03-2015)

Удачная композиция, удачое расположение.

tatshar

 (20-03-2015)

Памятник — наглядное приложение к монастырю. Заяц блещет отполированным носом. Хотя в качестве символа плодовитости, наверное, все же подразумевался кролик.

Людмила

 (30-12-2014)

Памятник замечательный! А еще больше поражает и восхищает жизнь тех, кому памятник посвящен!

jj-15

 (14-09-2014)

Красивый памятник. Понравился. Да и расположен он очень удачно.

vadim

 (4-09-2014)

Памятник понравился, душевный очень. У кролика нос уже стерт до блеска:-)

Vorchun

 (6-08-2014)

Воплощение замысла, символы и легенда , конечно, хороши!
Но, поставь ДАЖЕ в каждом городе такой памятник-рождаемость не улучшится!Лучше эти денежки пустить на человеческие задачи-от уровня жизни, до грамотного образования.Красота скрашивает жизнь, но быт(уровень жизни)главное! А с этим у нас, сами знаете…!Поэтому, три зайца/кролика, не три…!И. вообще, чего у нас только не трут, а воз и ныне там(даже глубже…)!А памятник,отдельно взятый,красив и волнует!

Лия

 (4-08-2014)

Очень понравился! Самобытная композиция, хорошо проработаны образы и типажи персонажей. Памятник оставляет какое-то живое впечатление, поражает своей органичностью. А заяц вообще супер!

Презентация Памятники Петру и Февронии Муромским в России" 7 класс

🙂

One of us

 (4-08-2014)

Монастырь — картинка. И памятник такой же

Сам_по_себе

 (2-08-2014)

Памятник очень хорош, в отличие от многих подобных, появляющихся тут и там к месту и не к месту. Какая-то энергетика от него идет, какой-то силой веет.

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

Характеристика Февронии. Героиня повести — дева Февро­ния. Она мудра народной мудростью. Первое появление в по­вести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётли­вом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Фев- рония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» де­лом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы симво­лизируя собой слияние её с природой.

Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублев­ская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет послан­ца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Све­дущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жёны бояр невзлюбили Фев- ронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты раз­решать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не ос­корбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок; ее противники са­ми догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных про­тивников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляет­ся высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и ко­рыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь — это корабль и капитан на нём — муж, но всё это огромное судно на­ходится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притча 14,1). Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в од­ном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика князя Петра. Князь Пётр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, об­венчавшись, живёт с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Пётр не потакал ей, как бояре, ко­торые предложили ей оставить их город, потакали своим жё­нам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февро­нии пришёл к благоверному князю Петру и наговорил на неё: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Пётр, же­лая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за од­ним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Пётр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

—         Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Пётр — сме­лый, бесстрашный, благочестивый; Феврония — «мудрая дева»)

—         Каков иносказательный смысл речей Февронии?

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей». «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза», (анализ отрывка из текста)

—         Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра? «Сия де­вица хочет, чтобы я взял её в жёны ради мудрости её. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце». (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание.) Как ответ Фев­ронии её характеризует? (как мудрую деву)

—         Как княжили Пётр и Феврония? (благочестиво)

—         Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

—         Когда Пётр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И кня­жили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

Памятники Петру и Февронии

Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

—         Какие имена после принятия монашества получили князь Пётр и княгиня Феврония? («Князь Пётр был наречён Давы- дом, а княгиня Феврония — Ефросинией.»)

—         Как закончили свою жизнь Пётр и Феврония? (тихо, спокой­но) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на ут­ро обретали их в едином гробу».)

—         Как вы думаете, почему князь Пётр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Пётр и княгиня Феврония вели пра­ведную жизнь)

4) Художественные особенности «Повести о Петре и Февро- нии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет со­бой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повес­ти…» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претенду­ет на историческую достоверность.

Очарование «Повести…» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествова­теля не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокой­ствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *