ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Реферат на тему:

Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

План:

    Введение

  • 1Киевская земля
  • 2Черниговская земля
  • 3Переяславская земля
  • 4Новгородская земля
  • 5Владимиро-Суздальская земля
  • 6Смоленская земля
  • 7Полоцкая земля
  • 8Волынская земля
  • 9Галицкая земля
  • Источники

Введение

В списке древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до монгольского нашествия и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века.

Для каждой постройки указаны наименование, местонахождение, время возведения, степень сохранности (состояние), фотография (для объектов, по которым изображения доступны). Для удобства список разбит по историко-географическому принципу. Несохранившиеся постройки выделены серым цветом.

1. Киевская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Софийский собор Киев 1017—1022 или до 1037. Относительно высокая. В начале XVII века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид сильно изменён в XVII—XVIII веках: выстроена заново часть западной стены и галереи, достроены приделы с новыми большими куполами, сделана отделка в стиле украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века, граффити XI—XII веков.
Золотые ворота Киев 1037. Крайне низкая. Уцелели нижние части стен, встроенные в новодел 1982 года. Надвратная церковь Благовещения разрушена в древности.
Успенский собор Киево-Печерского монастыря Киев 1073—1089, в 1230-е годы возведены вновь своды, глава и южная стена. Взорван в 1941 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века— главным образом в алтарной части.
Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря Киев ок. 1106. Относительно высокая. Облик искажён отделкой фасадов и интерьера в стиле украинского барокко.
Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря Киев 1070—1088. Низкая. Сохранилась только западная половина: нартекс с хорами и западные столбы наоса, без сводов, включённые в церковь 1766—1769гг.
Собор архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря Киев 1108—1113. Полностью уничтожен в 1936 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Часть мозаик уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли.
Церковь Спаса на Берестове Киев Конец XI— начало XII века. Низкая. Сохранилась западная часть, включённая в церковь XVII века.
Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща") Киев 1131—1136. До разрушения не сохраняла древних главы и сводов. Взорвана в 1935г., восстановлена по современному проекту.
Церковь Кирилла Александрийского Киев ок. 1140—1146. Хорошая. Не сохранились верх главы и большая часть сводов. На рубеже XVII — XVIII веков переделана в стиле украинского барокко. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг.
Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская) Киев 1182—1183. Не сохранилась. Верхняя часть выстроена заново в конце XVII века, а в 1936 г. храм снесён.
Церковь Василия Великого Овруч ок. 1190. Средняя. Своды и купол- реконструкция Щусева, не отвечающая современным представлениям о первоначальной форме храма.
Георгиевский (Успенский) собор Канев 1144. Высокая. В начале XIX века переделана в ампирных формах— добавлены фронтоны и башни.

2. Черниговская земля

3. Переяславская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Церковь Архангела Михаила ("Юрьева божница") Остёр Рубеж XI—XII веков. Низкая. Разрушена в XVIII веке. Сохранилась только апсида храма и часть фресок начала XII века.

4. Новгородская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Софийский собор Великий Новгород 1045—1052. Высокая. Внутри сохранились фрагменты фресок 1108г. (в основном в барабане купола, образ Спаса Вседержителя погиб в Великую Отечественную войну), бронзовые врата 1-й половины XII в. Из собора происходит ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени.
Николо-Дворищенский собор Великий Новгород Заложен в 1113. Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (позакомарное покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в т.ч.

Архитектура домонгольской Руси

шатровая колокольня конца XVII в.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великий Новгород 1117—1122. Высокая. Есть поздние пристройки. Искажена форма кровли. Частично сохранились фрески 1125г.
Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор— Мастер Пётр) Великий Новгород 1119—1130. Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись придела в куполе над лестничной башней.
Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине) Великий Новгород 1179. Низкая. От первоначального здания в храме XVII века уцелели нижние части северной и алтарной стен с боковыми апсидами. Уцелели фрагмены фресок 1189г.
Церковь Рождества Богородицы на Перыни Великий Новгород 1220-е гг. Высокая. В ходе реставрации возвращён первоначальный внешний вид.
Церковь Кирилла Александрийского на Нелезине Кирилловского монастыря Новгородский район 1196. Перестраивалась в XVII в. Верх храма выстроен вновь в 1754 г. Храм был уничтожен во время войны, ныне не существует.
Церковь Спаса на Нередице Великий Новгород 1198. Низкая. Сильно разрушена во время Великой Отечественной войны. Архитектура полностью восстановлена (утрачена большая часть фресок 1199 года).
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи) Великий Новгород 1185—1192. Высокая. Местная администрация планирует реставрацию памятника.
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу Великий Новгород 1207. Средняя. В 1345г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г. Построена в архитектурных формах смоленского зодчества, во многом схожа со Свирской церковью в Смоленске
Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря Псков 1130-е гг. Высокая.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Псков До 1156. Высокая. Внешний облик искажён (планируется реставрация). Практически полностью сохранился ансамбль фресок, созданных одновременно с храмом греческими мастерами.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря Старая Русса 1198. Сильно перестроен в XV — XVII веках, от древнего храма уцелели нижние части стен.
Успенская церковь Успенского Староладожского монастыря Старая Ладога 1160-е гг. Высокая.
Георгиевская церковь Старая Ладога ок. 1165. Высокая. Крупные фрагменты фресок XII века.

5. Владимиро-Суздальская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Спасо-Преображенский собор Переславль-Залесский 1152—1157. Высокая. До 1891г. сохранялись крупные фрагмены фресок.
Церковь Бориса и Глеба Кидекша 1152—1157. Средняя. В 1660-е гг. утрачены своды, глава и апсиды. Сохранились фрагменты фресок XIIв.
Успенский собор Владимир 1158—1160 и 1186—1189гг. Высокая. В интерьере фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. В XIX веке пристроены притвор и колокольня.
Золотые ворота Владимир 1158—1164. Средняя. Своды и надвратная церковь Ризположения выстроены заново в 1795—1810. По бокам пристроены кордегардии.
Димитриевский собор Владимир 1194 — 1197. Хорошая. В ходе ошибочной "реставрации" 1837 г. уничтожены галереи и лестничные башни, пристроенные к собору в начале XIII века.
Собор Богородице-Рождественского монастыря Владимир 1190 — 1192. Белокаменный собор существовал до 1860 года, когда был разобран и вновь выстроен из кирпича Н.А.Артлебеном (своды были переложены из кирпича в XVII в.). Новодел уничтожен в советское время вместе с подлинной шатровой колокольней XVII века. Современный собор совершенно не похож на своего предшественника.
Успенский собор Княгинина монастыря Владимир 1200—1202 Изначально кирпичная церковь, выстроена заново ок. 1500. От древнего храма уцелели нижние части стен.
Дворец Андрея Боголюбского Боголюбово Заложен в 1158 году, с XIII века занят монастырём. Низкая. Сохранилась лестничная башня (в XVIII веке перестроена в шатровую колокольню) и переход на хоры храма. От церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722г., сохранилась только цокольная часть.
Храм Покрова на Нерли Близ Боголюбово 1165—1166. Хорошая. Утрачены галереи.
Успенский собор Ростов 1161—1163, 1213—1231. Собор выстроен вновь в начале XVI века. Под землей обнаружен древний Леонтьевский придел, расположенный в южной апсиде существующего храма.
Рождественский собор Суздаль До 1105 (кирпичный), вновь выстроен в 1222—1225 (белокаменный). Средняя. Сохранился до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно. Уцелели часть фресок 1233г., а также «золотые врата» XIII века в западном портале и южном притворе.
Георгиевский собор Юрьев-Польской 1152—1157, вновь выстроен в 1234. Средняя. Обрушился при Иване III. Восстановлен под руководством Ермолина без соблюдения прежних пропорций. Скульптурный декор перепутан. Нижние части здания сохранились неравномерно, верхняя их часть ограничена аркатурным поясом.

6. Смоленская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Церковь Петра и Павла Смоленск ок. 1146, в конце XIIв. обстроен галереями. Хорошая. Галереи уничтожены давно, верх барабана рухнул в 1812. К 1963г. реставрирован в первоначальных формах П.Д.Барановским.
Церковь Иоанна Богослова Смоленск 1176—1180. Имеет вид XVIII века. Уцелела от древнего храма только коробка стен. Галереи, приделы, своды, столбы и глава не сохранились. Изначально повторяла архитектуру Петропавловской церкви.
Церковь Михаила Архангела ("Свирская") Смоленск 1180—1197. Относительно высокая. Верхние части здания искажены, своды почти все переложены.

7. Полоцкая земля

8. Волынская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Успенский собор Владимир-Волынский 1160. Средняя. Утрачены почти все своды и глава. Реконструкция 1900 г. (Котов) не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма.

9. Галицкая земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Церковь Святого Пантелеимона Галич ок. 1200. Средняя. Верхняя часть, включая своды, уничтожена при перестройке в костёл в 1611г. Недавняя реконструкция не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма.

Источники

  • П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1986.

Окружающий мир 3 класс

краткое содержание других презентаций

«Вода и её источники» — Круговорот воды. Запас пресной воды. А бывает ли вода твердая. Пресные воды рек. Источник питья. Дождь. Лёд. Вода. Как сосулька, замерзает. Сосулька. Дождевая вода. Источники воды и её виды. Количество растворенного в воде кислорода. Распространенное вещество. Превращение водяных капель. Снег. Без неё нам не умыться. Снежинки. Не губите природу. Бутилированная вода. Облака. Стирка белья. Ледником в горах зовётся.

«Дом-музей Дурова» — Табличка с надписью на входной двери. Цирковая железная дорога А.Л. Дурова. Великие реформаторы искусства манежа. Манеж со входом в виде маски. Анатолий Леонидович Дуров (1864-1916). Если внимательнее рассматривать макет, можно увидеть много интересного. Костюм стал именоваться «дуровским». В музее бережно хранятся фотографии всех членов знаменитой семьи дрессировщиков. Стол с ножками из оленьих рогов.

«Органы выделения человека» — Рано утром я встаю. Органы очистки организма. Загадка. Работа. Органы выделения. Органы очистки. Строение кожи. Функции кожи. Защита. Левая почка. Почки. Свойства кожи. Свалка. Состояние здоровья.

«Отличительные особенности животных» — Национальный парк. За последние 300 лет исчезло 63 вида зверей. Порядок на столе. Береги зрение. Приходят люди на прогулку в лес. Развалился, как на пляже, может рядышком приляжем. Почему исчезают животные. Что за птица. Гигантские панды. Мониторинг отслеживания знаний учащихся. Группы животных. Заповедник. Жилища. Крокодилы. Получаю. Хочу. Нарисуй буквы и отгадай слово. Заказник. Занятия животных.

««Птицы» 3 класс» — Проведите аналогию между элементами множества. Проведите аналогию между предметами. Пифагор. Рассмотрите множество. Проведите аналогию между множествами. Какие бывают перья. Размножение птиц. Тема урока. Разбейте на множества. Проверь себя. По какой аналогии сформированы группы. Что такое перо.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

«История возникновения и развития денег» — Деньги. История одного рубля. Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет. Раковины каури. Монеты Боспорского царства. Мир вокруг нас. Появление денег. Богатая история. Самые редкие монеты. Электронные деньги. Легенда Гурт. Этапы истории развития денег. Серебро и золото. Обмен. Металлические деньги. Реверс. Первобытное общество. Изображения и надписи. Создание единой денежной системы Европы.

Всего в теме «Окружающий мир 3 класс» 266 презентаций

5klass.net>Окружающий мир 3 класс>Владимир> Слайд 6

Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

  • г.      
  • ENG
  • FIN
  • FRA



 | Просмотров: 9 752 |

Деревянные храмы домонгольской Руси

В истории древнерусского зодчества, пожалуй, нет более сложного и нерешенного вопроса, чем вопрос о христианском культовом зодчестве первых веков существования русской архитектуры. Как известно, развитие монументальной архитектуры (т. е. строительства из долговечных материалов — камня и кирпича) начинается только после принятия Русью христианства в конце X века. Правда, есть сведения и о том, что до официального принятия Русью христианства в качестве государственной религии в Киеве уже существовала церковь Ильи, упоминаемая в «Повести временных лет» в тексте договора Руси с Византией еще под 945 годом. Долгое время сам факт ее существования оставался дискуссионным, а в настоящее время продолжает еще оставаться дискуссионным вопрос о ее локализации.3 До тех пор, пока остатки этого древнейшего киевского храма не будут обнаружены, ничего определенного о его формах сказать невозможно. Поэтому, подлинная история русского зодчества начинается с постройкой в Киеве в 989-996 годах Десятинной церкви, возведенной сразу после крещения Руси присланными из Константинополя византийскими мастерами.

Самый начальный этап развития древнерусского зодчества неразрывно связан с архитектурой Византии, откуда на Русь в конце Х~Х1 веков приходили мастера-строители, принесшие с собой технику кладки из плинфы, крестовокупольный тип храма, приемы и формы каменного строительства. Количество строительных артелей на Руси в это время было минимально — за весь этот период на Руси (в основном, в Киеве) было возведено всего лишь около двух десятков монументальных построек, в то время как сама потребность строительства храмов в крестившейся Руси намного превышала возможности артелей мастеров-каменщиков, которыми она располагала. Потребности эти должны были удовлетворятся силами строителей-плотников, «древоделов», искусство которых было для Руси традиционным с древнейших времен. О строительстве деревянных храмов сразу же после принятия Русью христианства свидетельствует и летопись, сообщающая о том, что после крещения князь Владимир «повеле рубити церкви и поставляли по местом, иде же стояху кумиры». Позднее, в XII—XIII веках, когда количество строительных артелей на Руси увеличилось, и строительная изография стала более широкой, интенсивность монументального строительства, связанного, в основном, с княжеским заказом,8 все равно не могла обеспечить потребностей общества в храмовом строительстве. Поэтому большую часть строительства храмов должны были взять все те же артели плотников. Письменные источники неоднократно сообщают нам об очень большом количестве храмов и монастырей в таких городах как Киев, Чернигов, Галич, Новгород, Ростов, однако количество известных нам монументальных храмов в этих городах значительно меньше называемых летописцами цифр. Даже если учесть, ЧТО далеко не все не дошедшие до нас монументальные постройки домонгольской эпохи еще обнаружены, все равно большая часть храмов, несомненно, была деревянными постройками. Скорее всего, таковыми были приходские кончанские храмы в большинстве больших древнерусских городов (за исключением Новгорода со второй половины XII века и, по- видимому, киевского Подола с рубежа XII и XIII веков), монастырские храмы, возведенные не по княжескому заказу, храмы в тех городах, где не было своих строительных артелей, и уж, конечно, фактически все сельские храмы.

Если о монументальном зодчестве домонгольской Руси в результате исследований последних десятилетий стало известно очень много нового,9 то деревянное культовое зодчество этой эпохи было и остается самой неисследованной страницей в истории русской архитектуры. Время, не пощадившее даже многие каменные храмы этого периода, еще более жестоко обошлось с постройками из такого недолговечного материала, как дерево. Самая ранняя из дошедших до нас деревянных церквей — церковь Лазаря Муромского монастыря, находящаяся сейчас в Кижах, — относится уже к XIV веку. Известно, что законы развития каменного и деревянного зодчества различны и обуславливаются различиями в особенностях материала. Однако, существуя и развиваясь одновременно, каменная и деревянная архитектура не могли не влиять друг на друга, тем более, что и из камня (или кирпича-плинфы), и из дерева возводились постройки, выполнявшие одну и ту же функцию — христианского храма. Более того, литургические каноны должны были до известной степени обеспечивать единство многих форм в монументальном и деревянном храмостроении.

Исследователи древнерусского зодчества никогда не упускали из виду это обстоятельство и, стремясь представить себе какими были домонгольские деревянные церкви, обращались к памятникам монументальной архитектуры. При этом большинство из них исходило из предположения, что деревянная архитектура, имевшая глубокие корни на русской почве, оказала влияние на композиционные особенности каменных храмов. Так как типы, а также формы и приемы каменного строительства были вместе с христианством принесены на Русь из Византии, то, по мнению, этих исследователей, работая вместе с византийскими зодчими над постройками каменных соборов, русские мастера, незнакомые до этого с каменным строительством, но имевшие за плечами многовековой опыт в области плотничного искусства, привносили в композицию новых каменных зданий некоторые особенности привычной деревянной архитектуры, что и придавало своеобразие каменному зодчеству домонгольской Руси.

В то же время, всякая возможность влияния форм каменной архитектуры на деревянное зодчество совершенно исключалась. Один из наиболее ярких выразителей этой точки зрения М. Красовский писал: «…наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспособляли для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда, потому что в области плотничного искусства русские цветы , конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича».

Ю.

Памятники архитектуры Древней Руси

П. Спегальский, наоборот, считал, что некоторые формы и конструкции первоначально сложились в творчестве каменщиков и затем (пали приспособлены к особенностям деревянной архитектуры.12
Некоторое представление о внешнем облике древнейших деревянных церквей на Руси можно было получить из сведений, сообщаемых и письменными источниками…

Скачать: О. М. Иоаннисян — Деревянные храмы домонгольской Руси  

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

 

Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет» относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов. Софи́йский собо́р в Киеве построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века. Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики.  На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа.

Архитектура Древней Руси

По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность — построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 
Арха́нгельский собо́р — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.Успенский собор во Владимире — белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Золотые ворота во Владимире — построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.Золотые ворота в Киеве — памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.Дмитриевский собор во Владимире — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный  храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.  В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.Благовещенский собор – храм на Соборной площади  был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.Грановитая палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.Троице-Сергиева лавра — крупнейший православный мужской  монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке.  Был духовным центром московских земель, поддерживал  московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.  

В росписи Троицкого собора монастыря  участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Андроников монастырь (Спасо-Андроников) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.

Скачать публикацию

Памятники деревянного зодчества

Обратившись к истории исконно русского деревянного домостроения, можно убедиться в том, что наиболее обширный и уникальный заповедник народного творчества – это Русский Север. Именно в Архангельской губернии можно найти больше деревянных построек, чем где бы то ни было еще в России. Они были расположены на достаточно большой территории, потому осмотреть все их них представлялось физически невозможным. Именно поэтому было принято решение часть из этих памятников деревянной архитектуры перенести в знаменитый архитектурный музей России в деревне Малые Корелы, которая расположена недалеко от Архангельска.


Музей деревянного зодчества "Малые Корелы"

В данном музее была предпринята успешная попытка воссоздать жилые комплексы разных районов – Мезенского, Каргопольско-Онежского, Северо-Двинского и Пинежского. Следует сказать, что все постройки в музее сгруппированы по «географическому» признаку. Это помогло создать на ебольшой территории прекрасную модель Русского Севера.

Недалеко от деревеньки Кижи располагается еще один архитектурный ансамбль, отличающийся невероятной красотой. Если говорить о Кижском историко-культурном природном комплексе в разрезе концентрации объектов архитектурного наследия, то данный комплекс можно назвать уникальным и не имеющим себе равных на всей территории Европейского Севера России. Это старейший в Российской Федерации музей, устроенный под открытым небом, который привлекает внимание множества отечественных и иностранных туристов. Параллельно с памятниками архитектуры, которые сохранились в неизменном виде со времен строительства или же были перемещены из других регионов и воссозданы уже на просторах заповедника, кижский музей иллюстрирует главные аспекты традиционной для коренного населения Карелии (вепсов, карелов, русских) культуры.


Остров Кижи

Также достаточно прекрасного материала, который дает возможность изучать основные направления деревянного домостроения средних веков, представляет и город Кострома. Данный населенный пункт был основан в Среднем Поволжье, которое славится своими богатыми лесными массивами. Это был главный фактор, который определил характер городской застройки. Следует отметить тот факт, что вплоть до XVII века каменная архитектура была очень редким явлением в Костроме. Даже дома богатейших купцов и представителей дворянства, а также место обитания матушки царя Михаила, были построены исключительно из дерева. Костромские памятники архитектуры, которые сохранились в музее деревянной архитектуры и на территории области, дают прекрасную возможность восстановить образ деревянных храмов древности.

Невиданным архитектурным богатством может похвастать и такой древнерусский город, как Суздаль. Памятники архитектуры равномерно и живописно расположены по территории Суздаля, образуя целостный и невероятно красивый архитектурный ансамбль. Стиль, который избрали зодчие древности, придает особое очарование этому старинному городу, история которого исчисляется тысячелетиями.


Музей деревянного зодчества в Суздале

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые фотографии памятников деревянного зодчества, которые объединили неповторимость и красоту русских архитектурных ансамблей деревянного домостроения Кижей, Малых Корел, Костромы и Суздаля.

В данном собрании были использованы снимки из альбома «Русское деревянное зодчество», изданного Продюсерским центром «М+К» в 2002 году. Редактор Румянцев В. Н.

Архитектура Древней Руси-Русь домонгольская-презентация по мхк

Мастера-фотографы: Фетисов Р. О., Фетисов О. В. и Белкин А. При подготовке статьи использовались материалы сайта www.bibliotekar.ru.

Деревянный дом из бревна — один из самых традиционных видов жилых построек. Мы готовый выполнить строительство из оцилиндрованного бревна "под ключ" любой конструктивной сложности и стиля. Также предлагаем услуги по разработке индивидуальных архитектурных проектов деревянных домов.

Х р а м ы  В е л и к о г о  Н о в г о р о д а

Алла БОРОДИНА

Княжеская архитектура

Новгородский Кремль

Господин Великий Новгород

Великий Новгород — один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в древнерусской летописи в 859 году, по праву может называться и сегодня городом-памятником, сохранившим неповторимый архитектурный стиль и историю особого жизненного устроения, тяготевшего к независимости, свободе и соборности.
Первые сведения о Великом Новгороде относят время его возникновения приблизительно к VI в., когда здесь, в окрестностях озера Ильмень, поселились славяне «и сделаша град, и нарекоша его Новгород». Современные археологические факты позволяют предполагать, что город возник как столица огромной территории от Чудского до Белого озер, населенной несколькими народностями. В черте города оказалось несколько «концов» (поселков) славянских и угро-финских племен. Сохранились названия этих «концов» с XI века: Славенский, Людин, Неревский, позднее к ним добавились Плотницкий и Загоредский.

Киевская Русь. Начало XII в.

Великий Новгород расположился вблизи важнейшей в те времена торговой магистрали Восточной Европы — так называемого пути «из варяг в греки». Система рек и озер соединяла Балтийское море с Черным на знаменитом торговом пути, в котором возможности водного передвижения сочетались с «волоками», которые представляли собой использовавшиеся для волочения судов водораздельные участки между верховьями двух близко сходящихся в своих истоках рек. Такое удобное для торговли расположение позволило Великому Новгороду стать одним из крупнейших городов Европы, с развитыми ремеслами и торговыми связями. С конца X века Великий Новгород становится вторым по значению центром Киевской Руси.
Именно с историей этого города связаны важнейшие политические изменения в жизни наших предков, приведшие к образованию Древнерусского государства с династией Рюриковичей. Это новгородцы пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика. А в 882 г. его родственник (принято считать — племянник) Олег совершил поход на Киев, захватил и объединил обширную территорию, по которой проходил путь «из варяг в греки». И в последующей истории Великий Новгород чаще всего оказывался тем городом, поддержка которого обеспечивала победу претендентов на киевский престол. Отсюда в 980 г. князь Владимир (будущий равноапостольный князь Владимир, или Владимир Святой) начал свой поход за власть, осадил занятый его братом Ярополком Киев и овладел им. Ярославу Мудрому пришлось обращаться к новгородцам за помощью в борьбе со Святополком Окаянным, и 40 тысяч новгородских ратников силой оружия посадили князя Ярослава на киевский престол.
Однако уникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается, прежде всего, с особым и довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев — республикой. Это был крупнейший город-государство, где не существовало правящей династии. С XII в. здесь утверждается боярская республика, с самобытным «вечевым» управлением — политическим устройством, важнейшие государственные дела которого решались на городском собрании — вече. В это время в других городах и княжествах Древней Руси управление осуществлялось князем, воля которого представляла собой закон.
(Подробнее об истории Великого Новгорода см. в статье «Новгород в князех волен» на с. 20.)
Высокая культура Великого Новгорода составляет одну из самых ярких страниц в истории Отечества, представлена в памятниках письменности, ювелирного искусства, а величественные соборы и церкви до сих пор поражают необычайной красотой, внушительностью размеров и пропорций.

Особенности новгородской архитектуры
В его зодчестве такие же, как сам он,
простые, но крепкие стены… могучие силуэты,
энергичные массы. Идеал новгородца — сила,
и красота его — красота силы.
И.Э. Грабарь

Статья опубликована при поддержке компании DeviCon, объединяющей творческих, опытных, креативных и профессиональных людей самой разной строительной и дизайнерской специализации.Строительство частных домов под ключ от DeviCon — это разработка по желанию заказчика индивидуального или типового проекта, сооружение независимого электро-, газо- и водоснабжения, отделка внутренних помещений и обустройство прилегающей территории. Ваш новый дом от DeviCon – это современный стиль и интересные дизайнерские решения, это удобное жилое пространство и красивая прилегающая территория. DeviCon — это качество, оперативное решение всех поставленных задач и разумные цены. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте devicon.build.

Из белого камня

Новгородская архитектура, сохранившаяся до наших дней, имеет свой неповторимый облик и стиль, на формирование которого повлияли следующие факторы: прежде всего православие как государственная религия, политические условия в форме самобытного вечевого самоуправления, торговые связи с центральной и южной Россией и европейской культурой благодаря основному торговому пути «из варяг в греки», обмен ремесленными и художественные технологиями, определенные природно-климатические условия развития.
Говоря о последних, следует сказать, что природа дала новгородцам прекрасный строительный материал — дерево, белый камень-известняк и валуны. Тонкий кирпич — плинфу — новгородским зодчим приходилось экономить, используя только для сводов и арочных перемычек, поскольку наладить массовое производство было довольно сложно. Поэтому новгородская архитектура, как правило, имела свои особенности: она сочетала чисто каменную и смешанную кладку. В кладке стен, например, Новгородской Софии и Новгородского кремля широко использовались валуны и местный камень-известняк. Мощность стен и даже стиль в значительной степени обусловлены в том числе и этими технологическими строительными особенностями.

Новгород. Софийский собор. Интерьер. Приер кладки. 1045-1052

Софийский собор в Новгороде

Дошедший до наших дней великолепный храм Святой Софии во втором по значимости городе Киевской Руси был построен сыном Ярослава Мудрого Владимиром Ярославовичем на месте сгоревшей дубовой церкви, которая, в свою очередь, была, по-видимому, построена там, где располагалось языческое святилище. Здесь для школьников важно подчеркнуть преемственность строительных замыслов и традиций народа, в основе которых лежали идеи общенародные, государственные, религиозные (православные) убеждения.
София Новгородская является прямой преемницей Софии Киевской (подробнее об этом см. в статье «Три собора» на с. 11). В ходе сравнения двух грандиознейших построек XI века становится совершенно очевидным, что, несмотря на использование в качестве образца киевского собора Святой Софии, храм новгородский под влиянием местных художественно-эстетических и строительно-технологических традиций и природных условий приобрел яркий самобытный образ. Этот пример должен продемонстрировать учащимся диалектику культуры — сочетание традиции и новаторства как необходимое условие развития культуры, создания нового, уникального в искусстве, в данном случае — в зодчестве.

Новгородская архитектура XII века

После завершения Софийского собора каменные здания в Новгороде не строились более полустолетия. Обострившаяся борьба за власть над Новгородом потребовала от князя Мстислава Владимировича, а затем его сына Всеволода конкретных шагов для укрепления своего авторитета средствами монументально-строительного искусства.
Первая треть XII в. оказалась периодом борьбы новгородских князей за экономические привилегии и политическую власть в городе. Ослабление роли князя в общественной жизни Новгорода отразилось на некотором изменении значения Детинца с собором Св. Софии: он превращается в религиозно-политический центр. Князь был вынужден покинуть Детинец и обосноваться на Городище. Сын Владимира Мономаха князь Мстислав (1096–1117), стремясь поднять свой авторитет среди посадского люда, строит напротив новгородского Детинца, на Торговой стороне Новгорода, огромный Николо-Дворищенский собор (1113) Это идейно-композиционный центр, посвященный Святителю Николаю Чудотворцу, любимому и надежному молитвеннику и заступнику, особо популярному в торгово-ремесленных кругах.
Монументально-лаконичный Никольский собор стал первым каменным зданием среди деревянной застройки Торговой стороны города. Он расположился на народном форуме древнего Новгорода, и это придавало новому комплексу особое значение, некую особую опору в народном сознании и народной жизни. Храм был увенчан пятиглавием, как и Софийский собор. Огромный и мощный Никольский храм возвышался, окруженный множеством деревянных построек, и как бы бросал вызов высокопоставленной, сильной и заносчивой новгородской знати Софийской стороны. Русская традиция подчинять зданию окружающее пространство в данном случае наполняется новым идеологическим содержанием. Здесь можно обсудить с учащимися особенности восприятия архитектурных форм в зависимости от окружающего пространства, особое воздействие архитектурно-монументального искусства.
Новгородские князья ведут строительство и за пределами города. Так, в 1103 г. князь Мстислав построил каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище, представляющем собой важный стратегический пункт. В XII в. Городище превращается в официальную княжескую резиденцию.
На противоположном берегу Волхова и немного ниже князь Всеволод в 1119 г. возводит в древнейшем новгородском Юрьевом монастыре грандиозный каменный трехглавый Георгиевский собор. Монументальность и величественность храма святого Георгия Победоносца, возвышающегося над водами Волхова, позволяли храму соперничать с новгородской Софией. Георгиевский собор стал княжеской усыпальницей и символизировал идею вечного могущества князей, что было особенно важно в годы ослабления их власти и обострения отношений с горожанами.
Новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, создателя Георгиевского собора, — мастер Петр. Ученые предполагают, что он же был и строителем церкви Благовещения на Городище и Николо-Дворищенского собора. Петр известен как главный мастер княжеской артели.
Народное восстание утверждает Великий Новгород республикой. Во главе города-республики становятся владыка (архиепископ) и посадник, который выбирался из именитых горожан. Князь превращается в военачальника, приглашаемого новгородцами, с которым заключалось соглашение. В культурной жизни Новгорода важную роль начинают играть ремесленные братства и купеческие сотни (сословные объединения). В качестве заказчиков культовых построек теперь выступают не только архиепископы и бояре, но и объединения купцов, ремесленников и даже жителей одной улицы — уличане.
Меньшие материальные возможности и художественные запросы, иные практические взгляды привели к тому, что начиная с 1170-х гг. происходят изменения в характере культового зодчества Великого Новгорода. Это проявилось прежде всего в уменьшении размеров и переходе к более простым четырехстолпным храмам. Новые культовые постройки были рассчитаны на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессии, отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. Храмы служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города, от которых не требовалось производить впечатление подавляющей мощи или величия.
В течение последней четверти XII и первых десятилетий XIII в было построено, согласно летописям, тридцать храмов, пять из которых сохранились до наших дней. Обычно это небольшие четырехстолпные, с тремя апсидами, с закомарными покрытиями одноглавые церкви, они нередко строились на деньги одного прихода. К храмам этого периода относятся Георгиевская церковь в Старой Ладоге (1160-е гг.), храм Петра и Павла на Синичьей горе (1185–1192), построенный жителями Лукиной улицы, церковь Спаса на Нередице (1198), созданная на средства князя Ярослава Владимировича.

Трехглавые соборы и асимметрия

Обычный новгородский храм имеет пять глав. Это число не случайно, оно традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование. Именно такое число куполов православных храмов считалось предпочтительным в отечественном зодчестве, рекомендовалось в качестве канона (образца, примера). Позднее получил развитие и распространение тип четырехстолпного однокупольного храма, где один купол соответствует исповеданию единого Господа.
Однако в новгородской архитектуре сохранились уникальные памятники трехглавых храмов с ярко выраженной асимметрией. Асимметрия присутствовала еще в Софийском соборе и, даже не вдаваясь в особенности плана, можно предложить школьникам самим обнаружить ее по внешнему виду. Они легко заметят это уже в размерах и расположениях главок.
Но, говоря об асимметрии в новгородском зодчестве, обычно имеют в виду впечатляющую группу древнейших памятников каменной архитектуры — новгородские трехглавые соборы.
Это прежде всего знаменитый Георгиевский собор в древнейшем новгородском Юрьевом монастыре, построенный в 1119–1130 гг. князем Всеволодом на берегу Волхова. Этот храм был создан в годы ослабления княжеской власти, стал княжеской усыпальницей и должен был утверждать идею могущества князей и духовного покровительства княжеской власти. Величественный, огромный храм, призванный соперничать с новгородской Софией, находящейся на противоположном берегу, был посвящен святому Георгию Победоносцу. Асимметричность трехглавия храма отвечает асимметрии в его плане: если ширина боковых и западного нефов относится к среднему как 3:5, то восточное членение — как 2:5. При этом внешнее восприятие собора характеризуется цельностью, массивностью и простотой. Георгиевский собор отличается строгостью пропорций и лаконичностью форм. Стены храма прорезаны большим количеством высоких окон, свет которых заливает все подкупольное внутреннее пространство собора. Храм был расписан прекрасными фресками.
Школьникам будет интересно и, может быть, нетрудно самостоятельно выяснить, что означает трехглавие храма. Конечно, это единство Святой Троицы, которую исповедуют христиане. Одна из глав завершает пристроенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ведущей на хоры. Следует обратить внимание, однако, на то, что главки имеют разную высоту и размеры и с различных ракурсов они по-разному воспринимаются.

Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

С восточной стороны видна лишь одна большая глава и весь храм представляет собой могучего богатыря, с других — можно увидеть все три главки.
Возвышаясь над водами Волхова, собор стал также монументальным образом богатырской силы, традиционно воспеваемой в новгородском фольклоре. Такое сочетание идей былинного творчества, православных ценностей и общественно-государственных идеалов характерно для новгородского зодчества. В этой связи школьникам будет интересно обратиться к литературным памятникам, чтобы почувствовать целостность как принцип культурного развития народа, неразрывную связь разных областей творчества, прежде всего через его идейно-содержательный пласт, общий для всего русского народа: мировоззрение, идеи, идеалы, ценности, а также через образы, былины, были, художественно-эстетические традиции, характерные для конкретной местности.
Георгиевский собор представляет собой как бы завершающую и высшую точку в развитии «княжеской» архитектуры. Ни один из новгородских храмов после Георгиевского не славился столь независимым и гордым характером, выраженным в архитектурных формах. Князь постепенно утратил свои права правителя и превращался в наемного военачальника и судебного администратора. Средства городской казны ушли из-под контроля новгородского князя, и он не имел уже возможности строить подобные этому парадно-монументальные сооружения.

Список литературы
1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2005.
2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. — М.: Искусство, 1990.
3. История русской архитектуры: Учебник для вузов / Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. и др. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Стройиздат, 1994.
4. Штендер Г.М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской. /Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. — М.: Наука, 1968.
5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. — Изд. 2-е, испр. — М.: Аванта +, 1999.
6. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра. — Изд. 2-е, испр. — М.: Аванта +, 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *