ПАМЯТНИК ТЮЛЕНЮ В АРХАНГЕЛЬСКЕ

Все знают о лишениях, которые пришлось вынести жителям Петербурга (тогда Ленинграда) во время военной блокады. При этом практически никто не знает о такой же трагедии, случившейся в то же самое время в Архангельске. Несмотря на то, что через него проходил огромный поток грузов, поставлявшихся союзниками нашей стране, голод там был такой же, как в Питере. И норма отпуска хлеба там была такой же — 125 граммов.

Памятник "Тюленю – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда"

За неполные 2 года в Архангельске от голода умерли 38 тысяч человек — каждый пятый(!).

Честно говоря непонятно — как тогдашние власти допустили такую катастрофу? И это при том, что город не был блокирован, он был в нашем тылу, коммуникации не были перерезаны… Отсюда понятно, почему эта история оставалась и остается мало известной — умеют наши власти замалчивать свои косяки.

Жители Архангельска пытались выживать кто как мог, и огромную помощь в этом оказали братья наши меньшие — тюлени, мясо и жир которых спасли многие жизни. Мало того, несмотря на голод, архангелогородцы ухитрялись отправлять часть своего скудного пайка в осажденный Ленинград.

Идея установки памятника обсуждалась еще с 1946 года, но реализовалась только спустя более полувека — 6 мая 2010 года, в дни празднования 65-летия Победы. На гранитном сером постаменте, символизирующем холодные северные воды, как на льдине лежит тюлень-спаситель.

Инициатива установки принадлежит общественной организации "Дети, опаленные войной" при поддержке администрации города и области. Автор монумента — скульптор и архитектор Игорь Скрипкин. При установке в подножие была заложена капсула с именами тех, кто способствовал и помогал воплощению в жизнь давней идеи.

Будете в Архангельске — обязательно посетите этот памятник. Он достоин низкого поклона.

Кстати…

Говорят, что в день открытия памятника в море на льдинах были замечены тюлени, которые уплыли в море только после окончания мероприятия.

Это не единственный памятник такого рода — в Кронштадте есть памятник колюшке — маленькой рыбке, спасшей много жизней во время войны.

В Архангельске, в месте пересечения старейшей улицы города — проспекта Чумбарова-Лучинского, — и улицы Поморской стоит чудаковатого вида добродушный старичок в длинном пальто. Одна рука вытянута вперед как будто для рукопожатия, в другой — авоська с рыбой. О ноги мужичка трется кошка в надежде поживиться рыбой, а на шляпу ему присела чайка, по-видимому с той же целью.

Зовут этого мужичка Степан Григорьевич Писахов (1879 — 1960) — это известный архангельский писатель-сказочник и художник. Изваял его Сергей Сюхин — скульптор, художник, гармонист и пастух в одном лице (он же является автором памятника главному персонажу Писахова — Сене Малине). Памятник создан на средства регионального Фонда поддержки телевидения и радиовещания и преподнесен городу в 2008 году в связи с 300-летием Архангелогородской губернии. Место установки не случайно — Степан Григорьевич жил неподалеку, в доме № 27 по улице Поморской.

Скульптор рассказывал: "Почему я изобразил его именно так? Во-первых, Степан Григорьевич — был известный мастак поболтать на улице с горожанами, поэтому он и протяивает руку для приветствия.

В Архангельске открыли памятник тюленю-спасителю

В авоське у него наша северная рыба — треска, камбала. На шляпе сказочника чайка — символ Поморья — прилетевшая на запах рыбки". Поэтому он и назвал памятник "Здравствуйте, люди добрые!"

Писахов известен прежде всего своими сказками, некоторые даже сравнивают его творчество со сказами Бажова. По его сказкам были сняты мультфильмы — например, "Смех и слезы у Бела моря", где голосом автора говорит незабвенный Евгений Леонов. А В.Бедный посвятил ему такие строчки:
"Он в старом корабле летал.
Не по волнам, а в поднебесье,
Слагал "мороженые песни" —
и Север в сказках расцветал!"

Гораздо менее Писахов известен как художник, хотя живописи он посвятил большую часть своей жизни и написал много картин о Севере — своем родном крае.

Еще меньше людей знают, что после окончания петербургского художественного училища Писахов объездил полмира, побывал в экспедициях на Новой Земле и острове Вайгач, путешествовал по Европе и Африке, организовывал собственные художественные выставки в Париже и Риме.

Кстати…

Как часто бывает, памятник сказочнику подвергался вандализму — чайку с его шляпы крали многократно. Дважды чайку возвращали на место, после третьей кражи было принято решение не восстанавливать птицу, и сегодня чайка на шляпе отсутствует.

В городе появились традиции, связанные с памятником: если пожать руку Степану Григорьевичу и погладить кошку у его ног, то день будет удачным. Хотя судя по натертому носу, эта часть также пользуется популярностью у любителей "что-нибудь потереть".

В моей коллекции есть еще один памятник, посвященный творчеству сказочников — Сказы Бажова в Москве.

Памятники Архангельска

Памятник М.В.Ломоносову

Памятник создан в 1826 — 1829 годах выдающимся русским скульптором И.П. Мартосом. Автор изобразил М.В. Ломоносова «стоящим на северном полушарии… и взирающим на величественное небесное явление (северное сияние) с восторгом и удивлением». На полушарии выгравировано название Холмогор. Крылатый гений, коленопреклоненный у ног поэта, протягивает ему лиру.

Необычные места и памятники

Общая высота памятника восемь метров: бронзовая скульптура М. В. Ломоносова около двух метров, цилиндрический полированный цоколь розового финского гранита более трех метров и квадратное основание, покрытое темной мраморной крошкой, более двух метров.

Памятник установлен перед главным фасадом здания Архангельского лесотехнического института. Первоначально памятник был установлен на Соборной площади и торжественно открыт 25 июня 1832 года. Это был первый монумент, увековечивающий имя отца русской науки (не считая надгробия на могиле). Инициаторами создания памятника выступили жители Архангельска. Средства собирались по всероссийской подписке. В 1867 году памятник перенесли на площадь перед зданием губернских присутственных мест. На нынешнем месте он установлен в 1930-1932 годах.

Памятник Петру Первому

Бронзовая скульптура Петра Первого выполнена в натуральный рост (2 метра 4 сантиметра) выдающимся русским скульптором-реалистом М. М. Антокольским в 1872 году и представляет исключительную художественную ценность. Петр Первый изображен в мундире офицера Преображенского полка и олицетворяет, по замыслу автора, возвышение и могущество России. На пятиметровом четырехгранном пьедестале памятника, высеченном из глыбы серого гранита, имеется четыре даты — 1693, 1694, 1702 и 1911 (по одной дате на каждой грани). Три первые означают годы посещения Петром I Архангельска, а последняя дата — это год, когда впервые был установлен памятник в городе.

В 1920 году памятник Петру I был разобран и передан на хранение в музей. На нынешнем месте монумент установлен в 1950 году.

В статуе воплощены сила характера, государственный ум, прозорливость и энергия Петра, выдающегося человека, преобразователя хозяйства и русской общественной жизни XVIII века, и вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца. Огромная фигура Петра 1 воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение исторической мощи Русского государства.

Памятник Петру I сооружен в Архангельске в честь больших заслуг царя-преобразователя в развитии и возвеличивании города. В 1693 году по его приказу была основана Соломбальская военного ведомства кораблестроительная верфь и положено начало созданию государственного торгового и военно-морского флотов.

Летом 1694 года Петр I учредил в Архангельске монопольную государственную торговлю («царские торги») наиболее важными экспортными товарами, просуществовавшую до 1719 года. Справедливо считая Архангельский порт главными «воротами Российского государства» за границу, он приказал построить для его защиты «в пятнадцати верстах ниже Соломбалы» каменную Новодвинскую крепость (ее строительство было закончено в 1705 году).

Быстрое развитие судостроения и торговли способствовало процветанию в Архангельске лесопиления, парусного, канатного, цепного, пековаренного, якорного производства, а также ряда других отраслей промышленности. Поэтому в 1702 году Петр I делает Архангельск административным центром края (вместо Холмогор), а в 1708 году — губернским городом.

Под руководством автора было отлито из бронзы и отчеканено три одинаковых скульптуры Петра Первого. Одна нз них хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, другая установлена в Архангельске в качестве памятника и третья — в Таганроге.

Обелиск Севера

Воздвигнут в честь создания Северного края перед Домом Советов по проспекту и под руководством скульптора И. К. Алтухова. Постановление об установке памятника было принято 19 августа 1929 года 1-м краевым съездом Советов, а торжественное открытие обелиска состоялось 7 ноября 1930 года.

Пятигранный пьедестал монумента украшен барельефами, отражающими основные направления в развитии народного хозяйства Севера: лесозаготовки, лесопиление, рыболовство, молочное животноводство и оленеводство. Над ним возвышается скульптурное изображение помора с северным оленем, а также укреплены мемориальные доски с пояснительными текстами. «Обелиск Севера» давно стал эмблемой Архангельска. Его изображение часто можно видеть на почтовых конвертах, рекламах, афишах и т.д.

Памятник «Жертвам интервенции 1918-1920 годов»

Памятник открыт в 1958 году на Кузнечевском (Вологодском, Лютеранском, Немецком) кладбище, на месте расстрела интервентами и белогвардейцами в ночь на 1 мая 1919 года руководителей большевистского подполья в Архангельске. Среди расстрелянных были К. И. Теснанов, Д. П. Анисимов, К. Н. Близнина, Д. А. Прокашев, С. А. Закемовский, Я. Ю. Розенберг, Ф. Э. Антынь и другие — всего 11 человек.

Группа погибших товарищей изображена в натуральный рост на фоне развернутого Красного знамени в момент перед расстрелом. В центре группы — К, И. Теснанов, имевший среди подпольщиков самый высокий рост. Он гордо поднял голову, рванул на груди рубашку. Вторая справа — К. Н. Близнина, единственная женщина среди подпольщиков. Она поддерживает ослабевших, до конца выполняя свой долг сестры милосердия.

Отлитая из бронзы скульптурная группа вмонтирована в стенку из серого гранита. Слева в гранитной стенке укреплена мемориальная доска с пояснительным текстом, справа — символическое изображение вечного огня. На мемориальной доске начертано: «Бессмертие и слава героям — несгибаемым борцам за Советскую власть и независимость нашей Родины.»

Это лучший историко-революционный памятник Архангельска. Художественное литье и обработка гранита выполнены специалистами Мытищинского завода художественного литья. Авторы памятника — скульптор М. С. Алещенко и архитектор М. Д. Насекин.

Обелиск «Жертвам интервенции 1918-1920 годов» (Братские могилы)

Памятник сооружен в 1950 году на набережной В. И. Ленина в створе ул. К. Либкнехта, на месте торжественного погребения праха борцов, погибших в борьбе против интервентов и белогвардейцев на Севере.

В Братских могилах похоронены большевики-подпольщики, расстрелянные интервентами и белогвардейцами в ночь на 1 мая 1919 года на Мхах. Здесь же похоронен Р.П.Куликов, член ВЦИКа, комиссар Архангельского дивизиона, секретарь Архангельской организации РКП(б), погибший в разведке в ночь на 18 июля 1918 года в районе Солзы, а также расстрелянные интервентами и белогвардейцами командир ледокола «Святогор» Н.А.Дрейер, председатель судового комитета этого судна А.А.Терехин, комиссар Архангельской городской милиции М.А.Валявкин, председатель профсоюза рабочих лесопильных заводов Н.В.Левачёв и другие.

Памятник сооружен из железобетона, серого гранита, бронзы и чугуна. Основанием его служит квадратная трехступенчатая площадка, по углам которой расположены четырехугольные возвышения. В лицевую грань пьедестала вмонтирована бронзовая доска с изображением склоненных Красных знамен, лавровых и дубовых ветвей. На трех других гранях постамента помещены чугунные мемориальные доски с перечислением имен захороненных. Верхняя часть памятника представляет собой четырёхгранный столб, суживающийся кверху. Общая высота обелиска — 10,85 метра.

Памятник Павлину Виноградову

Памятник герою гражданской войны на Севере Павлину Федоровичу,Виноградову (1890 — 1918 гг.) был открыт 5 ноября 1960 года на площади перед кинотеатром «Мир». Общая высота памятника — 8 метров. Постамент сложен из кирпича и облицован блоками полированного розового гранита. Ha лицевой стороне пьедестала начертано: Павлин Федорович Виноградов 1890 — 1918 гг. Ниже пояснительной надписи помещен картуш — бронзовое барельефное украшение с изображением склоненного Красного знамени, на фоне которого выступают щит, якорь с цепью, пятиконечная звезда, дубовые и лавровые ветви, символизирующие военно-морскую воинскую доблесть и бессмертие подвига, совершенного П.Ф.Виноградовым.

Фигура П.Ф.Виноградова отлита из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Там же изготовлены гранитные блоки. Авторы памятника — скульптор М.С.Алещенко и архитектор М.Д.Насекин.

Монумент Победы

Памятник «Воинам-северянам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» находится на площади у кинотеатра «Мир», примыкающей к набережной В.И.Лепина. Торжественная закладка памятника-монумента состоялась 9 мая 1965 года — в день двадцатилетия победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Основной частью монумента является остроконечная стела из монолитного бетона с гранитной крошкой высотой в 19 метров и основанием в 13 метров. На стеле — металлические буквы надписи-посвящения: «Вечная слава героям-северянам, павшим за Родину в 1941 — 1945 гг.». Под аркой, прорезающей основание стеллы и облегчающей её массив, установлена бронзовая чаша, в которой горит вечный огонь. На переднем плане памятника на цельном постаменте, облицованном гранитными плитами, в почётном карауле застыли отлитые в металле фигуры воинов — моряка, женщины и солдата высотой 4.5 метра. Вся композиция объединяется подножием (стилобатом) из гранитных плит высотой 0,4 метра. Главным фасадом монумент обращён на Северную Двину. Он установлен так, что хорошо просматривается не только с набережной, но и с многочисленных судов, идущих по реке.

Авторы проекта памятника-монумента — скульпторы В.А.Михалёв и Ю.Л.Чернов, архитектор — В.М.Кибирев

Далее: Улицы Архангельска

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *