ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В ПУШКИНЕ

20. Лицейский садик в Царском Селе. Памятник А.С. Пушкину

Лицейский сад занимает участок в форме трапеции, который ограничен зданием Лицея и улицами Садовой, Дворцовой, Средней, Лицейским (Певческим) переулком. При Екатерине I здесь, в ложбине на резком перепаде рельефа, понижающемся от царских палат в сторону слободы, находилась «дикорастущая» березовая роща, или «Большие березы». Среди берез выстроили первые деревянные Успенский и Благовещенский храмы. В 1745 г. Елизавета Петровна приказала у только что возведённой Знаменской церкви распланировать рощу с дорожками: «Как то было при вседражайшей матери Ея Императорского Величества».

Требовалось благоустроить территорию на месте разобранной Успенской церкви, находившейся в нескольких саженях к востоку от каменного храма, а также вокруг, так как здесь начиналась Царскосельская дорога в Петербург.
Роща в плане обрела трапециевидную форму, в которой ряды берез располагались параллельно западному фасаду Знаменской церкви и Царскосельской дороге и проходили по участку по диагонали. В 1784 г.рощу обнесли каменной оградой с металлической решеткой. На ее территории в 1789- 1792 гг. построили великокняжеский флигель Екатерининского дворца, в котором впоследствии разместился Императорский Царскосельский лицей.
Проект архитектора В.И. Гесте 1808 г. позволил расширить церковный садик до Средней улицы. Ранее на этом месте останавливались кареты лиц, прибывающих во дворец.

Памятники А. С. Пушкину в Царском Селе

На оставшемся неблагоустроенном участке с 1808 до 1818 г. находились ярмарочные лавочки, перенесенные из упраздненного города Софии и переведенные впоследствии в Гостиный двор.

Во времена А.C. Пушкина церковный сад называли «оградой», где устраивали прогулки лицеистов. Возле ограды в первые годы лицеисты соорудили дерновый пьедестал с вделанной в него надписью на мраморной доске «GENIO LOCI». При переезде Лицея в Петербург в 1844 г. они перевезли с собой эту доску и установили ее перед новым зданием Лицея на Каменностровском проспекте. Впоследствии возникла легенда, что это был памятник А.С. Пушкину. На самом деле надпись посвящалась гению-покровителю здешних мест, установка таких надписей в садах и парках была тогда общим модным увлечением.

Описание сада известно по воспоминаниям царскосельского лицеиста 1832-1838 гг,. А.Н. Яхонтова:
«Собственный лицейский сад (его называли оградой) был довольно обширен и оттенен старыми широковетвистыми деревьями. В нем нам было довольно дела. У каждого класса был в ограде свой садик-особняк, а старший курс имел их несколько. В своем садике мы сажали деревья, а весною цветы, устраивали беседки и дорожки, одним словом, были полными хозяевами, и начальство в наши распоряжения не вмешивалось. »
В передней части сада, под сенью старых лип, устроена была деревянная беседка в форме гриба, под навесом которой заседали, обыкновенно, дежурные гувернеры. Между этим грибом и длинным четырехэтажным зданием лицея была расположена широкая и во всю длину дома площадка, усыпанная песком, на которой мы играли в лапту и бары». Наименование «бывший Лицейский сад» впервые встречается в Атласе Н.И. Цылова.

В глубине Лицейского сада в 1899-1900 гг. воздвигли памятник А.С. Пушкину. Замысел памятника поэту появился в 1860 г., когда отмечалась пятидесятилетняя годовщина Александровского Лицея. Конкурсный проект памятника представили скульпторы М.А. Чижов, Р.Р. Бах, Л.В. Позен и В.А. Беклемишев. Император Николай II избрал эскиз скульптора Р.Р. Баха, где поэт в форме лицеиста изображен сидящим на скамье. Фигуру отлили из бронзы в мастерской Н. Штанге. Участие в сооружении памятника принимал представитель инициативной группы И.Ф. Анненский.

Закладку памятника в Лицейском саду совершили 26 мая 1899 г., приурочив к столетней годовщине со дня рождения поэта.
В Царском Селе в этот день в Екатерининском соборе отслужили литургию и панихиду. На богослужении пел соединенный хор учеников мужских учебных заведений, производился сбор добровольных пожертвований на сооружение памятника. Затем состоялось народное чтение со световыми картинами по про изведениям поэта и концерт в Китайском театре Царского Села.
Городские власти учредили Пушкинскую стипендию, постановив в память поэта вносить ежегодно в местные учебные заведения из городских доходов плату за 32 ученика и 6 учениц.

Памятник находится между старым и новым участками Лицейского сада. Скульптура замечательна по экспрессии, поэтическому чувству и правдивости в передаче облика поэта. Она обращена в сторону Лицея и Знаменской церкви, став выразительным композиционным акцентом. Пьедестал на гранитном постаменте, окруженный круглой площадкой-цветником, и новую планировку осуществил (возможно) архитектор А.Р. Бах, брат скульптора. От площадки радиально расходились пять дорожек, а позади памятника появилась дугообразная дорожка, обсаженная липами. На пьедестале помещены знаменитые строфы Пушкина, посвященные Царскому Селу:

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Торжественная церемония открытия памятника поэту состоялась 19 октября 1900 г. Вот как описывалось это событие в журнале «Исторический вестник» за 1900 год:
«Вокруг постамента разбит был газон из живых цветов. К памятнику устроен крытый вход, украшенный флагами и щитами, от входа по обе стороны из тяжелой материи и бархата сделаны шесть лож, дальше — крытые площадки, а за ними высокие помосты. За памятником находился хор из гимназистов и воспитанников городских училищ, а дальше расположился оркестр».
Среди гостей присутствовали члены царской фамилии, высокопоставленные чиновники и военные, потомки поэта — его сын генерал А. А. Пушкин и внук Г. А. Пушкин и другие.

В начале Великой Отечественной войны, перед отступлением, памятник Пушкину закопали на территории лицейского сада. Немцы живо интересовались судьбой монумента, но при этом хоть и искали — найти не смогли.
Лицейский сад на время войны превратился в кладбище, где хоронили и горожан и немецких солдат. Памятник Пушкину почти четыре года пролежал в земле и в мае 1945 года торжественно вернулся на прежнее место.

В наши дни Лицейский садик открыт для посетителей (круглосуточно), но при этом в столь значимом для города месте нет НИ ОДНОГО ФОНАРЯ!
Ежегодно, в первое воскресенье июня, в Лицейском садике проводится Пушкинский праздник поэзии, а 19 октября отмечается день основания Царскосельского лицея.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю 1 о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании "народного памятника" в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.

В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился.

В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.

Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.

Лицейский сад

Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.

После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.

Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта "Памятник":

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. "Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…" Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Место, где сейчас стоит памятник Пушкину, называется Пушкинской площадью.

Когда видишь памятник, вспоминаешь пушкинские строки:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем

И пробуждается поэзия во мне…

Памятник А. С. Пушкину (Пушкин)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *