ПАМЯТНИК ОРЛУ В ОРЛЕ

На главную

Монументы города Орла.

По материалам книги "Очерки архитектуры Орла" ( С.И.Фёдоров. 1992 г.). К сожалению, автору сайта пока не удалось найти все фотографии.

 В.И.Ленину на площади Ленина. (Бронза, серый полированный гранит). Авторы: скульптор Н.В.Томский; архитектор Н.Л.Голубовский. 4 июля 1961 г.

 В.И.Ленину на заводе "Химмаш". (Белый мрамор). Скульптор Б.Д.Бологов. 7 мая 1967 г.

 В.И.Ленину на заводе "Дормаш". (Кованый алюминий, тонированный под бронзу. Скульптор Б.Д.Бологов. 1969 г.

 Я.М.Свердлову в локомотивном депо ст. Орёл. (Белый мрамор). Скульптор Б.Д.Бологов. 17 апреля 1967 г.

 М.Г.Медведеву на Московской улице. (Гранит красный кованный и полированный, гранит чёрный полированный). Скульптор С.И.Фокин; архитектор С.И.Фёдоров. 4 ноября 1961 г.

 Героям гражданской войны на Брестской ул. (Медь, красный полированный гранит). Скульптор А.Н.Бурганов; архитектор А.А.Заварзин. 22 октября 1976 г.

 400-летия города Орла, на стрелке. (Бетон, гранит, сталь, медь). Скульптор А.Н.Бурганов; архитектор Р.К.Топуридзе. 5 ноября 1966 г.

 Танкистам в сквере Танкистов. (Сталь, бронза, белый мрамор, серый гранит, бетон). Архитекторы: А.В.Родионов, К.Г.Силабрам, С.И.Фёдоров, О.В.Литовский, О.С.Вернослов. 1944-1956 и 1963-1968 г.

 Комсомольцам, погибшим в ВОВ, Комсомольская пл. (Медь и красный полированный гранит). Скульптор А.Н.Бурганов; архитектор Р.К.Топуридзе. 27 июня 1972 г.

 

Советским войнам на заводе Дормаш. (Бетон, серая гранитная крошка). Скульптор В.П.Басарев. 1967 г.

 Орловским железнодорожникам, погибшим в ВОВ, локомотивное депо ст. Орёл. (Бетон). Скульптор И.И.Гущин. 4 августа 1969 г.

 Воинам-текмашевцам, погибшим в ВОВ, завод "Текмаш". (Нержавеющая сталь). Авторы: инициативная группа парткома завода. 9 мая 1975 г.

 Лётчикам на Комсомольской улице. (Алюминий, сталь) Архитектор О.С.Вернослов; инженер В.В.Левенстам. 4 августа 1973 г.

 Войнам 380-й Орловской стрелковой дивизии, завод Погрузчиков. (Бетон). Авторы: дирекция и партком завода. 5 августа 1968 г.

 Воин — победитель, завод Шестерён. (Бетон). Скульптор В.П.Басарев. 1976 г.

 Единство тыла и фронта, завод Приборов. (Декоративный бетон). Скульптор Г.И.Усоченко. Октябрь 1968 г.

 Ветеранам Орловского бронетанкового училища, перед заводом Химмаш. (Нержавеющая сталь). Авторы: коллектив завода Химтекстильмаш. 9 мая 1975 г.

 Н.Н.Поликарпову в сквере имени Поликарпова. (Бронза, розовый кованый и чёрный полированный гранит). Скульптор Г.И.Кепинов; архитектор Г.А.Захаров. 30 апреля 1968 г.

 Л.Н.Гуртьеву, сквер имени Гуртьева. (Бронза, красный полированный гранит). Скульптор Е.В.Вучетич; архитектор Я.Б.Белопольский. 5 августа 1954 г.

 И.С.Тургеневу в сквере у ж/д вокзала. (Белый бетон, мраморная крошка, гранит серый, полированный). Художник Л.И.Курнаков. 1958 г.

 

 И.С.Тургеневу на Тургеневском бережке Оки. (Бронза, чёрный полированный гранит). Скульптор Г.П.Бессарабский; архитекторы В.С.Атанов, А.М.Свиридов. 1968 г.

 И.С.Тургеневу на Дворянском гнезде. (Гранит серый, кованый). Скульптор Г.П.Бессарабский. 1968 г.

 И.С.Тургеневу в музее И.С.Тургеневу. (Русский дуб). Скульптор Б.Д.Бологов. 1968 г. В настоящее время установлен в фойе орловского драматического театра.

 А.М.Горькому, на улице Горького. (Медь, декоративный бетон). Скульптор В.П.Басарев. 1971 г.

 А.П.Ермолову, надгробие на Троицком кладбище. (Белый мрамор, тонированный цемент). Скульптор Б.Д.Бологов; краевед М.В.Каплинский. 1949 г.

Металлургам, на Московском шоссе, микрорайон СПЗ. (Медь, бетон). Скульптор В.А.Чухаркин. 3 августа 1973 г.

 Н.С.Лескову, на площади Искусств (Бронза, серый гранит). Скульпторы: Ю.Г.Орехов, Ю.Ю.Орехов; архитекторы В.А.Петербуржцев, А.В.Степанов. 11 июня 1981 г.

Статуи, скульптурные бюсты, горельефы и барельефы, мозаика и монументальные росписи Орла.

1. Статуя В.И.Ленина в Круглом зале Дома Советов. (Гипс). Скульптор Н.В.Томский. 1962 г.

2. Статуя В.И.Ленина в операционном зале Дома Связи. (Декоративный белый цемент с мраморной крошкой). Скульптор В.П.Басарев. 1970 г.

3. Барельеф головы В.И.Ленина на областной Доске Почёта. (Выколотка по алюминию). Скульптор В.П.Басарев. 1968г.

4. Бюст Н.К.Крупской в холле областной библиотеки. (Белый мрамор). Скульптор Б.Д.Бологов. 1959 г.

5. Выносные горельефы и бюсты русских писателей на фасаде Дома Книги. (Тонированный бетон). Скульпторы Г.Д.Лавров, М.Г.Глушенко. 1954 г.

6. Многофигурные группы над угловой частью фасада Дома Связи. (Бетон). Скульптор Ю.Г.Нерода. 1951 г.

7. Скульптурный картуш на фронтоне дома Советов. (Бетон). Скульпторы В.Т.Ярыш, В.К.Дудинов и д.р. 1958 г.

8. Многофигурные группы в детском парке на Стрелке (Дуб, вяз). Скульптор Б.А.Зубарев. 1974 г. Утрачены.

9. Многофигурный барельеф на фасаде гл. корпуса Детской больницы. (Выколотка по алюминию). Художник Н.И.Захаров. 1976 г.

10. Многоцветное панно на фасаде здания Облпрофсовета. (Керамическая мозаика). Художник Н.И.Захаров. 1975 г.

 

11. Два панно на фасадах Строительного техникума. (Сграффито). Художник В.Н.Меньков. 1976 г.

12. Панно на фасаде общежития Пединститута. (Сграффито). Художник В.В.Анисимов. 1973 г.

13. Росписи Зала сказок в Дворце пионеров. (Живопись темперой по штукатурке). Художники-палешане: Б.М.Ермолаем, Р.А.Белоусов, К.М.Мельников, Ю.Л.Броскин, К.С.Семайкин.

Орёл: Памятники и статуи

1960 г.

14. Диорама "Битва под Орлом" в краеведческом музее. (Холст, масло, дерево, металл). Художники: Г.В.Дышленко, А.И. И Л.И. Курнаковы. 1961 г.

28. Памятник-танк Т-70 перед зданием музея-диорамы «Орловская наступательная операция» на ул. Нормандия-Неман. (Сталь, красный гранит, бетон).

Авторы: Инициативная группа ветеранов Великой Отечественной войны. Архитектор В.И.Филин. 1985 г.

Памятник-танк Т-34 с вечным огнём в лесопарке Цон на месте довоенных лагерей бывшего бронетанкового училища им. М.Ф.Фрунзе. (Сталь, гранит, бетон). Авторы: Совет ветеранов училища с помощью коллектива завода «Орёлхимтекстильмаш» при участии ветерана войны В.А.Копаева и архитектора О.В.Левитского. 1975 — 1983 г.

30. А.В.Горбатову на бульваре Победы. (Розовый кованый гранит). Скульптор В.И.Чукаркин; архитектор В.И.Филин. 1983 г.

31. Ф.Э.Дзержинскому на углу улиц Брестской и Салтыкова-Щедрина. (Бронза, розовый гранит). Скульптор: М. В. Смирнов. 11.09.1987 г.

Статуи, скульптурные бюсты, горельефы и барельефы, мозаика и монументальные росписи Орла.

15. Бюст И.С.Тургенева в Государственном литературном музее И.С.Тургенева. (Светлая терракота). Скульптор М.М.Антокольский. 1900 г.

16. Диорама прорыва немецкой обороны у д. Измайлово Новосильского района 12.07.1943 г. В здании музея-диорамы на ул. Нормандия-Неман. (Холст, масло, дерево, металл). Художники: А.И.Курнаков, А.М.Лобко; интерьер зала художник М.Е.Долгонос. 5.08.1983 г.

17. Скульптура «Портрет архитектора». Картинная галерея Министерства культура РСФСР. (Бронза). Скульптор В.П.Басарев. 1982 г.

18. Декоративная композиция на стене подземного перехода на Автовокзальной площади. (Керамическая многоцветная надглазурная роспись). Художники: Н.Я. Силаев, Г.В.Жуков. 1979 г.

19. Декоративная скульптура на площади железнодорожного вокзала. (Кованая медь). Художники: Н.Лобойко, В.Колодко. 1976 г.

20. Бюст М.В.Ломоносова перед зданием школы №1 на ул. Салтыкова-Щедрина. (Тонированный гипс, бетон). Скульптор: Б.Д.Бологов; архитектор Г.Т.Ракитин. 1980 г.

21. Триптих: «Этапы большого пути — Зимний взят! Энтузиасты первых пятилеток. Победа!, Рейхстаг взят!» Дворец культуры орловской птицефабрики. (Холст, масло). Художник Г.В.Дышленко. 1986-1987 г.

22. Панно на фасаде школы №22 по Брестской улице (Сграффито). Художники: Ю.Л.Воробьёв, Г.Н.Кузнецов. 1986 г.

23. Бюст поэта А.А.Фета в фойе драматического театра имени И.С.Тургенева. (Гипс). Скульптор И.А.Семеновский. 1988 г.

Вверх

На главную

Памятник Орел-Юбиляр

Скульптура Орла, Пятигорск, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Скульптура Орла – одна из самых старых скульптур, расположенная на горе Горячая в городе Пятигорск, Россия. Её открытие состоялось в 1901 году, в качестве символа чудодейственных сил водного источника, что когда-то здесь протекал. Не смотря на то, что сам источник давно иссяк, орёл остаётся на своём месте по сей день. К нему съезжаются туристы со всех Кавминвод, чтобы полюбоваться и самим памятником, и прекрасной природой, окружающей его.

Однако, к сожалению, орёл, которого мы видим сегодня – это уже не та птица, что была выполнена польским скульптором Л.К. Шодким и установлена в начале XIX века. История нашей Родины наложила отпечаток и на этот монумент. Во времена революционных волнений, сторонники советской власти углядели в скульптуре прообраз царского режима, и у птицы были отбиты голова и крылья. Со временем скульптура была восстановлена, однако в годы Второй мировой, особенно впечатлительные опять-таки решили, что птица схожа с орлом, являющимся символом Третьего Рейха. Изваяние снова подверглось актам вандализма.

Новая скульптура была отлита лишь в начале 70-х годов, однако теперь материалом для неё была выбрана бронза, а не бетон. Над работой трудился скульптур Н.М. Хаустов. И именно этот орёл предстаёт сегодня перед нами на вершине горы Горячая, с которой, надо отметить, открывается прекрасный вид на город Пятигорск. Сама же гора находится в парке Нагорном, пролегающем не далеко от другого, не менее популярного места для отдыха – парка Цветник. Помимо статуи Орла, здесь так же много других замечательных важных мест. Сама эта земля пропитана духом истории, ведь когда-то к ней съезжались самые великие люди Царской России.

Для тех, кто решит посетить это удивительное место, необходимо от железнодорожного вокзала проехать на трамвае номер 1, 4 или 5 до остановки Цветник, выйдя на которой дойти до парка и подняться по дорожке, ведущей к горе Горячая.

Фото достопримечательности: Скульптура Орла

 

Скульптура Орла на карте:

Орловский Б. И.

Борис Иванович Смирнов (1793-1837), прозванный Орловским, по месту рождения в Орловской губернии (село Большое Столбецкое) был сыном крепостного. В 1801 году семью Смирновых продали "без земли, на своз" тульскому помещику Шатилову и перевезли в Тульскую губернию. Когда Орловскому исполнилось пятнадцать лет, Шатилов отправил его в Москву для обучения ремеслу мраморщика у итальянца С. П. Кампиони. В мастерской Кампиони Орловский научился, по его выражению, рубить мрамор, "что яблоко резать". По истечении срока контракта он переехал в Петербург и поступил на службу к ваятелю и торговцу разными скульптурными изделиями П. Трискорни. По ходатайству скульптора Мартоса, высоко оценившего талант Орловского, он был принят в 1822 году в Петербургскую Академию художеств и тогда же получил вольную.

Путеводитель по Орлу: достопримечательности и развлечения

Спустя несколько месяцев молодого скульптора командировали в Рим для обучения у знаменитого Торвальдсена.

Орловский пробыл в мастерской Торвальдсена шесть лет и приобрел прекрасные профессиональные навыки. Его ранние работы были отмечены присущим классицизму подражанием античности и проникнуты интимным элегическим настроением ("Парис", "Сатир с цевницей", обе 1824 г., "Сатир и вакханка", 1826-1828 гг.). По возвращении на родину Орловский в 1831 году представил в Академию художеств группу "Ян Усмарь", изображающую подвиг легендарного русского богатыря времен Киевской Руси.

Скульптурная группа "Ян Усмарь" была знаменательным явлением в русской пластике. В этом произведении Орловский, взявшись за воплощение национальной героической темы, наметил пути отхода от традиции классицизма. В образе Усмаря не было той холодной торжественности и величавости, которая зачастую присуща персонажам академического искусства. Это был живой человек, а не условный "античный атлет". Вся фигура его выражала внутреннюю взволнованность, сильное физическое напряжение.

Реалистическая направленность творчества Орловского особенно ярко проявилась в его основных произведениях — памятниках фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, установленным перед Казанским собором в Петербурге. Работа над памятниками полководцам 1812 года оставалась в центре внимания Орловского до самой его кончины. Первые эскизы статуй были сделаны в 1829 году, а торжественное открытие готовых памятников состоялось уже после смерти скульптора, 25 декабря 1837 года. Эти памятники соединяли в себе стремление к исторической и жизненной правде. Будучи совершенно самостоятельными, они в то же время идейно-композиционно связаны друг с другом. В образах Барклая и Кутузова скульптором представлено начало и завершение Отечественной войны 1812 года. "Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов", — писал Пушкин. В статуе Барклая Орловский, изображая "вождя несчастливого" (как называл Барклая Пушкин), пытался передать состояние сосредоточенности, тревоги человека, не доведшего до конца свою миссию. Более удалась Орловскому статуя Кутузова. Эффектно задрапированная плащом фигура фельдмаршала полна энергии. Портретное сходство соблюдено с большой точностью. Чувство уверенности, горделивая осанка победителя отвечают представлениям о великом полководце. Мастерство Орловского сказалось и в том, что ему удалось достигнуть органической связи статуй с архитектурой. Оба памятника были поставлены на фоне порталов полукруглой колоннады Казанского собора и как бы замыкали ее разворот. В последние годы жизни Орловский выполнил бронзовую фигуру ангела (1831-1834), венчающую Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге. Следующей работой Орловского было скульптурное оформление Триумфальных Московских ворот (1834-1836, открыты в 1838 г.), построенных архитектором В. П. Стасовым в Петербурге в память победоносной русско-турецкой войны 1828 года.

Орловский был одним из немногих художников, вдохновивших Пушкина. Посетив его мастерскую в марте 1836 года, поэт написал стихотворение "Художнику".

М.А.Ocтpoвский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *