ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ 1

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н.

Памятник Николаю 1 в Петербурге на Исаакиевской площади

А. Ромазанов.

Интересные факты:

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте. Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М. Сперанского за Свод законов Российской Империи и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие Силу, Мудрость, Правосудие и Веру, причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми — Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись Николаю I Императору Всероссийскому. 1859-й.

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!, Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!, Медный всадник и чугунный задник и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I Мария в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника 16,3 метра, высота конной статуи 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Памятник Николаю I в Киеве. Снесен в 1920 г.

В Российской империи было установлено около 15 памятников Николаю I. Многие из них были поставлены в честь пребывания императора в определенных местах Российской империи и представляли собой обелиски, колонны или стелы.

Но в годы советской власти все они были уничтожены, кроме одного: конный монумент в Санкт-Петербурге скульптора П.К. Клодта, который был открыт 26 июня 1859 г. В 1930 г. лишь демонтировали ограду, но она была восстановлена в 1992 г. В настоящее время он существует в первозданном виде. Кроме этого памятника, существуют еще два памятника императору Николаю I. О них мы и расскажем в нашей статье.

Конный монумент на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга

Памятник Николаю I в Петербурге

Памятник установлен на Исаакиевской площади Петербурга в 1859 г. Начали его строить после смерти императора по проекту архитектора О.Монферрана в 1856 г.

6-метровую конную статую Николая I выполнил известный скульптор П.К. Клодт.

Император Николай I изображен в парадном мундире Лейб-гвардии конного полка. Конная фигура расположена на постаменте с четырьмя барельефами (авторы: М. Ромазанов и Р. Залеман). На барельефах – изображение важнейших событий, произошедших во время правление Николая I: восстание декабристов 1825 г.; холерный бунт на Сенной площади 1811 г.; награждение М.М. Сперанского (подробнее о нем читайте на нашем сайте: Сперанский: жизнь и деятельность; «План» Сперанского) и открытие моста железной дороги Петербург-Москва в 1851 г.

Пьедестал памятника создал архитектор О. Монферран. Пьедестал изготовлен из красного гранита, темно-малинового порфира и белого мрамора. Цоколь пьедестала – из сердобольского гранита.

На пьедестале с четырех сторон – аллегорические фигуры женщин (автор: Р. Залеман), которые олицетворяют Силу, Веру, Мудрость и Правосудие (это портретные изображения супруги Николая I и троих его дочерей). Между статуями в центральной части находится государственный герб, а под ним надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник был уникальным техническим сооружением для своего времени: впервые в Европе памятник имел только две точки опоры (задние ноги коня). Он был признан инженерным шедевром, что и спасло его в советское время от уничтожения: несколько раз вопрос о сносе памятника оставался нереализованным в связи с его уникальностью.

Во время Ленинградской блокады памятник был закамуфлирован.

Петр Карлович Клодт (1805-1867)

Неизвестный художник "Портрет П.К. Клодта"

Русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Из семьи военных. Его отец участвовал в Отечественной войне 1812 г., прославленный генерал. П.Клодт родился в Москве, но детство провел в Омске, где служил отец. С детства ему нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование, хотя готовили его к военной карьере. Поступив в артиллерийское училище, он не переставал заниматься скульптурой. Особенно занимали его лошади. Он наблюдал их, изучал их позы, аллюры и повадки. Получив чин подпоручика, он до 24 лет оставался в армии, а затем ушел с военной службы и полностью посвятил себя скульптуре, став вольнослушателем Академии художеств. Начав со статуэток лошадей, он постепенно стал получать большие заказы. Оформлял Нарвские ворота (колесница), создал  украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, скульптуры на Аничковом мосту, памятник Николаю I и др.

Бюст Николая I в Петербурге (Витебский вокзал)

Бюст Николая I на парадной лестнице Витебского вокзала в Петербурге

Бюст Николая I скульпторов В.С. и С.В. Ивановых, архитектора Т.Л. Торича был открыт 19 мая 2003 г. Бюст высотой 2 нат.в., из тонированного гипса. Постамент выполнен из гранита, высотой 350 см. Установлен на парадной лестнице Витебского вокзала в Петербурге.

Бюст Николая I в Технологическом институте (Петербург)

Бюст Николая Iв Технологическом институте в Петербурге

Здание Технологического института 28 ноября 2011 г. украсил бюст Николая Первого. Именно этот император и основал знаменитое учебное заведение.
Памятник царю-основателю выполнил скульптор Александр Пальмин, ректор Художественной академии имени Штиглица.

При Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. 28 ноября 1828 г. указом императора был учреждён Санкт-Петербургский Практический Технологический институт с целью «приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных». Сейчас институт является одним из ведущих российских вузов в области химии, химической технологии, кибернетики и техники.

С 1896 по 1917 гг.

Памятник Николаю I

институт носил имя Николая I  и назывался Санкт-Петербургский практический технологический институт им. императора Николая I.

На его постаменте написано: «Основателю от благодарных потомков, 28 ноября 2011».

Николай I на памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде

Запись опубликована автором eugene в рубрике Достижения в области науки, искусства и государственности с метками бюст, Клодт, Николай I, памятник, Петербург.

Какое-то время, император Николай Первый являлся шефом Конногвардейского полка.

Полк был расквартирован неподалеку от Исаакиевского собора.

Этим и объясняется местоположение памятника, воздвигнутого вскоре после его смерти, а также и то, что царь изображен в мундире конногвардейцев.

Александр Второй лично следил за изготовлением макета. Когда тот был готов, он дал несколько указаний по изменению аллюра коня, размера и положения каски на голове и некоторых предметов туалета.

Огюст Монферран, создававший проект, в точности исполнил все пожелания государя.

Памятник довольно красив и динамичен.

Коня создал знаменитый Петр Карлович Клодт, автор скульптурной группы на Аничковом мосту.

Если на Аничковом главной была «идея», то в памятнике Николаю Второму есть своя изюминка — конь опирается только на задние ноги.

Некоторые экскурсоводы рассказывают, что, благодаря всего двум точкам опоры, скульптуре аналогов в мире нет. Это не совсем так, но достоинств этот факт не умаляет.

Существовал еще один миф о том, что для придания коню равновесия, в его круп была засыпана дробь, а ноги держатся на железных прутах.

При одной из реконструкций, дроби не обнаружили, а вот прутья действительно существуют.

Николай Первый изображен с портретной точностью. Кроме того, очень верно передан характер царя. Честолюбивый и самодовольный, желающий во всем походить на Великого Петра.

Монумент установили на одной оси с Медным всадником, повернув его в ту же сторону.

Этот факт стал причиной насмешек и поговорок.

Пьедестал несколько портит впечатление своей тяжеловесностью.

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади и его история

Он украшен женскими фигурами — аллегорическими изображениями Мудрости, Силы, Правосудия и Веры.

Кроме того, богато оформлен горельефами, описывающими основные события царствования Николая.

Компенсируют грузность постамента фонари, установленные по кругу.

Их считают самыми красивыми в городе.

В 1930 году город чуть не потерял эту знаковую достопримечательность. Был принято решение в его демонтировать, ведь в послереволюционном Ленинграде не должно быть места для памятников царю. Но искусствоведам удалось его отстоять. Они сумели доказать, что это прежде всего уникальное творение русских инженеров.

Якобы, держится он на двух точках только благодаря точному математическому расчету. На первых порах его сохранили, но позже появилась новая идея. Решили оставить коня, а фигуру заменить на какого-нибудь «героя революции», например, Буденного, или Фрунзе.

Тут снова за монумент вступились специалисты, ссылаясь на ту же неимоверную техническую сложность.

Вожди города удовлетворились оградой памятника, которую демонтировали и уничтожили.

Так он смог достоять до наших дней, выжив даже в годы Блокады.

Ограду восстановили в 1994 году, но весной 2010 года она снова была практически уничтожена. На этот раз в нее врезался Мерседес.

Искореженные куски отвезли в реставрационную мастерскую, а заодно было приняли решение реставрировать и сам памятник.

Сейчас он находится в идеальном состоянии, единственное, что может огорчать туристов – вокруг организована большая стоянка автобусов, ожидающих туристов с экскурсии в Исаакиевский собор.

Как добраться:

От Невского проспекта налево по набережной реки Мойки, или по Малой морской улице

Памятник стоит на Исаакиевской площади. Позади него – Марьинский дворец. По правую руку, чуть впереди – гостиницы Астория и Англетер.

Памятник Николаю I

А. С. Пушкин в своем дневнике записал: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Великий русский поэт хорошо знал цену Николаю I. «…Самодовольная посредственность с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли», — так писал о Николае I Ф. Энгельс. Русский народ метко окрестил ненавистного императора, жестокого и тщеславного, Палкиным. Это был мрачный период репрессий, жестокого преследования передовых взглядов и прогрессивных стремлений.

Более ста лет прошло с тех пор. Свершился Великий Октябрь, очистивший дорогу свету, цивилизации, прогрессу. А одну из центральных площадей Ленинграда — Исаакиевскую — продолжает украшать нарядный монумент Николая I. Почему же и сегодня этот памятник сохраняет право на существование?

…На высоком, богато декорированном постаменте гарцует на красивом, стройном коне офицер, туго затянутый в нарядный кавалергардский мундир. На голове каска с орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена. Нарочитость и высокомерие сквозят в чопорной, надменной позе всадника.

В мае 1856 года после смерти Николая I его преемником Александром II был утвержден проект памятника.

Рисунок представил Монферран, завершавший тогда строительство Исаакиевского собора. Скульптору Клодту было поручено выполнение конной статуи. Работы продолжались около трех лет, и 25 июля 1859 года состоялось торжественное открытие монумента «при громе пушек, при звоне колоколов и трубных звуках».

Основная заслуга в создании памятника принадлежит скульптору Клодту. Он сам производил и отливку конной статуи. Конь имеет лишь две точки опоры, что само по себе было уникальным в подобных произведениях и требовало от литейщика высокого мастерства.

Клодт к этому времени был уже известным скульптором и следовал в своих работах по пути реализма. С этих же реалистических позиций подошел он и к созданию памятника Николаю I.


Памятник Николаю I

Приглядитесь к всаднику: низко надвинутая каска скрывает от вас его лицо, и вы не улавливаете портретного сходства. Случайно ли это? Мы помним, как заботился Фальконе о портретном сходстве в "Медном всаднике". А усилению индивидуальных черт Николая I не помогли даже требования "заказчика" Александра II, предъявленные к автору: "козырек у каски уменьшить, каску одеть несколько назад". Памятник был открыт таким, каким задумал его автор. Клодт отказывается от четкого выявления портретного сходства, перенося акцент на иные качества, свойственные императору. Внешний лоск, высокопарность, любовь к военной мишуре, тщеславие — вот черты, которые скульптор сумел передать в памятнике. За внешним лоском всадника скрываются жестокость и высокомерие, за чопорной парадностью — холодное бездушие.


Памятник Николаю I. Барельеф ‘Открытие Веребьинского моста на железнодорожной магистрали Петербург — Москва’

Конная статуя Николая I поднята на высокий пьедестал, но нет в ней величия, героики. Обилием деталей и вычурностью отличается этот пьедестал, выполненный по рисункам архитектора Монферрана. Он создан из различных сортов мрамора и гранита разнообразных тонов и оттенков: финляндского и сердобольского гранита, шоханского порфира, итальянского белого мрамора, и словно стремится поразить зрителя своим богатством. На фоне белого мрамора с лицевой стороны памятника под гербом надпись: "Николай I, император всероссийский" и дата открытия памятника "1859".

По сторонам овальной верхней части пьедестала — тяжеловесные аллегорические фигуры с портретными чертами жены и трех дочерей императора, выполненные скульптором Р. К. Залеманом. Две из них обращены в сторону Исаакиевского собора: одна с весами в руках, олицетворяющая Правосудие, другая с мечом и копьем, символизирующая Силу. С противоположной стороны — Вера, женская фигура с покрытой головой, держащая в руках крест и раскрытое евангелие; другая — Мудрость, с неизменным зеркалом в руках, словно открывающим ей истину.

Четыре барельефа по сторонам постамента имели цель прославить царствование Николая I; они были выполнены скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым.

С лицевой стороны, обращенной в сторону Исаакиевского собора, барельеф, на котором помечена дата — 1825. На фоне дворового фасада Зимнего дворца Николай I, отправляясь на Сенатскую площадь, передает войскам своего сына, наследника престола.

На втором барельефе дата — 1831. На фоне строений бывшей Сенной площади — карета, в которой стоит "миротворец" — император. Около кареты толпятся крестьяне. Идиллически-мирная сцена, изображенная здесь, совершенно не отражает истинного характера события — холерного бунта, происшедшего в июне 1831 года, когда массовое выступление бедноты было жестоко подавлено гвардейскими полками.

В сторону б. Мариинского дворца обращен барельеф с датой 1832 — "Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного". Николай I говорил, что нашел в Сперанском "самого ревностного, преданного слугу". При Александре I, накануне войны 1812 года, Сперанский был сослан. В царствование Николая I, в 1826 году он возглавил 2-е Отделение императорской Канцелярии и под его руководством было издано "Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах" и "Свод законов Российской Империи в 15 томах". Эта работа была простым механическим соединением законов, изданных в разное время.

На барельефе изображена церемония вручения ордена в Грановитой палате в Москве. На переднем плане Сперанский и Николай I в окружении ряда государственных деятелей; на столе — тома "Свода законов" — работа, за которую Сперанский .и был награжден орденом.

На четвертом барельефе представлен момент открытия в 1851 году Веребьинского моста железнодорожной магистрали Петербург — Москва, где присутствует и Николай I.

Дополнением к богато декорированному постаменту служат четыре фонаря, созданные по рисункам Клодта.

Высоко оценил работу Клодта величайший критик В. В. Стасов. Ценим и мы этот памятник за несомненные элементы критического подхода к изображаемому, за мастерство исполнения конной фигуры, за органическое сочетание художественных достоинств с исторической правдой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *