ПАМЯТНИК КАРАМЗИНУ В УЛЬЯНОВСКЕ

Памятник связан с увековечением памяти Николая Михайловича Карамзина на его родине. Авторами идеи увековечения памяти историографа выступили местные дворяне: братья поэта Н.М. Языкова, П.М. и А.М. Языковы, князь Ю.С. Хованский. В 1833 г. был создан комитет по сооружению памятника и начат сбор средств. Идею памятника-монумента предложил министр внутренних дел Д.Н. Блудов, стоявший у истоков литературного общества «Арзамас», а после смерти Н.М. Карамзина издал последний 12-й том «Истории государства Российского». Д.Н. Блудовым было предложено место установки памятника и сюжеты для барельефов на его боковых гранях. В 1835 г. к работе над памятником приступил скульптор С.И. Гальберг. После смерти С.И. Гальберга в 1939 г. работу над монументом продолжили его ученики: А.А. Иванов, П.А. Ставассер, Н.А. Рамазанов, К.М. Климченко. Памятник отлит в бронзе в литейных мастерских под наблюдением П.К. Клодта 12 марта 1843 г. В 1843 г. статуя, а в 1844 г. постамент монумента из финляндского гранита были доставлены в Симбирск водным путём. Торжественное открытие памятника состоялось 23 августа 1845 г. В 1855 г., на средства Авроры Карамзиной, вдовы сына историка А.Н. Карамзина, в память о муже, погибшем в 1854 г. на Крымской войне, была изготовлена чугунная ажурная решётка, установленная вокруг памятника. Решётка была изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле.

Памятник высотой 8,40 м представляет собой двухъярусную скульптурную композицию. Монумент венчает бронзовое изображение музы истории Клио (высота 4,30 м). Муза изображена со склонённой головой, с трубой-фанфарой в полусогнутой в локте левой руке. Опущенная правая рука придерживает скрижаль, опирающуюся на четырёхгранный жертвенник. Постамент (1,90х2,33 м, высота 4,10 м) выполнен из тёмно-красного гранита. Он представляет собой квадратную в сечении монолитную призму. В круглой нише по центру его лицевой части помещён бюст Н.М. Карамзина в римской тоге. Под бюстом – надпись из накладных бронзовых букв в четыре строки: «Н.М. Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 года». На левой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин, читающий историю», в аллегорической форме представляющий чтение Н.М. Карамзиным императору Александру Iглавы из «Истории государства Российского» 18 марта 1811 г. в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны, жены тверского генерал-губернатора принца Г. Ольденбургского. Изображённый слева Н.М. Карамзин, облачённый в римскую тогу, читает свиток сидящему в кресле на фоне российского двуглавого орла, Александру Iи опирающейся сзади на кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев. На правой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин на смертном одре». На нём в аллегорической форме представлено пожалование 13 мая 1826 г. императором Николаем Iсмертельно больного Н. М. Карамзина пенсионом по 50000 рублей ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей. Больной Н.М. Карамзин, которого окружают жена и взрослые сын и дочь, представлен приподнимающимся на ложе и движением левой руки приветствующим крылатую богиню с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа. Общим основанием памятнику служит квадратная цокольная площадка (ширина 3,95 м, высота 0, 40 м) из полированных плит тёмно-красного гранита. Памятник обнесён ажурной чугунной четырёхугольной оградой. В 1866-1869 гг.

Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»!

по проекту архитектора Н.А. Любимого вокруг памятника был разбит сквер.

Библиография:

Погодин М. П. Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства / . – Самара ; Ульяновск, 2006. – 96 с. : фот.

Рассадин А. П.   Симбирский памятник Н. М. Карамзину как текст // Родное и вселенское : образы местности, трансгрессии и гетеротопии в русской и мировой литературе (XIX – начало XXI вв.) : сб. науч. тр. / УГТУ ; отв . ред. А. А. Дырдин.  – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – С. 139–144.

Трофимов Ж. А. Карамзину, историку государства Российского // Памятники Отечества. – М., 1998. – Вып. 41 (5/6) : Века над Венцом. – С. 10-20.

Трофимов Ж. А. Николай Карамзин и Симбирск : поиски, находки, исследования. – Ульяновск : Мастер Студия, 2013. – 303 с : ил.

Трофимов Ж. А. О памятнике Н. М. Карамзину : (некоторые новые материалы) // Симбирск и симбиряне : исторические и литературные поиски. – Ульяновск, 1997. – С. 138-146.

Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину : известное и неизвестное. – М. : Россия молодая, 1992. – 39 с. : ил.

Публикации в периодических изданиях:

Великому земляку-историку : по материалам исследований Ж. А. Трофимова и Ю. В. Козлова / подгот. Н. Липатова // Мономах. – 1998. – № 2. – С. 10 : фот.

Гауз Н. С. « Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нём потомству говорит» // Деловое обозрение. – 2015. – № 8. – С. 54–56 : фот.

Маринин О. «Вознамерились мы воздвигнуть ему в городе Симбирске памятник» // Мономах. – 2011. – № 4. – С. 6–7 : фот. – (Возвращение памяти).

Родиться под счастливой звездой // Мономах. – 2005. – № 3. – С. 57.

Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске-Ульяновске и памятник Г. Р. Державину в Казани.

Сапченко Л. А.   Стихотворение в бронзе // Мономах. – 2006. – № 2. – С. 8–11 : фот.

Реферат: Памятник Н. М. Карамзину

Памятник Н.М. Карамзину
Вопрос о сооружении памятника Николаю Михайловичу Карамзину(1766-1826 гг.) на его родине возник после смерти знаменитого историографа и писателя. 15 февраля 1833 года группа симбирских дворян (П.Н.

Памятник Н. М. Карамзину

Ивашев, братья Языковы, А.Н. Татаринов и др.) обратились к губернатору с письменной просьбой об открытии памятника Карамзину. Просьбу поддержали: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский и др. прогрессивные деятели того времени. Такое разрешение было дано. Для сооружения памятника был избран комитет. Его возглавил П.Н. Ивашев, отец декабриста. В 1863 году Академия художеств объявила конкурс на проект памятника. Лучшим был принят и утвержден план скульптора профессора Академии художеств С.И. Гальберга. Отливал части памятника в литейной мастерской Aкадемии художеств известный мастер русского художественного литья П.К. Клодт. 23 августа 1845 года памятник был торжественно открыт на площади против мужской гимназии. Памятник выполнен в стиле классицизма. На четырехугольном пьедестале из красного полированного гранита возвышается бронзовая фигура музы истории Клио. В левой руке Клио держит эмблематический свой знак-трубу, а правой рукой "возлагает на жертвенник бессмертия скрижали истории государство Российского, посвящая их, таким образом, бессмертию" (Гальдберг). С лицевой стороны в круглой нише установлен бюст Карамзина, выполненный скульпторами Н. Рамазановым и К. Климченко. Под бюстом надпись: "Н.М. Карамзину, историографу государства Российского". В боковые стороны памятника врезаны два медных барельефа: на одном Карамзин в римской тоге, читающий Александру I в 1811 году о подвигах Дмитрия Донского; на втором — Карамзин на смертном одре, ему вручается рескрипт Николая I от 13 мая 1826 года о пожаловании 50 тыс. рублей на путешествия в Италию для излечения. Высота памятника 8.5 метра. Металлическая ограда возле него поставленная в 1855 году А.В. Карамзиной (Демидовой), женой сына историографа А.Н. Карамзина, убитого на войне 1854 году. В память о нем была отлита на нижнетагильском заводе изящная металлическая решетка с украшениями. В 1865 году вокруг памятника был разбит сквер, а площадь, на которой был сооружен памятник, стала называться Карамзинской. Сквер у памятника был одним из лучших уголков города, с клумбами цветов, с аллеями буйной персидской сирени. В наши дни, Карамзинский садик, как его называют,- любимое место отдыха горожан и многочисленных гостей города Ульяновска.

страница 1
Памятник Н. М. Карамзину в Ульяновске.
4 сентября (23 августа) 1845 года в центральной части Симбирска был торжественно открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место для памятника, сооруженного по инициативе сибирского дворянства на денежные пожертвования, собранные по всероссийской подписке, было выбрано императором Николаем I, который посетил Симбирск в 1836. Проект памятника подготовлен профессором Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом; в мастерских этой же Академии под руководством известного мастера художеств Петра Ивановича Клодта были отлиты из бронзы важные составляющие памятника: фигура музы истории, бюст Карамзина и два горельефа.

На высоком постаменте из красно-бурого гранита возвышается фигура музы истории Клио. Женщина с печальным лицом, слегка наклонив голову, правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского», а в левой руке держит трубу, с помощью которой она намерена громко вещать о славных страницах истории древней и новой России.

Скульптурный портрет самого историографа помещен в круглой нише массивного постамента. Талантливому скульптору удалось глубокое и тонкое проникновение в образ историка-художника, страстного просветителя, пламенного патриота. Открытый, смелый, честный взгляд устремлен вдаль, как бы в глубь веков, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу свидетельствуют о напряженной работе души и мысли.

На левом горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из своей «Истории» перед императором Александром I во дворце великой княгини Екатерина Павловны в Твери. Император, заинтересовавшийся главами о нашествии татаро-монгольских полчищ и о битве на Куликовом поле, 18 марта 1811 года впервые удостоил Карамзина чести быть рядом с собой.

На горельефе с правой (южной) стороны памятника историограф изображен на смертном одре в окружении своих близких. Стоящая перед ним Фортуна (богиня счастья, удачи и судьбы у древних римлян) сыплет из рога изобилия монеты, блеск которых привлекает лишь ребенка. Здесь в аллегорической форме изображен достоверный факт из последних дней жизни Карамзина, когда в мае 1826 года рескриптом Николая I ему, тяжело больному, был пожалован пенсион в 50 тысяч рублей в год и специально для поездки на лечение был снаряжен один из кораблей военно-морского флота.

Жест левой руки Николая Михайловича, направленный к Фортуне, выражает сложную гамму чувств, включающую в себя и некоторое смущение скромного труженика перед чрезмерным, по его мнению, дарами, и нежелание стать объектом неслыханной щедрости монарха, и сожаление о том, что царская милость запоздала.

В 1826 году по проекту симбирского архитектора Н.А.Любимова была произведена детальная планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника. В настоящее время это единственный в городе участок, где еще сохранились насаждения 60-80-х годов XIX столетия.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан. В последние годы здесь стали проводиться выступления местных поэтов и писателей.

(359 слов)

Текст составлен И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное. М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992.

Выступление на городском семинаре руководителей МО и учителей русского языка и литературы в СОШ № 10 по теме: «Поиск новых форм совершенствования качества преподавания русского языка и литературы». 29.03.12.

Методика обучения приемам сжатия текста.

Тема развития связной речи учащихся актуальна в любое время, меняются лишь формы и методы. У меня была уникальная возможность в свое время работать под руководством Е. И. Никитиной, а спустя годы на конференции памяти Е. И. Никитиной я познакомилась с О. Н. Артемьевой, преподавателем УлГПУ, тема ее научной работы «Обучение приемам понимания текста» заинтересовала меня, позволила по-новому взглянуть на систему уроков развития речи в рамках новых образовательных стандартов.

Важнейшее умение, связанное с пониманием текста, — это умение сокращать первоисточник, выделяя в нем главное и отсекая второстепенное. Это коммуникативное умение в условиях постиндустриального общества необходимо современному человеку, чтобы понимать содержание текста и эффективно использовать полученную информацию. Поэтому так важно при обучении русскому языку в школе уделять внимание сжатому изложению, которое в системе обучения связной речи долгое время занимало периферийное положение. Сегодня с введением новой формы государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку в 9 классе обучение сжатию теста становится приоритетным направлением работы учителя, цель которой – сформировать у школьников умение выделять в тексте главное с помощью конкретных способов сокращения прочитанного.

Информационно переработать текст через его сжатие – непростая задача для многих учеников.

Сокращение теста предполагает как компрессию содержания, так и изменения формы первоисточника. Одно без другого невозможно: чтобы передать главную информацию первоисточника, необходимо сжатие текста на языковом уровне, и наоборот, применение языковых способов компрессии возможно только после выделения основного содержание текста.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока обучения сжатому изложению в 9 классе. Для урока выбран краеведческий текст, посвященный памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске, составленный И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова «Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное». М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. Работа над ним не только обучает детей написанию сжатого изложения, но и выполняет важную воспитывающую функцию: вызывает чувство гордости за свой край, вырастивший таких талантливых людей, чувство патриотизма, вносит свой вклад в воспитание достойного гражданина своей страны, который знает и ценит свои корни. Следует сказать, что учащиеся уже знакомы с приемами сжатия текста, указанными в «Методических рекомендациях для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений». (Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений ( в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13)

Ученики имеют карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия.

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1)исключение несущественной и второстепенной информации;

2)свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение:

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких предложений;

2) обобщение:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена сложноподчинённого предложения простым;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

(Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений ( в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13)

После чтение теста учителем (при восприятии на слух развивается глобальное слушание) определяется тема текста (Памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске-Ульяновске), выясняется, где располагается памятник (в центре города, в Карамзинском сквере, находящемся на Венце.) Учащиеся рассматривают фотографии. Слайды презентации.

Определяется тип речи исходного текста (описание), вспоминаем классическую схему описания (ЧТО?

Памятник Карамзину

ГДЕ? КАКОЕ?

). Отмечаем с детьми, какую часть в описании легче всего сократить. Информация третьей части – КАКОЕ? – исключается легче всего.

Стоит отметить, что текст большой, сложный, содержит много имен и непонятных слов, но пугаться этого не стоит, так как сокращение текста будет проходить коллективно под руководством учителя.

Определяется стильтекста (научно — публицистический – Текст составлен по книге краеведа Ж.А. Трофимова «Симбирский памятник НМ Карамзину. Известное и неизвестное» доцентом кафедры русского языка УлГПУ И.В. Апальковой). Обязательно проводится словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая).
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-либо мысли в конкретном образе.

Бюст – скульптурное изображение верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Жертвенник – естественное возвышение или камень, на котором приносили жертвы.

Пенсион (устар.)— денежное содержание, назначаемое кем-нибудь кому-нибудь.

Постамент – основание памятника.

Рескрипт (доревол.) – письмо монарха какому-нибудь высокопоставленному лицу с выражением благодарности.

Скрижали – по библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями.
Необходимо отметить, что в изложении будут использованы не все слова, т.к. наша задача – сократить текст.

Следующий этап урока – беседа по тексту с целью выделения главной информации. На этом этапе необходимо использование наглядности (слайды презентации).

Делим текст на смысловые части: 1) вступление, 2)основная часть, 3) заключение.

1. Вступление. Задание: Прочитайте 1 абзац. Насколько важна информация, содержащаяся в нем? Вся информация в абзаце важна, и ее стоит сохранить.

Прочитайте 2 абзац. Выделите главную информацию. Наводящие вопросы: По чьей инициативе был сооружен памятник? Кто выбрал место для расположения памятника? Кто автор монумента? Место для памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника подготовлен С. И. Гальбергом. Важные составляющие памятника: фигура музы истории Клио, бюст Карамзина и два горельефа – были отлиты из бронзы под руководством Клодта П. И.

Определите прием сжатия текста, который мы использовали. Исключение деталей и подробностей.

2. Основная часть. Мы познакомились с историей создания памятника – ответили на вопросы – ЧТО? ГДЕ?, теперь обратимся непосредственно к описанию памятника, ответим на вопрос – КАКОЙ? Дальнейшая работа с текстом строится подобным образом. Учащиеся по ходу работы выделяют главное в тексте и ведут рабочие записи в тетрадях

Прочитайте абзацы 3-7. Как строится описание памятника? Сначала называется элемент памятника, указывается место его расположения, а потом дается описание элемента. Действительно, описание памятника строится по классическому принципу описания: ЧТО? – ГДЕ? – КАКОЕ? Какую часть следует опустить, учитывая цель нашего урока? Третью.

Обратимся к тексту. 3 абзац. Каким элементам памятника он посвящен? Постаменту, фигуре музы истории Клио.

Напоминаем, что в изложении еще необходимо указать, где этот элемент находится. Фигура музы истории Клио возвышается на постаменте из гранита. Какой прием компрессии мы использовали? Исключение подробностей, деталей.

Прочитаем 4 абзац. О чем эта смысловая часть? О скульптурном портрете Карамзина, который расположен в круглой нише постамента.

Работа над 5, 6 и 7 абзацами. О чем мы узнаем из этой части? О горельефах. Что изображено на них? На левом (северном) горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из «Истории государства Российского» перед императором Александром 1. На горельефе с правой (южной) стороны Карамзин изображен на смертном одре в окружении своих близких. Жест левой руки Николая Михайловича направлен к стоящей перед ним Фортуне, богине счастья, удачи и судьбы. Она сыплет из рога изобилия монеты. Стоит отметить, что эпизод на правом горельефе изображен в аллегорической форме. Вспомните, что такое аллегория. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-либо мысли в конкретном образе. Это нужно будет указать в сжатом изложении. Объясним, почему достоверный факт из последних дней жизни изображен в аллегорической форме? Что это значит? Какой способ сжатия мы использовали? Исключение деталей.

Вспомним, из каких элементов состоит памятник Н. М. Карамзину? Постамент, фигура музы истории Клио, скульптурный портрет (бюст) Карамзина, два горельефа,- это содержание основной части сжатого изложения и первоисточника.

Обратимся к 8 абзацу.

Выделите главную информацию. В 1866 году по проекту симбирского архитектора Н. А. Любимова была проведена планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника.

3. Прочитайте заключение, подчеркните главную информацию. Каким приемом воспользуемся? Исключим детали. Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан.

Вернемся к тому, с чего начинали урок. Чем необычен этот памятник? Памятник Карамзину необычный: в центре внимания – фигура музы Клио. Наверное, это потому, что Карамзин не только писатель, но и историк. Авторы памятника подчеркиваютзначимость главного труда жизни Н. М. Карамзина – «Истории государства Российского».

Проводится работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Редактирование черновых рабочих вариантов: исключение необоснованных повторов, обсуждение логических переходов от одной части к другой.

Еще раз обращаем внимание на количество абзацев в тексте и в изложении, и приступаем к повторному прочтению текста.

На втором уроке учащиеся приступают к написанию сжатого изложения по тексту.
Приведу примерное сжатое изложение по данному тексту.
4 сентября 1845 года в Симбирске был открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место расположения памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника разработан С. И. Гальбергом, а под руководством П. И. Клодта отлиты из бронзы основные части монумента: бюст Карамзина, два горельефа и фигура музы истории.

На постаменте из красного гранита возвышается величественная фигура Клио – музы истории, чуть ниже, в круглой нише, размещен скульптурный портрет Карамзина.

По обе стороны постамента мы видим два горельефа. На левом изображено, как Карамзин читает императору Александру 1 отрывки из «Истории государства Российского». На правом — умирающий историограф в окружении своих родных. Стоящая перед ним Фортуна, богиня счастья, удачи и судьбы, сыплет из рога изобилия монеты. Здесь в аллегорической форме показан реальный факт из жизни Карамзина — запоздалая царская милость.

В 1866 году был разработан детальный план расположения аллей и клумб сквера вокруг памятника.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан и гостей города.(150слов)

Работа выполнена ученицей 9 класса Б МБОУ СОШ №2 Нарынской О.
страница 1

Смотрите также:

Памятник Н. М. Карамзину в Ульяновске

97.82kb. 1 стр.

Наша гордость Памятник великому конструктору

20.66kb. 1 стр.

ПАМЯТНИКИ Н.М. КАРАМЗИНУ

Памятник в Симбирске

22 мая1826 г. перестало биться сердце великого русского писателя и историографа. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Вскоре на его могиле был поставлен памятник, отвечающий характеру творчества создателя «Истории государства Российского». Это вырубленный из белого мрамора прямоугольный саркофаг с бронзовым позолоченным лавровым венком, возложенным на крышку. Со временем этот участок близ восточной ограды кладбища превратился в семейное место Карамзиных. Здесь похоронена вдова писателя, его дочери и зять.

Рядом с Карамзиным было выбрано место для надгробного памятника В.А.Жуковскому.

Город Симбирск (ныне Ульяновск) тесно связан с биографией Н.М.Карамзина. Обычно с осени до весны Карамзины жили в Симбирске в особняке на Старом Венце. После домашнего обучения Николай занимался в частном пансионе. Здесь сблизился он с местными масонами, но не увлёкся их идеями. До 1795 г. Карамзин регулярно приезжал в Симбирск.

В 1833 г. симбирские дворяне составили и направили губернатору А.М.Загряжскому письмо-обращение следующего содержания:

«Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного отечества нашего, вознамерились мы ему воздвигнуть в г. Симбирске памятник, посему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения священной цели, нами предложенной».

Инициаторами сооружения памятника были братья Пётр и Александр Языковы, князь Юрий Сергеевич Хованский и др., которые и сделали первоначальные взносы на строительство.

В том же году последовало согласие императора Николая I на создание комитета по сооружению памятника. Комитет под председательством губернатора отвёл ему место между гимназией и городским магистратом и оградой Спасского монастыря. Ныне здесь разбит сквер. По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трёх зданий, в центральном из которых размещалась бы библиотека, её главную залу украшал бы бюст историографа.

Однако по ряду причин выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 г. Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди. Но в 1839 г. профессор Гальберг скончался, успев, впрочем, разработать проект памятника. Его ученики по эскизам и рисункам довели изготовление памятника до конца. Женскую статую — покровительницы истории, музы Клио, выполнили А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Отливка статуи из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.

Летом 1844 г. статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь изготовления фундамента под памятник.

Почти 20 лет спустя после смерти Карамзина, 28 августа 1845 г. памятник был готов к его открытию.

На четырёхстороннем пьедестале высится фигура стройной молодой женщины, выполненная из бронзы. В левой руке она держит музыкальный духовой инструмент — изобразительный знак словесного звучания, в правой — письменную доску, символизирующую сокровищницу отечественной нашей книжности. Некоторые считают, что в образе женщины представлена покровительница русской речи. Другие полагают, что это сама наша Русская земля, — и она смиренно склонила свою голову, очевидно, благоговея к памяти умершего Карамзина.

На лицевой стороне — ниша, в которой установлен бюст историка. Под бюстом надпись: «Николаю Михайловичу Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I. 1844 г.» (дата означает время окончания отделки памятника). По сторонам на пьедестале выполнены два медных барельефа: один из них изображает как Карамзин в римской тоге, читает императору Александру Павловичу и великой княгине Екатерине Павловне в Твери 18 марта 1811 г. отрывки из своей «Истории» (скульптор Н.А.Рамазанов)

На другом барельефе Карамзин, лежащий на смертном одре и слушает чтение рескрипта императора Николая Павловича от 13 мая 1826 г. с пожалованием ему на путешествие в Италию для излечения 50 тыс. рублей, которые обращались в пенсию ему и его семейству. Фортуна из рога изобилия щедро сыплет дары, а дети торопливо собирают рассыпанные сокровища (скульптор К.М.Клименко).

Утром 28 августа 1845 г. в кафедральном соборе в парадных мундирах собралось всё городское начальство, дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы простых обывателей. После панихиды все отправились на новую площадь, где и был открыт монумент.

Так благодарное потомство сумело в камне и металле увековечить своё уважение и любовь к заслугам нашего знаменитого писателя и историографа.

В Подольском районе Московской области в четырёх километрах от станции Щербинка расположена бывшая усадьба Остафьево – своего рода «Русский Парнас» начала ХIХ—ХХ вв. В 1792—1894 гг. владельцами усадьбы были князья Вяземские.

С 1804 г. в течение 12 лет здесь жил и работал H.М.Карамзин, писавший в остафьевском доме свою знаменитую «Историю государства Российского».

В начале прошлого столетия, 18 июля 1911 г., в аллее остафьевского парка у главного дома был открыт памятник Н.М.Карамзину. Это событие было приурочено к столетнему юбилею написания им «Записки о древней и новой России».

Сам Карамзин говорил, что если заживёт когда-нибудь своим домом, то поставит у себя в саду памятник Вальтеру Скотту за удовольствие, полученное от чтения его романов.

Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)

Он и не предполагал, что за удовольствие от чтения его собственных сочинений кто-то поставит памятник ему.

Памятник выполнен по рисунку академика Н.З.Панова. Наверху гранитного постамента — отлитые из бронзы семь томов и свиток восьмого тома его «Истории…». Свиток в настоящее время утрачен. На передней грани памятника высечен профиль историка в рамке, представляющей лавровый венок, ниже надпись — «Карамзин».

На открытии памятника присутствовали представители научной и культурной общественности, среди них были видные историки, с речами выступили Б.Д.Греков и С.Ф.Платонов.

В № 13 еженедельника журнала «Нива» за 1913 г. была опубликована корреспонденция, информирующая о том, что 13 июля в селе Остафьево Подольского уезда, в родовой усадьбе князей Вяземских, ныне принадлежащей С.Д.Шереметеву, открыты памятники A.С.Пушкину, В.А.Жуковскому и князю П.А.Вяземскому.

В 1997 г. градостроительный совет Ульяновска принял решение об установке в городе памятника букве «Ё», потому что Карамзин, считающийся «отцом» буквы «Ё», некоторое время жил и учился в этом городе (об этом см. выше).

Памятник
в усадьбе Остафьево

В 2001 г. идея возродилась, когда был проведён всероссийский конкурс на проект памятника.

На конкурс в ульяновскую областную библиотеку для детей и юношества, в котором приняли участие и профессионалы и любители, и взрослые и дети, поступило около 100 проектов от 46 авторов из более чем 20 городов и посёлков России, а также из Молдавии, Латвии и Израиля.

Победителем конкурса стал ульяновский художник Александр Зинин, по его проекту и будет сооружён памятник.

Художник решил изваять букву «Ё» из красного гранита в том виде, в каком она в 1797 г. впервые была напечатана в карамзинском альманахе «Аониды» в слове «слёзы» на
с. 166.

Дo этого на её месте писался диграф «iо», легко смешиваемый с «ю», это вызывало известные неудобства при чтении. Раньше слово слёзы писалось с двумя буквами: «слиозы».

Правда, историки русской орфографии полагают, что букву «Ё» придумала в 1783 г. президент Российской академии наук Екатерина Романовна Дашкова.

Но для нас, в общем-то, не столь важно, кто именно изобрёл эту замечательную букву, важно, что она незаслуженно исторгнута из письменного оборота.

Как сообщил А.Зинин, «это будет многократное увеличение строчной буквы со всеми неровностями типографского оттиска, использованного как живая документальность».

Памятник планируют установить в глубине карамзинского сквера, где находится монумент самому историографу.

Как отмечает художник, памятник букве — «это возвращение к несколько забытым ценностям». По его убеждению, алфавит не просто утилитарное изобретение — он несёт в себе более глубокий смысл. «Древние тексты — это загадки, решая которые мы становимся мудрее», — говорит художник.

В заключение отметим, что в газете «История» читатель всегда найдёт букву «Ё» на её законном месте.

Подготовил
Александр РОМАНОВ

В 1866-1869 гг. по проекту архитектора Н.А. Любимого вокруг памятника Н.М. Карамзину в Симбирске был разбит сквер, который окружала живая изгородь из жёлтой акации и сирени – любимого кустарника Н.М. Карамзина. Вдоль аллей были высажены берёзы, вязы, рябины, вишни, дикие груши. В 1868 г. сквер был обнесён чугунной оградой, спроектированной Н.А. Любимовым, в 1867 г. она была отлита в мастерской Н.В. Голубкова и установлена на цоколь из ташлинского камня, а ещё через год в сквере поставили скамейки, построили беседку. Карамзинский сквер – единственный парковый комплекс в исторической части города, в котором сохранились древесные насаждения 1860-1880-х гг.  Первоначальная площадь сквера – 0, 74 га. В 30-е годы 20 века ограда по восточной стороне сквера была разобрана, и площадь сквера увеличилась до 1,16 га.

Библиография:

Гауз Н. С. «Один из лучших уголков нашего города» // Деловое обозрение. – 2011. – № 6. – С. 60–61 : фот.

Парки Симбирска-Ульяновска : Карамзинский сквер // Ландшафтная архитектура : учеб. пособие / УлГТУ ; сост. В. О. Сотникова. – Ульяновск, 2008. – С. 61–62.

Раков Н. С. Карамзинский садик // Добрый гений наших краеведов : краевед. сб., посвящ.  памяти Н. И. Никитиной / сост. В. А. Гуркин. – Ульяновск, 2007. – С. 233–250.

Раков Н. С. Карамзинский садик – памятник природы города Ульяновска // Фиторазнообразие Восточной Европы. – Тольятти, 2008. – Вып. 1. – С. 88–100.

Раков Н. С. Сиреневый остров / Н. С. Раков, А. С. Сытин // Карамзинский сад : лит.-худож. альманах. – Ульяновск, 1993. – Вып. 3. – С. 127–130 : фот.

Рзай М. Г. Из истории садово-паркового искусства Симбирска-Ульяновска XIX–XX веков // Материалы четвертой научной конференции, посвященной учёному и краеведу С.Л. Сытину. – Ульяновск, 2008. – С. 301–318 : 14 ил.

Сиреневый остров : по материалам Н. С. Ракова и А. С. Сытина / подгот. Н.

Памятник Карамзину в Ульяновске: описание и фото

Липатова // Мономах. – 1998. – № 2. – С. 11 : фот.

Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826)

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

В 1789 в журнале "Детское чтение… " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и "Аониды" (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение.

В 1819 подал новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *