ПАМЯТНИК ФЕДОРУ КОНЮ

Памятник Фёдору Коню

One of us

 (14-10-2016)

Ну так, некий собирательный образ то ли человека, то ли святого. Не очень выразительный

jj-15

 (10-10-2016)

Находится с музеем, который находится в башни крепости, так что посмотреть стоит. Сам памятник сделан хорошо.

Vorchun

 (9-03-2016)

Скромно как то,… не в меру!С одной стороны понятно-скульптор Комов(много хороших работ),а архитектор Анипко. С другой стороны может средств не хватило(как и с Рублевым,Владимир)Да и третья сторона есть-сбежал он от "благодарности" Б.Годунова.Беглый, мастер то,не по "советски" это (даже и в 1991 году,а "версталось" ранее)). Но нужный памятник!

Ckrosh

 (3-03-2016)

Место для памятника подобрано удачно, конечно рядом со своим детищем, инструмент какой-то в руках. Интересно, как внешность мастера изобразили? Хороший памятник.

grymzik

 (5-01-2016)

Постамент слабоват. Памятник хороший и к месту.

Liebe

 (12-07-2015)

Архитектор такой задумчивый )) Удачно смотрится на фоне своего детища.

Андрей

 (10-07-2015)

Очень хороший памятник в отличном месте. Открыт открыточный вид с башней крепости!

OlegPop

 (24-02-2015)

С местом расположения попали в яблочко. Молодец мужик, создал красоту и на века.

Kaban

 (17-07-2014)

Заслужил свое место перед стеной уже тем. что под его руководством её создали.

dsfin

 (9-05-2014)

Очень хорошо запоминающийся памятник.

Василий П

 (13-05-2013)

Место выбрано верно, а сам памятник так себе.

sacha

 (21-10-2012)

Хороший памятник, люди проживающие в городе должны знать кто его начал строить.

vadim

 (6-06-2012)

Строитель заслужил сей памятник. Конечно надо посетить.

Dmitry

 (24-05-2012)

Действительно, к месту, у подножия его детища, хотя памятник-то так-себе.

Istdus

 (23-05-2012)

Хороший памятник великому человеку.

Памятник придает неповторимости Смоленской крепостной стене, иначе выглядела бы также как Новгородская или Нижегородская.

Константин

 (3-08-2011)

А я как-то раз пожалел, что он не в пальто. Было бы ещё более примечательно.

Sunny fox

 (3-08-2011)

Если бы чуток повернуть его в сторону крепости — вообще было бы в точку.

shuravi

 (1-08-2011)

Climat,"не в бровь,а в глаз".Лучше и не скажешь.

Climat

 (22-06-2011)

Памятник на своем месте, и исполнение вполне соответствует ситуации.

Natalja

 (23-04-2011)

Памятник Федору Савельевичу был установлен в 1991 году около Громовой башни. Архитектор задумчиво смотрит на стену, опираясь на большой-пребольшой циркуль.

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

Федор Савельевич Конь — пожалуй наиболее известный и легендарный из русских зодчих средневековья. В его лице Московская школа каменного градостроения, основанная итальянскими мастерами на рубеже XV и XVI веков, окончательно сформировалась и утвердилась уже как русская национальная традиция.

Федор Конь снискал себе славу как строитель двух грандиозных оборонительных сооружений своего времени – Белого Города Москвы и Крепости Смоленска.

Год рождения мастера неизвестен. В Хронографах XVII особо отмечено, что это был «мастер из русских людей».
Исследователи считают Федора Коня выходцем из села Болдина под Дорогобужем, поскольку он неоднократно упоминается в приходно-расходных книгах Болдина-Троицкого монастыря как вкладчик, а его сын Мартин – как наемный работник, получавший в нем жалованье. Причем, что интересно, в этих книгах последний назван «Мартин Иванов сын Коня» и сообщается, что он также имел прозвище «Конь». Это дает основания полагать, что настоящая фамилия зодчего была Иванов, а Конь – прозвище, связанное с какими то личными качествами, либо полученное по наследству.
О раннем периоде жизни и творчества Федора Коня почти ничего не известно. Впервые в источниках он упомянут только в 1591 году (когда Белый Город был уже практически построен), где назван «церковным и палатным мастером». Это позволяет думать, что на раннем этапе своей трудовой биографии зодчий создавал храмы и жилые постройки, хотя ни одна из них нам доподлинно не известна. В более поздних источниках он уже именуется только «городовым мастером» и «государевым мастером». Надо полагать, что к 1586-му году он уже был известным и опытным зодчим, имевшим солидный послужной список. Иначе бы он вряд ли был избран руководить новой грандиозной стройкой, затеянной на Москве.

Царь Федор Иванович, вступив на престол в 1584 году после смерти своего отца Ивана Грозного, в том же году «повеле заложити на Москве город каменной» и нарек ему имя «Царев Белый каменной город». Новая стена должна была защитить Большой Посад – часть Москвы за пределами Кремля и Китай-города. Уже при Иване Грозном Большой Посад был обнесен валом, называемым в источниках «земляной осыпью», имевшим в ширину 3 сажени (около 6,5 метров), и видимо около 6 метров высоты. Новая стена должна была вырасти позади этого вала и повторить его очертания.
Сразу после царского указа начались организационные мероприятия, подготовка места и завоз материалов, а к самому процессу строительства приступили лишь в 1586 году. Кирпич для постройки изготавливался в Москве, а известь и белый камень возили из подмосковного села Мячково. На подвозе материалов были задействованы (в качестве городовой повинности) крестьяне из ближайших к Москве сел и деревень, а также монастыри.
По свидетельству английского купца Джерома Гарсея, жившего в то время в русской столице, на эту стройку было собрано семь тысяч каменщиков, которые работали по найму, получая за свой труд денежную плату. Деньги на строительство выделялись из государевой казны, а кроме того, по словам того же Гарсея, особым налогом обложили всех московских купцов, в том числе иноземных, имевших в Москве торговлю.
В июле 1591, когда крепостные сооружения Белого Города были в основном построены, Москва подверглась нападению крымского хана Казы-Гирея. Новые стены надежно защитили город — татарам в этот раз взять Москву не удалось. Судя по сохранившимся записям, некоторые строительные работы на белогородской стене продолжались до 1593 года.

К настоящему времени от укреплений Белого Города не осталось практически ничего. Они все были разобраны в 70-80 годах XVIII века «за излишностью, ветхостию и неудобностию», и потому судить о том, что они собой представляли, мы можем лишь по археологическим раскопкам, описям XVII-XVIII веков, гравюрам и сведениям иностранцев, видевших стены Белого Города в период их существования.
Согласно описи 1701 года длина стены равнялась 4463 и ¾ саженей (около 9,6 километров) и состояла из 27 башен и 28 прясел. Фундаменты, судя по сохранившимся фрагментам, были полубутовыми и представляли собой две стенки из известняковых блоков, между которыми был насыпан белокаменный щебень, пролитый известковым раствором. В местах со слабым грунтом и высоким уровнем грунтовых вод в дно котлована (ниже фундамента) были забиты дубовые сваи, соединенные по верху сосновыми брусьями. Сами стены, скорее всего, также были полубутовыми, из кирпича с забутовкой кусками белого камня различных размеров, залитых известковым раствором, и имели белокаменный цоколь. Судя по описям и гравюрам начала XVIII века, зубцы (мерлоны), стоявшие вдоль боевого хода, были двурогими – в виде ласточкина хвоста, наподобие Кремлевских. В том месте, где стена пересекала реку Неглинную, в ней были устроены две арки, в описях называемые «трубами», защищенные подъемными железными решетками.
Самая мощная башня Белого Города – круглая Алексеевская – была пятиярусной и имела высоту 12 и 2/3 сажени (около 27 метров) без учета кровли. Она имела многошатровую кровлю и поэтому называлась также Семиверхой. Башня контролировала стратегически важную переправу – Крымский Брод, место, где согласно преданию крымские татары обычно переходили Москву реку.
По свидетельству современников, стены и башни Белого города, оправдывая свое название, были обмазаны известковой побелкой и имели белый цвет, ярко выделявший их на фоне деревянных построек посада.
Иностранцы, посетившие Москву в XVII и XVIII веках (Стефан Гейс, Адам Олеарий, Жан Стрюйс, Яков Рейтенфельс и другие), в своих воспоминаниях единодушно оценивали укрепления Белого Города как высокие, крепкие, красивые, отменной работы. Архидиакон Павел Алеппский, побывавший в Москве в 1653 году с посольством Антиохийского Патриарха Макария, написал что они «изумительной постройки».
По окончании строительства Белого Города общественный статус Федора Коня повысился весьма значительно. В официальных бумагах его стали именовать «государевым мастером» и по имени-отчеству (что делалось только в отношении высокопоставленных лиц), а также, судя по величине сделанных им в то время вкладов в Троицкий монастырь в Болдине, зодчий стал человеком вполне обеспеченным. Вскоре он вновь был призван на большое «государево дело».

Царским указом от 15 декабря 1595 года велено было князю Василию Звенигородскому, Семену Безобразову, дьякам Поснику Шипилову, Николаю Перфирьеву да городовому мастеру Федору Коню «ехати в Смоленеск делати государеву отчину город Смоленеск каменной». По прибытии на место всем им было предписано в короткий срок рассчитать потребное количество стройматериалов, определиться с путями их подвоза, а также определить «… сколко к которому делу надобет каких людей конных или пеших».

Памятник Федору Коню

Для контроля за расходованием казны, из числа смоленских «лучших людей» были назначены 10 целовальников (ответственных лиц, приведенных к присяге и целовавших на том крест), обязанных все расходы записывать в книги по статьям — «чтоб в денгах кражи не было».
В то же время царь Федор послал во все грады своих людей с приказом «имать» каменщиков, кирпичников и даже гончаров, «… а поимав их посылати в Смоленеск для каменново и кирпишново дела».
Официальная закладка крепости состоялась в 1597 году в присутствии специально для этого прибывшего «большого» боярина и царского конюшего Бориса Годунова.
С окончанием строительства Смоленской Крепости очень торопились, поскольку в январе 1603 года истекал срок перемирия с Польшей, бывшей в то время главной потенциальной угрозой Руси на западном направлении. В 1600 году Годунов, (уже избранный и помазанный на царство), издал беспрецедентный до сего времени указ о том, чтобы «… церквей каменных, и полат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жернов, и точил, и на гробы плит, сего лета не делали никто никак, ни которыми делы». Нарушившим этот указ грозила смертная казнь.

Официальное освящение Смоленского Каменного Града состоялось в 1602 году. Новая крепость имела периметр стен около 6,5 километров, 38 башен, 9 из которых — проездные. Стены были очень высоки – от 13 до 19 метров, при толщине около 6 метров. Ширина боевого хода стены достигала 4,5 метров – по нему можно было проскакать на тройке. По своим масштабам и боевым возможностям творение Федора Коня стало одной из сильнейших городов-крепостей Русского государства, уступая лишь Москве и Пскову. Крупнейшая башня Смоленского града – Фроловская (до наших дней не сохранилась), имела высоту 15 сажен без шатрового верха (около 33 м) и была пятиярусной. Судя по ее изображениям на гравюрах и иконах, была очень похожа на одноименную Фроловскую (впоследствии Спасскую) башню Московского Кремля.

Как показали проведенные в XX веке исследования, кирпич, из которого сложены стены Смоленской Крепости, отличается чрезвычайной прочностью, а мощный белокаменный цоколь уходит в землю на большую глубину (6-7 метров). Поляки, осадившие Смоленск в 1609 году, как ни старались, за два года осады не смогли ни пробить ее стен пушечными ядрами, ни взорвать фугасами, заложенными в подземные галереи.
Однако, слабое место у Смоленской Крепости все же нашлось. Лихорадочная поспешность в проведении строительных работ, допущенная после указа 1600 года, отразилась на качестве одного из восточных участков стены, кладку которого вели уже поздней осенью, чего обычно никогда не делалось – все каменные работы на Руси прекращались в начале октября и возобновлялись только к середине апреля. Предатель-перебежчик, смольянин Андрей Дедешин, показал польскому королю Сигизмунду III то место, где «град худ, делан в осени», и король «повеле по той стене бити, и тое стену выбиша». И лишь после этого полякам удалось войти в крепость, в которой к тому времени оставалось менее 400 боеспособных защитников.
Слава о Смоленской Крепости, благодаря этим трагическим событиям, разошлась далеко по Европе – в войске Сигизмунда III было много наемников из европейских государств, особенно немцев. В космографии конца XVII века, переведенной на русский язык, содержалось такое описание: «город Смоленск славен зело и крепок, стенами каменными толстыми и высокими обведен, и рвы глубокими, и всякими крепостями утвержден, строение Московского государя царя Федора Ивановича всеа Руссии».

Федору Коню часто пытаются приписать авторство еще целого ряда крупных каменных сооружений, совершенных в царствование Федора Ивановича, Бориса Годунова и даже Михаила Романова, в частности Астраханского Кремля, стен Пафнутьево-Боровского монастыря, Борисова-городка под Можайском, надстройку колокольни «Иван Великий» на один ярус, и так далее. При этом ищут черты сходства этих сооружений с единственной сохранившейся «подписной» постройкой мастера – Смоленской Крепостью. В некоторых случаях авторство Федора Коня вполне возможно, в других имеются серьезные возражения, но ничего нельзя утверждать наверняка. Что же касается архитектурного и конструктивного сходства – действительно, стены и башни Астраханской и Пафнутьево — Боровской крепостей очень похожи на смоленские. Но эту похожесть можно объяснить и так: авторитет Федора Савельевича Коня как зодчего был в свое время столь высок, что его сооружения служили своего рода эталоном, образцом для подражания, подобно тому, как иконы и фрески Рублева были впоследствии образцом для многих поколений русских иконописцев.

Конь Фёдор Савельевич

Фёдор Савельевич Конь (ок. 1540 – после 1606) – русский зодчий второй половины XVI века, выдающийся строитель крепостных сооружений: каменных стен и башен «Белого города» Москвы мощных городских стен Смоленска. Один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.

Год рождения и время смерти Федора Коня неизвестны. О жизни зодчего известно совсем немного; краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI – начала XVII вв. дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина – Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568 – 1607 гг., наказы и грамоты царя Фёдора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII в.

В существующих источниках он назван и Конём Федоровым, и Кононом Федоровым, и Кондратом Федоровым, и Феодором. Для Фёдора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением.

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 г. Фёдор Конь сделал вклад в Болдин Монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 г. «с Москвы из суконного ряду Фёдор Петров сын, а Фёдора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов:

каменных стен и башен Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров);

мощных городских стен Смоленска (1596—1602);

ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске;

ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем.

Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэмах «Конь» и «Зодчие».

У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.

Литература:

Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т. I, II / Л. Б. Альберти. – М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1935. – Т. II.

Андреев, Н. В. Доисторические и исторические памятники г. Смоленска / Н. В. Андреев, Д. П. Маковский. – Смоленск, 1948. – С. 33–48.

Белогорцев, И. Архитектурный очерк Смоленска / И Белогорцев. – Смоленск: , 1949. – 92 с.: ил.

Белогорцев, И. Зодчий Федор Конь / И. Белогорцев. – Смоленск: , 1949. – 56 с. : ил.

Ильин, М. А. Федор Савельевич Конь / М. А. Ильин. – М., 1948. – (Сб. «Люди русской науки»).

Косточкин, В. В. Государев мастер Федор Конь / В. В. Косточкин. – М.: Наука, 1964. – 175 с. : ил.

Косточкин, В. В. Крепость Смоленска / В. В. Косточкин. – М., 2000. – 40 с. : ил.

Мурзакевич, Н. А. История губернского города Смоленска древнейших времен до 1804 г.: / Н. А. Мурзакевич. – Смоленск, 2004. – 204 с. : ил.

Орловский, И. И. Смоленск и его стены: краткая история Смоленска и его крепости: к 400-летнему юбилею городской стены / И. И. Орловский. – Изд. четвертое, доп. – Смоленск : Свиток, 2002. – 61 с. :12 л. ил.

Федор Конь, озаривший камень (очерки истории России) / сост. В. Г. Свистелин. – Смоленск, 1996. – 63 с. : ил.

Хозеров, И. М. Новые данные о Смоленской городской стене / И. М. Хозеров.

Памятник Фёдору Коню, Смоленск: отзывы

– Смоленск, 1930. – 31 с.

Хозеров, И. М. Городские стены г. Смоленска / И. М. Хозеров. – Смоленск, 1945.

Достопримечательности Смоленска

Сообщение от Николай

Совершенно верно.

Вот то немногое, что нужно, чтобы разделы не закрывались и никого не банили (поверьте, мне не хочется никого банить и даже делать замечания):
Нужно проявлять хотя бы малейшее уважение к тем, кто занимается поддержкой форума, на котором вы так удачно этих же людей обсуждаете и критикуете. Если вы считаете, что я так уж плох, что не достоен хотя бы того, чтобы вы не писали гадостей в мой адрес, то вспомните хотя бы то, что очень длительное время вы общались здесь так, как хотели (ровно столько, сколько это было возможно, и ровно столько, пока некоторые товарищи окончательно не обнаглели). Если и "прошлых заслуг" недостаточно, то просто подыщите себе другой форум, где администратор форума вас всем устраивает.

Необходимо безусловно принимать и соблюдать правила форума. Да, в основных правилах ещё не написано о том, что минусовками нельзя меняться на форуме. Но об этом было многократно сказано в самых разных разделах.

Не устраивать панических дискуссий и демонстраций по поводу закрытия каких-либо разделов. Если какой-то раздел закрыт, значит есть на то объективные причины, и не нужно устраивать митингов против этого. Ничего эти ваши митинги не изменят, а только мешают работе форума. Вопрос не стоит так — "нравятся ли вам правила форума или нет?" — либо вы их принимаете и пользуетесь форумом, либо вам нужно покинуть его (я готов спокойно обсуждать совершенствование правил, но не нужно ничего требовать!). Не надо писать ни о какой якобы помощи форуму. Вся необходимая помощь заключается в выполнении вышеописанных трёх пунктов.

Нужные разделы, если это будет возможно, обязательно будут на форуме. И форум сможет продолжить своё развитие тогда, когда вы наконец успокоитесь, перестанете обсуждать и осуждать создателей форума (в частности — меня). И видеть во мне своего врага (хоть кто-нибудь из вас задумывался, за что у вас такое отношение ко мне? Может за то, что три года беззаботно общались на форуме, который я создал, а на четвёртый год появились какие-то ограничения? Если да, то почему вы считаете, что я обязан делать на форуме всё, что только вам пожелается?)

Позиция "мы требуем" — ничего не изменит (во всяком случае, в лучшую сторону).

Я ещё раз призываю всех успокоиться и постараться соблюдать порядок на форуме.

И обезьяне должно быть понятно, что вот так форум не может существовать длительное время. Поэтому, будет ли форум (а точнее, раздел ведущих на этом форуме) в будущем — зависит исключительно от вас. Лично у меня нет желания закрывать ваш раздел, но и читать эти гадости дальше, у меня нет особого желания (а у вас есть желание читать гадости в свой адрес?).

Поскольку я не готов читать ваши многочисленные сотни сообщений-ответов на моё сообщение (как это обычно бывает), тему закрываю.

Лучше конструктивно обсудите в отдельной теме своё поведение на данном форуме (ведь эти протесты/стычки появились далеко не сейчас, а были всегда. Только вчера с новичками да инакомыслящими, а сегодня со мной и новичками).

Памятник Фёдору Коню. В 1991 году, возле первой из отреставрированых крепостных башен — Громовой, был установлен памятник строителю смоленской крепости выдающемуся русскому зодчему Фёдору Савельевичу Коню.(скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко) Место расположения: центр города, парк, у башни Громовой.

Слайд 22 из презентации «Памятники Смоленска». Размер архива с презентацией 244 КБ.

Скачать презентацию

История 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Основные реформы Петра I» — Табель о рангах. Шведский вариант. Учреждение. Социальная политика. Главная причина быстрого роста промышленности. Два ружья. Шляпный двор. Военная реформа. Противоречивая личность. Административные преобразования. Реформа областного управления. Крестьянство. Меркантилизм. Государственные реформы. Реформы. Подготовка войска к боевым действиям. Индивидуальный принцип. Российская промышленность. Реформы Петра I.

««Куликовская битва» 10 класс» — Битва. Погибло 12 белозёрских и двое тарусских князей. Русское знамя. Русское войско. Более поздние исследователи. Оценки потерь. Память. Куликовская битва (1380). Памятник в честь победы на Куликовом поле по проекту А.П.Брюллова. Схема Куликовской битвы. Эпизод с благословением войска Сергием. Последствия. В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена. Татары смешались и обратились в бегство.

«Первые князья на Руси» — Первое предание. Мирный договор. Внешняя политика. Рюрик. Посещение Константинополя. Древляне. Новый шаг в развитии государства.

Памятник Фёдору Коню

Южное направление. Болгары. Аскольд и Дир. Последний год Святослава. Первые общерусские князья. Олег Вещий. Общерусские князья. Подвиг русского воина. Отношения с варягами. Научно-методическая деятельность. Святослав Воитель. Последнее предание. Игорь Старый. Укрепление аппарата государства.

«Личность Ивана Грозного» — Первый царь России. Иван Грозный убил своего сына. Иван Грозный у тела убитого им сына. Казанские походы. Личность царя Ивана Васильевича. Покорение Сибири Ермаком. Культурная деятельность. Астраханские походы. Интересные факты. Личность и политик. Характеристика правления. Казанская царица. Реформы. Биография. Ливонская война.

«Битва за Москву в войне» — Наступление началось. Зоя Космодемьянская перед казнью. Москва. 16 ноября — ВОСКРЕСЕНЬЕ. Командующий 19 армией генерал-лейтенант И.С. Конев. Красная площадь. 30 сентября — ВТОРНИК. Фашистские изверги оборвали жизнь бесстрашной партизанки.

Фото 1945 года. Первые свидетельства фашистского варварства. Боритесь, не бойтесь! Велико значение Московской битвы. Медаль "за оборону москвы". Юная героиня смело смотрела смерти в лицо.

«Использование ИКТ на истории» — Этапы. Форма урока. Казанский Кремль. Презентация проектов учащимися с использованием ИКТ. Алгоритм работы. Интегрирование исторических, правовых и обществоведческих знаний. Алгоритм работы группы. Гуманизм и война. Международное Гуманитарное право. Какое событие показано на данном фрагменте карты. Событие. Результативность работы. Ливонская война. Какая дата лишняя. Историческое событие. Заполнение таблиц.

Всего в теме «История 10 класс» 78 презентаций

5klass.net>История 10 класс>Памятники Смоленска> Слайд 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *