ПАМЯТНИК ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ

Памятник Елизавете Петровне находится в Покровском сквере. Память об императрице в Ростове-на-Дону была увековечена не просто так. Имя Елизаветы Петровны неразрывно связано с историей города. Датой основания Ростова считается 15 декабря 1749 года. В этот день Елизавета Петровна подписала указ об основании Темерницкой таможни. Она стала первым постоянным поселением на территории современного Ростова. Темерницкая таможня развивалась и отстраивалась. К середине XVIII века она имела большое значение для экономики юго-востока России. Темерницкую таможню можно было считать вторым «окном в Европу». Она была единственным портом, из которого можно было вести торговлю с городами, расположенными на побережье Азовского, Черного и Средиземного морей.

В 2006 году в Ростове-на-Дону было решено увековечить память о Елизавете Петровне в виде монумента. Был объявлен конкурс. Работы принимала Донская публичная библиотека. Всего было представлено 6 проектов. Обсуждение работ проходило полгода.

Памятник Елизавете Петровне (Monument to Elizabeth Petrovna)

В течение этого времени ростовчане оставляли свои отзывы о том, какой памятник они хотели бы видеть в историческом центре города. Для подведения итогов конкурса была сформирована специальная комиссия. Она приняла решение 20 июня 2006 года. Окончательное решение принимал градостроительный совет. В результате победителем конкурса стал донской художник-монументалист Сергей Олешня. Над созданием памятника Елизавете также трудились скульптор Анатолий Дементьев и архитектор Владимир Фоменко. На изготовление памятника ушло пять месяцев.

Монумент был открыт в торжественной обстановке 27 июня 2007 года. Скульптура отлита из бронзы. Она стоит на месте, на котором около 70 лет простояло изваяние Кирова.

Скульпторы стремились как можно точнее воссоздать образ императрицы. Они изучили сотни портретов Елизаветы, моду того времени и стиль изготовления украшений. Корону и серьги изготавливал донской ювелир Александр Ордынский. Он сделал точные копии украшений Елизаветы. Макеты были изготовлены из пластилина. Затем они были отлиты из бронзы.

Елизавета одной рукой указывает на место, где стояла Ростовская крепость. В другой руке она держит свиток с ее проектом. В горельефах изображены важные исторические личности, оставившие заметные следы в становлении Ростова:

• Архиепископ Воронежский и Елецкий, который благословил строительство крепости

• Инженер А.И. Ригельман, разработавший проект крепости

• Атаман Войска Донского Данила Ефремов

• Генерал-майор Сомов, который был первым комендантом крепости

В высоту монумент достигает 7 м. Высота фигуры императрицы 3,5 м, а постамента – 3,7 м. Скульптурная композиция отлита из бронзы, а постамент сделан из бронзы.

Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования — время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах.

Памятник императрице Елизавете Петровне в 2018 — 2019

Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», — снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы — время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием — памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.
Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени — это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» — живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.
Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной — в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

Памятник Елизавете Петровне ― один из монументов в городе Ростов-на-Дону.

Памятник императрице Елизавете Петровне

Посвящён российской императрице и основательнице города. Располагается в Покровском сквере, возведён в 2007 году по проекту Сергея Олешни.

История создания

Датой основания города Ростов-на-Дону можно считать 15 декабря1749 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ о создании Темерницкой таможни, первого постоянного поселения на территории Ростова. К середине XVIII века Темерницкая таможня и порт, вскоре возникший около неё, стали играть важную роль в экономической жизни юго-востока России. Это был единственный пункт, через который Россия могла вести торговлю с портами Азовского, Чёрного и Средиземного морей. Это было второе «окно в Европу». В 1761 году началось строительство крепости Святого Димитрия Ростовского. Позднее, а именно в 1811 году, крепость получила статус города, а в 1835 крепость была упразднена. Чтобы отличить от древнего Ростова Великого, город был назван Ростов-на-Дону.

В 2006 году был объявлен конкурс на создание проекта памятника Елизавете Петровне. Около полугода проходило обсуждение представленных проектов.Всего в Донскую публичную библиотеку были представлены 6 работ.

В течение нескольких месяцев ростовчане оставляли свои отзывы и пожелания о том, какой именно памятник должен украсить исторический центр Ростова. 20 июня 2006 года итоги конкурса подвела специальная комиссия. Выбор победителя осуществлялся градостроительным советом. Победителем стал проект известного донского художника-монументалистаСергея Олешни, чьи скульптуры и мемориальные комплексы установлены во многих городах России. За эту работу скульптор был удостоен Золотой медали Российской академии художеств1.

Памятник Елизаветы выполнили скульпторы Сергей Олешня и Анатолий Дементьев совместно с архитектором Владимиром Фоменко.

27 июня 2007 года состоялось торжественное открытие памятника.

Бронзовое изваяние императрицы было установлено в центре города перед Старо- Покровским храмом, на месте, где до этого около 70 лет простоял памятник С. М. Кирову. Этот вариант расположения был определён устроителям как наиболее удачный с исторической точки зрения, так как именно здесь в XVIII веке были возведены редуты крепости Димитрия Ростовского.

Памятник был создан всего за пять месяцев, включая лепку, формовку и литье. В изготовлении участвовало 70 человек2.

Скульпторы внимательно изучили сотни портретов императрицы, моду того времени и стиль украшений, чтобы как можно точнее воссоздать облик императрицы. Так в процессе строительства авторы приняли решение заказать серёжки и корону императрицы у известного донского ювелира Александра Ордынского, получившего приз зрительских симпатий на одной из престижных выставок «Во славу Фаберже». Он воспроизвёл точные копии тех украшений, которые носила сама Елизавета. Копии украшений сначала были выполнены из пластилина, а затем отлиты из бронзы2.

Строительство этого памятника положило начало большому проекту, посвящённому увековечению истории Темерницкой таможни и крепости Святого Димитрия Ростовского2.

Внешний вид памятника

Елизавета Петровна одной рукой указывает на место, где будет находиться крепость, а в другой держит свиток с указом о её строительстве.

Также памятник украшен фигурными горельефами,на которых изображеныархиепископ Воронежский и Елецкий Арсений, благословивший строительство крепостиСвятого Димитрия Ростовского, атаман Войска ДонскогоДанила Ефремов, автор проекта крепости инженер А. И. Ригельман и первый её комендант генерал-майор Сомов2.

Высота памятника более 7 метров (скульптура ― 3,5 метра, постамент ― 3,7 метра). Фигура Елизаветы, горельефы, оклады и указы отлиты из бронзы и весят около 3 тонн, вес гранитного постамента ― около 50 тонн.3

Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *