ПАМЯТНИК БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ

Богдан Хмельницкий. г.Киев, Софийская площадь, 1888г. Памятник Богдану Хмельницкому — памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетману Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия принятия христианства. Является одним из символов Киева, памятником искусства XIX века.

История
Идея создания памятника возникла в общественности по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от царского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором университета, главой Киевской археографической комиссии. Первый проект памятника, созданный скульптором Михаилом Микешиным, был весьма резким — конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антисемитского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича.

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственних мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь.

Описание памятника Богдану Хмельницкому в Киеве

Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

Композиция памятника
Композиция памятника поражает динамизмом. В изображении момента резкой остановки всадником взмыленного коня заложен символ: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток (именно на Софийской площади, 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами). Во властном укрощении коня, решительно приподнятой правой руке с булавой, обращённому к народу лице ощущается несокрушимая воля сильной личности.

Архитектурные особенности
Отлично приспособленная к круговому обзору скульптура отличается разнообразием и красотой контуров, тщательной обработкой многочисленных деталей, которые хорошо просматриваются благодаря невысокому постаменту, по своей форме напоминающему степной курган. Чрезвычайно выразительными являются силуэт коня, изгиб его ног и головы, откинутой назад. Складки одежды всадника трактованы экспрессивно, что усиливает сложную светотеневую градацию всей композиции. Моделируя лицо всадника, автор широко использовал иконографию Богдана Хмельницкого, наделив его портретными чертами и передав характер решительного волевого человека.

Координаты GPS: 50 27 12.85 : 30 30 59.72

Памятник Богдану Хмельницкому (Киев)

г. Киев, Софийская площадь, метро: «Золотые ворота», «Площадь независимости».

Посмотреть на карте

Памятник Богдану Хмельницкому — один из самых знаменитых городских монументов, своеобразная эмблема Киева.

Идея установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе возникла еще в 1859 году в альманахе «Украинец» профессора Михаила Максимовича, немного позже при участии Михаила Юзефовича она перешла в практическую плоскость.

Михаил Юзефович обратился к известному художнику Михаилу Микешину. Тот с охотой в 1868 г. приехал в Киев и договорился о памятнике. Позднее Микешин доказал царю Александру II, что «на Украине, под впечатлением недавнего польского восстания, возникло общее желание достойно оказать почести за патриотическую выслугу гетману Хмельницкому, который приобщил Украину к России».

В 1870 г. царь велел собирать пожертвования на памятник по всей России «тому, кто возвратилъ русскому народу Кіевскую святыню, кто спасъ, может быть, православіе на берегахъ ДнЂпра и положилъ краеугольный камень нынЂшнему государственному зданію всея Россіи».

Михаил Микешин разработал модель памятника: Богдан был на резвом коне, «под копытами коня лежал труп ксёндза-иезуита, покрытый покромсанным польским знаменем, здесь же валялись куски порванной цепи. Далее, за конём, сбитая его копытом, торчком летела со скалы фигура польского пана, а ещё ниже — фигура жида-рандаря, руки которого закоченели на просвирах, пасхах и награбленных церковных вещах»… Во главе пьедестала — кобзарь поёт и играет на бандуре, а под ним подписано:
«Та не буде лучче, та не буде краще,
Як в нас на Вкраїні,
Що нема жида, що нема ляха,
Не буде й унії…».

Пожертвования поступали плохо. По подписке собрали лишь 25000 рублей. В целях экономии автор эскизных рисунков отказался от многих элементов предполагавшейся многофигурной композиции. Так, не оказалось в окончательном варианте задуманных барельефов «Битва под Збаражем» и «Въезд войска Хмельницкого в Киев», скульптур убитого поляка, бегущих от гетмана еврея и иезуита. Не нашлось места кобзарю, в образе которого угадывался Тарас Шевченко, и отрывку из стихотворения. По политическим мотивам царь запретил лошади топтать польское знамя.

В это время Морское ведомство передает для статуи 1600 пудов старой корабельной меди.

Михаил Микешин не был скульптором, поэтому статую гетмана отлил в 1879 году в Петербурге на заводе Берда скульптор Пий Адамович Велионский, а фигуру коня — его коллега Артемий Лаврентиевич Обер.

После долгих споров о месте установки, в 1881 г. начали копать под памятник на Софийской площади, но из Петрограда неожиданно запретили работу…

Оказалось, что это киевское духовенство пожаловалось в Синод. Оно писало: При испрошеніи Высочайшего разрЂшенія на сооруженіе памятника Хмельницкому мЂстом для постановки его предполагалась Бессарабская въ Кіе†площадь, переименованная тогда же въ площадь Богдана Хмельницкаго. Между тЂмъ кіевская городская дума въ засЂданіи 16 іюля 1881 г. постановила: памятникъ этотъ поставить на Софіевской площади, въ ея центрЂ, против алтарной стЂны Кіево-Софіевскаго Собора, извЂстной подъ именемъ "нерушимой стЂны". При означенномъ положеніи и высотЂ памятника на площади не только будетъ закрыт видъ на соборъ со стороны Крещатика и Михайловского монастыря, гдЂ проходятъ массы богомольцевъ, совершаются церковныя процессіи и движется городская публика, но ещё всякому, направляющемуся съ этой стороны къ собору будетъ представляться уже не алтарная стЂна собора , а задняя часть лошади…

Памятник Богдану Хмельницкому, Киев

Естественно, такимъ видомъ смущенъ будетъ каждый благочестивый христіанинъ, обычно творящій на себЂ крестное знаменіе въ направленіи къ "Нерушимой стЂнЂ"… Находя такую постановку конной группы предъ св. Алтаремъ неприличною и оскорбительною для религіознаго чувства парвославных поклонниковъ русской святыни, духовенство в особе преосвящ. Иоанна и просило запретить ставить памятник на Софийской площади…

После отливки и доставки в Киев, статуя восемь лет простояла «под домашним арестом» во дворе Старокиевского полицейского участка, — за то, мол, что прибыл «без пашпорта», как шутили тогда люди…

Только в 1886 г. из казны было выдано 12000 рублей. Город передал архитектору Николаеву 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Из них и соорудили основание. Памятник был размещен на Софийской площади, но развернули и подвинули его подобающим образом. В результате гетман стал указывать булавой не на Варшаву, а чуть ли не на Москву.

Наконец, в дни празднования 900-летия крещения Руси, 11 июля 1888 г. — памятник был установлен и освящен.

главная >> достопримечательности киева >>памятники>> памятник богдану хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому

Адрес: Софиевская площадь

Как добраться: доехать на метро до ст. Майдан Незалежности, спуститься вниз 2 квартала по ул. Софиевской; доехать на метро до ст. Золотые ворота, пройти вниз по ул. Владимирской до Софиевской площади

Памятник Богдану Хмельницкому является самым знаменитым  памятником города, своеобразным символом Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Также известен Богдан Хмельницкий благодаря Переяславской Раде, сделавшей союзниками Московию и Украину.

В середине 19 века у украинских деятелей культуры возникла мысль установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе. Однозначного ответа на вопрос, кому первому пришла в голову эта идея, нет. Авторство делят между собой два профессора: Михаил Максимович и  Николай Костомаров. Осуществление задуманного стало возможным благодаря Михаилу Юзефовичу, тоже профессору, являвшемуся главой Киевской археографической комиссии. Проект будущего монумента должен был разработать очень известный в то время живописец и скульптор Михаил Микешин.

Первый проект памятника Богдану Хмельницкому был выполнен с грандиозным размахом. На гранитном постаменте, по форме похожем на курган, на гарцующем коне восседал гетман. Под копытами коня предполагалось изобразить распластанное тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом лежали звенья разорванных цепей. Сбитые скачущим конем,  летели со скалы фигуры польского пана-шляхтича и еврея-арендатора. Внизу, перед скалой располагались еще 4 фигуры – слепой кобзарь и его слушатели: белорус, малоросс, великоросс и червоноросс. Барельефы должны  были изображать эпизоды  Битвы под Збаражем и Въезд войска Хмельницкого в Киев.

Средства на памятник предполагалось собрать по благотворительной подписке, но пожертвования поступали плохо. Политические мотивы и недостаток средств привели к тому, что композиция утвержденного памятника стала намного скромнее. Были отвергнуты попранное польское знамя и антисемитская тематика, заодно исчезли с памятника  фигуры кобзаря, его слушателей, а также барельефы.

Морское ведомство пожертвовало на строительство памятника 1600 пудов (25,6 т.) старой корабельной меди. В 1877 году, наконец-то,  была изготовлена гипсовая модель, а в 1879 году в Санкт-Петербурге, на литейно-механическом заводе Берда, при участии скульпторов Пия Адамовича Велионского и Артемия Лаврентьевича Обера, композицию отлили из металла.

Место для установки памятника гетману Богдану Хмельницкому определилось после долгих споров – было решено, что это будет Софийская площадь.

11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве был открыт памятник Богдану Хмельницкому

Но неожиданно из Петербурга пришел запрет. Дело в том, что памятник, установленный на Софийской (Софиевской) площади, располагался бы между алтарной стеной Киевского Софийского (Софиевского) собора и зданием Михайловского Златоверхого собора. Ориентирована статуя была так, чтобы гетманская булава была направлена с угрозой в сторону Польши. Соответственно, выходило так,  что конь Богдана Хмельницкого был обращен хвостом к алтарной стене Софийского собора, и именно это будут видеть вместо христианской святыни многочисленные богомольцы, устремляющиеся к собору. Кроме того, закрывался вид на собор со стороны Михайловского монастыря и Крещатика. Это вызвало возмущение киевского духовенства, и оно написало жалобу в Синод. Некоторое время он стоял на Бессарабской площади.

Восемь лет простоял готовый памятник Богдану Хмельницкому во дворе Старокиевского полицейского участка, так как денег на строительство гранитного постамента не хватило. Киевляне шутили, что гетмана арестовали за то, что "прибыл без пашпорта". Наконец, в 1886 году из городской казны было выделено 12000 рублей, а управа  Киевской крепости отдала для памятника 30 кубических саженей гранита, которые остались от строительства опор Цепного моста, после чего архитектор Владимир Николаев спроектировал и построил постамент для памятника. Киевский архитектор работал бесплатно, а деньги, которые удалось сэкономить, потратил на установление изгороди с фонарями вокруг памятника.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, скульптурную композицию развернули, после чего булава стала грозить скорее в сторону Швеции, чем в сторону Польши. Вопреки расхожему мнению, в сторону Москвы булава не была направлена никогда. О сопричастности к России говорили лишь надписи на постаменте: "Хотим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В 1919 и 1924 годах эти надписи сменили на "Богдан Хмельницкий. 1888", которая сохранилась по наши дни.

11 июля 1888 года, во время празднования в Киеве 900-летия крещения Руси, памятник Богдану Хмельницкому был окончательно установлен и освящен.

Сам памятник Богдану Хмельницкому производит сильное впечатление своей динамичностью. Как будто всадник, на полном скаку осадил коня, чтобы обратиться к народу. Довольно точно передано портретное сходство с прототипом, а также детали одежды. Постамент скульптурной композиции относительно невысок, кроме того, она доступна для кругового обзора, что дает возможность подробно рассмотреть все детали композиции, которые проработаны очень тщательно.

dsfin

 (30-09-2018)

Хороший исторический памятник.

Памятник Богдану Хмельницкому. История и современность

Очень динамичный. Один из символов Киева.

Liebe

 (20-07-2015)

Нравится. Энергичный. Смотрится хорошо с разных точек. Очень внушительный постамент.

jj-15

 (12-08-2014)

Красивый памятник, который очень хорошо дополняет собой площадь, а точнее вид на собор.

DS.Molotkov

 (27-01-2014)

Был в августе 2013г. Хороший прям рядом с Софией.

Silk

 (24-10-2012)

Интересный памятник, тоже напомнил памятник в Питере.

kamas

 (17-09-2012)

Красивый, нестандартный памятник. Один из символов Киева и отличное украшение огромной площади перед Софийским собором.

Dmitry

 (16-05-2012)

Очень удачное, ПМСМ, архитектурное решение. Вот только чой-то он булавой на север, в москалей тычет!

oyster

 (15-10-2011)

Хороший памятник, энергичный.

WSafonov

 (13-08-2011)

Мне понравилось

vadim

 (10-08-2011)

Символ дружбы Украины и России.

Sunny fox

 (16-06-2011)

Симпатичный памятник. Напоминает питерского Петра.

Stanislav

 (27-10-2010)

Памятник понравился. Один из символов города. Я видел творчество скульптора Микешина в Санкт-Петербурге (Екатерина 2) и в Великом Новгороде (1000-летие России). Расположен рядом с Софийским собором.

Ingrit

 (12-09-2009)

Памятник Богдану Хмельницкому всегда был олицетворением дружбы украинского и российского народов. Дружбы на века, о чем, как нам рассказывали на уроках истории, указывает жест правой руки Богдана Хмельницкого, обращенной в сторону Москвы. И мы в этом не сомневались, так как другого и быть не может. И в голову не приходило попробовать провести прямую линию на карте, чтобы проверить, куда же всетаки направлена рука. Оказывается рука, в которой Б.Хмельницкий держит булаву, направлена в сторону Швеции и это угрожающий жест. …продолжение

Во такие казусы идеологии страны в которой мы жили. Пусть жест руки говорит о другом, но суть памятника это не меняет!

Александр (t)

 (23-06-2009)

"В Киев Никсон прилетел,
На Крещатик поглядел —
На коне сидит Богдан,
Ну вылитый Моше Даян…"
Н-да, неправильно его куплетист на Крещатик поместил — не хватило сообразительности другую рифму придумать)))
Хороший, выразительный конный памятник. И хорошо, что не снесли ))), а то ведь на Украине к Богдану неоднозначное отношение — без него может мы и не жили бы в одном государстве (?)

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *